К программе «Основы информационной грамотности школьника»



Скачать 50,27 Kb.
страница1/3
Дата22.02.2016
Размер50,27 Kb.
#10787
  1   2   3
Аннотация к программе «Основы информационной грамотности школьника»
Вхождение человеческой цивилизации в эпоху информационного общества, глобальный характер процессов информатизации, невидимые темпы роста информационных технологий - все эти факторы обусловили необходимость формирования особой культуры - информационной культуры личности1.

Под информационной культурой подразумевается: систематизированная совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, в ходе учебной, научнопознавательной и иных видов деятельности.

Кругозор ребенка, его образованность, воспитанность в первую очередь формируются в школе. И школьная библиотека здесь играет самую активную роль. Она служит прекрасной питательной средой для трансформации и воспроизводства читательской культуры и литературного вкуса.

Только работа в библиотеке с многообразием первоисточников может дать ученику широкий спектр фактов и взглядов, из которых сложится собственный взгляд на мир2

Современная система образования призвана формировать умение ориентироваться в массивах информации, извлекать знания. В этих условиях особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры учащихся3.

Старшеклассники - это бывшие младшие школьники, поэтому если изначально упустить формирование навыков обучения и самообучения, то даже самая усиленная работа в старшем звене не компенсирует упущенного.

Поступая в вузы, большинство вчерашних школьников не умеют пользоваться библиотечными каталогами, не обладают элементарными навыками выступления на семинарских занятиях, не умеют задавать вопросы и рационально использовать время при работе с источниками информации.

Обучение школьников основам библиотечно-информацион- ной культуры является неотъемлемой частью работы любого школьного библиотекаря. Это требование отражено в Примерном положении о библиотеке общеобразовательного учреждения во второй части «Основные задачи»: формирование навыков независимого библиотечного пользователя - обучение поиску, отбору и критической оценке информации*. Соответственно из этого вытекают цели и задачи программы «Основы информационной грамотности школьника».


Цели программы:

  • научить детей рациональным приемам работы с любыми типами и видами литературы;

  • привить навыки поиска, анализа, синтеза информации;

  • сформировать умение правильно применять найденную информацию.

Задачи программы:

  • приобщить учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе и развивать у них навыки самостоятельной работы с нею;

  • укреплять интерес к познанию окружающего мира через чтение литературы;

  • побуждать к чтению и к потреблению информации.

Особенности программы в том, что специальные знания даются с учетом возрастных особенностей учащихся. В ней предусмотрено постепенное накопление знаний от класса к классу, по ступенчатому принципу, что обеспечивает преемственность в обучении. Использованная методика включает основной минимум библиотечно-информационных знаний. Отдельные темы в программе повторяются. Повторяемость эта минимальна и оправдана постепенным усложнением материала и форм работы с книгой.

Данная программа не ставит перед собой задачи строгого контроля знаний учащихся, как это принято на уроках. Отсюда вытекают и необычные формы проверки знаний школьников с помощью тестов, кроссвордов, загадок, вопросов и игр. Это позволяет разнообразить работу учащихся, сделать её интересной и увлекательной.

Школьникам в зависимости от задания предлагается индивидуальная, групповая или коллективная работа, что способствует усвоению и закреплению материала, развитию познавательных способностей учащихся, умению применить полученные знания в новых условиях.

Программа ориентирована на учащихся 5-6 классов.
Продолжительность образовательного процесса: программа рассчитана на 85 часов, продолжительностью 1 учебный год.
Формы занятий:

  • классно-урочная система;

  • экскурсии в типографию, детскую библиотеку


Форма подведения итогов: после изучения всех тем проводится большая викторина, где выявляются знания, полученные на занятиях.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тема

Всего

часов

Теоретические

часы

Практические

часы

Введение

1

1




Тема 1. История возникновения письменности

9

7

2

Тема 2. История появления библиотек

4

2

2

Тема 3. История развития книгопечатания.

История возникновения письменности,

5

3

2

история появления библиотек, развитие книгопечатания (обобщающее)

2




2

Тема 4. Книга как предмет искусства

12

7

5

Тема 5. Бережное отношение к книге

7

1

6

Тема 6. Современные способы передачи и хранения информации

4

2

2

Тема 7. Справочный аппарат книги

4

3

1

Тема 8. Библиотека - информационный центр школы

10

7

3

Тема 9. Периодические издания в школьной библиотеке

4

2

2

Тема 10. Основные формы работы с книгой

9

6

3

Тема 11. Справочные издания

12

5

7

Заключительная игра

2




2

ИТОГО*

85

46

39



Номер

занятия

Название разделов, тем занятий

Кол-во теоретич.

ч

Кол-во практич.

ч

1

Введение

1




Тема 1. История возникновения письменности

7

2

2-3

Материалы для письма в древности

2
















4

Возникновение письменности

1




5

Письменность древних народов

1




6

Происхождение и развитие алфавита

1




7

Вклад Кирилла и Мефодия в развитие письменности древних славян

1




8

Виды древнерусского письма

1




9

Возникновение и распространение письменности (обобщающее)




2

Тема 2. История появления библиотек

2

2

10

История древнейших библиотек

1




11

Книжные собрания Древней Руси

1




12

История библиотек (обобщающее)




2

Тема 3.

История развития книгопечатания

3

2

13

Изобретение книгопечатания. Деятельность Иоганна Гутенберга

1




14

Начало книгопечатания на Руси. Жизнь и деятельность Ивана Федорова и Петра Мстиславца

1




15

Книгопечатание в настоящее время

1




16

История развития книгопечатания (обобщающее)




1

17

История возникновения письменности, история появления библиотек, развитие книгопечатания (обобщающее)




1

Тема 4. Книга как предмет искусства

7

5

18

Искусство художественного оформления книги

2




19

Современное понимание искусства книги

1




20

Издательское оформление книги

1




21

Художники-иллюстраторы детских книг

2




22

Экслибрис - маленький книжный знак

1

1

23-24

Экслибрис для школьной библиотеки




2

25

Книга как предмет искусства (обобщающее)




2

Тема 5. Бережное отношение к книге

1

6

26

Правила обращения с книгами

1




27-29

Ремонт книг




3

30

Изготовление книги своими руками




3










Тема 6. Современные способы передачи и хранения информации

2

2

31

Информация. Источники и приемники информации. Способы получения информации

1




32

Информационные процессы

1




33

Современные способы хранения и переработки информации (обобщающее)




2

Тема 7. Справочный аппарат книги

3

1

34

Титульный лист

1




35-36

Научно-справочный аппарат книги

2




37

Справочный аппарат книги (обобщающее)




1

Тема 8. Библиотека - информационный центр школы

7

3

38

Расширение представлений о библиотеке

1




39

Алфавитный каталог

1

0,5

40

Систематический каталог

1

0,5

41

Расстановка фондов в школьной библиотеке

2




42

Поиск литературы в фонде (практическое)




1

43

Книги о природе и технике

1




44

Книги об искусстве

1




45

Библиотека - информационный центр школы (обобщающее)




1

Тема 9. Периодические издания в школьной библиотеке

2

2

46-47

Периодические издания. Газеты. Журналы

2




48

Периодические издания в школьной библиотеке (обобщающее)




2

Тема 10. Основные формы работы с книгой

6

3

49

Библиографическая запись

1




50

Оформление библиографической записи (практическое)




1

51

Как читать книги

1




52

Сравнение переводов одного произведения. Развитие навыков творческого чтения

1




53

Записи о прочитанном. Дневник чтения

1

1

54

Дневник чтения по любимой книге

1

1

55

Выставка дневников чтения

1




Тема 11. Справочные издания

5

7

56

Справочный фонд библиотеки

1




57

Владимир Иванович Даль: медик, лексикограф, писатель

1




58-59

Словари (практическое)

1

1

60

Поиск информации в отраслевых энциклопедических словарях (практическое)




1

61—62

Справочники. Энциклопедии

1

2

63

Поиск информации в универсальных энциклопедиях (практическое)




1

64

Справочные издания (обобщающее)

1

1

65

Основы информационной грамотности (итоговое)




1

Итого

46

39

Каталог: documents
documents -> Программы
documents -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения
documents -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
documents -> Лингвосинергетическая трактовка учебно-педагогического дискурса
documents -> Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050202 Информатика
documents -> Социальная психология
documents -> 1. общая характеристика направления 220600 — инноватика

Скачать 50,27 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница