Изучение особенностей самооценки десятиклассников нового школьного класса Название направлений форума



Скачать 301.08 Kb.
Дата23.05.2016
Размер301.08 Kb.




Дистанционный тур краевого форума «Молодежь и наука»

Полное название темы работы

Изучение особенностей самооценки десятиклассников нового школьного класса


Название направлений форума 

Социология, психология и педагогика (психология и педагогика)

 Тип работы  

исследовательская работа



 Возрастная номинация 

  9-10 класс



 Фамилия имя
автора  

 Тишевская Татьяна, Цауне Татьяна

 Территория

 город Лесосибирск

 Место учебы

 МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»

 Класс 

 10

 Место выполнения работы  

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»

 Руководитель 

 Левчук Марина Васильевна,  МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» , педагог-психолог

Тел. 89138366603



 Научный руководитель

 

Ответственный за корректуру текста работы

 Рулина Альбина Федоровна, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4», руководитель школьного НОУ

Тел. 89082218464



e-mail (обязательно)
Контактный телефон 

shool4@wood.krasnet.ru

8(39145) 4-21-00

8(39145) 4-21-06

Тишевская Татьяна, Цауне Татьяна

г. Лесосибирск, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4», 10 класс

«Изучение особенностей самооценки десятиклассников нового школьного класса»

руководитель: Левчук Марина Васильевна, педагог-психолог
Цель исследования: изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах особенностей самооценки десятиклассников нового школьного класса. Методы исследования: анализ литературы, сбор эмпирических данных (тест Самооценка, интегральная самооценка личности «Кто я есть в этом мире» (Забродина Ю.М., Новикова В.В.), анкетный опрос Подросток по мнению одноклассников (Цылев В., Мельницкий В.), метод количественной и качественной обработки данных. Обобщая результаты нашего исследования, мы сделали следующие выводы:

1) у большинства подростков идет формирование самооценки, о чем свидетельствуют непостоянные по параметру адекватность/неадекватность индивидуальные показатели самооценки подростков по разным методикам; 2) 58% десятиклассников имеют обобщенную самооценку с тенденцией к завышению, а не адекватную; 3) результаты наших исследований по изучению связи характера самооценки с общественной активностью, групповым статусом подростка, отличны от результатов известных психологов [4, 10].

Результаты исследования, могут быть полезны педагогам для выстраивания отношений с учениками нового школьного класса, некоторым учащимся для осознания личностных трудностей, обусловленных завышенной самооценкой.

ВВЕДЕНИЕ
Проблема исследования самооценки продолжает оставаться актуальной и для психолого-педагогической теории и для психолого-педагогической практики. Именно в подростковый период жизни идет формирование самооценки как основного регулятора поведения и деятельности.

Несмотря на большое количество работ, посвященных выявлению особенностей самооценки в подростковый период, недостаточно внимания в них уделяется исследованию особенностей самооценки десятиклассников, оказавшихся в новых социальных условиях: новый школьный класс. В этот период идет интенсивная групповая жизнь, формируется коллектив, выделяются лидеры, появляются отвергаемые. Известно, что социальные перемены не могут не влиять на самооценку личности. Мы решили исследовать особенности самооценки десятиклассников нового школьного класса, образованного из учащихся двух прежних девятых классов и пришедших трех новичков.



Целью нашей работы явилось: изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах особенностей самооценки десятиклассников нового школьного класса.

Объектом нашего исследования является самооценка как сложное личностное образование, а предметом исследования - особенности самооценки десятиклассников нового школьного класса.

Для достижения поставленной выше цели, мы определили следующую группу задач:

1) проанализировать литературу по теме исследования, провести диагностическое исследование самооценки подростков;

2) познакомить каждого учащегося с результатами исследования его самооценки;

3) изучить характер самооценки у десятиклассников групп разного состава (по половому признаку, по социальному статусу, по уровню общественной активности), полученные результаты сравнить с исследованиями известных психологов.

Теоретической и практической основой исследования послужили работы Е. А. Зелугановой [3], Я.Л. Коломинского [4], Д. А. Марьяненко [6], Э. Л. Носенко [8], А.А. Реана [10] и др.

Для проведения нашего исследования мы использовали следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, сбор эмпирических данных (интегральная самооценка личности «Кто я есть в этом мире» (Забродина Ю.М., Новикова В.В.), тест Самооценка, анкетный опрос Подросток по мнению одноклассников (Цылев В., Мельницкий В.), социометрическая методика (Микляева А.В., Румянцева П.В.), метод количественной и качественной обработки данных.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Лесосибирска с подростками 10 класса. Выборка представлена 29 учащимися (из них 12 человек – лица мужского пола, 17 –женского).



Практическая значимость работы: В ходе работы изучены особенности самооценки десятиклассников. С результатами исследования самооценки был ознакомлен каждый подросток индивидуально, что в свою очередь могло содействовать осуществлению коррекции самооценки подростка.

Результаты исследования полезны педагогам для выстраивания отношений с учениками нового школьного класса, некоторым учащимся для осознания личностных трудностей, обусловленных завышенной самооценкой.

Материалы первичного диагностического исследования будут основой для дальнейшей исследовательской работы.

Структура и объём работы: исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. В работе содержится 3 рисунка, 2 таблицы. Общий объём работы составляет 16 страниц.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ПСИХОЛОГИИ
1.1. Понятие самооценки. Механизмы формирования самооценки

Изложение данной главы начнем с рассмотрения категории «самооценка». Большинство определений понятия «самооцен­ка» характеризуется общим рядом положений, которые суммирует словарь «Психология»: «Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих воз­можностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требователь­ность к себе, отношение к успехам и неудачам, тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его лично­сти» [9 с. 352]. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида [10 с. 359].

Изучению самооценки уделено большое внимание в работах отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, Е.В. Шороховой и зарубежных психологов: У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, К. Роджерса и др. [цит. по: 1 с. 8].

Несмотря на длительность временного изучения феномена «самооценки» в научной литературе нет однозначной трактовки этого понятия. В ходе теоретического анализа Д.А. Марьяненко [6 с. 14] в своем исследовании понятие «самооценка» соотнесла с такими категориями, как: «самосознание», «Я-концепция», «Я-образ», «самоотношение» и показала, что самооценка одновременно выступает как компонент самосознания и как важнейшее личностное образование [6 c. 11].

В ходе исследования самооценки принято рассматривать структурные компоненты самооценки, виды самооценки, основные особенности (параметры) самооценки.

Структура самооценки включает в себя два связанных между собой компонента: когнитивный и эмоциональный, отражающих знания субъекта о себе и отношение к себе. В процессе самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве. Когнитивный компонент отражает систему представлений человека о самом себе. Эмоциональный компонент отражает отношение человека к себе [6 с. 11].

При исследовании самооценки принято выделять следующие особенности (параметры): уровень, адекватность/неадекватность (завышенная или заниженная самооценка), гибкость и др. [9 с. 359].

Под общим уровнем самооценки понимается ее величина или высота (высокая, средняя, низкая). Адекватность самооценки трактуется как мера соответствия самооценочных данных (по прямым биполярным оценочным шкалам) данным личностного теста-опросника и экспертной оценке. Неадекватная самооценка, соответственно, указывает на расхождение представлений о себе по тем или иным личностным характеристикам с экспертной и/или тестовой оценкой. Неадекватная самооценка может быть двух видов – заниженная и завышенная. Завышенная/заниженная самооценка трактуется как переоценка/недооценка себя по какой-либо черте или по комплексу черт.

Следует отметить, что завышенная самооценка так же вредна для своих обладателей, как и заниженная. Завышенная самооценка формирует высокие требования к себе, с которыми человек не справляется, и уходит в невроз. А заниженная самооценка не позволяет полностью использовать свою энергию, которая выливается в повышенную тревожность и различные зависимости [3 с. 43].

Говоря о самооценке, нельзя не сказать об уровне притязаний челове­ка. Взаимосвязь между самооценкой и уровнем притязаний определил еще У. Джеймс [2 с. 58] формулой, которая стала классической:

успех

самооценка = ---------------



притязание
Нетрудно увидеть зависимость самооценки от уровня притязаний. Чем выше притязания, тем меньше шансов на успех и, соответственно, на само­уважение.

Рассмотрим основные механизмы формирования самооценки: усвоение оценок других людей, сравнение себя с другими, оценка себя в личной временной перспективе развития. Первые два механизма больше зависят от актуальных норм и эталонов социального окружения личности, последний – больше от собственно личностной смысловой активности [10 с. 363].

Е. А. Зелуганова отмечает, что на формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве, — отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов [3 с. 34]. Сопоставляя мнение о себе окружаю­щих людей, человек формирует самооценку, причем человек вначале учится оценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14—15 годам подро­сток овладевает навыками самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные резуль­таты и тем самым оценивает себя. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Результаты многочисленных исследований подросткового периода, показывают заметное снижение влияния родителей и повышения влияния сверстников как референтной группы на самооценку подростков.
1.2. Особенности самооценки старших подростков
Несмотря на имеющиеся многочисленные исследования самооценки в детском возрасте, некоторые исследователи склонны считать ее новообразованием подросткового периода [1, 3, 5, 6, 8]. Они утверждают, что самооценка является довольно поздним образованием и начало ее реального действия нередко датируется лишь подростковым возрастом.

Исследователи единодушны в описаниях особенностей самооценки детей этого возраста, отмечая ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте.

С. Л. Рубинштейн, характеризуя процесс развития самосознания у подростков, проводит его через ряд ступеней — от наивного неведения в отношении себя к все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценке [цит. по: 10 с. 359].

В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт — к характеру в целом [5 с. 36].

Многие исследователи отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки в подростковом возрасте. Количество качеств, которые осознает в себе старший подросток, в два раза больше, чем у младших школьников. Кроме того, совершенствуются также суждения подростков относительно своих недостатков. Довольно высокий уровень самокритичности подростков позволяет им признавать в себе много отрицательных качеств и осознавать необходимость от них избавиться.

Д.А. Марьяненко отмечает, что с возрастом увеличиваются объем и адекватность оцениваемых признаков; расширяется круг используемых категорий и понятий; снижается категоричность суждений и появляется большая гибкость и разносторонность; в физическом облике другого человека, его одежде, прическе начинают отмечаться признаки, отражающие характер, своеобразие, индивидуальность, неповторимость [6 с. 15].

А.А. Реан [10 c. 372] обобщая результаты многочисленных исследований самооценки подростков и её динамики пишет: «Подростковый период очень важен в развитии ребенка, в формировании у него самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности. В самооценке подростка происходят следующие преобразования.


  1. Начиная с младшего подросткового возраста к старшему содержательный аспект самооценки подростков углубляется и переориентируется с учебной деятельности на взаимоотношения с товарищами и на свои физические качества.

  2. В связи с увеличением критичности подростка к себе его самооценка становится более адекватной: подросток способен констатировать как свои положительные, так и отрицательные качества.

  3. В самооценке становятся более выражены моральные качества, способности и воля.

  4. Происходит дальнейшая эмансипация самооценки от внешних оценок, но оценка значимых других оказывает огромное влияние на характер самооценки подростка.

  5. Влияние родителей на самооценку снижается и повышается влияние сверстников как референтной группы.

  6. Самооценка оказывает влияние на успешность деятельности и социально-психологический статус подростка в коллективе, регулирует процесс общения [10 c. 372].

Рассмотрим исследования психологов, изучающих взаимосвязь самооценки подростка с полом, статусом, успеваемостью.

Рассматривая взаимосвязь самооценки подростка с его социально-психологическим статусом, Я. Л. Коломинский установил тенденцию к завышенной самооценке у низкостатусных учащихся и к заниженной у высокостатусных [4 с. 121].

Существует взаимосвязь между характером самооценки и качествами личности. Например, адекватный её уровень способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости, а неадекватный способствует формированию самоуверенности, некритичности. Обнаруживается также определенная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости и наблюдается более высокий общественный и личный статус [4, 8, 10]. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения [10 c. 363].

Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

Проводимые исследования по выявлению различий в самооценке мальчиков и девочек, свидетельствуют, что нет значимых различий между девочками и мальчиками в способности адекватного самооценивания [10 с. 362].

В данной главе нами исследовано сущность понятия «самооценка», раскрыты механизмы формирования самооценки, рассмотрены особенности самооценки подростков. Анализ теоретических источников по проблеме исследования позволил нам найти отправные точки для организации эмпирического исследования особенностей самооценки десятиклассников.


ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ ДЕСЯТИКЛАССНИКОВ НОВОГО ШКОЛЬНОГО КЛАССА

2.1. Организация и методы диагностического исследования
Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Лесосибирска с подростками 10 класса. Выборка представлена 29 учащимися (из них 12 человек – лица мужского пола, 17 –женского).

Целью нашей экспериментальной работы явилось изучение особенностей самооценки десятиклассников нового школьного класса.

Экспериментальная работа проходила в период с сентября 2008 г. по февраль 2009 г. и проводилась в три этапа:

Первый этап (сентябрь - октябрь 2008 г.) – анализ научных публикаций по теме исследования, постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования, выбор методов исследования.

Второй этап (ноябрь 2008 – декабрь 2009 г.) – проведение диагностического исследования, количественный и качественный анализ, индивидуальное ознакомление подростков с выявленной самооценкой их личности.

Третий этап (январь – февраль 2009 г.) – оформление исследования.

Для выявления особенностей самооценки подростков нами использовались следующие психодиагностические методики: 1) интегральная самооценка личности «Кто я есть в этом мире» (Забродин Ю. М., Новиков В. В.); 2) анкетный опрос Подросток по мнению одноклассников (Цылев В.В., Мельницкий В.А.) [11]; 3) тест «Самооценка»; 4) социометрическая методика (Микляева А.В., Румянцева П.В.) [7 с. 125-128].

Ниже опишем предназначение каждой методики.



Предназначение методики («Кто я есть в этом мире» (Забродин Ю., Новиков В. В.)): исследование интегральной самооценки личности.

Необходимые материалы: Для проведения тестирования необходим специальный бланк, на котором изображены 7 прямых биполярных оценочных шкал: самые больные - самые здоровые, самые глупые - самые умные, самые злые – самые добрые, самые необщительные – самые общительные, самые беспринципные – самые принципиальные, самые робкие – самые смелые, самые непривлекательные – самые привлекательные.

Предназначение методики (тест самооценка): исследование самооценки личности.

Необходимые материалы: специальный бланк и набор карточек, где на каждой указано одно из 20 качеств личности: аккуратность, гордость, ум, трусость, правдивость, добросовестность, настойчивость, жадность, жизнерадостность, доброта, принципиальность, равнодушие, лень, зазнайство, самостоятельность, скромность, общительность, эгоизм, подозрительность, нахальство.

Предназначение методики (анкетный опрос Подросток по мнению одноклассников (Цылев В.В., Мельницкий В.А. [11])): изучения адекватности/неадекватности самооценки подростка. С этой целью необходимо сравнить самооценку подростка, которую он ставит себе со средней оценкой, которую ему ставит класс.

Необходимые материалы: специальный бланк со списком учащихся класса и пятью критериями: ум, доброта, общительность, смелость, привлекательность.

Предназначение методики (социометрическая методика (Микляева А.В., Румянцева П.В.)): изучение неформальной структуры межличностных отношений.

Необходимые материалы: тетрадный лист.

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, на следующий вопрос, записав свой ответ на листочке. «Если бы ваш класс решили переформировать, кого бы ты из одноклассников с собой взял в новый класс, а кого бы не взял?»

В ходе экспериментального исследования нам предстояло продумать, как грамотно организовать групповую диагностику, чтобы не было лишних вопросов и шума. Ниже опишем порядок проведения групповой диагностики. Все учащиеся были рассажены по одному, каждый получил файл с бланками и выслушал инструкцию.



Инструкция: Мы предлагаем вам принять участие в экспериментальном исследовании самооценки. В ходе исследования вы будете оценивать себя. Кроме того, вам будет предложено оценить других, естественно, что и другие будут оценивать вас. С результатами исследования каждый будет ознакомлен индивидуально, т.е. он узнает о своей самооценки и оценки данной ему другими. О самооценки других вы знать не будете, если только сами они вам её не скажут. Всё понятно? Если вы согласны, то перейдем к исследованию. Достаньте бланки из файла. Бланки подписывать не надо.

Далее шла диагностика самооценки.

После проведения диагностики, мы осуществляли математическую обработку результатов.
2.2. Результаты диагностического исследования

Таблица 1

Сводная таблица индивидуальных показателей самооценки подростков по параметру адекватность/неадекватность (ноябрь 2008 г.)



имя


Кто я есть в этом мире

тест самооценка

анкетный опрос

обобщенная самооценка

Олег А.

тенденция к завышению

неадекватно-завышенная

тенденция к завышению

тенденция к завышению

Азиза А.

неадекватно-завышенная

неадекватно-завышенная

неадекватно-завышенная

неадекватно-завышенная

Антон А.

неадекватно-завышенная

адекватная

неадекватно-завышенная

неадекватно-завышенная

Руслан А.

тенденция к завышению

адекватная

тенденция к завышению

тенденция к завышению

Светлана А.

неадекватно-завышенная

адекватная

тенденция к завышению

тенденция к завышению

Лида А.

тенденция к завышению

неадекватно-завышенная

адекватная

тенденция к завышению

Дима Б.

тенденция к завышению

неадекватно-завышенная

адекватная

тенденция к завышению

Александра Б.

тенденция к завышению

неадекватно-завышенная

неадекватно-заниженная

не определена

Коля В.

неадекватно-завышенная

адекватная

тенденция к завышению

тенденция к завышению

Артем Д.

неадекватно-завышенная

адекватная

тенденция к завышению

тенденция к завышению

Ирина З.

тенденция к завышению

адекватная

не определена

не определена

Александра И.

тенденция к завышению

адекватная

неадекватно-завышенная

тенденция к завышению

Ксения И.

неадекватно-завышенная

неадекватно-завышенная

тенденция к завышению

неадекватно-завышенная

Любовь К.

тенденция к завышению

адекватная

адекватная

адекватная

Кристина К.

неадекватно-завышенная

адекватная

тенденция к завышению

тенденция к завышению

Святослав К.

адекватная

адекватная

тенденция к занижению

адекватная

Андрей Л.

тенденция к завышению

адекватная

не определена

не определена

Михаил Л.

тенденция к завышению

адекватная

неадекватно-завышенная

тенденция к завышению

Анастасия М.

неадекватно-завышенная

неадекватно-завышенная

адекватная

неадекватно-завышенная

Наталья М.

тенденция к занижению

адекватная

адекватная

адекватная

Алексей М.

тенденция к завышению

неадекватно-завышенная

тенденция к завышению

тенденция к завышению

Александр М.

неадекватно-завышенная

адекватная

тенденция к завышению

тенденция к завышению

Наталья М.

тенденция к завышению

неадекватно-завышенная

тенденция к завышению

тенденция к завышению

Анастасия П.

адекватная

адекватная

адекватная

адекватная

Наталья С.

тенденция к завышению

адекватная

тенденция к завышению

тенденция к завышению

Артем С.

неадекватно-завышенная

адекватная

адекватная

тенденция к завышению

Дарья С.

тенденция к завышению

неадекватно-заниженная

адекватная

не определена

Татьяна Т.

неадекватно-завышенная

неадекватно-завышенная

адекватная

тенденция к завышению

Татьяна Ц.

неадекватно-завышенная

адекватная

тенденция к завышению

тенденция к завышению
Таблица 1 является сводной, в ней представлены результаты десятиклассников по всем трем методикам. В последней колонке отражена обобщенная самооценка.

Используя табличные данные, мы вычисляли групповые показатели самооценки по параметру адекватность/неадекватность (см. таблицу 2).



Таблица 2

Сводная таблица групповых показателей самооценки подростков по параметру адекватность/неадекватность (ноябрь 2008 г.) (в процентах)



названия методик

самооценка



Кто я есть в этом мире

тест самооценка

анкетный опрос

обобщенная самооценка

противоречивая

0%

0%

7%

14%

неадекватно-заниженная

0%

3%

3%

0%

тенденция к занижению

3%

0%

0%

0%

адекватная

3%

63%

31%

14%

тенденция к завышению

52%

0%

45%

58%

неадекватно-завышенная

42%

34%

14%

14%

Обобщая результаты исследования самооценки подростков, представленных в виде табличных данных, мы сделали следующие выводы:



  1. у большинства подростков идет формирование самооценки, о чем свидетельствуют выявленные нами непостоянные по параметру адекватность/неадекватность индивидуальные показатели самооценки подростков по разным методикам;

  2. 58% десятиклассников имеют обобщенную самооценку с тенденцией к завышению;

  3. среди подростков встречаются дети с самооценкой, преобладающую тенденцию которой не удается выявить (14%), возможно их самооценка еще находится в стадии формирования и они пока не имеют устойчивых внутренних критериев себя, поэтому то недооценивают себя, то переоценивают себя;

  4. среди подростков встречаются дети с уже сформированной самооценкой, однако их процентное соотношение от общего состава группы невелико, в нашем случае их число составляет 3%.

После обработки результатов, шла интерпретация данных, оформлялось психологическое заключение, после чего каждому десятикласснику индивидуально было предоставлено психологическое заключение (см. пример в приложении 1).

Для выявления особенностей самооценки десятиклассников нами исследовались группы разного состава (по половому признаку, по групповому статусу, по уровню общественной активности).




Рис. 1. Распределение групповых показателей самооценки мальчиков и девочек

Проанализируем представленные результаты. Противоречивую самооценку имеют равное количество представителей обоих полов -8%. А вот представителей мужского пола с самооценкой с тенденцией к завышению больше: 76% против 50%. Зато количество девочек имеющих неадекватно – завышенную самооценку превышает, чем мальчиков (25% против 8%). Отметим, что в обеих группах преобладает число участников имеющих самооценку с тенденцией к завышению, а адеватную самооценку имеют 17% мальчиков и 8% девочек. Полученные данные согласуются с научными исследованиями [10 с. 362], свидетельствующими о том, нет значимых различий в способности адекватного самооценивания между девочками и мальчиками.

При формировании групп по степени общественной активности мы использовали материалы из личных портфолио учащихся. Количественный состав групп по 9 человек. На рисунке 2 представлены групповые результаты, полученные в ходе обработки данных.



Рис. 2. Распределение групповых показателей самооценки в группах учащихся класса разного состава по критерию активность/пассивность

Проанализируем представленные результаты. В обеих группах преобладает число участников имеющих самооценку с тенденцией к завышению, их равное количество - 67%. В групповой выборке активных учащихся выявлен больший «разброс» в характере самооценок: противоречивая самооценка, неадекватно - завышенная, самооценка с тенденцией к завышению. Групповая выборка пассивных учащихся представлена только учащимися с адекватной и неадекватно-завышенной самооценкой. Полученные результаты противоречат исследованиям, которые приводит А.А. Реан: «активные подростки чаще имеют адекватную самооценку» [10 c. 363]. В нашей группе активных подростков отсутствуют подростки с адекватной самооценкой, а в пассивной их 33%.

Для изучения особенностей самооценки учащихся с разным статусом в группе, для формирования групп была проведена социометрическая методика (Микляева А.В., Румянцева П.В.) [7]. Количественный состав групп по 6 человек. На рисунке 3 представлены групповые результаты, полученные в ходе обработки данных.



Рис. 3. Распределение групповых показателей самооценки в группах «звезд» и «пренебрегаемых»

Представленные на диаграмме результаты свидетельствуют о тождественности в групповых распределениях самооценки по параметру адекватность /неадекватность в группах «звезд» и «пренебрегаемых». В обеих выборках не выявлены учащиеся с неадекватно-завышенной самооценкой. Полученные данные не согласуются с исследованиями Я. Л. Коломинского [4], который выявил: тенденцию к завышенной самооценке у низкостатусных учащихся и к заниженной у высокостатусных.

Обобщая результаты нашего исследования, отметим, что 58% десятиклассников имеют самооценку с тенденцией к завышению, а не адекватную, как свидетельствует большинство исследований самооценки старших подростков. Результаты наших исследований по изучению связи характера самооценки с общественной активностью, с социальным статусом учащихся отличны от результатов известных психологов [4, 10].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В исследовательской работе была рассмотрена важная проблема – особенности самооценки десятиклассников – учащихся нового образованного класса.

Анализ теоретических исследований показал [1, 5, 6], что самооценка одновременно выступает как компонент самосознания и как важнейшее личностное образование.

Многие исследователи отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки в старшем подростковом возрасте, так у подростков расширяется круг используемых категорий и понятий, снижается категоричность суждений и появляется большая гибкость и разносторонность в самооценке.

По результатам нашего исследования самооценки десятиклассников выявлено, что

1) у большинства подростков идет формирование самооценки, о чем свидетельствуют непостоянные по параметру адекватность/неадекватность индивидуальные показатели самооценки подростков по разным методикам;

2) 58% десятиклассников имеют обобщенную самооценку с тенденцией к завышению, а не адекватную;

3) результаты наших исследований по изучению связи характера самооценки с общественной активностью, групповым статусом подростка, отличны от результатов известных психологов [4, 10].

При сравнении самооценок пассивных и активных учащихся в групповой выборке активных нами выявлены участники с разным характером самооценки: с противоречивой, с неадекватно - завышенной, с тенденцией к завышению. Исследования известных психологов [10 c. 363] свидетельствуют, что активные подростки чаще имеют адекватную самооценку. В нашей группе активных подростков отсутствуют подростки с адекватной самооценкой, а в пассивной их 33%.

Рассматривая взаимосвязь самооценки подростка с его социально-психологическим статусом, Я. Л. Коломинский установил тенденцию к завышенной самооценке у низкостатусных учащихся и к заниженной у высокостатусных [4 с. 121]. По результатам нашего исследования групповые распределения самооценки по параметру адекватность/неадекватность в группах «звезд» и «пренебрегаемых» идентичны.

Мы считаем, что возможно, полученные результаты, отличные от результатов ряда психологов, могут быть отчасти обусловлены новыми социальными условиями (новый класс) в которых находятся десятиклассники.

Результаты исследования, могут быть полезны педагогам для выстраивания отношений с учениками нового школьного класса, некоторым учащимся для осознания личностных трудностей, обусловленных завышенной самооценкой.
В ходе экспериментального исследования задачи, поставленные нами, выполнены, цель достигнута. Работа, начатая нами, будет продолжена в плане исследования динамики самооценки старших подростков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Гербет О.И. Формирование положительной самооценки в условиях приюта автореферат дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук / О.И. Гербет – Новокузнецк 2007.

  2. Джеймс У. Психология / У. Джеймс. - М., 2000.

  3. Зелуганова Е.А. Соотношение самооценки и уровня притязаний и его влияние на личностные особенности / Е.А. Зелуганова. – М., 1995.

  4. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. – М., 2002.

  5. Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание / И.С. Кон. – М., 1999.

  6. Марьяненко, Д.А. Черты личности и особенности актуальной самооценки автореферат дис. на соискание ученой степени канд. психол. наук / Д.А. Марьяненко– Краснодар 2007.

  7. Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс». Диагностическая и коррекционная работа / А.В. Микляева, П.В. Румянцева - СПб., 2006

  8. Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние как опосредующий фактор влияние самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности подростка / Э.Л. Носенко // Психологический журнал. – 1998. т. 19 - №1 .

  9. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 2000.

  10. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан – СПб., - 2002.

  11. Цылев В., Мельницкий В. Подросток по мнению одноклассников / В. Цылев, В. Мельницкий // Школьный психолог. – 2000. - № 42. – С. 4.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Результаты исследования твоей самооценки Олег А.

По результатам теста «Кто я в этом мире?» у тебя выявлена тенденция к завышению самооценки.

По результатам теста Самооценка у тебя выявлена неадекватно-завышенная самооценка.

По результатам анкетного опроса Подросток по мнению одноклассников получены следующие результаты: у тебя формируется тенденция к завышению своей самооценки.




ум

доброта

общительность

смелость

привлекательность

1

2




1

2




1

2




1

2




1

2




6

5.4

немного завышена

5

4.6

адекват-ная

5

3.5

явно завышена

4

3.1

немного завышена

4

2.6

явно завышена
Примечание: 1-твоя самооценка; 2- средняя оценка класса тебе
По результатам обследования можно заключить, что у тебя формируется тенденция к завышению своей самооценки.

Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной. При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи, близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т.е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.



На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным – чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это – следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние – аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки своей личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел – увеличивается при успехе и снижается при неудаче, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.
Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница