Издательство



Скачать 476.98 Kb.
страница1/2
Дата14.02.2016
Размер476.98 Kb.
  1   2
ДЕРЕК ПРИНС


Брачный завет



(сокращенная версия)

Издательство «Тимофей»


www.timofei.com

Львов 2005



Предисловие Руфи Принс

Вскоре после того, как я познала Господа Иисуса как своего Спасителя и Мессию в 1970 году, я начала общаться с истинными христианами, чья семейная жизнь была постоянным свидетельством Его господства в их жизни. В это же время я познакомилась с учением и служением Дерека Принса, Чарльза Симпсона и других. У меня, как у одинокой женщины, молитва к Богу была такой: «Направь меня под власть в то место, которое Ты приготовил для меня, чтобы я могла служить Тебе наилучшим образом и помоги подготовиться к пришествию Твоего Царства».

Я получила ответ на свои молитвы годами позже неожиданным образом, когда Бог избрал меня стать женой Дерека и сделал меня его новой помощницей. Первая жена Дерека, Лидия, была необыкновенной женщиной, которая отдала свою жизнь и саму себя успешному служению в Иерусалиме для своего супруга. Когда Дерек женился на ней в 1946 году, она была уважаемым духовным лидером со своим трудом для Господа, который говорил сам за себя.

Тем не менее, она охотно отошла на второй план, взяв на себя роль посредника, домохозяйки, опоры — как истинная жена.

Когда я впервые лично близко столкнулась с Дереком, на меня произвело впечатление то, что его поведение в личной жизни полностью соответствует его учению; он «живет так, как учит». Я увидела, что многое в его служении нуждам Божьего народа кроется в его взаимоотношениях с Лидией, с которой он прожил почти 30 лет, и в их взаимоотношениях с Господом.

Большая часть материала, содержащегося в книге «Брачный завет», была разработана еще до того, как я пришла в жизнь Дерека. Еще в тот период времени, когда я жила в Иерусалиме, ничего не зная о его служении и учении, Святой Дух говорил мне примерно то же о действительном значении «завета». В своем изучении я пришла к 15 главе книги Бытие. Я отождествилась с переживанием Авраама, когда он вступил в глубокие личные, изменившие его жизнь, взаимоотношения с Богом— взаимоотношения настолько тесные, что мы до сих пор знаем нашего Бога как «Бога Авраама». Жизнь полного посвящения.

Я увидела, что Бог сотворил Еву для единственной цели — восполнить нужду Адама, чтобы мужчина не остался одинок без данной Богом помощницы. Мне кажется, что в современном западном обществе и в большинстве церквей очень многие женщины стараются (часто с большим шумом) делать то, для чего они не были никогда сотворены, что не является их предназначением, стараясь преуспеть в качестве независимых и самостоятельных личностей. Многие годы я сама искала внутренней полноты подобным образом, пытаясь выразить себя, как женщина, делающая карьеру. Но когда я вступила во взаимоотношения с Иисусом, моя жизнь изменила свое направление. Я начала видеть, что такие женщины — неудачницы; подобно им — и мужчины, неспособные достичь полноты, которую Бог намеревался дать им в единстве с их супругами.

Я понимаю, что невозможно каждому мужчине и каждой женщине найти идеальную пару, и, конечно, лучше быть только с Господом, чем становиться под ярмо с неверующим. Для многих нет другого выбора, как только оставаться одиноким. Жизнь в одиночестве, с которой я хорошо знакома, может благотворно повлиять на качество наших взаимоотношений с Богом и на наши взаимоотношения с другими христианами. Видимо, посвящение является ключом. Посвящение Богу, Его воле для нашей жизни и посвящение той части Тела, с которой вы связаны.

Кажется, не случайно эта книга была опубликована в то время, когда Дерек и я соединили свою жизнь в брачном завете. В то же самое время я сама стала членом Тела, с которым он связан в Соединенных Штатах, а он стал частью тела, которой я принадлежу в Иерусалиме. Мы верим, что мы подчинились Божьему предопределенному плану, в котором каждый из нас отдал свою жизнь для другого таким образом, что мы могли соединиться в нечто одно новое целое под господством Иисуса Христа. Мы знаем, что, как и все в духовной жизни, это развивается в процессе каждодневной жизни. Я верю, что эта книга содержит не только принципы и основы, но также и практическое руководство, как это осуществлять.

Моя молитва о том, чтобы принципы, изложенные в этой книге, привели вас, мужчина вы или женщина, к той полноте, которую Бог приготовил для вас во взаимоотношениях завета с собой и со своим народом.

Руфь Принс

Глава 1

Брак – это завет

Есть ли секретный ключ к успешному браку? Почему некоторые пары счастливы, а другие разваливаются? Можно ли все это как-то изменить?

Одно определенно: если у вас есть ключ, который гарантирует успешный брак, то миллионы пар в нашей современной культуре не знают о нем. В последнее десятилетие почти в каждой западной стране соотношение разводов к бракам катастрофически повышается. У нас в Соединенных Штатах ситуация такова, что мы имеем один развод на каждые два брака. Пятьдесят лет назад, человек, хорошо знакомый с американским образом жизни, никогда не смог бы вообразить, что такая ситуация может возникнуть за такой короткий период времени.

Тем не менее, соотношение разводов к бракам не дает полного представления. Многие браки, которые хотя и не приходят к полному развалу — разводу — однако переживают внутри себя различные затруднения и печальные обстоятельства. В некоторых случаях возникают раздор и дисгармония, в которые обычно вовлекаются все, кто живет под одной крышей, как родители, так и дети. В других случаях, несмотря на то, что внешне все кажется спокойно, внутри гноятся раны горечи, непрощения и бунта. Рано или поздно это может прорваться в виде какого-либо психического или эмоционального расстройства, причину которого в результате невозможно установить.

Психотерапевты говорят, что сегодня в Америке приблизительно один из каждых четырех человек нуждается или будет нуждаться в каком-либо виде помощи психотерапевта. Психиатрические палаты во многих больницах переполнены, и постоянно растет потребность в профессиональных психиатрах. Это имеет прямое отношение к состоянию брака и семьи, потому что большинство психических и эмоциональных проблем обычно приводят к напряжению и дисгармонии в семье, главным образом в брачных взаимоотношениях. Таким образом, прогрессирующее ухудшение психического и эмоционального здоровья является одним из многих симптомов современного общества, свидетельствующего о наиболее важной социальной проблеме наших дней — разрушении брака и семьи.

Реакция некоторых современных социологов на эту ситуацию принимает форму пассивного примирения с неизбежностью.

Некоторые заходят даже так далеко, что утверждают, что идея брака была «ошибкой» с самого начала, и что она более неуместна в наших современных «передовых» условиях социального прогресса. Тем не менее, многие «эксперты», делающие такие заявления, сами являются продуктом несчастных семей, и порядочное число из них также имеет, по крайней мере, один несчастный брак в своей жизни. Поэтому, мы имеем основание спросить: не похоже ли их утверждение подобного содержания, что брак «неуместен» или «несовременен», на уровень мышления лисы из басни Эзопа. Она отчаянно пыталась достать гроздь ароматного винограда, но безуспешно. Ее последние слова были: «Все равно он кислый».

Описывая эту запутанную ситуацию и все эти противоречивые мнения, я хочу открыто и ясно заявить о своем личном убеждении. Я верю, что есть секрет, гарантирующий успешный брак. Более того, я верю, что этот секрет открывается на страницах одной уникальной книги — Библии. Прежде чем я буду говорить, в чем состоит этот секрет, очень кстати будет для меня дать небольшое личное свидетельство, которое можно расценить как предоставление моих «документов».



Личное свидетельство

Я получил образование в двух самых известных учебных заведениях Британии — Итон-Колледже и Кембриджском Университете. Перед Второй Мировой войной я делал карьеру на поприще философии и в 1940 году я был избран в этой области членом совета (т.е. профессуры) в Кингс-Колледже в Кембридже. Однако Вторая Мировая война прервала мою ученую карьеру.

В 1941 году, во время службы в госпитале в британской армии, я пережил драматическую, изменившую мою жизнь встречу с Богом, что совершенно не соответствовало моим прежним философским теориям и предубеждениям. Вследствие этой встречи я сделал два вывода, менять которые у меня с тех пор не было никаких оснований: первое, что Иисус Христос жив; второе, что Библия является истинной, действенной, актуальной и современной книгой. Эти два вывода радикально и навсегда изменили в целом курс всей моей жизни.

В 1946 году в Иерусалиме я женился на датчанке Лидии Кристенсон, которая была «матерью» маленького приюта для девочек (она основала его сама). В результате моего брака с Лидией, в один день я стал приемным отцом восьмерых девочек, шесть из которых были еврейками, одна была арабкой и одна англичанкой. Также в это время, в течение двух лет я преподавал в еврейском университете в Иерусалиме. Мы с Лидией и наши восемь девочек жили в Иерусалиме во время переворота, в результате которого было провозглашено государство Израиль. Таким образом мы, как одна семья, столкнулись лицом к лицу с ужасной реальностью осады, голода и войны. Позже мы переехали всей семьей в Британию.

На протяжении следующих лет я служил в разных странах в различном качестве: пастором в Британии, преподавателем в Кении, библейским учителем и проповедником в Европе, Канаде, Соединенных Штатах, Новой Зеландии, Австралии и других странах. Во всех моих путешествиях Лидия всегда была вместе со мной. Иногда после нашего совместного публичного служения люди говорили: «Вы трудитесь вдвоем так, как будто бы вас не двое, а один».

В Кении мы с Лидией удочерили девятого ребенка — маленькую африканскую девочку. Мы успешно воспитали всех наших девять девочек. Все, кроме самой младшей, уже замужем и принесли нам много внуков.

После тридцати лет мой брак с Лидией был прерван ее смертью. Наша совместная жизнь всегда была открытой книгой — не только для наших детей, но и для множества людей, приходящих в течение всех этих лет в наш дом за советом и для молитвы. Всех, знавших нас подобным образом, я спрашиваю — есть ли такие, кто не согласен, что наш брак был счастливым и успешным. Безусловно, в нем было достаточно напряжений и проблем — больше, чем обычно переживают пары, проводящие всю свою жизнь в привычной для них среде. Но успех брака не зависит от отсутствия напряжения и проблем; он зависит от особого качества взаимоотношений, которые нужно развивать между мужем и женой.

На следующих страницах я намереваюсь поделиться с вами секретом, как строить подобного рода взаимоотношения. Я уверен, что краткое описание моей жизни до этого момента будет достаточным, чтобы показать, что мои убеждения являются совсем не набором абстрактных теорий, которые никогда не подвергались испытаниям реальной жизни.

Может быть, мне нужно добавить, что в момент написания этой книги я женился повторно. Случайно я встретил мою вторую жену Руфь — как и мою первую жену, в Иерусалиме. Я вступаю в этот брак с полной уверенностью, что когда я и Руфь будем соответствовать условиям, открытым Богом в Писании, Он также увенчает этот брак Своим благословением.

Брак — это «тайна»

В Послании к Ефесянам 5:22-32 Павел излагает христианскую точку зрения о браке. Он завершает словами: «Тайна сия велика...» Он признает, что брак является «тайной». Во времена Павла слово «тайна» имело особое значение, не такое, как в настоящее время. Оно имело религиозное значение. Оно означало род знания, которое приносило ценную выгоду, но было доступно особой группе людей, связанных вместе одной религией. Чтобы иметь доступ к этому знанию, человеку необходимо было в первую очередь быть посвященным в эту группу.

Таким образом, использованное Павлом слово «тайна», при описании брачных взаимоотношений, имеет два значения: во-первых, это сокрытая форма знания, которая может сделать брак таким, каким он должен быть; во-вторых, человек может приобрести это сокрытое знание только пройдя определенные испытания и пережив определенные состояния. Главная цель этой книги — «провести» читателя через эти испытания и состояния.

В книге Второзакония, когда дети Израиля были готовы войти в обещанное им наследие, в землю Ханаан, Моисей еще раз предупредил их о том образе жизни, который им необходимо будет вести на новом месте. Он обещал им от Божьего имени, что если они будут исполнять Божьи заповеди, то будут обильно благословлены в каждой сфере жизни. В частности, Моисей сказал им, что их дома будут устроены столько времени, сколько «... дней небо будет над землею» (Второзаконие 11:21). Он нарисовал прекрасную картину довольства и полной гармонии. Такой должна была быть семейная жизнь, запланированная Богом для Своего народа.

Примерно двенадцать столетий спустя, Бог через пророка Малахию критически осудил поведение Израиля после того, как они вошли в свое наследие. В общем, они не исполнили Божьи условия и поэтому не наслаждались тем уровнем жизни, который Бог для них предназначил. В Своей оценке Бог указал на особые сферы их неудач. Одной из них была их семейная жизнь, в особенности их взаимоотношения в семье. Вот что Он говорит относительно этого в книге пророка Малахии 2:13-14:

«И вот, еще что вы делаете: вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем, так что Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилостивительной жертвы из рук ваших. Вы скажете: «за что?» За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя» (В английском переводе: «твоя жена через завет». — Примечание переводчика).

Очевидно, что падение Израиля в этом отношении не было связано с недостатком религиозности: «они обливали слезами жертвенник Господа». Однако, несмотря на все их молитвы, их браки терпели неудачу. Мы сегодня довольно часто встречаемся с подобной ситуацией. Люди могут быть очень активными в религиозной деятельности и, тем не менее, быть несчастными в своем браке. Их религиозная деятельность не приносит им успеха в их семье. И действительно, чрезмерное занятие религией вне семьи одной или обеих сторон является иногда существенной причиной неудачи в браке.

Суть падения Израиля содержится в заключительной фразе 14 стиха — «между тем как она... законная жена твоя». Израиль рассматривал брак как взаимоотношения, в которых можно было бы поступать по собственным правилам — например, свободно вступать в них или прерывать их по своему усмотрению. Но Бог напомнил им, что Он смотрит на брак совершенно по-другому. В соответствии с Его неизменными намерениями, брак — это завет. В этом секрет, который один может гарантировать успех брачных взаимоотношений. Когда этот секрет забывается или игнорируется, брак утрачивает свою святость и, таким образом, также свою силу и прочность. Многое из того, что мы видим в нашей современной цивилизации— прямая параллель с состоянием Израиля во времена Малахии и главной корневой причиной является то же самое — неправильный взгляд на брачные взаимоотношения.



Брачный стандарт Иисуса

Следующее и полное откровение о браке, после Малахии, дано нам Иисусом. Суть Его учения о браке содержится в Его беседе с фарисеями, описанной в Евангелии от Матфея, 19 главе, с 3 по 9 стихи:

«И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими; а сначала не было так; но Я говорю вам. кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует».

Мы можем суммировать учение Иисуса в этом тексте в четырех следующих утверждениях:

1. Форма брака, которая была принята в Израиле при иудаизме, была ниже стандарта Божьей воли.

2. Действительная Божья цель для брака была ясно выражена, когда Он вначале сотворил мужчину и женщину.

3. В первоначальном замысле союза между мужчиной и женщиной они были так тесно соединены вместе, что теряли свою собственную индивидуальность и становились «одной плотью».

4. Цель Иисуса — восстановить брак в жизни Его учеников к уровню первоначальных стандартов, заложенных при сотворении.

Если мы рассмотрим в 1 и 2 главах Бытия описание сотворения и союза Адама и Евы, нам бросится в глаза один факт. Бог Сам лично и непосредственно участвовал в этом. Это было Его решение, не Адама, — чтобы Адам имел супругу, это Он сформировал Еву из Адама; это Он представил ее Адаму; и это Он установил условия взаимоотношений завета, в который Он соединил их.

Поэтому, правильнее говорить, что весь Ветхий Завет от начала до конца рассматривает брак как взаимоотношения завета. Тем не менее, понятие, развившееся в иудаизме, было на ступень ниже того, которое было заложено при сотворении. В иудаизме взаимоотношения завета рассматривались как существующие только горизонтально — между мужчиной и женщиной. Но взаимоотношения завета, установленные при сотворении, имели два направления: горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное связывало Адама и Еву друг с другом; а вертикальное связывало их обоих вместе с Богом.



«Веревка, скрученная втрое»

В отрывке из Екклесиаста 4:9-12 в аллегорической форме показано различие между этими двумя мнениями о браке:

«Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их. Ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него. И нитка, втрое скрученная, не скоро порвется».

Принцип, с которого начал Соломон «Двоим лучше, нежели одному», — согласуется с той причиной, что Бог сначала предусмотрел помощницу для Адама: «Не хорошо быть человеку одному». Соломон приводит три примера, которые ясно иллюстрируют этот принцип: когда двое вместе и один упадет, другой может помочь ему встать; если двое лежат вместе. они согревают друг друга; если двое подвергнутся нападению, вместе они могут противостоять нападающему. Но последний пример, данный Соломоном, несколько отличен: «Нитка, втрое скрученная, не скоро порвется». В этом случае сила приходит не просто когда двое вместе, но трое вместе.

Мы можем использовать примеры, данные Соломоном, чтобы проиллюстрировать различие между понятием о браке в иудаизме и понятием о браке, установленном Самим Богом при сотворении. Первые три примера из темы Соломона «двое вместе» иллюстрируют понятие о браке на человеческом уровне горизонтальные взаимоотношения только между мужчиной и женщиной. Но четвертый пример Соломона «нитка, скрученная втрое», иллюстрирует, что при сотворении брак был задуман как союз из трех личностей — мужчины, женщины и Бога. Взаимоотношения между мужчиной и женщиной — это взаимоотношения лишь на человеческом уровне; но когда Бог участвует в этих взаимоотношениях, вводится новое измерение. Он становится неотъемлемой частью брака.

Одной из наиболее революционных особенностей учения Иисуса было Его отношение к браку. Он отвергал все, что отступало от первоначальной Божьей цели. По этой причине, притча Соломона о «нитке, скрученной втрое» не просто иллюстрирует пример брака, установленный при сотворении; она также иллюстрирует, с таким же успехом, пример брака для верующих наших дней, которые соединены сегодня через веру во Христа. Три нити — это мужчина, женщина и Бог. Это принцип, связывающий их вместе в нерушимый завет. Что Соломон говорит о нити, с таким же успехом верно и сегодня: «она не скоро порвется».

Некоторое время назад я проповедовал в Новой Зеландии на тему христианского брака как нити, скрученной втрое. В конце моей проповеди поднялся мужчина и представился: «Я — профессиональный канатный мастер, — сказал он. — Моя работа — делать канаты. Я могу подтвердить, что вы сказали абсолютную истину. Самый прочный канат — это скрученный втрое канат».

Затем он дал мне следующее объяснение: наибольшую площадь соприкосновения могут иметь максимум три нити. Если вы уберете одну и оставите только две нити, вы безусловно ослабите канат. Но если вы добавите одну лишнюю нить, и у вас их будет четыре, то силы канату вы не прибавите, потому что площадь соприкосновения нитей будет меньше. Если у вас канат из трех нитей, одна или даже две из нитей могут оказаться под давлением и начнут расплетаться. Но пока цела третья нить, канат не разорвется.

Разъяснение этого канатного мастера сделало картину христианского брака как скрученной втрое нити, настолько ясной для меня, что я продолжал размышлять об этом целыми днями. В моем воображении я мог представить канат под таким страшным натяжением, что две его нити начинали рваться. Но третья нить оставалась крепкой и выдерживала до тех пор, пока напряжение не ослабевало и пока две порванные нити не были восстановлены.

«Именно так и происходит в настоящем христианском браке! — говорил я себе.— Приходят времена напряжения, когда муж и жена оба могут начать слабеть и чувствовать себя неспособными выдержать. Но Сам Бог является третьей нитью, и Он продолжает держать до тех пор, пока напряжение не ослабнет и муж с женой оба не исцелятся и не восстановятся».

В нашем сравнении христианского брака с канатом из трех нитей мы говорили, что принцип, переплетающий нити и удерживающий их вместе — это завет. Несомненно, это делает завет существенным элементом успешного брака. Однако, несмотря на то, что завет и является одной из основных тем библейского откровения, современные христиане очень плохо понимают это. Поэтому, мы сейчас пойдем дальше, и во второй главе рассмотрим природу завета, как это показано в Писании. Затем в третьей главе мы практически разъясним, как действует завет, когда он соединяет мужчину и женщину в браке, и как удержать их вместе в этом завете.

В четвертой и пятой главах, соответственно, мы рассмотрим, как завет служит в качестве важной связывающей силы в двух других жизненно важных взаимоотношениях: между Богом и отдельным христианином; и между христианами в отношениях друг с другом.

В заключение, в шестой главе «Момент решения» мы дадим практические указания тем, кто нуждается в том, чтобы их личные взаимоотношения были приведены в соответствие принципам, изложенным в этой книге.

Глава 2

Природа завета

Что именно в завете придает браку силу и стабильность, которые невозможны без него? В чем заключается суть завета?

Природа завета — это один из ревниво оберегаемых секретов Писания. Это «жемчужина», которую Бог не будет небрежно бросать. Это нечто святое, что Бог не откроет нечистым. В Псалме 24:14 Давид говорит: «Тайна Господня — боящимся Его, и завет Свой Он открывает им». К тайне завета нужно приближаться в благоговейном страхе Божьем. Она сокрыта от тех, кто приближается в другом состоянии.

Более того, понимание завета требует старания через изучение Писания. Для этого необходимо время и внимание. В Притчах 2:4 Соломон говорит, что те, кто желает проникнуть в эту тайну и понять ее, должны искать ее, как серебра, и отыскивать ее, как сокровища. Это требует особых усилий. Как и земля не может отдать свои сокровища поверхностному наблюдателю, так и Писание дает правильное понимание завета только тем, кто старательно углубляется, уделяет время и старается его найти.

Я говорю это как введение к изучению завета, к которому мы приступим в этой главе. Вначале это может показаться довольно тяжелым и утомительным делом. Но если мы приступим к этому с терпением и старанием, то мы, в конечном итоге, получим сокровище, обладающее огромной ценностью. Это будет темой исследуемой главы.

Определение завета

Существует два основных слова в Писании для обозначения понятия «завет». Это греческое слово «диатеке» — используемое в Новом Завете и еврейское слово «б’рит» или «б’ритх», используемое в Ветхом Завете. Это еврейское слово встречается в названии известной еврейской организации «Б’неи Б’рит», что означает буквально «Сыны Завета». Каждое из этих слов «диатеке» и «б’рит» в еврейском обычно переведено двумя разными словами: «завет» и «завещание». В каждом отдельном случае используется то слово, которое соответствует контексту.

В русском языке мы обычно не считаем, что слова «завет» и «завещание» означают одно и то же. Мы ограничиваем значение слова «завещание» в юридическом документе, который — как показывает Писание — вступает в силу только после смерти того, кто сделал завещание. С другой стороны, слово «завет» не ассоциируется у нас со смертью сторон, состоящих в завете. Тем не менее, в Писании этого различия между «завещанием» и «заветом» не существует. В Писании «завет» — это «завещание» и «завещание» — это «завет».

Мы все, конечно, осведомлены, что Библия дана нам в виде двух «завещаний» — «Ветхого Завещания» и «Нового Завещания». Тем не менее, наше понимание возрастет, если в каждом случае слово «завещание» заменим словом «завет» и будем говорить «Ветхий Завет» и «Новый Завет». Это, конечно, факт, имеющий огромное значение, что Бог дал человеку полное откровение в виде двух заветов. Поэтому понятие завета является главным в общем Божественном откровении. Если мы не поймем природу завета, как мы можем надеяться понять истинный смысл Божьего Послания?

В чем же тогда заключается смысл слова «завет»? Его нелегко определить коротко и однозначно. Предполагают, что корневое значение еврейского слова «б’рит» — это связывать, но это не совсем точно. Тем не менее, определенно то, что завет — это связь. Корневое значение греческого слова «диатеке»— приводить что-либо в порядок. Следовательно, это означает установление особых отношений и условий. Оно применяется больше в юридическом смысле, чем его родственное еврейское слово «б’рит».

В Писании встречаются два разных вида завета. Один в горизонтальном плане — завет между двумя людьми. По значению это близко к понятию «договор». Например, Соломон заключил завет с Хирамом, царем Тира (3 Царств 5:12). (Здесь слово «б’рит» переведено как «союз»). Посредством этого завета Соломон и Хирам связали себя обоюдной дружбой и установили условия, согласно которым Хирам снабжал Соломона материалами и рабочей силой для постройки храма.

Несмотря на то, что этот вид завета был только на человеческом уровне, между двумя царями, интересно заметить, что позднее, когда Бог через пророка Амоса провозгласил о суде над царем Тира, одной из причин суда было то, что они «не вспомнили братского союза» — завета, заключенного между Соломоном и Хирамом (смотри Амоса 1:9). Таким образом мы видим, что даже на человеческом уровне Бог рассматривает нарушение завета как очень серьезный повод к тому, чтобы произвести суд над виновной стороной.

Завет: основание взаимоотношений

Более того, в Писании завет в основном заключается не в виде договора между двумя людьми на горизонтальном уровне, но как установленные по собственной инициативе взаимоотношения Бога с человеком, в которых стороны участвуют не на одном уровне. По-существу, завет отражает взаимоотношения, которые Бог устанавливает Сам независимо, по Своему собственному выбору и решению. Он определяет условия, на которых Он готов вступить в эти взаимоотношения с человеком. Мы обязаны подчеркнуть, что инициатива исходит полностью от Бога, и условия устанавливает исключительно Он. Человеческое участие в этом — просто отозваться на Божье предложение заключить завет и принять взаимоотношения, установленные этим заветом. Человек не ставит своих условий и тем более не является инициатором взаимоотношений. Вам нужно иногда почувствовать себя пресвитерианином или кальвинистом, чтобы понять этот аспект завета. Исторически, кальвинистское течение протестантизма всегда придавало особое значение завету. И делая так, они оберегали эту очень важную нить истины. Я осмелюсь сказать, что мы не сможем полностью понять своих взаимоотношений с Богом, пока не поймем библейского взгляда на завет.

В конечном счете, всякие долговременные взаимоотношения Бога с человеком основаны на завете. Бог никогда не вступает в долгосрочные взаимоотношения без завета. В Псалме 49 с 1 по 5 стихи псалмист дает пророческое предсказание пришествия Господа в силе и славе в конце времен, чтобы собрать Его народ к Себе. При этом Он дает ясное определение, кого Он признает в качестве Своего народа.

«Бог богов, Господь возглаголал, и призывает землю, от восхода солнца до Запада (это призыв ко всей земле). С Сиона, который есть верх красоты, является Бог. Грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поедающий, и вокруг Него сильная буря (это очень ясное пророчество пришествия Господа в силе, славе и для суда). Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой (это суд Божьего народа перед судилищем Христа. Не суд неверующих, но суд для верующих. Не суд осуждения, но суд для награды): «Соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве» (этот стих говорит нам о том, кому Бог адресует эти слова).

Еврейское слово, переведенное здесь как «святых» — это «хасид». Это слово также использовано в понятии «хасидский иудаизм» — наиболее ревностная и преданная форма ортодоксального иудаизма. «Хасид» — это человек, жизнь которого подчинена Богу. Это человек, живущий только для Бога.

Тем не менее, псалмист здесь дает определение «святых» — истинных хасидов — как «вступивших в завет со Мной при жертве»,— более дословно: «тех, кто рассек Мой завет на основе жертвы». Еврейское выражение «рассечь завет» более точное, чем «вступить в завет». Оно означает движение ножа, которым предавали жертву смерти. «Мой завет» — определенно означает, что этот завет исходит от Самого Бога, что это неизменный, вечный завет. Есть только одно основание, на котором Бог заключает завет — это жертва. Без жертвы не может быть завета.

Ранее, где-то в 1944 году, когда я впервые приступил к изучению Библии на еврейском языке, Святой Дух побудил сделать меня нечто необычное. Я вооружился тремя цветными карандашами — синим, зеленым и красным — и решил выделить три разные темы, подчеркивая каждую отдельным цветом. Темы были следующие: завет, жертва и пролитие крови. Синий цвет означал завет, зеленый — жертву, и красный — для пролития крови. Таким образом, я натолкнулся на откровение, потому что обнаружил, что где был синий цвет, там был и зеленый; и где был зеленый цвет, там был и красный. Другими словами, там, где есть завет, должна быть и жертва, и там, где есть жертва, должно быть пролитие крови.

Это совпадает с определением описания Божьего народа — «Святых Моих» — в Псалме 49:5: «Тех, кто рассек мой завет, на основании жертвы». Два момента являются необходимыми для вступления в долговременные взаимоотношения с Богом — это завет и жертва. Без завета не может быть взаимоотношений с Богом; и без жертвы не может быть завета.

В истории путь, которым человек вступал в завет с Богом, до Нового Завета в Иисусе Христе, был очень необыкновенный и, таким образом, не очень многие люди были знакомы с Ним. Он отсылает нас к книге Иеремии 34:18-20. Это период в истории Израиля, когда они были отступниками и мятежниками в своих взаимоотношениях с Богом и совершили нечто такое, что Бог запретил им делать — они сделали рабами своих братьев израильтян. Когда Бог через пророка Иеремию начал порицать их за это, они сделали видимость покаяния и вступили в завет, в котором они согласились освободить своих рабов. Но затем, вдобавок к своим грехам, они нарушили свой завет и забрали рабов обратно. Сейчас в этой истории нас интересует только момент их вступления в завет. Это имеет важное значение, выходящее далеко за рамки этого конкретного момента в истории Израиля. Это описано в книге Иеремии 34 глава с 18 по 20 стихи, где Бог говорит:

«И отдам преступивших завет Мой и неустоявших в словах завета, который они заключили пред лицем Моим, рассекши тельца на двое и прошедши между рассеченными частями его, — князей Иудейских и князей Иерусалимских, евнухов и священников, и весь народ земли, проходивший между рассеченными частями тельца, — отдам их в руки врагов их...».

Это дает нам важное дополнение для понимания процесса заключения завета. Заключение завета требовало не просто жертвы, но особого обращения с этой жертвой. Животное, приносимое в жертву рассекалось на две части, и эти две части помещались друг против друга на некотором расстоянии. Затем люди, вступавшие в завет, проходили между этими двумя частями жертвы. Это было действие, посредством которого они вступали в завет.

Божий Завет с Аврамом

Держа в памяти эту процедуру заключения завета, мы возвратимся к книге Бытие, 15 глава с 7 по 18 стихи, где описано, как Господь вступил в завет с Аврамом (к тому времени он еще не был переименован в Авраама):

«И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение. Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею? Господь сказал ему: возьми Мне трилетнюю телицу, трилетнюю козу, трилетнего овна, горлицу и молодого голубя. Он взял всех их, рассек их пополам, и положил одну часть против другой; только птиц не рассек. И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их. При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама; и вот, напал на него ужас и мрак великий. И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет. Но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом. А ты отойдешь к отцам твоим в мире, и будешь погребен в старости доброй В четвертом роде возвратятся они сюда, ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась. Когда зашло солнце, и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными. В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию...»

Этим отрывком Авраму открывается сделанное Господом обещание дать ему во владение землю Ханаан. Аврам отвечает на это вопросом: «Почему мне узнать...?» В ответ Господь приступает к заключению завета с Аврамом. Другими словами, в конечном итоге, все свои обязательства сделать что-нибудь Бог подтверждает заветом. Когда Бог вступает в завет, это самое большее, что Он может Сам сделать. Завет — это финал, окончательное действие. И заключая завет с Аврамом, Бог не говорил в будущем времени. Он не сказал: «Я дам...» Он сказал: «Я дал...» Завет закрепляет окончательно и навсегда.

Процедура вступления в завет Господа с Аврамом полностью соответствует описанному в Иеремии 34:18-20. Аврам взял жертвенных животных, умертвил их, и разделил их на две части. Затем Аврам и Господь должным образом прошли между частями жертвы. Через это странное действие Господь вступил в завет посвящения с Аврамом.

Теперь позвольте рассмотреть некоторые детали этого соглашения. Каждое из них поучительно. Стих 11 — «и налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их». Эти слова пробуждают во мне очень яркие воспоминания.

Во время Второй Мировой войны, когда я служил в Британских вооруженных силах в Египте, я один год пролежал в госпитале из-за болезни в таком состоянии, когда врачи ничего не могли сделать. В отчаянии я обратился к Библии, чтобы посмотреть, что она говорит об этом. В конце концов, прочитав всю Библию от начала до конца, я пришел к заключению, что Бог провидел для меня исцеление через смерть Иисуса Христа на кресте, что это было частью Божьего завета, заключенного со мной через Христа. Но мне было трудно ухватиться за эту истину, так как мой разум постоянно охватывали разные виды депрессий, сомнения и мрака.

Когда я лежал там, сражаясь за получение здоровья, обеспеченного мне через завет во Христе, и противостоя депрессиям и сомнениям, я вдруг наткнулся на этот отрывок из книги Бытия 15 и увидел, что это было задачей Авраама отгонять прочь хищных птиц. Бог избрал этих жертвенных животных, но сохранить их в целости — было обязанностью Авраама. Более того, я увидел, что для меня Бог предусмотрел жертву во Христе, и моей задачей было уберечь жертву от растерзания сатанинскими птицами, и не дать им разграбить и отнять у меня мои преимущества во Христе. Так я увидел, что это был период, когда я должен был отгонять прочь этих птиц. Не имеет значения, как долго сомнения, неверие или страхи атаковали бы меня, это было моими привилегией и ответственностью сохранить жертвенных животных в целости. Они не должны были быть осквернены сатанинскими хищными птицами, желанием которых было отнять мое наследие и напитаться им.

Затем в стихе 12 говорится:

«При захождении солнца крепкий сон напал на Авраама; и вот напал на него ужас и мрак великий».

Это было очень глубокое духовное переживание, в котором Авраам, будучи зрелым, посвященным верующим проходил через «ужас и мрак великий». Соответствует ли это вашей теологии? Знаете ли вы, что многие великие святые Божьи проходят через периоды духовного мрака? Проходить через мрак — это необязательно признак незрелости или слабости. Фактически, Бог не может дать незрелым и слабым такого рода переживания. Он знает точно, сколько каждый из нас может вынести. Авраам проходил через мрак не потому, что он был слабым или несовершенным, но потому, что это было частью его полного духовного опыта и переживания. Его мрак был предварительным испытанием, который его потомки пережили в Египте. Как их отец, он должен был разделить с ними это страдание.

В стихах 13-16 Господь объясняет Авраму, как его потомкам придется идти в Египет, и как, в конце концов, Он вмешается и освободит их и возвратит их назад в землю Ханаан. Затем, в стихе 17, нечто новое добавилось к переживаниям Авраама:

«Когда зашло солнце, и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными».

К естественной теме добавилась копоть от дыма, исходящего как бы из печи. Обычно в Писании слово печь — или горнило — означает страдание. В Исаии 48:10 Бог говорит Израилю:

«Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания».

Иногда это относится ко всему Божьему народу. Если вы сами когда-либо будете находиться в горниле, помните, что это то самое место, где Бог очищает и испытывает вас. Ваше поведение в горниле определит вашу судьбу. Вы в горниле не обязательно потому, что вы слабы или отпавшие, или потому что изменили Богу. Вы в горниле, так как только оно сделает с вами то, что ничто другое не может с вами сделать. В Малахии 3:3 Бог предостерегает сыновей Левия — его священников — что он очистит их и переплавит как золото и серебро. Драгоценные металлы не могут быть очищены без сильного нагрева и накаливания.

Среди этой давящей тьмы, в которую попал Аврам, тьмы естественной и сверхъестественной, — «пламя огня (в английском переводе — горящий факел. — Примечание переводчика) прошло между рассеченными животными». Какой глубокий смысл заключен в этом! Пламя огня — это проявление Божьего Духа — соответствующего «семи светильникам огненным», «которые суть семь духов Божиих», которые видел Иоанн перед престолом в небесах (Откровение 4:5). Это было в момент глубочайшей тьмы — когда Господь в явлении пламени огня вступал в завет с Авраамом. Он прошел между рассеченными животными, тем самым вступая в завет.

Позвольте мне вернуться снова к моменту моего переживания в госпитале в Египте. Это было во время мрака в моей собственной жизни, когда истина этого события в 15 главе Бытия так ясно открылась мне. Я понял, что во времена абсолютной тьмы Дух Святой хочет осветить только одно: символ жертвы. Потому что это все, что нам нужно увидеть. Жертва — это символ завета, и завет — это окончательное, неизменное Божье посвящение.

Вы можете проходить через времена, когда не видите ничего, кроме факта смерти Иисуса за вас. Это все, что вам необходимо знать. В этом заключено все. В Послании Римлянам 8:32 говорится нам:

«Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?»

В это время вы можете всем этим овладеть. Это завет, заключенный в жертвенной смерти Господа Иисуса Христа.

Именно так Господь и Авраам вступили в завет. Как я понимаю, каждый по очереди прошел между частями рассеченной жертвы. Не удивительно ли, что всемогущий Бог так поступил с человеком? Мой разум потрясен тем, что Бог, в определенном смысле, прошел весь путь с небес, чтобы пройти между частями рассеченных животных и посвятить Себя Аврааму. Я поражен, осознавая тот длинный путь, проделанный Богом единственно для того, чтобы совершить личное посвящение Себя человеку.



Завет действителен только через смерть

Но почему обязательно нужна жертва? Почему существовал только один путь вступления в завет? Ответ в том, что жертва символизирует смерть каждой из сторон завета. Когда каждая сторона проходила между частями убитого животного, говорилось, в сущности, следующее: «Это моя смерть. Это животное умерло, как мой представитель. Оно умерло вместо меня. Я вступаю в этот завет через смерть. Сейчас, когда я в завете, я больше не имею права жить». Этим объясняется, почему в еврейском и греческом языках не делается различие между заветом и завещанием.

Необходимость в смерти, делающий завет действительным, подчеркнуто в Послании к Евреям, 9 глава, 16, 17 стихи:

«Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших; оно не имеет силы, когда завещатель жив».

Эти слова невозможно неправильно понять. Вступающий в завет вступает в него через смерть. И пока личность остается живой, она не в завете. Невозможно быть в завете и оставаться живым. Смерть жертвенного животного физическая, но она символизирует другую форму смерти того, кто принес жертву и прошел между ее частями. Делая так, он отказывается с этого момента от всех прав жить для себя. Когда каждая сторона проходит между частями жертвы, она, в сущности, говорит другому: «Если необходимо, я умру ради тебя. С этого времени твои интересы берут верх над моими собственными. Если я имею что-либо, в чем ты нуждаешься, но не можешь иметь, тогда мой достаток становится твоим достатком. Я более не живу для себя, я живу для тебя».

С Божьей точки зрения, этот акт заключения завета не просто ритуал. Это торжественное и священное обязательство. Если мы проследим ход событий, последовавших после заключения завета между Богом и Авраамом, мы увидим, что каждая сторона имела выгоду от обязательств, данных в завете.

Несколькими годами позже, когда Аврам стал Авраамом, Бог сказал ему: «Я хочу твоего сына Исаака — твоего единственного сына. Самое драгоценное, что у тебя есть, не твое, потому что ты и Я в завете. Это принадлежит Мне». Связанный вечным обязательством, Авраам не поколебался. Он добровольно принес в жертву Исаака, и лишь в самый последний момент Господь непосредственно вмешался с небес и удержал его от убийства сына (смотрите Бытие 22 главу).

Тем не менее, это не конец истории. Бог также посвятил Себя Аврааму. Спустя две тысячи лет Бог, в Свою очередь, выполнил Свою часть завета. В ответ на нужду Авраама и его потомков, Бог принес в жертву Своего единственного Сына. Но на этот раз не пришло спасение в последний момент. На кресте Иисус отдал Свою жизнь, как полную цену спасения Авраама и его потомков. Этот шаг был следствием посвящения, которое Бог и Авраам заключили друг перед другом в ту роковую ночь, за две тысячи лет до смерти Христа, когда они прошли между двумя частями жертвы. С этого момента, вся последующая история была определена их заветом.

Посвящение, заключенное в завете, настолько торжественно, всеобъемлюще и неизменно.

  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница