.1 Феномен бессознательного в работах З. Фрейда
.2 Феномен бессознательного в неофрейдизме
.3 Учение о коллективном бессознательном К. Юнга
Глава 2. Изучение феномена бессознательного в отечественной психологии
.1 Бессознательное в психологии установки Д. Узнадзе
Заключение
Список литературы
Введение
Человеческая психика сложна и многообразна. С древних времен философы пытались проникнуть в ее глубины. Раньше психологи считали, что у человека есть только сознание, и ему подвластно все его действия. По мнению представителей классической психологии, сознание определяет мотивацию, желания, поступки человека. Но время не стояло на месте, оно требовало новых открытий, новых ответов на старые вопросы. Еще древние философы пытались объяснить, откуда берутся сны и что они означают. С распространением грамотности люди задались вопросом: почему человек делает оговорки, описки. Также поднимался вопрос - каким образом у человека происходит автоматизация движений? На эти и некоторые другие вопросы “всемогущее” сознание ответить было не в силах. И тогда появилось предположение о некой области за пределами сознания, которая и вмещает в себя все то, что искали люди, задавая вышеописанные вопросы. Сознанию недоступно бессознательность, они сосуществуют отдельно, как бы по соседству. Человек, находящийся в сознании, часто не догадывается о желаниях и мыслях, хранящихся в бессознательном. Именно поэтому так долго бессознательное оставалось незамеченным.
Проанализировать бессознательное можно лишь психологическим методом, называемым психоанализом. Основоположником этого метода является великий венский врач-психиатр З. Фрейд (1856-1939). Он первый в науке развил мысль, что сознание не является единственным звеном в психике человека, определяющим его поведение и деятельность. Он выдвинул и доказал научную гипотезу, что, кроме сознания, есть бессознательное и предсознательное, которые в сильной степени влияют на жизнь и поведение человека. Современный психоанализ помогает понять и раскрыть тайные стороны человека, так как он приоткрывает бессознательное и позволяет найти там первопричину всех проблем данного человека. В противовес психоанализу З. Фрейда в отечественной психологии сформировалась своя школа по изучению бессознательного под руководством Узнадзе. До сих пор актуальны дискуссии о том, кто и в чем был прав в споре о бессознательном. Поэтому мы думаем, что наше исследование концепций бессознательного в западной и отечественной психологии будет актуально в контексте данной полемики.
Целью исследования является анализ теоретических воззрений на феномен бессознательного в зарубежной и отечественной психологии.
Объект исследования - бессознательное как свойство психики человека.
Предмет исследования - бессознательные проявления, составляющие бессознательного в понимании отечественных и зарубежных психологов.
В качестве гипотез выдвинем следующие предположения:
) поведение человека подвергается в значительной степени влиянию бессознательных побуждений;
) индивидуальное и общественное развитие определяется содержанием бессознательного психического;
) направления изучения феномена бессознательного в отечественной и зарубежной психологии различаются, а именно в отечественной психологии изучался отдельно феномен установки, в то время как зарубежная психология в лице психоанализа изучала скрытые бессознательные мотивы, ведущие к расстройствам.
Для достижения поставленной цели и проверке выдвинутых гипотез в работе ставятся следующие задачи:
) Изучение феномена бессознательно в учении З. Фрейда;
2) Изучение феномена бессознательного в неофрейдизме;
) Изучение учения о коллективном бессознательном;
) Изучение Психологии установки Д. Узнадзе;
) Сделать выводы о специфике понимания бессознательного в отечественной и зарубежной психологии;
В работе использовались методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, обобщение, классификация и систематизация имеющихся в психологической литературе научных представлений по теме исследования.
Новизна в исследовании содержится в сравнении ряда концептуальных взглядов на бессознательное и его поведенческие проявления, в систематизации рассматриваемых составляющих бессознательного.
Выводы и материалы исследования можно использовать в практических целях: в процессе профессиональной подготовки психологов в ВУЗах, также в просветительской деятельности психологов с различными социальными группами.