Жанры компьютерного дискурса н. А. Тарасова1, О. А. Крапивкина2



Скачать 62.85 Kb.
Дата25.04.2016
Размер62.85 Kb.
УДК 811.111

ЖАНРЫ КОМПЬЮТЕРНОГО ДИСКУРСА
Н. А. Тарасова1, О.А. Крапивкина2

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет,

664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматриваются жанры компьютерного дискурса, предлагается его определение, выделяются признаки и исследуется его жанровое пространство.

Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: дискурс, жанр, компьютерный дискурс, коммуникативная цель.

GENRES OF COMPUTER DISCOURSE

N. Tarasova, O. Krapivkina

National Research Irkutsk State Technical University

83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article is devoted to styles of computer discourse. It offers the definition of computer discourse, defines its features and studies genre space of computer discourse.

Sources: 4 refs

Keywords: discourse, genre, computer discourse, communication aim

Объектом статьи является компьютерный дискурс как одна из ведущих разновидностей общения в современном мире. Предметом исследования является жанровое пространство компьютерного дискурса. Целью исследования является изучение разновидностей интернет-коммуникации с точки зрения жанрового подхода.

Происходящий в современном мире процесс технологизации общества захватывает все бớльшие сферы его существования. Информационные технологии с каждым годом все значительнее определяют сферы деятельности человека. Компьютер используется не только как рабочий инструмент, но и применяется для решения разного рода коммуникативных задач.

Современное общество уже немыслимо без использования информационных и коммуникационных технологий, в первую очередь, без всемирной сети Интернет. Общение в Интернете открыло новое измерение в человеческой коммуникации, предоставляя возможность хранить и быстро передавать большие объемы информации, использовать аудио- и видеоканалы общения, а также коммуницировать в режиме он-лайн. Согласно статистическим данным, приведенным в работе А.В. Палковой, число пользователей Интернета возросло с 142 млн человек в 1998 г. до 2 млрд человек в 2010 г. [3].

По мнению А.Е. Войскунского, Интернет – это не только и не столько взаимосвязанные компьютеры и компьютерные сети, сколько взаимосвязанные и активно действующие в этой среде люди вместе с продуктами их активности – сообщениями, веб-страницами, каталогами и архивами данных, навигационными маршрутами, компьютерными вирусами и т.п. [2].

Известно, что в любом сообществе существуют свои речевые практики, содержательно и тематически определенные формы создания текстов. В лингвистике такие практики называют дискурсами.

Среди множества определений дискурса, получивших обоснование в лингвистических и других гуманитарных исследованиях, приведем определение, предложенное Н.Д. Арутюновой, которая определила дискурс в культурно-ситуативном русле: «Дискурс – это связный текст вместе с экстралингвистическими (прагматическими, социокультурными, психологическими и другими) факторами. Это текст плюс событие. Это речь, рассматриваемая как социальное действие, производимое с определенной целью, как компонент, который участвует во взаимодействии людей. Дискурс – это речь, погруженная в жизнь» [1].

Следует отметить, что исследователями предлагаются различные определения дискурса, рассмотрение которых не является целью данной статьи.

Отметим лишь, что такое многообразие определений дискурса в целом повлияло и на неоднозначное определение компьютерного дискурса, появление которого стало результатом развития компьютерной техники. Определим компьютерный дискурс как коммуникацию в компьютерных сетях, осуществляющуюся под влиянием разного рода прагматических, социокультурных, психологических, технологических факторов, и выделим признаки, присущие данной разновидности общения. Итак, компьютерному дискурсу присущи следующие признаки:

1) виртуальность, предполагающая общение с неизвестными собеседниками;

2) глобальность, то есть возможность установить и поддерживать контакт с любым пользователем во Всемирной сети, поскольку компьютерная коммуникация носит массовый характер;

3) особый канал общения – электронный сигнал;

4) дистантность, означающая разрыв в пространстве и во времени;

5) опосредованность, означающая производство дискурса с помощью технического средства – компьютера;

6) гипертекстуальность, то есть чтение текста заменяется навигацией по гиперссылкам от одного гипертекста к другому;

7) передача эмоций, мимики с помощью "смайликов" – последовательности символов, отражающих эмоциональное состояние отправителя;

8) компьютерная этика – совокупность принципов и правил поведения людей, общающихся в виртуальной среде.
Типологизация компьютерного дискурса
Существуют различные критерии типологизации компьютерного дискурса, среди которых выделим форму дискурса, канал передачи информации и жанровую принадлежность.

По форме компьютерный дискурс бывает устным, представляя собой коммуникацию, осуществляемую при помощи голосового модема, и письменным, будучи коммуникацией посредством текстов и графики.

По каналу передачи информации компьютерный дискурс подразделяется на актуальный (общение с реальными людьми) и виртуальный (общение с воображаемыми собеседниками).

В жанровом пространстве компьютерного дискурса мы выделяем следующие образования:



  1. электронная почта (е-mail);

  2. чат;

  3. система электронных досок объявлений;

  4. компьютерные конференции;

  5. социальные сети (некоторые из них объединяют в себе вышеперечисленные пункты);

  6. форумы;

  7. веб-блоги.

Остановимся на рассмотрении наиболее распространенных интернет-жанров:

Электронная почта (e-mail) – прием/передача сообщений одному или группе лиц по сети [4]. Сообщение, передаваемое по электронной почте, может содержать тексты, таблицы, графики, а также файлы любого формата. Электронная почта может быть как перепиской личного содержания, так и представлять собой массовые новостные рассылки, а также нежелательные письма рекламного характера (спам), которые приходят на электронный адрес пользователя без его согласия.

Чат (от англ. to chat – болтать) – это полилог, происходящий в реальном времени (online). Чаты могут иметь как тематическую, так и развлекательную направленность, что определяет социолингвистические характеристики коммуникантов и структуру дискурса. Суть чата можно свести к следующему: как только один пользователь набирает фразу на своем компьютере, она тут же становится доступной для других участников. Примерами таких систем служат IRC, ICQ, WebChat, Prodigy.

ICQ – жанр виртуального дискурса, предполагающий диалогическое, чаще всего неформальное общение одновременно с несколькими собеседниками в реальном времени (on-line). Данный жанр наиболее близок к моделированию распространенной ситуации живого общения, в которой участвуют адресант и адресат.

Социальная сеть – еще один жанр виртуального дискурса, представляющий собой комплексное сетевое образование, сочетающее черты форумов, сетевых сообществ и ICQ. Первичной целью создания подобных сетей служит поиск друзей, одноклассников, одногруппников, знакомых, коллег и т.д. Они ориентированы на восстановление и поддержание коммуникативных социальных связей между людьми. Наибольшую популярность в настоящее время получили такие социальные сети, как Odnoklassniki, VKontakte и Facebook.

Интернет-блог – это уже монологический дискурс виртуального коммуниканта, состоящий из текстов, расположенных в хронологическом порядке, и ориентированный на высказывание собственного мнения о событиях личного или общественного характера. Интернет-блоги могут быть открыты как для публичного просмотра, так и для определенного узкого круга друзей, имеющих возможность комментировать записи друг друга.

Отдельную группу блогов представляют коммьюнити, или сетевые сообщества, объединенные по интересам. Создателя сообщества называют модератором. Коммьюнити часто имеют более узкую тематику, чем форумы, объединяя пользователей с едиными интересами.

Интернет-коммуникация, являясь информационной средой, опосредованной электронным каналом, отличается общением в виртуальной среде, составляя дискурсивное пространство, где возможен интерактивный моно-,диа-, полилогсобеседников из любых частей света, следуя правилам компьютерной этики. Растущая популярность Интернета является благодатной средой для появления все новых и новых жанров компьютерного общения, что, в свою очередь, способствует интенсивному развитию жанроведения.
Библиографический список
1. Арутюнова Н.Д. Дискурс: лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Слово, 1990. – С. 136–137.

2. Войскунский А.Е. Интернет – новая область исследований в психологической науке : ученые записки кафедры общей психологии МГУ – М.: Смысл, 2002. – Вып.1. – С. 82–101.

3. Палкова А.В. Интернет как фактор, стимулирующий изменения в современном обществ и языке // Вестник Тверского гос. университета. – Сер. «Филология». – Вып. 5. – 2003. – С. 184–192.

4. Глоссарий терминов связанных с хостингом. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.toprunet.com/article.php?id=149




1 Тарасова Нина Александровна, студентка 2-го курса кибернетического факультета, е-mail: tarasova-92@yandex.ru

Tarasova Nina, a 2nd- year student of Cybernetics Faculty of NR ISTU, е-mail: tarasova-92@yandex.ru




2 Крапивкина Ольга Александровна, ст. преподаватель кафедры английского языка (для технических специальностей), e-mail: koa1504@mail.ru

Krapivkina Olga, a senior lecturer of English Department (for engineering specialties), e-mail: koa1504@mail.ru






База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница