Исследовательская деятельность как фактор развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка



Скачать 98.78 Kb.
Дата14.02.2016
Размер98.78 Kb.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА.
Г.А. НОМОКОНОВА, учитель начальных классов

МОУ СОШ №2 п. Первомайский Шилкинского района

В требованиях стандартов второго поколения результатами освоения основной образовательной программы начального общего образования названы в числе прочих умения и навыки исследовательского поведения. Образование к этим требованиям подталкивает сама жизнь, время всё более интенсивной информатизации, быстрого поиска верных решений, выбор из множества альтернатив. [2]

Многочисленными изысканиями в области психологии и педагогики доказано, что именно исследовательская деятельность человека в наибольшей степени развивает его способность мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личностный потенциал. Младшие школьники активно проявляют интерес к исследованиям, с удовольствием принимают участие именно в тех видах учебной работы, которые предполагают выполнение поисковых и экспериментальных заданий, опыт организации которых продуктивно влияет на ум и душу каждого ученика. [ 1]

По мнению Александра Ильича Савенкова, «исследование генетически присуще ребёнку; поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, – одно из главных и естественных проявлений детской психики». Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Их неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. Однако учебно-исследовательская деятельность младших школьников требует хорошо разработанной системы.

Основной целью своей педагогической деятельности считаю помощь детям в проявлении и развитии их личной заинтересованности в приобретении знаний. В связи с этим значительную роль в работе уделяется организации исследовательской деятельности, позволяющей выявлять и развивать творческие способности ребёнка, давать детям эмоциональную и содержательную поддержку для их самоутверждения, формировать универсальные учебные действия.

Руководство детскими исследованиями осуществляется педагогом и требует не только отличного знания предмета, но и обладания чертами учёного-исследователя, умеющего строить гипотезы, экспериментировать, собирать и обрабатывать информацию, анализировать и делать выводы. Естественно, что у школьников интерес к исследованию может пробудить только тот, кто сам увлечён этим, кто ориентирован на пробуждение детской любознательности. Детям присуща жажда новизны, стремление исследовать окружающий мир. Задача учителя - сформировать у учащихся устойчивую познавательную потребность, опираясь на детское любопытство.

Научить самостоятельной исследовательской практике достаточно сложно в организационно-педагогическом плане. Известный психолог Н.С. Лейтес говорит: «Лучший способ личностного развития, настоящий залог интеллектуального превосходства - это искренний интерес к миру, использование любой возможности, чтобы чему-нибудь научиться». Идея развития, лежащая в основе педагогической системы Л.В. Занкова, по которой уже несколько лет веду обучение школьников, направлена на формирование у малышей мотива к познанию широкой картины мира и призвана создавать условия для того, чтобы каждый ребёнок, исходя из своего опыта и творческих способностей, мог систематически вести наблюдения, делиться своими первыми «открытиями». [ 5 ]

На учебном материале каждого предмета в системе Л.В. Занкова ежедневно решаются не только специфические задачи, но и задачи развития активной мыслительной деятельности школьников, связанной с эмоциями, переживаниями, волевым напряжением. Основными же методами обучения в начальной школе являются доверительные беседы, учебные экскурсии, познавательные игры, практическая работа. Умение сравнивать, обобщать, классифицировать, способность выделять существенное содействуют выработке навыков последовательного и доказательного рассуждений.

Самое сложное, на мой взгляд, в организации исследовательской работы с младшими школьниками - это включение их в самостоятельную исследовательскую работу. Нелегко увидеть проблему там, где, с точки зрения взрослого человека, всё представляется понятным. Чем больше идей, тем больше возможностей для выбора. Работа над исследованием вызывает у детей самые разные эмоциональные реакции: удивление, радость, сомнения. Познавательные цели, поставленные для себя самим ребёнком, и волевые усилия, приложенные им на пути выполнения, требуют от маленького исследователя настойчивости и умения анализировать свои действия, делать выводы: что получилось, что не получилось и почему. Дети охотно делятся своими открытиями с одноклассниками, используют фотографии, рисунки и материалы научно-популярных журналов, энциклопедий, рассказы по просмотренным телепередачам. Ученики внимательно слушают друг друга, задают «умные вопросы», учатся друг у друга, помогают в поиске необходимой информации. [ 7]

Александр Ильич Савенков в своей книге «Методика исследовательского обучения младших школьников» советует учителю организовывать работу в данном направлении поэтапно. Организация детских исследований - вполне реальная практическая задача обучения, направленная на развитие творческого и интеллектуального потенциала каждого ученика. Учащиеся выбирают тему для исследования, составляют план, собирают материал из разных источников, проводят свои наблюдения и мини-исследования, полученные данные обобщаются, и при помощи родителей и учителя ученик готовит выступление. Обычно первый «доклад» длится недолго, но с приобретением исследовательского опыта собирается всё больше информации, появляется всё больше деталей.

Немаловажная роль отводится обсуждению. Слушатели имеют возможность задавать вопросы, уточнять услышанную информацию. Проведение этой важной части работ требует особого подхода: маленьким детям еще трудно слушать, задавать вопросы, поэтому для первых докладов лучше выбирать наиболее развитых детей, способных подготовить интересные сообщения, удерживать внимание аудитории. Но выслушать необходимо всех детей, пусть даже некоторых в индивидуальном порядке. На одном занятии можно заслушать 2-3 «доклада». Такие сообщения следует рассматривать как вариант взаимного обучения детей. Неважно, что содержание материала, с которым работают дети, выглядит простым и с точки зрения взрослого даже может показаться примитивным. В данном случае значимо, что в ходе этого внешне простого дела ребёнком прилагаются нешуточные умственные усилия, в итоге которых формируются ценнейшие качества творческой личности.[7, 9, 10]

Ученики по отношению к докладчику обычно настроены критически, поскольку к его словам они относятся иначе, чем к словам педагога. Дети легко и естественно включаются в спор, задают вопросы, делают поправки, если с чем-то не согласны. Эти моменты очень важны, на них следует акцентировать и собственное внимание, и внимание детей. Вряд ли существует более эффективное средство для развития критического мышления, чем этот способ. По итогам защиты необходимо поощрение не только тех, кто хорошо отвечал, но и обязательно тех, кто задавал «умные» интересные вопросы.

Вовлечение младших школьников в исследовательскую деятельность на доступном для них уровне, должно осуществляться с учётом психологических особенностей возраста, уровня развития прогностического мышления, воображения, самостоятельности. При организации такого вида деятельности важно подмечать проявления необходимых качеств и умений учащихся, культивировать их, создавать условия для их развития. Говоря об исследовательской деятельности, необходимо учитывать и участие родителей, которые, желая оказать помощь своему ребёнку, нередко, к сожалению, действуют ему во вред. Важно сделать так, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, а вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - значимый фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников.

Учащиеся овладевают многими навыками: учатся видеть проблему, выдвигать и доказывать гипотезы, выражать свои мысли устно и письменно, т.е. возникает практическая необходимость в использовании схем, карт, планов, моделей, поделок и т.д. Оформление результатов исследовательской деятельности допускает любые варианты, являясь объектом творчества детей и руководителя: защита реферата, проекта, участие в научно-практической конференции, подготовка презентации, выступление с докладом на уроке, выпуск стенгазеты, организация классной выставки, написание рукописи и другие виды творческих работ детей. [ 6]

Возможные следующие результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

Альбом Паспарту

Газета Плакат

Гербарий План

Журнал Реферат

Книжка- раскладушка Серия иллюстраций

Коллаж Сказка

Коллекция Справочник

Костюм Стенгазета

Макет Сувенир- поделка

Модель Сценарий праздника

Музыкальная подборка Учебное пособие

Наглядные пособия Экскурсия

Чертёж Фотоальбом

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за  работой  мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать, суметь вовремя отойти в сторону, дать детям насладиться радостью своего открытия.

Руководствуясь научными положениями и методическими разработками А. И. Савенкова, организация учебных исследований с младшими школьниками рассматривается как особое направление, прежде всего, внеклассной работы. Такая работа ориентирована на углубление и закрепление имеющихся у школьников знаний, умений и навыков, но перспективная цель учебных исследований — развитие исследовательской, творческой активности детей. Эта работа на данном этапе проводится индивидуально, только с теми детьми, которые проявляют выраженный интерес, имеют развитые познавательные способности и навыки самостоятельной учебной работы.[ 7,8]

Вместе с тем возможна и коллективная исследовательская работа учащихся непосредственно на уроках, в частности, целенаправленное обучение школьников использованию исследовательских методов при проведении интегрированных уроков, позволяющих значительно повысить развивающий и воспитательный потенциал учебного процесса. [ 4] Так на одном из уроков (окружающий мир и технология) ученикам было предложено систематизировать учебную информацию по теме «Лес - природное сообщество» с использованием дидактического материала, заданиями проблемного характера, предполагающими анализ сложного состава лесного сообщества (деревья, травы, насекомые, птицы и звери) и специфику их взаимоотношений, широким использованием мультимедийной презентации.

При правильном ведении беседы, постановке проблемных­ вопросов­ и корректном изложении учебной информации - следует ли взять домой птенцов из гнезда; следует ли порвать паутинку, сплетенную паучком, чтобы спасти бабочку и т.д. - у школьников должны быть успешно сформированы представления о гармоничности и устойчивости естественных связей в живой природе, а также о том, что нарушает эти связи, главным образом, человек. Именно он, а значит, и каждый из нас, в ответе за то, что происходит в окружающем природном мире; только человек может как разрушить, так и спасти природу. После спектакля кукольного театра, в котором жители и растения леса «жалуются» на варварское отношение человека к природе, просмотра презентации, демонстрирующей «результаты» этой деятельности, ученики более глубоко оценивают трагедию сгоревшего леса и целенаправленно включаются в работу по созданию на месте «сгоревшего» леса нового, по «засаживанию» пространства вырезанными из бумаги деревьями. Организация индивидуальных ученических исследований и специально разработанные интегрированные уроки, предполагающие коллективное выполнение исследовательских заданий, дают вполне конкретные результаты:

1) повышение уровня знаний учащихся (наблюдается более глубокое понимание закономерностей изучаемых явлений);

2) изменение уровня сформированности мыслительной деятельности детей (учебный материал рассматривается как самостоятельно добываемая важная для них информация);

3) увеличение использования произведений изобразительного искусства, художественной литературы, музыки в процессе выполнения исследовательских заданий (способствует эмоционально-нравственному развитию младших школьников);

4) увеличение проявления познавательных интересов детей и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время;

5) активизация творческой проектной деятельности школьников.

Каковы же значимые ценности младшего школьника, занимающегося деятельностью такого типа? На мой взгляд, прежде всего, чувствовать себя активным субъектом этой деятельности, способным к самостоятельному поиску важной в социальном и личностном смысле информации, поскольку учащиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде.

 
Список использованной литературы:

1. Ванцян А. Г. Следуя принципам системы. Практика образования. №3, 2006

2.Ванцян А.Г., Нечаева Н.В., Петрова Е.Н., Плотникова А.Ю., Яковлева С.Г. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В. Занкова. Издательский дом Фёдоров.- Издательство «Учебная литература».-2010.

3. Гладкая С. В. Исследовательская деятельность как фактор развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка. Москва.2005.

4. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Программа по окружающему миру. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Корпорация Фёдоров. Издательство Учебная литература. 2010.

5. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М. , 1999.

6. Землянская Е. Н., Чугреева М. К. Учебные проекты младших школьников: роль родителей. Начальное образование, №5, 2006.

7. Савенков А.И. Методика исследовательского работы обучения младшего школьника.- Москва. -2006 .

8. Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе // Начальная школа. — 2000. — № 12. — С. 101–108.



9. Савенков А. И. Воспитать исследователя. Практика образования. №3, 2006.

10. Савенков А. И. Учебное исследование в начальной школе. Начальная школа №12, 2000.
Каталог: dfiles
dfiles -> Национально-региональные особенности развития системы специального образования забайкалья: аксиологический подход 130003 коррекционная педагогика
dfiles -> Современное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: вызовы времени новые решения
dfiles -> Перечень региональных инновационных площадок (далее рип), входящих в инновационную инфраструктуру общего, дополнительного образования Забайкальского края
dfiles -> Психологические Особенности самоконституирования субъекта в виртуальной реальностИ
dfiles -> Виды искусствоведческого анализа и возможности их применения на уроках мхк
dfiles -> Профессионально психологические аспекты активизации личности государственного служащего
dfiles -> Гендерные особенности управленческой деятельности
dfiles -> Анализ уровня стресса, типов реакций на стресс и причин его возникновения у работников торговой организации
dfiles -> Реализация развивающего обучения по дидактической системе л. В. Занкова в школах агинского округа


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница