К. Д. Ушинский Каждый современный учитель понимает, что сформировать традиционные знания, умения недостаточно, нужно осваивать новые технологии, изменять



Скачать 72.13 Kb.
Дата23.05.2016
Размер72.13 Kb.
ТипРеферат
Читать – это еще ничего не значит;

что читать и как понимать – вот в чем главное дело.

К.Д.Ушинский
   Каждый современный учитель понимает, что сформировать традиционные  знания, умения недостаточно, нужно осваивать новые технологии, изменять содержание уроков.

Использование перспективных педагогических технологий, одной из которых  является технология продуктивного чтения, способствует обеспечению нового качества образования за счет  сочетания ожидаемых результатов обучения, заложенных     ФГОС:



Технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н. Светловской , направлена на формирования правильной  читательской деятельности.

Целью данной технологии является: формирование читательской и коммуникативной компетенции школьника.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:



  • формирование умения смыслового чтения и извлечения необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов;

  • развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

  • введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-эстетических ценностей, формирование эстетического вкуса;

  • овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

В начальной школе необходимо заложить основы  грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать.

Технология продуктивного чтения обеспечивает понимание текста за счет вычитывания трех видов текстовой информации:



  • фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде);

  • подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк») ;

  • концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы) .

Технология включает в себя три этапа работы с текстом:
I этап. Работа с текстом до чтения
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, предполагать (антиципация), предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача – вызвать у ребенка желание, мотивацию прочитать книгу.


На этом этапе идет работа над определением смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.

Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования», предлагаю ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя опорные фразы, определяют  цель урока.

Таким образом, технология продуктивного чтения позволяет учителю организовать исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях.
II этап. Работа с текстом во время чтения
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации. Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.

Главная задача взрослого – обеспечить полноценное восприятие текста.

Первичное чтение текста организую в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Это может быть самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение. Далее идет выявление первичного восприятия, выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием текста.

Основная задача учителя на данном этапе – помочь ребенку увидеть в тексте автора (его отношение к героям, к ситуации).

Поэтому достаточно времени уделяю анализу текста, при котором использую приемы, которые определяются художественной задачей текста, его жанровой спецификой.

Два основных приема анализа текста, которые обеспечивают наиболее короткий и доступный «путь к автору» - это диалог с автором через текст и комментированное чтение.

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, необходимо соблюдать такую последовательность действий:

научить ребят видеть в тексте авторские вопросы: прямые и скрытые; научить включать творческое воображение учащихся;

научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения: "Чем это можно объяснить?.." , "Что из этого следует?.." , "Что сейчас случится?», обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора.

Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, для того чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором, обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нем автора.



Что же необходимо для того, чтобы состоялось именно комментированное чтение.

Озвучивают текст дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя. Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу! Должен быть кратким и динамичным, усиливающим эмоциональную реакцию детей.

Комментируется текст в том месте, где это действительно необходимо. Подводя итог работы над текстом на данном этапе, целесообразно проводить  беседу по содержанию в целом, цель которой - обобщить прочитанное. Беседа строится на основе вопросов, которые помогают понять характер главного героя, посочувствовать ему, погрузиться  во внутренний мир человека.

На втором этапе предлагаю закрыть учебники, слушать, представлять себе то, что происходит и сравнивать со своими предположениями.


III этап. Работа с текстом после чтения.
Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

Главная задача – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста.

Результатом коллективного обсуждения прочитанного должно стать понимание авторского смысла, выявление и формулирование основной идеи текста.

На данном этапе предусмотрено повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации.

Провожу беседу о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора.

В данной технологии рассказ учителя о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву. Ребенок сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

Для третьего этапа работы с текстом предусмотрено творческое задание. При выборе творческих заданий учитываю особенности класса в целом и возможности отдельного ребенка, используя дифференцированный подход на уроке и дома: иллюстрирование, устное словесное рисование, составление плана, творческий пересказ от лица одного из героев, написание синквейна , работа с пословицами.

Выполнить задания предлагаю в паре или по группам.

Достаточно времени на уроке отвожу и самостоятельному чтению. С этого начинается воспитание вдумчивого читателя. Но есть обязательное условие: читать не спеша! Такое чтение помогает ребёнку увидеть, что ещё непонятно ,найти то , что ему близко, и поделиться мыслями со всеми.

Третий этап - корректирует читательскую интерпретацию авторским замыслом.

Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Ученик – не просто слушатель и исполнитель – он творческая личность, его работа на уроке приобретает исследовательский характер.

Таим образом, в результате использования данной технологии мы формируем как предметные универсальные учебные действия:  умение производить анализ, соотносить впечатления со своим жизненным опытом, умение читать свободно, бегло и выразительно вслух и «про себя, понимать смысл прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему, а также метапредметные.



Познавательные УУД:

умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

умение представлять информацию в виде схемы;

умение выявлять сущность,особенности объектов;

умение на основе анализа объектов делать выводы;

умение обобщать и классифицировать по признакам;

умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других;

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

умение оформлять свои мысли в устной форме;

умение работать в паре, в группе.

Регулятивные УУД:

умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) умение высказывать отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, ссылаться на свой жизненный опыт.

Достоинства технологии:

применима на уроках любого цикла;

ориентирована на развитие личности читателя;

развивает умение прогнозировать результаты чтения;

учит самостоятельно добывать знания;

способствует достижению метапредметных и предметных результатов.
Каталог: files -> publications
publications -> Некоторые аспекты изучения нравственно-ценностной мотивации поведения студенческой молодежи
publications -> «Способы повышения мотивации обучающихся к изучению английского языка для развития их познавательных, интеллектуальных и творческих способностей»
publications -> Успешность самостоятельной жизни выпускника -показатель системы работы педагогического коллектива
publications -> Применение современных технологий и методик на уроках английского языка
publications -> Туризм как фактор развития отсталых и депрессивных территорий в мировой практике
publications -> Консультация
publications -> Использованние коммуникатиного подхода в обучении французскому языку
publications -> Диссоциативное расстройство личности. Путь становления и укрепления нозологии в мире медицины
publications -> Метод вызванных потенциалов мозга в экспериментальной психолингвистике
publications -> Подготовка к егэ по истории (из опыта работы) егэ по истории


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница