Жанрово-стилистические особенности информационных сайтов региональных городов России и Америки Направление 035700. 68 − «Лингвистика» Программа 035700. 68



Скачать 28.07 Kb.
Дата25.04.2016
Размер28.07 Kb.
ТипДиссертация
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре государственный

технический университет»

На правах рукописи


Белимова Алена Дмитриевна


Жанрово-стилистические особенности информационных сайтов

региональных городов России и Америки

Направление 035700.68 − «Лингвистика»

Программа 035700.68

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ

на соискание академической степени магистра

2015


Диссертация посвящена изучению жанрово-стилистических особенностей информационных сайтов региональных городов России и Америки. Данные особенности позволяют выявить основные коммуникативные стратегии, реализуемые в контексте официальных сайтов, и приемы ведения имиджевой политики.

Актуальность исследования. В современном обществе политика активно и открыто проводится через различные ресурсы. Особенностью ведения имиджевой политики на сегодняшний день является использование возможностей интернет-коммуникации. Поскольку интернет является относительно молодым информационным пространством, он динамично развивается и активно изучается. Одним из результатов такого развития стали информационные (официальные) сайты городов, на которых и происходит реализация имиджевой политики.

Объект исследования – официальные сайты региональных городов России и Америки.

Предмет исследования – жанрово-стилистические особенности информационных сайтов региональных городов; речевые тактики и стратегии, реализуемые в контексте официальных сайтов.

Цель исследования – выявить жанрово-стилистические особенности информационных сайтов региональных городов.

Задачи исследования:

1) изучить теоретическую базу исследования по вопросам «виртуальный дискурс», «жанр», «имидж», «коммуникативные стратегии»;

2) описать жанрово-стилистические особенности информационных сайтов региональных городов России;

3) выявить основные коммуникативные стратегии и тактики, формирующие имидж региональных городов России;

4) описать жанрово-стилистические особенности информационных сайтов региональных городов Америки;

5) выявить основные коммуникативные стратегии и тактики, формирующие имидж региональных городов Америки;

6) провести сравнительно-сопоставительный анализ жанрово-стилистических особенностей региональных городов России и Америки.

Материалом для теоретической части нашего исследования послужили 58 отечественных источников и 15 зарубежных (из них 13 на английском языке). Практическое исследование основано на анализе 10 официальных сайтов региональных городов России и 10 официальных сайтов региональных городов США.

Методы исследования – интерпретативный метод, описательный метод, контекстологический метод, метод классификации и типологизации, методы лингвистического и стилистического анализа, сравнительно-сопоставительный метод, метод моделирования.

Новизна исследования. В нашей работе мы составили собственную модель для исследования жанра официального сайта города, который на сегодняшний день является малоизученным. Были выделены основные речевые тактики и стратегии, используемые на информационных сайтах региональных городов России и Америки, и на основе этого выявлены особенности имиджа города и адресанта, создаваемые в рамках вышеуказанных сайтов.

Апробация работы. Результаты и положения, изложенные в диссертации, докладывались и обсуждались на ежегодной научно-технической конференции студентов и аспирантов КнАГТУ (г. Комсомольск-на-Амуре, апрель 2014 г., апрель 2015 г.), XXII международной научно-практической конференции (г. Москва, 10 октября 2014 г.), 6-ой международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» (г. Москва, 2014 г.).

По теме диссертации опубликованы 2 статьи:

• Белимова, А. Д. Виртуальный дискурс как отражение имиджевой политики города / А. Д. Белимова, Г. А. Шушарина // Гуманитарные науки в XXI веке. – 2014. – №12. – С. 228-230.

• Белимова, А. Д. Жанровые модели как способ анализа текстов / А. Д. Белимова, Г. А. Шушарина // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – №6-2. – С. 133а.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, который включает в себя 73 наименования; также в работе присутствует 20 рисунков. Диссертация представлена на 90 страницах.

Практическая значимость результат нашей работы заключается в определении основных приемов реализации стратегий по ведению имиджевой политики.

Личный вклад автора заключается в выполнении основного объема теоретического и практического исследования, включая разработку модели исследования, анализа и оформления результатов в виде научных докладов и публикаций.

На защиту выносятся следующие положения:

1) официальные сайты информационных сайтов региональных городов России и Америки объединяют в себе черты виртуального и политического дискурсов. Для их исследования актуальными являются контекстуальный и текстуальный анализ;

2) исследование имиджевой политики, реализуемой на официальных сайтах, базируется на анализе используемых речевых стратегий. Стратегии реализуются путем использования определенных речевых тактик и ходов;

3) анализ жанрово-стилистических особенностей официальных сайтов осуществляется на основе жанровой модели. Жанровая модель составляется индивидуально для анализа каждого жанра;

4) информационные сайты региональных городов России и Америки имеют ряд жанрово-стилистических особенностей. Данные особенности связаны с культурными и историческими особенностями стран.

В современном обществе интернет-коммуникация интегрировала практически во все аспекты нашей жизни. Одними из таких аспектов является политическая сфера. Информационные сайты городов являются примером совместного функционирования виртуального мира и политики. Здесь адресант, реализуя речевые стратегии, проводит имиджевую политику, представляя город и себя в негативном или положительном свете. Речевые ходы и тактики, используемые в данном процессе, можно проследить, изучив жанровые и дискурсивные особенности информационных сайтов региональных городов России и Америки. В нашем исследовании мы выявляем теоретические аспекты, необходимые для анализа официальных сайтов на основе работ таких ученых как М. М. Бахтин, Т. ван Дейк, В. И. Карасик, О. В. Лутовинова и др., а также описываем, сравниваем и интерпретируем особенности данных сайтов в практической главе.

Основными понятиями нашего исследования являются дискурс, жанр и стратегии. Дискурс является результатом речевой деятельности, которая представлена в устой или письменной форме и происходит в определенном контексте. Официальные сайты городов представлены институциональным типом дискурса, который объединяет в себе черты политического и виртуального дискурса. Политический дискурс направлен на формирование доверия и заинтересованности адресата и представлен шкалой, по которой сообщение варьируется от достоверного до полного утаивания. Особенностями виртуального дискурса являются креолизация и гипертекст. Дискурсивный анализ характерный для нашего исследования включает в себя компоненты контекстуального и текстуального анализов.

Понятие жанра является составляющей дискурса. Критерии дискурсивного анализа и жанровых моделей исследования имеют некоторые различия, что позволяет говорить о различных функциональных особенностях жанра и дискурса. В связи с неограниченным количеством жанров в коммуникации не существует единой жанровой модели исследования. Рассмотрев представленные различными исследователями жанровые модели и модели дискурсивного анализа, мы вывели собственную модель анализа информационных сайтов региональных городов России и Америки.

Выявленные с помощью полученной модели исследования особенности являются речевыми ходами и тактиками, которые направлены на реализацию речевой (коммуникативной) стратегии. Стратегия является комплексом речевого воздействия на адресата с целью изменения его модели мира. Основой изучения стратегии является интерпретация. Использование речевых стратегий на официальных сайтах направлено на реализацию имиджевой политики, целью которой является формирование того или иного образа объекта (города).

Проведенное нами исследование позволяет сравнить официальные сайты региональных городов России и США по трем направлениям:

1) композиционным особенностям;

2) образу автора;

3) лингвостилистическим особенностям.

Общими композиционными компонентами для русских и американских сайтов являются новостной раздел (90%), фотографии города (90% и 100% соответственно), рубрика, посвященная мэру (40% и 50%), использование гиперссылок (100%) и раскрывающихся списков (30%). Неравнозначное соотношение составляют прием капитализации – 20% для русских и 100% для американских сайтов – и герб города – 100% и 40% соответственно.

Отличительными компонентами американских сайтов являются слоган (40%), наиболее частотные разделы строки меню «Home», «Residents», «Visitors», «Services», «Departments», а также оформление в синих и голубых тонах. В случае с русскими сайтами такими компонентами являются разделы строки меню «Администрация» и «О городе». На сайтах широко используются основные особенности интернет-коммуникации – креолизованность и гипертекстуальность. Различное соотношение использования приема капитализации говорит о более официальном стиле оформления русских сайтов. 100% наличие герба демонстрирует культурные особенности страны, а также желание адресанта выделить свой город из ряда других. Последнее свойство имеют и американские сайты, на которых используются герб и слоган, однако данные компоненты присутствуют только на 40% страниц. Большое количество совпадающих разделов меню на американских сайтов говорит о более устоявшейся жанровой модели оформления. Различия в использовании приема капитализации и количестве компонентов строки меню показывают более информативный характер русских сайтов.

Раскрытие языковой личности автора на русских и американских страницах во многом не совпадает. На 100% сайтах российских городов адресант представлен в начале сайта в подписи под заголовком, в то время как такой прием встречается лишь на 10% сайтов городов Америки. Здесь автор проявляется в предложениях, в которых подлежащее выражено местоимением в 1 лице (80%), и доменном имени сайта «gov» (30%). Другим обозначением адресанта на 10% русских сайтов стало сказуемое, выраженное глаголом в форме 1 лица множественного числа. Основным ресурсом, в котором раскрывается языковая личность автора, является раздел, посвященный мэру. Таким образом, адресант на русских сайтах представлен открыто. Рассматривая американские сайты адресат чаще всего не может сразу распознать адресанта, однако использование местоимений в форме 1 лица позволяет создать эффект присутствия и обращения адресанта на протяжении всего знакомства с сайтом.

Лингвистическими особенностями, которые встречаются на русских и американских сайтах, являются капитализация (20% и 100%), восклицательные предложения (40% и 50%), метонимия (20% и 90%), лексика с положительной коннотацией (60% и 80%), вопросительные предложения (20% и 40%), модальные глаголы (10% и 20%) сослагательное наклонение (10%). На официальных сайтах городов России встречается лексика публичного и неформального стиля (80%), книжная лексика (10%), опущение сказуемого (10%). На американских сайтах используется повелительное наклонение (60%), знак амперсанда «&» (60%), прием словообразования (30%), сокращения (10%), неологизмы (10%), эллипсис (10%), многоточие (10%). Различия также составляют сказуемые в предложениях, описывающих деятельность адресанта. На страницах русских сайтов используются сказуемые в форме любого времени, в то время как на американских – в форме Present Continuous. Таким образом, городской совет американских городов делает акцент на текущую работу, адресант русских сайтов на проделанную, текущую и грядущую деятельность.

Анализ лингвостилистических особенностей сайтов показал, что, несмотря на одинаковые компоненты, американские сайты богаче в использовании различных приемов. Это показывает, что выявленные в ходе исследования стратегии, реализуемые на рассмотренных сайтах, эффективнее в реализации на американских сайтах. Русские сайты являются более информативными. Об этом также говорит свободное использование лексики с негативной коннотацией. На русских страницах такая лексика встречается повсеместно, на американских – в незначительной степени, к тому же на 10% американских сайтов было обнаружено намеренное опущение лексики с отрицательной коннотацией.

На основе проведенного анализа мы выделили три стратегии, реализуемые на информационных сайтах региональных городов России и Америки: фасцинативную, кооперативную и стратегию самопрезентации.

Фасцинативная стратегия направлена на формирование специфичного эмоционального настроя адресата. Для ее реализации на сайтах используются фотографии, изображения, лексика с положительной коннотацией восклицательные предложения, раскрывающиеся списки, интерактивная строка меню, капитализация и опущение.

Кооперативная стратегия уменьшает коммуникативное расстояние между адресатом и адресантом, путем использования эллипсиса, личных местоимений, модальных глаголов, притяжательных и указательных местоимений, прилагательных в сравнительной степени, вводных слов, неологизмов, повелительного наклонения, вопросительных и восклицательных предложений, сокращений, причастий, многоточия, знака амперсанда, приема словообразования, фразовых глаголов, рубрики «Опрос», лексики неформального, публицистического и книжного стилей, метонимии и сослагательного наклонения.

Стратегия самопрезентации представляет адресанта или город в положительном свете и является основным ресурсом ведения имиджевой политики. Данная стратегия представлена прилагательными в превосходной степени, пассивным залогом, герундиальными формами, сложными предлогами, усилительными частицами, прилагательными в сравнительной и превосходной степени, рубриками «Гостям» и «Жителям», обращениями, а также сказуемыми в различных временных формах.

На американских сайтах основным приемом, используемым для реализации фасцинативной стратегии, является использование фотографий и графических изображений. Воздействие на эмоциональное восприятие адресата оказывают восклицательные предложения и лексика с положительной коннотацией. Таким же эффектом обладает слоган, который подчеркивает неповторимость города. На одном из сайтов мы обнаружили опущение негативно окрашенных лексических единиц. Лексика с негативной коннотацией встречается на сайтах в незначительной степени.

Кооперативная стратегия на обозначенных сайтах реализуется через использование метонимии (90% сайтов). Данный прием объединяет группу людей в одну лексическую единицу. Поскольку 70% сайтов содержат разделы для местного населения и приезжих граждан («Residents», «Visitors»), то адресатом являются обе категории. Для реализации кооперативной стратегии используется тактика снижения формальности сообщения. Неформальная речь уравнивает положение адресата и адресанта. Для этого используется повелительное наклонение (60%), знак амперсанда «&» (60%), восклицательные предложения (50%), вопросительные предложения (40%), прием словообразования (30%), а также личные местоимения, сокращения, неологизмы, модальные глаголы, эллипсис и многоточие.

Стратегия самопрезентации на американских сайтах направлена на освещение личности адресанта, в частности мэра, и образа города в положительном свете. По отношению к образу города данная стратегия проявляется в оформлении заголовка, который по В.И. Карасику является эмблемой сайта, его отличительной чертой. При этом особенно эффективно эту функцию выполняют герб и слоган. Положительный образ городу придают положительно окрашенные прилагательные, которые встречаются как в слогане, так и в других разделах сайта. Положительный образ адресанта в первую очередь передается через время Present Continuous, которое подчеркивает активную текущую деятельность. Лексическая единица «continue» в составе сказуемого показывает активность адресанта в прошлом, настоящем и будущем. Поскольку мэр и местные власти являются официальными представителями города, информация, представляющая их, оформлена официальным стилем. Для этого используется формы пассивного залога, подлежащее, выраженное существительным в 3-м лице и сложные предлоги.

Использование фотографий и изображений на русских сайтах направлено на формирование эмоционального настроя адресата – фасцинативная стратегия. С этой же целью на 60% сайтов используется лексика с положительной коннотацией. Описанная выше стратегия на 30% сайтов реализуется при помощи раскрывающихся списков, которые позволяют эффективно распределять информацию на странице. На 20% сайтов используется капитализация, использование которой направлено на привлечение внимания адресата.

Кооперативная стратегия на обозначенных выше сайтах реализуется путем снижения формальности сообщения. Для этого на 80% сайтов используется лексика разговорного и публицистического стиля, на 40% страниц – восклицательные предложения, на 20% - вопросительные предложения, притяжательное местоимение «наш», метонимия, а также на 10% сайтов уменьшительно-ласкательные суффиксы, сослагательное наклонение, опущение сказуемого, книжная лексика и модальные глаголы. Помимо этого описанная выше стратегия реализуется с помощью рубрики «Гостям» (30%) и «Опрос» (30%).

Стратегия самопрезентации на русских сайтах реализуется в двух направлениях: для представления города и адресанта. В первом случае главную роль играет герб. Он представляет основные особенности и является отличительной чертой города, его эмблемой. Также описание города присутствует в речи одного из адресантов – мэра. Используя единицы, показывающие позитивное отношение к городу, и описывая жизнь города с положительной стороны, он также формирует собственный образ патриота. Рубрика «Опрос» показывает неравнодушие адресанта к мнению адресата. Активная деятельность адресанта выражена через глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах. Обращение с использованием положительно окрашенной лексики и использование глагола с оттенком вежливости показывает уважительное отношение адресанта к адресату.

Особенности композиционного оформления русских и американских сайтов показали, что на американских сайтах присутствует большое количество повторяющихся элементов в отличие от русских. Кроме того американские сайты богаче в использовании различных приемов в оформлении. Описанные выше факты говорят о более устоявшейся модели американских сайтов. Это связано в первую очередь со сравнительно поздним появлением и распространением Интернета на территории России. Помимо этого использование меньшего количества элементов оформления говорят о большей ориентации русских сайтов на информативный аспект. Об этом же говорит презентация языковой личности на сайтах. Если на русских страницах адресант представлен открыто, то на американских он представляется косвенно через личные местоимения, что снижает официальность сообщения.

Культурные различия стран показаны через предложения, демонстрирующие деятельность адресанта. На русских сайтах представлены различные временные формы глаголов, а на американских только форма Present Continuous, делая акцент на текущую деятельность. Таким образом, американцы уделяют большее внимание текущим делам и событиям и живут настоящим временем.

Разнообразие лингвостилистических приемов на страницах американских сайтов позволяет говорить о том, что основной функцией данных сайтов является реализация представленных выше стратегий, в то время как основной функцией для русских сайтов остается предоставление информации. Это также показывает тот факт, что на американских сайтах представлено незначительное количество лексики с негативной коннотацией, что говорит об утаивании информации для реализации фасцинативной стратегии.

Таким образом, американские сайты имеют более устоявшуюся жанровую модель построения информационных сайтов региональных городов, на которых в первую очередь происходит реализация указанных выше стратегий. На русских сайтах реализация стратегий играет второстепенную роль, основная функция данных сайтов – информативная.

Перспективой нашего исследования является создание официального сайта с учетом выявленных жанрово-стилистических особенностей. Описанная нами жанровая модель исследования официальных сайтов может быть использована для анализа информационных сайтов региональных городов других стран.



Список публикаций


  1. Шушарина, Г. А. Виртуальный дискурс как отражение имиджевой политики города / Г. А. Шушарина, А. Д. Белимова // Гуманитарные науки в XXI веке. – 2014. – №12. – С. 228-230.

  2. Шушарина, Г. А., Жанровые модели как способ анализа текстов / Г. А. Шушарина, А. Д. Белимова // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – №6-2. – С. 133а.

Каталог: media -> files -> page files
files -> Инновационная концепция социального управления малым предпринимательством в регионе
files -> Творчество М. Шишкина принадлежит к двум литературным направлениям. Первый роман 1993 года «Всех ожидает одна ночь» содержит в себе черты модернистского направления в литературе
files -> Бизнес-образование в системе управленческой деятельности производственно-научно-образовательной корпорации
page files -> Ректор университета Э. А. Дмитриев 2015 г
page files -> 5. Структура педагогической науки, ее ведущие отрасли
page files -> Перспективные направления научных исследований (на основе анализа тематики и проблематики поддержанных в 2015 году проектов) в области социально-экономических и гуманитарных наук
page files -> Рабочая программа дисциплины «методология и методы психолого-педагогических исследований»
page files -> Scopus и Web of Science (25. 05. 2015) Economic and Social Review (Ирландия)
page files -> Культурология. Вопросы к семинарским занятиям
page files -> Федеральный государственный


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница