Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7 г. Ставрополя
Статья
Тема: «Из опыта работы по внедрению ФГОС»
Автор работы:
Васильченко Лариса Павловна
учитель математики
МБОУ СОШ № 7 г. Ставрополя
(стаж работы-8 лет)
г. Ставрополь
2015 г.
Из опыта работы по внедрению ФГОС учителя математики МБОУ СОШ №7 г. Ставрополя Васильченко Ларисы Павловны
Приохотить ребенка к учению гораздо более
достойная задача, чем приневолить.
К.Д. Ушинский
Цели и задачи
Цель:
рассмотреть основные вопросы, связанные с внедрением ФГОС в 5 класса.
Задачи:
-
дать представление о методах, оптимизирующих учебный процесс в период внедрения ФГОС в 5 класса.
-
познакомить с видами внеурочной деятельности с учащимися 5 класса по математике.
В эпоху стремительного развития высоких технологий, расширения информационного пространства формируется новый тип мышления, меняются требования к личности. Соответственно меняется и учебно-воспитательный процесс.Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися образовательной программы. ФГОС ООО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые являются базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющие основу умения учиться». Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Меняются и технологии обучения. Особое значение приобретает внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые открывают значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету, в том числе и по математике.Использование ИКТ и интернет-ресурсов является неотъемлемой частью моей педагогической деятельности. На урокахя использую различные тренажеры, учащиеся работают в режиме онлайн. Использование ИКТ оживляет и оптимизирует урок. Осуществляя дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями на уроках, я имею возможность использовать также интернет-ресурсыi-школы. Я работаю в оснащённом техническим оборудованием кабинете и использую ИКТ на каждом своем уроке.
В 2015-2016 учебном году обучение математике учащихся 5 классовпровожу согласно требованиям ФГОС. Мною разработана рабочая программа к учебнику математики 5 класса под редакцией Виленкина. Программа предполагает изучениеэлементов теории вероятности, поэтомув нейсокращены часы, отведенные на умножение и деление натуральных чисел, и больше времени отводится на изучение обыкновенных и десятичных дробей и действий с ними. В свою рабочую программу я ввела элементы комбинаторики и теории вероятности. Работа по этим темам в устной и письменной форме осуществляется почти на каждом уроке.
С начала учебного года в 5 классе было проведено несколько диагностических работ с целью изучения уровня предметных и метапредметных результатов обучения в начальной школе. Проведённый анализ работ выявил основные пробелы в знаниях учащихся. В результате для каждого «проблемного» ученика разработаны индивидуальные карты, в которых обозначены пути ликвидации этих пробелов.
Мониторинг по отдельным видам работ представлен в виде диаграмм.
Результаты диагностической работы № 1.
Выполняемость заданий:
Подготовка учащихся к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭначинаю уже с 5 класса. Мною используются контрольно-измерительные материалы «Математика» под редакцией Поповой Л.П. Издание соответствует требованиям ФГОС. Сборник содержит задания для проведения текущего и итогового контроля знаний учащихся 5 классов по математике. Тесты и контрольные работы тематически сгруппированы и расположены в соответствии с порядком изложения тем в учебнике Н.Я. Виленкина. В пособии представлены тесты, по своей структуре напоминающие задания ОГЭ и ЕГЭ. Все вопросы в нём разделены на два уровня трудности. Задания части А – базового уровня, части В – повышенного уровня. В этих материалах, я считаю, заложены с важные для каждого учителя задачи:
-
Аттестация по всем темам.
-
Система оценки знаний.
-
К ЕГЭ шаг за шагом.
-
Соответствие ФГОС.
Реализуя задачи, поставленные перед школой в свете требований ФГОС, провожу творческие уроки. На таких уроках учащимся предлагаются задачи, решение которых требует творческого подхода. Часто это математические задачи из реальной жизни. Такая работа с большим успехом проводится в группах. Учащиеся с интересом решают задачи с таблицами и диаграммами, предлагаемые в тестах ОГЭ и ЕГЭ и доступные их уровню.Важным элементом творческой работы учащихся 5 классов является ведение рабочих блокнотов-справочников. Их ребята регулярно пополняют и оформляют, помещая туда новые понятия и формулы. Мною приветствуется самостоятельное изучение новых тем.
Большое внимание уделяю и проектной деятельности, являющейся итогом исследовательской работы учащихся. Ребята успешноготовятпрезентации и проекты. Учащиеся 5 классов в рамках Недели математики участвуют в научно-практической конференции и защищают свои проекты. Этому, конечно, предшествует серьёзная подготовка, в которой немаловажную роль играет учитель. Он помогает в выборе темы проектной работы, составлении плана и является главным наставником и помощником. При хорошо организованной работе интерес к такой деятельности не пропадает у учащихся и в последующие годы обучения.
Метод проектов как компонент системы образования создает личностную мотивацию школьника в решении интересной для него проблемы. Найденный способ решения какой-либо математической задачи носит практический характер, является социально-значимым для школьника.
По окончании проектной деятельности можно провести следующую оценку результатов (рефлексию):
1. Какие математические знания вы применили для исследования?
2. Какие качества личности, необходимые для жизненного успеха, вы развивали в ходе реализации проекта?
3. Являются ли вопросы ваших исследований значимыми для других школьников?
4. Где можно рассказать о результатах ваших исследований и применить их?
Выполнение учебных проектов с прикладным содержанием – одна из содержательно-дидактических линий современного школьного курса математики.Метод проектов, методика сотрудничества вызывают у учащихся неподдельный интерес и формируют жизненный опыт более результативно, чем проведение традиционных уроков.Проектная деятельность учащихся помогает в решении одной из важнейших задач ФГОС – развитии предметных иметапредметных связей.
Учащиеся 5 классов с большим интересом участвуют в олимпиадах,в том числе дистанционных. Дипломами и сертификатами были награждены учащиеся, принявшие участие в международной дистанционной олимпиаде «Инфоурок».Цель таких олимпиад заключается в поддержании интереса учащихся к логическому мышлению.Математическая олимпиада – это заключительный этап внеурочной и урочной работы по математике.
Присущий олимпиадам соревновательный спортивный элемент привлекает школьников, побуждает их к более серьезным занятиям математикой. Удачное выступление на олимпиаде заставляет ученика поверить в свои силы, служит подтверждением правильности выбранного пути.
В 5 классах практикую интегрированные уроки, что также способствует развитию предметных и метапредметных связей.Интегрированный урок- это особый тип урока, который объединяет в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.
Каковы же цели интегрированного урока?Обучающая: приобретение системных качественных знаний по предметам.Развивающая: всестороннее развитие личности школьников, усиление мировоззренческой направленности познавательных интересов.Воспитательная: расширение круга интересов, воспитание стойкого представления о взаимосвязи науки и искусства, формирование целостного представления о мире, всеобщих Законах Вселенной.
Разработка структуры интегрированного урока- совместное дело учителей интегрируемых предметов.
Одной из приоритетных тенденций современного образования является созданиемежпредметных связей при изучении отдельных циклов школьных предметов. Математика имеет самые тесные связи с физикой. На уроках математики в 5классе рассказываюучащимся о физике, которую они начнут изучать через два года, и объясняю, что для успешного изучения физики необходимы прочные знания по математике. Предлагаю использовать книгу, написанную Александром Евсеевичем Гуревичем совместно с Дмитрием Аркадьевичем Исаевым и Любовью Семеновной Понтак «Физика и химия 5-6 класс». Данная книга поможет учителю сформировать начальное представление о физике и химии, объяснить с научной точки зрения основные природные явления, научить обращаться с простейшими техническими устройствами.
Чтобы показать пятиклассникам значимость качественных знаний по математике для изучения физики и химии я провела экскурсии в эти кабинеты, познакомила с учителями. Я считаю, что для успешного изучения в дальнейшем физики и химии особое внимание в пятом классенеобходимо уделить таким темам как:
- «Буквенные выражения»;
- «Формулы»;
- «Формула площади прямоугольника»;
- «Прямоугольный параллелепипед»;
- «Обыкновенные дроби»;
- «Десятичные дроби».
При изучении темы «Формула площади прямоугольника» можно обратить внимание учеников на схожесть формул нахождения площади ( ) и скорости ( ). При изучении темы «Прямоугольный параллелепипед» и «Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда», я считаю, что необходимо:
- изучить дополнительный материал об истории открытия закона Архимеда и провести эксперимент для лучшего понимания данного закона.
- познакомить с эталонами массы и длины, изучить историю мер единиц измерения. Целесообразно организовать изучение данного материала посредством проектной деятельности. Например, творческие проекты «Меры измерений: от древности и до наших дней».
Литература:
1.Бабинская И. Л. Задачи математических олимпиад-М., «Наука», 1975.
2.Васильев Н. Б., Гутенмахер В. Л., Работ Ж. М., Тоом А. Л. Заочные математические олимпиады.-М., «Наука», 1986.
3.Виленкин Н.Я. Математика, 5 класс.-М., «Мнемозина»,2014.
4.Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. основы проектной деятельности школьника: Методические рекомендации по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе). Под ред. проф. Е.Я. Когана.-Самара: Изд-во «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006.
5.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.-М.:АРКТИ, 2005.
6.Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. -М.:Центр «Педагогический поиск», 2006.
7.Урман А.А., Храмцов Д.Г., Шрайнер А.А. Задачи районных и городских математических олимпиад -Новосибирск, «Печатник», 2004.
8.Фарков А.В. Математические олимпиады в школе 5-11 классы- М., «Айрис-пресс», 2005.
9.Халамайзер А.Я. Занимательная математика.-М., « Высшая школа», 1994.
10.Интернет-ресурсы:http://infourok.ru/webinar
http://iclass.home-edu.ru/
Поделитесь с Вашими друзьями: |