Итоговый аналитический отчет



страница1/14
Дата25.04.2016
Размер1.64 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14



logo_иэси_zvet

ОЦЕНКА ВОСПРИЯТИЯ НАСЕЛЕНИЕМ ПРОЯВЛЕНИЙ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ И ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ


collage

ИТОГОВЫЙ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

НОЯБРЬ, 2015
Содержание

1.

Описание исследования

4

1.1.

Проблемное поле

4

1.2

Цель и задачи исследования

7

1.3.

Методика исследования и инструментарий

8

Основные результаты социологического исследования по итогам реализации Программы противодействия коррупции в Волгоградской области на 2013-2015 годы

23

2.

Оценка представлений жителей области о социальных, экономических, политических проявлениях коррупционной деятельности в органах власти и органах местного самоуправления на территории Волгоградской области

24

2.1.

Основные проявления коррупции

24

2.2.

Причины и негативные последствия коррупционной деятельности

28

3.

Оценка динамики восприятия населением проявлений коррупции в органах власти и органах местного самоуправления Волгоградской области

33

3.1

Уровень коррупции в Волгоградской области

33

3.2

Масштаб и степень проявлений коррупции в различных органах власти и органах местного самоуправления на территории Волгоградской области

36

3.3

Коррупционные сегменты региона

38

4.

Оценка деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на территории Волгоградской области и уровня социального ожидания в рамках противодействия проявлениям коррупционной деятельности

43

4.1

Уровень информационной прозрачности деятельности органов власти различных уровней и степень доверия к ним

43

4.2

Уровень удовлетворенности качеством оказания и доступностью государственных и муниципальных услуг

49

4.3

Деятельность региональных органов власти по противодействию коррупции

53

5.

Оценка реального состояния коррупционной деятельности представителей власти и органов местного самоуправления на территории Волгоградской области

58

5.1

Практика коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления

58

5.2

Размер неформальных платежей и мотивация коррупционного поведения

62

6.

Оценка уровня общественного антикоррупционного потенциала

66

6.1

Мотивация отказа от коррупционного поведения

66

6.2

Готовность к распространению информации о фактах коррупции

70

7.

Оценка уровня правосознания граждан. Популяризация антикоррупционных стандартов поведения, основанных на знаниях общих прав и обязанностей

74

7.1

Роль граждан в борьбе с коррупционными проявлениями

74

7.2

Информационная кампания по популяризации антикоррупционных стандартов поведения

76

8.

Выводы и рекомендации

81

Стенограммы экспертных интервью

88

1. Описание исследования

1.1. Проблемное поле

Проявления коррупции в той или иной степени характерны для всех государств на любом этапе их развития. Негативное влияние проявлений коррупции в развивающихся странах заключается главным образом в снижении темпов роста экономики. В 2014 году индекс восприятия коррупции в государственном секторе РФ составил 27 баллов (из 100), где 0 – самый высокий уровень восприятия, 100 – наименьший1. Таким образом, Россия по данному параметру заняла позиции ниже, чем, в частности, страны Северной Америки и Западной Европы.

Согласно действующему законодательству различных стран, способы борьбы с коррупцией включают в себя как более радикальные меры – уголовное преследование и применение высшей меры наказания, так и менее жесткие – штрафные санкции, снятие чиновников со своих должностей.

Государственные административные реформы также включают в себя комплекс мер по противодействию коррупции. Так, в развитых странах доходы высших должностных лиц, а также список их финансовых интересов предаются гласности и являются объектами общественного контроля. В связи с этим присутствует мотивация к отказу от коррупционного поведения с целью сохранения карьеры и деловой репутации. В Великобритании и Канаде пересмотрен подход к оплате труда госслужащих высшего уровня: произошел переход от установленных должностных окладов к индивидуальным окладам и контрактной системе, при которой размер денежного вознаграждения соответствует объему выполнения обязанностей.

В отдельных странах создаются специальные органы, на которые возлагаются контролирующие функции в сфере противодействия коррупции. В Германии чиновнику для выполнения какой-либо работы, кроме службы, необходимо получить разрешение высшей служебной инстанции. В Нидерландах во всех организациях созданы службы внутренней безопасности, которые выявляют ошибки чиновников.

Одной из мер по борьбе с коррупцией, получившей свое развитие в Сингапуре, является ужесточение экономических санкций за дачу взятки. В данном государстве для госслужащих также внедрен принцип презумпции коррумпированности, в рамках которого при котором госслужащий при любом подозрении заведомо виновен в совершении коррупционного правонарушения и должен доказывать свою невиновность.

Согласно Концепции национальной безопасности РФ, коррупция – явление, стоящее в одном ряду с организованной преступностью и требующее разработки комплексной системы противодействия. Сегодня национальное антикоррупционное законодательство включает в себя перечень федеральных и региональных, а также подзаконных нормативно-правовых актов, таких как:

  1. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О противодействии коррупции».

  2. «Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы», утвержденный Указом Президента РФ от 11.04.2014 N 226 (ред. от 15.07.2015).

  3. «Программа противодействия коррупции в Волгоградской области на 2016-2018 годы», утвержденная Постановлением Губернатора Волгоградской области от 28.10.2015 № 965.

  4. Приказ Генпрокуратуры России от 29.08.2014 N 454 (ред. от 01.07.2015) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции».

  5. «План противодействия коррупции в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии на 2014-2015 годы», утвержденный Приказом Росреестра от 11.06.2014 N П/271.

  6. «План противодействия коррупции в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта», утвержденный Приказом Ространснадзора от 09.11.2010 N ГК-1231фс.

  7. «План МВД России по противодействию коррупции на 2014-2015 годы», утвержденный Распоряжением МВД России от 27.06.2014 N 1/5906.

Принятие Национального плана свидетельствует о применении системного подхода в сфере противодействия коррупции, обобщающего предшествующий опыт воздействия на частные проявления коррупции.

Среди факторов, благоприятствующих развитию коррупции в России, эксперты выделяют:

  • Несовершенство законодательства и судебной системы.

  • Низкий уровень правосознания граждан.

  • Ориентированность правоохранительных органов и их представителей на защиту интересов государства и снижение концентрации на защите интересов граждан и предпринимателей.

  • Ментальные особенности: подчинение должностных лиц в первую очередь инструкции и требованиям руководства, а не закону.

По данным Генеральной Прокуратуры РФ среди лиц, совершивших преступления коррупционной направленности на территории РФ, преобладают те, кто занимают должности в органах исполнительной власти на уровне субъекта РФ2 (см. рис. 1.1.1). При этом в I полугодии 2015 г. их численность ниже в сравнении с 2013 г. и 2014 г. Напротив, в органах исполнительной власти на уровне РФ с каждым годом растет количество должностных лиц, привлеченных к ответственности за совершение коррупционных преступлений. В I полугодии 2015 г. данный показатель вырос на 25,9% в сравнении с I полугодием 2014 г.

В период 2012-2014 гг. наблюдалась положительная динамика: количество зарегистрированных преступлений коррупционной направленности снижалось в среднем на 35,7%, достигнув 32,2 тысячи в 2014 г. В I полугодии 2015 г. число данных преступлений составило 20,3 тысячи, что также ниже значений за аналогичный период в предыдущие годы.

Таким образом, анализ статистических данных демонстрирует снижение общего числа преступлений коррупционной направленности при небольшом росте количества их участников, занимающих должности в органах исполнительной власти на федеральном уровне.



Рис. 1.1.1. Количество лиц, занимающих должности в органах исполнительной власти различных уровней, совершивших преступления коррупционной направленности

По данным Министерства Внутренних дел РФ3, наиболее подверженными коррупционным проявлениям остаются такие сферы деятельности как:

  • Осуществление должностными лицами органов исполнительной власти разрешительных и контрольно-надзорных функций.

  • Распределение бюджетных средств, выделяемых в рамках государственного заказа.

  • Совершение операций с земельными участками, находящимися в федеральной и муниципальной собственности.

  • Негосударственное регулирование экономической деятельности.

  • Образование, здравоохранение.

  • Строительство и ЖКХ.

Кроме того, по материалам доклада о результатах и основных направлениях деятельности МВД РФ в 2014 г., остаются распространенными факты принуждения предпринимателей к согласию на получение от чиновников услуг по лоббированию их интересов и оказанию общего покровительства.

Официальные данные уголовной статистики не могут в полной мере характеризовать явление коррупции, поскольку степень их значимости определяется уровнем эффективности мер по противодействию коррупции. Комплексный мониторинг проявлений коррупции, включающий анализ данных социологических исследований, делает возможной корректировку коррупционной политики и ее адаптацию к трансформирующейся коррупции.

При изучении проблемы коррупции необходимо учитывать, что она имеет региональные особенности, связанные с различными значениями следующих параметров:

  1. Восприятие проблемы коррупции населением и представителями бизнес-сообщества.

  2. Практика коррупции: суммы взяток, перечень органов власти, в которых возникали коррупционные ситуации.

  3. Уровень доверия граждан органам власти различных уровней.

  4. Оценки эффективности управления (качество и доступность государственных и муниципальных услуг, информационная прозрачность деятельности органов власти, эффективность работы по противодействию коррупции и др.).

Учет данных различий позволит адаптировать информационную политику органов по борьбе с коррупцией с целью привлечения внимания граждан к данной проблеме и развития институтов общественного контроля за деятельностью органов власти.

1.2. Цель и задачи исследования

Цель исследования – выявление и оценка восприятия населением проявлений коррупционной деятельности в органах власти и органах местного самоуправления Волгоградской области.



Задачи исследования представлены в табл. 1.2.1.

Табл. 1.2.1. Задачи комплексного социологического исследования




Разделы отчета

  1. Выявление представлений жителей области о проявлениях коррупционной деятельности в органах власти и органах местного самоуправления на территории Волгоградской области

2.1, 2.2

  1. Оценка общественного мнения относительно социальных, экономических, политических проявлений коррупции

2.1, 2.2

  1. Оценка динамики восприятия населением проявлений коррупции в органах власти и местного самоуправления Волгоградской области

3.1

  1. Оценка масштаба (распространенности) и степени проявлений коррупции в различных органах власти и органах местного самоуправления на территории Волгоградской области

3.2

  1. Выделение и ранжирование по степени убывания коррупционных сегментов региона

3.3

  1. Выявление степени доверия к органам государственной власти и органам местного самоуправления на территории Волгоградской области и уровня социального ожидания в рамках противодействия и борьбы с проявлениями коррупционной деятельности

4.1, 4.2, 4.3

  1. Оценка реального состояния коррупционной деятельности представителей власти и органов местного самоуправления на территории Волгоградской области

5

  1. Оценка уровня общественного антикоррупционного потенциала

6.1, 6.2

  1. Оценка уровня правосознания граждан и популяризации антикоррупционных стандартов поведения, основанных на знаниях общих прав и обязанностей

7.1, 7.2

Объект исследования: население Волгоградской области.

Предмет исследования: представления общества о причинах, проявлениях и последствиях коррупционной деятельности, восприятие гражданами уровня и масштабов распространения коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления.



1.3. Методика исследования и инструментарий

Методы исследования включали в себя массовый поквартирный опрос и глубинные интервью с представителями бизнес-сообщества.

Массовый опрос населения. Отбор респондентов произведен по стратифицированной половозрастной выборке, репрезентирующей городское и сельское население Волгоградской области. В выборку исследования вошли жители 10 муниципальных районов (Иловлинский, Клетский, Светлоярский, Котовский, Октябрьский, Среднеахтубинский, Дубовский, Городищенский, Жирновский, Руднянский), а также представители всех городских округов Волгоградской области, включая административный центр г. Волгоград.



Объем выборочной совокупности – 4500 респондентов в возрасте 18 лет и старше. Возможная статистическая погрешность не превышает 1,58%.

Социально-демографический состав участников исследования






Количество

%

Пол

Мужской

2015

44,8

Женский

2485

55,2

Итого

4500

100,0

Возраст

18-34 года

1402

31,2

35-54 года

1531

34,0

55 лет и старше

1567

34,8

Итого

4500

100,0

Образование

Неполное среднее / среднее общее

1162

25,8

Среднее специальное / среднее техническое

2068

46,0

Незаконченное высшее / высшее / ученая степень

1270

28,2

Итого

4500

100,0

Род занятий

Руководитель / владелец предприятия

54

1,2

Руководитель среднего/ начального звена
(цеха, отдела, смены)

93

2,1

Квалифицированный специалист с высшим образованием (врач, юрист и др.)

529

11,8

Служащий без высшего образования

554

12,3

Военнослужащий, работник правоохранительных органов

75

1,7

Квалифицированный рабочий
(включая сельское хозяйство)

928

20,6

Неквалифицированный рабочий
(включая сельское хозяйство)

162

3,6

Учащийся, студент

156

3,5

Неработающий пенсионер

1207

26,8

Домохозяйка

356

7,9

Временно не работаю

251

5,6

Другое

69

1,5

Затрудняюсь ответить / отказ

66

1,5

Итого

4500

100,0

Работодатель

Коммерческое предприятие

1389

30,9

Некоммерческое предприятие

170

3,8

Государственное / муниципальное предприятие

857

19,0

Другое

6

0,1

Затрудняюсь ответить / отказ

42

0,9

Не работаю

2036

45,2

Итого

2464

100,0

Уровень дохода на одного члена семьи

Менее 5000 рублей

200

4,4

От 5 до 9 тысяч рублей

1526

33,9

От 10 до 14 тысяч рублей

1819

40,4

От 15 до 19 тысяч рублей

475

10,6

От 20 до 24 тысяч рублей

62

1,4

25 тысяч рублей и выше

71

1,6

Затрудняюсь ответить / отказ

347

7,7

Итого

4500

100,0

Материальное положение

Денег не хватает даже на питание

134

3,0

На питание денег хватает, но покупка одежды вызывает затруднения

1087

24,2

Денег хватает на питание и одежду, но купить сейчас телевизор или стиральную машину было бы трудно

2544

56,5

Денег хватает на крупную бытовую технику, но мы не можем купить новую машину

520

11,6

Мы можем позволить себе приобрести машину, квартиру

9

0,2

Затрудняюсь ответить / отказ

206

4,6

Итого

4500

100,0

Населенный пункт

Волгоград

1500

33,3

Волжский

500

11,1

Камышин

250

5,6

Михайловка

250

5,6

Урюпинск

250

5,6

Фролово

250

5,6

Городищенский район

150

3,3

Дубовский район

150

3,3

Жирновский район

150

3,3

Иловлинский район

150

3,3

Клетский район

150

3,3

Котовский район

150

3,3

Октябрьский район

150

3,3

Руднянский район

150

3,3

Светлоярский район

150

3,3

Среднеахтубинский район

150

3,3

Итого

4500

100,0

Инструментарий массового опроса включает следующие материалы:

  • анкета формализованного интервью

  • карточки с вариантами ответов для респондентов

  • инструкция для интервьюера

  • схема движения интервьюера по маршруту

  • бланк маршрутного листа

  • инструкция для организатора массового опроса

  • инструкция для контролера

  • бланк контроля результатов массового опроса.

Анкета массового опроса содержит 7 тематических блоков, 1 блок для отбора респондентов (пол и возраст), а также 1 блок вопросов, описывающих социально-демографические характеристики респондентов.

БЛОК 1. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОТБОРА РЕСПОНДЕНТОВ

S1. ПОЛ РЕСПОНДЕНТА (отметьте самостоятельно)

  1. мужской

  2. женский

S2. СКОЛЬКО ВАМ ПОЛНЫХ ЛЕТ?

(впишите)_______лет. Отметьте возрастную группу ниже.

  1. 18-34 года

  2. 35-54 года

  3. 55 лет и старше

БЛОК 2. ВОСПРИЯТИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИИ

  1. ЧТО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, МОЖНО ОТНЕСТИ К ПРОЯВЛЕНИЯМ КОРРУПЦИИ? (любое количество ответов)

  1. Использование личного влияния для оказания услуг

  2. Предоставление льгот вне очереди

  3. Использование служебных полномочий в личных интересах

  4. Совмещение должностей на госслужбе и в коммерческих организациях

  5. Установление незаконной платы за услуги

  6. Трудоустройство сотрудников на основе личных контактов

  7. Материальные и нематериальные подарки должностным лицам

  8. Махинации при проведении государственных закупок

  9. Махинации при внедрении инвестиционных проектов

  10. Согласие на незаконные условия сделки

  11. Другое (впишите ответ)_________________________________________

  12. Другое (впишите ответ)_________________________________________

  13. Затрудняюсь ответить / отказ

  1. КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРОЯВЛЕНИЙ КОРРУПЦИИ? (не более трех ответов)

  1. Низкие морально-этические качества должностных лиц

  2. Несовершенство законодательства

  3. Высокие бюрократические барьеры получения ряда услуг

  4. Низкий уровень юридической грамотности граждан

  5. Слабая судебная система

  6. Коррумпированность власти на высшем уровне

  7. Низкий уровень заработной платы должностных лиц

  8. Неудовлетворительная работа правоохранительных органов

  9. Российский менталитет

  10. Другое (впишите ответ)_________________________________________

  11. Затрудняюсь ответить / отказ

БЛОК 3. ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОЗРАЧНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ И ДОВЕРИЯ К НИМ

  1. ВАМ ДОСТАТОЧНО ИЛИ НЕДОСТАТОЧНО ИНФОРМАЦИИ В СМИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ? (только один ответ в каждой строке)






Практически нет

Недостаточно

Достаточно

Слишком много

З/о / отказ

3.1. Федеральные органы власти (ФСБ, Следственный комитет, Прокуратура, Госнаркоконтроль, Миграционная служба и др.)

1

2

3

4

5

3.2. Региональные органы власти (Администрация Волгоградской области, Волгоградская областная Дума)

1

2

3

4

5

3.3. Органы местного самоуправления (городские/ районные / поселковые Администрации и Думы)

1

2

3

4

5

  1. ВЫ СКОРЕЕ ДОВЕРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ДОВЕРЯЕТЕ КАЖДОМУ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ? (только один ответ в каждой строке)




    Доверяю

    Не доверяю

    З/о / отказ

    1

    Администрация Волгоградской области (включая органы исполнительной власти)

    1

    2

    3

    2

    Волгоградская областная Дума

    1

    2

    3

    3

    Администрация городского округа / муниципального района

    1

    2

    3

    4

    Городские, районные, поселковые Думы

    1

    2

    3

    5

    Полиция

    1

    2

    3

    6

    Прокуратура

    1

    2

    3

    7

    Следственный комитет

    1

    2

    3

    8

    ФСБ

    1

    2

    3

    9

    Суды

    1

    2

    3

    10

    Судебные приставы

    1

    2

    3

    11

    Налоговые органы

    1

    2

    3

    12

    Органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

    1

    2

    3

    13

    Миграционная служба, паспортный стол

    1

    2

    3

    14

    Подразделения Госнаркоконтроля

    1

    2

    3

    15

    Службы исполнения наказания

    1

    2

    3

    16

    Военные комиссариаты

    1

    2

    3

  2. В КАКОЙ МЕРЕ СЕГОДНЯ РЕАЛИЗУЮТСЯ ПРОЦЕДУРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ВЛАСТИ? (только один ответ)

  1. В полной мере

  2. Недостаточно хорошо

  3. Практически не реализуемы

  4. Ничего не знаю об этом

  5. Другое (впишите ответ)_________________________________________

  6. Затрудняюсь ответить / отказ

  1. НАСКОЛЬКО ПОНЯТНОЙ ДЛЯ ВАС ЯВЛЯЕТСЯ РАБОТА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ? (только один ответ в каждой строке)




Совсем не понятна

Недостаточно понятна

Скорее понятна

Полностью понятна

З/о / отказ

6.1. Федеральные органы власти (ФСБ, Следственный комитет, Прокуратура, Госнаркоконтроль, Миграционная служба и др.)

1

2

3

4

5

6.2. Региональные органы власти (Администрация Волгоградской области, Волгоградская областная Дума)

1

2

3

4

5

6.3. Органы местного самоуправления (городские/ районные/ поселковые Администрации и Думы)

1

2

3

4

5

БЛОК 4. УРОВЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КАЧЕСТВОМ И ДОСТУПНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

  1. В КАКИЕ ОРГАНЫ ВЫ ОБРАЩАЛИСЬ ЗА ПОЛУЧЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ / МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В ЭТОМ ГОДУ? (любое количество ответов)

  1. Администрация Волгоградской области (включая органы исполнительной власти)

  2. Волгоградская областная Дума

  3. Администрация городского округа / муниципального района

  4. Городская, районная, поселковая Дума

  5. МФЦ

  6. Полиция

  7. Следственный комитет

  8. ФСБ

  9. Судебные приставы

  10. Налоговые органы

  11. Органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

  12. Миграционная служба / паспортный стол

  13. Военные комиссариаты

  14. Другое (впишите ответ)_________________________________________

  15. Затрудняюсь ответить / отказ

  1. КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ КАЧЕСТВО ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ? (только один ответ)

  1. Очень плохо

  2. Плохо

  3. Удовлетворительно

  4. Хорошо

  5. Очень хорошо

  6. Затрудняюсь ответить / отказ

  1. НАСКОЛЬКО ХОРОШО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ СПРАВЛЯЮТСЯ СО СВОИМИ ДОЛЖНОСТНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ? (только один ответ в каждой строке)




    Очень плохо

    Плохо

    Удовлетворительно

    Хорошо

    Очень хорошо

    З/о / отказ

    9.1. Федеральные органы власти (ФСБ, Следственный комитет, Прокуратура, Госнаркоконтроль, Миграционная служба и др.)

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    9.2. Региональные органы власти (Администрация Волгоградской области, Волгоградская областная Дума)

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    9.3. Органы местного самоуправления (городские/ районные/ поселковые Администрации и Думы)

    1

    2

    3

    4

    5

    6



    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница