Изучение степени усвоения учащимися учебного материала, оценка их знаний и умений, выявление уровня умственного развития и познавательных способностей учащихся — важней¬шая составная часть процесса обучения



страница1/2
Дата07.04.2021
Размер84 Kb.
  1   2

Проверка и оценка знаний по курсу ОБЖ
Изучение степени усвоения учащимися учебного материала, оценка их знаний и умений, выявление уровня умственного развития и познавательных способностей учащихся — важней­шая составная часть процесса обучения. Основная цель про­верки — определение полноты знания программного материала учащимися, корректирование знаний и умений, воспитание от­ветственности в учебной работе. Проверка и оценка знаний —сложные педагогические проблемы как в методическом, так и в психологическом и организационном плане. Сложность состоит в том, что на этом этапе необходимо получить объективную информацию о развитии и воспитании школьников. Значи­мость проверки и оценки знаний заключается в многообразии их функций: обучающей, диагностической, развивающей, вос­питывающей и функции контроля.

Обучающая функция контроля знаний состоит в том, что ученики, воспроизводя ранее изученный материал, представля­ют знания и умения не в изложении преподавателя, а систе­матизируют их, демонстрируя умение анализировать, отбирать информацию. И естественно, на этом этапе часто требуется корректировка, дополнение преподавателем ответов учащихся. Проверка знаний способствует развитию у учащихся приё­мов сравнения, уточнения знаний, их систематизации, получе­ния информации об ошибках, пробелах и недочётах в знаниях. Это составляет сущность диагностической функции проверки и оценки знаний. Преподаватель получает информацию не толь­ко о слабом усвоении программного материала, но и о том, что является причиной отставания данного учащегося. Свое­временная ликвидация отставания будет способствовать совер­шенствованию всего процесса обучения данного ученика.

Развивающая функция проверки состоит в активизации по­знавательной деятельности учащихся, в развитии их творческих сил и способностей. Проверка развивает речь учащихся, па­мять, внимание, воображение, волю и мышление. Развивают­ся не только способности учиться, но и личностные качества, прежде всего такие, как склонности, интересы, потребности, способность поддерживать хорошие отношения с товарищами по классу. Проверка и оценка как функции развития оказыва­ют действенное влияние на совершенствование всего процесса преподавания.

Сущность воспитывающей функции проверки и оценки знаний состоит прежде всего в воспитании у учащихся от­ветственного отношения к учёбе, дисциплине, аккуратности и честности. Систематическая проверка и оценка знаний требует от учащихся непрерывного внимания, сосредоточенности, при­вычки к постоянному домашнему труду, готовности действовать на уроке. Это побуждает учеников к формированию твёрдой воли, постоянного самоконтроля.

Контролирующая функция проверки и оценки знаний преду­сматривает определение уровня умственного развития учащих­ся. Постоянный контроль помогает преподавателю определить направления дальнейшего совершенствования образовательно­го процесса, эффективность используемых методик, приёмов и средств обучения.

Функции проверки и учёта знаний по-разному проявляются в учебном процессе. Прежде всего это зависит от целей проверки, которые обусловливаются на каждом этапе урока ди­дактическими, развивающими и воспитательными задачами в определённом их сочетании.

Проверка знаний есть форма контроля учебной работы уча­щихся. Проверяются степень развития самостоятельности уча­щихся, организация их домашней работы, качество знаний по изученному материалу.

К сожалению, преподаватели ОБЖ недостаточно чётко пред­ставляют значимость самостоятельной работы учащихся. И при обсуждении уроков, и в литературе нет единого мнения о сущ­ности самостоятельной работы. А ошибка, на наш взгляд, со­стоит в том, что самостоятельная работа рассматривается узко, с позиции одного предмета, и иногда противопоставляется другим видам работ. Одни утверждают, что самостоятельность опреде­ляется только спецификой учебного предмета, другие — только спецификой мыслительной деятельности, третьи — только моти­вами деятельности учащихся, четвёртые — только чертами харак­тера. Но деятельность человека многогранна, а потому препода­ватели должны подумать о формировании самостоятельности во всех её проявлениях, о самостоятельности в целом.

В обучении преподаватели обязаны различать:

— самостоятельность мышления: она проявляется при рас­смотрении существа явлений (событий, процессов) и ведёт к формированию убеждений;

— самостоятельность характера, поведения личности, выража­ющаяся в умении поступать в соответствии со своими взглядами;

— самостоятельность деятельности: её мотивы, интерес, инициатива, творчество.

На уроках ОБЖ важнейшим показателем является само­стоятельность мышления и практической деятельности. Самый общий и самый важный признак самостоятельности состоит в том, что учащийся без посторонней прямой помощи разбира­ется в сущности общественной жизни, достаточно полно рас­крывает и применяет знания на практике.

Наличие самостоятельного мышления характеризуется следу­ющими признаками:

— учащийся осуществляет деятельность сам, без посторон­ней помощи;

— учащийся применяет собственные знания, умения или жизненный опыт и правильно раскрывает сущность явления;

— учащийся полностью раскрывает тему урока, обогащает его собственными выводами и предложениями.

В современных условиях обучения самостоятельность уча­щихся и их мышление формируются следующими методами:

— беседа — применяется во всех классах;

— семинарские занятия — типичны для старших классов;

— проблемное изложение знаний преподавателем при из­учении нового материала;

— логические задания с использованием знаний смежных предметов, материал которых уже изучен в школе.

Самостоятельной является деятельность, которую осуществля­ет учащийся, опираясь на ранее приобретённые знания, умения, жизненный опыт и убеждения. В «Педагогической энциклопе­дии» (М., 1999, с. 308) самостоятельная работа характеризуется как «индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя».

Наиболее распространёнными видами самостоятельных ра­бот являются работа с учебником, справочной литературой или первоисточниками, решение задач, выполнение упражнений, сочинения, изложения, наблюдения, лабораторные занятия, опытная работа, конструирование, моделирование и т. д.

Исходя из содержания образования, можно выделить три ступени самостоятельной учебной деятельности учащихся:

1. Репродуктивная (подражание образцам, усвоение и вос­произведение своими словами материала учебника).

2. Репродуктивно-практическая (получая знания из различ­ных источников, школьник оценивает их с точки зрения своего опыта).

3. Критически-творческая (отражает критическое отношение к знаниям и продуктивный характер мышления).

В педагогике довольно подробно разработана методика учеб­ной работы по запоминанию знаний. Эта работа должна при­сутствовать на каждом уроке. Она включает чтение изложен­ного преподавателем материала по учебнику, проведение бесед по новой теме, организацию разнообразных тренировочных упражнений по применению знаний на практике, выполнение проверочных заданий на уроке, строевые упражнения, стрелко­вые тренировки и т. п.

Огромна роль организации домашних заданий на уроке, повторения и закрепления вновь изученного. Однако все эти виды работ часто не приносят желаемого результата, так как учащиеся не знают механизмов углублённого и более быстрого усвоения учебного материала. Школьников этому следует учить, потому что именно данный процесс является основой развития их самостоятельности. (

Определять степень усвоения учащимися знаний, умений и навыков преподаватель ОБЖ должен в процессе повседневного изучения результатов учебной деятельности учащихся на уроках и в ходе самостоятельной работы.

При оценке успеваемости учитываются прочность и созна­тельность усвоения программного материала, знание и понима­ние связи и взаимозависимости изучаемых явлений, законов, закономерностей и правил, умение пользоваться усвоенными теоретическими знаниями школьных предметов для правиль­ного понимания конкретных фактов и явлений реальной дей­ствительности.

Проверка знаний, умений и навыков повышает самостоя­тельность и активность учащихся в обучении, побуждает их к систематической работе с учебниками, словарями, справочни­ками, Интернетом, к более внимательному восприятию и ос­мыслению учебного материала, излагаемого преподавателем.

Проверка и оценка знаний проходят в устной или письмен­ной форме. При устной проверке преподаватель обращается к учащимся с вопросами, требующими размышлений, доказа­тельств, анализа, обобщения, выводов, предложений, решения и конкретных действий.

В письменные работы включаются задания, требующие зна­ния графических приёмов: схемы, таблицы, чертежи и т.д. Эти работы стимулируют творческие возможности учащихся, требу­ют применения умений и навыков, полученных по изучаемым предметам. Письменные работы проводятся, когда необходимо проверить знания по значимым вопросам темы или раздела предмета ОБЖ.

Контрольные письменные работы проводятся после изучения разделов программы в конце четверти и учебного года. Может использоваться зачётная форма проверки знаний (обычно по разделам курса). Сроки приёма зачёта назначаются заблаговре­менно в соответствии с учебным планом. На зачётах применя­ются как устные формы проверки, так и письменные — выпол­нение письменных и практических работ. Учащиеся, качество знаний и практические навыки которых отвечают программным требованиям и соответственно оценены преподавателем, обычно освобождаются от зачётов на основании текущих оценок.

Экзамены проводятся с использованием компьютеров, тре­нажёров, обучающих машин и предусматривают выполнение нормативных действий с оружием, приборами и т. п. Экзамены могут проводиться в форме тестов.

Данные проверок, в основе которых лежит изучение возмож­ностей каждого ученика и их реализация в учебном процессе, используются преподавателем и для анализа своей преподава­тельской деятельности.

«При реализации основных образовательных программ обще­образовательное учреждение осуществляет текущий контроль успеваемости и проводит промежуточную аттестацию обучаю­щихся и воспитанников.

Текущий контроль успеваемости проводится на учебных за­нятиях и в рамках внеурочной деятельности.

Промежуточная аттестация проводится в целях определения промежуточных результатов учебных достижений обучающихся, воспитанников с учётом результатов текущего контроля успева­емости.

Система оценок при проведении промежуточной аттестации, формы и порядок её проведения определяются общеобразова­тельным учреждением и закрепляются в его уставе.

Общеобразовательное учреждение организует и проводит промежуточную аттестацию в целях:

— постоянного мониторинга учебных достижений обучаю­щихся, воспитанников по учебным предметам учебного плана в рамках учебного года или учебного курса в целом в соот­ветствии с требованиями соответствующего Федерального госу­дарственного образовательного стандарта общего образования;

— определения уровня сформированности личностных, метапредметных, предметных результатов;

— допуска обучающихся, воспитанников к государственной (итоговой) аттестации;

— определения направлений индивидуальной работы с об­учающимися, воспитанниками» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федера­ции от 25 февраля 2010 г. № 140, Ст. 46.).
Важнейшим показателем готовности учащихся является пере­нос ранее выработанных действий в конструируемую ситуацию. Учащийся, показывающий наивысшую степень обученности, способен результативно применять теоретические знания при действиях на местности, по ходу ведения огня на поражение, использовании средств защиты, действовать по обстановке, по вводным. Перенос характеризуется способностью адаптировать­ся в новых условиях обучения.

При оценке обученности учащихся целесообразно выделить их индивидуальные различия в учебной деятельности, исполь­зуя модифицированный тест Г. Клауса (табл. 1).




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница