Исследовательская работа «определение свойств нервной системы учащихся оротской сош по психомоторным показателям»



Скачать 114.27 Kb.
Дата20.04.2016
Размер114.27 Kb.
ТипИсследовательская работа
Министерство образования и науки Республики Бурятия

Кижингинский районный отдел образования

МБОУ «Оротская средняя общеобразовательная школа»

Республиканская научно-практическая конференция

«Шаг в будущее»

Секция: психология

Исследовательская работа

«ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ
ОРОТСКОЙ СОШ ПО ПСИХОМОТОРНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ»

Выполнила: Дашиева Сарюна

ученица 10 класса

Руководитель: Ендонова Д О

учитель биологии

С Орот


2013г

-2-


Оглавление

1.Введение

2.Основная часть

2.1.Методика исследования- описание, оборудование

2.2.Экспериментальная часть

2.3. Анализ и интерпретация результатов

3. Заключение

4. Список литературы

-3-

Введение.

Посмотрите на себя мы все такие разные: один делает все быстро, другой медленно, но основательно; один открыт и занят друзьями, другой сдержан, занят своими мыслями.

В качестве общих особенностей подросткового возраста отмечаются изменчивость настроения ( например, переход от безудержного веселья к унынию, сочетание полярных качеств: чувствительность уживается с черствостью, застенчивость с развязностью, романтическая восторженность с грубыми выходками, желание быть признанным и замеченным с подчеркнутой независимостью и т.д. Застенчивый подросток старается выглядеть – нахальным, а добрый – беспощадным.

Юношеский возраст это период стремительного развития и быстрых изменений личности. Перед учащимися стоят несколько серьезнейших задач развития: построение новых отношений с окружающими, выбор будущей профессии. Для этого периода характерны сильные стрессы. Поэтому нужно обязательно знать, какая у вас нервная система, чтобы «взваливать» на нее нагрузку.



Объект исследования: учащиеся РВГ-7,8 класс МБОУ «Оротской средней общеобразовательной школы».

Предмет исследования: экспресс-диагностика свойств нервной системы и коэффициент функциональной ассиметрии по психомоторным показателям.

Цель исследования: определить свойства нервной системы учащихся по психомоторным показателям для правильного распределения собственных сил и эмоций, для повышения работоспособности.

Задачи исследования:

  1. Подсчитать количество точек в каждом прямоугольнике и внести результат в протокол;

  2. Построить график работоспособности;

  3. Рассчитать коэффициент функциональной асимметрии по работоспособности левой и правой руки.

Работа проводилась в разных возрастных группах: 7-8 класс (12-15).

В исследовании использовалась лабораторной метод.

-4-

2.Основная часть


    1. Методика исследования- описание, оборудования

МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
ПО ПСИХОМОТОРНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ Е.П.ИЛЬИНА
(ТЕППИНГ-ТЕСТ)

Описание

Тест отслеживает временные изменения максимального темпа движений кистью. Определение основных свойств нервной системы имеет большое значение в теоретических и прикладных исследованиях. Многие из лабораторных методов диагностики основных свойств нервной системы требуют специальных условий проведения и аппаратуры. Они трудоемки. Этих недостатков лишены экспресс-методики, в частности, теппинг-тест (или как ее иногда называют «Дятел»).


Скоростные показатели человека (качество быстроты) в физиологии принято понимать, как проявление способности совершать различного рода действия в максимально быстром темпе. По своей природе качество быстроты — сложное и неоднородное [В. С.Горожанин, 1971]. Установлено, что быстрота не есть единое двигательное качество человека, а представляет собой комплекс целого ряда факторов [М.А.Годик, 1966; В.М.Зациорский, М.А.Годик, 1966]. Анализ ряда показателей, характеризующих быстроту в заданиях различного рода, показал (М.А.Годик, 1966), что можно выделить 4 элементарные формы проявления быстроты:
— время двигательных реакций,
способность к максимально быстрому началу движения,
— способность к максимально быстрому выполнению одиночного движения,
— способность выполнять движения с максимальной частотой.
Полагали, что различные проявления быстроты не имеют между собой достоверных связей. Однако экспериментально эти связи были обнаружены, в частности, положительная корреляция между максимальной частотой движений и быстротой реагирования на стимулы значительной интенсивности.
Одним из интегральных показателей быстроты может быть Максимальная частота движений. Согласно учению А.А.Ухтомского, количество движений, которые живая система может осуществить в единицу времени, служит характеристикой ее лабильности.

-5-


Способность человека совершать быстрые движения определяется многими факторами: весом и амплитудой перемещаемого звена, плоскостью, в которой производится движение, возрастом и полом [В.С.Фарфель, 1959], морфо-функциональными особенностями мышечного аппарата [В.М.Зациорский, В.П.Филин, 1962], подвижностью нервных процессов и взаимными влияниями нервных центров. По мнению И.Ильина [1975], скорость выполнения движений определяется, главными образом, центральными нервными процессами.
Непосредственное участие в формировании ритмических движений принимает теменная область коры больших полушарий.
А.А.Ухтомский полагал, что повышение максимальной Чистоты движений является результатом усвоения ритма функциональной системой и отражает повышением лабильности нервных центров и исполнительных органов.
Экспериментально показано, что каждой группе мышц присущ свой собственный максимальный темп движений. Частота движений справа обычно выше, чем слева, и она повышается в результате тренировки.
Наибольший интерес представляет изучение максимального темпа движений пальцев кистей рук, поскольку с одной стороны, эти движения достаточно легко зарегистрировать, а с другой, именно рука является «орудием Труда», в том числе, интеллектуального.
Сравнительный анализ показал, что максимальная частота движений, совершаемых большим, указательным и средним пальцами кисти руки (4,5-5,4 Гц), выше, чем безымянным и мизинцем (4,3-4,8 Гц) [И.П. Блохина, Н.В.Зимкина, 1977].
Максимальная частота движений, выполняемых кистью РУКИ, может измеряться различными способами: с помощью механических или электроимпульсных счетчиков, либо по скорости нажатия рукой на телеграфный ключ, нанесения ударов щупом по функциональной панели специального устройства и т.д. [Кирой, 2003].
Почему выбран 30-секундный отрезок, а не больший. Первоначально максимальный темп измерялся в течение 1-1,5 мин работы, но, убедившись, что самая важная для диагностики информация получается в течение первых 20-25 с и что длительная работа приводит лишь к потере времени и сил испытуемых, время тестирования было ограничено 30 с. Ведь задача теста — выявить сдвиги в центральной нервной системе, а не в мышцах. Правда, можно возразить, что у «слабых» физическое утомление все равно

-6-


возникает даже при 30-секундной работе (как, кстати, и у многих «сильных»). Однако с точки зрения механизмов развития между разными видами утомления наблюдаются существенные различия. При работе умеренной и большой интенсивности основные причины утомления связаны с вегетатикой, а при работе максимальной интенсивности (как в нашем тесте) — с развитием запредельного торможения в нервных центрах. Именно поэтому с помощью теппинг-теста определяется выносливость нервной системы и обязательным условием выполнения теста для определения силы нервной системы становится работа в максимальном темпе. Если это условие не выполняется, диагностика будет неправильной. Отсюда следует и другой вывод: по выносливости человека нельзя судить об имеющейся у него силе нервной системы. М. Н. Ильиной, например, показано, что при работе большой и средней интенсивности выносливость людей со слабой и сильной нервными системами бывает одинаковой, но это происходит благодаря разным психофизиологическим механизмам.
Обязательное условие диагностирования силы нервной системы с помощью теппинг-теста — максимальная мобилизованность обследуемого. Чтобы добиться этого, надо не только заинтересовать субъекта результатами обследования, но и стимулировать его по ходу работы словами («не сдавайся», «работай быстрее» и т. п.). Это способствует более четкому разделению испытуемых на «сильных» и «слабых».
Важно также акцентировать внимание обследуемых на том, что начинать выполнение требуемых действий надо сразу в максимальном темпе, иначе может искусственно создаться выпуклый тип кривой.
Методику «Теппинг-тест» трудно применять в случае с детьми младшего возраста (до 6-7 лет), поскольку у них максимальная частота движений небольшая и различия между индивидуумами сглаживаются. Кроме того, они не могут долго заставлять себя работать в максимальном темпе. В настоящее время разработаны компьютерные методы диагностики силы нервной системы с помощью теппинг-теста, которые значительно упрощают и уточняют диагностику. В недавнем прошлом для изучения силы нервной системы использовались и другие методики («внешний тормоз» и кожно-гальванический вариант методики «Угощение с подкреплением» — в лаборатории В. С. Мерлина, электроэнцефалографический вариант методики «Угашение с подкреплением» — в лаборатории В. Д. Небылицына). Однако в большинстве своем они сложны для массового

-7-


использования, поэтому широкого распространения не получили ни у психологов, ни у физиологов.
Описанные выше методики чаще всего применялись при обследовании спортсменов. В ряде работ установлено, что они коррелируют друг с другом. В частности, методика «Теппинг-тест» коррелирует на уровне 0,01 с методикой «Наклон кривой», с рефлексомет-рической методикой «У гашение с подкреплением».
Однако наличие корреляций не означает, что все методики имеют одинаковую диагностическую ценность. Они неравноценны по времени, которое затрачивается на постановку диагноза. Самое короткое время работы испытуемого (30 с) по методике «Теппинг-тест», в других же методиках оно составляет 20-40 мин, а то и больше. Разная оказывается и напряженность работы, что отражается на степени жесткости критериев диагностики. Самая высокая она именно в методике «Теппинг-тест», поэтому по ее критериям «сильных» выявляется меньше, чем по другим методикам. Но зато при ее использовании отчетливее проявляются различия между «сильными» и «слабыми» по ряду характеристик деятельности и поведения.
Исходя из теоретических построений, суммация возбуждения должна проявляться не только у лиц с сильной, но и со слабой нервной системой. Следовательно, кратковременное увеличение темпа в первые секунды работы должно отмечаться у всех — этот признак не может быть дифференцирующим для деления на типологические группы по свойству силы нервной системы. Почему же тогда суммация не проявляется у лиц со средней и слабой нервной системой?
Чтобы получить ответ на эти вопросы, было проведено следующее исследование. При выполнении испытуемыми теппинг-теста их движения записывались на лентопротяжном устройстве, благодаря чему динамику изменения максимального темпа можно было отследить при любых временных отрезках. Было выявлено, что если брать отрезки, равные 1,5 с, то и у лиц со средней, и у половины людей со слабой нервной системой обнаруживается непродолжительное возрастание максимального темпа (3-4,5 с). Следовательно, и у них проявляется эффект суммации возбуждения, но он кратковременный и выражен слабо.

-8-


А поскольку в методике выбраны 5-секундные отрезки, такое увеличение темпа нейтрализуется в первые 5 с снижением и поэтому не замечается. Для расчета коэффициента функциональной асимметрии задание выполняется правой и левой руками.
Тест используется обычно в комплексе с другими, измеряющими разно уровневые характеристики личности. Особенно полезен при профориентации и для психологического консультирования по совершенствованию индивидуального стиля деятельности.
Оборудование
Тестирование можно проводить как при помощи регистрирующей аппаратуры, так и графически.
При использовании графического способа регистрации Вам понадобятся стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (203х283, А4), разделенные на шесть расположенных по три в ряд равных прямоугольника, секундомер, карандаш.
Порядок простановки точек для правой и левой рук по отдельным полям – взаимно обратный: по и против часовой стрелки; поле №4 должно располагаться под полем №3.Бланк

1

2

3


6



5



4



-9-

2.2 Экспериментальная часть

3. Определение основных свойств нервной системы имеет большое значение. Это имеет прямое отношение, как к теоретическим, так и к прикладном исследованиям. Большинство лабораторных методов, разработанных для того, чтобы проводить диагностику основных свойств нервной системы требуют определенных условий проведения и специализированной аппаратуры. Поэтому и не только они признаны достаточно трудоемкими.

4. В отличие от них экспресс-методика лишены подобного рода недостатков, в том числе и теппинг-тест, он же тест для определения свойств нервной системы по психомоторным показателям.

5. Для проведения теппинг-теста нам понадобятся определенные бланки-листы, с ориентировочным размером 203×283, на которых будут изображены по три в ряд шесть равных прямоугольников. Также следи необходимых вещей – секундомер и карандаш.

6.Инструкция к теппинг-тесту:

7. Сейчас мы будем проставлять точки в квадратах. Начнем с самого первого квадрата. Далее будем двигаться исключительно по часовой стрелке. Каждый переход с одного квадрата на другой осуществляется, не прерывая работы и только по команде экспериментатора. Все время, выделенное на проставление точек, работайте в максимальном для себя для себя ритме. На каждом квадрате будет дано 5 секунд, в течение которых необходимо проставить максимально возможное количество точек.

8. Итак, экспериментатор дает сигнал «Начали», далее через каждые 5 секунд он дает новый сигнал «Перейти на другой квадрат», по окончании 5 секунд проставления точек в 6-ом квадрате экспериментатор дает последний сигнал «Стоп». Все понятно? Хорошо, тогда возьмите в правую/левую руку карандаш и зафиксируйте его перед первым квадратом. 9. Ключи к теппинг-тесту:

10. Для того, чтобы обработать результат теппинг-теста, прежде всего, необходимо подсчитать получившееся в каждом квадрате количество точек. Далее следует построить график работоспособности испытуемого в соответствии с полученными результатами, для этого 5-секундные промежутки времени надо отложить на оси абцисс, а подсчитанное количество точек в каждом квадрате отложить на оси ординат.

-10-

2.3 Анализ и интерпретация результатов

Сила нервной системы процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузки, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводится последовательно – сначала правой, а затем левой рукой. Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:



- выпуклый тип – темп нарастает до максимального в первые 10-15 секунд работы; далее к 25-30 секундам он может снизится ниже исходного уровня, то есть того уровня, который наблюдался в первые 5 секунд работы; этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;

-ровный тип – максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы; этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;

- нисходящий тип – взятый испытуемым темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы; этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;

- промежуточный тип – темп работы снижается после первых 10-15 секунд; этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы – средне-слабая нервная система;

- вогнутый тип – первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня; вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.

Теппинг-тест используется обычно в комплексе с другими, измеряющими

разно уровневые характеристики личности. Особенно полезен такой тест при определении профориентации и проведения психологических консультирования по коррекции и/или усовершенствовании персонального стиля деятельности. Тестирования проводится индивидуально и обычно занимает около 2 минут.

-11-


Выводы и заключение

Проделав данную работу мы сделали следующие выводы:

знание психофизиологических особенностей собственной нервной системы позволит правильно выработать индивидуальный темп работы, точно распределить учебную нагрузку и отдых и тем самым оптимизировать работоспособность

Поэтому, мы хотим дать некоторые рекомендации Вам, еще в юном возрасте, избежать стрессов:

- всегда быть оптимистически настроенным;

-стараться искать выход из любой сложной ситуации;

-найти несколько хороших друзей, которые могут всегда помочь в трудных ситуациях, и которые станут Вам навсегда хорошей поддержкой

-12-


Список литературы:

  • Определение коэффициента функциональной асимметрии и свойств нервной системы по психомоторным показателям / Елисеева о.п. Практикум по психологии личности – СПб., 2003. С.200-202.

  • Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е.П. ильина (Теппинг-тест)/Практическая психодиагностика. Методика и тест. Учебное пособие. Ред.-сост. Д.Я. Райгородский – Самара, 2001. С.528-530.

  • Ильина Е.П. «Психологическая безопасность» Учебное пособие, изд. «Дрофа» 2010г.

Каталог: download -> version
version -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
version -> Старший воспитатель
version -> Федерико Феллини Делать фильм
version -> 2011 год решением ООН был объявлен Всемирным годом молодёжи. Это год 65-летия Детского фонда ООН
version -> Обзор основных теорий
version -> Тема введение в клиническую психологию тема основные разделы клинической психологии
version -> Закономерности гуманизации образования Литература: Антология гуманной педагогики
version -> Издание осуществлено при поддержке Министерства иностранных дел Франции и Французского Культурного Центра в Москве Москва Центр психологии и психотерапии 1998 ббк 88. 2
version -> Рабочая программа по русскому языку, 5 класс


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница