Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд



Скачать 93.07 Kb.
Дата10.02.2016
Размер93.07 Kb.
Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования УУД

Сороквашина Галина Михайловна

Учитель биологии МБОУ Архиповской ОШ
Организация исследовательской деятельности в процессе обучения биологии является одним из приоритетов современного образования. Исследовательская деятельность по биологии – это деятельность по овладению учащимися методами исследования объектов живой природы с целью развития познавательного интереса, самостоятельности, интеллектуальных и практических умений. Требования современных образовательных программ подразумевают активную самостоятельную деятельность школьников по освоению содержания. Биология, как учебный предмет обладает богатейшими возможностями для включения школьников в исследовательскую деятельность в природе, на пришкольном участке, лаборатории. При этом у них не только повышается интерес к предмету (личностные результаты обучения), но также формируются умения наблюдать за объектами живой природы, сравнивать полученные результаты с образцом, ставить опыт, выявлять причинно-следственные связи биологических явлений и т.д. (предметные результаты обучения)

Исследовательская деятельность учащихся по изучению природы своего региона чаще всего проводится во внеурочное время в рамках творческого объединения «Природа и фантазия» Работа ТО нацелена на совместную деятельность разновозрастных групп обучающихся, желающих расширить и углубить базовые умения и знания, приобщиться к исследовательской работе, проявить и развить свои интеллектуальные, организаторские, творческие, лидерские способности.

При характеристике этого вида деятельности надо выделить два понятия: научное и школьное исследование (по Б.Е. Райкову).

1. Школьник не делает научных открытий, он лишь переоткрывает то, что уже установлено наукой. Однако это не умаляет интереса работы.

2. Школьное исследование укорочено и упрощено. Это связано с тем, что школьная программа вооружает учащихся минимумом биологических знаний, которых все же недостаточно для организации настоящих экспериментов. К тому же нет соответствующего оборудования для опытов.

3.Методику исследовательской деятельности строит учитель, он же руководит работой. Структура исследовательской деятельности подразумевает наличие следующих компонентов: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план действия, результаты, рефлексия. В основу положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы.



Целевой компонент: постановка проблемы, выяснение «знания о незнании», выдвижение рабочей гипотезы.

Мотивационный компонент: осознание потребности в осуществлении данной деятельности. Мотивами будут являться объект, средства, способы, результат. Содержательный компонент – это знания и умения учащихся по биологии на данный момент. Сюда можно отнести практические, интеллектуальные и организационные умения учащихся по биологии.

Процессуальный компонент заключается в выборе способов деятельности для достижения поставленной цели: наблюдение, полевой опыт, эксперимент (микробиологический, биохимический, физиологический, экологический).

Объектами для биологического исследования могут быть живые организмы, гербарии, коллекции, иллюстрации, природные среды и др. Опыт показывает, что лучше всего в формировании навыков исследовательской деятельности идти от простого к сложному, учитывая нарастание самостоятельной поисковой деятельности школьников, выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой.

Рассмотрим виды работ исследовательского характера. В исследовательской работе последних лет в нашей школе можно выделить три направления:

1.Теоретико-экспериментальные исследования - выполнение несложных заданий по алгоритму, стимулирование интереса к исследовательской деятельности, осознание её значимости для успешной адаптации к обучению в школе. Условиями, помогающими усвоению материала на этой стадии, являются: возбуждение, внутреннее стремление к осмысливанию и усвоению добытых знаний; развитие самостоятельности и активности. По данному направлению учащимся предлагаются исследовательские задания с большой степенью реальности содержания.

Первое направление наиболее приемлемо для учащихся 5-6классов, которые осуществляют постановку опытов на пришкольном участке. Учащиеся изучают биологические особенности сортов овощей, цветов, редких видов растений.

Заинтересованность ученика в исследовательской работе во многом зависит от темы, с которой ему предстоит работать. Выбрать  тему с учащимися 5-6 классов нужно такую, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. В этом возрасте дети ещё не обладают способностью длительное время концентрировать внимание на одном объекте, соответственно, ему очень трудно работать в одном направлении. В связи с этим мы часто  сталкиваемся с тем, что увлеченно начатая детская работа остается незаконченной.   С учетом этой особенности детской природы, первые исследовательские опыты  мы старались  организовать краткосрочными (3-4 недели). Например: «Черенкование как один из способов вегетативного размножения растений», «Влияние дополнительного опыления кукурузы на урожай», «Сортоизучение астр», «Влияние доз органических удобрений на выход товарных клубней картофеля» и др.

Организация опытнической работы должна соответствовать следующим требованиям: Научность – опыт не должен противоречить требованиям норм агротехники и биологии вида;

Целесообразность – опыт должен быть практически полезным;

Доступность – опыт должен соответствовать уровню знаний учащихся в данный момент;

Выполнимость – опыт должен быть практически выполнимым (наличие соответствующих площадей, посадочного материала, системы полива и т.д.);

Достоверность – тщательное обдумывание и учет всех условий опыта, в том числе тех, которые не зависят от человека: особенности почвы, ее структура, засоренность, влажность и т.п. Важным условием для соблюдения достоверности является вариативность размещения повторностей на участке. Проведение опытов на пришкольном участке должно соответствовать программе полевого опыта, которая подразумевает составление отчета (дневника опыта)

Организация теоретико-экспериментальных исследований в рамках ТО дает возможность ребенку почувствовать себя в роли ученого, приоткрывающего дверь в новое, неизвестное. Самостоятельно добывая знания в процессе исследования, учащиеся получают уверенность в их истинности и справедливости. Такие знания являются осмысленными и стимулируют ребенка к новым экспериментам.

2. Частично – поисковые исследования - научение образцам исследовательской деятельности на основе получения новой информации. Учитель задает направление поиска, предлагая учащимся самостоятельно решить проблему или комплекс проблем. Условиями, помогающими усвоению материала на этой ступени, являются: развитие самостоятельности и активности, вовлечение в практическую деятельность. Здесь учащимся предлагаются исследования, требующие творческой переработки содержания. В ходе этого происходит дальнейшее развитие способностей учащихся к рефлексивному осмысливанию собственной деятельности и достижение умения ставить вопросы, с помощью ответа на которые достигается осознание средств и оснований собственной деятельности, развивается интерес к своей же деятельности, формируются частично- поисковые умения, умения отстаивать своё мнение и готовность отказаться от неверного пути в случаи обнаружения ошибки.

По этому направлению работают учащиеся 7-8 классов. Они изучают особенности определенной систематической группы.

Например, «Изучение видового разнообразия лекарственных растений окрестностей Архиповской школы» В ходе работы над проектом учащиеся выявили виды лекарственных растений, дали им биологическую характеристику, определили какие виды встречаются часто и обильно, умеренно часто, встречаются редко. Исходя из их распространенности дали рекомендации какие виды лекарственных растений можно заготавливать. Работая с литературой по данной теме, учащиеся изучили лекарственное значение каждого выявленного вида и указали сроки заготовки сырья, а также сделали предложения по сохранению и увеличению численности редких видов лекарственных растений.

В ходе работы над проектом «Первоцветы» учащиеся изучили видовой состав раннецветущих растений нашей местности и их биологические особенности. Особенно важным в проекте является установление связи между ранним цветением и условиями окружающей среды. Также учащиеся отмечали, что растения первоцветы больше всего страдают от «любителей природы» и поэтому нуждаются в бережном отношении. В проект были включены биологически интересные факты из жизни растений. Например, ветреница дубравная, выросшая из семян зацветает только на 10-12 год своей жизни. «Комнатный фитодизайн» В ходе работы над проектом было изучено происхождение, биологические особенности, способы размещения 40 видов комнатных растений кабинета биологии. Особое внимание было уделено фитонцидным и другим полезным свойствам комнатных растений. « Изучение видового разнообразия сухоцветов, их засушивание и использование в оранжировке»;



3. Поисково-исследовательская деятельность - выполнение учебно-исследовательских работ, требующих большой степени самостоятельности, где ученику предстоит самому выбрать тему исследования. Такие исследования проводят учащиеся 9класса. Они изучают биоценозы и выясняют антропогенное влияние на биоценозы, например «Изучение влияния выпаса скота на видовой состав луговой растительности», «Изучение влияния вырубки на видовой состав леса» работа над проектом велась несколько лет. В качестве объекта исследования был выбран видовой состав небольшого участка смешанного леса, площадью 400 кв.м. Учащиеся производили оценку состояния древостоя, описывали ярусы, указывали ресурсное значение растений данного участка. Рядом с участком, который изучался, находился участок леса, на котором производилась неконтролируемая вырубка. Учащиеся наблюдали за восстановлением растительного сообщества, выясняли различия в видах, условиях и определяли степень перерождения леса под воздействием человека. Тема этого исследования предложена учащимся не случайно. Выполняя её, они убеждаются в том, что в природе всё взаимосвязано и взаимозависимо, если вырубить ель, то исчезнут теневыносливые растения и произойдет смена одного растительного сообщества на другое

Из года в год улучшается количество и качество выполняемых исследовательских работ. Ребята представляют результаты своих исследований на районном и областном конкурсах «Юннат», сопровождают свое выступление компьютерной презентацией, в которой помещены и расчеты, и фотографии всего процесса исследования, являясь не только участниками, но призерами и победителями. Результаты, полученные  в ходе реализации исследований, подтвердили гипотезу о том, что применение исследовательской деятельности в системе дополнительного образования  способствует формированию универсальных учебных действий. Анализ и обобщение опыта исследований приводят к выводу, что исследовательская деятельность способствует формированию:

Личностных УУД


  1. адекватная самооценка;

  2.  чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе;

  3. формируется мотивационная основа учебной деятельности;

  4. вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

Регулятивных УУД:

  1. дети учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  2. проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  3. самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

Познавательных УУД:

  1. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  2. строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, синтез; классифицировать;

  3. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  4. фиксировать информацию с помощью инструментов  ИКТ

Коммуникативных УУД:

  1. строить понятные для партнёра высказывания;

  2. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  3.  учитывать разные мнения,  устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, формулировать собственное мнение и позицию;

  4. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности использования данного вида деятельности с целью формирования УУД.

Результаты

Работа над темой продолжается пятый год и еще не закончена, но уже сейчас есть определенные положительные результаты.

Наблюдения за учащимися и анкетирование показывают, что у них повысился интерес к биологии. По данным опроса, биологию к любимым и интересным предметам относят 63% учащихся.

Уровень обученности составляет 100%. Наблюдается постоянный рост качества знаний по биологии, который составляет сейчас 69%.



Ожидаемые результаты исследовательской деятельности:

  1. повышение мотивации к обучению;

  2. установка на престижность знаний;

  3. развитие творческого подхода к собственной деятельности;

  4. развитие коммуникативной направленности;

  5. освоение новых информационных технологий;

  6. высокая социализация выпускников


Улучшилось количество и качество выполняемых исследовательских работ. Ребята представляют результаты своих исследований на конкурсах различного уровня от муниципального до федерального, и часто являются призерами и победителями научно-исследовательских конкурсов и конференций.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница