Проверка и оценка знаний по курсу ОБЖ
Изучение степени усвоения учащимися учебного материала, оценка их знаний и умений, выявление уровня умственного развития и познавательных способностей учащихся — важнейшая составная часть процесса обучения. Основная цель проверки — определение полноты знания программного материала учащимися, корректирование знаний и умений, воспитание ответственности в учебной работе. Проверка и оценка знаний —сложные педагогические проблемы как в методическом, так и в психологическом и организационном плане. Сложность состоит в том, что на этом этапе необходимо получить объективную информацию о развитии и воспитании школьников. Значимость проверки и оценки знаний заключается в многообразии их функций: обучающей, диагностической, развивающей, воспитывающей и функции контроля.
Обучающая функция контроля знаний состоит в том, что ученики, воспроизводя ранее изученный материал, представляют знания и умения не в изложении преподавателя, а систематизируют их, демонстрируя умение анализировать, отбирать информацию. И естественно, на этом этапе часто требуется корректировка, дополнение преподавателем ответов учащихся. Проверка знаний способствует развитию у учащихся приёмов сравнения, уточнения знаний, их систематизации, получения информации об ошибках, пробелах и недочётах в знаниях. Это составляет сущность диагностической функции проверки и оценки знаний. Преподаватель получает информацию не только о слабом усвоении программного материала, но и о том, что является причиной отставания данного учащегося. Своевременная ликвидация отставания будет способствовать совершенствованию всего процесса обучения данного ученика.
Развивающая функция проверки состоит в активизации познавательной деятельности учащихся, в развитии их творческих сил и способностей. Проверка развивает речь учащихся, память, внимание, воображение, волю и мышление. Развиваются не только способности учиться, но и личностные качества, прежде всего такие, как склонности, интересы, потребности, способность поддерживать хорошие отношения с товарищами по классу. Проверка и оценка как функции развития оказывают действенное влияние на совершенствование всего процесса преподавания.
Сущность воспитывающей функции проверки и оценки знаний состоит прежде всего в воспитании у учащихся ответственного отношения к учёбе, дисциплине, аккуратности и честности. Систематическая проверка и оценка знаний требует от учащихся непрерывного внимания, сосредоточенности, привычки к постоянному домашнему труду, готовности действовать на уроке. Это побуждает учеников к формированию твёрдой воли, постоянного самоконтроля.
Контролирующая функция проверки и оценки знаний предусматривает определение уровня умственного развития учащихся. Постоянный контроль помогает преподавателю определить направления дальнейшего совершенствования образовательного процесса, эффективность используемых методик, приёмов и средств обучения.
Функции проверки и учёта знаний по-разному проявляются в учебном процессе. Прежде всего это зависит от целей проверки, которые обусловливаются на каждом этапе урока дидактическими, развивающими и воспитательными задачами в определённом их сочетании.
Проверка знаний есть форма контроля учебной работы учащихся. Проверяются степень развития самостоятельности учащихся, организация их домашней работы, качество знаний по изученному материалу.
К сожалению, преподаватели ОБЖ недостаточно чётко представляют значимость самостоятельной работы учащихся. И при обсуждении уроков, и в литературе нет единого мнения о сущности самостоятельной работы. А ошибка, на наш взгляд, состоит в том, что самостоятельная работа рассматривается узко, с позиции одного предмета, и иногда противопоставляется другим видам работ. Одни утверждают, что самостоятельность определяется только спецификой учебного предмета, другие — только спецификой мыслительной деятельности, третьи — только мотивами деятельности учащихся, четвёртые — только чертами характера. Но деятельность человека многогранна, а потому преподаватели должны подумать о формировании самостоятельности во всех её проявлениях, о самостоятельности в целом.
В обучении преподаватели обязаны различать:
— самостоятельность мышления: она проявляется при рассмотрении существа явлений (событий, процессов) и ведёт к формированию убеждений;
— самостоятельность характера, поведения личности, выражающаяся в умении поступать в соответствии со своими взглядами;
— самостоятельность деятельности: её мотивы, интерес, инициатива, творчество.
На уроках ОБЖ важнейшим показателем является самостоятельность мышления и практической деятельности. Самый общий и самый важный признак самостоятельности состоит в том, что учащийся без посторонней прямой помощи разбирается в сущности общественной жизни, достаточно полно раскрывает и применяет знания на практике.
Наличие самостоятельного мышления характеризуется следующими признаками:
— учащийся осуществляет деятельность сам, без посторонней помощи;
— учащийся применяет собственные знания, умения или жизненный опыт и правильно раскрывает сущность явления;
— учащийся полностью раскрывает тему урока, обогащает его собственными выводами и предложениями.
В современных условиях обучения самостоятельность учащихся и их мышление формируются следующими методами:
— беседа — применяется во всех классах;
— семинарские занятия — типичны для старших классов;
— проблемное изложение знаний преподавателем при изучении нового материала;
— логические задания с использованием знаний смежных предметов, материал которых уже изучен в школе.
Самостоятельной является деятельность, которую осуществляет учащийся, опираясь на ранее приобретённые знания, умения, жизненный опыт и убеждения. В «Педагогической энциклопедии» (М., 1999, с. 308) самостоятельная работа характеризуется как «индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя».
Наиболее распространёнными видами самостоятельных работ являются работа с учебником, справочной литературой или первоисточниками, решение задач, выполнение упражнений, сочинения, изложения, наблюдения, лабораторные занятия, опытная работа, конструирование, моделирование и т. д.
Исходя из содержания образования, можно выделить три ступени самостоятельной учебной деятельности учащихся:
1. Репродуктивная (подражание образцам, усвоение и воспроизведение своими словами материала учебника).
2. Репродуктивно-практическая (получая знания из различных источников, школьник оценивает их с точки зрения своего опыта).
3. Критически-творческая (отражает критическое отношение к знаниям и продуктивный характер мышления).
В педагогике довольно подробно разработана методика учебной работы по запоминанию знаний. Эта работа должна присутствовать на каждом уроке. Она включает чтение изложенного преподавателем материала по учебнику, проведение бесед по новой теме, организацию разнообразных тренировочных упражнений по применению знаний на практике, выполнение проверочных заданий на уроке, строевые упражнения, стрелковые тренировки и т. п.
Огромна роль организации домашних заданий на уроке, повторения и закрепления вновь изученного. Однако все эти виды работ часто не приносят желаемого результата, так как учащиеся не знают механизмов углублённого и более быстрого усвоения учебного материала. Школьников этому следует учить, потому что именно данный процесс является основой развития их самостоятельности. (
Определять степень усвоения учащимися знаний, умений и навыков преподаватель ОБЖ должен в процессе повседневного изучения результатов учебной деятельности учащихся на уроках и в ходе самостоятельной работы.
При оценке успеваемости учитываются прочность и сознательность усвоения программного материала, знание и понимание связи и взаимозависимости изучаемых явлений, законов, закономерностей и правил, умение пользоваться усвоенными теоретическими знаниями школьных предметов для правильного понимания конкретных фактов и явлений реальной действительности.
Проверка знаний, умений и навыков повышает самостоятельность и активность учащихся в обучении, побуждает их к систематической работе с учебниками, словарями, справочниками, Интернетом, к более внимательному восприятию и осмыслению учебного материала, излагаемого преподавателем.
Проверка и оценка знаний проходят в устной или письменной форме. При устной проверке преподаватель обращается к учащимся с вопросами, требующими размышлений, доказательств, анализа, обобщения, выводов, предложений, решения и конкретных действий.
В письменные работы включаются задания, требующие знания графических приёмов: схемы, таблицы, чертежи и т.д. Эти работы стимулируют творческие возможности учащихся, требуют применения умений и навыков, полученных по изучаемым предметам. Письменные работы проводятся, когда необходимо проверить знания по значимым вопросам темы или раздела предмета ОБЖ.
Контрольные письменные работы проводятся после изучения разделов программы в конце четверти и учебного года. Может использоваться зачётная форма проверки знаний (обычно по разделам курса). Сроки приёма зачёта назначаются заблаговременно в соответствии с учебным планом. На зачётах применяются как устные формы проверки, так и письменные — выполнение письменных и практических работ. Учащиеся, качество знаний и практические навыки которых отвечают программным требованиям и соответственно оценены преподавателем, обычно освобождаются от зачётов на основании текущих оценок.
Экзамены проводятся с использованием компьютеров, тренажёров, обучающих машин и предусматривают выполнение нормативных действий с оружием, приборами и т. п. Экзамены могут проводиться в форме тестов.
Данные проверок, в основе которых лежит изучение возможностей каждого ученика и их реализация в учебном процессе, используются преподавателем и для анализа своей преподавательской деятельности.
«При реализации основных образовательных программ общеобразовательное учреждение осуществляет текущий контроль успеваемости и проводит промежуточную аттестацию обучающихся и воспитанников.
Текущий контроль успеваемости проводится на учебных занятиях и в рамках внеурочной деятельности.
Промежуточная аттестация проводится в целях определения промежуточных результатов учебных достижений обучающихся, воспитанников с учётом результатов текущего контроля успеваемости.
Система оценок при проведении промежуточной аттестации, формы и порядок её проведения определяются общеобразовательным учреждением и закрепляются в его уставе.
Общеобразовательное учреждение организует и проводит промежуточную аттестацию в целях:
— постоянного мониторинга учебных достижений обучающихся, воспитанников по учебным предметам учебного плана в рамках учебного года или учебного курса в целом в соответствии с требованиями соответствующего Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
— определения уровня сформированности личностных, метапредметных, предметных результатов;
— допуска обучающихся, воспитанников к государственной (итоговой) аттестации;
— определения направлений индивидуальной работы с обучающимися, воспитанниками» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. № 140, Ст. 46.).
Важнейшим показателем готовности учащихся является перенос ранее выработанных действий в конструируемую ситуацию. Учащийся, показывающий наивысшую степень обученности, способен результативно применять теоретические знания при действиях на местности, по ходу ведения огня на поражение, использовании средств защиты, действовать по обстановке, по вводным. Перенос характеризуется способностью адаптироваться в новых условиях обучения.
При оценке обученности учащихся целесообразно выделить их индивидуальные различия в учебной деятельности, используя модифицированный тест Г. Клауса (табл. 1).
Поделитесь с Вашими друзьями: |