Изучение профессиональной мотивации студентов-психологов



страница1/5
Дата10.02.2016
Размер0.71 Mb.
  1   2   3   4   5


Титульный лист

Тема: Изучение профессиональной мотивации студентов-психологов

Содержание


3

ВВЕДЕНИЕ 4

Глава I. Теоретические аспекты изучения мотивации в студенческом возрасте 9

1.1. Социально-психологические особенности студенческого возраста 9

1.2. Структура мотивационной сферы студента в исследованиях зарубежных и отечественных психологов 13

1.3. Специфика учебной мотивации студента 18

1.4. Профессиональная мотивация студентов 28

1.5. Профессиональная мотивация студентов-психологов 36

Выводы по первой главе. 39

Глава II. Исследование профессиональной мотивации студентов 41

2.1. Цель, задачи, методики исследования 41

2.2 Анализ и интерпретация полученных данных 45

Выводы по второй главе. 50



Заключение 51

Список литературы 52

ПРИЛОЖЕНИЯ 57



«Человек, увлеченный своей работой, живет дольше, чем тяготящийся ею».
Восточная мудрость

ВВЕДЕНИЕ


В связи с расширением сферы услуг в области практической психологии актуальной является проблема качества профессиональной подготовки практического психолога, которая не возможна без глубокого понимания процессов, формирующих личность профессионала-психолога. Профессиональное становление психолога начинается с обучения в ВУЗе, поэтому важно уделять внимание этому периоду как периоду формирования и развития личностных и профессионально важных качеств будущего специалиста.

Переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Необходимо учитывать, что отличия в мотивации могут наблюдаться у студентов различных курсов, факультетов и специальностей.

В первую очередь наш интерес определяется тем, что формирование мотивации является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего возрастного периода. Таким образом, мотивы, присущие данному возрасту выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.

Актуальность темы

Проблема профессиональной мотивации в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение.

Изучение структуры профессионально-ориентированной мотивации студентов-психологов, знание мотивов, побуждающих к работе в сфере управления и психологического консультирования, позволит обоснованно решать задачи повышения эффективности обучения психологии студентами, планирования ими собственной профессиональной карьеры, развитие у них профессионально важных качеств, повышения уровня психологических услуг и т.д.

Студенческий возраст представляет особый период жизни человека. Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.А. Реана, Е.И. Степановой, а также в работах П.А. Просецкого, Е.М. Никиреева, В.А. Сластенина, В.А. Якунина и других накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме.

Мотивационный комплекс личности студента-психолога включает в себя: мотивацию учебной и профессиональной деятельности, мотивацию успеха и боязнь неудачи, факторы привлекательности профессии для студентов, обучающихся по данному направлению. Правильное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворённости профессией в будущем. Отношение к будущей профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными факторами, обуславливающими успешность профессионального обучения и становления профессионала.

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из стержневых в психологии. Не удивительно, что эта проблема с давних пор занимает умы учёных, ей посвящено достаточное количество публикаций, среди них труды российских авторов: В.Г. Асеева, И.А. Васильева и М.Ш. Магомед-Эминова, В.К. Вилюнаса, И.А. Джидарьяна, Б.И. Додонова, В.А. Иванникова, Е.П. Ильина, Д.А. Кикнадзе, Л.П. Кичатинова, В.И. Ковалёва, Е.П. Кринчик, А.Н. Леонтьева, B.C. Магуна, B.C. Мерлина, С.Г. Москвичёва, Л.И. Петражицкого, П.В. Симонова, А.А. Файзуллаева, Ш.Н. Чхартишвили, П.М. Якобсона; а также зарубежных авторов: X. Хекхаузена, Д.В. Аткинсона, Д. Халла, А.Г. Маслоу.

В настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации поведения человека, не устоялась терминология, не сформулированы чётко основные понятия. Особенно малоизученной оказалась структура профессиональной мотивации у студентов-психологов в процессе подготовки специалиста в вузе.

Интерес к данной проблеме обусловлен еще и тем, что профессиональная деятельность психолога предъявляет повышенные требования к личности, к профессионально важным качествам, определяющим успешность труда. Актуальность и недостаточная степень изученности проблематики профессиональной мотивации студентов, обучающихся психологии, ее структуры и факторов определили выбор темы исследования, его объекта и предмета. Проблемное поле данной работы состоит в установлении и рассмотрении мотивационных особенностей профессионального самоопределения студентов-психологов.



Цель исследования – выявить особенности профессиональной мотивации у студентов-психологов.

Объект – профессиональное самоопределение студентов.

Предмет – профессиональная мотивация студентов-психологов.

Гипотезой исследования является предположение о том, что: мотивационный компонент, выступая фактором профессионального самоопределения студентов-психологов, формируется в процессе учебно-профессиональной деятельности и имеет свои особенности на каждом этапе обучения.

В соответствии с целью исследования в работе решались следующие задачи:



  1. Изучение социально-психологических особенностей студенческого возраста.

  2. Изучение структуры мотивационного компонента студентов и специфики учебной мотивации студентов.

  3. Анализ профессиональной мотивации студентов-психологов.

Методы исследования

В качестве экспериментальных методов использовались следующие диагностические средства:

- методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов», предложенная А.А. Реаном и В.А. Якуниным;

- опросник на выявление ведущих мотивов профессиональной деятельности;

- методика «Мотивация к успеху» и «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерса.

Выборку составили две группы студентов факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. В первую группу вошли студенты первого и второго курсов, во вторую – пятикурсники факультета, общее количество испытуемых – 50 человек. 30 человек принадлежат к первой группе, 20 – ко второй. 75 % испытуемых – девушки, 25 % - юноши.

Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что она раскрывает содержание психологических особенностей учебной мотивации студента-психолога и выявляет ее значимые составляющие. Мы полагаем, что проведенное исследование будет способствовать саморазвитию студентов, овладению учебным материалом, развитию учебно-познавательных мотивов сравнительно высокого уровня, что в свою очередь может привести к формированию других социальных мотивов.

Полученные в работе данные можно использовать в профилактической, консультационной и психокоррекционной работе психологической службы высшего образования, профессиональной ориентации и профотбора будущих психологов. Результаты исследования могут быть учтены в планировании учебного процесса в ВУЗах; выявленные особенности мотивации профессиональной деятельности студентов-психологов позволяют осуществить дифференцированный подход в процессе подготовки к предстоящей профессиональной деятельности. Результаты исследования могут быть использованы в профконсультационной работе.



Структура и объём работы: состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка литературы, включая 67 источников. Общий объем работы 65 страницы компьютерного набора, включая 5 таблиц, 1 рисунок, 4 приложения.


  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница