Иванова Ирина Алексеевна, методист по работе с читателями-детьми мбук «Тарская централизованная библиотечная система»



Скачать 138.95 Kb.
Дата01.06.2016
Размер138.95 Kb.
Иванова Ирина Алексеевна, методист по работе с читателями-детьми МБУК «Тарская централизованная библиотечная система», г. Тара, Омская область
«ЧИТАТЬ – ЗНАЧИТ ТВОРИТЬ:

Из опыта работы отдела обслуживания читателей-детей Тарской центральной районной библиотеки Омской области»
Люди перестают мыслить, когда перестают читать

Д. Дидро
Художественное произведение не существует без читателя, чтение должно приносить огромную пользу, оставить заметный след в уме и сердце человека. «Талантливый читатель» - это человек, который не мыслит себя без книги, для которого чтение – это жизненная необходимость, естественная потребность организма, необходимое условие полноценного существования. Огромную роль в становлении талантливого читателя играет личность библиотекаря, его компетентность, профессионализм, эрудиция, присутствие творческого начала в работе, нацеленность на пробуждение в детях интереса к литературе, книге.Развитию литературного вкуса, навыков «правильного чтения» способствует тактичное, ненавязчивое руководство чтением, а так же непринуждённый, непосредственный обмен впечатлениями по поводу прочитанного. Неслучайно замечательный мастер художественного слова К.Г. Паустовский призывал: «Читайте не торопясь, чтобы не потерять ни одной капли драгоценного содержания книг». И.И. Тихомирова, один из лучших российских специалистов по детскому чтению, подчеркивает: «Цель книги близка материнским задачам – усилить влияние художественной литературы на читателей-детей, обеспечивающее их самовоспитание и саморазвитие. Эта задача смыкается с задачей нравственного и гражданского становления личности в детские годы, с гуманизацией отношения ребенка к людям и к миру в целом».

Воспитание  и развитие талантливых читателей является одним из приоритетных направлений в работе отдела облуживания читателей-детей Тарской центральной районной библиотеки. Сегодня роль библиотеки как среды для общения на основе прочитанного, на материале литературы возрастает. Именно здесь ребята могут смело реализовать свой интерес к книге, поделиться впечатлениями со своими сверстниками, которые не сочтут его начитанность странностью. Библиотека - это своеобразный клуб по интересам, вернее, по интересу к книге. В нашем отделе применяют разнообразные методики привлечения внимания к книге, к чтению с учётом возрастных, а также индивидуальных особенностей читателей.

Отдел обслуживания читателей-детей активно сотрудничает с культурными и образовательными учреждениями, Отделом по делам молодежи, физической культуры и спорту, с учреждениями дополнительного образования, общественными организациями, СМИ, местной властью. На протяжении ряда лет мы участвуем в проектах, программах разного уровня. Принимаем участие в реализации муниципального целевого проекта «Одаренные дети», в рамках которого состоялись торжественная встреча-прием творческих детей города и района «Если душа родилась крылатой»,конкурс детских проектов «Буква. Слово. Книга» и др.

Программа «Читающий мир детства» была посвящена 65-летнему юбилею нашей детской библиотеки. Мы пригласили всех друзей книги и библиотеки на вечер-комплимент «Для вас открыты двери и сердца», театрализованный праздник «С юбилеем, Книжкин дом!», флеш-моб «Собираем всех друзей на веселый юбилей!», ток-шоу «Юбилей под шелест страниц». Особое место в программе отводилось конкурсному экспрессу «Vivat, библиотека!» состоящему из конкурса рисунков «Читаю и рисую»; конкурса из природных материалов «Маленькие чудеса большой природы»; компьютерного конкурса «Дарим богатство компьютерного царства»; литературно-творческий конкурса «Сочиняем и творим, что хотим»; конкурса кулинарного искусства «И съесть-то жалко!».

В текущем году проект «Помоги мне увидеть мир» стал победителем в конкурсе Грантов Администрации Тарского муниципального района Омской области в номинации «Социально-ориентированные проекты для детей с ограниченными возможностями». На протяжении 4-х месяцев (с июня по сентябрь) ребята посещают обучающие уроки на ПК, различные мастер-классы, участвуют в творческих конкурсах, литературных играх, презентациях книжных выставок. Завершится проект творческим фестивалем, который пройдет в конференц-зале Тарской центральной библиотеки

 В рамках юбилейных мероприятий, посвященных 130-летию Тарской центральной районной библиотеки с 01.09. 2012 г. по 20.05.2013г. проводился районный профессиональный конкурс на лучший проект (мероприятие) по продвижению книги и чтения среди населения. Цель конкурса: стимулирование творческой инициативы библиотечных специалистов; поиск инновационных форм приобщения к чтению; обобщение лучшего опыта в использовании современных технологий популяризации книги. По итогам конкурса состоялась творческая лаборатория «Современные технологии популяризации чтения в деятельности библиотек», в которой приняли активное участие сотрудники отдела обслуживания читателей-детей. Темы выступлений были различными, например, «Интерактивные книжные выставки как наиболее эффективная форма привлечения детей к чтению», «Wiki-SibiriaDa «Мой город в объективе. Интерактивная экскурсия» и др.

18-19 апреля 2013 года в Тарской центральной районной библиотеке прошел форум организаторов чтения «Читайте снами!», в котором приняли участие издатели и поэты, педагоги общеобразовательных школ и средних учебных заведений г. Тары, библиотекари 20-ти муниципальных районных библиотек Омской области. Форум организаторов чтения преследовал цель объединения и привлечения внимания специалистов по чтению разных ведомств в консолидации усилий, направленных на дальнейшее развитие интереса к чтению, стимулирование чтения, повышения уровня читательской компетентности. Сотрудники отдела обслуживания читателей-детей стали организаторами площадки «Детская библиотека - территория чтения», инновационной площадки «Библиотека - пространство для развития читателей», провели тренинг для родителей «Как приучить ребенка читать» (участниками тренинга были родители наших читателей).

Второй год отдел обслуживания читателей-детей принимает участие во Всероссийской ежегодной акции «Библионочь», цель которой пропаганда чтения, организация культурного досуга детей и подростков, использование инновационных форм библиотечной работы. Для «Библионочи-2012» была разработана и реализована программа «Осторожно! Волшебство затягивает…»: видеосалон «От заката до рассвета», БиблиоParty «Когда наступает тьма…». II Всероссийская акция была посвящена 15-летию книги Д. Роулинг «Гарри Поттер и Тайная комната». Ребята окунулись в водоворот невероятных приключений в школе чародейства и волшебства «Хогвартс». При помощи волшебной «говорящей» шляпы «первокурсники» были распределены по факультетам Слизерин, Гриффиндор, Пуффендуй и Когтевран. В залах библиотеки их ожидали «профессора школы» (библиотекари), приготовившие для них задания (за выполнение факультеты получали баллы). Так, в кабинете профессора Трелони нужно было найти загаданные буквы с помощью свечи, а у профессора Снегга сварить зелье удачи или создать невидимые чернила. Закончилось обучение Святочным балом, где были награждены факультеты-победители. На протяжении всей ночи работало кафе «Дырявый котел».

В Тарской центральной районной библиотеке традиционно проводятся «Майские ночи в библиотеке», в которых активно участвует отдел обслуживания читателей-детей. «Майские ночи в библиотеке» посвящаются писателю-юбиляру или книге-юбиляру. Состоялись персональные «ночи» Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, М.А. Булгакова, книги-юбиляра Л. Кэрролла «Алиса в стране Чудес».

Среди наиболее значимых мероприятий по продвижению книги и чтения, по формированию читательской культуры за последние годы следует назвать и традиционный ежегодный праздник «Неделя детской и юношеской книги», а так же читательские конкурсы, конференции, турниры знатоков, районные и городские интеллектуальные игры, театрализованные детские утренники, праздники к юбилеям писателей. Для школьников среднего возраста состоялась I районная информационно-библиографическая олимпиада «Плюс-Библио - 2012». Особое внимание уделяется программам летнего чтения, где читатели становятся участниками интересных, познавательных мероприятий, таких, как литературное путешествие «Радуга любимых книг», литературно-творческая игра «Сказочная карусель», литературный экспресс «По страницам волшебных книг», Час интересных сообщений «Что таят в себе энциклопедии», игра-викторина «Чудо Пушкинской сказки», обзоры книг серии «Мультсказка», цикл кукольных представлений «Сказки леса» и др.

Активная работа ведется по привлечению к чтению индивидуальных читателей и групп читателей. Основной формой привлечения читателя в библиотеку является экскурсия. Как пример можно привести цикл театрализованных экскурсий для первоклассников «Лунтик в мире книг», «В гости к книжкам», видеофильм-путешествие по детскому отделу «Вовка в тридевятом царстве», эрудит-игра «Книгоискатели», театрализованная экскурсия «Бенефис пятиклассника», экскурсия-знакомство «Теперь я – пятиклассник!» и др.

Большое значение в привлечении к чтению имеет печатная продукция: издание буклетов каждого зала, буклетов на новые книги; рекомендательных списков литературы «Сказочные школы» (2-4 классы), «Мы с Тамарой ходим парой» (А. Л. Барто), «Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки…» (для мальчиков-подростков), «И жизнь, и слезы, и любовь» (для девочек-подростков);закладок серии «Я книга, я – товарищ твой»; серии информационных листовок «Читайте книги» с высказываниями о чтении известных писателей современности; правила чтения «Читаю с удовольствием»; списки произведений для чтения, рассказывания, заучивания наизусть «Что и когда читать маленьким детям» (1-2 года, 3-4года, 5-6 лет); рекомендательный список для младших школьников и их родителей «Сказки в семейном кругу» и т.д.

Наглядная продукция представлена книжными выставками. Интересные формы выставок привлекают особое внимание читателей. Примером может служить выставка новинок «Книжное новоселье». Она располагалась на дорожной карте, где были обозначены маршруты путешествия. Данная выставка особенно запомнилась читателям. Ведь им удалось «поездить» по маршрутам на машинах. Такому интересу способствуют новизна, нешаблонность подачи материала, яркость и выразительность форм. На абонементе сектора «Кругозор» оформлен сундучок «Читаем сами, читаем с друзьями», где собраны самые интересные и увлекательные книги. Любой читатель может положить в этот сундучок книгу, которую он хочет порекомендовать своим друзьям, знакомым и просто другим читателям. Прошли презентации выставок-новинок «Книжная кладовая», «Новинки под зонтом», «Для Саши, Серёжи, Оксаны, Маринки…»; выставки-кроссворда «В гостях у Мухи-Цокотухи»; выставки-сюрприза «Новинки из корзинки», «Как у наших у ворот?», выставки-хобби «Мастерим, что хотим!», выставки-сказки «Играем в театр»; выставки-портрета «Гения полет», выставки-рекламы «А нас вы читали?»; выставки-гида «Ключ к лету» и др.

В последние годы заметно усиливается работа детских библиотек по привлечению к чтению в виртуальном пространстве. В конце 2011 года появилась своя интернет-страничка www.tara-lib.ru/detskaya на сайте центральной районной библиотеки (www.tara-lib.ru.) Теперь наши пользователи могут узнавать не только о работе детского отдела, новостях и событиях, но и знакомиться с новинками литературы и принимать участие в различных конкурсах и опросах.Выставка-рейтинг «Семь чудес города Тары» привлекала внимание не только юных читателей, но и руководителей детского чтения. Она была оформлена виде 3D открытки и состояла из семи разделов: «Дом священника Александрова», «Художественный музей. Дом Хомякова», «Дом Нерпина», «Винные склады Щербакова», «Дом купца Рамма», «Храмы города Тары», «Самсоновский мост». По данной выставке была проведена презентация. Также она была представлена в виртуальном режиме на сайте детского отдела, где читатели могли не только познакомится с книгами, поучаствовать в виртуальной викторине, посвященной данной теме, но и проголосовать за самое интересное по их мнению историческое здание в нашем городе. Анализ ответов показал, что самым популярным зданием в городе Тара является архитектурный памятник федерального значения - Спасский собор.

Каждый зал нашего отдела имеет свою страничку в «Одноклассниках», где активно общается с виртуальными друзьями. Здесьидет активное обсуждение книг и библиотечных мероприятий, ребятам предлагаются различные конкурсы и задания.

Организация конкурсов является важным условием творческого развития читателя.

Особой популярностью у дощкольников и младших школьников пользовался городской конкурс рисунков «В веселой и доброй стране С.В. Михалкова», приуроченный 100-летниму юбилею русского поэта и писателя. Подведение итогов состоялось на театрализованном представлении «Праздник непослушания», где было представлено 179 работ, выполненных в разной технике. Юные художники пытались языком искусства рассказать о своих любимых стихах, баснях, пьесах, раскрыть характер персонажей, настроение…. Читателям приходилось дорисовывать что-то в своем воображении за автора, разгадать его намеки.

Библиотекарю важно помнить: если ребенок полюбил рассказ, стихотворение, значит он поднялся на новую ступеньку своего духовного и умственного развития. И творческое чтение ему уже становится по плечу.

На протяжение ряда лет в рамках празднования Недели детской и юношеской книги, детская библиотека проводит бенефисы лучших читателей города и района «Золотой формуляр, или Да здравствует человек читающий!». Цель бенифисов показать значимость и жизненную необходимость чтения на примере лучших читателей, которые знакомят присутствующих со своими литературными интересами и увлечениями. Звучат слова поздравления от библиотекарей, учителей, родителей, одноклассников, друзей. Активное участие в этих мероприятиях принимают городские творческие коллективы: вокальная студия «Камертон», фольклорный коллектив «Жемчужинка», Образцовая хореографическая студия «Восторг», поэтический клуб «Вечера на Александровской» и др.

В текущем году провели открытое голосование детского жюри по выбору лучших 10 художественных книг на присвоение Знака «Нравится детям г. Тары», среди таких оказались книги Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков», «Жили-были сказки», Е. Велтистова «Миллион и один день каникул», Т. Траниной «Большая книга приключений для маленьких принцесс» и др.

Стало доброй традицией в праздничные дни Недели заносить на библиотечную Доску почета «Звезды библиотеки» и в Книгу почета наших лучших читателей и читающие семьи.

Торжественно прошел VI районный фестиваль творчества детей-инвалидов «Искорки надежды», организованный совместно с Управлением Министерства труда и социального развития Омской области по Тарскому району и Тарским культурно-досуговым центром«Север». Фестиваль проходил в два этапа: заочный, где были представлены работы в номинациях «Декоративно-прикладное творчество», «Компьютерная живопись», «Фотография», «Техническое моделирование», «Рисунок» и очный, где участников оценивало жюри в номинациях «Художественное чтение», «Танец», «Песня», «Жестовое пение», «Инструментальное исполнительство». Приняло участие более 60 ребят. Фестиваль показал разнообразие творческих работ детей с ограниченными возможностями, способствовал раскрытию творческого потенциала, установлению контактов с другими детьми, воспитанию чувства прекрасного.

Состоялся традиционный XIII городской литературно-художественный конкурс чтецов «Чтобы помнили», организатором которого является наш отдел. В нем приняли участие более 70 чел. Цель: воспитание чувства патриотизма, долга, ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите; уважение к ветеранам войны через литературно-творческое участие в конкурсе, поиск и поддержка талантливых детей.

Отделом обслуживания читателей-детей проводятся самые разнообразные конкурсы, например, конкурс электронных презентаций «Необъятен и велик мир любимых детских книг», городской конкурс видеосюжетов «Дорога от дома до школы» (об интересных местах нашего города, мимо которых ребята проходят каждый день), городской фотоконкурс «Я тоже тарчанин» (о четвероногих друзьях), конкурс «Облака» или мозаика тегов» (в рамках проекта Wiki-SibiriaDa) и др.

Дважды наши читатели принимали участие в районном туре Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика», а победители в областном центре г. Омске.

Воспитанию чувства патриотизма, любви к малой родине через литературное творчество способствовал выпущенный ко Дню города сборник творческих работ «Любимому городу сказку дарю» (в печатном и электронном варианте), куда вошли 35 лучших работ тарчан и жителей района (сказки, рассказы, стихи, легенды), участвовавших в одноименном городском конкурсе литературного творчества.

Сотрудники отдела обслуживания читателей-детей дифференцированно проводят обслуживание юных читателей. Для младших школьников состоялись игра-путешествие «Веселая школа Барбариков»; библиографическое лото «Самый умный» и др. Для старшеклассников: интеллектуальный аукцион «Знаешь - отвечай, не знаешь - прочитай»; литературно-творческий конкурс «Лесная прогулка с поэтом Тимофеем Белозеровым» и др.

Уже два года на территории библиотеки функционирует детская анимационная площадка «Солнечный мир детства», активно ведущая пропаганду чтения через игру. Проводились познавательно-развлекательные мероприятия, а так же громкие чтения, беседы, mini-обсуждения, презентации, конкурсы рисунков, лучших иллюстраций.

В детских садах г. Тара организована передвижная библиотека «Такие разные и такие интересные книжки». Встречи для малышей проходят с использованием разных форм работы: громкие чтения, беседы, mini-обсуждения, путешествия, инсценировки сказок, кукольные представления по книгам, развивающие и познавательные уроки «Там на неведомых дорожках…» (по произведениям А.С.Пушкина), «О природе для больших и маленьких» (цикл бесед о животных, о птицах) и т.д.

Отдел обслуживания читателей-детей регулярно проводит библиотечные исследования методами наблюдения, опросов, анкетирования, тестирования. Цель исследований – повышение эффективности обслуживания путем выявления причин посещения библиотеки, определения потребностей в научно-познавательной литературе в помощь изучения школьной программы, выявления читательских предпочтений, интересов отдельных читателей и семей, посещающих библиотеку.

В качестве примера можно привести исследование «Современная детская книга в чтении ребенка»; сравнительный анализ востребованности художественной и детской литературы путем изучения читательских формуляров среди учащихся начальных классов школ города, опросы читателей-детей «Какие книги тебе нравятся?», «Книжная мозаика»; опросы для родителей детских садов города «Удается ли вам регулярно читать ребенку книги», «Беседуете ли вы с ребенком о смысле прочитанной книги?» и т.д.

Активно мы сотрудничаем и со средствами массовой информации: каждое значимое мероприятие, проводимое в стенах библиотеки, сопровождается присутствием корреспондентов Тарского филиала ГТРК «Омск» и трансляцией репортажей на местном телевидении. Тесную связь мы поддерживаем с редакцией районной газеты «ТарскоеПрииртышье», публикуемся в российской профессиональной прессе.

Отдел обслуживания читателей-детей является методическим центром для сельских библиотек-филиалов Тарского муниципального района. Для наших сельских коллег мы регулярно проводим индивидуальные и групповые консультации, практикумы, стажировки, семинары. Темы семинаров различны, например, «Информационное пространство детской библиотеки», «Читающие дети в мире книжной и электронной культуры», «Деятельность муниципальных библиотек в контексте социокультурной динамики Тарского района», но все они в той или иной мере затрагивают вопросы воспитания и развития талантливых читателей.

В заключение хочется привести слова академика Д.С.Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех её сложностей, служит нам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей, - одним словом, делает вас мудрым. Но всё это даётся вам только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи, ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием…»


Библиография

  1. Тихомирова, И. И. Как воспитать талантливого читателя: сборник статей: в 2 ч. Ч. 1.Чтение как творчество. / И.И. Тихомирова. - Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009. - 320с. - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря:Сер. 1.). - Прилож. к журналу «Школьная библиотека».

  2. Тихомирова, И. И. Как воспитать талантливого читателя: сборник статей: в 2 ч. Ч. 2. Растим читателя-творца / И.И. Тихомирова. - Москва: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009. - 288с. - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря:Сер. 1.). - Прилож. к журналу «Школьная библиотека».








Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница