К сожалению, не все семьи справляются со своими функциями



страница1/15
Дата08.10.2019
Размер3,67 Mb.
#79599
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15



Пояснительная записка.
Семья выступает базовым институтом воспитания подрастающего поколения. Именно семья играет важнейшую роль в становлении личности ребенка, формировании его системы ценностей, духовно-нравственной основы, психологического и физического здоровья. Это фундамент, та необходимая среда, которая обеспечивает интеграцию человека в существующую систему социальных отношений. Развитие общества в огромной степени обусловлено полноценностью выполнения своих функций семьей как ячейкой этого общества, первым и наиболее важным этапом формирования личности.

К сожалению, не все семьи справляются со своими функциями. Не всегда семья является для ребенка местом, где он находится в безопасности, любви, где о нем заботятся, удовлетворяют его физиологические, психологические, духовные потребности. Семейное неблагополучие нередко приводит к изъятию ребенка из биологической семьи, установлению статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, а в дальнейшем к поиску подходящей замещающей семьи, в которой он сможет проживать. В сложные, кризисные периоды в обществе наблюдается рост социального сиротства. Сиротами также становятся дети в связи с различными трагическими ситуациями в семье. В любом случае, действует принцип приоритетности семейных форм воспитания по сравнению с содержанием в учреждениях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, приютах.

В Самарской области история становления и развития института приемной семьи ведет свой отсчет с 1995 года (Постановление Главы Администрации Самарской области от 17.10.1995г. № 345 «О временном Положении о приемной семье на территории Самарской области»). В соответствии с Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребенка и другими правовыми актами основной целью образования замещающей семьи является реализация приоритетного права каждого ребенка (в т.ч. детей, оставшихся без попечения родителей) жить и воспитываться в семье.

Замещающая семья - это любой тип семейного устройства ребенка - приемная, опекунская семьи, семья усыновителей, куда он помещается в силу потери кровных родителей или после изъятия его из семьи кровных родителей, и которые составляют альтернативу пребыванию ребенка в сиротском учреждении.

В настоящее время отмечается тенденция увеличения числа замещающих семей, вместе с тем нередки случаи, когда из-за возникших проблем замещающие родители отказываются от ребенка, что приводит к такому негативному явлению, как вторичное сиротство. Следствием подобного «отказа» от ребенка, когда это происходит второй раз (и более) в жизни, является утрата детьми доверия к взрослым и разочарование в ценности семьи, углубление проблемы с привязанностью к близким людям.

Для ребенка, оставшегося без попечения родителей, который воспитывался либо в условиях распорядка сиротского учреждения, либо в неблагополучной семье, очень важным становится обретение стабильного и безопасного пространства.

Вместе с тем и замещающая семья при включении в её состав нового члена - ребенка, оставшегося без попечения родителей, начинает переживать стресс переструктурирования. Граждане, выразившие желание принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в связи изменением структуры семьи нуждаются в предварительной подготовке к возможным трудностям, повышении уровня компетентности в области психологии и педагоги, осведомленности в правовых вопросах, формировании необходимых практических навыков воспитания.

Практика создания замещающих семей позволяет обозначить следующие основные причины проблем, возникающих при помещении детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи:

- несоответствующие реальности ожидания замещающих родителей (завышенные ожидания, идеализированные представления), неготовность к трудностям;

- несформированность родительских компетенций (знаний, умений, навыков) у замещающих родителей;

- наличие эмоциональных и поведенческих трудностей у детей, связанных в его предыдущим травмирующим опытом или опытом проживания в интернатных учреждениях;

- недостаточность знаний у замещающих родителей в вопросах возможности получения поддержки со стороны социальных служб.

Следовательно, для учреждения, осуществляющего функции поддержки института семьи, в настоящее время самыми актуальными направлениями работы является деятельность по подготовке граждан, выразивших желание принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей; оказание поддержки замещающим семьям на разных этапах: от принятия осознанного решения стать приемными родителями (опекунами) до совершеннолетия приемного (опекаемого) ребенка.

Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, составлена в соответствии с действующим законодательством (Федеральный закон РФ от 30.11.2011г. № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса РФ и статью 271 Гражданского процессуального кодекса РФ», постановление Правительства РФ от 25.04.2012г. № 391 «О внесении изменений в Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и в Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах», Приказ Минобрнауки России от 20.08.2012г. №623 « Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц желающихпринять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родиелей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации», Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 24.08.2012г. 3 ИР-713/07 «О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» и др.).

Содержание настоящей программы основывается на предназначении замещающей семьи, на задачах, стоящих перед приемными родителями (опекунами), направлено на профилактику возврата ребенка из замещающей семьи обратно в систему учреждений для детей-сирот.

Главное требование для любой замещающей семьи - обеспечить условия для безопасного проживания и воспитания, позитивного развития и самоощущения ребенка, оставшегося без попечения родителей, ребенка-сироты с учетом его индивидуальных потребностей, особенностей физического здоровья, эмоционального и умственного развития, создать условия для успешной интеграции ребенка в общество.

Современный кандидат в замещающие родители должен иметь представление о процедуре семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, формах семейного устройства.

Успешное выполнение обязанностей родителя предполагает знание возрастных особенностей детей на разных этапах развития. Замещающему родителю необходимо понимание специфики развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, его потребностей. Родительская компетентность также предполагает наличие педагогических навыков, умение осуществлять воспитание приемных детей, заботиться об их полноценном умственном, физическом, эмоциональном развитии. Оно выражается в понимании переживаний детей, расставшихся со своей семьей и утративших привычную среду общения, из-за чего во взаимоотношениях с ребенком могут возникать особые проблемы, для решения которых потребуется время и терпение. Успешный замещающий родитель признает, что ребенок — это личность, у него есть чувства, с которыми необходимо считаться, и помогает ему в развитии самоуважения, адекватной самооценке, успешной социализации.

Важными компонентами профилактики кризисных явлений в замещающей семье являются осознание замещающими родителями собственных мотивов, лежащих в основе принятия решения о создании замещающей семьи, а также формирование у них реалистичных представлений о прохождении процесса адаптации приемного ребенка и всех членов семьи в целом. Не всегда на этапе подготовки замещающие родители могут реально представлять: сколько времени потребует воспитание приемного ребенка; как отразиться появление приемного ребенка на родных детях; как окружающие отнесутся к новой деятельности и свое отношение на их реакцию; как приход ребенка отразится на внутрисемейных отношениях.

Неотъемлемой частью подготовки кандидатов в замещающие родители выступает формирование представлений о санитарно-гигиенических правилах и нормах воспитания ребенка, особенностях полового развития детей, а также необходимые сведения по профилактике детского травматизма.

Успешное выполнение родительских функций замещающим родителем предполагает умение защищать интересы приемного ребенка, осведомленность в правовых вопросах, связанных с семейным законодательством, знание своих прав и обязанностей как замещающих родителей, а также особенностей взаимодействия с органами опеки и попечительства и другими организациями.



Ведущая идея программы – создание условий для обеспечения приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница