К и. н., доцент Ушакова В. Г



Скачать 384.68 Kb.
страница1/2
Дата27.05.2016
Размер384.68 Kb.
  1   2
Научный руководитель профиля магистратуры

к.и.н., доцент Ушакова В. Г.
Гендерные исследования в контексте социологического образования

Профиль «Гендерные исследования» был разработан в процессе международного сотрудничества в 2004 и открыт в 2005 году, является первым и единственным авторским в государственных университетах России.
Проблемное поле

Следует отметить, что термин «гендерные исследования» (gender studies) появился в мире не так давно, в 1980-е годы, когда в университетах Северной Америки были открыты соответствующие факультеты и кафедры; тогда же в Западной Европе появились ассоциации и научно-исследовательские центры, ведущие разработки гендерной проблематики. Возраст академических курсов женских исследований (women’s studies) в американских университетах примерно на десять лет старше; параллельно было учреждено и несколько академических программ феминистских исследований (feminist studies). Женские исследования как академическая дисциплина уходят корнями в феминизм первой волны, в феминистскую критику традиционной науки и высшего образования, которая стала особенно влиятельной после опубликования в 1949 году книги Симоны де Бовуар «Второй пол».

Основной задачей феминистской теории является выделение в качестве центральной проблемы женской субъективности, которая полагалась отсутствующей или второстепенной как в классических, так и неклассических социальных теориях, а также поиск дискурсивных средств для её репрезентации в мышлении и культуре1.

Специфика гендерных исследований при этом состоит в том, что их предметом становится не один (женский), и даже не два (женский и мужской), но как минимум пять типов субъективации в современной культуре (феминный, маскулинный, андрогинный, гомосексуальный и транссексуальный), каждый из которых является специальным предметом гендерных исследований, также выделяющих критерий иного в качестве базового методологического критерия.

Если феминистский дискурс непосредственно соотносится с другими философскими и социальными теориями современности, то гендерные исследования используют в первую очередь методологию феминистской теории и через ее опосредование – другие критические дискурсы современности. В этом контексте необходимо отметить, что основной теоретический аппарат, понятия и методология гендерных исследований до начала 90-х годов создавались в основном теоретиками феминизма, и только с недавнего времени – квир-теоретиками2.

Несмотря на современные социальные изменения, происходящие под знаком реализации универсальных принципов, прав и свобод человека, до настоящего времени в обществе сохраняется гендерная асимметрия. Идеологические, социальные и культурные механизмы стереотипизации, допускают и поощряют приписывание индивиду его социальной роли, статуса, возможностей самореализации, дифференциацию в оплате труда по признаку пола. Эти темы еще недостаточно разработаны в российской науке и, соответственно, не представлены должным образом в университетском образовании.

Вместе с тем, история женского движения в России имеет богатую историю и традиции отстаивания интересов женщин как крупной социо-демографической общности. Советский период отечественной истории характеризуется проведением политики государственного феминизма. В ХХ веке женщины России получили все права человека и гражданина и блестяще воспользовались ими. По уровню образования, степени вовлечённости в профессиональную деятельность вне дома, а также участия в делах семьи женщины России являются мировыми лидерами.

В то же время советская гендерная модель характеризовалась, с одной стороны, «двойной/тройной занятостью» женщин и, с другой стороны, «обобществлением» мужчин. В отношении семьи проводилась политика жёсткого государственного патернализма.

В условиях постсоветских реформ наблюдается быстрое возрождение патриархатной гендерной модели. Женщины в значительной степени потеряли свои позиции в органах государственной власти и управления на уровне принятия судьбоносных решений. Безработица, забытое в ХХ веке явление для нашей страны, приобрела «женское лицо». Её особенностью является высокий образовательный уровень и богатый опыт профессиональной деятельности женщин. В качестве позитивных тенденций следует отметить возрождение женского движения в России, активное участие в предпринимательской деятельности, высокий адаптационный потенциал российских женщин. Таким образом, накоплен богатый опыт, как позитивных достижений государственной феминистской политики, так и негативных последствий, который требует серьёзного научного осмысления.

Современная социальная реальность актуализирует изучение мужской социально-демографической общности, маскулинного гендера, мужских социальных движений.

В современном обществе доминирующая форма маскулинности непосредственно связана с производством системы властных отношений патриархата, а так называемые маргинализированные модели маскулинности существуют в группах, объединяющих национальные, социальные и сексуальные меньшинства. Данные модели оцениваются большинством индивидов в обществе как неполноценные, воспринимаются с разным уровнем толерантности и часто становятся объектами дискриминационных действий, которые практикуются в патриархатном обществе.

Историчность маскулинности проявляется в изменениях, вносимых в её структуру в ходе исторических процессов. Под влиянием культурных, экономических факторов и технологического развития общества меняются социальные практики женщин и мужчин, что приводит к изменению традиционных гендерных ролей.

Ситуационность маскулинности проявляется, например, во время войн, спортивных состязаний и конфликтных ситуаций, когда существующие модели маскулинности интенсифицируются, и на первый план выходят такие характеристики как агрессивность и состязательность. В мирное время происходят инфляционные процессы, в результате которых ценность перечисленных характеристик значительно понижается, и милитаризированная концепция маскулинности сглаживается.

В условиях глобализации возникли новые проблемы: вовлечение женщин и мужчин в криминальные виды бизнеса (наркоторговля, торговля людьми, использование в террористических операциях в качестве «смертниц» и «смертников», эксплуатация и сегрегация на рынке труда), суррогатное материнство, био-коммерческое отцовство, международное родительство.

Ролевые гендерные конфликты в социальных институтах и социальных процессах становятся одним из основных факторов, разрушающих повседневную жизнь и, в конечном итоге, ведущих к социальной эрозии.

Таким образом, можно полагать, что данные взаимосвязи и различия (соотносимость методологии и последовательность возникновения - сначала феминистские исследования, потом женские и мужские, затем гендерные), которые есть у гендерных исследований с феминизмом, ошибочно истолковываются определенными индивидами (занимающими в социо-профессиональной структуре определенные позиции), в результате чего курсы по гендерной проблематике путаются с курсами по проблематике феминизма. Это, в свою очередь, замедляет процесс внедрения данных курсов в систему социологического образования.

Междисциплинарное исследование гендерных проблем, выявление наиболее конфликтогенных зон в отношениях между мужчинами и женщинами, различий в способах конструирования реальности, восприятия мира и т.д., позволят привнести в российское образование новое отношение к гендерной тематике, а также новую философию гендерной демократии и гармонии.

Цель профиля «Гендерные исследования».

Общие цели гендерных исследований:



      • Включение проблематики социального пола (гендера) в качестве важнейшей темы в социологическую науку.

      • Специализация и интеграция гендерных исследований.

      • Гендерные исследования на международном уровне.

      • Осознание значимости категории «гендер» в общественной жизни, политике, социальных процессах и институтах; в экономической жизни, социальной стратификации, социализации, формировании идентичности и укреплении здоровья, в семье.

      • Осмысление и анализ дискриминации женщин, мужчин, а также механизмов воспроизводства неравенства между полами.

      • Информационное обеспечение гендерных стратегий и стратегий поддержки женщин, мужчин в различных сферах общественной жизни.

      • Развитие гендерных и социо-гендерных исследований мужской социо-демографической общности, знаний о мужчинах («men-studies»).


Основная цель данной программыобучение специалистов теории гендера, специальным практикам, технологиям, имеющимся в социологии, антропологии и психологии, которые позволят им квалифицированно заниматься проблемами гендерных отношений.

Теоретическое обучение может строиться на использовании таких категорий как «гендер», «пол», «феминизм», «феминность», «маскулинность», андрология, «равноправие», «равенство», «дифференциация». Наибольший интерес имеют при этом: генезис, социальная релевантность и перспективы развития этих категорий.



Организация учебного процесса и учебный план

Актуальность. Междисциплинарный характер.

Включённость в международные гендерные исследования.

Теория и методология феминистских, маскулинистских и гендерных исследований.

Эмпирические исследования и их анализ.

Самостоятельная работа.

Участие в актуальных дебатах о будущем развитии науки и общества

Студенты должны применять полученные знания как в научных исследованиях, так и в социальной практике. Они должны понимать, как «пол» и «гендер» влияют на развитие социологических дисциплин по различным сегментам общества (семья, профессия, политика, образование и т.д.), а также социальной проблематике (бедность, неравенство, девиантность).



Основные курсы распределяются по 4 модулям.

Модули обязательных курсов

Структура магистерской программы

  1. Научные основы изучения женской, мужской социально-демографических общностей и гендерных исследований.

  2. Социокультурное (вос) производство гендерных отношений и социальные конфликты; Семья.

  3. Производство и воспроизводство гендерной дифференциации; Политика в интересах равноправия женщин и мужчин.

  4. Социальная политика, демография, самоорганизация и социальная работа.

Модуль 1. Основы гендерных исследований

    1. История женских и гендерных исследований; История женщин и женского движения в Европе.

    2. Теория и методология женских и гендерных исследований.

    3. Эмпирические социо-гендерные и гендерные исследования и социальное/политическое поле действий.

    4. Междисциплинарность женских и гендерных исследований.

    5. Исследования мужской социально-демографической общности и мужских социальных движений.

В данном модуле представлены курсы, в которых рассматриваются теоретические проблемы соотношения гендера как социального конструкта, отягощенного стигмой гендерных стереотипов и взаимных приписываний, и как биологической категории. Кроме того, освещается современная феминистская теория, проблемы дискриминации женщин и женского движения за равноправие. Модуль поддерживает и развивает маскулинистские исследования.

Модуль 2. Социокультурное (вос) производство гендерных отношений и социальные конфликты

    1. Гендерная социализация и развитие гендерной идентичности. Общественные переломы, новые образы женщин и мужчин и социальные конфликты.

    2. Символически - культурная репрезентация гендерных отношений и интерактивная символическая конструкция гендера.

    3. Гендер и общество, семья и проблема демографического воспроизводства.

    4. Родительство, материнство, отцовство.

В курсах этого модуля освещаются теоретические проблемы стабильности современных обществ с точки зрения гендерной теории. Рассматриваются вопросы общественной активности мужчин и женщин, их участия в политике, науке, культуре, семье. Тема «гендер и общество» весьма успешно может освещаться через исследования родства и социальной организации. Гендер и общество весьма перспективно рассматривать с точки зрения мультикультуральных концепций. Здесь уместно дать информацию по фамилистике, социальной дииференциации и проблеме воспроизводства.

Модуль 3. Производство и воспроизводство половой дифференциации; Политика в интересах гендерного равноправия

    1. Гендер и труд. Структура и изменения в сфере производства

    2. Разделение труда и влияние обмена с другими общественными сферами

    3. Гендерная политика в организациях (партии, профсоюзы, муниципалитеты и др.)

    4. Гендерная политика как политика равенства, равноправия и гендерной демократии; мероприятия по преодолению гендерной асимметрии.

В курсах данного модуля могут быть представлены концепции и теории, освещающие проблемы занятости, особенностей распределения по сферам труда, ущемлению права на сферу труда по признаку пола. Особое внимание уделяется гендерной политике, гендерным особенностям социальной, семейной политики.

Рассматривается влияние глобализации на гендерные отношения в политическом процессе.



Модуль 4. Гендерная идентичность, этничность, самоорганизация, социальная политика и социальная работа

    1. Актуализация проблемы и самоорганизация: проекты самопомощи

    2. Генезис проблем бедности: одинокие матери и отцы; гендерные особенности старости, девиантного поведения и насилия.

    3. Гендерные особенности социальной работы.

    4. Социальная политика и гендерные отношения.

    5. Гендерные проблемы миграции

В данном модуле может быть дана самая разнообразная информация из области социальной антропологии, психологии, политологии, социологии, которая затрагивала бы весь комплекс проблем, сопряженных с особенностями формирования гендерного «Я», миропонимания, мировосприятия у женщин и мужчин. Роль женщины/мужчины в формировании и передаче этнической идентичности. Здесь уместна и такая тема как «гендер и раса». Особый пласт информации в этом модуле составляет тема женской и мужской миграции и гендерных аспектов миграции. С ним в современном обществе связан огромный круг проблем, который оказывает влияние и на смену гендерных ролей, и на изменение состава, численности, социального статуса семьи в условиях миграции, иммиграции. Дискриминация, формирование новых меньшинств, трайбализм.
Квалификация и поле для профессиональной деятельности

Учебный план дополнен практикой и учебными исследованиями.



Международные контакты и стажировки

Особую поддержку имеют студенты со знанием иностранных языков.

В рамках программы возможны стажировки в различных университетах стран Европейского Союза, США, а также участие в научной и общественно-политической жизни на региональном, общероссийском, международном уровнях.

Поддерживается участие в получении грантов.



Проекты:

2011 - 2012 г. – проведение научной экспертизы ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О государственных гарантиях равных прав и свобод


женщин и мужчин» («О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации»)

2011 г. – социологическое исследование на тему: «Гендерные исследования в социологическом образовании в ВУЗах Санкт-Петербурга и Киева: сравнительный анализ» (Институт гендерных исследований)

2010 г. - социологическое исследование на тему: «Гендерные отношения в современной семье в Китае и России: сравнительный анализ» (Институт гендерных исследований)

2009 г. – социологическое исследование на тему: «Гендерные отношения в семье в православной и мусульманской традиции: сравнительный анализ» (Институт гендерных исследований).

С 2007-2008 гг. по настоящее время проводится исследование «Гендерные аспекты семейно-демографической политики». (Институт гендерных исследований)

2006 г. - социологическое исследование на тему: «Молодая семья в Петербурге: проблемы адаптации и развития в условиях социальной трансформации». (Институт гендерных исследований)

2005-2006 гг. - сравнительное социологическое исследование на тему: «Семейно-брачные установки молодёжи в России и Южной Корее». (Институт гендерных исследований)

2005 г. - социологическое исследование на тему: «Гендерные стереотипы в православии и буддизме». (Институт гендерных исследований)

2004 г. - социологическое исследование на тему: «Насилие в семье: гендерный аспект». (Институт гендерных исследований)

2003 г.: грант Фонда имени Конрада Аденауэра (Германия) на проведение социологического исследования по теме «Женщины в политическом процессе современной России». Опубликована брошюра. (Институт гендерных исследований)

2003 г. - социогендерное исследование на тему: «Женщины в политическом процессе современной России». (Институт гендерных исследований)

2001 - 2005 гг.: участие в программе Темпус-Тасис (Европейский Союз). Проект: «Гендерные исследования как составная часть социологического обучения. Развитие учебного плана в сфере гендерных исследований с упором на социальную политику, гражданские инициативы и социальную работу в российском трансформационном обществе» (CD JEP – 22102 – 2001). (Факультет, Институт гендерных исследований)

Специализация в области гендерных исследований актуальна как для научной, так и вне-научной профессиональной деятельности. Выпускники магистратуры могут работать в качестве специалистов, экспертов, аналитиков, консультантов в системах «человек – общество», «человек – человек».

Гендерные знания и компетентность востребованы в следующих сферах:


  • *в социальных институтах: власть, управление, политика, партии, объединения, фирмы и корпорации, профсоюзы

  • *в науке и исследовательской деятельности

  • *в социальной и консультационной работе

  • *в процессе создания, сотрудничества и руководства общественными организациями, сетями и группами гражданской самопомощи

  • *в процессе школьного и внешкольного обучения и переобучения

  • *в отраслях масс-медиа, рекламы, моды и культуры.

Особое значение имеют выпускники магистерской программы «Гендерные исследования» в процессе разработки и реализации в нашей стране демографической, социальной, семейной и гендерной политики.

Учебный план профиля включает в себя как обязательные, так и курсы по выбору магистрантов, в том числе по дисциплинам, читаемым по другим магистерским программам.

Основным принципом обучения в магистратуре является максимальная индивидуализация процесса обучения.

Подготовка в магистратуре осуществляется по индивидуальным планам, которые разрабатываются в соответствии с магистерской программой.

Процесс обучения предусматривает активные формы: семинарские занятия, дискуссии, подготовку аналитических записок, экспертных заключений, рефератов, сообщений и докладов.

Процесс обучения в магистратуре возможно совмещать с профессиональной деятельностью.

