Концепция воспитания студентов в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова
(2013-2016)
Введение
Источники разработки концепции
Концепция разработана в соответствии с Законом РФ "Об образовании", Конвенцией ООН о правах человека, Национальной доктриной образования, Целевыми государственными программами по воспитанию, работе с молодежью и студенчеством, Федеральной программой развития образования, Уставом и Миссией КБГУ, Программой стратегического развития КБГУ (2012-2016), Программа развития деятельности студенческих объединений КБГУ (2012-2013).
На содержание концепции также оказали влияние:
-
знакомство с современной философией образования, концепциями гуманистической психологии и педагогики, актуальными психолого-педагогическими и социологическими исследованиями и их осмысление;
-
теоретико-педагогические основы развития творческой индивидуальности субъектов образования;
-
традиции, практика и перспективы развития системы высшего профессионального образования в России и Кабардино-Балкарской Республике;
-
анализ социально-экономической и социально-педагогической ситуации в стране в целом и в Кабардино-Балкарской Республике, реальный процесс функционирования и развития образовательной системы КБГУ им. Х.М.Бербекова, проявляющиеся в нем противоречия; анализ запросов студентов и преподавателей вуза;
-
анализ имеющихся ресурсов - социокультурных, научно-методических, кадровых, материально-технических, финансовых - для осуществления преобразований и совершенствования воспитательного процесса.
Основные разделы концепции
В концепции воспитания студентов КБГУ раскрыты:
-
Ценностные ориентиры воспитания студента КБГУ
-
Воспитательная миссия КБГУ
-
Приоритетные задачи воспитания студентов КБГУ
-
Основные идеи реализации воспитательной функции КБГУ
-
Содержание и организация воспитательного процесса КБГУ
-
Особенности воспитательной работы в условиях реализации ФГОС нового поколения
-
Ресурсное обеспечение реализации воспитательной функции в КБГУ
-
Внешняя политика КБГУ при реализации воспитательной функции образования
-
Управление реализацией воспитательной функции образования в КБГУ
-
Условия, необходимые для реализации Концепции воспитания студентов в Кабардино-Балкарском государственном университете им.Х.М.Бербекова
Основная часть
-
Ценностные ориентиры воспитания студента в Кабардино-Балкарском государственном университете им.Х.М.Бербекова
В качестве приоритетных ценностных ориентиров в воспитательной деятельности КБГУ выступают:
-
Человек - Студент - в своей неповторимости и уникальности, его мир в единстве внешних проявлений и внутренних переживаний, его права и жизненные интересы, настоящее и будущее - иными словами, его Судьба.
-
Честь и Достоинство как нравственный критерий и регулятор жизненного и профессионального самоопределения личности, его деятельности и отношений всех субъектов образовательного процесса, как нравственная основа творческой социально направленной самореализации.
-
Личное и Общественное благо как ключевая жизненная цель гражданина России, как гармоническое соединение в жизни Студента личностного и коллективистского начал.
-
Созидание как основа достойной Человека жизни, базирующееся на освоении отечественной и мировой культуры, творчестве и сотрудничестве всех субъектов образовательного процесса .
-
Свобода и ответственность, Право выбора как важнейшая предпосылка успешной созидательной деятельности и создания в КБГУ воспитательной среды, основанной на педагогике сотрудничества и философии со-деятельности.
-
Развитие как основной смысл профессиональной деятельности педагогического коллектива, способствующей развитию творческой индивидуальности Студента.
-
Профессиональная и общекультурная компетентность как главные условия решения профессиональных задач, стоящих перед будущим специалистом в условиях модернизации общества и системы образования в РФ.
2. Воспитательная миссия Кабардино-Балкарского государственного университета им.Х.М.Бербекова - создание условий для развития профессиональной компетентности студентов - их духовно-нравственного и культурного развития, гражданского становления, обогащения личностного и профессионального опыта, созидательного решения общественных и личных проблем, а также для содействия социальной и творческой самореализации студентов, приобщения их к здоровому образу жизни, формирования у них чувства гордости за свой университет.
3. Приоритетные задачи воспитания студента в Кабардино-Балкарском государственном университете им.Х.М.Бербекова:
-
воспитание студентов как граждан правового, демократического государства, способных к созидательному решению личных и общественных проблем в условиях гражданского общества и быстро меняющегося мира;
-
воспитание студентов как профессионально компетентных специалистов, способных решать профессиональные проблемы на основе гуманистических ценностей и ответственного нравственного выбора средств её решения;
-
противодействие негативным социальным процессам в молодежной среде, вытеснение проявлений асоциального поведения студентов.
-
Основные идеи реализации воспитательной функции Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М.Бербекова:
-
Осуществление воспитания студента в КБГУ в контексте целей и задач профессионального образования (ОПП). Отбор содержания воспитательной деятельности на основе опоры на основную ОПП и возможность получения дополнительной квалификации.
-
Реализация воспитательной функции КБГУ в единстве учебной и внеучебной деятельности.
-
Ориентация при организации воспитательного процесса на нравственные идеалы и ценности гражданского общества.
-
Развитие сети разнообразных студенческих объединений (сообществ студентов и преподавателей) - научных, общественных, производственных, клубных и профсоюзных. Их взаимодействие с детскими и молодежными объединениями (организациями), имеющими позитивные программы1.
-
Поддержка и развитие научно-технического творчества студентов, повышение авторитета и значимости студенческой науки. Научная школа как одно из ведущих сообществ, в котором происходит воспитание студента.
-
Вариативность, Добровольность и Право выбора участия в решении значимых для студента личных и общественных проблем как необходимые условия личностного и профессионального становления студента.
-
Сохранение исторических и создание новых традиций КБГУ и отдельных его подразделений (институтов, факультетов, колледжей).
-
Сбалансированное системное сочетание административного управления и самоуправления студентов; развитие органов студенческого самоуправления в связи с необходимостью решения самими студентами конкретной группы проблем в той или иной сфере деятельности и возможностью реально влиять на студенческую жизнь в университете.
-
Усиление роли учебных подразделенйи университета в воспитании студентов. Создание системы межфакультетских и межкафедральных связей для реализации воспитательной функции образования, укрепление связей учебных подразделений с общеуниверситетскими структурами, занимающимися воспитательной деятельностью (Управление по воспитательной работе, Студенческий Совет, профсоюзная организация студентов и аспирантов, Совет молодых ученых,Музей истории университета, Научная библиотека, научно-образовательные центры- русского языка и культуры; адыгской культуры; балкарской культуры, и др.).
-
Открытость воспитательной системы университета - усиление роли партнерских связей в реализации воспитательной функции образования.
-
Гибкость системы воспитания студента в КБГУ, возможность её саморазвития.
-
Содержание и организация воспитательного процесса в КБГУ
Содержание воспитания студента в КБГУ обусловлено возрастными особенностями студентов, этнокультурной спецификой региона и молодежной субкультуры, целями и задачами основных и дополнительных ОПП, особенностями современной социокультурной ситуации в стране.
Содержание воспитания студента в КБГУ строится с учетом специфики обучающихся в нем студентов (студенты, обучающиеся на бюджетной и возмездной основе, студенты-инвалиды, студенты-сироты, иногородние студенты, студенты-иностранцы и т.д.).
Содержание воспитания студента в КБГУ определяется значимыми для студента личными и общественными проблемами, опыт решения которых он приобретает в контексте получаемого им профессионального образования.
Эти проблемы в зависимости от их содержания, сложности, сферы компетенции могут быть решены при ведущей роли профессорско-преподавательского состава, студенческих объединений - сообществ, администрации КБГУ.
Профессорско-преподавательский состав играет ведущую роль при решении проблем в учебно-воспитательном процессе при реализации основной ОПП. В ходе организации освоения студентами программ учебных дисциплин, различных видов практик необходимо особое внимание уделить нравственным, психолого-педагогическим аспектам профессиональной деятельности, усилению деятельностной основы образовательного процесса. Это возможно, прежде всего, за счёт использования активных технологий обучения студентов, позволяющих поставить их в субъектную позицию. Наиболее благоприятные возможности для этого представляют программы дисциплин по выбору студентов, факультативы, содержание которых определяется самим университетом. Эти программы могут продуктивно реализовываться в форме различных мастерских, проектной деятельности, социальной практики, лабораторий и т.д.
Особое внимание преподавателям следует уделять самостоятельной работе со студентами, их включению в учебно-исследовательскую деятельность. Эту работу целесообразно строить через создание студенческих научных объединений-сообществ и включение студентов в научно-исследовательские проекты в рамках направлений, специальностей, кафедр и научных школ.
Студенческие объединения - сообщества играют ведущую роль при решении проблем, связанных с личностными потребностями и интересами студентов во внеучебное время. Кроме научных, можно выделить следующие группы студенческих объединений -сообществ:
-
Общественные
-
Клубные
-
Профсоюзные
Основой деятельности студенческих объединений-сообществ является реализация разнообразных проектов, целевых программ работы студенческих сообществ, направленных на решение конкретной, значимой для студентов личной и общественной проблемы (группы проблем), в контексте освоения ими основной или дополнительной ОПП.
Реализация проектов и целевых программ по основной ОПП профильной подготовки может быть включена в программу разных видов практик (учебно-исследовательской, производственной и др.).
Реализация проектов и целевых программ может сопровождаться освоением студентом специальных учебных дисциплин, совокупность которых составляет ОПП дополнительной квалификации. Для студентов, принимающих систематическое участие в реализации проектов и целевых программ и осваивающих для этого специальные учебные дисциплины, позволяющие развивать профессиональную компетентность по непрофильной профессиональной подготовке, предусматривается возможность получения дополнительной квалификации при условии суммарного накопления, в течение обучения в университете, необходимого количества часов и выполнения соответствующего учебного плана ОПП дополнительной квалификации.
При реализации в вузе системы зачётных единиц целесообразно предусмотреть возможность учёта в зачетных единицах общественной активности студентов, которая выражается в их участии в деятельности студенческих объединений-сообществ.
Администрация КБГУ, в частности управления и отделы, играют ведущую роль при решении проблем, связанных с ресурсным обеспечением воспитательной деятельности в университете, прежде всего материально-техническим и финансовым.
-
Особенности воспитательной работы в условиях реализации ФГОС нового поколения
С 2011 года вузы Российской Федерации переходят на Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), утвержденные приказами Минобрнауки в период с 2009 по 2011 год. Одна из важнейших особенностей этих стандартов состоит в том, что в них впервые четко выражен воспитательный аспект профессионального образования.
Во всех ФГОС ВПО есть п. VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата/магистратуры. Приведем выдержки из некоторых текстов ФГОС ВПО.
7.2.. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности. Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
Иными словами во всех ФГОС ВПО зафиксировано, что вуз обязан:
- сформировать социокультурную среду вуза, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности;
- способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления;
- обеспечить участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ;
- создать условия, необходимые для социализации личности.
Анализ перечней компетенций, которыми необходимо овладеть обучающимся, требования к результатам освоения образовательных программ подготовки бакалавров и магистров, связаны с развитием у студентов личностных качеств, характеризующих их отношение к окружающему миру, к людям, к обществу, к государству, к своей деятельности, к себе.
Введение в ФГОС ВПО воспитательного аспекта предполагает определение путей выполнения требований стандарта. Главным документом, обеспечивающим реализацию ФГОС ВПО, является основная образовательная программа.
Разработчики рекомендаций по проектированию основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов предлагают следующую структуру основной образовательной программы:
-
Общие положения.
-
Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП по направлению подготовки.
-
Компетенции выпускника ООП, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.
-
Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП по направлению подготовки.
-
Фактическое ресурсное обеспечение ООП по направлению подготовки в вузе.
-
Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников.
-
Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП по направлению подготовки.
-
Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
-
Итоговая государственная аттестация выпускников ООП бакалавриата.
-
Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.
Согласно этой структуре в основную образовательную программу введен раздел 6 «Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников».
Авторы рекомендаций предлагают следующее содержательное наполнение этого раздела 6: «Указываются возможности вуза в формировании общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников. Дается характеристика социокультурной среды вуза, условия, созданные для развития личности и регулирования социально-культурных процессов, способствующих укреплению нравственных, гражданственных, общекультурных качеств обучающихся
Могут быть представлены соответствующие документы. Например: документы, регламентирующие воспитательную деятельность; сведения о наличии студенческих общественных организаций; сведения об организации и проведении внеучебной общекультурной работы; сведения о психолого-консультационной и специальной профилактической работах; сведения об обеспечении социально-бытовых условий и др.».
Сегодня одной из важнейших задач работы высших учебных заведений страны является усиление в них воспитательной деятельности. Эта установка приобретает особое звучание в условиях перехода России к уровневой системе образования в соответствии с Болонскими соглашениями, введению ФГОС ВПО, утвержденных приказами Минобрнауки в период с 2009 по 2011 год.. Это предполагает, прежде всего, освоение и преподавателями, и студентами европейских ценностей в сфере образования, новой идеологии профессионального образования, сформированной на этих ценностях. Происходит переход от образования, центрированного на преподавании, к образованию, основанному на парадигме учения. Переход на ФГОС ВПО не сводится только к переходу к принципиально другой организации образовательного процесса, основанного на академической мобильности студентов и преподавателей, на свободе выбора студента, на большей вариативности образования, использовании кредитной и балльно-рейтинговой системе учета достижений студентов и т.д. Переход на ФГОС ВПО предполагает существенное изменение взаимоотношений студента и преподавателя, изменение отношений с работодателем в соответствии с тем, как это принято в европейском образовательном пространстве. Переход на ФГОС ВПО требует и изменений в организации внеучебной работы со студентами. В вузе должна быть создана воспитательная среда, обеспечивающая развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников.
Возникает целый ряд вопросов. Как решить эту задачу на практике? Можно ли это сделать на основе реанимации, механического возрождения опыта воспитания в советский период, или сегодня необходимо принципиальное обновление концептуальных подходов в организации системы воспитательной работы со студентами.
На наш взгляд, неправомерно на современном этапе строить воспитательный процесс в вузе по старинке. Это обусловлено разными причинами. Укажем некоторые из них.
-
Необходимость учета современных тенденций развития мирового сообщества - таких, как вступление в эпоху «общества знаний», расширение информационной среды, развитие активного практически неподконтрольного взаимодействия в социальных сетях, глубокие изменения в, мире труда, смена человеком в течение жизни нескольких специальностей и т.д.
-
Изменение в стране социокультурной ситуации, которая предъявляет сегодня новые требования к личности человека: быть мобильным, инициативным, толерантным, уметь сотрудничать, самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладать чувством ответственности за судьбу страны, за ее процветание, уметь не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их.
-
Изменение самих молодых людей, взрослых, с которыми они живут в одном Мире, и которые их воспитывают. С одной стороны, они стали свободнее, раскованнее, стали понимать, что их благополучие зависит от них самих, у них появились новые ценности. С другой - стали развиваться эгоцентрические позиции и настроения, которые проявляются в заботе только о собственном благополучии, безразличии к судьбе даже родных людей. Стали прогрессировать негативные тенденции в молодежной среде (алкоголизм, наркомания, проявления экстремизма, различного рода другие правонарушения).
-
Изменения, которые происходят в системе профессионального образования. Речь идет, прежде всего, о переходе к уровневой системе образования и ФГОС ВПО. Изменяется характер взаимодействия студентов и преподавателей. Повышается уровень ответственности студентов за выстраивание своего образовательного маршрута и освоение необходимыми компетенциями. В условиях академической мобильности студент будет иметь более широкие возможности для обучения в зарубежном вузе. С другой стороны, наши вузы более активно будут принимать на свои программы иностранных студентов. Это требует от нас учитывать опыт организации студенческой жизни в странах, подписавших Болонское соглашение, опыт включения студентов не только в деятельность по интересам, но и социально-значимую на основе Европейской хартии об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне. При этом мы не можем не руководствоваться «Стратегией молодежной политики в Российской Федерации», другими программными и нормативными документами, которые определяют нашу воспитательную работу с молодежью.
- Проблемы, которые существуют в системе высшего образования. В последнее десятилетие прошлого - начале этого века приоритет в ней был отдан организации учебного процесса, а воспитательная функция заметно угасла. Особенно за пределами учебного процесса - в свободное от учебы время. Это привело к утрате опыта общественной жизни у молодых людей, опыта воспитательной деятельности у профессорско-преподавательского состава.
Безусловно, нужно помнить, что воспитание не может ограничиваться временем аудиторных занятий, а обязательно должно включать жизнь студентов в свободное от учебы время. Оно не может осуществляться преимущественно в культурно-массовой и досуговой деятельности. Нужно создавать условия для самореализации молодежи и стимулы для включения молодых в общественные процессы.
Изменение содержания воспитания может осуществляться за счет включения в него таких важных источников образования, как жизнь самих студентов и преподавателей в определенном воспитательном пространстве и социокультурной жизни общества.
Содержание воспитания будет определяться личностными и общественными проблемами в разных сферах жизни. В их решение включаются студенты в соответствии с их возрастными особенностями и возможностями. Опыт решения этих проблем они будут получать путем разработки и реализации различных проектов. Это созвучно принятому в современном профессиональном образовании компетентностному подходу и проектному подходу, который определяется как ведущий в стратегии государственной молодежной политики в РФ. Содержание деятельности в конкретном сообществе, в котором происходит воспитание, будут определять сами студенты и их преподаватели. Ориентирами для определения содержания и видов деятельности, в которую могут включаться студенты, в современных условиях становятся направления (программы), которые предлагаются в рамках реализации стратегии государственной молодежной политики РФ. Их одиннадцать (научно-техническое творчество, толерантность, культура и история, национальный туризм и др.).
Сегодня принципиально меняется педагогическая позиция преподавателя как профессионального воспитателя. Он является куратором (помощником) студенческого сообщества. Однако куратором, который не диктует свою волю и способ решения проблемы, образцы поведения и т.д. Это профессиональный педагог, который способен со-действовать в освоении студентом опыта созидания - т.е. активизировать, поддерживать, стимулировать его деятельность по созидательному решению личных и общественных проблем, давать ему право выбора и право на ошибку. При этом целесообразно введение многовариантного института кураторства (куратор студенческой академической группы, студенческого сообщества по интересам, проекта, творческого дела и т.д.). Требует осмысления разделений функций куратора и тьютора, академического консультанта.
Перечень основных концептуальных идей развития воспитательной деятельности в высшей школе, на которые рекомендуется ориентироваться:
— Ориентация на нравственные идеалы и ценности гражданского
общества.
— Социокультурная сообразность.
—Деятельностная основа и взаимодействие с разными людьми.
—Целостность образовательного процесса (единство учебной и внеучебной деятельности).
—Воспитание в контексте профессионального образования и
программ работы с молодежью.
—Компетентностный подход.
—Проектный подход.
—Создание студенческих объединений (сообществ), их взаимодействие с детскими и молодежными объединениями (организациями).
—Научная школа - одно из ведущих сообществ для воспитания студента
—Вариативность, добровольность и право выбора студента.
— Образовательное пространство с высоким воспитательным потенциалом.
—Сочетание административного управления и самоуправления студентов.
—Открытость, преемственность, гибкость воспитательной системы вуза.
—Инновации - источник развития воспитательной деятельности в вузе.
Вопрос о воспитательной среде университета как условии реализации основных образовательных программ поставлен не случайно.
Впервые в новых ФГОС ВПО речь идет о воспитании, о необходимости создания определенной социокультурной среды, которая создаст условия для формирования общекультурных компетенций выпускников. В общих требованиях к условиям реализации основных образовательных программ записано: «Вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности. Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ».
Перед вузами встает серьезная задача создания воспитательной среды, отвечающей этим требованиям.
Выделяются следующие ключевые проблемы:
—несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодых людей потребностям страны;
—социальная изолированность молодых людей;
-
отсутствие необходимого набора возможностей для реабилитации и адаптации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;
-
слабая вовлеченность молодежи в общественно-политическую жизнь общества;
-
неразвитость системы выявления и продвижения инициативной и талантливой молодежи;
—слабая общегражданская идентичность;
-
отсутствие знаний о других народах, культурах и религиях, наличие негативных этнических и религиозных стереотипов;
-
несоответствие кадрового потенциала молодежной политики имеющимся потребностям.
Эти проблемы предстоит решать и нам в вузе, т.к. они присущи сегодня и студенческой молодежи.
Развитие воспитательной среды вуза невозможно без изменения характера и форм взаимодействия преподавателей и студентов, как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Происходит смена вектора в отношениях преподаватель - студент от «воздействия» к «взаимодействию», от руководства к партнерству и сотрудничеству, причем, не декларируемому, а реальному. Основа взаимодействия на новых началах - инициатива, свобода выбора, самостоятельность, ответственность студента и помощь, содействие, поддержка преподавателя. Взаимодействие основано на диалоге, на способности понимать друг друга, на деятельности различных команд и сообществ, на сотрудничестве и со-управлении.
Однако следует признать, что к такому взаимодействию, к сожалению, не готовы, прежде всего, преподаватели, хотя и студенты находятся в плену старых стереотипов. Взаимодействие - процесс двусторонний, и тем не менее, необходимо, в первую очередь изменить именно позицию преподавателя по отношению к студенту. Пока он не признает в студенте равноправного партнера, имеющего право на собственное мнение, линию поведения, достижения и ошибки, не изменить и позицию студента в образовательном процессе. А это значит, не решить сущностных задач воспитания личности с инновационным - творческим мышлением, профессионально компетентного и конкурентоспособного специалиста.
С введением стандартов третьего поколения появляется новый инструмент создания такой среды.
В соответствии с концептуальными подходами к воспитательной деятельности в вузе она должна осуществляться в единстве учебной и внеучебной работы. В новых образовательных программах целесообразно использовать для решения воспитательных задач возможности организации самостоятельной работы студентов, разных видов практик, научно-исследовательской работы, курсов по выбору, аттестации.
Во внеучебной деятельности нужно особое внимание уделить участию студентов в различных конкурсах - международных, всероссийских, региональных. Нужно не просто послать какого-то, нередко достаточно случайно выбранного, студента на конкурс, а обязательно стараться провести вузовский этап того или иного конкурса, вести планомерную, целенаправленную работу по подготовке студентов к конкурсам. Именно это будет важной составляющей работы по поиску, отбору и продвижению талантливой молодежи. Возможность проявить свои достижения — важный мотиватор социальной, творческой, научной активности студента.
Важной проблемой, которую предстоит решить, является выявление результатов освоения студентами общекультурных компетентностей.
В проектирование и реализацию образовательных программ включаются все кафедры. Но деканы, заведующие кафедрами, руководители образовательных программ, преподаватели не информированы или мало информированы сегодня о современных документах, формах, технологиях работы со студенческой молодежью. Здесь одними методическими рекомендациями не обойтись. Поэтому нужно живое общение, обсуждение, дискуссия, обучение. Конечно, программы разные, у каждой есть своя специфика. Вряд ли тут уместна полная унификация, но общее, несомненно, будет. Оно определяется общностью общекультурных компетенций и федеральными программами работы с молодежью.
Новые задачи в воспитательной деятельности, в создании среды для этого требуют новых технологий работы с молодежью, их поиска. Известно, что ведущее средство развития - участие в инновационной, экспериментальной работе.
В эту работу должны быть включены деканы, заведующие кафедр, руководители образовательных программ, преподаватели, представители структурных подразделений, работодатели и социальные партнеры, с которыми могут взаимодействовать кафедры при реализации программ.
Это, несомненно, будет повышать конкурентные преимущества вуза, а значит, и воспитательный потенциал его среды
-
Ресурсное обеспечение реализации воспитательной функции в КБГУ включает в себя педагогическую, информационную, научно-методическую, организационно-управленческую поддержки, привлечение социальных партнеров, создание и сохранение традиций университета (годовой круг событий и традиционных мероприятий; учреждение почетных званий, знаков отличия и различных форм поощрений для студентов и сотрудников).
Педагогическая поддержка может выражаться в организации "Школы менеджеров студенческой жизни" (школа лидеров), во введении института кураторства проектов и целевых программ студенческих объединений-сообществ (а не только курсов), в работе службы психолого-педагогического сопровождения.
Информационная поддержка может состоять в обеспечении широкого доступа в Интернет, организации сайтов, поддерживающих общественно-значимую деятельность студентов, взаимодействии с молодежными СМИ, организации внутриуниверситетских СМИ; издательской деятельности по вопросам воспитания и т.д.
Научно-методическая поддержка может выражаться в создании научно-методических разработок, проведении конференций, круглых столов, обучающих программ для студентов и преподавателей и т.д., способствующих эффективной реализации воспитательной функции университета.
Организационно-управленческая поддержка может выражаться в создании условий для воспитательной деятельности: введении системы грантовой поддержки, стимулировании общественной активности студентов, содействии в рабочих контактах с разными социальными партнерами и т.д.
-
Внешняя политика КБГУ при реализации воспитательной функции образования
Воспитательная деятельность в КБГУ осуществляется при взаимодействии с широким кругом социальных партнеров.
Среди них: образовательные учреждения и организации Кабардино-Балкарии; будущие работодатели, представители научных и социокультурных учреждений города и республики, зарубежные партнеры, выпускники и др.
Внешняя политика КБГУ при реализации воспитательной функции образования заключается в расширении круга социальных партнеров как на уровне физических, так и юридических лиц. Одна из задач - выявление и согласование целей всех заинтересованных в продуктивном воспитании молодежи сторон, определение "вкладов" сторон в реализацию принятых целей. Будет осуществляться поиск и реализация новых форм социального сотрудничества для решения задач воспитания студентов.
-
Управление реализацией воспитательной функцией образования в Кабардино-Балкарском государственном университете им.Х.М.Бербекова
Система управления воспитательной работой в университете строится на основе принятой в нем системы управления функционированием и развитием КБГУ и закрепленном в его Уставе.
Главное направление деятельности администрации университета, учебных подразделений - создание управленческих условий, позволяющих профессорско-преподавательскому составу реализовать воспитательную функцию образования в учебно-воспитательном процессе.
Для продуктивного управления воспитательной деятельностью в КБГУ, в нем формируются необходимые для выполнения конкретных функций административные, административно-общественные, научно-методические и др. структуры.
Управление воспитательной работой в Университете основано на сбалансированном системном сочетании административного управления и самоуправления студентов.
Органы студенческого самоуправления создаются в связи с необходимостью решения самими студентами конкретной группы проблем в той или иной сфере деятельности и возможностью реально влиять на студенческую жизнь в университете.
Управление реализацией воспитательной функцией образования в университете может иметь следующую структуру
|
|
Общеуниверситетская конференция
|
|
|
|
Университетские службы
|
|
Проректор по воспитательной работе и социальным вопросам
|
|
Проректор по учебной работе
|
|
|
Специальные структуры по управлению воспитательной работой в кбгу
|
|
Органы студенческого самоуправления
|
|
|
Административная структура по воспитательной работе со студентами (управление, центры и др.)
|
|
Студенческая конференция
|
|
|
Научно-методическая структура
(Научно-методический совет по воспитательной работе)
|
|
Студенческий Совет
|
|
|
Совет зам. деканов и директоров по учебно-воспитательной и воспитательной работе
|
|
Студенческий профком
|
|
|
Административно-общественные органы управления
воспитательной работой в учебных подразделениях
(в соответствии со спецификой и потребностями учебных подразделений)
|
|
Администрацией КБГУ, совместно с общественными студенческими и преподавательскими общественными органами самоуправления (Ученым Советом), осуществляется выработка критериев оценки состояния воспитательной работы со студентами (опросы студентов и преподавателей, отчеты, презентации опыта работы и др.) и систематическая диагностика и коррекция эффективности воспитательного процесса. Для поощрения студентов за достижения в учебе и внеучебной деятельности вводятся различные формы: грамоты, премии, именные стипендии, звания и т.д.
-
Условия, необходимые для реализации концепции воспитания студентов Кабардино-Балкарском государственном университете им.Х.М.Бербекова:
-
формирование необходимой для реализации концепции воспитания студентов нормативно-правовой базы;
-
создание ресурсного фонда реализации программы воспитания; нормативов финансирования воспитательной деятельности в университете;
-
выявление и определение группы преподавателей, курирующих (осуществляющих педагогическое руководство) студенческими объединениями- сообществами;
-
разработка примерных программ, проектов деятельности студенческих объединений-сообществ;
-
целенаправленное выделение ресурсов (материально-технических, финансовых) для реализации конкретных программ и проектов на конкурсной основе;
-
создание системы стимулирование деятельности преподавателей, занимающихся воспитанием студентов за пределами аудиторной нагрузки (введение доплаты, включение этой работы в учебную нагрузку, награждение и др. - на уровне университета и каждого учебного подразделения);
-
создание необходимой нормативно-правовой и учебно-методической базы, а также механизмов, дающих возможность студенту для получения дополнительной квалификации при активном участии в общественно-значимых программах, которые предполагают дополнительную профессиональную подготовку;
-
административное выделение и закрепление за студенческими объединениями-сообществами постоянных помещений для работы.
-
создание системы связей с другими вузами и социальными партнерами по воспитанию студентов.
Поделитесь с Вашими друзьями: |