Исследовательская работа функциональная асимметрия полушарий мозга и ее влияние на профессиональные склонности



Скачать 368.56 Kb.
Дата17.04.2016
Размер368.56 Kb.


М

УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ



ЧАЛТЫРСКАЯ СОШ №1




ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Функциональная асимметрия

полушарий мозга

и ее влияние на

профессиональные склонности

Тохтамишян Мария Сергеевна,

ученица 8Б класса.

Пасько Лусик Вячеславовна,

учитель биологии, химии

село Чалтырь

2014

О

главление

Введение…………………………………………………………………..………….3


  1. Функциональное доминирование полушарий головного мозга……………5

1.1. Понятие функциональной асимметрии полушарий головного мозга……………………………………………………………………………......5

1.2. История изучения доминирования полушарий головного мозга…………………………………………………………………………………..8


    1. Методики определения функционального доминирования полушарий мозга ………………………………………………………………………………..9

1.3.1. Метод И.П.Павлова…………………………………………………….9

1.3.2. Тест кафедры психологии обучения университета штата Джорджия (США)…………………………………………………………………….10

2. Диагностика функциональной асимметрии полушарий головного мозга и предметных интересов у учащихся……………………………………………….15

Выводы……………………………………………………………………………...22

Литература…………………………………………………………………………..23

В

ВЕДЕНИЕ



Мозг - самое совершенное и

сложное создание природы

И.П.Павлов

Проблемы профессионализма находятся в центре внимания физиологов, социологов, философов, психологов, юристов, врачей... Привычными стали сообщения о судебных исках, которые изуродованные клиенты предъявляют своим стоматологам, косметологам и пластическим хирургам; родственники умерших пациентов — лечащим врачам, потребители — производителям недоброкачественных лекарств и продуктов питания. Падают вертолеты и самолеты, теплоходы не могут разъехаться в открытом море, солдаты и офицеры по ошибке убивают друг друга, рушатся дома. Причина большинства техногенных катастроф — халатность и недостаток профессионализма.

Внимание к человеческим ресурсам возрастает, когда исчерпаны ресурсы технические или возникают новые факторы производства и общественного развития.

Диагностика профессиональных интересов, склонностей и способностей школьников — важнейший компонент профильного обучения — предъявляет высокие требования к психодиагностическому инструментарию и личности специалиста.

Изучение индивидуальных психологических особенностей старшеклассников в ходе получения общего образования снижает вероятность ошибки при выборе профиля обучения.

Общеизвестно, что каждый ребенок индивидуален. Есть дети, для которых легче построить таблицу, чем её проана­лизировать. А есть такие, которым наоборот, легче увидеть в таблице закономерность, но самостоятельно «свернуть» текст в таблицу они затрудняются. Для какого же из этих двух учеников изучение строе­ния атома будет успешнее, если при объяснении «собирать» атом, а для какого ученика удобнее будет атом «разбирать» на составные части?.. Для кого из них коллективная работа на единую цель будет моти­вирующей?.. Кому из учащихся необходимо обязательно прочитать вслух задание, чтобы понять его?.. Каким ученикам бесполезно гово­рить «ты должен»?.. А как же тогда определить для него его позицию по отношению к учебной работе?..

Все эти и многие другие вопросы находят свое решение при тщательном педагогическом анализе психофизиологических особенностей учащихся, которые определяют индивидуальный стиль учебной деятельности и учебный успех ученика.

Цель исследования: диагностика функциональной асимметрии полушарий мозга у учащихся 10-х классов и определение ее влияния на профессиональные склонности.

Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели, следующие:


  • рассмотрение понятия функциональной асимметрии полушарий головного мозга;

  • изучение методов диагностики функциональной асимметрии полушарий головного мозга у учащихся с целью выявления психофизиологических особенностей;

  • отбор методик и проведение диагностики на изучение ведущего полушария головного мозга и на выявление интересов и склонностей;

  • проведение сравнительгого анализа полученных данных, подведение итогов.

В процессе работы были использованы следующие методы исследования:

1. Изучение научной и научно-методической литературы.

3. Метод анкетирования

4. Психологическое тестирование

5. Метод беседы и наблюдения

7. Количественные методы обработки результатов




  1. Функциональное доминирование полушарий головного мозга


1.1. Понятие функциональной асимметрии полушарий головного мозга

Функциональная асимметрия полушарий головного мозга - это способность одного полушария мозга включаться на доли секунды раньше, подавляя функцию другого полушария.

У человека мозг в норме состоит из двух полушарий, соединенных специальной структурой, называемой «мозолистым телом». Эти полушария работают по очереди, не одновременно, работа одного полушария подавляет действие другого.

Каждое полушарие «специализируется» на определенных видах деятельности.

У каждого человека есть наследственные отличия, из-за которых одно из полушарий может включаться на доли секунды раньше другого, определяя первую реакцию на анализируемый сигнал. Если раньше включается левое полушарие, и, следовательно, подавляется работа правого полушария, человек реагирует на пришедшую информацию как аналитик, разбирая эту информацию на составные части.

Если сначала включается правое полушарие, подавляется работа левого полушария, и человек испытывает ощущения, оцениваемые интуитивно, без осознанного анализа.

Левое полушарие помнит слова, формулы, символы, правое — образы и чувства.

Мозолистое тело является проводником сигналов — запросов от одного полушария к другому.

Способность человека «включать» и «действовать» каждым из полушарий, несомненно, определяется генетически, но, как практически каждый наследственный признак, эта способность наследуется как диапазон возможностей. Ширина этого диапазона зависит от наследственности, но какова будет реализация на практике этого признака, зависит в данном случае от тренировки деятельности каждого из мозговых полушарий.

Для учителя важно выделить таких учеников, у которых доминирование правого или левого полушария ярко выражено (таблицы 1, 2), так как явное доминирование одного из полушарий резко меняет способ осознания новой информации. Поэтому такая информация о конкретном ученике помогает учителю понять, в каком виде данному ученику удобнее всего воспринимать информацию для ее быстрого осмысления, а также, какие формы подачи информации будут развивать «западающее» полушарие .

Развивать каждое полушарие необходимо и возможно, но наиболее эффективно это происходит, если человек сам осознает, какова его модель полушарного взаимодействия: есть ли доминирование, насколько оно выражено.


Таблица 1

Особенности учащихся с доминирующим полушарием.

Операциональный этап

Учащиеся с явным доминированием правого полушария

Учащиеся с явным доминированием левого полушария

Восприятие информации

Целостное

Внимательны к интонациям Предпочитают ощущения, кинестетический канал восприятия Есть визуалы



Дискретное

Смысловая сторона речи Чаще — аудиалы, реже — визуалы



Переработка информации

Быстрая

Иногда — мгновенная



Последовательная Медленная

Интеллект

Интуитивный

Логический

Эмоции

Экстравертированность Легко «выходят из себя»

Чаще — интровертирован-ность Практически не «выходят из себя»

Память

Наглядно-образная Смысловая

Словесно-логическая Часто — «механическая»

Мышление

Оперирование образами Систематизация по реальным критериям, оперирует трехмерными моделями Ставит «мысленные эксперименты»

Оперирование цифрами, знаками

Систематизация по формальным критериям Двумерное (на плоскости)



Деятельность

Приверженность к практике: интересует сам процесс Задания с точным сроком выполнения

Приверженность теории: интересует результат Задания с неограниченным сроком выполнения


Таблица 2

Оптимальные методы и технологии обучения для учащихся с ярко выраженной функциональной асимметрией полушарий мозга

Учебные предметы

Формы, приемы, технологии обучения, предпочитаемые учащимися с ярко выраженным доминированием

правого полушария

левого полушария

естественные науки

Мозговой штурм

просмотр фильма

прогнозирование

выявление сходства разных объектов

сравнение фактов

выделение сути

выделение важнейших моментов в процессах

обобщение

экскурсии, путешествия

анализ подробностей объектов и процессов

анализ результатов

логические задания

выявление различий

выявление деталей

создание категорий

работа по алгоритму


Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга

Левое полушарие

Обработка вербальной информации:
Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. Это полушарие контролирует речь, а также способности к чтению и письму. Оно также запоминает факты, имена, даты и их написание.

Аналитическое мышление:
Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

Последовательная обработка информации:
Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

Правое полушарие


Обработка невербальной информации:
Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

Воображение:
Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Правое полушарие отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству.

Параллельная обработка информации:
Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа.

Было показано, что правое полушарие, создающее специфический пространственно-образный контекст, имеет решающее значение для творчества. Так, при органическом поражении (например, при физическом повреждении) левого полушария мозга у художников и музыкантов практически не страдают их артистические способности, а иногда даже повышается уровень эстетической выразительности творчества, но поражения правого полушария способны привести к полной утрате способности к творчеству.

Вместе с этим всё ещё не выясненными остаются вопросы соотношения ведущей руки и ведущего речевого полушария, связи межполушарной асимметрии с эмоциональной сферой и такими психическими познавательными процессами, как память и воображение.

1.2. История изучения доминирования полушарий головного мозга


  • В 1836 году врач Марк Дакс выступил с докладом на заседании медицинского общества. Он обнаружил признаки повреждения левого полушария у наблюдавшихся больных с потерей речи. Случаев потери речи при поражении правого полушария ему выявить не удалось.

  • 1844 год: А. Ваган привлек внимание общественности, написав «Трактат о двойственности мозга». Он считал человека существом двойственным. «Рассогласованность в работе двух полушарий ведет к помешательству» (в тот период каждое полушарие считалось отдельным мозгом, идея асимметрии ещё не возникла).

  • В середине XIX века отмечено бурное развитие афазиологии (науки о нарушениях речи). Идея Франца Галля: разные функции контролируются разными областями мозга. Джордж Буйо связывал афазию при поражении левого полушария с правшеством у большинства людей.

  • 1861 год: Обуртен повторил утверждение Галля о том, что центр, контролирующий речь, находится в лобных долях мозга. Через несколько месяцев Поль Брока сформировал правило, связывающее левшество с представительством речи в правом полушарии. Через 10 лет после наблюдений Брока концепция, известная в наши дни как концепция доминантности полушарий, стала основной точкой зрения на межполушарные отношения. В этом же году Поль Брока исследовал больного с грубым нарушением речи — пациент понимал, но ничего не говорил. У наблюдаемого было разрушено левое полушарие, лобная доля отвечающая за речь —моторная афазияБрока посчитал, что открыл центр речи.

  • 1869 год: Дж. Джексон сформулировал идею ведущего полушария «Для важнейших и главнейших процессов обязательно должна быть одна ведущая сторона»…

  • 1874 год: Немецкий психиатр Карл Вернике первым зафиксировал иной вид афазии — сенсорную афазию. Это был случай, противоположный случаю Брока: больной мог говорить, но ничего не понимал.

1.3. Методики определения функционального доминирования полушарий мозга 1.3.1 Метод И.П.Павлова

Для определения наличия выраженной функциональной асимметрии мозговых полушарий используется метод И.П. Павлова, при котором испытуемому предъявляется набор из 9 карточек со словами: окунь, орел, овца, бегать, летать, плавать, чешуя, перья, шерсть.

Карточки должны быть одинакового размера, надписи должны быть сделаны одинаковым шрифтом одного и того же размера. Эти 9 карточек в произвольном порядке лежат перед учеником, он должен разложить их в три группы по три карточки «по смыслу».

Если ученик делит слова в соответствии с их формальными признаками (в одну группу попадают все названия животных: окунь + овца рел, в другую — глаголы, в третью — названия внешних покровов этих животных), то, скорее всего, этот ребенок чаще реализует левополушарный тип мышления.

Ребенок с доминированием правого полушария «соберет» из слов три образа (овца + бегать + шерсть; орел + летать + перья; окунь + плавать + чешуя). Если ученик собирает одним способом, но при этом говорит, что может собрать и по-другому и демонстрирует это, то этот ребенок не обладает ярко выраженным доминированием какого-либо полушария, и мы назовем такого ребенка «равнополушарным».

Можно использовать модифицированный метод Павлова, дополнив его подобными наборами карточек со словами из разных областей знаний и практической деятельности детей. Приведу образцы подобных заданий:


№1

куст

малина

ягода

дерево

дуб

желудь

трава

пшеница

зерно

№2

молоко

кошка

мяукать

мясо

собака

лаять

трава

корова

мычать

№3


Каир

Египет

Африка

Москва

Россия

Европа

Токио

Япония

Азия


1.3.2 Тест кафедры психологии обучения университета штата Джорджия (США)

Авторы: П. Торранс, С. Рейнолдс, Т. Ригель, О. Болл.

Этот тест вполне можно использовать для самодиагностики учащихся старшего подросткового возраста (а также и для учителя!).



Инструкция

Из каждого пункта необходимо отметить только один вариант, который лучше всего описывает особенности личности испытуемого, его сильные сто­роны и предпочтения. После сопоставления результатов ответов с «ключом» (таблица 3) подсчитывается количество «правополушарных», «левополушарных» и «равнополушарных» ответов.



Содержание теста

1. А — я не очень хорошо запоминаю лица;

Б — я не очень хорошо запоминаю имена;

В — одинаково запоминаю имена и лица.

2. А — лучше всего усваиваю устные объяснения;

Б — лучше всего усваиваю объяснение в примерах;

В — одинаково усваиваю устные объяснения и объяснение в примерах.

3. А — способен легко выражать чувства и эмоции;

Б — умеренно сдержан в выражении чувств и эмоций;

В — скован в выражении чувств и эмоций.

4. А — весело и свободно экспериментирую в спорте, искусстве, вне работы;

Б — систематичен и сдержан в экспериментаторстве;

В — одинаково склонен как к первому, так и ко второму.

5. А — предпочитаю занятия, на которых происходит последова­тельная смена видов заданий;

Б — предпочитаю занятия, на которых я работаю над несколькими заданиями одновременно;

В — нет предпочтения одного перед другим.

6. А — предпочитаю тесты с выбором ответа;

Б — предпочитаю вопросы с открытым ответом;

В — одинаково отношусь к первым и вторым.

7. А — хорошо понимаю жесты и интонации;
Б — плохо понимаю язык телодвижений и интонации речи;
В — одинаково хорошо понимаю интонации, речь и жестикуляцию.

8. А — легко придумываю смешные фразы и поступки;

Б — с трудом придумываю смешные фразы и поступки;

В — относительно легко придумываю смешные фразы и поступки.

9. А — предпочитаю занятия, на которых я могу двигаться и что-то делать руками;

Б — предпочитаю занятия, на которых я слушаю других;

В — одинаково отношусь к занятиям и первого и второго типа.

10. А — использую факты для обоснования суждений;

Б — использую личный опыт и собственные чувства в суждениях;

В — использую в равной мере и то и другое.

11. А — легко, весело подхожу к решению проблем;

Б — серьёзно, по-деловому подхожу к решению проблем;

В — совмещаю первый и второй подход.

12. А — реагирую на звуки и на образы точнее, чем на людей;

Б — сохраняю самодостаточность в группе людей;

В — одинаково самодостаточен и наедине с собой и в группе людей.

13. А — ищу и использую любой доступный материал для работы;

Б — временами могу использовать разнообразные источники материалов для работы;

В — предпочитаю работать с выделенным, определенным мате­риалом.

14. А — люблю, когда мои занятия спланированы;

Б —люблю, когда по мере продвижения в деятельности необхо­димо менять способ или цели деятельности;

В — одинаково предпочитаю как первое, так и второе.

15. А — весьма изобретателен;

Б — временами изобретателен;

В — практически не изобретателен.

16. А — лучше всего думаю, лежа на спине;

Б — лучше всего думаю, сидя прямо;

В — лучше всего думаю в движении или при ходьбе.

17. А — люблю выполнять задания, результат которых имеет прак­тическое применение;

Б — люблю задания, для выполнения которых требуются только интеллектуальные усилия;

В — одинаково предпочитаю и первый, и второй тип деятельности.

18. А — люблю догадываться и предсказывать исход ситуации, если не владею фактами;

Б — если нет фактов и уверенности, предпочту не следовать до­гадкам;

В — поступаю по ситуации.

19. А — предпочитаю выражать мысли и идеи простым языком;

Б — люблю выражать мысли и идеи стихами, песнями, танцами;

В — одинаково предпочитаю оба вида самовыражения.

20. А — получаю много новых идей при осмысливании поэзии, сим­волов;

Б — временами могу это делать;

В — редко получаю новые идеи таким образом.

21. А — предпочитаю простые задачи;

Б — предпочитаю сложные задачи;

В — одинаково предпочитаю и те и другие.

22. А — больше реагирую на эмоции;

Б — больше реагирую на призыв к логике;

В — одинаково реагирую на то и другое.

23. А — предпочитаю решать проблемы последовательно;

Б — предпочитаю одновременно работать над разными пробле­мами;

В — одинаково отношусь к первому и второму виду деятельнос­ти.

24. А — предпочитаю изучать традиционные точки зрения;

Б — предпочитаю иметь дело с теорией и гипотезами;

В — в равной степени предпочитаю и то и другое.

25. А — предпочитаю аналитическое чтение, критику;

Б — предпочитаю чтение, позволяющее использовать и приме­нять информацию для решения жизненных задач;

В — одинаково предпочитаю и то и другое.

26. А — предпочитаю интуитивный подход к решению задач;

Б — предпочитаю логический подход к решению задач;

В — использую в равной степени и логический и интуитивный подходы.

27. А — предпочитаю представлять зрительный образ при решении задач;

Б — предпочитаю проанализировать задачу «на слух»;

В — не предпочитаю ни то, ни другое.

28. А— предпочитаю логически решать задачи;

Б — предпочитаю решать задачи опытным путем;

В — в равной степени использую и то и другое.

29. А — умею хорошо объяснять устно;

Б — умею хорошо объяснять в движении и действии;

В — умею одинаково хорошо объяснять разными способами.

30. А — усваиваю материал, когда учитель рассказывает;

Б — усваиваю материал быстрее, когда учитель использует тексты;

В — одинаково предпочитаю и первый и второй способы восп­риятия информации.

31. А — при запоминании преимущественно опираюсь на слова;

Б — при запоминании опираюсь на образы;

В — одинаково опираюсь на слова и образы.

32. А — предпочитаю анализировать уже завершенный материал;

Б — предпочитаю организовывать и доводить до завершения незавершенный материал;

В — не предпочитаю ни один вид деятельности.

33. А — люблю писать и разговаривать;

Б — люблю рисовать и моделировать;

В — люблю и то и другое.

34. А — легко могу потеряться даже в знакомой обстановке;

Б — легко ориентируюсь даже в незнакомой обстановке;

В — относительно хорошо ориентируюсь.

35. А — более творческая натура, чем интеллектуальная;

Б — более интеллектуальная, чем творческая натура;

В — интеллектуальная и творческая натура.

36. А — люблю находиться в шумной, людной обстановке;

Б — люблю находиться в месте, где я могу сосредоточиться;

В — иногда люблю одно, иногда — другое.

37. А — преимущественно интересуюсь искусством;

Б — преимущественно интересуюсь ремеслом и другой практи­ческой деятельностью;

В — с одинаковым интересом участвую и в первом и во втором виде деятельности.

38. А — чувствую призвание к бизнесу, экономике;

Б — чувствую призвание к гуманитарным наукам;

В — в данный момент не чувствую четкого предпочтения.

39. А — предпочитаю изучать детали и факты;

Б — предпочитаю изучать общий смысл целостной картины яв­ления или процесса;

В — предпочитаю работать, когда оба способа действия сменяют друг друга.

40. А — четко воспринимаю и руководствуюсь тем, что я слышу и вижу;

Б — предпочитаю обучаться через самопознание, умственный поиск;



В — использую для обучения и то и другое.
Таблица 3

Ключ



А

Б

В



А

Б

В



А

Б

В



А

Б

В

1

л

п

р

11

п

л

р

21

л

п

р

31

л

п

р

2

л

п

р

12

п

л

р

22

п

л

р

32

л

п

р

3

п

л

р

13

п

р

л

23

л

п

р

33

л

п

р

4

п

л

р

14

л

п

р

24

л

п

р

34

л

п

р

5

л

п

р

15

п

р

л

25

л

п

р

35

п

л

р

6

п

л

р

16

п

л

р/п

26

п

л

р

36

п

л

р

7

п

л

р

17

п

л

р

27

п

л

р

37

п

л

р

8

п

л

р

18

п

л

р

28

л

п

р

38

л

п

р

9

п

л

р

19

л

п

р

29

л

п

р

39

л

п

р

10

л

п

р

20

п

р

л

30

л

п

р

40

л

п

р

Согласно результатам психологических исследований, люди с ярко выраженным доминированием правого полушария – представители творческих профессий (художники, поэты, музыканты), а левополушарники – люди точных профессий (физики, математики, химики, инженеры).




2. Диагностика функциональной асимметрии полушарий головного мозга и предметных интересов у учащихся

В 2008-2009 учебном году в нашей школе введены профильные классы на старшей ступени общеобразовательной школы. Было выбрано три профиля – естественно-научный,физико-информатический и гуманитарный. Мотивом для такого выбора послужил анализ востребованных на селе специальностей, т.е. спрос ведущих предприятий (с учетом активных темпов развития коллективных хозяйств) и предпочтения самих выпускников.

В экспериментальной части работы была проведена диагностика учащихся 10-х классов на выявление функциональной асимметрии полушарий головного мозга с использованием тестирования, составленного американскими учеными шт.Джорджия. Затем ученикам была предложена анкета, выявляющая сферу интересов и склонностей в определенных областях научного знания. По результатам исследований была составлена Таблица 3.


Ф.И. тестируемого

Ведущая рука

Результаты теста №1

Выбранный

профиль


Результаты

теста№2


1.Согомонян Анна

Левая

П – 15

Р - 13


Л - 11

Правополу-шарный тип



естественно-научный

Химия

Биология


Педагогика

медицина


2.Онькова Любовь

3.Кочарян София

4.Сагиян Мальвина
5.Кравчук Игорь

6.Петросян Маис

7.Баграмян Лилит

8.Слипчук Владимир



Правая
Правая
Правая
Правая

Правая


Правая
правая

П – 6

Р – 26


Л – 8

Равнополу-шарный тип


П – 6

Р – 29


Л - 6

Равнополу-шарный тип


П – 4

Р –31


Л – 5

Равнополу-шарный тип


П –12

Р –8


Л - 20

Левополу-шарный тип

П –10

Р – 15


Л –14

Равнополу-шарный тип

П – 18

Р –11


Л – 11

Правополу-шарный тип


П – 10

Р – 20


Л - 11

Равнополу-шарный тип




естественно-научный

естественно-научный

естественно-научный

гуманитарный

физико-информационный

гуманитарный


Физико- информационный

Химия Биология

Педагогика

Медицина

Химия Биология Литература

Искусство

Химия Биология

История

Политика

Физика

Математика Радиотехника



Электроника
Литература

Искусство

Предпринимательство

Медицина


Радиотехника

Электроника

Физика

Математика



Аджемян Грета

правая

П – 10

Р – 11


Л – 19

Левополу-шарный тип



гуманитарный

Литература

Искусство Педагогика

Медицина


10.Чобанян Евгине


правая

П – 6

Р – 23


Л - 11

Равнополу-шарный тип




Гуманитарный

История

Политика



11.Додонов Александр


левая

П – 7

Р – 21


Л - 13

Равнополу-шарный тип




гуманитарный

Литература

Искусство

История

Политика


12.Кучейко Наталья

правая

П – 20

Р – 16


Л - 4

Правополу-шарный тип




гуманитарный

Литература

Искусство

История

Политика


13.Гадзиян Анастасия

правая

П – 13

Р – 18


Л – 5

Равнополу-шарный тип




гуманитарный

Литература

Искусство

История


Политика

14.Арутюнян Арутюн

правая

П – 9

Р – 14


Л - 16

Левополу-шарный тип



экономический

История

Политика

Педагогика

Медицина



15.Хатламаджиян Александр

правая

П – 11

Р – 10


Л - 18

Левополу-шарный тип



гуманитарный

Предпринимательство

Домоводство

История

Политика



16.Кристостурян Маргарита

правая

П – 12

Р – 16


Л - 10

Равнополу-шарный тип



Физико - информационный

Физика

Математика Литература

Искусство Предпринимательство

Домоводство



17.Даглдиян Карина

правая

П – 17

Р – 12


Л - 10

Правополу-шарный тип



Естественно-научный

Химия

Биология


Педагогика

медицина


18Хейгетян Эдуард

правая

П – 14

Р – 14


Л - 10

Правополу-шарный тип



Гуманитарный

Механика

Конструирование

География

Геология



19.Торпуджиян Маргарита

правая

П – 7

Р – 19


Л - 11

Равнополу-шарный тип



Естественно-научный

Педагогика

Медицина


История

Политика


20.Гайбарян Людмила

правая

П – 13

Р – 18


Л - 9

Равнополу-шарный тип



Естественно-научный

Химия

Биология


Педагогика

Медицина


21.Хейгетян Сусанна

правая

П – 11

Р – 14


Л – 14

Левополу-шарный тип



гуманитарный

Литература

Искусство

История

Политика


22.Поркшеян Лидия

правая

П – 12

Р – 12


Л - 15

Левополу-шарный тип



Естественно-научный

Педагогика

медицина


23. Хурдаян Вячеслав

правая

П – 12

Р – 13


Л - 15

Левополу-шарный тип



гуманитарный

Радиотехника

Электроника



24.Даглдиян Ерванд
25.Багаджиян Ремик

Левая

Обе



П – 17

Р – 5


Л - 18

Левополу-шарный тип

П – 10

Р – 20


Л - 8

Равнополу-шарный тип



Гуманитарный

Физико-технологический


География

Геология

Физика


Математика

Химия


Биология

Педагогика

медицина


26.Хошафян Роман

27. Мелконян Сергей



Правая
Правая

П – 20


Р – 5

Л - 14


Правополу-шарный тип

П – 7


Р – 26

Л – 6


Равнополу-шарный тип

Естественно-научный


гуманитарный



Педагогика

Медицина


География

Геология


Педагогика

Медицина


История

Политика

По итогам анкетирования на выявление наличия связи между доминирующим полушарием и ведущей рукой получены следующие результаты:

"правша" - "левополушарник" - 7 человек;

"правша" - "равнополушарник" - 11 человек;

"правша" - "правополушарник" - 5 человек.


"левша" - "правополушарник" - 1 ученик;

"левша" - "равнополушарник" - 1 человек;

"левша" - "левополушарник" - 1 человек.
Успешное владение обеими руками и равнополушарный тип мышления продемонстрировал 1 человек – Багаджиян Ремик.
На основании этих данных можно сделать вывод, что между ведущей рукой и функциональной асимметрией полушарий мозга не существует прямой "перекрестной" зависимости.

В ходе тестирования учащихся 10-х классов на выявление профессиональных склонностей и дальнейшего сопоставления полученных результатов с выбранным профилем нами сделаны следующие обобщения:

10 человек, выбравших естественнонаучный профиль обучения, демонстрируют явные склонности к таким предметам и областям знания, как химия и биология, география и геология, педагогика и медицина;

9 учащихся, выбрав гуманитарный профиль, имеют интерес к предметам гуманитарного цикла, таким, как литература и искусство, история и политика, предпринимательство, домоводство;

5 человек, отдавших предпочтение физико-информационному профилю, показали заинтересованность предметами: физика и математика, радиотехника и электроника, механика и конструирование.

Отрадно заметить, что независимо от выбранного профиля, учащиеся увлекаются спортом и проявляют интерес к военному делу.

Однако 3 учащихся, имея интерес в одной области научного знания, сделали свой выбор по другому профилю:

Даглдиян Ервант – выбрал гуманитарный профиль, а по результатам тестирования имеет увлеченность предметами естественнонаучного цикла, такими как: география, геология, электроника, радиотехника;

Хейгетян Эдуард – гуманитарный профиль, склонности проявляются к механике, географии, геологии;

Хурдаян Вячеслав – гуманитарный профиль, интерес к радиотехнике и электронике.

По этим результатам можно сделать вывод, что у большинства учеников выбранный профиль и сфера интересов совпадают, за исключением трех человек, по поводу которых был проинформирован классный руководитель и состоялась индивидуальная беседа с каждым из них.
Апогеем нашего исследования стало сопоставление доминирующего полушария и профиля обучения для установления наличия связи между ними.

Результаты следующие:

«левое полушарие» - точные науки (физико-информационный и естественнонаучный прфили) – 2 человека;

«правое полушарие» - гуманитарный профиль – 3 человека;

«равнополушарник» : физико-информационный – 3 человека;

естественнонаучный – 4 человека;

гуманитарный профиль – 4 человека.

Несовпадение ведущего полушария и профиля обнаружено у 12 человек:

10 А:Багаджиян Ремик, Даглдиян Ервант, Даглдиян Карина, Мелконян Сергей, Хатламаджиян Александр, Хейгетян Сусанна, Хейгетян Эдуард (доминирующее полушарие совпадает с профилем, но не совпадает с увлечениями), Хошафян Роман, Хурдаян Вячеслав (профиль выбран неверно).

10 Б: Аджемян Грета, Кравчук Игорь, Согомонян Анна.

Так как у подавляющего большинства исследуемых учеников наблюдается несоответствие ведущего полушария и профессионального выбора, то можно сделать вывод, что между ними нет прямой связи.

Выводы:


  1. Своевременное выявление учащихся с ярко выраженной функциональной асимметрией мозговых полушарий позволяет психологически грамотно разработать содержание учебного материала по различным дисциплинам, подобрать наиболее оптимальные формы и виды учебных работ, комфортные для ученика, которые сделают его учебу более продуктивной, а также эмоционально положительно окрашенной.

  2. Между ведущей рукой и функциональной асимметрией полушарий мозга не существует прямой "перекрестной" зависимости.

  3. Большинство учеников старшей школы делают осознанный выбор профиля обучения в соответствии с научными интересами и профессиональными предпочтениями.

  4. «Ведущее» полушарие неоднозначно определяет профессиональный выбор учеников, однако в любой профессии оно «откладывает отпечаток» на предпочитаемые виды деятельности, особенности мышления и т.д.


Литература

1. Артюхова ИХ. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе // Педагог ика. - 2004. №2. – С.21-26.

2. Волкова Н.А. и др. Лучшие психологические тесты для профориентации и профотбора. - Петрозаводск: Петроком, 1992. – 253 с.

3. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. – М.:5 за знания, 2006. – 18-40 с.

4. Гин А.А. Приемы педагогической техники. – М.:ВИТА-Пресс, 2001. – 88

5. Гузеев В.В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе // Народное образование. – 2002. № 9. – С.40-48.

6. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем

школьном возрасте. - М.: Academia, 1995. – 126 с.

7. Каверина Р.Д. Мир профессий. - М.: Молодая гвардия, 1986. – 98 с.

8. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М: Просвещение, 1985. – 46 с.

9. Литвинцева Н.Н. Психологические тесты (для деловых людей). -М.: Бизнес-школа, Интел-Синтез, 1994. – 53-64 с.

10. Римская Р. Римский С. Практическая психология в тестах, или Как



научиться понимать себя и других. - М.: Аст-пресс, 1997. – 133 с.

11. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. – М.: Вако, 2005. – 34-42 с.

12. Сиротюк А.Л. Обучение с учетом психофизиологии. – М.: Просвещение, 2001. – 44-53 с.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница