Под информационной культурой подразумевается: систематизированная совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, в ходе учебной, научнопознавательной и иных видов деятельности.
Кругозор ребенка, его образованность, воспитанность в первую очередь формируются в школе. И школьная библиотека здесь играет самую активную роль. Она служит прекрасной питательной средой для трансформации и воспроизводства читательской культуры и литературного вкуса.
Только работа в библиотеке с многообразием первоисточников может дать ученику широкий спектр фактов и взглядов, из которых сложится собственный взгляд на мир2
Современная система образования призвана формировать умение ориентироваться в массивах информации, извлекать знания. В этих условиях особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры учащихся3.
Старшеклассники - это бывшие младшие школьники, поэтому если изначально упустить формирование навыков обучения и самообучения, то даже самая усиленная работа в старшем звене не компенсирует упущенного.
Поступая в вузы, большинство вчерашних школьников не умеют пользоваться библиотечными каталогами, не обладают элементарными навыками выступления на семинарских занятиях, не умеют задавать вопросы и рационально использовать время при работе с источниками информации.
Обучение школьников основам библиотечно-информацион- ной культуры является неотъемлемой частью работы любого школьного библиотекаря. Это требование отражено в Примерном положении о библиотеке общеобразовательного учреждения во второй части «Основные задачи»: формирование навыков независимого библиотечного пользователя - обучение поиску, отбору и критической оценке информации*. Соответственно из этого вытекают цели и задачи программы «Основы информационной грамотности школьника».
Номер
занятия
|
Название разделов, тем занятий
|
Кол-во теоретич.
ч
|
Кол-во практич.
ч
|
1
|
Введение
|
1
|
|
Тема 1. История возникновения письменности
|
7
|
2
|
2-3
|
Материалы для письма в древности
|
2
|
|
|
|
|
|
4
|
Возникновение письменности
|
1
|
|
5
|
Письменность древних народов
|
1
|
|
6
|
Происхождение и развитие алфавита
|
1
|
|
7
|
Вклад Кирилла и Мефодия в развитие письменности древних славян
|
1
|
|
8
|
Виды древнерусского письма
|
1
|
|
9
|
Возникновение и распространение письменности (обобщающее)
|
|
2
|
Тема 2. История появления библиотек
|
2
|
2
|
10
|
История древнейших библиотек
|
1
|
|
11
|
Книжные собрания Древней Руси
|
1
|
|
12
|
История библиотек (обобщающее)
|
|
2
|
Тема 3.
|
История развития книгопечатания
|
3
|
2
|
13
|
Изобретение книгопечатания. Деятельность Иоганна Гутенберга
|
1
|
|
14
|
Начало книгопечатания на Руси. Жизнь и деятельность Ивана Федорова и Петра Мстиславца
|
1
|
|
15
|
Книгопечатание в настоящее время
|
1
|
|
16
|
История развития книгопечатания (обобщающее)
|
|
1
|
17
|
История возникновения письменности, история появления библиотек, развитие книгопечатания (обобщающее)
|
|
1
|
Тема 4. Книга как предмет искусства
|
7
|
5
|
18
|
Искусство художественного оформления книги
|
2
|
|
19
|
Современное понимание искусства книги
|
1
|
|
20
|
Издательское оформление книги
|
1
|
|
21
|
Художники-иллюстраторы детских книг
|
2
|
|
22
|
Экслибрис - маленький книжный знак
|
1
|
1
|
23-24
|
Экслибрис для школьной библиотеки
|
|
2
|
25
|
Книга как предмет искусства (обобщающее)
|
|
2
|
Тема 5. Бережное отношение к книге
|
1
|
6
|
26
|
Правила обращения с книгами
|
1
|
|
27-29
|
Ремонт книг
|
|
3
|
30
|
Изготовление книги своими руками
|
|
3
|
|
|
|
Тема 6. Современные способы передачи и хранения информации
|
2
|
2
|
31
|
Информация. Источники и приемники информации. Способы получения информации
|
1
|
|
32
|
Информационные процессы
|
1
|
|
33
|
Современные способы хранения и переработки информации (обобщающее)
|
|
2
|
Тема 7. Справочный аппарат книги
|
3
|
1
|
34
|
Титульный лист
|
1
|
|
35-36
|
Научно-справочный аппарат книги
|
2
|
|
37
|
Справочный аппарат книги (обобщающее)
|
|
1
|
Тема 8. Библиотека - информационный центр школы
|
7
|
3
|
38
|
Расширение представлений о библиотеке
|
1
|
|
39
|
Алфавитный каталог
|
1
|
0,5
|
40
|
Систематический каталог
|
1
|
0,5
|
41
|
Расстановка фондов в школьной библиотеке
|
2
|
|
42
|
Поиск литературы в фонде (практическое)
|
|
1
|
43
|
Книги о природе и технике
|
1
|
|
44
|
Книги об искусстве
|
1
|
|
45
|
Библиотека - информационный центр школы (обобщающее)
|
|
1
|
Тема 9. Периодические издания в школьной библиотеке
|
2
|
2
|
46-47
|
Периодические издания. Газеты. Журналы
|
2
|
|
48
|
Периодические издания в школьной библиотеке (обобщающее)
|
|
2
|
Тема 10. Основные формы работы с книгой
|
6
|
3
|
49
|
Библиографическая запись
|
1
|
|
50
|
Оформление библиографической записи (практическое)
|
|
1
|
51
|
Как читать книги
|
1
|
|
52
|
Сравнение переводов одного произведения. Развитие навыков творческого чтения
|
1
|
|
53
|
Записи о прочитанном. Дневник чтения
|
1
|
1
|
54
|
Дневник чтения по любимой книге
|
1
|
1
|
55
|
Выставка дневников чтения
|
1
|
|
Тема 11. Справочные издания
|
5
|
7
|
56
|
Справочный фонд библиотеки
|
1
|
|
57
|
Владимир Иванович Даль: медик, лексикограф, писатель
|
1
|
|
58-59
|
Словари (практическое)
|
1
|
1
|
60
|
Поиск информации в отраслевых энциклопедических словарях (практическое)
|
|
1
|
61—62
|
Справочники. Энциклопедии
|
1
|
2
|
63
|
Поиск информации в универсальных энциклопедиях (практическое)
|
|
1
|
64
|
Справочные издания (обобщающее)
|
1
|
1
|
65
|
Основы информационной грамотности (итоговое)
|
|
1
|
Итого
|
46
|
39
|