Историко–краеведческое воспитание средствами школьного музея



Скачать 177.19 Kb.
Дата23.05.2016
Размер177.19 Kb.


Белова Е.А.,

заместитель директора по воспитательной работе МОУ Плоскошская СОШ

Торопецкого района

Историко–краеведческое воспитание средствами школьного музея

Актуальность темы определяется современной социально-экономической и образовательной реформой школы, её значимостью в возрождении и развитии духовно-нравственных ценностей, необходимостью формирования высоких морально-этических принципов учащихся, подготовкой молодёжи к активному участию в развитии гражданского общества и российской государственности. Роль и значение школьных музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодёжи.

Научная новизна работы заключается в обстоятельном анализе главных функций, содержания форм и методов деятельности школьного музея.

Слово «музей» происходит от греческого «тизе'юп» и латинского «тизеит» - «храм». Музей - место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность. Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Такие музеи возникли как межпредметные кабинеты для хранения учебно-наглядных пособий по истории и природе родного края: собрания оформленных учащимися краеведческих материалов - гербариев, минералов, фотографий, воспоминаний и других предметов и документов. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания. Школьные музеи существовали во многих российских гимназиях в XIX веке. Вопрос о целесообразности создания школьных музеев историко-краеведческой тематики был впервые поставлен в начале XX века в специальной педагогической литературе. С развитием школьного краеведения в 20-е гг. XX века в России началось массовое создание школьных музеев. Наибольшее развитие этот процесс получил во 2-й половине 50-х гг. и особенно в 70-е гг. прошлого столетия под влиянием широкомасштабных акций, проводившихся по случаю празднования юбилейных дат Советского государства. В разные периоды истории школьные музеи переживали подъемы и спады: их то признавали главнейшим резервом для развития государственной музейной сети, то боролись с ними как с рассадниками отжившей идеологии. Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школы. Они возникают как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности. В музеях школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальными учебными подразделениями общеобразовательных школ, музеи школы выступают как своеобразная часть музейной сети страны. Собранные ими экспонаты входят в состав музейного и архивного фонда России.

Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Цель музейной деятельности - формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно-патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.

Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая - то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.

Основополагающим для музейной теории и практики является принцип историзма. Этот принцип предполагает соблюдение трех важнейших условий: рассмотрение явлений и предметов в их взаимосвязи; оценка явлений и предметов с точки зрения их места в общеисторическом, цивилизационном процессе; изучение истории в свете современности. Постоянное увеличение потока информации требует такой организации познавательного процесса, при котором учащиеся параллельно с освоением определенного запаса знаний удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. В зависимости от профильной тематики школьного музея дети знакомятся с основными понятиями и методиками генеалогии, археологии, источниковедения, этнографии, музееведения, кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности, они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного материала , формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.

Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения, литературы, реализуется региональный компонент образовательных стандартов, то есть изучается история Тверского края.

Школьный музей является своеобразным музейным учреждением, поскольку он ведет в меру своих возможностей поисково-собирательную работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебно-воспитательными задачами школы.

Школьный музей имеет ряд признаков. Основной признак любого музея, в том числе и школьного, - наличие фонда подлинных материалов, представляющих собой первоисточники сведений об истории общества. Эти предметы и документы составляют основу музея. Каждый музей предполагает наличие экспозиции. Экспозиционные материалы музея должны с достаточной полнотой и глубиной раскрывать содержание избранной темы. Материалы экспозиции выставляются в определенной системе в соответствии с логикой разделов музея. Музей имеет необходимые помещения и оборудование, обеспечивающие хранение и показ собранных коллекций. Обязательное условие функционирования школьного музея - постоянный актив учащихся - Совет музея, способный вести под руководством педагогов систематическую поисковую и исследовательскую работу, участвовать в комплектовании, учете и хранении фондов, в показе и пропаганде собранных материалов. В деятельности музея должны прослеживаться элементы социального партнёрства. Только при наличии всех этих признаков можно говорить, что в школе имеется музей.

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине. Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др.

Школьный музей - это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной, творческой работы коллектива педагогов и учащихся. Музейно-краеведческая работа - своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея, являющегося органом ученического соуправления, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.

Функция документирования общественных явлений реализуется в ходе отбора и комплектования документов школьного музея. Её осуществлению служат поиск и изучение значимых памятников истории школы. Документирующая функция осуществляется в трех формах: комплектование фондов, непосредственно фондовая работа, создание экспозиций. Важным направлением реализации школьным музеем такой функции может стать документирование истории школы, при которой функционирует музей, а именно документирование наиболее интересных и значимых событий, происходящих в ее стенах. Таким образом, школьный музей может взять на себя «летописную функцию», чем целенаправленно не занимается практически ни одно государственное учреждение. Создавая летопись школы, школьный музей ликвидирует «белые пятна» в ее истории. Функция хранения реализуется в процессе учета, хранения описания, реставрации собранных документов и предметов. Исследовательская функция осуществляется на основе поиска и изучения исторических подлинников. Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий, ремесел, народных промыслов в процессе краеведческих изысканий оказывают определенное влияние на профессиональную ориентацию учащихся.

Профиль музея - специализация собрания и деятельности музея, обусловленные его связью с конкретной наукой, техникой, производством, а также с их отраслями и дисциплинами, с различными видами искусства и культуры. Профиль музея является важнейшей категорией классификации музеев. Музеи делятся на следующие основные профильные группы: естественнонаучные, исторические, литературные, художественные, музыкальные, театральные, технические, сельскохозяйственные и пр. Связь с комплексом наук определяет существование музеев комплексного профиля, типичным примером которых являются краеведческие музеи. Специфической особенностью школьных музеев является краеведческий характер реализации документирующей функции, т.е. они изучают преимущественно события и явления, связанные с историей и природой родного края. Можно сказать, что краеведение — наука, изучающая развитие природы и общества определенного региона силами жителей. Следовательно, краеведение - это методологический прием познания закономерностей развития природы и общества через специфику своего края. Поэтому к школьным музеям исторического профиля могут быть отнесены как музеи, изучающие историю города, так и музеи, изучающие историю школы. Вместе с тем не следует воспринимать профиль музея, особенно школьного, как некую жесткую конструкцию, за рамки которой нельзя выходить. Специфика школьных музеев заключается в том, что, создаваемые в процессе творчества детей и педагогов, они свободны от жесткого контроля со стороны государственных органов и могут соответствовать какому-то профилю лишь частично, сочетать несколько профилей или изменять профиль по мере развития музея.

Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов: систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом, проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея; использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам , пожилым людям, использование музейной деятельности дополнительным образованием школы; самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания жизни музея; помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда; связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда; обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея; строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов; организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.

Фонды музея - это исторически сложившаяся научно организованная совокупность принадлежащих данному музею музейных предметов и научно - вспомогательного материала, необходимого для их изучения и экспонирования. Фонды являются одним из основных результатов научно - исследовательской работы музея и основой для всех видов его деятельности. Музейные фонды состоят из двух частей - основного фонда и фонда научно - вспомогательных материалов. Основной фонд представляет собой собрание музейных предметов, соответствующее профилю музея. Фонд научно-вспомогательного материала содержит воспроизведения подлинников: копии, макеты, модели, муляжи, слепки, а также специально созданный наглядный материал - карты, планы, схемы, диаграммы, таблицы прошлых лет. Письменные источники содержат рукописные и печатные документы-мемуары, рукописи, законодательные акты, листовки, письма, книги, периодические издания и т.д. До недавнего времени в музеях формировались собрания фоноисточников, фиксирующие исторические, общественно - политические, культурные события. В основной фонд включаются экземпляры книг, журналов и газет, если они представляют собой первоисточники информации по тематике музея - книги, брошюры, журналы, номера газет, в которых напечатан материал о школе. К основному фонду следует отнести также книги и другие массовые издания, если они обладают признаком мемориальности, учебники, по которым занимались ученики прошлых лет, книги с автографами, дарственными надписями и т.д. В основной фонд включаются листовки, объявления, пригласительные билеты, различные документы, выданные официальными учреждениями и общественными организациями: удостоверения личности, расчетные и трудовые книжки, свидетельства об образовании, дипломы, грамоты и т.п.


Деятельность школьного историко-краеведческого музея МОУ Плоскошская СОШ.

В настоящее время школьное историческое краеведение занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Историко-краеведческое воспитание закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее значение. Историческое краеведение играет важную роль в формировании исторического сознания. Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного края играет краеведческий музей .

Каждое образовательное учреждение самостоятельно расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые виды воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов. Муниципальная общеобразовательная Плоскошская средняя школа одним из ключевых направлений воспитательной работы определила гражданско-патриотическое воспитание. Данный выбор был обусловлен рядом причин: на протяжении всего периода своего существования школа выполняет социальный заказ родителей – воспитание школьника-гражданина, патриота своей страны. МОУ Плоскошская СОШ является уникальным учреждением в образовательном пространстве, т.к. сочетает учебный и воспитательный процессы. Умело выстроенный учебно-воспитательный процесс позволяет добиться достаточно высоких результатов. Школа имеет большой опыт в воспитании и обучении, из стен школы выходят достойные граждане РФ. Традиционно обучающиеся школы представляют школу на соревнованиях, конференциях различного уровня – районных, региональных, защищая честь школы. В школе создана модель гражданско-патриотического воспитания и разработана программа деятельности школьного историко-краеведческого музея «Память”. Цели программы:

- содействие в героико-патриотическом и нравственном воспитании обучающихся;

-создание условий для формирования гражданского и национального самосознания обучающихся ;

-использование средств музейной педагогики для воспитания творческой личности.

Принципы построения программы:

-принцип личностно-ориентированного подхода, позволяющий поддерживать процессы самоопределения, саморазвития, самореализации личности обучающегося;

-принцип педагогической поддержки, который предполагает деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем;

-принцип самовыражения участников педагогического процесса;

-принцип научности, который позволяет достичь высокого уровня достоверности информации;

-принцип системности.

Центральной идеей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края, школы.

Программа рассчитана на пять лет и опирается на знания обучающихся по различным школьным предметам ( истории, обществознанию, краеведению, литературе, музыке, экологии, ИЗО).

Для успешной реализации программы необходимо систематическое проведение предусмотренных в ней занятий на протяжении всего учебного года; тщательный отбор учебного материала, особенно его регионального компонента; заинтересованность педагогов.

Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.

Результаты реализации программы можно разделить на внешний и внутренний.

Внешний результат можно увидеть и зафиксировать:

- достижение обучающихся на районных и областных научно-практических конференциях;

- работа поисковых отрядов по заданиям совета музея;

- постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых разделов;

- интерес обучающихся к поисково-краеведческим экспедициям.



Внутренний результат увидеть сложнее. Он выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающегося, в их духовном росте. Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов: собеседования с обучающимися, методики сочинений, наблюдения, тестирования, анкетирования, метода самооценки. На каждом этапе обучения эти методы диагностики повторяются вновь и вновь, но на новом качественном уровне.

МОУ Плоскошская СОШ музей был открыт в 2007 году, когда школа отмечала столетний юбилей. Музей начал свою работу благодаря инициативе, большой организационной методической деятельности педагогического и школьного коллектива. Организация школьного музея стала одной из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов, объединяющая не только актив музея, но и широкие массы учащихся, учителей, родителей, общественности. Создана творческая группа учителей, которая работает над проблемой: «Роль школьного музея для поликультурного воспитания учащихся. История школы в истории Тверского края и Плоскошского поселения». Предполагается расширение экспозиции музея, что в свою очередь расширит орбиту включения учеников в краеведческую работу. На данный момент на школьном сайте есть страничка, где размещен материал о музее. Школьный музей стал учебно-материальной базой в преподавании уроков истории, основ жизненного самоопределения. В практике учителей истории, литературы есть музейные уроки, посвященные краеведческим темам. Обстановка музея, просмотр мультимедийных презентаций по тематике разделов экспозиции музея делают такие уроки интересными, эмоциональными и запоминающимися. Внеклассная работа, проводимая в школьном музее, направлена на историко-краеведческое воспитание. Встречи учащихся с ветеранами войны, традиционные праздники ко Дню Победы, викторины по краеведению, исследовательские работы, конкурсы плакатов, рисунков - все это развивает интерес и углубляет знания учащихся в области истории родного края. Обучающиеся ухаживают за обелисками и памятниками погибших воинов в Плоскошском поселении, братской могилой в поселковом сквере, заботятся о чистоте и сохранности памятных мест. Пополняются новыми документами отделы краеведческого музея, в настоящее время активно ведется переписка с родственниками воинов, погибших на территории Плоскошского поселения в годы Великой Отечественной войны. Приятным событием 2010года была встреча с дочерью Коробейникова Александра Яковлевича, 1910г.р., похороненного в Братском захоронении п. Плоскошь, Белоусовой Ниной Александровной, которая приехала из Курганской области. Этому событию предшествовала поисковая работа школьного музея. Нина Александровна долгие годы искала могилу своего отца, погибшего в годы Великой Отечественной войны. В 2009 году краеведческий музей нашей школы занял 1 место в районном конкурсе школьных музеев, принял участие в областном конкурсе школьных музеев. В 2010-2011 учебном году мы принимали участие в районном конкурсе школьных музеев, где работа нашего музея была признана одной из лучших в районе и документы были направлены для участия в областном конкурсе школьных музеев. В декабре 2010года обучающиеся 10 класса Тихонов Артем и Балакирев Александр вместе с руководителем музея Беловой Е.А. приняли участие в областной конференции школьников по теме: «Музей – центр воспитательной работы, эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала». Одним из результатов исследовательской деятельности обучающихся школы стало участие Молотковой Анны и Тукалевской Анны в областной конференции «Тверская земля-гордость моя» посвященной Дню Тверского герба и флага, где девушки выступали с исследовательскими работами по теме : «Краеведение родного края» и их работы были удостоены диплома 3 степени 2009-2010 уч.г.). Балакирев Александр в2009- 2010 уч. г. в г. Западная Двина принимал участие в межрайонной научно-практической конференции школьников по теме: «Никто не забыт, ничто не забыто», где его работа была удостоена диплома 2 степени. Комаров Алексей и Тукалевский Николай принимали участие в районном интеллектуальном конкурсе для старшеклассников «А мы с тобой войны не знали», где Комаров Алексей занял 1 место, Тукалевский Николай занял 2 место. Истории Великой Отечественной войны уделяется огромное внимание в работе школьного историко-краеведческого музея. Создан документальный фильм о ветеране Великой Отечественной войны Корж Анне Петровне, ведется работа по созданию других документальных фильмов, основанных на воспоминаниях ветеранов войны и труда. Обучающиеся школы приняли участие в областной акции «Семейные фотохроники Великой Отечественной войны», «Народный архив второй мировой войны», принимают участие в районных акциях: «Солдатский платок», «Обелиск». Учащиеся вместе с педагогами оказывают поддержку ветеранам войны и труда: зимой – чистят дорожки от снега, ходят в магазин, складывают дрова, весной – убирают территорию возле домов пожилых людей от прошлогодней листвы, помогают вскапывать огороды, летом – поливают и пропалывают приусадебные участки, осенью – оказывают помощь в уборке урожая. 2010 год был объявлен годом учителя, поэтому в школе изучалась история педагогических династий, собирался, и продолжает собираться краеведческий материал о педагогических работниках школы. Внеклассная работа краеведческого характера играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения в идейно-политическом воспитании учащихся. Работа школьного музея вносит новое в знания учащихся по истории родного края, углубляет и расширяет их.





База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница