Исследовательская деятельность учащихся по биологии
В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников, но и умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему самостоятельно с точки зрения различных наук. Исследовательская деятельность обучающихся – это деятельность, связанная с решением школьниками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предлагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Исследовательская деятельность представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах – с другой.
Целью организации исследовательской деятельности у учащихся является формирование у них познавательной активности. Организация исследовательской деятельности учащихся позволяет ставить не только обучающие, но и развивающие и воспитательные цели и достигать их.
Обучающие цели:
-
вырабатывать у учащихся научные взгляды на взаимосвязь природы и общества, на пространственные особенности этой взаимосвязи;
-
раскрыть проблемы охраны природы и рационального природопользования в качестве базы для успешного в производстве, общественной жизни и для правильного поведения в природе;
-
сформировать у учащихся умение пользоваться различными источниками информации, вести наблюдения в природе.
Развивающие цели:
-
способствовать удовлетворению интересов и потребностей развивающейся личности средствами учебного предмета, таких ее качеств как любознательность, самостоятельность, активность, взаимопомощь, доброта;
-
развивать у учащихся аналитические, оценочные, речевые умения.
Воспитательные цели:
-
способствовать нравственному воспитанию учащихся: формированию у них любви к малой Родине с широким взглядом на мир;
-
внести частицу вклада в трудовое воспитание учащихся, их профориентацию, помочь в выборе жизненного пути;
-
способствовать формированию у молодого поколения экологического сознания, эмоционального отношения к экологическим проблемам.
При этом решаются следующие задачи:
- развитие творческих способностей, логического мышления;
- умение систематизировать, обобщать информацию;
- формирование умений работать с научной и художественной литературой;
- формирование наблюдательности и внимания.
В основе исследовательских компетенций лежит принцип готовности ученика к определенным действиям, операциям, проблемам в соответствии с поставленной целью, на основе уже имеющихся знаний и навыков. В процессе формирования исследовательских умений учащиеся получают:
- четкое представление о цикле познания, основных методах исследования;
- возможность овладеть приемами самостоятельной постановки проблем и нахождения способов их решения.
В исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения биологии у детей развиваются общенаучные, познавательные умения и навыки:
- умение видеть проблемы,
- выдвигать гипотезы,
- задавать вопросы,
- проводить наблюдения и эксперименты,
- делать выводы и умозаключения,
- классифицировать и структурировать материал,
- работать с различными источниками информации,
- доказывать и защищать свои идеи.
Результат исследовательской деятельности зависит от состава и организации работы. Для успешной работы необходимо обратить внимание на:
- четкость целей;
- согласованность задач, поставленных перед каждым участником исследования;
- формирование умений выходить из конфликтной ситуации;
- разработка подходящей методики работы;
- развитие навыков общения;
- ориентация на индивидуальное развитие каждого ребенка;
- обеспечение успешного руководства со стороны учителя.
Недостаток фундаментальных знаний не позволяет детям правильно оценивать результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательный. Деликатная помощь учителя необходима здесь для того, чтобы убедить ребенка не разочаровываться и продолжать исследования. Каждую работу, независимо от ее качества, необходимо похвалить, чтобы у ребенка возникло желание продолжить исследовательскую деятельность. Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по-настоящему увлечь их предметом исследования.
Основные формы и методы, используемые в школьной исследовательской деятельности:
- словесные: рассказ, беседа, лекция, доклады, внеклассные занятия;
- наглядные: наблюдения, иллюстрации, фотографирование, создание и демонстрация видеоматериалов, составление презентаций;
- практические: опыты, упражнения, исследования, эксперименты, природоведческие экскурсии и путешествия по достопримечательным местам родного края;
- индивидуальные, групповые, фронтальные, дедуктивные, поисковые;
- стимулирование, ситуация успеха, контроль и самоконтроль.
Различные практические работы выполняются во время практики в профильном экологическом лагере и во внеурочное время. Лабораторные и практические работы – прекрасная основа для исследовательской деятельности на уроках биологии. Использование лабораторных работ в учебном процессе делает его более интересным, повышает качество обучения, усиливает практическую направленность преподавания, способствует развитию познавательной активности учащихся, логического мышления и творческой самостоятельности.
Использование этой технологии помогает привлечь детей к решению экологических проблем, прививать им навыки здорового образа жизни, исключить негуманное отношение к живой природе, способствует формированию эмоционально-ценностного отношения «к братьям нашим меньшим».
Прямым результатом исследовательской деятельности является внеурочная деятельность с одаренными детьми, повышение успеваемости по биологии, положительная динамика сдачи ЕГЭ, успех учеников в различных олимпиадах по биологии, участие и призовые места в НПК регионального и муниципального уровня, поступление выпускников в профильные ВУЗы.
Литература
-
Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования, М
-
Митрофанов К.Г. , Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий, М, 2002
-
Матяш Н.В. Проектная деятельность школьников, М, Высшая школа, 2000
-
Нельке Матиас Техника креативности, М, ОМЕГА-Л, 2006
-
Патерикина Е.В. Родная природа как объект проектно-исследовательской работы с учащимися, Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения и современное биологическое и экологическое образова, Воронеж, ВГПУ, 2012
-
Часовских И.П. Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности через проектно-исследовательскую работу
-
Чечель Н.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и его учащегося в современной школе, М, 1998
Поделитесь с Вашими друзьями: |