Каждый магистрант под руководством научного руководителя проходит научно-исследовательскую и научно-педагогическую практику. Результатом обучения в магистратуре является защита магистерской диссертации и присуждение степени "Магистр социологии".

Магистранты (по желанию) смогут пройти подготовку и сдать экзамены кандидатского минимума для последующего обучения в аспирантуре.


ДЕЛОВЫЕ КОНТАКТЫ
Установлены и развиваются деловые связи с университетами, образовательными учреждениями, общественными организациями:

- Университеты Москвы и Санкт-Петербурга

- Университеты Поволжья, Сибири, Юга России

- Женские общественные организации России

- Международные женские организации

- Российское общество социологов

- Российский научный журнал «Женщина в российском обществе» и многие другие.

С 2003 г. по настоящее время - Институт является соучредителем и постоянным участником Гендерного Круглого стола, проводимого в Финансовой Академии при Правительстве РФ.

2010 г. – участие в работе 11-го Международного Гендерного Круглого стола по теме: «Молодёжь в ракурсе гендерной социологии» в Финансовой Академии при Правительстве РФ. Открытие Первых Дашковских чтений по гендерной проблематике.

2009 г. – активное участие во всех мероприятиях, проводимых совместно с Комитетом по социальной политике Правительства Санкт-Петербурга, Ассоциацией сотрудничества со странами Северной Европы «НОРДЕН», Советом постоянно действующего круглого стола «Женский диалог», руководителями и представителями женских общественных организаций Санкт-Петербурга, с Уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурга И.П. Михайловым по проблеме: "Гендерное образование и просвещение в Санкт-Петербурге".

2008 г. – подготовка и проведение международного семинара по теме «Семья и гендер в современном обществе» совместно с коллегами из Германии и Австрии. (Санкт-Петербург)

2008 г. – участие в подготовке Дашковских чтений по гендерной проблематике, которые призваны отдать дань уважения Екатерине Дашковой, Президенту Российской Академии Наук, развивать гендерные исследования и научную сеть на местном, региональном и международном уровнях.

2006 г. – участие в Первой международной молодежной конференции «Лидерство и гражданское общество» совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом информационных технологий, механики и оптики (Санкт-Петербург).

2006 г. – участие в семинаре «Гендерная и партийная политика – от декларации к действиям» совместно с Лигой избирательниц (Санкт-Петербург).

2006 г. – участие в работе III-го Всероссийского социологического конгресса «Глобализация и социальные изменения в современной России» Руководство работой секции «Гендерная социология» (Москва).

2006 г. – участие в работе Форума гражданского сотрудничества Европейского Союза и России «Вместе в будущее» (Санкт-Петербург).

2005- 2007 гг. – участие в работе российско-финляндского Форума по гендерному равенству «Современная женщина – путь к успеху» совместно с ассоциацией «Норден», Обществом «Финляндия – Россия», Комиссией по гендерному равенству Совета Европы (Санкт-Петербург).

Сотрудничество с органами государственной власти и управления

Осуществляется тесное сотрудничество с Комиссией по социальным вопросам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Комитетом по социальной политике Правительства нашего города, общественными организациями (НГО).

Подписан Договор о сотрудничестве с Комитетом по социальной политике Правительства Санкт-Петербурга, сектором гендерной политики.

Установлены и развиваются деловые контакты с Комитетом по делам ЗАГС Правительства Санкт-Петербурга.

В частности, в 2006 - 2012 гг. были проведены:

- научная экспертиза проекта Закона Санкт-Петербурга «Об обеспечении государственных гарантий гендерного равноправия» для Комиссии по социальным вопросам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и внесены существенные дополнения и замечания, принятые для внесения поправок;

- научная экспертиза проекта Концепции семейной политики. Для Комиссии по социальным вопросам ЗАКС были подготовлены аналитические материалы, необходимые для принятия решения о целесообразности подготовки проекта закона Санкт-Петербурга «О государственной семейной политике в Санкт-Петербурге»;

- подготовлены аналитические материалы для адекватных современным социально-демографическим условиям Закона и Концепции государственной семейной политики в Санкт-Петербурге;

- подписан Договор о сотрудничестве с Комитетом по социальной политике Правительства Санкт-Петербурга, сектором гендерной политики;

- научная экспертиза, внесение поправок и выработка предложений в проект рекомендаций парламентских слушаний для Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы РФ.

- результаты научной экспертизы в виде поправок и конкретных предложений были внесены в РЕКОМЕНДАЦИИ парламентских слушаний на тему: «Эволюция прав женщин: к 100-летию Первого Всероссийского женского съезда» и утверждены на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по вопросам семьи, женщин и детей 24 февраля 2009 года, протокол № 3.6-12/39;

- результаты научной экспертизы в виде поправок и конкретных предложений были внесены в РЕКОМЕНДАЦИИ парламентских слушаний на тему: «Состояние российского законодательства, регулирующего положение российских семей в свете требований современной государственной семейной политики» (приняты за основу решением Комитета по вопросам семьи, женщин и детей от 17.03.09 г. №3.6-12/43).


2009 г. – участие в международной конференции “Гендерный бюджет как инструмент реализации государственной социальной политики (региональный уровень)” (Законодательное Собрание Санкт-Петербурга).

2009 г. – постоянное участие в заседании Координационного совета по реализации политики гендерного равноправия в Санкт-Петербурге при Правительстве Санкт-Петербурга.


2010-2012 гг. - результаты научной экспертизы в виде поправок и конкретных предложений были внесены в РЕКОМЕНДАЦИИ парламентских слушаний на тему: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О государственных гарантиях равных прав и свобод
женщин и мужчин» («О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации»). Проект № 284965-3 Второе чтение.
Международные связи

Институт осуществляет международное сотрудничество в области научных исследований, основного и дополнительного профессионального образования, педагогической, издательской и научно-методической деятельности.

- Членство в Европейской Сети Женских Исследований

- Сотрудничество в Европейском Женском Лобби

- Членство в Женской Информационной Сети (ЖИСЕТ)

- Партнёрские контакты с Междисциплинарным Центром женских и гендерных исследований университета Билефельд (Германия)

- Партнёрские контакты с Институтом политических исследований университета Вены (Австрия)

- Деловые связи с Центром гендерных исследований университета Вены (Австрия)

- Профессиональные контакты с Институтом повышения квалификации, отделение социологии. Вена (Австрия),

- Институтом социологии университета Вены (Австрия),

- Институтом исследований молодёжи университета Вены (Австрия),

- Университетом Страсбурга (Франция),

- Гендерным колледжем университета Ессен (Германия),

- Институтом развития женщин. Сеул (Южная Корея),

- Центрально-европейским университетом. Будапешт (Венгрия),

- Подписан и реализуется Договор о сотрудничестве с Центром германо-российского научного трансфера университета Вехты (Германия).


Развиваются также контакты и сотрудничество с коллегами из университетов Берлина, Гамбурга, Ганновера (Германия), Швеции, Италии, США, Испании.

Установлены деловые контакты с первым в Европейском Союзе институтом гендерных исследований земли Саксония-Анхальт (Германия). (Институт гендерных исследований)

Установлены контакты и получена интересная информация о деятельности Федерального министерства по вопросам семьи, пожилых людей, женщин и молодёжи, а также депутатов Бундестага, работающих в Комитете по делам семьи, пенсионеров, женщин и молодёжи (Германия). (Институт гендерных исследований)

Установлены контакты и получена интересная информация от Уллы Хайнен, члена Бундестага, Председателя Женской группы фракции ХДС/ХСС в Бундестаге (Германия). (Институт гендерных исследований)

Изучен практический опыт работы Консультационного центра для женщин в г. Потсдам, а также института уполномоченных по делам женщин и гендерному равноправию, обеспечивающих функционирование механизмов реализации политики поддержки женщин в целях преодоления в Германии гендерной асимметрии. (Институт гендерных исследований)

Получена актуальная информация и установлены контакты с Фондом им. Кете Альман, поддерживающим предпринимательскую деятельность женщин, а также с Федеральным президиумом женщин-предпринимателей Германии. (Институт гендерных исследований)

Поддерживаются постоянные контакты с Представительством Европейской Комиссии и Бюро Темпус в России и Санкт-Петербурге, Средиземноморским Институтом гендерных исследований, Белорусской женской сетью, Комитетом по правам женщин и гендерному равенству Европейского парламента, Фондом имени Конрада Аденауэра, Союзом Женщин партии ХДС, союзом женщин Земли Саксония-Анхальт, Советом женщин Германии. (Институт гендерных исследований)

Развивается сотрудничество с Ассоциацией НОРДЕН, которая реализует в настоящее время российско-финский проект по гендерному равноправию. (Институт гендерных исследований)

Установлено и развивается сотрудничество с ассоциацией LUENDA (Испания). (Институт гендерных исследований)

Институт гендерных исследований имеет и развивает деловые контакты с Комитетом по правам женщин и гендерному равноправию Европейского Парламента, Средиземноморским Институтом гендерных исследований и другими международными организациями.

2003 г. - Институт был одним из инициаторов и организаторов международной конференции на тему: «Общество, семья и социальная этика» совместно с фондом имени Конрада Аденауэра (Санкт-Петербург).

2004 г. – организация и проведение международного семинара по подготовке магистерской программы «Гендерные исследования» совместно с коллегами из Билефельда, Ганновера, Бохума (Гемания), Вены (Австрия) (Санкт-Петербург).

2006 г. - участие в форуме фонда им. Конрада Аденауэра «Интеграция и демография – подход к решению нового социального вопроса» с Армином Лашетом, министром по вопросам поколений, семьи, женщин и интеграции земли Северный Рейн-Вестфалия (Берлин, Германия).

2007 г. – участие в работе международной конференции на тему: «Гендер и образование» в университете Вехты (Германия).

2008 г. – участие в создании и открытии российско-немецкого Центра научного трансфера в университете Вехта (Германия).
Гендерные исследования развиваются на междисциплинарной основе. Поэтому на профиль «Гендерные исследования» могут быть приняты лица, имеющие высшее образование (специалисты и бакалавры) по таким направлениям и специальностям как: социология, психология, социальная антропология, история, социальная работа, экономика, политология, культурология и другие гуманитарные науки.

В российской системе образования теория и практика гендерных исследований используется, прежде всего, теми университетами, которые стремятся соответствовать мировому образовательному уровню.

В рамках Института гендерных исследований факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета в 2010-2012 гг. под руководством автора было проведено социологическое исследование, целью которого был сравнительный анализ учебных дисциплин гендерной проблематики в ВУЗах Санкт-Петербурга и Киева на примере факультетов, осуществляющих подготовку по специальности «социология». Особенно большой и уникальный вклад в эту работу внесла талантливая выпускница факультета социологии СПбГУ Шубина Елена Игоревна.

В Санкт-Петербурге в исследовании участвовали 8 университетов: Санкт-Петербургский государственный университет, факультет социологии; Санкт-Петербургский филиал Государственного университета – Высшей школы экономики, факультет социологии; Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики, институт социологии и управления социальными процессами; Санкт-Петербургский университет культуры и искусств, факультет культурологи и социологии; Европейский университет в Санкт-Петербурге, факультет политических наук и социологии; Российский государственный педагогический университет им. А.А. Герцена, факультет социальных наук; Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, гуманитарный факультет; Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, факультет естественнонаучного и гуманитарного образования.

В качестве ключевого вопроса был выделен следующий: преподаются ли на данном факультете дисциплины гендерной проблематики?

Изучаемым временным интервалом преподавания учебных дисциплин гендерной проблематики был период 2010/2011 и 2011/2012 учебных годов.

Для анализа курсов были выделены общие и специализированные (магистерские) программы по гендерным исследованиям. К общим относятся дисциплины гендерной проблематики (обязательные/по выбору), читаемые специалистам, бакалаврам и магистрантам, а к специализированным – дисциплины гендерной проблематики (обязательные/по выбору), читаемые магистрантам в рамках магистерских программ по гендерным исследованиям.

Были проведены: сравнительный контент-анализ рабочих программ учебных дисциплин, анкетный опрос (14) и экспертное интервью с 4 преподавателями.

В Санкт-Петербурге на 5 факультетах из 8 преподаются 24 дисциплины гендерной проблематики.

В СПбГУ на факультете социологии курсы читаются, во-первых, в рамках профиля «Гендерные исследования», во-вторых, как курсы по выбору, которые могут посещать студенты любой специализации, в-третьих, как обязательные курсы для студентов, специализирующихся в рамках «социальной работы» и «социальной антропологии».

На основании контент-анализа содержания рабочих программ учебных дисциплин гендерной проблематики можно сделать следующие выводы

Категории, содержащиеся в программах можно разделить на 3 блока: первый блок – научные дисциплины, отрасли научного знания;

второй блок – теории, концепции, подходы;

третий блок – теоретические понятия.

По первому и второму блокам: дисциплины гендерной проблематики, преподаваемые на соответствующих факультетах университетов Санкт-Петербурга, в большей степени ориентированы на рассмотрение различных теорий, дисциплин и отраслей научного знания (например, гендерная теория, теория феминизма, гендерная социология, психология, гендерные, феминистские, женские исследования).

По третьему блоку: среди лидирующих понятий выступают: «Гендер», «пол», «гендерная стратификация», «гендерное неравенство/равенство», «гендерные проблемы», «гендерная политика», «гендерные отношения». «гендерная идентичность», «гендерные роли», «гендерные стереотипы», «гендерные аспекты», «гендерные различия». К индивидуальным понятиям относятся: «гендерная гармония», «гендерный дуализм», «гендерные разрывы», «эффект «гендерного безразличия», «гендерное гражданство», «гендерное пространство», «гендерная обусловленность», «гендерное воспитание», «гендерные детерминанты», «гендерные предпочтения», «гендерная специфика».

При рассмотрении таких дуальных тем, как «мужское-женское», «мужчина-женщина», «маскулинность-феминность», большее внимание уделяется рассмотрению «женского», «феминного». На данное обстоятельство следует обратить внимание и стремиться к преодолению данного дисбаланса, поскольку в фокусе дисциплин гендерной проблематики должен находиться не один гендер, а «диалог гендеров» и рассмотрению проблем каждого пола/гендера в рамках этого диалога стоит уделять равное внимание. Также большое внимание уделяется «семье», «браку», «родительству».

На основании результатов, полученных по данным анкетного опроса, можно сделать следующие выводы: преподаватели, читающие курсы учебных дисциплин, считают, что данные дисциплины соответствуют потребностям студентов в образовании.

Среди студентов, посещающих учебные курсы по гендерной проблематике, количество заинтересованных студентов численно преобладает над количеством незаинтересованных. «Всем» или «большинству» студентов нравится используемая форма занятий, студенты задают много вопросов, участвуют в дискуссиях, вносят свои предложения о том, что ещё можно сделать или обсудить в рамках такой-то темы на таком-то занятии, благодарят преподавателей.

Среди тем, которые вызывают у студентов больший интерес, были отмечены темы практической направленности, проблематика распределения семейных ролей, домашняя работа, сексуальность, неравенство женщин и мужчин на рынке труда, гендерные аспекты образования.

Причины изучения студентами информации, которая не содержится в учебно-методических материалах по данному курсу, в большинстве случаев связаны с личным или научным интересом, с пригодностью данной информации в профессиональной деятельности в будущем. Успеваемость студентов по данным дисциплинам в большинстве своём приравнивается к оценкам «хорошо», «отлично», «зачтено». Количество студентов, отчисленное по причине несдачи данных дисциплин, равняется нулю.

Количество студентов, посещающих данные курсы, высокое (когда речь идёт о курсах по выбору), либо соответствующее численности группы (когда речь идёт об обязательных дисциплинах. Частота посещений студентами данных курсов достаточно высока. Количество пропусков, как правило, незначительное – «большинство студентов старается посещать каждое занятие», «есть небольшое количество студентов, которое пропускает несколько занятий» и обусловлено уважительными причинами. На большинстве обязательных учебных курсов присутствуют «каждый год», «год-через год» так называемые «вольные слушатели» (мотивация которых опосредуется личным либо научным интересом к проблематике).

Знания, приобретённые студентами в рамках данных курсов, могут быть полезны студентам в повседневной жизни, при построении карьеры (соотношение оценок: 7 чел. – «да», «наверняка», 3 чел. – «скорее, да», 1 чел. – «не знаю», никто из респондентов не дал отрицательный ответ по данному вопросу. Относительно различий между юношами и девушками в отношении к дисциплинам гендерной проблематики – большая часть преподавателей полагает, что различий не существует. Относительно необходимости изучения студентами-социологами дисциплин гендерной проблематики большинство преподавателей, 7 из 9, высказались за необходимость («да, наверняка», «скорее, да»). О том, какое место гендерные знания занимают в общей системе знаний специалиста-социолога, были даны следующие оценки: 6 из 9 высказались за «значимое, далеко не последнее место», 3 чел. дали весьма пространные ответы.

Спрос студентов на курсы гендерной проблематики либо стабильно сохраняется, либо растёт (5 чел. Из 9 – «повышается», 2 чел. «ни снижается, ни повышается»).

С ситуациями, когда учебные дисциплины гендерной проблематики негативно воспринимались в академической среде сталкивались 3 преподавателя из 9.

На открытый вопрос о причинах необходимости чтения того или иного учебного курса были даны следующие ответы:

- «Является базовым в магистерской программе «Гендерные исследования» и призван не только способствовать погружению студентов в гендерные исследования, но и помочь студентам с разным уровнем знаний и различными специализациями овладеть базовыми знаниями, на основе которых далее они могут углублять свою подготовку и развивать специализацию» (по поводу курса «Введение в гендерные исследования»),

- «Этот курс является обязательным для студентов отделения социальной работы по государственному образовательному стандарту» (по поводу курса «Гендерология, феминология», 2 чел.),

- «Социология гендерных отношений – это не только новое направление в социологических науках, но и новая точка зрения на проблемы человека и общества… Гендерный подход к пониманию и интерпретации проблем пола, а также отношений между полами в различных социальных институтах и процессах предлагает переход от строго иерархизированной к эгалитарной, недискриминационной, комплементарной гендерной модели общества… Гендерный подход позволяет по-новому интерпретировать и личные проблемы в развитии человека» (по поводу курса «Социология гендерных отношений»),

- «Так как курс теоретический, его необходимость состоит в формировании ориентаций в проблематике гендерных исследований» (по поводу курса «Гендерные теории в социологии»),

- «История возникновения и развития женского движения является дает базовые знания в освоении материала, касающегося современных гендерных проблем и дискуссий» (по поводу курса «История женского движения»),

- «Актуальность социальной проблематики в современной России» (по поводу курса «Социальная работа с женщинами»),

- «Курс был предназначен для студентов кафедры теории и практики социальной работы и ориентирован на подготовку специалистов по работе с «трудными» подростками. Гендерная проблематика подростковой девиантности в отечественной науке практически не разработана, Поэтому включение данного курса в магистерскую программу представляет собой попытку преодоления стереотипного восприятия подростков как однородной по полу, возрасту, социальному и психологическому опыту категории населения» (курс «Подростковая девиантология: гендерное измерение»),

- «Полноценное исследование многих тем и проблем современного общества невозможно без знания гендерной проблематики. Например, проблемы занятости и т.д. Если студент знает о существовании гендерного подхода и включает гендерную проблематику в своё исследование, это позволяет ему качественно выполнить данную работу. Многие проблемы социальные и исследовать их, игнорируя гендерный аспект, просто нельзя» (по поводу курса «Гендерная социология»),

- «Приобретение знаний, рост феминистской/гендерной чувствительности » (по поводу курсов «Феминистская теория», «Гендерные отношения в России»).

На вопрос, в котором респондентам предлагалось охарактеризовать перспективы развития гендерной проблематики, были даны следующие ответы:

в Санкт-Петербурге. - «Это актуальное, активно развивающееся научное направление, имеющее хорошие перспективы, поскольку затрагивает интересы двух крупных социо-демографических общностей. Однако в развитии этого научного направления большую роль играют как субъекты (исследователи, социальные институты), так и объекты (мужская и женская социо-демографические общности). В этой связи изучение гендерной проблематики переживает различные периоды (подъём, спад, активизация и т.д.)» (1 чел.), «Будет успешно развиваться дальше» (1 чел.), «Перспективы оптимистические, особенно в 2012 году» (1 чел.), «Гендерная проблематика ещё достаточно молодая и, думаю, она продолжит набирать обороты» (1 чел.), «Характер и степень исследования гендерной проблематики будет зависеть от потребностей конкретного общества в решении проблем, связанных с вопросами гендерного поведения или гендерной структуры общества» (1 чел.), «Затянувшийся кризис в нашей стране не дает надеяться на радужные перспективы в этом направлении» (1 чел.), «затрудняюсь ответить» (1 чел.), 2 человека не дали ответ,

В Киеве - «Её переход из академической маргинальной дисциплины в публичную критическую и активистскую, таким образом, мейнстримную» (1 чел.), «Дальнейшее развитие» (3 чел.), не дали ответ (2 чел.).

Подводя итог, хотелось бы отметить, что гендерное просвещение и образование социологов на данном этапе, к сожалению, находится далеко не на самом высоком уровне (и в одном, и в другом городе) – курсы читаются, но читаются не везде, неких общих стандартов о том, что должны содержать курсы, нет, большинство программ – авторские.

В Санкт-Петербурге есть специальные магистерские программы по гендерным исследованиям, куда могут пойти студенты, желающие получить соответствующие знания. Однако эти студенты будут представлять второй уровень обучения, что касается студентов первого уровня – ситуация весьма плачевная, т.к. большая часть российских учебных планов, в соответствии с которыми происходит обучение по специальности «социология», не содержит дисциплин гендерной проблематики.

В Киеве ситуация обратная – социологи первой ступени (бакалавры) в большинстве своем слушают данные курсы в обязательном порядке, однако возможность продолжить обучение углубленно (например, поступить в магистратуру по программе «Гендерные исследования») отсутствует, т.к. нет программ. При этом студенты заинтересованы в прохождении учебных дисциплин гендерной проблематики (поскольку каждый учебный курс имеет свою направленность, несмотря на наличие неких общих позиций в содержательной структуре, то степень заинтересованности зависит от потребностей студентов, определяемых личным и/или научным интересом).

Что касается другой группы объективных критериев – экспертных оценок в отношении необходимости изучения студентами-социологами учебных дисциплин гендерной проблематики, то соотношение позиций больше свидетельствует о необходимости, нежели об её отсутствии; если вести речь о воздействии данных курсов на изменение позиции человека в сообществе, то большее количество высказалось положительно (более того, отрицательного ответа из респондентов не дал ни один).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что учебные дисциплины гендерной проблематики, преподаваемые на факультетах, осуществляющих подготовку студентов по специальности «социология», нуждаются в дальнейшем развитии (речь идет и об увеличении числа данных дисциплин, и о внесении корректив в содержательную часть уже существующих дисциплин). Бесспорно, относительно состояния любых учебных дисциплин можно выдвигать аналогичные заявления.

Наши же защитные аргументы сводятся к тому, что, во-первых, постепенная динамика в данном отношении и в Санкт-Петербурге, и в Киеве происходит; в Санкт-Петербурге в 2005-м и далее в 2008-м годах были открыты программы по гендерным исследованиям, в Киеве примерно в это же время была создана сертификационная программа по гендерным исследованиям.

Во-вторых, в Концепции развития гендерного равенства в Санкт-Петербурге на период до 2015 года обозначены следующие цели и задачи.

Цели:


1. Обеспечение условий для полноправного участия женщин и мужчин в принятии решений на всех уровнях управления;

2. Обеспечение гендерного равенства в социально-экономической сфере;

3. Обеспечение охраны здоровья женщин и мужчин;

4. Снижение масштабов гендерного насилия;

5. Обеспечение равнодоступности мужчин и женщин к образованию, принятие антидискриминационных мер в образовании, культуре и информации.

Задачи:


  • Мониторинг доступности образования по признаку пола и различных типов образовательных учреждений в условиях коммерциализации (полная средняя школа, ПТУ, колледж, вуз).

  • Разработка и внедрение программ гендерного просвещения и образования.

  • Учет гендерной составляющей в стандартах профессионального образования. Создание региональной системы гражданского образования с включением в него гендерного образования как неотъемлемой компоненты в системе знаний.

  • Внедрение гендерного анализа в систему образования на всех уровнях.

  • Подготовка педагогических кадров и экспертов, обеспечивающих получение социальных знаний и навыков, способствующих развитию человеческого потенциала реализации принципа гендерного равенства в различных областях общественного развития.

  • Усиление значения воспитательного процесса в образовательных учреждениях для формирования гендерного сознания и культурно-нормативных стандартов поведения молодежи.

  • Подготовка научно-педагогических кадров по гендерной тематике в специализированном высшем учебном заведении социального профиля, выступающего научно-методическим комплексом по разработке, обобщению и внедрению учебно-методических материалов по гендерной тематике.

  • Информационная поддержка политики гендерного равенства.

  • Обеспечение права на получение информации для женщин и женских организаций.

Среди основных целей и задач в Концепции заявлены реформы в области образования и просвещения ввиду «отсутствия целенаправленной долгосрочной государственной политики в области гендерного образования и просвещения», «отсутствия финансовой поддержки со стороны государства для проведения систематической работы по гендерному образованию и просвещению», «недостаточной разработки теоретико-методологической базы гендерного образования и просвещения», «отсутствия системы подготовки специалистов по гендерному образованию», «отсутствию государственных образовательных стандартов в ряде профильных специализаций и программ гендерных исследований как учебной дисциплины в средних и высших специальных учебных заведениях»3.

Гендерные исследования приобретают практическую актуальность также в связи с обострением гендерных проблем в современном российском обществе. В качестве примера можно привести острую дискуссию по поводу второго чтения в Государственной Думе Федерального Закона «О государственных гарантиях равных прав и свобод женщин и мужчин» («О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации»). Для совершенствования Закона, разъяснения его содержания также становятся весьма востребованными квалифицированные специалисты в области гендерной проблематики.

Таким образом, гендерные исследования имеют солидный потенциал развития и серьёзную востребованность не только со стороны студенческого, но и гражданского сообщества.
Обратимся к результатам научно-исследовательской работы студентов, обучавшихся по программе «Гендерные исследования», включённых в магистерские диссертации.


Каталог: obrazovanie -> teaching -> mag
obrazovanie -> I. Общие положения Разработчик стандарта
obrazovanie -> Основная образовательная программа высшего образования
obrazovanie -> Общая характеристика образовательной программы 44. 04. 01 Педагогическое образование
obrazovanie -> Программа основного общего и среднего (полного) образования
obrazovanie -> Американская микросоциология Бочкарева В. И
obrazovanie -> Рабочая программа учебной дисциплины огсэ. 02 «история» Радужный
mag -> К магистерской диссертации : «Формирование коммуникативного пространства в процессе организации массового мероприятия на примере молодежного культурно-образовательного форума «Молодежная волна 2012»
mag -> В работе теория социальной структурации и ее элементы, разработанные британским социологом Э. Гидденсом, адаптируются для изучения международного аэропорта как транснационального пространства в условиях глобализации


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница