Жизненное самоопределение молодежи в современном российском обществе



Скачать 98.92 Kb.
страница1/4
Дата13.02.2016
Размер98.92 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4
На правах рукописи

ЯВОН Снежана Владимировна


ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ

В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Специальность 22.00.04 — Социальная структура,

социальные институты и процессы

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора социологических наук

Москва — 2013
Работа выполнена на кафедре социологии Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Московский гуманитарный университет»
Научный консультант: доктор социологических наук, профессор

Ковалева Антонина Ивановна
Официальные оппоненты: доктор социологических наук, профессор

Зубок Юлия Альбертовна,

зав. отделом социологии молодежи

Института социально-политических

исследований РАН


доктор философских наук, профессор

Кухтевич Татьяна Николаевна,

профессор кафедры социальных технологий социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова


доктор социологических наук, профессор

Майорова-Щеглова Светлана Николаевна, профессор кафедры прикладной социологии социологического факультета РГГУ

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Московский педагогический

государственный университет»

Защита состоится 17 декабря 2013 г. в 15.00 час. на заседании Совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д.212.198.09, созданного на базе Российского государственного гуманитарного университета, по адресу: 125993, ГСП-3, Москва, Миусская площадь, д. 6, ауд. 273.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГГУ по адресу: 125993, ГСП-3, Москва, Миусская площадь, д. 6.


Автореферат разослан «___» ноября 2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор социологических наук М.Б. Буланова


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Трансформационные процессы обусловили глубинные изменения в положении всех социальных групп современного российского общества и особенно молодежи, что в первую очередь проявилось в жизненном самоопределении. Действительная ее проблема состоит в противоречии между насущной потребностью молодых людей в выборе статусной роли и обретении ими устойчивых социальных позиций. Для периода молодости характерно то, что в круг интересов молодого человека входят многие аспекты социальной действительности, обусловленные разнообразием социальных ориентиров. От того, сможет ли молодой человек выделить среди интересов и ориентиров приоритетный, выстроить своеобразную иерархию жизненных ценностей, зависит успешность его дальнейшего жизненного пути.

Молодость как фаза жизни предполагает серию взаимосвязанных переходов сеть изменений, направленных на приобретение социальной субъектности. Молодежь, являясь дебютантом трудовой, социальной, в том числе общественно-политической, сексуальной, семейной сферах, имеет значительный потенциал в освоении многовариативной реальности.

В современных условиях молодежь пользуется гораздо большей автономией, чем когда-либо раньше. Когорта молодых не отягощена прошлым социальным опытом, но это не означает, что она более адекватно включается в настоящее. Освоение будущего базируется на способности пересматривать свои взгляды и точки зрения по отношению к изменяющейся ситуации. С одной стороны, многие люди живут в условиях усложнения нормативного пространства, с другой стороны, в большей мере реализуется свобода выбора. Именно здесь и происходит осуществление жизненного самоопределения. Высокая значимость свободы призвана соотноситься с определенным пониманием ответственности ответственности за себя, собственные действия и выборы. Молодые люди создают ситуацию субъектности, когда, обеспечивая собственные горизонты, они готовы заботиться не только о себе, но и о других. Сегодняшняя молодежь характеризуется размышлениями о значимости именно собственного выбора в ситуации неопределенности до понимания своих действий. Возможности жизненного самоопределения молодого поколения приобретают исключительно важное конструктивно-созидательное значение в стратегии дальнейшего развития личности, ее будущего, будущего России.

Такая проблемная ситуация поставила задачу осмысления жизненного самоопределения молодежи с учетом произошедших в обществе перемен. Его изучение в современном российском обществе дает возможность глубже проникнуть в структуры ценностного пространства юношей/мужчин и девушек/женщин, проследить жизненные практики, расширить научные знания о данном возрастном периоде жизни молодого человека.



Социальная проблема состоит в решении противоречия между традиционными и инновационными ценностными основаниями жизненного самоопределения молодежи и ее поведенческими практиками. Необходимость осмысления данного противоречия с учетом его недостаточного научного анализа составляет проблему диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Современная социология располагает богатой теоретико-методологической базой в области изучения молодежи и ее проблем. Наиболее активно эти исследования стали осуществляться в XX веке, когда проблемы молодежи приобрели значительный социальный резонанс. Сложились три концептуальных направления: психофизиологическое (Ш. Бюлер, А. Фрейд, Г. С. Холл и др.), культурологическое (Р. Бенедикт, М. Мид, Э. Шпрангер и др.), социологическое (линии К. Маркса и К. Манхейма). Молодежь рассматривается главным образом как объект воздействия со стороны социальных структур и институтов. В 1920-е гг. в Советской России этими проблемами занимались Е. О. Кабо, А. И. Колодная, Б. Б. Коган, М. С. Лебединский и др.

Особо следует отметить развитие молодежной проблематики в российской социологии 1970–1990-х годов, связанное с широкой практикой эмпирических исследований (Б. Г. Ананьев, И. М. Ильинский, С. Н. Иконникова, И. С. Кон, В. Ф. Левичева, В. Т. Лисовский, М. Н. Руткевич, Б. А. Ручкин, В. И. Чупров, А. И. Шендрик и др.). Теоретическое осмысление проблемы жизненного самоопределения молодежи осуществил В. Н. Шубкин. Он подчеркивал, что оно связана с важнейшими моментами в жизни молодых людей (выбор профессии, поступление на работу, адаптация в коллективе). Концепции, в которых особенное внимание уделяется самоопределению молодежи, нашли отражение в работах С. И. Григорьева, Л. А. Коклягина, В. Т. Немировского, В. В. Семеновой, М. Х. Титмы. Подробное исследование процесса вхождения молодежи в общество осуществили Н. М. Блинов, П. Сак, Ф. Харват, Ю. Хартманн, Д. Холда и другие.

В последние годы повысился интерес к изучению общих связей и закономерностей функционирования молодого поколения, к рассмотрению молодежи как субъекта социальных отношений (С. Н. Быкова, Ю. А. Зубок, Е. Д. Игитханян, С. Г. Спасибенко, В. И. Чупров и др.); к исследованию социального статуса данной социально-демографической группы и эволюции ценностной сферы молодого поколения (Ю. Р. Вишневский, Л. А. Гегель, Е. А. Гришина, Ю. А. Зубок, В. И. Ильин, А. И. Ковалева, Вал. А. Луков, В. С. Магун, В. А. Родионов, В. А. Ядов и др.); к определению субъектности молодежи в профессиональном самоопределении (М. В. Ковтун, Д. Л. Константиновский, Г. А. Чередниченко и др.); к анализу гендерных взаимодействий в различных сферах жизнедеятельности (С. И. Голод, Т. А. Гурко, О. М. Здравомыслова, М. М. Малышева, Л. Н. Надолинская, Г. И. Осадчая, Л. С. Ржаницына, А. А. Темкина, С. А. Ушакин, Ж. В. Чернова и др.). Что касается исследования социальных практик как следствия различных значений и смыслов индивидуальных и групповых стратегий, то оно осуществляется в рамках концепции повседневности (Е. Л. Омельченко, Е. Лукьянова и др.). Данный подход является логическим продолжением концепции конструирования реальности в аспекте конкретизации субъектности этой группы.

В научной литературе разработаны также такие аспекты самоопределения молодежи, как выбор молодежью линий своего жизнеосуществления, соотношение профессионального самоопределения и жизненной перспективы, особенности ее формирования (Е. И. Головаха); жизненные пути и ориентации в процессе включения в общественную жизнь (М. Е. Ашмане, А. А. Матуленис, М. Х. Титма); соотношение субъективных и объективных факторов в жизненном самоопределении (А. И. Вишняк, Е. А. Донченко, В. С. Пилипенко). В их работах по-новому обозначена роль субъективных факторов в процессе жизненного самоопределения молодежи, уточнены и конкретизированы такие понятия, как: жизненная перспектива, ценностные ориентации, стиль жизни, смысл жизни, жизненная программа.

Жизненное самоопределение личности представляло и представляет интерес для многих известных психологов, представителей разных научных школ и направлений (В. С. Агеев, А. Г. Асмолов, М. Р. Гинзбург, А. Маслоу, Дж. Мид, А. В. Петровский, К. Роджерс, Х. Салливан, В. Ф. Сафин, Д. И. Фельдштейн, З. Фрейд, Э. Фромм и др.). Особое влияние на нашу концепцию оказали идеи С. Л. Рубинштейна: каждый этап жизни человека играет важную роль в жизненном пути личности; главным понятием он обозначает жизненные отношения к миру, другим людям, самому себе, определяющие зависимость личности от жизни и, наоборот, зависимость жизни от личности. Представляются интересными взгляды К. А. Абульхановой-Славской, которая выделяет основные признаки стратегии жизни; Е. П. Авдуевской, Т. А. Араканцевой, объясняющие процесс самоопределения как процесс полоролевого и ценностно-смыслового самоопределения, профессионального выбора, становления идентичности.

Для анализа рассматриваемых вопросов важное значение имеют работы по проблемам социализации, тезаурусной концепции, ценностных ориентаций представителей социологической школы Московского гуманитарного университета: И. М. Ильинского, А. И. Ковалевой, Вал. А. Лукова; Д. Л. Аграната, И. Г. Биченко, В. В. Богдановой, Е. А. Гришиной, А. Г. Кузнецова, А. В. Лукова, И. А. Суриной, С. Н. Майоровой-Щегловой и др.

Анализ теоретических концепций и практических научных разработок показывает, что для решения поставленной исследовательской проблемы имеются теоретико-методологические предпосылки и эмпирические данные, позволяющие провести социологический анализ жизненного самоопределения молодежи в современном российском обществе.

Объектом диссертационного исследования является российская молодежь.

Предмет исследования жизненное самоопределение молодежи в современном российском обществе.

Целью диссертационного исследования является разработка социологической концепции и реализация жизненного самоопределения молодежи, выявление ее особенностей в современном российском обществе.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:



  • определить теоретико-методологические основы изучения жизненного самоопределения молодежи;

  • рассмотреть теории (концепции) молодежи как социального субъекта;

  • разработать концепцию жизненного самоопределения молодежи на основе тезаурусного подхода;

  • проанализировать динамику жизненного самоопределения российской молодежи относительно ценностных оснований, трудового поведения, социальных практик российской молодой семьи, конструирования сексуальности;

  • выявить особенности жизненного самоопределения молодежи в российском регионе;

  • показать возрастную специфику ценностных оснований молодежи;

  • раскрыть гендерные аспекты ценностных предпочтений;

  • изучить поселенческий фактор формирования жизненных приоритетов молодежи.

В качестве рабочей гипотезы выдвинуто следующее предположение:

жизненное самоопределение молодежи в современном российском обществе изменяется по своему характеру в направлении стихийности, вариативности, разносрочности, рискованности. Ценностные ориентации молодежи трансформируются от устойчиво традиционных к инновационным. Жизненное самоопределение молодежи в российском регионе зависит от факторов возраста, пола и поселения.



Теоретико-методологическая база исследования.

Методологической основой диссертации служат теоретические концепции социологической науки и ее отраслей, в том числе теории социальной структуры, социальных институтов и процессов, социологии молодежи. Автор исходит из важнейшего методологического положения о противоречиях как источнике развития, а также из положения гуманизма, утверждающего ценность человеческого существования, независимо от пола, возраста и т. д. В диссертации использовались методологические принципы: объективность, комплексный подход к анализу объекта исследования, целостность или системность характеристик, вычленяемых в качестве предмета исследования, синтезирующий принцип, дедуктивный принцип исследования и т. д.



Эмпирическая база диссертации включает:

  • авторские социологические исследования, основные среди которых:

    • «Молодежь в современном обществе» — 2002 г., г. Тольятти, N = 1000 чел. 14–30 лет (анкетирование; метод квотной, маршрутной выборки и целевой аудитории);

    • «Место и роль молодежи в современном обществе» — 2009 г.; г. Ульяновск, г. Тольятти, сельские поселения Ульяновской области, Самарской области; N = 3000 чел. 14–30 лет (анкетирование; метод квотной, маршрутной выборки и целевой аудитории);

дополнительные:

    • «Молодежь на рынке труда» — 2006 г., г. Тольятти, N = 300 чел. 14–29 лет (анкетирование);

    • «Жизненные сценарии раннего материнства» — 2007 г., г. Тольятти, N = 100 чел. 30–60 лет (экспресс-опрос), N = 10 чел. 14–18 лет (глубинное интервью);

    • «Правовая социализация в семейной сфере: гендерные аспекты» — 2008 г., г. Тольятти, N = 102 чел. 18–23 лет (анкетирование);

  • вторичный анализ данных социологических исследований Комитета по делам молодежи мэрии г. Тольятти (проведены с участием автора): «Молодежь Тольятти: сегодня и завтра» 1995 г. (N = 600 чел. 14–30 лет, 102 экспертов), 2000 г. (N = 600 чел. 14–30 лет, 102 экспертов), 2002 г. (N = 600 чел. 14–30 лет, 100 экспертов); «Город молодых» 2007 г. (N = 670 чел. 15–29 лет, 100 экспертов);

  • вторичный анализ эмпирических работ (80-е годы XX в. – 10-е годы XXI в.), в которых содержатся результаты социологических исследований молодежи в аспектах динамики ценностных ориентаций в трудовой, семейной и сексуальных сферах;

  • информационно-статистических материалы министерства по вопросам семьи материнства и демографического развития Самарской области, комитета по делам молодежи мэрии г. Тольятти, г. Ульяновска, Федеральной службы по труду и занятости и т. д. (2000–2012 гг.).

Основные положения, выносимые на защиту, содержащие новизну:

  1. Социальное состояние общества накладывается на социальное положение молодежи, включающее в себя важнейшие этапы в процессе жизненного самоопределения — получение образования, начало трудовой деятельности, вступление в сексуальные отношения, создание семьи. Молодежь является дебютантом в данных сферах жизнедеятельности. Переход от первичной к вторичной социализации задает импульс самоопределению и завершается жизненным самоопределением молодежи/присвоением социальной субъектности. Понимание становится одним из важнейших содержательных компонентов самой ситуации взросления. Современное общество характеризуется многовекторностью развития молодежи: сетью выборов и наличием барьеров. Расширение пространства выборов предполагает интенсификацию рисков при преодолении барьеров. Обстоятельства неизвестности провоцируют молодежь на мобильность, на ситуативность выбора.

  2. Концепция жизненного самоопределения молодежи на основе тезаурусного подхода включает следующие положения:

    • Это процесс целенаправленной самоорганизации жизнедеятельности через осознание жизненных смыслов, ценностей, целей и выработку стратегий и тактик. Элементами структуры процесса самоопределения молодежи являются: жизненные смыслы, ценностные ориентации, личностные планы, цели (ценностно-смысловые основания) и поведенческие практики;

    • Механизмами жизненного самоопределения юношей и девушек являются идентификации (идентификационные матрицы), социальное конструирование и проектирование реальности;

    • Принципом упорядочивания многообразия ценностно-смысловых оснований жизненного самоопределения молодежи и обеспечения ориентационными траекториями является триада «свое – чужое – чуждое», что соответствует: «ценность – не-ценность – антиценность»; «актуальные практики – неактуальные практики – неприемлемые практики»; «ближайшее социальное окружение – отдаленное социальное окружение – дальнее социальное окружение»;

    • Наряду с основной иерархией жизненного самоопределения и поведенческих практик молодежи актуализируется сетевой строй ценностно-смысловых оснований, что соответствует типичному/традиционному и нестандартному/инновационному.

  3. Динамика жизненного самоопределения молодежи связана с его характером как целенаправленного, стандартно-нормативного, долгосрочного процесса по направлению к легитимации стихийности, вариативности, разносрочности, рискованности процесса жизненного самоопределения. Молодежь как социальный субъект изменяющихся общественных отношений в процессе жизненного самоопределения сталкивается с противоречием между инерционными тенденциями формирования сознания и мировоззрения, являющимися следствием традиционных форм его социализации и расширяющимся многообразием возможностей социального выбора в новых условиях.

  4. Жизненное самоопределение молодежи в трудовой сфере осуществляется в ситуации нестабильности социально-экономических отношений, что предполагает повышение роли субъективного начала в выборе стратегий вхождения на рынок труда. При исследовании у молодежи жизненных ценностей и активистской стратегии на рынке труда выявлено, что по мере удаления от административного центра и выхода индивида за рамки возрастной группы 17–22 года эти установки уменьшаются независимо от уровня образования. Девушки (если смотреть по гендерному принципу) и городская молодежь (в зависимости от поселенческого фактора) активнее всего стремятся в сферу высшего образования. Выпускники городских средних школ более едины в стремлении продолжить образование в вузах, сельские выпускники более дифференцированы по таким типам учебных заведений как ССУЗ, ВУЗ, ПУ.

  5. Социальные практики российской молодой семьи характеризуются сочетанием патриархальных представлений и эгалитарных норм. Эгалитарные семейные взаимодействия более активно поддерживают городские молодые женщины, тогда как среди ориентированных на традиционную модель семейных отношений большинство составляют молодые мужчины. Цели супружества все больше становятся ориентированными на создание условий для всестороннего развития личности супругов, полноценного воспитания детей, эмоционального, духовного, сексуального удовлетворения, т. е. прежде всего — личностная самореализация. Семейно-брачным отношениям (примерно 30% молодежи) предшествует сожительство, которое наиболее распространено в молодом возрасте (до 20 лет) и сельских поселениях. Репродуктивное поведение характеризуется: популярностью европейского типа брака, особенностью которого является относительно позднее вступление в брак (после 24 лет) и значительная доля лиц, никогда не состоявших в браке; увеличением доли внебрачных рождений: по возрастному фактору — у женщин моложе 20 лет, по поселенческому — у молодых женщин, проживающих в сельских поселениях; снижением суммарного коэффициента рождаемости.

  6. В современном российском обществе средствами масс-медиа формируется потребительская активность как символический маркер гендерной компетентности, что выражается в трансформации общего канона маскулинности, сопровождающейся изменением мужского телесного канона, ориентацией значительной части мужчин на необходимость моделирования собственного внешнего облика посредством внешней атрибутики. Процесс мультипликации характерен для основных составляющих бинарного образца, т. е. наблюдается множественность маскулинностей и фемининностей, связанных между собой многообразием гендерных контрактов. Приверженность инновационному конструкту демонстрирует преимущественно городская часть молодого поколения. Либерализация сексуальных отношений проявляется более интенсивно среди девушек/женщин, что характеризуется снижением возраста начала сексуальной жизни (эмоционально-коммуникативные мотивы), легитимацией сексуальных меньшинств, нормализацией добрачных связей, активизацией в интимных отношениях с партнером, усилением значимости сексуальной сферы.

  7. Социальная дифференциация жизненного самоопределения молодежи в российском регионе определяется факторами возраста, пола и поселения. Преимущественная ориентация молодежи регионального социума на частную жизнь подтверждается ценностной структурой сознания молодежи. Доминантная ценность — материальный достаток сочетается с такими наиболее значимыми ценностями, как интересная работа (дело по душе), семья и дружба. Значительная часть молодежи идентифицирует себя как «поколение надежд» и, как следствие, характеризуется «социально-комфортным» самочувствием. Бóльшую адаптивность к изменениям, сопутствующим трансформации общества, проявляют юноши и девушки, опирающиеся на личные качества и способности. Молодежь посредством образования планируют завоевать определенный социально-экономический статус.

  8. Ожидания, чувства, потребности и ценности разных возрастных групп, зависят от тех ресурсов, которыми молодой человек может обладать в том или ином возрасте. Для младшей группы на передний план выходят проблемы образования, отношений с друзьями, секса. В трудовой деятельности ориентируются на государственные структуры и статусную мотивацию. Семья воспринимается, прежде всего, как равный супружеский союз, характеризующийся заботой, любовью и психологической поддержкой близкого человека. Молодежный возраст 14–17 лет определяется как «время надежд», что подтверждается молодежью регионального социума в большем позитивном настрое. Представления о будущем более размыто и неопределенно, поэтому выбор жизненной стратегии во многом зависит от материального благополучия родителей и их жизненного сценария. Молодые люди старшей группы, вступившие во взрослые социальные отношения, имеющие образование, опыт работы, в качестве главных ценностей, кроме материального достатка, выделяют семейное благополучие. Кроме того, открытие собственного бизнеса, трудоустройство по специальности в государственных структурах (материально-содержательная мотивация) в качестве альтернативы решения экономических проблем в первую очередь отмечают молодые люди именно этой возрастной категории. С возрастом возрастает толерантность к различным сексуальным практикам и снижаются положительные оценки семейных взаимоотношений. Старшая молодежь более склонна к «дискомфортно-агрессивному» социальному самочувствию.

  9. Специфика предпочтений молодых мужчин и молодых женщин формируется путем конструирования и проектирования социальной реальности, исходя из гендерной идентификации и полоролевой социализации в процессе жизненного самоопределения. Основной ценностью становится высокооплачиваемая, престижная, интересная работа. Для юношей/мужчин характерны: мобильность, активная жизненная позиция, преобладающее значение высокой зарплаты и быстрого трудоустройства, поддержки друзей, традиционный культурный идеал гендерных отношений в семье, гедонистические и престижно-потребительские ориентации, ранние и не узаконенные сексуальные отношения. Жизненное самоопределение девушек/женщин базируется на традиционных представлениях достижения успеха через получение высшего образования, работу в государственных структурах по специальности, поддержании эгалитарного типа семьи и функции материнства, толерантном отношении к гомосексуальности. Девушки/женщины вторгаются в сферу деловой активности быстрее и охотнее, чем молодые люди/мужчины в область домашнего хозяйства. Социальное самочувствие женской части молодежи российского региона характеризуется динамикой оптимистической оценки.

  10. Поселенческий фактор формирования жизненных приоритетов молодежи определяет специфику жизненного самоопределения молодежи в зависимости от вида поселения (село — город). Для молодежи сельских поселений более свойственно стремление к восходящей социальной мобильности. Они готовы поступиться семейными ценностями ради заработка «больших» денег и высокого профессионального статуса, престижного положения в обществе. В трудовой сфере сельская молодежь на фоне материально-статусной мотивации планирует трудоустройство по специальности в государственных структурах. В аспектах брачности и семейных отношений юноши и девушки сельских поселений более подвержены влиянию ближайшего окружения, стереотипам, материальной заинтересованности брачного партнера, стремлению иметь детей, либеральному восприятию разделения труда в браке. Времяпрепровождение сельской молодежи опосредовано стереотипами приватной сферы и характеризуется распространенностью рекреационных форм проведения досуга. Молодежь городских поселений характеризуется менее оптимистической оценкой происходящего. Привлекательными в процессе жизненного самоопределения для городской молодежи являются: материально-содержательная мотивация при работе по специальности в государственных или коммерческих структурах, психологическое и душевное равновесие в семейных отношениях, развлекательные формы проведения досуга, сексуальная сторона взаимоотношений.

  11. Социологические данные о ценностных основаниях жизненного самоопределения молодежи российского региона констатируют постепенное распространение эгалитарных установок, которые проявляются через осознание возможностей равноправных отношений во всех сферах жизнедеятельности, через положительную оценку инноваций в гендерных отношениях и возникновение новых форм взаимодействий. Приверженность инновационному конструкту (в условиях российского региона — Приволжского федерального округа) демонстрирует преимущественно образованная часть городских молодых женщин.


Теоретическая и практическая значимость диссертации
В третьей главе
Монографии по теме диссертации:

Каталог: binary
binary -> Историко-психологический анализ экспертизы качества образовательных программ детского телевидения
binary -> В. П. Каширин Ч. I и III; В. А. Сластенин Ч. II
binary -> Гендерная идентичность у женщин, страдающих бесплодием, в программе экстракорпорального оплодотворения
binary -> Базовые ценности населения южно-африканской республики в условиях глобальных трансформаций
binary -> «Основы преподавания экономических дисциплин»
binary -> Темы курсовых и дипломных работ Гавриш Надежда Вадимовна Темы курсовых
binary -> Структурная модернизация системы управления предприятиями электроэнергетики россии 08. 00. 05 экономика и управление народным хозяйством
binary -> Программа учебной дисциплины " История науки и техники" москва 1997


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница