Исследовательская работа «Социальная работа с детьми девиантного поведения»



Скачать 223,89 Kb.
Дата02.01.2022
Размер223,89 Kb.
#7482
ТипИсследовательская работа

ГБОУ СПО «Ейский медицинский колледж»


Исследовательская работа


«Социальная работа с детьми девиантного поведения»

Выполнила: студентка 331гр. Кабанова Э. Ю.

специальность 31.02.01.

Лечебное дело Научный руководитель: Поповская Т.С.


2015
ОГЛАВЛЕНИЕ


1.ВВЕДЕНИЕ

2.СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОСОБЫЙ ВИД ПРАКТИЧЕСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Понятие социальной работы, ее объекты и субъекты

2.2 Принципы социальной работы как особого вида практической деятельности

3.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ВОЗРАСТЕ ОТ 14 ДО 16 ЛЕТ

3.1 Наркомания и токсикомания как формы девиантного поведения: понятие, классификация и типы наркотиков

3.2 Деятельность по предотвращению и избавлению несовершеннолетних от наркотической зависимости

3.3 Пьянство и алкоголизм как формы девиантного поведения в среде подростков.

3.4 Содержание социальной работы с подростками, склонными к злоупотреблению алкоголем.

3.5 Самоубийство - как крайняя форма девиантного поведения подростков.

3.6 Опыт работы с детьми, имеющими психологические отклонения, предупреждение самоубийств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Закрепленное в ст. 22 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) право каждого члена общества на социальное обеспечение гарантируется в Российской Федерации каждому гражданину.

Актуальность темы определяется сложностью и противоречивостью современного периода становления российской государственности, кризисными проявлениями во всех сферах российской действительности. Переход к рынку, ухудшение условий жизни значительной части населения страны, в особенности безработных, пенсионеров, семей с детьми, выявили неспособность прежней системы социального обеспечения гарантировать каждому достойный жизненный уровень. Многочисленные недостатки современной системы социальной поддержки населения хорошо известны не только специалистам, но и всем тем, кто сталкивается с работой органов социальной поддержки населения по долгу службы и в повседневной жизни. Именно поэтому реформирование системы социальной поддержки населения России и практически полное обновление прежнего советского законодательства в области социального обеспечения детей представляет собой один из важнейших пунктов программы обновления российской системы управления, что также говорит об актуальности выбранной темы исследования.

Актуальность темы определяется также необходимостью перехода российских государственных органов управления по социальной защите населения от традиционных образцов реагирования к эффективному принятию решений, оптимизации управленческих структур, улучшения управленческого стиля.

Одним из наиболее актуальных направлений совершенствования социальной защиты населения на современном этапе реформы жилищно-коммунального хозяйства является реформа системы поддержки социально незащищенных слоев населения России в целом.

Объектом исследования выступает социальная помощь.

Предметом исследования являются основные формы социальной помощи детям с девиантным поведением по российскому законодательству.

Достижение поставленной цели, возможно, осуществить через решения следующих промежуточных задач исследования.

1. Раскрыть понятие, объект, субъект, принципы социальной работы;

2. исследовать комплекс нормативно-правовых актов в сфере социальной помощи «трудным» детям;

3. рассмотреть понятие, причины, формы проявления, социальный контроль девиантного поведения;

4. проанализировать наркоманию, токсикоманию, употребление алкоголя, самоубийство как формы девиантного поведения.

Сущность и содержание социальной защиты детей с девиантным поведением раскрывается в работах таких авторов, как: Змановская Е.В.; Курбатова В.И.; Павленок П.Д., Руднева М.Я.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОСОБЫЙ ВИД ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Социальная работа – это особый вид практической деятельности, направленной на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить.

Социальная работа состоит из цепочки компонентов таких как: субъект, содержание, управление, объект и связывающие их в единое целое средства, функции и цели.

Объект социальной работы это - люди, нуждающиеся в посторонней помощи. В данной работе объектом выступают подростки, оказавшиеся в дурной компании.

Субъекты, люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею. Это и государство в целом, благотворительные организации, общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного Полумесяца, общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников. Союз офицеров и др.

Но главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся социальной работой профессионально или на общественных началах.

Говоря о субъекте социальной работы нужно его подразделять на тех, кто в основном занимается организацией социальной работы (организаторы) и тех, кто непосредственно оказывает социальную работу – практических социальных работников.


Принципы социальной работы как особого вида практической деятельности

  1. Общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия: принципы детерминизма, отражения, развития.

  2. Общие принципы социальных (общественных) наук: принципы историзма социальной обусловленности, социальной значимости, гносеологического подхода, единства сознания и деятельности.

  3. Социально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства.

  4. Организационные принципы – социально-технологическая компетентность кадров, принципы контроля и проверки исполнения, функциональной определенности, единства прав и обязанностей, полномочий и ответственности.

  5. Психолого-педагогические принципы - выражают требования к выбору средств психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных служб.

  6. Специфические принципы социальной работы, определяющие основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению: принципы гуманизма, справедливости, альтруизма, коммуникативности, вариативности социальной помощи.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ВОЗРАСТЕ ОТ 14 ДО 16 ЛЕТ

Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. Если воспользоваться научным определением, то девиантное поведение, девиантность (лат.deviatio - отклонение) - это:

1. поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (соц.группе) нормам и ожиданиям;

2. социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям; В первом значении - как индивидуальный акт - девиантное поведение изучается преимущественно психологией, педагогикой и другими поведенческими науками. Во втором значении - как элемент социального бытия - девиантность служит предметом социологии и социальной психологии.
Наркомания и токсикомания как формы девиантного поведения: понятие, классификация и типы наркотиков
Что такое наркомания? По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), наркомания — это «психическое, а иногда также и физическое состояние, возникающее в результате взаимодействия между живым организмом и наркотическим средством, характеризующееся особенностями поведения и другими реакциями, которые всегда включают потребность в постоянном или периодически возобновляемом приеме этого наркотического средства с целью испытать его психическое взаимодействие или избежать дискомфорта, связанного с его отсутствием».

Наркотиком считается любое вещество растительного или синтетического происхождения, которое при введении его в организм может изменить одну или несколько функций и вследствие многократного употребления привести к возникновению психической или физической зависимости у человека.

В мире известно более 500 наркотических средств, из них 100 наркотиков и около 50 психотропных препаратов, обладающих наркотическими свойствами, зафиксированными в международных документах.

Разновидностью наркомании является токсикомания. При токсикомании вместо наркотиков в организм вводятся различные химические вещества, в том числе не предназначенные для внутреннего потребления, такие, как пары бензина, средства бытовой химии и т. д.

В докладе ВОЗ говорится, что основные причины распространения наркомании связываются, прежде всего: 1) с особенностями характера наркоманов; 2) психическими и физическими расстройствами организма наркомана; 3) негативным социально-культурным влиянием на его личность1.

Рассмотрим следующую классификацию причин наркомании:

1) биологические:

• степень изначальной толерантности (терпимости) к наркотическому препарату, наличие патологической почвы в виде поражения головного мозга;

• природа наркотического вещества, а также способ его введения;

• потребности в принятии наркотика, которые вызваны чувством голода, усилием половой потенции, хроническим переутомлением организма, болезнью, когда провоцируется употребление «спасительных доз наркотиков»;

2) психологические:

• привлекательность на психическом уровне возникающих ощущений и переживаний;

• стремление к самоутверждению;

• отсутствие устойчивых, позитивно ориентированных социальных интересов;

• расстройства психики неограниченной природы, такие, как социальный стресс, период полового созревания, разочарования, крушение жизненных планов, страх, тревога и др.;

• особенности личностной акцентуации;

3) социально-педагогические:

• семейное воспитание;

• адаптация в школьном, студенческом, трудовом коллективе;

4) социальные:

• мода (престижность в определенной среде приема некоторых разновидностей наркотиков или других психоактивных веществ);

• влияние референтной группы;

• неорганизованность досуга;

5) социально-культурные:

• влияние культуры, в частности субкультуры, на подростка, молодого человека;

• замалчивание истинного состояния проблемы наркотизации молодежи;

• доступность наркотиков;

• развал идеологических и общественных институтов, утверждение идеологии обывательской жизни, резкое обнищание населения с невозможностью удовлетворить естественные потребности. Это привело значительное число молодых в суррогатные культуры, насаждаемые Западом, увеличив количество дезадаптированных подростков, которые стали решать свои проблемы с помощью наркотиков.

Сами же подростки называют следующие причины систематического принятия ими наркотиков: оптимизация настроения, поднятие тонуса – 49 %; отвлечение от насущных проблем – 37 %; преодоление чувства одиночества – 18 %; повышение коммуникабельности и контактов общения – 16 %.

Токсикоманы — это, как правило, дети и подростки 13—14 лет, поэтому они часто вовсе не понимают последствий отравлений ядами своего организма. Опасность токсикомании состоит в том, что дети в результате интоксикации организма либо погибают, либо совершают действия, ведущие их к гибели. Но, если токсикоман выживает, действие ядовитых паров на детский организм зачастую приводит к необратимым последствиям: инвалидности, умственной неполноценности2.


Деятельность по предотвращению и избавлению несовершеннолетних от наркотической зависимости

ударственный

Профилактическая деятельность с подростками от 14-16 лет, потребляющими наркотические средства, строится, как правило, на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями родителей, воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальных работников и сотрудников правоохранительных органов.

Основными направлениями профилактической работы являются:

• формирование общественного мнения, направленного против употребления наркотиков; пропаганда здорового образа жизни;

• осуществление разъяснительной работы среди населения об опасности немедицинского потребления наркотиков, о необходимости соблюдения антинаркотического законодательства и правовых последствиях его нарушения;

• проведение мероприятий оперативно-розыскного характера, направленных на предупреждение, пресечение и раскрытие правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Наибольшей эффективности в решении данных вопросов можно добиться, опираясь и активно используя возможности СМИ, которые служат главным, а порой и единственным источником информации для большинства населения.

Составными элементами индивидуальной профилактики употребления наркотиков и правонарушений, связанных с ними, являются:

• выявление лиц, употребляющих наркотики;

• осуществление наблюдения за поведением и образом жизни указанных лиц;

• проведение мероприятий воспитательного, медицинского и правового характера;

• блокировка любых контактов с отрицательным микросоциумом, с другими потребителями наркотиков и их распространителями.

Важно установить в семье, быту, по месту работы (учебы) и проведения досуга жесткий контроль подростков со стороны родителей, родственников, друзей, способных оказать на профилактируемого положительное влияние. Успех достигается в том случае, когда молодежь начинает относиться к употреблению наркотиков как к скучному и бездарному занятию, когда люди, уже имеющие зависимость от наркотических или токсических средств, осознают, что они погрязли в своей болезни и потому неспособны наслаждаться реальной жизнью.
Пьянство и алкоголизм как формы девиантного поведения в среде подростков
Алкоголь фактически вошел в жизнь нашего общества. Однако это социокультурная ситуация дорого обходится обществу.

Главный показатель алкоголизации — потребление алкоголя в расчете на душу населения — увеличился за минувшее столетие в 3,8 раза и достиг 13 л абсолютного алкоголя (чистого спирта). В свою очередь, согласно данным ВОЗ, потребление алкоголя свыше 8 л на душу населения в год ведет к изменению генофонда нации, поскольку при таком положении детей с психическими и физическими отклонениями рождается больше, чем здоровых.

Существует несколько определений алкоголизма.

С медицинской точки зрения алкоголизм — это хроническое заболевание, характеризующееся непреодолимым влечением человека к спиртным напиткам.

С социальной позиции алкоголизм — это форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением человека к спиртному и последующей деградацией личности3.

Особенность пьянства и алкоголизма как форм девиантного поведения состоит в том, что эти явления предопределяют связанные с ними другие социальные отклонения: преступность, правонарушения, социальный паразитизм, жестокость, насилие, самоубийства.

Особенно тревожными факторами являются раннее приобщение и быстрое привыкание к спиртному детей и подростков.

В России насчитывается более 500 тыс. подростков-алкоголиков, 80—85% из них школьники и учащиеся средних специальных учебных заведений, в том числе 3,8% — пьют систематически, 18% — умеренно, 27% — эпизодически4.

У детей и подростков алкоголизм имеет ряд характерных особенностей:

• быстрое привыкание к спиртным напиткам;

• тяжелое течение болезни:

• принятие ребенком или подростком больших доз алкоголя;

• быстрое развитие запойного пьянства;

• низкая эффективность лечения.

На формирование алкоголизма влияет множество факторов, среди которых главные — наследственность, индивидуальные качества личности и воздействие окружающей среды.

Последствия же алкоголя с точки зрения наносимого им вреда подрастающему поколению можно разделить на четыре группы:

• социально-экономические (преждевременное оставление учебы, резкое понижение производительности труда, увеличение производственного и бытового травматизма, затраты на различные противоалкогольные мероприятия и т. д.);

• социально-психологические (разрыв семейных, школьных, трудовых или иных социально-положительных связей, духовное и нравственное разрушение личности, ухудшение нравственно-психологического климата микросреды и т. д.);

• криминальные (совершение преступлений, вовлечение в преступную деятельность других людей, создание благоприятных условий для криминализации и виктимизации и т.д.);

• физические (наносится вред здоровью не только подросткам, злоупотребляющих алкоголем, но и будущих поколений).

Содержание социальной работы с подростками, склонными к злоупотреблению алкоголем
Социальная работа с подростками, злоупотребляющими алкоголем, реализуется в большей степени в виде комплекса профилактических, реабилитационных и других мероприятий, а также путем организации различных сфер их жизнедеятельности.

Можно выделить основные направления в деятельности социального работника при работе с больным алкоголизмом:

1) диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения кого-либо еще из членов семьи к алкоголю;

2) по повышению уровня социальной адаптации больного, склонного к употреблению алкоголя;

3) по профилактике алкоголизма, включающая противоалкогольное обучение и воспитание больных алкоголизмом с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя;

4) по просвещению больного подростка и членов его семьи с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры внутрисемейных взаимоотношений;

5) по социальной реабилитации больного, имеющего алкогольную зависимость;

6) посредническую между больным и окружающим его социумом по преодолению явлений дезадаптации.


Сегодня отечественная практика социальной работы с алкоголиками и их семьями содержит положительные примеры комплексного подхода. Сотрудничая с различными антиалкогольными фондами, общественными и религиозными организациями, государственные социальные службы осуществляют специализированные социально-психологические реабилитационные мероприятия.
Самоубийство как крайняя форма девиантного поведения подростков
Мировая наука установила, что акт самоубийства аккумулирует в себе множество факторов: социальных, экономических, политических, философских, психологических, религиозных. Существует ряд закономерностей, связывающих уровень самоубийств с общественными процессами: в технически высокоразвитых странах вероятность самоубийств резко возрастает; в городах совершаются в 2 раза больше самоубийств, чем в сельской местности; сокращение рождаемости приводит к росту уровня самоубийств; во время войн число самоубийств падает.

Одна из главных тенденций, которая прослеживается в процессе развития общества, — это связь самоубийств с общественно-политической

В настоящее время проблема психологического здоровья подрастающего поколения привлекает внимание многих исследователей. В детском возрасте отмечается рост эмоциональных нарушений, младший школьный возраст является критическим с точки зрения как психологии («кризис 7 лет»), так и медицины (возрастает риск возникновения психосоматической патологии и нервно-психических срывов).

Сегодняшние подростки и молодые люди меньше уверены в себе и мало доверяют окружающим, более чувствительны и не настолько привязаны к своим семьям, как их сверстники несколько десятилетий назад.

Примерно 7% детей и подростков до 18 лет подвержены расстройству настроения. В возрасте до 11 лет мальчики и девочки одинаково часто испытывают депрессию, но к 18 годам девушек, страдающих депрессией, становится в 2 раза больше, чем юношей. Юные жертвы депрессии особенно часто демонстрируют такие симптомы, как плохое физическое самочувствие, раздражительность и попытки избежать социальных контактов.

Анализ причин подросткового суицида позволил сгруппировать их в виде трех основных факторов.

• Взаимоотношения с родителям зависят от степени понимания ими своих детей, сопереживания, нормативности отношений.

• Проблемы в школе связаны с личностью учителя, социометрическим статусом подростка в классе и личным отношением к успеваемости, факторам жизненных перспектив.

• Взаимоотношения со сверстниками — общение с друзьями, межполовое общение.

Среди мотивов, объясняющих попытки самоубийства, сами подростки и психологи указывают на такие способы, как: «дать человеку понять, в каком ты отчаянии —10% случаев; «заставить сожалеть человека, который плохо с тобой обращался» — 30%; «показать, как ты любишь другого» или «выяснить любит ли тебя другой» — 25%; «повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение» — 25% и 18% — «призыв, чтобы от другого человека пришла помощь».

Суицид трактуется как намеренное лишение себя жизни.

Основными направлениями социальной работы в борьбе с данным видом девиантного поведения является проведение профилактических и реабилитационных мероприятий.

Основные подходы к профилактике суицидального поведения. Под профилактикой в социальной работе понимаются прежде всего научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:

• предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельных индивидуумов и групп риска;

• сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей;

• содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

Так как психологические отклонения могут быть вызваны разными причинами и обстоятельствами, можно выделить несколько типов профилактических мероприятий:

• нейтрализующие;

• компенсирующие;

• предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих суицидальным мыслям и намерениям;

• устраняющие эти обстоятельства;

• контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты5.

Основными видами помощи суициденту являются: проведение индивидуальных бесед; включение клиентов в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций; переориентация индивидуальных и групповых интересов; обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, взаимодействия с окружающими, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях; рекомендации по изучению специальной литературы; привлечение специалистов — психологов, юристов, социальных педагогов, психотерапевтов и т. д.

Эффективная реализация данных реабилитационных мероприятий возможна при соблюдении 3 условий:

1) высокой мотивации всех участников реабилитации;

2) социально-психологической компетенции специалистов и руководителей реабилитационного учреждения;

3) координации деятельности различных государственных служб — образования, здравоохранения, правоохранительных и др.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что все существующие технологии работы с подростками, склонными к суицидальным поступкам, направлены на то, чтобы поставить данную форму девиантного поведения под социальный контроль. Он включает следующие меры:

• во-первых, замещение, вытеснение суицидального поведения общественно-полезным или нейтральным поведением;

• во-вторых, направление социальной активности суицидента в общественно одобряемое либо нейтральное русло;

• в-третьих, создание государственной суицидологической службы помощи данной категории населения6.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить.

Объектом социальной работы в данной области являются подростки от 14 до 16 лет.

Подростки в возрасте от 14 до 16 лет склонны к экспериментам со своим здоровьем (употребление алкоголя, наркотиков, суицидальное поведение, токсикомания).

Конвенция о правах ребенка утверждает механизм мониторинга и отчетности, осуществляемых для того, чтобы контролировать ситуацию и отслеживать прогресс в положении детей в разных странах. Согласно Конвенции в осуществлении мониторинга и составлении отчетов государств Комитету по правам ребенка могут принимать участие также различные неправительственные организации.

Все страны, которые ратифицировали Конвенцию о правах ребенка, участвуют в общем процессе исполнения ее требований и взятых на себя обязательств. Этот процесс обеспечивает ряд преимуществ, например:

- интенсивно накапливается опыт решения проблем (которым могут воспользоваться другие);

- совместно работая над одними проблемами, организации и институты, как правительственные, так и неправительственные, могут быстрее спровоцировать благоприятные социальные сдвиги.

"Всемирный марш в интересах детей" в 1997 г. и современное "Всемирное движение в интересах детей" - прекрасные примеры того, как права детей защищаются "всем миром". Подобные мероприятия могут проводиться на региональном уровне каждые 2 - 3 года при поддержке местных властей, на глобальном - как минимум раз в 10 лет при поддержке ООН.

Конвенция помогает нам смотреть в будущее с надеждой и оптимизмом. Утверждая права детей, мы вносим значительный вклад в улучшение качества их жизни, а значит, и жизни в целом. Эти благие цели должны вдохновлять общество на активную борьбу за положительные перемены.

Улучшение ситуации с правами ребенка в итоге принесет обществу много пользы.

Дети, которые воспользовались своим правом на образование и другими правами, в свою очередь, став родителями, будут также готовы бороться за право своих детей на образование, хорошую среду. Они станут родителями, которые склонны уважать права детей и их потребности.

Дети, которых в детстве услышали, став взрослыми, будут прислушиваться к голосу своего ребенка.

Права человека начинаются с прав детей. Общество, которое уважает права детей, в следующем поколении станет обществом, которое уважает все права человека (Европейская сеть детских омбудсменов, 2001).

Конвенция о правах ребенка - это взгляд в будущее. Поскольку она признана в большинстве стран мира, то может стать мощным двигателем прогресса. Это свод универсальных принципов и стандартов, который применяется наряду с другими глобальными соглашениями, направленными на осуществление конкретных задач. Например, в комплексе с Целями Тысячелетия ООН и Национальными планами действий в рамках программы "Мир, пригодный для жизни детей" она может представлять собой более эффективный социальный механизм.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Международный пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах»//Бюллетень Верховного Суда. – 1992. - № 12.

  2. Международный пакт от 16.12.1966г. «Об экономических, социальных и культурных правах»// Бюллетень Верховного Суда. – 1992. - № 12.

  3. Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959г. /Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. – М.: Юридическая литература – 1990г. – С. 378.

  4. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 1993г.)//РГ. – 1993. - № 237.

  5. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ//СЗ РФ. – 1994. - № 32. – Ст. 3301.

  6. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. № 223-ФЗ (ред. от 30.06.2008г.)//СЗ РФ. – 1996. - № 1. – Ст. 16.

  7. Трудовой кодекс РФ № 197-ФЗ от 30.12.2001г. (ред. от 28.02.2002г.)//СЗ РФ. – 2002. - № 1. – Ст. 3.

  8. ФЗ от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации"//СЗ РФ. – 1995. - № 30. – Ст. 2871.

  9. ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 30.06.2007г.)//СЗ РФ. – 1998. - № 31. – Ст. 3802.

  10. ФЗ от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (ред. от 24.07.2007г.)//СЗ РФ. – 1998. - № 2. – Ст. 219.

  11. Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (ред. от 29.12.2006г.)//Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1991. - № 27. – Ст. 920.

  12. Распоряжение правительства РФ от 19.01.2006г. № 38-р «О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы)»//СЗ РФ. – 2006. - № 5. – Ст. 589.

  13. Федеральная целевая программа "Дети России" на 2007 - 2010 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172 "О Федеральной целевой программе "Дети России" на 2007 - 2010 годы" // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2007. - № 14. - Ст. 1688.

  14. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д. Социология молодежи: Учеб. пос-е/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. – 576 с.

  15. Девиантология: Хрест-я/Автор – сост-ль Ю.А. Клейберг. – СПб.: Речь, 2007. – 412 с.

  16. Змановская Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения): Учеб. пос-е для студ. Высш. Учеб. зав-й. – М.: Издат-й центр «Академия», 2004. – 288 с.

  17. Лисицин Ю.Б., Копыт Н.Я. Алкоголизм: социально-гигиенические аспекты. М.: Юрист, 2003. – 156 с.

  18. Основы социальной работы: Уч-к/Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 368 с.

  19. Основы социальной работы: Уч-к/Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 395 с.

  20. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учеб. пос-е/Отв. ред. Павленок П.Д. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 185 с.

Профилактика наркомании и токсикомании среди детей и молодежи/Ред. кол. Г.В. Куприянова, Т.Э.Петрова, В.В. Фещенко и др. М.: Юристъ, 2006. – 340 с

1 Профилактика наркомании и токсикомании среди детей и молодежи/Ред. кол. Г.В. Куприянова, Т.Э.Петрова, В.В. Фещенко и др. М.: Юристъ, 2006. – 156 с.

2 Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учеб. пос-е/Отв. ред. Павленок П.Д. – М.: ИНФРА – М, 2007. – С. 50.

3 Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учеб. пос-е/Отв. ред. Павленок П.Д. – М.: ИНФРА – М, 2007. – С. 67.

4 Лисицин Ю.Б., Копыт Н.Я. Алкоголизм: социально-гигиенические аспекты. М., 2003. – С. 34.

5 Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности/Под ред. проф. П.Д. Павленка: Уч-е пос-е. – М.: Издат-ко-торгов. Корпор-я «Дашков и К», 2006. – С. 110.

6 Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности/Под ред. проф. П.Д. Павленка: Уч-е пос-е. – М.: Издат-ко-торгов. Корпор-я «Дашков и К», 2006. – С. 118.

Каталог: files -> main -> documents -> 2016
2016 -> Методическая разработка «Тренинг эффективной самопрезентации студентов»
2016 -> -
2016 -> Исследовательская работа «Профилактика и раннее выявление сколиоза у детей»
2016 -> «Обучение нормам ударения и произношения на уроках русского языка и культуры речи как способ формирования языковой компетенции студентов профессиональных образовательных организаций»
2016 -> Методические указания к самостоятельной работе студентов специальности 39. 02. 01. «Социальная работа», заочной формы обучения, базовой подготовки
2016 -> Программа по социализации детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей
2016 -> «Реализация технологии музейной педагогики в условиях образовательного учреждения»
2016 -> Программа «психолого-педагогическое сопровождение социально-психологической адаптации студентов к новым условиям обучения»
2016 -> Методическая разработка практического занятия для студента для специальности: Сестринское дело
2016 -> Тесты по педагогике в сети Интернет для использования на уроках педагогики и во внеурочной деятельности со студентами дневного и заочного отделений

Скачать 223,89 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница