Исследовательская работа по психологии



Скачать 162,64 Kb.
страница1/3
Дата12.02.2020
Размер162,64 Kb.
ТипИсследовательская работа
  1   2   3

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  ПО ПСИХОЛОГИИ

Загадки полушарий головного мозга

Содержание:

1. Введение  -



2. Литературный обзор.

2.1.  Анализ понятия «Функциональная асимметрия головного мозга»

2.2. Три типа функциональной организации полушарий головного мозга.

2.3. Учет психофизиологических особенностей учащихся с асимметрией полушарий головного мозга в учебном процессе

2.4. Подход в обучении учащихся с учетом психофизиологии

3. Практическая часть

3.1. Методика проведения исследований

3.2. Результаты исследования

4. Выводы

5. Список литературы

6. Приложения

Введение


Познать самих себя призывал людей еще великий Сократ. Но цель эта не достигнута. И менее всего изученным остается тот орган человека, без которого не было бы ни Сократа, ни науки. Речь идет о человеческом мозге. Оказывается, индивидуальность личности любого человека во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга. Физиологи выделяют такое понятие как межполушарная асимметрия головного мозга, т. е. способность одного полушария мозга включаться на доли секунды раньше, подавляя функции другого полушария.  Асимметрия полушарий головного мозга существенно расширяет возможности мозга, делает его более совершенным. Явление асимметрии далеко не однозначное: какими-то свойствами обладает только одно полушарие, другими - оба, но в разной степени, и все это находится в сложнейшей взаимозависимости и взаимодействии. Полушария по-разному воспринимают явления окружающей среды, различна их роль в творческой работе мозга, неодинаково их отношение ко времени. 
Кадыров обратился к русским:

от его слов весь мир вздрогнул
Путин подписал указ!

Сергей Шойгу срочно займёт пост...
Неприятный сюрприз для пенсионеров:

платить обяжут всех
Пожилым людям, родившимся до 1966

положена крупная выплата
Вот почему на самом деле нужно пить молоко!

Специалисты провели исследование.
Насколько важна межполушарная асимметрия человеческого мозга? Как функциональная асимметрия может повлиять на процесс обучения в школе? Изучению этой проблемы посвящена моя работа «Загадки полушарий головного мозга».

Актуальность рассмотрения темы обусловлена тем, что проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка относится к числу глобальных образовательных задач.

  первым выдвинул идею о корреляции индивидуальных особенностей развития с характеристиками деятельности головного мозга. Открытие функциональной асимметрии коры больших полушарий породило тысячи исследований, в которых изучалась связь доминирования одного из полушарий с выраженностью у человека тех или иных способностей.

  В настоящий момент особое внимание уделяют проблеме влияния функциональной асимметрии головного мозга на развитие интеллектуальных способностей учащихся, создание условий, обеспечивающих реализацию потенциальных возможностей  школьников. Исследования , показывают, что часто образовательный процесс строится без учета индивидуальных различий.

  От того, каким образом будет происходить процесс обучения, зависит результат развития психических функций  каждого учащегося, его личности и  его головного мозга. 

  Цель исследования - анализ понятия «межполушарная асимметрия головного мозга» и определение ее роли при организации учебного процесса.

  Гипотеза исследования: функциональная  асимметрия  полушарий  головного мозга  влияет  на  индивидуально-личностные  особенности  учащихся, что необходимо учитывать при организации  учебного процесса.

  Достижению поставленной цели подчинено решение следующих задач:

провести  теоретический  анализ  по  проблеме  межполушарная асимметрия головного мозга  и ее связь с процессом обучения;

подобрать и изучить методику исследования;

оценить влияние функциональной асимметрии полушарий головного мозга на индивидуальные  и личностные  аспекты  учащихся;

сформулировать выводы  о  роли межполушарной  асимметрии головного мозга;

  Объект исследования - школьники, относящиеся к одной возрастной группе, являющиеся учащимися четвертых классов средней общеобразовательной школы №2 (СОШ №2) г. Алагира.

  Предмет  исследования  -  полушарная  организация  мозга  и  ее  связь  с учебным процессом.

  Метод: тест  определения функциональной асимметрии мозга

2. Литературный обзор

2.1. Анализ понятия «Функциональная асимметрия головного мозга»

  Мозг человека состоит из полушарий, к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств и от всех органов, имеющих чувствительность. При этом правое полушарие в основном «обслуживает» левую сторону тела: принимает большую часть информации от левого глаза, уха, левой ноги и т. д. и передает команды соответственно левой руке, ноге, а левое полушарие обслуживает правую сторону. Это дает возможность мозгу по-разному обрабатывать ту информацию, которая приходит справа и слева, от правой и левой руки, глаза, уха.  [2].  Мозг человека становится асимметричным.


Исследование астрологов на 2020 год:

3 знака Зодиака,которым несказанно повезет.
Вот почему нужно обязательно есть яйца!

Учёные выявили главные причины.
Мать детей Киркорова вышла в свет:

все ахнули,узнав её....
На дне Волги нашли машину:

когда ее открыли, люди начали кричать!
  Таким образом, функциональная асимметрия головного мозга означает специфические особенности структуры и функции мозговых полушарий, приводящее к тому, что при осуществлении одних психических функций главенствует левое, а других – правое полушарие [1] .

  Два полушария различаются анатомически.  В левом полушарии в ходе эволюции возникли центры речи.

  В правом полушарии в ходе эволюции закрепилась иная организация внутриполушарных взаимодействий.  В результате переработка информации носит целостный характер.

  Следовательно, такая функциональная организация полушарий способствует тому, что  одна и та же информация, попадая в два полушария, обрабатывалась сразу двумя способами, принципиально отличающимися друг от друга. 

  Разные принципы переработки информации двумя полушариями представлены следующим образом.

  Наиглавнейшая особенность правого полушария – восприятие выразительности звуков;  также оно занимается анализом интонации, благодаря работе правого полушария, мы способны по голосу узнать  близкого человека, отличить мужской голос от женского [3].

  При активной работе  правого полушария проявляется высокий уровень ассоциации и абстрактного мышления, обобщения понятий. Образная память, способность сохранять длительное время впечатление от увиденного - и это обязанность правого полушария.

Правое полушарие помогает нам хорошо ориентироваться в пространстве: помнить обстановку в своей квартире, расположение районов и улиц в городе.

  Имеется еще одно свойство правого полушария – перерабатывать поступающую информацию в реальном времени, то есть оно как бы наносит «временные метки» на переживаемые события [4].

  Определенные  аспекты функционирования правого полушария соответствуют

форме мышления, которую Фрейд отнес к системе подсознания (бессознательного).

  Таким образом, правое полушарие характеризуется образным, интуитивным типом мышления.

  Работа левого полушария позволяет человеку понимать обращенную к нему речь, как устную, так и письменную, свободно оперировать цифрами и математическими формулами в пределах формальной логики и усвоенных ранее правил. В левом полушарии происходит анализ относительных, абстрактных признаков, анализ по признаку дедукции. Обработка информации осуществляется последовательно, выстраивание причинно-следственных цепочек или последовательным выстраиванием причинно-следственных единиц  [1].

  Таким образом, левое полушарие характеризуется рационально-логическим типом мышления.

2.2.  Три типа функциональной организации полушарий головного мозга.

  Почти любая классификация в той или иной мере условна, особенно если она касается человеческих типов. Но без нее проводить какие-либо исследования практически невозможно. Поэтому мы будем отталкиваться от данной классификации,  в основе которой лежит  учение функциональной асимметрии головного мозга .

Три типа функциональной организации полушарий головного мозга:

отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий - смешанный тип;

доминирование левого полушария (словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению);

доминирование правого полушария (конкретно-образное мышление, развитое воображение).

  Согласно , у человека имеются две «сигнальные системы действительности».

  «Первая сигнальная система — это все внешние воздействия, кроме слов; вторая сигнальная система — речь, язык. Посредством сигнальных систем человеческий мозг отражает окружающий мир. При этом к первой сигнальной системе относятся ощущения, восприятия, представления; ко второй — отражение действительности в понятиях, которые воплощены в словах. Обе сигнальные системы взаимопроникают, находятся в непрестанном взаимодействии. Вместе с тем относительная роль каждой из них — относительная роль того или иного способа от­ражения действительности — у разных людей может быть неоди­наковой. Существуют характерные различия в умственной деятель­ности, обусловленные соотношением сигнальных систем  [2].

  Рассматривая с этой точки зрения особенности людей, выделил два противоположных типа и промежуточ­ный между ними,  а именно: с относительным преобладанием пер­вой сигнальной системы — «художественный» тип, с относительным преобладанием второй сигнальной системы – «мыслительный» и с уравновешенностью сигнальных систем – «средний»  (смешанный) тип.

  Представителей «художественного» (правополушарного) типа отличают сила, непосредственность, целостность впечатлений, яркость и подвижность воображения, эмоциональность. По ряду исследований доминирование правого полушария  характерно для музыкантов, художников, скульпторов,  филологов.

  Предста­вителей «мыслительного» (левополушарного) типа отличает склонность к анализу, к систематизации, более обобщенному и абстракт­ному мышлению. Доминирование левого полушария характерно  для  представителей технических профессий, менеджеров, экономистов  [3].

  Многие  исследователи и  ученые  приходят к выводу, что самые большие достижения, наибольшая продуктивность отмечены интеграцией, взаимосвязью обоих полушарий,  т. к. оба полушария являются связанными между собой частями одного рабочего органа, и правое полушарие обрабатывает ту исходную информацию, которой его снабжает более  критичное, последовательное и логичное левое полушарие  головного мозга. Передача информации происходит с помощью мозолистого тела – пучка, состоящего из более чем 200 миллионов нервных волокон, которые образуют мост между двумя полушариями мозга и осуществляют связь между  ними. Кроме того, левое полушарие ответственно за анализ и оценку всех идей, решений и догадок, генерированных правым  полушарием.

2.3. Учет психофизиологических особенностей учащихся с асимметрией полушарий головного мозга в учебном процессе.

  Если в процессе обучения учитывать индивидуальные психофизиологические особенности учащихся, то потенциальные возможности самого учащегося будут реализовываться наиболее полно.

  Различия между учащимися «художественного» (правополушарного) типа и  «мыслительного» (левополушарного) типа  должны  приниматься во внимание, так как они по-разному воспринимают учебный материал.

  Современное состояние обучения построено на правилах, теоремах, алгоритмах, законах, закономерностях. Оно направлено на развитие левополушарного типа мышления, что не согласуется с правополушарным мышлением. Нельзя навязывать учащемуся не свойственный ему тип мышления, важно найти, сохранить, поддержать индивидуальность учащегося, создать благоприятные условия для развития его врожденных способностей, задатков [2].

    выделял среди людей «художественный » и «мыслительный» типы.  Эти различия могут служить основанием для дифференциации обучения.  К настоящему времени достаточно обоснована необходимость учета индивидуального профиля асимметрии при выборе профессии. В этом направлении работали , , и др.

  На основе результатов исследования приходит к следующему выводу:

« Если обучение и воспитание детей, профессиональные ориентация и отбор оканчивающих  школу будут осуществляться с учетом профиля асимметрии головного мозга, то можно добиться лучшего овладения знаниями и навыками будущей деятельности, более полного раскрытия творческих возможностей, повышения производительности труда и сохранения психического здоровья каждого члена общества».

  Рассмотрим особенности обучаемости учащихся левополушарного и правополушарного типа [2].



Левополушарники

Правополушарники

1. Воспринимают зрительную или слуховую информацию через вербализацию.

1. Воспринимают информацию образно, эмоционально.

2. Строят логические цепочки последовательно от слов к предложению.

2. Главное для них - смысл. Воспринимают целостно, идут от образа к слову.

3. Хорошо работают по планам, схемам, шаблонам, трафаретам, выполняют типовые задания.

3. Хорошо развита поисковая деятельность, легче выполняют задания на сообразительность, на догадку.

4. Легко выполняют задания на выбор варианта ответа из нескольких предложенных.

4. Труден выбор из нескольких предложенных ответов. Легче работают при использовании метода «открытых вопросов».

5. Легко воспринимают абстрактный материал.

5. Легче учатся на материале конкретных жизненных примеров. Помогают проигрывание ситуаций, деловые игры.

6. Важна внешняя упорядоченность, последовательность мыслительных операций и действий.

6. Могут работать в стихийной, неупорядоченной среде языка.

7. Складывают информацию из кусочков.

7. Воспринимают информацию целостно, а если концентрируются на деталях, то перестают понимать смысл.

8. Легче пишут диктанты.

8. Легче пишут сочинения.

9. Легко идет разбор слов, предложений (суффиксы, приставки, род, лицо, время, подлежащее, сказуемое и т. д.).

9. Трудно идет разбор слов и предложений, разделение  целого на части, отнесение к определенной категории.

2.4. Подход в обучении учащихся с учетом психофизиологии



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница