К инновационной деятельности



страница1/4
Дата11.02.2016
Размер0.78 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4
На правах рукописи


Вайндорф-Сысоева Марина Ефимовна
ОРГАНИЗАЦИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


13.00.08 – теория и методика профессионального образования

Автореферат

на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва, 2009

Работа выполнена на кафедре педагогики Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московского государственного областного университета



Официальные оппоненты:

Подымова Людмила Степановна,

доктор педагогических наук, профессор

Андреев Александр Александрович,

доктор педагогических наук, профессор

Хорошавина Галина Долматовна,

доктор педагогических наук, профессор

Ведущая организация:

ГОУ ВПО Московский городской психолого-педагогический университет

Защита состоится «__»___________ 200__ г. в ___ часов на заседании диссертационного совета Д 859.016.01 при Московском гуманитарном педагогическом институте по адресу: 127051, г. Москва, ул. Садовая-Самотечная, д. 8
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГПИ по адресу: 127051, г. Москва, ул. Садовая-Самотечная, д. 8

Автореферат разослан «__»_____ 200__ г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук О.Б.Гук

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность исследования.

Усложнение параметров и динамики изменений современного мира, становление глобальной информационной инфраструктуры, континентализация и глобализация, информационный «взрыв», - все эти факторы в системном единстве обусловливают необходимость качественных инновационно ориентированных изменений в парадигме реализации непрерывного образования, в частности, профессионального образования педагогических кадров.

Существенные изменения, затрагивающие абсолютно все сферы жизни, столь интенсивны и стремительны, что системы среднего и высшего профессионального образования уже не в состоянии решить задачу подготовки специалиста в какой-либо области в таком объеме, чтобы в ходе профессиональной деятельности его не постиг кризис компетентности, связанный с отставанием от этих изменений. Сказанное, не в последнюю очередь, относится к работникам сферы общего образования, прежде всего, к учителям. Учитель уже не просто должен успевать за прогрессом в науке, технике, информации: императив опережающего качества образования означает необходимость опережения этот прогресса в своем профессиональном росте.

Проблема необходимости постоянного роста профессионализма педагогических кадров нашла свое отражение в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»1, в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года»2 и многих других нормативных документах. Вместе с тем, к сожалению, традиционная система повышения профессиональной квалификации учителей, планомерно развивавшаяся, достигшая определенных успехов, но все-таки основанная на потребностях прошлого века, не может сегодня справиться с задачей обеспечения непрерывного опережающего образования (в системе подготовки педагогических кадров).

Эти обстоятельства, в первую очередь, обусловливают актуальность и значимость исследования потенциалов виртуальной образовательной среды в подготовке педагогических кадров к инновационной деятельности.

Актуальность исследования связана также с тем, что повышение профессиональной квалификации учителей должно быть переосмыслено в контексте новой образовательной среды. На основе научной рефлексии необходимо осуществить модернизацию системы непрерывного профессионального педагогического образования с учетом ряда аспектов.



Методологический аспект. В традиционной модели повышения квалификации учителей, как отмечают С.Г. Вершловский, И.А. Колесникова, И.В. Крупина, А.Е Марон, Э.М. Никитин, И.Э. Савенкова, А.П. Ситник, В.А. Сластенин, Е.П. Тонконогая и др., наблюдается недостаточная систематизация организации процесса освоения ими инновационных образовательных технологий в силу отсутствия ее методологической основы.

Сегодня повышение квалификации зачастую организуется спонтанно на основе техноцентричного подхода, то есть с ориентацией на техническое переоснащение педагогического процесса как на самоцель. Мы полагаем, что комплексное инновационное моделирование в непрерывном профессиональном образовании должно осуществляться на основе системного, антропоцентрического, методологического подходов и соответствующих образовательных технологий, которые обеспечат цельность и системность, эффективность, интенсивность, активизацию и оптимизацию процесса повышения профессиональной квалификации педагогических кадров, подготовки их к инновационной деятельности, тиражируемое достижение педагогических целей.



Мировоззренческий аспект. Инновационная модернизация системы повышения квалификации педагогических кадров должна производиться не внешним, случайным образом, диктуемым обыденным сознанием, особенностями текущего момента, потребностями заинтересованных лиц и институтов, а сообразно, с одной стороны, логике самого образовательного процесса, с другой стороны, с учетом требований, предъявляемых к системе человеком, учреждениями образования, государством. Только при таком научном видении сущности и значения системы повышения квалификации, возможна реализация в конкретной педагогической системе непрерывного профессионального образования.

Педагогический аспект. Дидактическая система непрерывного педагогического образования с одной стороны, должна отражать все присущие учебному процессу компоненты: цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения, основываться на научных достижениях отечественной и зарубежной педагогики. С другой стороны, она должна быть ориентирована на современные образовательные нововведения в своих сущностных характеристиках: инновация как императив и системообразующая характеристика, одновременно и цель, и принцип, и средство, и форма, и метод обучения. Только при такой многомерной реализации в дидактической системе инновация создаст предпосылки для «взращивания» и непрерывной поддержки учителя-новатора как творческой личности с особым стилем педагогической деятельности и мышления.

При построении дидактической системы непрерывного педагогического образования, сочетающей в себе традиционность с инновационностью, важно найти такое сочетание вариативных составляющих и инвариантных компонентов этой системы, органическая взаимосвязь которых может обеспечить учителям беспрерывное научно обоснованное и инновационно ориентированное повышение профессиональной квалификации.



Технологический аспект. На данном уровне, необходимо осуществление подготовки учителей к инновационной деятельности с погружением в новую среду технологий информации и коммуникации.

В условиях информатизации образования проблема непрерывного повышения квалификации школьных учителей, внедрение новых образовательных технологий оказывается напрямую связана с его готовностью к использованию инновационных технологий, что в классификации ключевых компетенций личности, разработанных до 2010 года Евросоюзом, подразумевает применение мультимедийных технологий для извлечения, хранения, создания, презентации, классификации и обмена информацией.

Учителя и руководители образовательных учреждений должны непрерывно совершенствовать свою профессиональную деятельность, чтобы быть готовыми к использованию инновационных технологий для достижения оптимальных результатов в педагогической работе. Поэтому сама профессиональная подготовка и переподготовка педагогических кадров для инновационной деятельности также должна осуществляться посредством самых передовых технологий в виртуальной образовательной среде.

Особое внимание в современных исследованиях уделяется участникам образовательного процесса, создающим виртуальную образовательную среду, или использованию ее отдельных компонентов.

В данном исследовании под виртуальной образовательной средой мы понимаем информационное содержание и коммуникативные возможности локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей, формируемые и используемые для образовательных целей всеми участниками образовательного процесса.

Виртуальная образовательная среда создана и развивается для эффективной коммуникации всех участников образовательного процесса. Отсутствие у специалиста компетенций владения соответствующими технологиями априори ограничивает его профессиональные возможности, оставляя на «обочине» прогрессивных тенденций в области образования. Образовательная среда должна удовлетворять потребности личности в успешной социальной адаптации, профессиональном становлении.

Существование виртуальной образовательной среды вне коммуникации учителей, преподавателей, тьюторов, сетевых администраторов и образовательных объектов невозможно.

Виртуальная образовательная среда должна стать средой повышения профессиональной квалификации учителей, формируя у них устойчивую потребность в ее использовании и интерес к познанию ее педагогических и технологических возможностей. В частности, в настоящее время одной из приоритетных по своей сущности технологий реализации непрерывного образования является технология обучения с использованием виртуальной образовательной среды.

В отечественной и зарубежной практике элементы виртуальной образовательной среды используются учителями и преподавателями в дистанционном обучении, для общения и обмена опытом, в очном обучении студентов (A.Taurisson, A.Senteni, M.Kaszap, D.Jeffrey, G.Lemire, А.А.Андреев, В.П.Тихомиров, А.В. Хуторской, И.В. Холодкова и др.).

Однако ее теоретическое обоснование, концепция, модели организации в подготовке педагогических кадров к инновационной деятельности не имеют научного обоснования.

Например, как отмечает В.П.Тихомиров, такая среда гармонично интегрирует в себе систему дистанционного образования и очную форму обучения. Дистанционные технологии позволяют расширить возможности очного образования, увеличив взаимную доступность удалённых обучающихся, учителей, специалистов, а также информационных массивов и, что особенно специфично, - виртуальных образовательных объектов.

Таким образом, использование виртуальной образовательной среды в подготовке педагогических кадров представляет собой абсолютно новую модель непрерывного повышения квалификации, которая опирается на функциональную эффективность технологий информации и коммуникации, формирует культуру и формируется на основе особой культуры обучения, включает как обучаемого, так и обучающего.



Организационный аспект. Сегодня система непрерывного образования учителей в России не отвечает существующим потребностям личности, общества и государства в повышении профессиональной квалификации педагогов. Она должна быть инновационно модернизирована путем построения всей системы на основе использования виртуальной образовательной среды. Применение дистанционных технологий позволит вовлечь в процесс повышения квалификации максимальное число учителей. Они смогут осуществлять непрерывное повышение квалификации без отрыва от педагогической деятельности.

Использование виртуальной образовательной среды позволит решить проблему замещения учителей на время прохождения курсов, снизить временные и финансовые затраты на процесс повышения квалификации, что поможет выстроить индивидуальный образовательный путь для каждого обучающегося с учетом его потребностей и временных возможностей.

Организация повышения квалификации педагогических кадров на основе научно обоснованной виртуальной образовательной среды, позволит реализовать императив непрерывности повышения профессиональной квалификации и психолого-педагогической поддержки учителей в профессиональной деятельности.

В исследовании «подготовка педагогических кадров в условиях организации виртуальной образовательной среды» рассматривается как непрерывное повышение квалификации с использованием виртуальной образовательной среды, включающее непрерывную профессиональную подготовку и переподготовку учителей, руководителей образовательных учреждений, преподавателей НПО и СПО.



Оценочный аспект. Согласно Федеральной целевой программе развития образования, развитие мониторинга состояния системы российского образования является одной из основных задач органов управления системой образования3. Именно мониторинг должен стать основой прогнозирования развития системы образования, поскольку он выступает в качестве основного инструмента получения информации, без которой немыслим адекватный реалистичный прогноз. Без него, в свою очередь, планирование в области образования, подготовки специалистов и т.д. станет генерированием невоплотимых умозрительных конструкций, неадекватных задачам, стратегиям и тенденциям развития систем образования.

Степень научной разработанности проблемы

Поставленная в диссертации проблема закономерно вызывает интерес у современных ученых, при этом она исследуется не только в терминах и методах педагогики, но и в методологии технических, психологических, социальных, управленческих, экономических наук, а также теории коммуникации. Приступая к обзорному рассмотрению научных источников и литературы, имеющих отношение к теме диссертационного исследования, следует подчеркнуть, что все их многообразие целесообразно условно разделить на несколько направлений, в соответствии с тематикой, на которой акцентировано внимание исследователей. В работах



- А.А. Бодалева, А.А. Вербицкого, А.П. Владиславлева, А.В. Даринского, В.П. Зинченко, А.М. Новикова, Е.И.Огарева, С.Б. Орлова, В.Г. Осипова, Ф.И. Перегудова и др., рассматриваются идеи, сущность и методологические проблемы анализа непрерывного образования;

- В.А. Квартальнова, В.Ф. Максимович, И.П. Андриади - развитие профессионального образования;

- В.Ю. Кричевским, П.В. Лепина, В.П. Симонова, Р.А. Циринга - проблемы управления образованием; Л.И. Соломко – непрерывное образование преподавателей;

- Э.М. Никитина, А.П. Ситник, П.В. Худоминского, Л.И. Гурье и др., раскрываются сущность и функции системы повышения профессиональной квалификации учителей, а также функции и содержание целевого, содержательного, технологического и других компонентов этой системы;

- Н.В. Борисовой, А.А. Вербицкого, Н.В. Кузьминой, А.Е. Марона, И.П. Раченко - анализ различных направлений совершенствования системы повышения профессиональной квалификации, подходы к модернизации ее содержания, форм и методов;

- В.Г. Воронцовой, Ю.В. Васильевым, В.Н. Максимовой, Н.М. Чегодаевым, И.Д. Чечель - разработаны концепции повышения квалификации, содержащие теоретическое обоснование инновационных процессов в непрерывном профессиональном образовании;

- А.В. Аракелова, В.А.Адольфа, А.В. Бычкова, В.П. Беспалько, И.И. Валеева, Н.Ф. Ильиной, Л.В. Криволаповой, Ю.А. Лобейко, А.И.Иванова, В.А.Сластенина, Л.С. Подымовой, Т.Г. Новиковой, А.Г. Сапронова, В.П. Симонова, В.И. Трухачева, Н.В. Чекалевой, А.Д. Цедринского и др. - рассматриваются педагогические, технические, психологические аспекты проблем инновационных изменений в системе образования;

- В.В. Бурова, Ю.В. Дулимовой, А.В. Куликовской и др. дан анализ психокультурных и социокультурных аспектов проблемы информатизации системы высшего образования;

- С.С. Шевелевой отражен синергетический подход к проблемам информатизации образования;

- А.Л. Галиновского анализируются проблемы совершенствования системы подготовки кадров с использованием компьютерных информационных технологий;

- Г. Астляйтнера исследуется социальные и эмоциональные аспекты обучения посредством информационных технологий;

- А.Е. Войскунского, Г.А. Атанова изучаются особенности современной дидактики высшей школы в контексте проблем искусственного интеллекта;



- O.Peters рассматривается дистанционное образование в контексте теории индустриализации;

- C.A.Wedemeyer, М.Дж. Мура отражены концептуальные основы теорий автономности и независимости обучения;

- B.Holmberg, A.W.Bates, D.Sewart разработаны основные принципы теории взаимодействия и коммуникации;

- A.Taurisson, A.Senteni, M.Kaszap, D.Jeffrey, G.Lemire, А.А.Андреев, В.П.Тихомирова, Д. Тиффина, Л. Раджасингама, А.В. Хуторского, И.В. Холодковой исследованы направления развития виртуального пространства и компоненты виртуальной образовательной среды;

- Ж.К. Далабаева, В.П. Демкина, С.Д. Каракозова, М.П.Карпенко, Г.А. Красновой, О.А. Лаврова, Левченко, В.И.Маслова рассматриваются особенности педагогической деятельности и технологий обучения в системе дистанционного образования;

- Е.С. Полат, О.Н. Ионовой, А.А. Андреева, А.В. Дьяченко, В.К. Мяэотса, В.П. Сергеевой, В.В. Гузеева, Г.Л. Ильина, Н.Ю. Пахомова, Э.М. Никитин, И.Д. Чечель, М.В. Моисеевой, Т.Г. Новиковой, Е. Паркхерст, Н.Ю. Пахомовой, Н.И. Соловьевой в центре исследовательского внимания - инновационный потенциал сетевого обучения, проектного метода обучения;

- М.Б. Лебедевой разработана система модульной профессиональной подготовки будущих учителей к использованию информационных технологий в школе;

- В.И. Вовна, В.А. Мокшеева, В.В. Петрухина, Г.А. Русских, А.И. Севрука, Е.А. Юниной, А.И. Субетто, И.И. Трубиной, Н.Ф. Ильиной анализируются проблемы мониторинга системы непрерывного образования с точки зрения его целей, задач, механизмов реализации, показателей эффективности, методологии и т.д.;

- Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной, М.В.Моисеевой, Д. Клустера, В.А. Попкова, А.В. Коржуева, Е.Л. Рязановой, А.В. Федорова исследуются проблемы развития критического мышления в контексте проблемного обучения;

- Э.Гордона, Л.В. Бендовой - тьюторское сопровождение и открытые образовательные технологии в сетевом обучении;

- Г.И. Пигуль, Е.Н. Мокиенко анализируется организационно-педагогическая поддержка личностно-профессионального саморазвития педагогических кадров;

- А.К. Громцевой, П.И. Пидкасистого, Г.Н. Серикова, А.В. Хуторского - рассматриваются проблемы самообразования в контексте сетевого обучения.

Обобщая степень разработанности темы в современной отечественной и зарубежной литературе, можно сделать вывод, что, несмотря на сравнительное обилие работ, раскрывающих теоретические проблемы подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности в контексте современных тенденций развития образования, использование виртуальной образовательной среды в подготовке учителей к инновационной деятельности еще не рассматривалось в качестве специального самостоятельного исследования. Следовательно, в этом отношении, избранная тема диссертации характеризуется актуальностью и новизной.

Все эти обстоятельства обусловливают значимость и актуальность теоретического обоснования, разработки, практического внедрения и на основе мониторинга и научной рефлексии дальнейшего совершенствования использования виртуальной образовательной среды в подготовке педагогических кадров к инновационной деятельности.

Исследование показало, что существуют следующие наиболее актуальные противоречия между:

- динамичностью социальных, экономических и технологических преобразований в обществе и инертностью системы профессионального образования, не успевающей своевременно и адекватно реагировать на эти изменения;

- возрастающими требованиями к уровню профессиональной подготовки специалистов, информационной и коммуникационной базой общества в целом и педагогической деятельностью в частности и научной разработанностью технологий организации и использования виртуальной образовательной среды в современных условиях работы системы непрерывного повышения квалификации;

- потребностью в оценке качества подготовленности специалистов и дискуссией существующей между учеными-исследователями в течение многих лет о научной разработанности ее критериев и показателей;

- отсутствием механизмов разработки и реализации виртуальной образовательной среды и научной обоснованностью ее организации в непрерывном повышении квалификации;

- необходимостью осуществления мониторинга непрерывного повышения квалификации и несовершенством его критериев и показателей, отсутствием в педагогике единой методологии измерений качественных параметров;

- наличием в образовательных учреждениях учителя нового типа, способного организовывать эффективное взаимодействие с использованием виртуальной образовательной среды и отсутствием научно обоснованных технологий ее организации;

- потребностью в учителе нового типа и отсутствием системы подготовки и переподготовки учителя к использованию инновационных технологий в обучении;

- значительным потенциалом виртуальной образовательной среды и отсутствием реальных механизмов ее использования в непрерывном повышении квалификации;

- потребностью учителя в использовании виртуальной образовательной среды в непрерывном повышении квалификации и отсутствием научно обоснованных концепции, модели и технологий ее использования.

Выявленные противоречия определили актуальность и тему исследования, проблему, которая и обусловила необходимость разработки концепции, моделей, технологий организации виртуальной образовательной среды в непрерывном повышении квалификации.

Решение данной проблемы определило тему исследования: «Организация виртуальной образовательной среды в подготовке педагогических кадров к инновационной деятельности».



Цель диссертационного исследования состоит в теоретико-методологическом обосновании, разработке, экспериментальной проверке организации виртуальной образовательной среды, базирующейся на императивах, новой сущности и педагогической эффективности подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности.

Объектом исследования является виртуальная образовательная среда в педагогическом процессе.

Предметоморганизация виртуальной образовательной среды в подготовке педагогических кадров к инновационной деятельности.

Гипотеза исследования. Организация виртуальной образовательной среды в подготовке педагогических кадров к инновационной деятельности на основе императивов, обеспечит эффективность этого процесса, если будут:

- обоснованы объективные потребности и тенденции в модернизации системы непрерывного повышения квалификации на основе технологий дистанционного обучения в виртуальной образовательной среде;

- обоснованы и уточнены следующие понятия и категории: «виртуальная образовательная среда», «инновационная деятельность», «преподаватель в виртуальной образовательной среде», «информационные пути»; «дискретная лекция»;

- разработана концепция организации виртуальной образовательной среды в подготовке педагогических кадров к инновационной деятельности как условие эффективного повышения квалификации;

- разработаны и обоснованы императивы, которые являются фундаментом концепции организации виртуальной образовательной среды в подготовке педагогических кадров к инновационной деятельности;

- разработаны модели: организации виртуальной образовательной среды в подготовке педагогических кадров к инновационной деятельности в зависимости от опыта работы («молодой учитель» и «учитель с опытом работы»); мониторинга системы повышения квалификации с использованием виртуальной образовательной среды;

- созданы учебно-методические материалы для реализации подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности с использованием виртуальной образовательной среды.

Реализация поставленной цели и доказательство на основе гипотезы предусматривает решение следующих исследовательских


Каталог: upload -> docs 3
docs 3 -> Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования
docs 3 -> Мифтахова нурия шайхулисламовна система адаптационного обучения студентов на двуязычной основе в технологическом вузе
docs 3 -> Научно-педагогические основы формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранных языков в педвузах Республики таджикистан (на материале англиЙского языка) 13. 00. 01 общая педагогика
docs 3 -> Галимзянова ильхамия исхаковна
docs 3 -> Студентов в профессиональном образовании
docs 3 -> Цинарева Тамара Алтыбаевна Формирование педагогических команд как средство повышения кадрового потенциала вуза
docs 3 -> Дидактическая концепция самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов в интернет-среде
docs 3 -> Мировое образование как система 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
docs 3 -> Учителя иностранного языка
docs 3 -> Становление и развитие гражданского воспитания школьников в России


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница