Из опыта работы О. В. Карасева, учитель начальных классов второй квалификационной категории



Скачать 111,28 Kb.
Дата15.02.2016
Размер111,28 Kb.
ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ «АЗБУКУ» НАРОДНОГО ИСКУССТВА

(из опыта работы)

О.В.Карасева, учитель начальных классов

второй квалификационной категории
Процесс гуманитаризации и гуманизации в современном образовании, направленный на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и соответственно на формирование личностной зрелости обучаемых, призван приостановить упадок грамотности и культуры в обществе, возродить русский генофонд, вывести из забвения историю и культуру русской земли, русского народа, восстановить национальные традиции.

Психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста позволяют через знакомство с народным искусством во всем его многообразии и разножанровости понять, какой огромный вклад внес русский народ в развитие мирового искусства и культуры. «Я и мир - единое целое» - новая идея мировоззрения.

Я работаю над проблемой «Формирование мировоззрения младших школьников через «азбуку» народного искусства».

В своей творческой деятельности я активизировала поиск решения проблем этнохудожественного образования, а также вариантов интегрированного подхода и разработке содержания учебных предметов эстетического цикла.

Системообразующим компонентом в содержании этнохудожественного образования, является народное творчество, которое, по словам М.А.Некрасовой, «во всем своем разнообразии предстает не как собрание ремесленных навыков, а прежде всего как образ мира». Ставя целью работы гармонизацию личности учащихся через воспитание духовности и развитие творческих способностей в процессе образования средствами разнообразных
видов художественной деятельности, опираюсь на концептуальные гуманитарные идеи школы:


  • толерантность;

  • понимание учениками глобальности и локальности происходящих событий (в мире, стране, городе, школе, семье) дающие возможности ориентироваться в различных жизненных ситуациях;

  • формирование духовно-нравственного начала личности, ее общекультурное развитие.

Перед собой я поставила следующие задачи:

- определить содержание образования, где формы и методы отбираются с учетом возрастных, индивидуально-психологических особенностей учащихся;



  1. создать в учебно-воспитательном процессе атмосферу традиционного уклада жизни русского народа;

  2. создать условия для творческой реализации народной традиционной культуры, включающей различные ее виды: музыкальный фольклор, народные музыкальные инструменты, декоративно-прикладное искусство, мифологию, устное народное творчество, этику, этикет, народный костюм, используемые мной направления в работе.

Я убеждена в том, что функция воспитания искусством осуществляется в учебно-воспитательной деятельности школьного коллектива. Интегрированной основой являются коллективные занятия: народные земельно-календарные праздники, посиделки, беседы, экскурс и выставки.

Внеклассные занятия дополняют работу на уроках, тем самым она способствует возрождению русской национальной культуры, развитию творческой активности младших школьников. А главное - создает основу для формирования продуктивного национального самосознания.

Вся воспитательная работа в классе построена в направлении «Город мастеров». Будущие мастера должны много знать и уметь. Они познают традиции и обычаи народа, приобщаются к труду и искусству.

Есть такие ребята, которым не все удается в учебе, а вот в трудовой творческой деятельности они раскрывают свои способности.

Содержание воспитательной работы построено на основе мировоззренческой проблемы - осознания годового круга жизни природы и человека. Ни одна личность не формируется без праздника. Праздник либо завершал какой-то сложный этап в нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздника всегда ждут, к нему готовятся. Особенно удаются мероприятия проводимые «блоком»:

«В краю Тихого Дона»:

1. Я гражданин России.

2. Мой родной край.

3. История казачества.

4. Народные промыслы на Дону.

5. Красна изба пирогами.



«Ехала деревня мимо мужика»:

1. Небылицы, перевертыши.

2. Частушки, песни.

3. Инсценирование сказок.

4. Народные игры «Сорок сынов».

Народные праздники помогают жить детям в ритме с природой, с традициями народа, равномерно распределять труд и отдых, укреплять межличностные отношения, удовлетворять эмоциональные и психологические потребности.

Ни один праздник не обходится без песен. Музыкальный фольклор соединяет в себе слова, движения, он синкретичен. Это способствует развитию детской импровизации. Целенаправленный отбор и включение в содержание уроков и мероприятий колыбельных, игровых, хороводных песен способствует общему развитию учащихся.

Из всего объема народной культуры, младшим школьникам наиболее доступно изучение особой области народного творчества называемой - детским фольклором.

«Поговорка - цветочек, пословица - ягодка». В них сообщается житейская мудрость, выработанная веками и закрепленная в краткой форме. На любом уроке найдется для них место.

Например, Русский язык:


  1. минутка чистописания,

  2. письмо по памяти,

  3. орфографическая работа,

где ученикам предлагаются следующие задания, типа

  1. закончи пословицу «Кто мало говорит, тот...» (мало делает); «…а человека по делам» (Дерево ценят по плодам);

  2. угадай пословицу по названному слову;

  3. расшифруй ребусы и прочти пословицу;

  4. самостоятельно подбери пословицы о числах, о лени, о хлебе.

Я пытаюсь использовать этот материал в полной мере для развития мышления учащихся, привития любви к родному языку, повышения культуры речи и обогащения детей народной мудростью. Для развития сообразительности, наблюдательности ввожу в урок загадки. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка. Авторы учебника чтения Р.Н.Бунеев и Е.В.Бунеева считают, что загадки приучают ухо ребенка к рифме и ритму, обогащают его словарь, расширяют кругозор. Обучаю учащихся и сочинять загадки. Загадки из сборника Г.Науменко требуют предварительной лексической работы. Для этого ребята используют «Толковый словарь русского языка» (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова).

Сказка - это всегда праздник. Ведь она неотделима от детского сознания. Я учу рассказывать сказку с целью развлечь, извлечь урок, высмеять, помочь.

Сказка дает ребенку первые жизненные уроки, недаром К.Д.Ушинский говорил: «Только народ умеет учить - не поучая, и забавлять - не балуя».

Сделать уроки, наполненные мыслью, красотой, чувствами помогают приемы: выбор сказителя, ролевая постановка сказки, изменения событий в сказке,

Большое воспитательное значение оказывают на детей - былины. В них народ воспевает мощь и силу русского народа, грудью защищавших родную землю от бесчисленных врагов. Почти каждый город на Руси имел своих богатырей. (Святогор, Вольга, Селянин)

Репродукции картин Васнецова и Билибина помогают восприятию содержания, героев, композиции произведения. В проводимых беседах рассматриваются элементы картины (одежда, оружие, другие детали), ученики выражают свое отношение к увиденному, точно употреблять слова и словосочетание в речи.

Особое внимание при изучении «Окружающего мира» уделяю истории славянских народов, составлению родословной, значению своего имени, истории дома и вещей.

В ходе занятий использую такие методы, как проблемный, частично-поисковый, эвристический, поисково-творческий, когда ставятся задачи: «придумай», «сопоставь», «продолжи».

«Русский народный землевладельческий календарь» Б.М.Хавратовича стал для меня настольной книгой. Он возник в глубокой древности и пропитан язычеством. Ведь в прежние времена полная зависимость человека от природы заставляла его примечать и улавливать закономерности и связи одних явлений с другими. Это вылилось в целый свод правил; примет, знать которые полезно и детям и взрослым. «Без примет ходу нет, кто не верит примете, нет тому житья на свете», - так складно и точно говорили наши предки.

Я сама изучаю приметы, сведения о народных праздниках, о традициях народа и в интересной форме довожу их до своих учеников. Их же приучаю находить этот материал в журналах, газетах, книгах. Ребята самостоятельно готовят подборки по темам:

- месяцеслов;

- времена года;

- народные праздники и др.

Задание каждый выбирает по интересам и по способностям. Работы дети красочно оформляют, представляют их перед товарищами. Итогом является конкурс на лучшие работы.

Во внеклассной работе большое внимание уделяю обучению различным играм, во время которых младшие школьники познают богатую русскую культуру. В игре сочетаются важные требования и принципы народной практической педагогики: приучение к согласованности в действиях, к точности и своевременному выполнению игровых заданий, к ответственности перед командой. В ней расширяются знания детей об окружающей действительности, воспитываются волевые качества личности, развиваются физические способности организма.

Очень важными формами работы является экскурсия. В процессе этой деятельности учу детей наблюдать за красотой природы, ее изменениями. Они учатся ее беречь, связывать свои наблюдения с народными приметами, прослеживать причины зависимости явлений природы - это и является началом формирования мировоззрения ребенка.

Главное, чтобы дети уяснили, что человек должен жить в контакте с природой. Природа - источник вдохновения. Мастер умеет разглядеть в поле былинку, в лесу веточку, блеск серебристой воды, последний луч заходящего солнца. Заповедь человечеству - бери от природы лишь то, это не повредит ей. Фантазируй, создавай все, что твоей душе угодно. В результате появляются поделки из семян, листьев, прутьев, глины, камешков. Я учу детей «думать руками», погружаться в предметный мир. Привлекаю к творчеству и родителей, которые стали моими союзниками. А когда семья вместе, так и душа на месте, они не просто гости, а участники классных мероприятий.

Основное предназначение данной работы связано с развитием у родителей мотивации интереса к воспитательному и образовательному процессу, к познанию народной культуры, к творчеству с детьми.

Считаю, что взятое мной направление в обучении и воспитании младших школьников актуально. В процессе творческой деятельности происходит расширение кругозора ребенка, появляется интерес к истории и культуре своего народа, развивается художественный вкус и творческие способности, приобретаются трудовые умения и навыки.

Шаг за шагом можно возрождать русские традиции без больших материальных затрат. Достаточно любить свою землю, богатую различными материалами и людей, которые творят из них чудеса, называемые народным искусством.



Закончить хочу словами А.И.Деньшина, человека, который очень много сделал, для того, чтобы русские промыслы не ушли в забвение: «Детей необходимо научить творить хотя бы ради того, чтобы они не вытворяли».
Каталог: PDF -> opyt
opyt -> Органическое единство уроков и внеурочной деятельности в географическом образовании учащихся
PDF -> Базовая часть Аннотация к рабочей программе дисциплины
PDF -> Методическая разработка Формирование представления о здоровом образе жизни среди студентов общежития
PDF -> Воспитание духовно – нравственных ценностей на основе православной культуры
opyt -> Активизация творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
opyt -> Первый сайт (курс по выбору)


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница