Исторический обзор развития психологического знания. Психология это наука о закономерностях развития и функционирования психики человека. Слово «психология»



Скачать 16,27 Kb.
страница1/2
Дата19.01.2021
Размер16,27 Kb.
ТипЗакон
  1   2

Исторический обзор развития психологического знания.

Психология - это наука о закономерностях развития и функционирования психики человека. Слово «психология» обра¬зованное из греческих слов «психе» - душа, и «логос» - учение, в научном обиходе появилось в 16 веке, однако сама психология возникла значительно раньше.

Еще в 5-м- 4-м в. д.н.э., философами древности - Демокри¬том, Лукрецием, Эпикуром душа человека понималась как те¬лесное образование (разновидность материи), состоящее из ша¬ровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но идеалист- философ Платон понимал душу человека как что-то божествен¬ное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до ро¬ждения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных начала, положило основу для всех последующих идеалистических теорий.

Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как самостоятельную область знания и впервые вы¬двинул идею неразделимости души и тела. Аристотель выделяет разумную и неразумную части души. Неразумная часть души делится на растительную и животную, а разумная часть души - человеческая душа, может претендовать на бессмертие

Новый период в развитии психологического знания наступил с учением Рене Декарта, в котором впервые был использован термин «сознание». Декарт создал теорию, объясняющую пове¬дение следующим образом: информация доставляется органами чувств по чувствительным нервам к отверстиям в головном моз¬ге человека, которые эти нервы расширяют, что позволяет жи¬вотным душам, находящейся в мозге, вытекать по тончайшим трубочкам - двигательным нервам, в мышцы, которые надува¬ются. Так, конечность подвергнувшись воздействию отдергива¬ется или совершает какое-то действие. Таким образом, отпала необходимость прибегать к душе, чтобы объяснить, как возни¬кают простые поведенческие акты. Это декартовский дуализм, где тело, действующее механически, и управляющая им «разум¬ная дума» находятся в мозгу человека.

Согласно теории Декарта, душой обладает только человек, а животные не имеют души и действуют подобно механическим устройствам. Для объяснения телесных действий у животных и человека Декарт ввел представление о рефлексе, за счет которо¬го осуществляется механическое движение. Таким образом, по¬нятие «душа» стало превращаться в «разум», а позднее и в «соз¬нание» и исходя их этой теории и стала развиваться психология.

Немецкий философ Готфрид В.Лейбниц, в свою очередь, ввел понятие бессознательной психики. В душе человека, гово¬рил он, непрерывно идет скрытая работа психических сил. Из них возникают сознательные желания и страсти. С 8 по12 в. большее количество психологических исследований проводи¬лось на Востоке, куда переместились основные психологические и философские школы из Греции и Рима. Арабские ученые на¬стаивали на том, что изучение психики должно основываться не только на философских концепциях о душе, но и на данных ес-тественных наук, прежде всего медицины.

Большое значение для психологии имели работы выдающе¬гося арабского мыслителя - Ибн Сины (латинизированное имя - Авиценна), который был одним из самых выдающихся врачей в истории медицины. В своих философских трудах, Ибн Сина раз¬работал так называемую теорию двух истин, в которой доказы¬вал, что существуют две истины, как параллельные прямые - вера и знание, которые, не противореча друг другу, имеют право на собственную область исследований и собственные методы изучения. Авиценна так же предвосхитил изучение явления, на¬званного экспериментальным неврозом.\ Он был одним из пер¬вых исследователей в области возрастной психофизиологии, и изучал связь между физическим развитием организма и его пси¬хологическими особенностями в различные возрастные периоды. При этом, важное значение он придавал воспитанию, так как именно через воспитание осуществляется воздействие психики

на организм, которая способна изменять физиологические свой¬ства этого организма.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница