История развития психологии труда



Скачать 17,34 Kb.
Дата14.08.2022
Размер17,34 Kb.
#188325
Связанные:
история развития психологии труда


История развития психологии труда




Направление

Представители

Основные идеи

1

Эмпирическая школа управления
(1950-х гг.)

П. Дракер, Р. Девис, Э. Дейл

Предложили систематизировать опыт лучших управленцев, объединить лучшее из классической теории и «школы человеческих отношений» и на основе этой интеграции обучать менеджеров. Нередко совмещая роли ученого, консультанта, руководителя, они внесли заметный вклад в теорию и практику управления.

2

Системный подход (Школа социальных систем (1950-1960-е гг.))
и
количественный подход

Ч.
Бернар, Г. Саймон, Ф. Селзник и др.

Рассматривают организацию как систему с такими компонентами, как «индивид», «формальная структура», «неформальная структура», «статусы», «роли», «физическое и социальное окружение». Организация рассматривается ими как сотрудничающая коалиция, жизнеспособная в той степени, в какой она обеспечивает удовлетворение от процесса труда ее субъектов, необходимое для продолжения их вклада в производственный процесс.

Качественные описания трудовых процессов заменяются их символическим обозначением, математически моделируются, в анализе управленческих процессов начинают использоваться компьютеры.



3

Ситуационный подход (1960-1970-е гг.)

Р. Моккер, Дж. Вудсворд, Д. Ломбард и др.

Развили идеи ситуационных, вероятностных факторов управления. Они утверждали: нет единственно правильного способа управления организацией и производственными процессами; лучший способ тот, который применяется быстро и своевременно; накопленные в науке управления знания относительны; изучение конкретных ситуаций и организаций позволяет выделять их типы и определять границы приложения научных знаний; совокупность внешних и внутренних обстоятельств определяет тип группового поведения;
стиль руководства должен изменяться сообразно обстоятельствам.
Эффективный метод управления может быть найден только при учете всех существенных параметров данной организации. Важную роль играют установление границ исследуемой реальности и выделение среди огромного многообразия переменных наиболее существенных факторов. Единицы исследования, которые при этом вычленяются, — это управленческие ситуации (например, ситуация конфликта, связанного с несправедливым способом оплаты труда).

4

Концепции креативной, развивающейся, обучающейся организации

Э. Трист, У. Старбук, П. Сенж, Р. Майлз, Ч. Сноу и др.

Выживаемость организаций в высокоизменчивой (турбулентной) среде становится возможной лишь благодаря высокому профессионализму и гибкости персонала. Сохранятся и останутся конкурентоспособными лишь самоорганизующиеся, постоянно обучающиеся организации.
Необходимо уделять серьезное внимание исследованиям и развитию системного мышления, первую очередь у менеджеров высшего уровня (топ-менеджеров), так как именно они становятся ключевыми фигурами успешного развития предприятий.

Таким образом, в более поздних концепциях психологии труда намечается тенденция к отходу от решения конкретных задач (например, увеличения производительности труда в классическом подходе) к более широким целям (управление деятельностью крупной организации как единой системы, определение долгосрочных перспектив предприятия). К сотрудникам предъявляются новые требования – постоянное развитие, гибкость, креативность.


Использованная литература:


1. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. Е. А. Климова. — М.: Издательский центр «Академия», 2004
2. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2005. —479 с.
Скачать 17,34 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница