Исследовательская работа «Соловей-разбойник загадка истории»



Дата24.02.2016
Размер90 Kb.
ТипИсследовательская работа




Научно-практическая конференция младших школьников

«Твой первый шаг в науке»

Исследовательская работа

«Соловей-разбойник – загадка истории»

Работу выполнила

ученица 3 «А» класса

МОУ «Лицей №62»

Мещерякова Ольга

Руководитель:

Рудакова Т.Ф.

Саратов


2009 г.

Содержание:




  • Введение……………………………………………….3

  • Опрос учеников………………………………………..4

  • Птичье имя…………………………....………………..5

  • Географическое исследование………………………..6

  • Историческое исследование…………………………..8

  • Сокрушительный свист Соловья-разбойника..........................9

  • Заключение…………………..………………………..10

  • Литература…………………………………………....10


Введение

В настоящее время возникает много вопросов, споров и дискуссий по переделыванию истории России, как современной, так и древней. Это вызывает огромный интерес со стороны всех жителей нашей Родины. Историю нашей страны мы начинаем изучать в школе с Киевской Руси. Бесспорно известная нам сегодня версия древней и средневековой истории – результат кропотливой работы историков, пытавшихся восстановить подлинную картину прошлого.

Известная нам сегодня древняя история – это письменная история, то есть, опирающаяся, в основном, на письменные источники. Безусловно, в основе письменных документов, лежала какая-то реальность. Однако, одно и то же реальное событие могло отразиться в нескольких разных летописях, и, при этом, существенно по-разному

Изучая письменную историю, нужно постоянно помнить о том, что слова, имена, географические названия могли, со временем, менять свой смысл. Одно и то же слово могло обозначать в разные исторические эпохи совсем разные понятия. Кроме того, многие географические названия перемещались по карте с течением веков. Географические карты и названия на них, застыли лишь с началом книгопечатания, когда появилась возможность печатать и распространять множество одинаковых экземпляров одной и той же карты для практических целей мореплавания, обучения и т. п. А до этого момента, каждая из карт была уникальна, и в них царил пёстрый разнобой.

Свою исследовательскую работу я хочу посвятить изучению одного из персонажей русских былин. О былинах, об их научном значении, об их истоках много спорят. Одни исследователи видят в них главным образом мифы, произведения народной фантазии, отражения народного мировоззрения. Для других былины — сказы о действительных событиях нашей древней истории. Начало свое былины ведут еще от XI–XIII веков, от времен Киевской Руси, что в них, кроме поздних наслоений и древнего сказочного элемента, немало чисто фактического, достоверного исторического материала. В основе содержания ряда былин лежат действительные события. Бесспорно и то, что ряд излюбленных былинных персонажей — лица исторические, действительно жившие на Руси. О князе Владимире, Добрыне, Илье Муромце знают не только историки, но даже мы дети. Но меня, почему-то, заинтересовал отрицательный образ из этих были; а именно образ Соловья-разбойника. Оказывается – это один из самых загадочных персонажей наших былин. Соловей разбойник не просто фольклорный персонаж. Существует мнение, что это реально живший в лесах человек.

Итак, тема моей исследовательской работы – «Существовал ли Соловей-разбойник на самом деле и почему Соловей стал разбойником?»


Цель работы: активировать познавательную деятельность учеников по изучению истории Родины

Задачи:

  1. проанализировать данные фольклорного произведения;

  2. сопоставить данные былины и исторические сведения;

  3. выяснить историческую сущность персонажа;

Объект исследования: былинный персонаж Соловей-разбойник

Предмет исследования: былина. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» .

Исследование я начала с опроса учеников своего класса.



  1. Считаете ли вы былинных героев вымышленным персонажами или историческими личностями?

Почти все ученики считают, что былинные персонажи когда-то существовали.

2. Кто такой Соловей разбойник, чудище или человек?

Половина ребят, сказали, что Соловей-разбойник – это чудовище лесное, другая половина решила, что это человек, но не русский. Никто из ребят даже не предположил, что это человек-птица.

Согласно мифологической энциклопедии, Соловей - разбойник - русский былинный персонаж, вступающий как противник богатырей, обладающий загадочной и чудовищной силой - особым посвистом.


В образе Соловья - разбойника соединены антропоморфные черты и признаки сверхъестественного персонажа. С одной стороны, он выступает как богатырь, равный по силе Илье Муромцу. С другой стороны, в былинах Соловей изображен как чудовище, родственное Змею.

Вынести из былины четкое представление о Соловье-разбойнике в принципе невозможно. Для выяснения проблемы историчности Соловья-разбойника я решила обратиться к письменным источникам.



Птичье имя

Имя Соловей - это не обязательно указание указанием на птицу? В старину его мог носить и человек. «Употребление названий животных разного рода в качестве личных имен, — писал А.И. Соболевский, — свойственно едва ли не всему человечеству. Древняя Русь знала его издревле». То, что ныне воспринимается только как забавные, а порою даже обидные для их носителей прозвища, раньше служило «официальными» именами вполне уважаемых людей. Например, царская династия Романовых вела свою родословную от боярина Андрея Кобылы, жившего в XIV в. В документах

XV—XVII вв. фигурируют Баран Филиппов, Волк Курицын, Овца Владимиров, Паук Иванов, Жаворонок Лазарев, Анисим Скворец, Васька Воробей, Стахей Голубь... Имя Соловей в такой компании выглядит совершенно естественным.

В документах этого же периода встречаются дворянин Соловей Борщов, стрелецкий десятник Матюша Соловей Борщов, стрелецкий десятник Матюша Соловей и другие. Кроме того, косвенным признаком популярности какого-то имени в прошлом является современное бытование производной от него фамилии. «...Широкое распространение в наше время фамилии Соловьев... — отмечал А.И. Соболевский, — кажется, достаточно ручается за частое употребление этого имени в старину».

С нашим же Соловьем дело могло обстоять очень просто. Разбойникам ведь принято давать клички. Ничто не мешает предположить, что какой-нибудь удалец «с большой дороги» получил прозвище Соловей, допустим, за особенное умение свистеть, всегда ценившееся в разбойничьей среде.

Кроме этого, разбойник был Одихматьев сын. Для Киевской Руси всегда все злое олицетворялось с образом Степи: хазары, печенеги, половцы – это те люди, которые грабили и убивали. Не исключено, что для формирования отрицательного восприятия Соловья, авторы былины наделили его этим «степным» отчеством.



Географическое исследование.

Любая былина, как и всякое фольклорное произведение, существует во множестве вариантов. Название города, освобожденного Ильёй Муромцем от осады, ничего не дает. Не дает уже потому, что разные варианты былин дают свыше десяти разных названий этого города. Тут и Себеж, и Бежегов, и Турчев, Бекетовец, Чернигов, Орехов, Кинешма, Чиженец, Смолягин... Но во всех вариантах Илья едет из Мурома в Киев.

Согласно словам былины Илья мчался в стольный город напрямую, через реки и озера. Если к карте приложить линейку, то путь былинного героя из Мурома в стольный град Киев лежат через сегодняшние Рязанскую, Тульскую, Калужскую, Брянскую, Черниговскую области. Но если представить, где мог бы пролегать подобный маршрут в реальных условиях Древней Руси, станет ясно, что человеку удобнее добираться из Мурома в Киев, или по реке Оке или вдоль ее берега. Известно, что все торговые и иные пути на Руси были связаны с реками. И только там, где река круто изгибается (в районе нынешней Калуги), он вынужден был бы взять юго-западнее и ехать лесами, устремляясь опять-таки к ближайшей излучине Десны, а уж река привела бы его в Чернигов и Киев. Этот-то путь непосредственно пересек бы сначала Брынские (село Брынь, Думиничский район Калужской области, почти у границы с Брянской областью), а затем и Брянские леса. И еще один немаловажный нюанс. Сегодня мимо села Брынь проходит автомагистраль, ведущая из центра России к Киеву и Чернигову, а параллельно ей тянется железная дорога. Случайно ли одна из важнейших транспортных артерий на этом участке в точности повторяет путь, описанный в былине? Получается, что создатели былины знали, что кратчайший путь из северо-восточных земель в Киев лежит через Брынские леса, потому и направили туда своего героя. Наиболее рациональный маршрут выбирали позднее и строители дорог. К тому же крупные автодороги предпочитали строить по уже существующим, давно объезженным путям.

Таким образом, размещение логова Соловья-разбойника в Брынских (Брянских) лесах с историко-географической точки зрения абсолютно оправданно и может быть принято за достоверную деталь повествования.

Много интересного можно обнаружить и в самой Брянской области. Например, былина говорит, что лесная застава Соловья-разбойника располагалась у реки Смородины. Эту реку поначалу считали чисто мифической и на карте не искали — как оказалось, напрасно, ибо недалеко от Карачева протекает река Смородиновка (по другим данным — Смородинная, Смородинка). А недалеко от Карачева лежит село с не совсем обычным названием Девять Дубов.

Существует даже Соловьев перевоз — через Десну, в непосредственной близости от Брянска. Местные жители говорят, что на берегу Смородинной находится огромных размеров пень, который, по преданию, сохранился от громадных девяти дубов, около которых жил Соловей-Разбойник.



Историческое исследование.

Брянские леса — это часть обширной территории, которую в период формирования древнерусской государственности населяло племя вятичей. Географическое положение земли вятичей предписывало ей стать связующим звеном между «центром» и северо-восточными «окраинами» нарождающегося государства. Однако в реальной жизни долгое время было иначе. Наш видный историк В.О. Ключевский писал: «До половины XII в. не заметно прямого сообщения Киевской Руси с отдаленным Ростово-Суздальским краем. (...) Когда ростовскому или муромскому князю приходилось ездить на юг в Киев, он ехал не прямой дорогой, а делал длинный объезд в сторону». Почему же княжеские дружины так старательно огибали владения вятичей?

Конечно причиной могли быть только труднопроходимые лесные дебри и болота. Однако историки говорят, что для купеческих караванов земля вятичей и в те годы была «проницаема». Через нее уже с IX в. проходил торговый путь, связывавший Киев с Волжским Булгаром. Поднявшись вверх по Десне, купцы волоком переправляли груз с верховья Оки, а по ней попадали в Волгу. Но то, что удавалось мирным торговцам, очень нелегко было осуществить людям, приходившим сюда с другими намерениями...

Действительно, вятичи дольше и упорнее других восточнославянских племен сохраняли свою обособленность, сопротивляясь властным притязаниям киевских князей. Все подталкивает к мысли, что в сюжете о первом подвиге Ильи Муромца отразилась борьба за прокладывание этой дороги. Получается, застава Соловья символизировала собой непокорное племя вятичей? Дополнительным аргументом в пользу этой версии является известное сходство образа жизни Соловья-разбойника с бытом вятичей. Так в книге Русь великая В.Д. Иванов, описывая путешествия Владимира Мономаха по земле вятицкой, упоминает о деревянном доме, который построен в кроне огромного дуба.

Конечно, идея о Соловье-вятиче предполагает отход от традиционного понимания этого персонажа как разбойничьего атамана. Г. Пясецкий и В. Никольский в «Исторических очерках города Карачева» приводили следующий довод: «Победа над простым атаманом шайки не подняла бы так Ильи Муромца в глазах могучих богатырей князя Владимира и не снискала бы ему столько почета и удивления в первопрестольном Киеве. Другое дело, когда Илье Муромцу удалось доставить пленником на великокняжеский двор племенного князя вятичей, обладавшего недоступными лесами! Тогда вполне понятными становятся заслуги богатыря и восторги киевского князя, пожелавшего потешится над униженным соперником своего могущества».

Однако следует учитывать, что объект моего исследования все-таки былина, а не научно доказанные факты истории. А Соловей-разбойник как раз и наделен эпической, немыслимой для реального человека мощью.


Сокрушительный свист Соловья-разбойника


Больший интерес представляют собой мифические существа, наделенные некими сверхъестественными свойствами. Так свист разбойника описывается в былине трижды. Сначала о страшных последствиях свиста предупреждают Илью черниговцы, затем Соловей свистит, пытаясь остановить богатыря в лесу, и, наконец, его жертвами становятся киевляне. Последствия свиста всегда разрушительны, однако ученые так и не получили четкого представления о характере его действия. Историки предполагают, что Соловей-разбойник олицетворяет сказочно-мифологического Змея, передавшего ему свою сюжетную роль чудовища, с которым борется богатырь. Тип свистящего Змея подсказал мысль сделать главным оружием чудовища - свист. О мифологическом образе Соловья свидетельствует и тот факт, что получив смертельную рану «Ему выбило право око со косицею» (косица – висок) разбойник остается жив, и лишь теряет силу, которые успешно восстанавливает «чаркой зелена вина».
Заключение

Опираясь на свои исследования и мнения авторитетных историков, я могу предположить следующее:

Человек по имени Соловей мог существовать. Конечно разбойник из былины о Илье Муромце - это персонаж, наделенный мифической силой. Не исключено, что в Древней Руси существовали сказки о чудовище и богатыре, убившего его стрелою в глаз. Возможно, позднее героя этой древней сказки сделали крестьянином из Муромской земли, его противник Соловей стал олицетворением вятичей, сопротивлявшихся объединению русских земель. Но хочется верить, что былинный Соловей-разбойник — это не миф, одетый в исторические одежды.

Изучение этого персонажа из русских былин заставило меня задуматься, как жили наши предки в далекой древности. Археологические находки современных историков говорят о том, что истории наших предков уходит далеко в неизученное прошлое. Как жили древние славяне до крещения Руси? Как происходило объединение русских земель? Как менялась культура и жизнь славян на протяжении неизученных тысячелетий? Эти вопросы будущих исследований.



Список литературы

  1. Былины/ сост., вступ. ст., обраб. текстов, прмеч. и слов. Ю.Г. Круглова.-М.: Просвещение, 1993г.

  2. Героические былины/ составление, редакция текстов, вводная статья и словарь старинных и местных слов В.И. Чичерова

  3. Б.А. Рыбаков. Искусство древних славян. В. Кн.: История русского искусства, т.I. М., 1953.

  4. Иванов В.Д. Русь Великая: Роман-хроника.-М.:Сов.Россия,1981г.

  5. Сказания о русской земле. А.Нечволодов. книга первая. Уральское отделение всесоюзного культурного центра «Русская энциклопедия», изд-во «Кузбасс»,1991г.

  6. Иловайский Д.И. Краткие очерки русской истории:Учебное пособие доя ср. и ст. кл. – Саратов: Регион. Поволж. изд-во «Детская книга»,1996г.

  7. http://www.znanie-sila.ru/projects/issue_130.html. Материал из журнала "Знание-сила" Где родилась былина? Юрий Александров «ЗС» №6/1969

  8. http://www.100velikih.ru/view858.html. Статьи сто великих загадок истории.

  9. www.avorhist.ru/publish/kllec16.htm. Ключевский В.О. Курс русской истории. Лекция 16.

  10. http://myfhology.narod.ru/heroes/s/solovey-razb.html

Каталог: gallery
gallery -> Программадисциплин ы
gallery -> Программа дисциплины (модуля) Теория обучения иностранным языкам (Наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки
gallery -> Методические рекомендации для родителей, педагогов и специалистов образовательных учреждений
gallery -> Учебно-методический комплекс дисциплины «региональная экономика»
gallery -> Аналитический отчёт учителя немецкого языка мбоу ненинская сош имени Героя РФ лайса А. В. Солтонского района Алтайского края Гущиной Нины Петровны
gallery -> Методические рекомендации для учителя, контрольно-измерительные материалы. Содержательная и целенаправленная работа учителя начальных классов по данным комплексам оказывает непосредственное влияние на развитие письменной связной речи обучающихся начальных
gallery -> Программа дисциплины психодиагностика Направление подготовки (специальность) Клиническая психология Профиль подготовки
gallery -> Программадисциплин ы
gallery -> Цели урока : продолжение знакомства с повестью "Шинель", работа над понятиями "сквозная тема в русской литературе", "маленький человек", обучение монологической речи, умению вести полемику
gallery -> Методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений и родителей


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница