К вопросу о формировании личностно-профессиональной компетентности учителя-логопеда



Скачать 80.47 Kb.
Дата13.02.2016
Размер80.47 Kb.

К вопросу о формировании личностно-профессиональной компетентности учителя-логопеда

Среда, 27 Апр 2011 13:03 | Проблема подготовки психолого-педагогических кадров в рамках модернизации системы Российского образования | labintegro | Отзывы (5)


 

Маринич Е. Е. ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», г. Шуя

В условиях модернизации образовательных систем учитель-логопед играет важную роль в коррекционно-педагогической деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и это обуславливает необходимость наличия у учителя-логопеда не только новых знаний, умений, навыков, но и сформированной  личностно-профессиональной компетентности, которая способствует эффективности в работе с детьми данной категории.

В условиях модернизации образовательных систем актуализируются необходимость непрерывного совершенствования подготовки педагогических кадров, в том числе и кадров в квалифицированных учителей-логопедов.

Учитель-логопед в условиях современной действительности играет важную роль в коррекционно-педагогической деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в учреждениях дошкольного и школьного образования.  Речевые недостатки, а именно эта категория детей является в настоящее время из многочисленных групп детей имеющих отклонения в психофизическом развитии, являются предпосылкой нарушения умения полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, что затрудняет социальное и личностное развитие детей.

Растущая потребность общества в новом качестве образования, осознание важности фундаментальных знаний, общечеловеческих ценностей, приоритета образования и воспитания перед другими сферами культуры побуждают ученых заниматься изучением процесса профессионального становления будущего учителя-логопеда, определения профессионально значимых качеств специалиста, среди которых особое значение приобретает профессионально-педагогическая компетентность.

Профессионально-педагогическая компетентность – это интегративное свойство личности, обладающей комплексом профессионально значимых для педагога качеств, имеющей высокий уровень научно-теоретической и практической подготовленности к творческой педагогической деятельности и эффективному взаимодействию с учащимися в педагогическом процессе на основе использования современных технологий для достижения высоких результатов [1, с. 18].

С точки зрения структурного анализа понятия профессионально-педагогической компетентности мы выделяем в качестве ее основных компонентов мотивационный, когнитивно-операциональный, рефлексивный, коммуникативный,  прогностический (рисунок 1).



http://labintegro.mordgpi.ru/wp-content/uploads/2011/04/22.jpg

Мотивационный компонент говорит о наличие мотивов, целей, потребностей в профессиональном обучении, формирование интереса к профессионально-педагогической деятельности. Осознание значимости формирования соответствующих знаний, умений и профессионально-важных качеств, педагогических ценностей, конструирование педагогического процесса, принятие и осмысление инновационных компонентов профессиональной деятельности.

Когнитивно-операциональный компонент рассматривает наличие совокупности научно-теоретических  знаний о профессиональной деятельности, знание педагогической технологии, ее сущности и структурных компонентов, технологии решения учебно-педагогических задач, требований к конструированию и проектированию педагогических технологий и инновационных процессов, потребность в их совершенствовании. Владение технологией педагогической деятельности как системой инвариантных педагогических умений по решению учебно-педагогических задач, умение конструировать и проектировать учебно-воспитательный процесс, содержание образования, осуществлять выбор путей, способов и средств собственной профессиональной деятельности с учетом особенностей образовательного процесса, а также систему и последовательность действий учащихся с учетом их возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.

Рефлексивный компонент раскрывается в умении сознательно контролировать и оценивать результаты педагогической деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений, осуществлять анализ и рефлексию, определять уровень развития самооценки и степени освоения педагогической деятельности, готовности к ней и собственных учебно-педагогических действий.

Коммуникативный компонент говорит об умении устанавливать межличностные связи, организовывать целесообразные взаимоотношения в коллективе, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных ситуациях, четко и ясно излагать мысли, убеждать, аргументировать, передавать рациональную и эмоциональную информацию, организовывать и поддерживать диалог, пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации.

Прогностический компонент раскрывается в умении четко формулировать педагогические цели и задачи, мысленно конструировать образовательно-воспитательную практику, определить способы достижения педагогической цели, предвидеть и прогнозировать развитие педагогического процесса и результаты деятельности

Таким образом, мы пришли к выводу, что профессионально-педагогическая  компетентность, состоящая из выделенных пяти компонентов, представляет собой синтез необходимых учителю-логопеду психолого-педагогических и методологических знаний, практической готовности, способности их применения в профессионально-педагогической деятельности и проявляется при выполнении профессиональных функций через профессиональное мастерство. Явление профессионально-педагогической компетентности динамично, многогранно и многоаспектно, оно меняется в соответствии с изменениями, происходящими в обществе и в образовании. Структура профессионально-педагогической компетентности также должна периодически видоизменяться, корректироваться в связи с развитием науки и практики.

В структуре профессионально-педагогической компетентности учителя-логопеда выделяется личностно-профессиональная компетентность, а это обуславливает необходимость наличия у учителя-логопеда не только новых знаний, умений, навыков, но и сформированной и развитой его личностно-профессиональной компетентности в работе с детьми данной категории.

Проблема формирования личностно-профессиональной компетентности была предметом изучения в целом ряде научных исследований  таких авторов, как В. К. Орфинская (1963), М. Е. Хватцев (1961), О. В. Правдина (1973), Е. Ф. Pay (1980), Ф. Ф. Pay (1967), В. М. Шкловский (1974), P. E. Левина (1967). Современные исследования в этом направлении осуществлялись Л. С. Волковой (1998), В. И. Селиверстовым, Т. Б. Филичевой (1987, 1993), Л. Ф. Спировой (1985), H. A. Чевелевой (1989), Г. В. Чиркиной (1989, 1993), С. И. Шаховской (1975, 1991), A. B. Ястребовой (1984, 1985) рассматривают основные знания, умения, навыки, которыми должен обладать учитель-логопед и вопросы использования их в процессе коррекционно-педагогической практики.

Однако в отдельных исследованиях авторы обращаются к вопросам личности учителя-логопеда.

P. M. Султанова (2005) считает, что «самореализация личности наиболее плодотворно осуществляется в профессиональной деятельности, именно она дает максимальные потенциальные возможности одновременного и наиболее полного удовлетворения всех основных потребностей личности (социальном признании, самоуважении, безопасности и т. д.). Формирование человеческой личности в значительной степени происходит в профессиональной деятельности и под ее влиянием» [4, с. 40].

Достаточно подробно вопрос личности и деятельности учителя-логопеда рассматривается в работах Л. С. Волковой (1998). По мнению автора «логопед должен обладать системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, совокупность и широта которых формирует у него представления о типологии и структуре аномального развития, о способах предупреждения и преодоления речевой недостаточности, о методах психолого-педагогического воздействия. Логопед должен уметь распознавать речевые нарушения, владеть приемами и методами их устранения и коррекции, специальными методами обучения детей с речевыми расстройствами родному языку как в дошкольном, так и в школьном возрасте, проводить профилактическую работу по предупреждению неуспеваемости, хорошо знать психологические особенности детей с речевой патологией, использовать приемы и методы их воспитания, корреляции и развития у них высших корковых функций» [2, с. 16].

Однако, по мнению автора, «первостепенное значение для эффективности работы по обучению, воспитанию, коррекции и профилактике нарушений речи детей имеет личность логопеда, которая характеризуется следующими качествами: гуманистическая убежденность, гражданская нравственная зрелость, познавательная и педагогическая направленность, увлеченность профессией, любовь к детям, требовательность к себе и окружающим, справедливость, выдержка и самокритичность, педагогическое творческое воображение и наблюдательность, искренность, скромность, ответственность, твердость и последовательность в словах и действиях и др.» [2, с. 17].

Личностно-профессиональная компетентность учителя-логопеда – это подструктура профессионально-педагогической компетентности специалиста, отражающая специфику деятельности педагога и являющая основной его профессионального совершенствования [3, с. 41].

Развитие личностно-профессиональной компетентности учителя-логопеда необходимо осуществлять через развитие его следующих составляющих: мотивационного (направленностью на ребенка, на взаимодействие с педагогами и родителями, положительным мотивационным установкам и ожиданиям), когнитивно-операционального (развитым профессиональным мышлением, индивидуальным стилем деятельности и профессиональным самосознанием) и рефлексивного (высоким уровнем самоопределения и стремлением к саморазвитию, сформированными профессиональными способностями, и, в частности, способностью к саморазвитию) компонентов.

Следовательно, мы можем отметить, что профессиональная деятельность учителя-логопеда – это непрерывный процесс, пик которого может быть охарактеризован как пик карьеры или профессиональная зрелость субъекта. Логопед-профессионал отличается от начинающего специалиста сформированностью всех компонентов личностно-профессиональной компетентности: мотивационного, когнитивно-операционального и рефлексивного.  Высокий уровень сформированности личностно-профессиональной компетентности становится основой для совершенствования профессионально-педагогической компетентности учителя-логопеда.



Литература

  1. Банько, Н. А. Формирование профессионально-педагогической компетентности как компонента профессиональной подготовки менеджеров: монография / Н. А. Банько. – Волгоград : ВолгГТУ, 2004. – 75 с.

  2. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Владос, 1998. – 680 с.

  3. Петелина, Н. Г. Психологические условия повышения личностно-профессиональнои компетентности учителя-логопеда в системе повышения квалификации: дис. … канд. психол. наук / Петелина Н. Г. – Курск, 2006. – 241 с.

  4. Султанова, P. M. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя-логопеда в учебно-педагогической, производственной практике повышенного уровня: дис. … канд. пед. наук / Султанова Р. М.  - Ижевск, 2005. – 223 с.


Постоянная ссылка

Отзывов (5) на «К вопросу о формировании личностно-профессиональной компетентности учителя-логопеда»

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.





Copyright 2011. ГОУ ВПО "Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева".



Дизайн: NattyWP wordpress the
Каталог: Kostroma EDU -> gcoko -> log -> DocLib1
gcoko -> Человеческое мышление, способность к творчеству величайшие из даров природы. Даром этим природа отмечает каждого человека
gcoko -> Евгенией Васильевной Бондаревской. Ее основные положения изложены в учебном пособии «Педагогика: личность в гуманистически ориентированных теориях и системах воспитания»
gcoko -> 1 Системно-ролевая теория формирования личности ребенка
gcoko -> «Взаимодействие семьи и школы»
gcoko -> Закон «Об образовании в рф»
gcoko -> Повышение учебной мотивации обучающихся 5-7-х классов
gcoko -> Олегом Семеновичем Газманом и представлены им в октябре 1995 года на Всероссийской научно-практической конференции в докладе «Потери и обретения в воспитании после десяти лет перестройки». Несколько позже этот доклад
DocLib1 -> Системно-деятельностный подход в реализации стандартов нового поколения


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница