Исследование выполнено по заказу нп "Ассоциация интернет-издателей" в рамках реализации социально значимого проекта "



страница1/7
Дата16.02.2016
Размер0.56 Mb.
ТипИсследование
  1   2   3   4   5   6   7





Исследование выполнено по заказу НП “Ассоциация интернет-издателей” в рамках реализации социально значимого проекта “Востребованное образование” при поддержке Общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» (Договор о предоставлении гранта № Г-151-1/15)

Москва, 2015



Востребованное образование


Востребовано ли образование: исследование позиции выпускников 3

Работодатели и вузы: различные подходы к оценке 8

Привлечение и оценка выпускников: исследование позиции работодателей 13

Сотрудничество с работодателем: практика или стажировка? 22

Конкурсные инициативы: кейс-чемпионаты, конкурсы бизнес-планов 28

Проект “Востребованное образование” 36

Методика проведения конкурса дипломных работ 41

Этап 1. Выбор темы диплома 41

Этап 3. Защита 42

Этап 4. Трудоустройство 43

Методика проведения конкурсов аналитических работ 44

Этап 1. Отбор тем 44

Этап 2. Объявление конкурса и отбор заявок 44

Этап 3. Оценка заявок 45

Этап 4. Отбор победителей 45

Приложение 1. Исследование позиции работодателей 46

Приложение 2. Исследование позиции выпускников 52




Востребовано ли образование: исследование позиции выпускников


По данным мониторинга Минобрнауки России, средняя доля трудоустройства выпускников российских вузов составляет 75,4%1. Почти для трети исследованных вузов (229 из 820) данный показатель составил менее 75%, и только 9 вузов из списка обеспечивают выпускникам абсолютную гарантию трудоустройства. Подобная ситуация говорит не только об уровне востребованности квалификации выпускников отдельных учебных заведений, но и об общих проблемах профессиональной ориентации студентов и выпускников. В контексте дискуссии о проблемах трудоустройства все чаще звучат предложения о восстановлении системы распределения, действовавшей в СССР. В частности, в пользу данного предложения высказывались студенты одного из ведущих московских вузов2. Однако в парадигме конкурентного рынка труда такой подход не только малоэффективен, но и потенциально контрпродуктивен. Вместо реставрации институтов плановой экономики необходимо, наоборот, развивать принципы рыночного конкурсного трудоустройства.

В рамках опроса, проведенного по заказу НП «Ассоциация интернет-издателей», более 45% выпускников 1994 – 2015 годов заявили, что темы их выпускных квалификационных работ никак не были связаны ни с дальнейшим трудоустройством, ни с прохождением практики3.

Действительно, во многих случаях студент недостаточно информирован о целях тех или иных видов учебной работы, в результате академическая деятельность ведется в отрыве от реальной экономики, исследования и проекты носят имитационный характер, а результаты редко публикуются.

При выборе тем выпускных квалификационных работ студенты опираются на направления исследований соответствующих кафедр и сферу экспертизы научного руководителя. Заинтересовавшись определенной тематикой, студенты, как правило, стремятся продолжать ее исследование на последующих курсах. Так, опыт написания предыдущих курсовых работ и личный интерес - основные критерии выбора темы выпускной квалификационной работы. В открытых ответах на вопрос выпускники чаще всего мотивируют свой выбор личным интересом или “актуальностью на момент написания диплома”.


В то же время тема дипломной работы редко соответствует карьерной траектории будущего выпускника. Так, 57,5% опрошенных заявили, что тема их ВКР совершенно не была связана с будущим местом работы.
Позицию выпускников подтверждают и их научные руководители. Так, по их оценкам, только порядка 20-30% выпускных квалификационных работ студентов управленческих специальностей связаны с деятельностью реальных организаций. Связано это с тем, что научный руководитель способен проконсультировать студента с академической точки зрения, а также проследить за точностью в выборе методов анализа, однако поставить проблему так, чтобы она была интересна на рынке без непрерывного опыта внеакадемической работы часто невозможно.

Этот проект [“Востребованное образование”] очень важен, потому что сразу будет создан заказ. В отсутствие заказа [со стороны компании] очень много проектов делалось в имитационном режиме: “Представим, что есть какая-то компания…” Собиралась масса информации из интернета, но о внедрении речь не шла, потому что сама компания была имитационной… На первом высшем образовании порядка 20-30% дипломов были связаны с реальной компанией - это были задачи по запросу.

Ольга Молчанова

Профессор экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова,

автор курсов “Инновационный менеджмент”, “Стратегический менеджмент”
Темы выпускных квалификационных работ также лишь частично соотносятся с трудоустройством. Половина опрошенных выпускников заявила, что работа над ВКР не была полезна для их последующего трудоустройства.

Результаты выпускных квалификационных работ 77,2% опрошенных никогда не были опубликованы ни в реферируемых изданиях, ни в иных источниках. Среди выпускников, которые не стали строить карьеру в научной сфере, - «не-аспирантов» - доля респондентов, не опубликовавших результаты своих ВКР, выше 85%.

Результаты проведенного опроса показывают осознаваемый выпускниками разрыв между их академической деятельностью в рамках подготовки ВКР и последующим трудоустройством, для преодоления которого необходимы совместные усилия вузов и работодателей.

Стремление к повышению публичности и практикоориентированности процесса подготовки и защиты ВКР закрепляется на законодательном уровне. Согласно п. 38 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры4, с 1 января 2016 года, образовательные учреждения будут обязаны сохранятьтексты ВКР и проверять их на объем заимствований. Такое решение должно способствовать повышению открытости системы подготовки ВКР, особенно если оно будет сочетаться с открытой публикацией работ, что сделоло бы процедуру формирования студенческих портфолио почти автоматическим, сделав доступным работодателям из мелкого и среднего бизнеса большой выпускников с акцентом на тему их выпускной квалификационной работы. Изменения также коснутся и порядка формирования государственных экзаменационных комиссий, в состав которых с 2016 года должно входить не менее 2 ведущих специалистов - представителей работодателей или их объединений.



Ведущие вузы стремятся идти навстречу потребностям работодателя и адаптируют собственные подходы к организации учебных процессов к новеллам законодательного регулирования и запросам рынка. Ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев в октябре 2015 года заявил, что начиная с 2016 года только работодатели будут входить в состав аттестационных комиссий на защитах дипломных работ, а в будущем также будут определять направления и темы всех дипломных работ студентов СПбГУ. Только студенты с хорошей успеваемость и доказанными публикациями или научными выступлениями смогут сами выбрать тему работы. Основной принцип расширения возможностей: сам определит тему работы тот, кто сможет ее написать, в т.ч. обосновать ее актуальность и новизну с использованием окрытых источников. При этом сами тексты работ будут размещаться в открытом доступе, где каждый сможет оставить свой отзыв на работу того или иного студента. Инициатива СПбГУ поддержана руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергеем Кравцовым, который отметил, что данная модель эффективна и будет рекомендована к реализации в других учебных заведениях. Таким образом, работодатели смогут напрямую включаться в образовательный процесс и доносить информацию о своих потребностях не только до руководства вузов, но и до самих будущих выпускников. 29 октября 2015 года был запущен сайт «Научный Корреспондент» , который выступает в качестве агрегатора и дпозитария для всех студентов и выпускников русскоязычных вузов во всем мире. Основой для создания новой платформы стал депозитарий Vernsky. «Научный Корреспондент» - это также платформа конкурсов, запуск которых ожидается в ближайшей перспективе.

Студенты кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова уже публикуют не только свои дипломные и курсовые работы, но и другие аналитические работы - рефераты, научные статьи, исследования и монографии - на условиях открытой лицензии на портале vernsky.ru. Авторы популярных работ получают комментарии от экспертов и однокурсников. С их текстами могут ознакомиться и потенциальные работодатели, которые используют сайт для поиска талантливых студентов и выпускников.

Принципы открытости и вовлечения работодателей в рамках модели конкурсного трудоустройства выпускников, на распространение которых направлена реализация проекта “Востребованное образование”, созвучны и глобальным трендам трансформации сферы образования, вызванным изменениями самого образа жизни и структуры трудоустройства5.


Каталог: wp-content -> uploads
uploads -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
uploads -> Методические рекомендации для преподавателей 12 Методические рекомендации для аспирантов
uploads -> Сборник методических материалов
uploads -> Темы контрольных работ по дисциплине «психология отклоняющегося доведения»
uploads -> Семья как фактор социогенеза: ценностно-нормативный аспект
uploads -> Управление образования администрации Красногорского района
uploads -> «Особенности организации деятельности соц педагога в коррекционном учреждении» Социальный педагог
uploads -> Образовательная программа высшего образования направление подготовки 38. 06. 01 Экономика


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница