Исследовательская работа взаимосвязь уровня агрессивности школьника и его положения в классе



Дата22.02.2016
Размер116 Kb.
ТипЛитература


Департамент образования администрации г. Томска

Муниципальное учреждение информационно-методический центр

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11 г. Томска

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА


ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ ШКОЛЬНИКА И ЕГО ПОЛОЖЕНИЯ В КЛАССЕ

Автор: Ечина Татьяна Владимировна, ученица 10 кл.,



МОУ СОШ №11, т. 47-33-03
Руководитель: Беч Евгения Сергеевна, педагог-психолог

ТОМСК-2010

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2

Глава 1. Агрессия 3

Глава 2. Лидерство 4

Глава 3. Экспериментальное исследование 5

3.1 Метод социометрических измерений 5

3.2 Опросник Басса – Дарки 6

3.3 Методики выявление уровня агрессивности у обучающихся начальной школы 7

3.3.1 Проективная методика «Кактус» 7

3.3.2 Проективная методика «Рисунок человека» 7

3.3.3 Критерии агрессивности у ребенка 7

3.3.4 Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком) 7

Заключение 8

Литература 9

Введение

Рост агрессивных тенденций в детской среде (особенно у детей подросткового возраста) отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества.

Агрессия в последние годы стала чуть ли не нормой в общении детей. Вербальная агрессия свойственна даже спокойным детям из благополучных семей.

Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т. д. Популярность ребенка в группе сверстников имеет большое значение для появления агрессивности уже в дошкольном возрасте, так как в детском коллективе уже достаточно рано происходит деление на «популярных» и «непопулярных», «звезд» и «изолированных». Не имея адекватных средств общения, ребенок кулаками стремится занять лидерское место в группе.

Причиной агрессии часто становится стремление человека добиться превосходства над другими людьми. Соответственно, причиной агрессивного поведения ребенка может стать желание занять лидирующее положение в системе взаимоотношений класса.

В различные возрастные периоды решающее значение для получения популярности имеют различные требования со стороны группы: интеллектуальный уровень, развитие речи, физическое развитие, ловкость, степень овладения различными видами деятельности. Также ценятся внешний вид и красивая одежда, общительность. Но ряд детей, привыкших добиваться положения исключительно с помощью агрессивных методов, такой образец поведения могут пронести и через всю жизнь.

Отсюда вытекает цель нашего исследования: проследить взаимосвязь уровня агрессивности школьника и его положения в классе.

Для достижения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:



  1. Определить понятие «агрессии».

  2. Определить понятие «лидер», выделить его основные черты.

  3. Провести диагностическое исследование системы взаимоотношений в классе.

  4. Провести психологическую диагностику агрессивности личности обучающихся.

  5. Проследить наличие или отсутствие взаимосвязи уровня агрессивности личности школьника и его положения в классе.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы:

  1. Анализ литературы по данной проблематике.

  2. Метод социометрических измерений (социометрия).

  3. Диагностика состояния агрессивности (опросник Басса-Дарки)

  4. Анкета «Критерии агрессивности у ребенка»

  5. Критерии агрессивности (М. Алворд, П. Бейкер)

Гипотеза нашего исследования заключается в следующем: лидер класса должен быть агрессивным человеком.
Глава 1. Агрессия

Слово «агрессия» произошло от латинского aggressio, что означает «нападение», «приступ». В настоящее время термин «агрессия» употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают с негативными эмоциями (например, гневом), с негативными мотивами (например, стремлением навредить), а также с негативными установками (например, расовыми предубеждениями) и разрушительными действиями.

В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.) »

Согласно одному из определений, предложенному Бассом, агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.

Второе определение, предложенное, несколькими известными исследователям, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. И, наконец, третья точка зрения, высказанная Зильманом, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений.

Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение: агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.

Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия). Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело или личность). Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей.

Несмотря на то, что термин «агрессия» обычно употребляется для обозначения разрушительных намерений, его распространяют и на более позитивные проявления, например активность, порождаемую честолюбием. Подобные действия обозначают как самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются невраждебной мотивацией. Они проявляются в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии, спортивных состязаниях и т.д.

Наиболее же привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.

Мы возьмем за основу определение Распономаревой О.В., которая трактует агрессивность как черту характера, как одну из важнейших характеристик действий и поступков, которые определяют и устанавливают взаимоотношения между людьми.
Глава 2. Лидерство.

В общественной жизни лидера, как центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде деятельности, и в любой исторический период.

В рамках нашего исследования нас интересует понятие «лидера» в системе взаимоотношений класса. В любой группе выделяется свой лидер, любая группа немыслима без лидера и класс в этом смысле не исключение.

Лидер (от англ. Leader - ведущий, первый, идущий впереди) – лицо в какой-либо группе, пользующееся большим признанным авторитетом, обладающее влиянием.

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

- бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);

- социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);

- политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).

Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа.

В классах различают «формальное» и «неформальное» лидерство.


«Формальное» лидерство связано с установленными правилами назначения старосты класса и подразумевает функциональное отношение. «Неформальное» лидерство возникает на основе личных взаимоотношений учеников. Поэтому в школьных классах официальный лидер, занимающий руководящие должности, не всегда бывает самым авторитетным человеком в коллективе. Иногда его выдвигают не столько сами ребята, сколько взрослые; вот почему классный руководитель либо должен очень хорошо знать своих учеников, либо предоставлять им возможность самим выбирать старосту класса. Если же староста не будет являться одновременно и «неформальным» лидером, то человек, пользующийся большим авторитетом у учеников, будет разлагать коллектив и эффективность организации и самой результативности деятельности упадет. Вполне может произойти такое, что возникнет конфликт между формальным и неформальным лидером. Поэтому очень важно, чтобы учителя имели представления о том, кто же является лидером класса.

Исследование лидерства, проведенное Н. С. Жеребовой, показало, что специфическая сфера деятельности (учеба, общественно-полезный труд, общественная работа, отдых) выдвигает своего инструментального (или, что одно и то же, ситуативного) лидера. Полное совпадение лидеров в одном лице в ситуациях совместной работы, учебы, общественно полезной деятельности и отдыха наблюдалось только в единичных случаях. В этой связи заслуживает внимания определение лидера, данное Б. Д. Парыгиным:


«Лидер— это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели».

Лидер в классе – опора классного руководителя. Лидеры – это ребята, которые самым естественным образом организуют своих сверстников, способствуют утверждению социально значимых ценностей и ориентации. Поэтому классному руководителю важно знать неформального лидера в своем классе.

Лидер не назначается официально, не наделяется какими-либо формальными полномочиями и не несет законной ответственности за состояние дел в классе.

Лидер предает своему окружению знания, моральные ценности. Личные достоинства лидера – образец для подражания. Поэтому нравственный облик лидера класса очень важен, так как он оказывает непосредственное влияние на формирование личностей одноклассников.


Глава 3. Экспериментальное исследование

Для проверки выдвинутой нами гипотезы мы провели ряд методик:



  1. Метод социометрических измерений (социометрия).

  2. Диагностика состояния агрессивности (опросник Басса-Дарки)

  3. Анкета «Критерии агрессивности у ребенка»

  4. Критерии агрессивности (М. Алворд, П. Бейкер)


3.1 Методика «Социометрия»

Основоположником социометрии – метода, измеряющего межличностные взаимоотношения в группе, является Дж. Морено, американский психиатр и социальный психолог. Социометрия проводится со всем классом сразу. В нашем случае обучающимся было задано три вопроса, касающиеся их взаимоотношений в учебной, трудовой и межличностной (общение после уроков) сферах жизнедеятельности. В результате проведения социометрии можно выделить в классе «звезд», «предпочитаемых», «принимаемых», «изолированных» и «отверженных» ребят.

Для проверки выдвинутой нами гипотезы нам необходимо было выявить только «звезд», то есть лидеров класса.

Результаты исследования по данной методике представлены ниже.



3 класс.

Выявлен один безусловный лидер, являющийся «звездой» во всех сферах жизнедеятельности класса.

Еще пять обучающихся являются лидерами только в одной из сфер (трудовой, учебной, межличностной).

6 класс.

Ярко выраженные «звезды» выделены только в учебной сфере (3 человека). В трудовой и межличностной сферах очевидных лидеров не выявлено.



10 класс.

Выявлены три ярких лидера, являющихся «звездами» во всех сферах жизнедеятельности класса.


3.2 Опросник Басса - Дарки.

Опросник Басса – Дарки состоит из 75 утверждений, на каждое из которых испытуемому необходимо ответить утвердительно или отрицательно. Опросник Басса – Дарки направлен на выявление нескольких видов реакций, высокий уровень которых может привести к возможности проявления открытой агрессии. Могут быть выделены следующие виды реакций испытуемого.



  1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

  2. Косвенная агрессия (агрессия, направляемая окольным путем).

  3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

  4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

  5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

  6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осто­рожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

  7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

  8. Чувство вины выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что совершает злые поступки, а также ощущаемые им угрызения совести.

Реакции 5 и 6 (обида, подозрительность) можно определить как враждебные, реакции 1,2,7(физическая, косвенная, вербальная агрессия)— как агрессивные. К особым реакциям отнесены реакции «Раздражение», «Негативизм» и «Чувство вины» (3, 4, 8), без которых анализ враждебных и агрессивных реакций был бы недостаточно полным.

Опросник Басса – Дарки применялся нами при исследовании обучающихся двух возрастных групп: 6 и 10 классов.

В рамках проверки нашей гипотезы нас интересовал уровень агрессивности (физической, косвенной, вербальной) у обучающихся, являющихся лидерами классов.

Результаты исследования.



6 класс.

№ п/п


Уровень агрессивности

Физическая

Вербальная

Косвенная

Лидер 1

Норма

Выше нормы

Выше нормы

Лидер 2

Норма

Выше нормы

Выше нормы

Лидер 3

Норма

Выше нормы

Выше нормы

Вывод: у всех обучающихся, имеющих статус лидера, присутствует повышенный уровень вербальной и косвенной агрессии, в то время как показатели физической агрессии находятся в пределах нормы.
10 класс.

№ п/п


Уровень агрессивности

Физическая

Вербальная

Косвенная

Лидер 1

Норма

Норма

Норма

Лидер 2

Норма

Норма

Норма

Лидер 3

Норма

Выше нормы

Выше нормы

Вывод: Только один из трех лидеров имеет повышенный уровень вербальной и косвенной агрессии (уровень физической агрессии в норме).
3.3 Методики выявление уровня агрессивности у обучающихся начальной школы
3.3.1 Проективная методика «Кактус»

Автор методики Панфилова. По инструкции ребенку предлагается нарисовать кактус.

По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Рисунок кактуса интерпретируется по методике.

Результаты исследования.

Из пяти лидеров класса двое демонстрируют признаки агрессии.


3.3.2 Проективная методика «Рисунок человека»

Автор методики Маховер К. Ребенку дается инструкция: «Нарисуй человека, какого хочешь».

В рисунке человека о наличии физической агрессии свидетельствуют преувеличенные кулаки, длинные, растопыренные пальцы, наличие военной тематики, наличие в руках у человека средств нападения. О наличии вербальной агрессии говорят прорисовка рта и изображение рта приоткрытым. Возможно наличие также косвенных признаков защитной агрессии.

3.3.3 Критерии агрессивности у ребенка

Методика представляет из себя анкету, состоящую из 20 вопросов. Положительный ответ на каждый вопрос оценивается в один балл.



Результаты исследования.

№ п/п

Уровень агрессивности

Лидер №1

Низкий

Лидер №2

Низкий

Лидер №3

Низкий

Лидер №4

Низкий

Лидер №5

Низкий

Вывод: все 100% лидеров 3 класса имеют низкий уровень агрессивности.

3.3.4 Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)

Американские психологи М.Алворд и П.Бейкер разработали восемь критериев агрессивности. В нашем исследовании агрессивность ребенка определял по предложенным критериям педагог.

Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

Результаты исследования.

По данным диагностики ни один из ребят не демонстрирует высокого уровня агрессивности.


Заключение – выводы.

1. Детская агрессия не считается нарушением психического развития. Она заложена в каждом человеке от природы, являясь инстинктивной формой поведения, в основе которого – самозащита и выживание.

Однако люди используют агрессию по-разному. Одни – чтобы созидать и защищать, другие – для разрушения и нападения. Мы рассматривали агрессивность как черту характера, как одну из важнейших характеристик действий и поступков, которые определяют и устанавливают взаимоотношения между людьми.

2. Лидер в классе – опора классного руководителя. Лидеры – это ребята, которые самым естественным образом организуют своих сверстников, способствуют утверждению социально значимых ценностей и ориентации. Классному руководителю для эффективной воспитательной работы необходимо знать лидера своего класса.

Лидер— это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели.

3. В 3 классе выявлен один безусловный лидер, являющийся «звездой» во всех сферах жизнедеятельности класса. Еще 5 человек являются лидерами только в одной из сфер (учебной, трудовой или межличностной). Все лидеры третьего класса имеют низкий или средний уровень агрессивности. Из вышеперечисленного делаем следующий вывод: у обучающихся третьего класса не прослеживается взаимосвязь между высоким уровнем агрессивности и положением лидера класса.

4. В 6-м классе ярко выраженные «звезды» были выявлены только в учебной сфере (3 человека). Возможно, наличие лидера только в учебной сфере объясняется достаточно высоким уровнем учебной мотивации и познавательной активности у обучающихся данного класса. Соответственно лидерами в классе являются ребята, успешные в учебной деятельности. У всех обучающихся, имеющих статус лидера, присутствует повышенный уровень вербальной и косвенной агрессии, в то время как показатели физической агрессии находятся в пределах нормы. Мы делаем следующий вывод: у обучающихся 6-го класса прослеживается некоторая взаимосвязь между повышенной агрессивностью личности и положением лидера класса.

5. В 10 классе выявлены три ярких лидера, являющиеся «звездами» во всех сферах жизнедеятельности класса. Только один из трех лидеров имеет повышенный уровень вербальной и косвенной агрессии (уровень физической агрессии в норме). Таким образом, можно сказать, что 100% выбранных имеют нормативный уровень физической агрессии, 66% имеют нормативный уровень вербальной и косвенной агрессии. В целом, можно сделать вывод о невысоком уровне агрессивности десятиклассников, являющихся лидерами класса.


Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

  1. Высокий уровень агрессивности личности школьника напрямую не связан с положением лидера в классе, т.е. наша гипотеза не подтвердилась.

  2. Лидером в классе может стать и школьник, имеющий низкий или нормальный уровень агрессивности личности.

ЛИТЕРАТУРА


1. Большая энциклопедия психологических тестов. – М., 2007.- 416 с.

2. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1997. – 336с.

3. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб., 2004. – 248 с.

4. Фурманов И.А. Детская агрессивность. М., 1996. – 192с.

5. http://psy.piter.com

6. http://i-am-leader.ru





Каталог: files -> img -> file
file -> Программа развития универсальных учебных действий 1 Цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации требований Стандарта
file -> Компетентность ресурс качественного образования
file -> Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников»
file -> Программа по формированию универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста 6,5 7 лет Составитель
file -> Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
file -> Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни
file -> Изменение содержания образования в Школе Совместной деятельности. Визитка школы
file -> Методические разработки классных часов по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации интегративной программы «Социокультурные истоки»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница