Исследование специфики просветительских программ на телевидении Просветительские программы: сущность и характеристика



Скачать 330.49 Kb.
Дата01.06.2016
Размер330.49 Kb.
ТипГлава
План

Введение

Глава 1. Исследование специфики просветительских программ на телевидении

1.1. Просветительские программы: сущность и характеристика

1.2.Жанровое разнообразие просветительских программ и их характерные черты

1.3. Временные трансформации просветительских программ

1.4 Особенности современных просветительских программ на телевидении

Глава 2. Творческая разработка сценария просветительской программы для центрального телеканала

2.1. Общее описание и характеристика программы (назначение, аудитория, хронометраж и т.д.)

2.2. Детальное описание программы (особенности подготовки сюжетов, описание съемочной группы и т.д.)

2.3. Сценарий программы

2.4. Анализ и прогнозирование успешности проекта

Заключение

Список литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ



Актуальность темы исследования объясняется увеличением числа бессмысленных ток-шоу современного телеэфира, и как следствие скудностью по-настоящему стоящих, серьёзных просветительских телепередач.

В XXI веке телевидение является неотъемлемой частью современной жизни - оно формирует общественную позицию, а также взгляды, вкусы и мнение современного потребителя информации. Следовательно, нельзя допустить, чтобы телевидение стало частью массовой культуры, даже ее создателем, распространителем и во многом центральным звеном, навязывающим стереотипное, унифицированное мышление. Эта проблема негативно сказывается на обществе и пагубно влияет на молодое поколение.

Одними из самым интересных, сложных и многоликих элементов телевидения являются просветительские программы. Эти, далеко не новые для российской аудитории программы, появились благодаря развитию телевидения и массовой культуры. Претерпев многочисленные временные трансформации, просветительские программы стали невероятно сильным конкурентом большей части телевизионных программ.

В данном контексте комплексный анализ тенденций развития просветительских программ на российском телевидении, с разработкой творческого проекта аналогичной телепередачи для центрального канала, является актуальным и своевременным. Он позволит глубинно исследовать феномен такого явления, как просветительские программы в их современных и более ранних вариациях, а также раскрыть особенности и принципы их развития.



Степень научной разработанности проблемы исследования: анализу просветительских программ в разное время уделяли внимание авторитетные российские и западноевропейские ученые в области журналистики, психологии, социологии, статистики и т.д. Среди них Т.В.Васильева, В.Г.Осинский, Г.Р.Громов, Э.Дивальковский, Д.Дондурей, В.В.Егоров, С.Жуков, И.И.Засурский, И.Н.Кемарская, Е.Китаева, В.И.Кузин, Г.В.Кузнецов, С.Луконин, Г.С.Мельник и т.д. Анализ влияния просветительских программ на общественное сознание неоднократно становился центральной темой публикаций таких влиятельных информационно-аналитических изданий, как «Журналист», «Психология», «Социология», «Статистика в России» и т.д.

Многообразие научных работ, практических исследований в обозначенной области характеризует повышенный интерес к ней, как специалистов различных областей, так и среднестатистических граждан. Причина такой высокой популярности публикаций, касающихся современного телевидения, как ядра формирования массового сознания и культуры, кроется в различных факторах. Специалисты различных областей, анализируя просветительские программы, получают возможность провести исследования основных концепций журналистики под новым углом, открыть новые грани и горизонты в подходах к оцениванию воздействия средств массовой информации на общество. Аудитория получает возможность, не входя в культурно-просветительские учреждения, повышать уровень знаний, раскрывать совместно с журналистами загадки истории, строить предположения о существовании жизни на Марсе, сакральных письмен племени майя и т.д.

Однако, несмотря на повышенный спрос широких масс и разнообразие проводимых исследований, тема тенденций развития просветительских программ на российском телевидении остается не изученной в полном объеме. Этот факт оставляет пробелы, не позволяющие составить комплексное представление о проблеме, и даёт возможность проводить новаторские исследования. Кроме того, в многочисленных публикациях, посвященных современному телевидению, российские аналитики и ученые оценивают просветительские программы не с точки зрения воздействия на широкие массы, а с позиции прибыльности, рейтинговости, что применительно к просветительским программам является совершенно недопустимой тенденцией.

Цель работы заключается в попытке разъяснить читателю роль познавательных программ в жизни современного общества.

Объектом исследования данной работы стали тенденции развития просветительских программ на российском телевидении.

Предметом исследования данного труда являются просветительские программы российского телевидения и творческая разработка сценария просветительской программы «Знай больше» для центрального телеканала.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- исследовать специфики, жанровые особенности и характерные черты просветительских программ на российском телевидении;

- выявить общие тенденции в просветительском жанре путём экскурса в историю;

- раскрыть основную идею просветительского телевидения;

- разработать сценарий просветительской программы «Знай больше» для центрального телеканала;

-произвести анализ и прогнозирование успешности творческого проекта – просветительской программы «Знай больше» для центрального телевидения, на примере телеканала Россия 1.

Теоретико-методологическая база исследования: в работе были использованы методы сбора, обработки, анализа и структуризации данных; метод дедуктивного и индуктивного анализа; метод сравнения и оценки; метод прогнозирования. Теоретико-методологической основой исследования стали принципы системного и сравнительного анализа, в основе которых лежит институциональный подход, основанный на обработке положений, характеризующих технологическую концепцию культуры современного телевидения.

Синтез структурного и эволюционного подходов, использование метода причинно-следственных связей позволили выделить основные аспекты перечисленных подходов для разработки самостоятельной программы «Знай больше».

Методологически востребованным стал вопрос о трех возможных подходах к исследованию социокультурного пространства: сущностном, структурном и функциональном. Информационный подход помог исследовать все грани формирования просветительских программ, выделить создаваемые ими и возникающие вокруг них информационные ресурсы, общественные и узкоспециализированные мнения и т.д. Таким образом, обозначенную проблему позволил изучить полиметодологический, системный и комплексный анализ накопленного материала в области различных научных дисциплин.

Теоретическая значимость: в работе изучены и обобщены сущностные характеристики социокультурного пространства просветительских программ как формы массовой культуры на телевидении. Сформировавшееся социокультурное пространство интерактивного шоу-бизнеса на телевидении анализируется на основе отечественных и западноевропейских культурных и духовных традиций.

Практическая значимость: работа может быть рекомендована для дальнейшей разработки, а также в качестве наглядного теоретического и практического пособия на курсах журналистики, психологии, социологии.

Эмпирическая база исследования: в процессе написания работы использованы материалы таких просветительских программ как «Наука и техника», «Космос», «Воскресные музыкальные вечера», «Музыкальные вечера для юношества», «В стране музыкальных волшебников», «Литературные вечера», «Литература и искусство за рубежом», «Театр и жизнь», «Сокровища советского театра» и др.

Данный труд состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Первая глава представляет собой анализ беспрецедентного и принципиально нового состояния современного телевидения, в основе которого легло навязывание идеалов массовой культуры путём внедрения программ, не отвечающих изначально выработанному образовательному облику.

Во второй главе представлена творческая разработка сценария просветительской программы «Знай больше» для центрального телеканала.

ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ПРОГРАММ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ




1.1. Просветительские программы: сущность и характеристика

В динамике современного образа жизни большинства из нас, возможность познакомиться с теми или иными интересными для нас событиями возможна лишь посредством телевидения. И это естественно т.к. человек не может лично увидеть, услышать и стать свидетелем тому или иному мероприятию, но он может всегда быть в курсе разнообразнейших актуальных проявлений человечества. Роль посредника между человеком и культурной жизнью играет телевидение, а в частности просветительские программы. Для огромного множества людей это едва ли не единственная возможность познакомиться с теми или иными произведениями искусства1. Просветительские программы – это телевизионные передачи, которые позиционируют себя как источник знаний не дидактического характера. Они отражают весь спектр культурно-общественной жизни, помогая человеку ориентироваться в культурном пространстве и беря за эталон образцы не «массовой культуры», а традиционной, используя для этого все разнообразие тем и жанров современного телевидения2.

Целью просветительских программ является повышение уровня эрудиции населения государства. «Узнать» просветительскую программу из вороха остальных очень просто. В основе таких передач лежит научная или научно-популярная тема, вокруг которой строится сам сюжет. Все сведения по теме отличаются достоверностью и научностью информации, лаконичностью изложения и ясностью сюжета. Таким передачам показан авторский подход и, как правило, ограниченный круг зрителей. Научная информация по теме, обыкновенно подкрепляется комментариями компетентных специалистов из этой же области.

Характерные черты просветительских программ обуславливают их сложность. Перед просветительскими программами стоит непростая задача – привнести культурное начало в эстетику новых жанров (например, ток-шоу), поэтому перед создателями данного вида программ стоит особо острая задача продумывания верстки, темы, содержания и формы программ.

В дипломной работе рассматриваются следующие просветительские программы:


  • «Наука и техника»

  • «Космос»

  • «Воскресные музыкальные вечера»

  • «Музыкальные вечера для юношества»

  • «В стране музыкальных волшебников»

  • «Литературные вечера»

  • «Литература и искусство за рубежом»

  • «Театр и жизнь»

  • «Сокровища советского театра»

  • И другие.

Данные программы были выбраны не случайно. Каждая из них занимает отдельную нишу и является современным оплотом подачи научных сведений и информации. Анализ перечисленных телепередач позволит учесть их отрицательные и преимущественные черты, с целью разработки творческого телепроекта «Знай больше» для телеканала Россия 1.
Советскую модель телевещания называли государственно-монополистической, авторитарной, тоталитарной. Она характеризовалась государственной монополией на телевещание, бюджетным финансированием, полным подчинением телевизионной политики власть имущим, жестким идеологическим контролем.

В процессе перестройки страны в целом, и телевидения в частности, на новых коммерческих началах большую часть российского эфира заняли развлекательные передачи, без особых нравственных устоев или, наоборот, с устоями западного прагматизма, индивидуализма и откровенной наживы. Преобладающими жанрами подобных передач стали телеигра и телешоу, где слово отступило на задний план и всё больше утрачивая свою мобилизующую нравственную силу, стало выполнять дежурные функции связующего. Преемственную линию публицистичности, нравственных поисков на экране постепенно прекратила проводить даже программа «Взгляд»3

Под давлением идеологических запретов национальная культура была закрыта для взаимного обогащения культур. В то же время телевидение декларировалось как составная часть духовной культуры общества, поэтому оно стало «важнейшим фактором общественного бытия человека, регулярно передающим ему самую разнообразную информацию, дополняющую его непосредственный опыт, помогающую ему в его познавательной деятельности, влияющую на его мировоззрение и образ жизни»4. Развивая интеллектуальные способности человека, воспитывая его этические взгляды и эстетические вкусы, телевидение должно было способствовать формированию основ культурного восприятия мира.

В кризисные годы демократических преобразований - 1991-1997гг., ситуация кардинальным образом изменилась: телевидение решительно и сознательно отвернулось от своих культурно-просветительских традиций, не вписывающихся в маркетинговые отношения рыночной экономики информационной сферы. Стимулирующими факторами появления тех или иных передач стали рейтинг и реклама. На российских телеканалах четко обозначилась экспансия медийной продукции западного телевидения, с присущей им агрессивной формой навязывания иного образа жизни, нравственные ценности и мораль которого оказались чужды исторической памяти народа5.

Анализаторы отмечают, что свободный рынок и его идеологическое обеспечение «с фатальной неизбежностью кренятся в сторону западного опыта, образцов нещадной конкуренции, голого прагматизма, личностной бездуховности», а духовная жизнь народа, его традиции и нормы морали в середине 90-х годов «подверглись мощному влиянию извне»6.

Негативное влияние средств массовой информации на общественное сознание в условиях глобальных социально-экономических изменений заставило рассмотреть деятельность просветительского телевидения как фактор национальной безопасности государства. 9 сентября 2000 года была принята Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, в которой одна из основных составляющих национальных интересов в информационной сфере включает в себя «обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма»7, чему в большей степени должны способствовать просветительские программы.

Две тенденции развития современного информационного общества вызвали необходимость определить целевые задачи просветительского телевидения в России8. С одной стороны, коммерциализация СМИ, а с другой – глобализация телекоммуникационных систем, существование и развитие самобытности национальных культур.

Достоинства любой телекомпании сегодня основываются на трех «китах». На информационных передачах, на специальных программах – в частности просветительского характера, а также на демонстрируемых фильмах. Необходимый минимум, позволяющий отличить солидную компанию от той, что крутит старые киноленты, обильно перемежаемые рекламой, – это блок собственных информационных программ. Как ежедневных, так и недельных9.

Просветительские традиции обогащаются новаторскими идеями. Сохраняя содержание и тематику программ, которые дают возможность связать культурное прошлое и настоящее, просветительские программы идут по пути обновления изобразительно-выразительных средств и формы подачи материала. Так, активно внедряются компьютерные технологии, которые позволяют создавать произведения литературы, искусства, архитектуры и т.д. компьютерами, когда человек присутствует только в начале процесса – при составлении программы.

С появлением просветительских программ стало возможным говорить о подлинно телевизионных произведениях, которые можно многократно повторять в эфире, предоставляя возможность все новым кругам зрителей приобщиться к художественно-публицистическим ценностям.

История советского телевидения свидетельствует о том, что государственная политика в области просвещения уже с первых лет существования просветительских программ была направлена на активное использование всех возможностей телевидения для повышения общего культурного уровня огромной советской аудитории. Несмотря на идеологизированность телевидения, его партийно-политическую направленность манипулятивного характера, оно стало важнейший инструментом пропаганды культуры10.

Телевидение, с одной стороны, было частью системы средств массовой информации и пропаганды (СМИП), а с другой – стремилось преодолеть отрицательные стороны массового распространения упрощенных культурных образцов, акцентируя внимание на развитии интеллектуальных способностей человека, воспитании его эстетических взглядов и вкусов. В этом заключалась роль советского телевидения как культурно-просветительского общественного института.

Просветительские и научно-образовательные передачи практически с первых лет советского регулярного телевещания были важной его составной частью. Менялись и обогащались рубрики, появлялись новые жанры передач, но все годы существования государственного телевидения идея просвещения и обучения, образования масс неизменно оставалась одной из его важнейших функций. Особенно важной эта задача была в первые годы работы регулярного телевещания, когда телевидение передавало в самые отдалённые уголки страны не только официальную информацию советской власти, разъясняло суть правительственных указов и постановлений, но и просвещало население, которое в массе своей было еще малограмотным11.

Научно-популярные, образовательные и просветительские передачи готовились на телевидении разными редакциями. Каждая редакция с учетом своей тематики, направления вещания обязательно включала в своё расписание рубрики, циклы передач познавательного, просветительского содержания12. Некоторые рубрики были непосредственно призваны способствовать идейному просвещению и коммунистическому воспитанию слушателей. Это относится в первую очередь, к одной из основных передач Главной редакции пропаганды, к «Ленинскому университету миллионов». Эту еженедельную двадцатиминутную передачу-лекцию, которая транслировалась в 18.40 по средам по первой программе, готовили журналисты В.Кучин и К.Воеводина. Освещались темы истории партии, теории марксизма-ленинизма, экономики социализма. По каждому из этих направлений была разработана программа, приглашались к микрофону наиболее авторитетные ученые, специалисты, историки, которые весомо и аргументировано разъясняли, доказывали правильность избранного пути социального развития страны.

Ещё одна программа главной редакции пропаганды, которая соединяла в себе функции общественно-политической передачи, призванной пропагандировать достижения и преимущества советской науки и задачи просветительства в области науки, техники, современных технологий называлась «Наука и техника» 13. В этом еженедельном получасовом журнале обязательно были страницы, посвященные знаменательным и памятным датам истории науки, научным открытиям и их авторам, новинкам техники и изобретательству. Выходила она по субботам в 12.30, а с 1974г. по вторникам – в 14.00. Главными авторами и организаторами передачи были журналисты А.Зеленцов и Н.Дорофеева.

В 60-е годы с началом космической эры и огромным интересом к Космосу были связаны серии научно-популярных передач, таких как «Космос» и «На космических орбитах»14, которые готовил журналист Т.Машкевич. Получасовой «Космос», выходивший один раз в месяц - журнал широкого профиля, знакомил аудиторию со всеми областями науки и техники, связанными с космосом, с достижениями в освоении космического пространства ,а в пятнадцатиминутной передаче «На космических орбитах», рассказывалось о работе советских космонавтов, о научных экспериментах в космосе. Выходила она два раза в месяц, в 15.45 по Первой программе.

«Воскресные музыкальные вечера» – популярная музыкально-образовательная передача была ориентирована на более подготовленную в музыкальном отношении аудиторию. Программу вел профессор Московской консерватории К.Аджемов. Его беседы о музыке, всегда очень содержательные и прекрасно иллюстрированные, вызывали всегда хорошую реакцию аудитории. Программы К.Аджемова выходили два раза в месяц в 19.30 на Первой и Третьей программе15.

В 70-е годы XX века, в Колонном зале Дома Союзов или большой студии Дома звукозаписей, под формой концертов-лекций проводились «Музыкальные вечера для юношества». Эти музыкально-образовательные передачи предназначались для старшеклассников. Первые вечера проводил их организатор Народный артист СССР композитор Д.Б.Кабалевский, позже их вели музыковеды О.Доброхотова и З.Виноградова. Это были программы, составленные из популярных произведений классической музыки. Исполнял их Симфонический оркестр Всесоюзного радио и центрального телевидения под управлением М.Шостаковича16.

Существовала и передача для детей - «В стране музыкальных волшебников», где в игровой форме знакомила свою маленькую аудиторию с основами музыкального искусства. Постоянный персонаж - мальчик Витя попадал в волшебную страну, где царствовала музыка. Здесь он знакомился с волшебником Полифоном, маэстро Ритмом, Главным хранителем Волшебной фонотеки и другими обитателями необыкновенной страны. Мальчик Витя вместе с юные телезрителями знакомились с различными жанрами музыки, постигали основы музыкального искусства. Передача выходила один раз в месяц в 16.30 по Первой программе17.

Воскресная часовая программа «Литературные вечера», знакомила не только с литературными произведениями, новинками прозы и поэзии, но и с новостями литературной жизни, с авторами – писателями и поэтами, интересными и редкими изданиями, страницами истории литературы. В передачу включались репортажи из литературных музеев страны, рассказы о библиотеках, а также о знаменитых личных библиотеках. Эту программу в 1964 г. создал и долгое время вел писатель и журналист Ю.Гальперин, а в 70-е годы авторами и постоянными ведущими были поэт С.Викулов и журналистка С.Давлекамова. Передача выходила по воскресеньям в 20.00 по Первой программе18.

«Литература и искусство за рубежом» – литературно-публицистический альманах, знакомящий с зарубежной литературой и другими видами искусства. Передача носила в основном информационно-просветительский характер и помимо материалов получаемых из-за рубежа, в альманах включались репортажи, интервью о гастролях, выставках зарубежного искусства в СССР. Альманах выходил раз в месяц по Первой программе. Готовила программу журналист Т.Александрова.

Одной из основных тематических программ литературного вещания, посвященных театральному искусству стал проект «Театр и жизнь». Это ежемесячное обозрение театральной жизни страны описывало новые работы театров Москвы и Ленинграда, гастроли зарубежных театров, знаменательные даты, рассказы из истории театра, театральные мемуары и ещё многое из того, что связано с театральным искусством. Постоянным ведущим многие годы с момента создания передачи был В.Комиссаржевский, заслуженный деятель искусств, великолепный знаток театра. Обозрение выходило по субботам в 19.30.

Цикл передач «Сокровища советского театра» был посвящён истории создания спектаклей, ставших отечественной театральной классикой. В передачах цикла помимо сцен из спектаклей звучали выступления драматургов, режиссеров, актеров, принимавших участие в создании спектаклей, театральных критиков19.

Нельзя не упомянуть такие циклы, как «В мире животных», «Клуб кинопутешествий», «Очевидное – невероятное»; существовали рубрики, посвященные занимательным фактам науки («Под знаком пи»), а также прикладным аспектам научных достижений (дискуссии «Новаторы и консерваторы», конкурсы «Ярмарка идей», разбор проектов и наработок рационализаторов и изобретателей «Это вы можете»). Тогда отечественное телевидение еще не знало конкуренции между каналами. Научно-популярные передачи могли рассчитывать на большую и лояльную аудиторию, особенно если их возглавляли такие яркие интересные ведущие, как С.Капица, Л.Николаев, Ю.Сенкевич20.

Таким образом, до 1991 г. научно-популярные передачи шли практически по всем каналам центрального телевидения. С началом реформ в стране научно-популярное вещание потеснили развлекательные передачи. В условиях ослабления контроля за содержанием программ вещания, отечественные телекомпании в погоне за высоким рейтингом, начали предоставлять эфир астрологическим прогнозам, сеансам целителей А.М. Кашпировского и А.В. Чумака, беседам с ясновидящими, рассказам о сверхъестественных явлениях и прочим псевдонаучным темам21.

Вместе с тем на телеэкранах появились зарубежные культурно-просветительские программы, с которыми советский зритель был знаком только понаслышке, в том числе английские «Восхождение человека» и «Цивилизация», выпуски Национального географического общества США. По спутниковому телеканалу стало возможно принимать «Дискавери», «Энимал плэнет» и другие зарубежные образовательные программы.

Позиции отечественного образовательного телевидения сильно сузились после гибели «Российских университетов». В те смутные времена казалось, что ему грозит участь всех учебных программ. Эту тенденцию удалось остановить только в 1997г., когда был создан новый государственный телеканал «Культура». Стали появляться научно-популярные программы и на других каналах. Многие из них выходят в эфир поздно, в ночное время.

В каждой сколько-нибудь развитой стране десятки частных и государственных телекомпаний параллельно несут телезрителям потоки самой разнообразной информации. Всё это позволяет СМИ не только обеспечивать культурный обмен между людьми и странами, но и влиять на поведение людей, - воспитывать, добиваться единства их действий, воздействовать на правительства и др.




1.2.Жанровое разнообразие просветительских программ и их характерные черты.

Понятие «жанр» обобщает черты, свойственные произведениям, построенным на основе одинаковых закономерностей.22

Жанры отличаются:


  • по роду - документальные или игровые;

  • по методу построения образа - символика, реальность, аллегория;

  • по предмету изображения - личность, документальные кадры, игровые сцены;

  • по характеру изображения - реальная или сатирическая картина, карикатурное изображение;

  • по способу создания - кино-, видео-, фотофильм.

Каждый жанр имеет свои законы, вытекающие из его формы: репортаж, очерк, интервью, беседа. Содержание понятия жанра видоизменяется, когда черты одного из них переходят в другой. В последние годы происходит живой процесс взаимодействия и модификации жанров, перелива их из печати, радиовещания, театра, кино в телевидение и обратно. В ходе такого интенсивного процесса рождаются новые жанры23.

Таким образом, жанр есть конкретное единство особенных свойств формы в ее основных чертах – своеобразной композиции, образности, речи, ритма передачи. Соблюдение общих и специфических законов жанра есть главное условие высокого качества и эффективности телепередачи.

Фундаментальными функциями телевидения являются: способность информировать, организовывать, воспитывать аудиторию телезрителей или отдельные ее социальные слои24. Воспитательная функция телевидения – одна из основных.

Цель образовательных телепередач — обновить и углубить знания зрителей. Такие передачи имеют самостоятельное значение в той или иной области науки, культуры, искусства, общественной жизни. Они ведут зрителя от одной темы к другой в определенной последовательности, основанной на логике и истории научного познания25. Характерными чертами просветительских программ для нашего исследования являются функция просвещения и эстетическая функция.

Под просвещением понимают26 распространение знаний, образования, а также систему воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений в каком-либо государстве. Эстетическая функция просветительских программ выражается в стремлении к высоким критериям вещания и выразительности языка, таких как яркая образная речь, гармонично выстроенная звуковая картина событий, точное сочетание слов, музыки и шумов, а также в воспроизводстве лучших образцов культуры – музыки, поэзии, театральных постановок и т.д.

Просветительские программы отличаются своей многосерийностью, непредвзятостью, объективностью личных взглядов и суждений участников программы, ответственностью журналиста при освещении острых исторических конфликтов, его умения работать со сложными историческими и политическими проблемами и ориентироваться в многообразии исторических правд.

На сегодняшний день телевидение представлено достаточным количеством просветительских программ, что подтверждается количеством работ, предоставляемых на конкурсы «ТЭФИ» и «ТЭФИ-Регион». Однако, в российском телеэфире нет систематической информации о развитии науки. Образовательных программ не хватает, а ведь именно просветительское телевидение должно объединять народ, задавая общую систему координат и способствуя развитию общества. В связи с этим, общественная значимость просветительских программ требует более пристального внимания к вопросам их финансирования.

На развитие просветительского телевидения во всем мире выделяются немалые средства т. к. данные программы являются зоной ответственности любого современного социально ориентированного государства и эту государственную ответственность не может заменить никакая социальная ответственность частного капитала.

Большинство государств бережно охраняют национальные достояния и образцы высокой культуры собственных народов. Страны, которые не имеют глубоких культурных корней, например США, всеми силами пытаются их создать, и трепетно охраняют то немногое, что имеют. Поэтому деятельность просветительского телевидения, которое приобщает к этим образцам самые широкие массы, играет первостепенную роль в жизни любого общества. В России, с ее многонациональным населением, просветительские программы имеют совершенно особое значение, которое заключается в расширении культурно-информационного пространства страны. Люди, живущие в местах, удаленных от мегаполисов, посредством просветительских программ получают доступ к информации о событиях всего мирового культурного сообщества, могут ближе познакомиться со своими кумирами и увидеть все то, о чем раньше знали только из книг и газет.

Стремление обеспечить высокий рейтинг коммерческого вещания заставляет телекомпании отказываться от качественных, но низкорейтинговых передач в пользу программ, гарантированно собирающих у телеэкранов массовую аудиторию – викторин и конкурсов, шоу, «мыльных опер» и других популярных сериалов, кинофильмов, рассчитанных на зрителя с невзыскательным вкусом. В результате «диктата рейтинга» реальный выбор телеаудитории существенно сужается. Многолетний просмотр развлекательных программ и примитивных по содержанию передач, формирует тип интеллектуально пассивного зрителя с нивелированными усредненными вкусами и предпочтениями.


1.3. Временные трансформации просветительских программ

В постсоветский период государственная культурно-просветительская политика подверглась серьезной трансформации. Перемены во всех сферах жизни советского общества конца 80-х годов привели к изменениям в функционировании средств массовой информации. Демократизация общества и переход к рыночной экономике в новой России, а также глобальное влияние коммуникационных технологий, политическая раскрепощенность и отсутствие цензуры, привели к существенному умножению числа телевизионных каналов и программ27.

Частные каналы информации стали успешно конкурировать с государственными. Коммерциализация телевещания привела к ситуации, при которой, в погоне за прибылью, телекомпании(как частные, так и государственные) стали все меньше выполнять свою социальную функцию отражения интересов населения и его культурного просвещения.

В 1990-е годы государственное телевещание вместе с пропагандистской функцией стало утрачивать и свои культурно-просветительские качества, не вписывающиеся в рыночно-маркетинговые отношения информационной сферы. Эта тенденция была характерна не только для коммерческого телевидения, но и для государственного.

Если до распада СССР культурно-просветительский блок программ на телевидении составлял около половины производимых телепередач и во многом ориентировался на образцы высокого искусства, то основным акцентом после событий 1991г. стала разработка социально-политической концепции вещания в новом обществе. Это относилось как к программам развития государственного телевидения, так и к формированию концепции негосударственного коммерческого и некоммерческого телевещания. Все эти нововведения значительно отличались от принципов программирования советского периода, которое осуществлялось в совершенно иных социально-экономических и идеологических условиях28.

В настоящий момент наблюдается очевидное снижение качества и количества культурного наполнения телевизионной продукции: востребованными оказываются развлекательность содержания и лёгкость подачи, интерес к частной жизни, потребительству, тенденция к стереотипизации и примитивизации эфира29.

Согласно исследованиям аналитиков агентства РосБизнесКонсалтинг, по состоянию на декабрь 2010г., жанру реалити-шоу отдают предпочтение 76% зрителей во всем мире (рисунок 1.1)30, что наглядно характеризует уменьшающийся спрос аудитории к качественной образовательной составляющей современного телерадиовещания.

Рисунок 1.1. Популярность различных видов телепрограмм

у мировой аудитории
Последние исследования социологов Федеральной службы статистики России (Росстат) показали, что в настоящий момент абсолютное большинство населения страны положительно относится к пошлости на эстраде (75,5%) и в шоу-бизнесе (61,2%), к показу в кинофильмах насилия, эротики, «романтики» преступного мира (75,1%), к публикациям нецензурных выражений и грубых анекдотов (73,7%), к усилению англицизмов в русской повседневной речи (54,1%), чем к просветительским программам. Это убедительно свидетельствует о том, что в XXI веке у россиян все меньше возникает потребность в духовных и культурных образцах гораздо более высокого уровня, чем те, что нам часто предлагаются.

Рисунок 1.2. Возрастание роста популярности реалити-шоу «подглядывание» во всем мире в 2007-2010 гг.31

Среднемировой рейтинг жанра реалити-шоу вырос до 76%, что составляет почти 2,6 млрд. человек от всего населения планеты, предпочитающих данные программы всем другим. Рекордсменом по количеству реалити-шоу является Европа, где их выпуск составляет 40% от всех программ, производимых каналами. В США популярность жанра реалити падает и в совокупном рейтинге составляет теперь лишь 2,9% от общей аудитории.

Рисунок 1.3. Доля реалити-шоу в России среди других телепрограмм32.

В период 1991-2011 гг. просветительские программы превратились в своего рода реалити-шоу. В отличии от первоначально высокой планки образовательного характера передачи, которое требует от аудитории интеллектуальных усилий, сотворчества, «тормошит» ум, подстёгивает и без того напряжённые нервы, просветительские программы последних лет как бы погружают аудиторию в тёплую ванну, не требуя ничего кроме «наслаждения моментом».

1.4.Особенности современных просветительских программ на телевидении

Наряду с ростом информатизации культуры, растёт и её технизация, т.е. зависимость от уровня и характера машинных технических средств как передачи культурной информации, так и её производства. Технический аспект становится самостоятельным и всё более влиятельным направлением духовного производства.

Компьютеризация, используемая для построения основных принципов обратной связи с аудиторией и работающая за счет использования современных информационных технологий (ИТ) и Интернета является отличительной чертой - коньком современных просветительских программ на телевидении.

Под ИТ технологиями понимается широкий класс дисциплин и областей деятельности, которые относятся к технологиям управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники. Начало развития ИТ приходится на 1960-е гг. XX в., когда появились и стали развиваться первые информационные системы. Инвестиции в инфраструктуру и сервисы Интернет вызвали бурный рост отрасли в конце 1990-х годов XX века.

ИТ и Интернет, как основные инструменты воздействия на аудиторию, имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.

Применительно к системе современного телевидения и жанрового вещания используются следующие классификации ИТ33:



  • по пользовательскому интерфейсу – совокупность приемов взаимодействия с компьютером, которая реализуется операционной системой;

  • по выбору операционных систем - однопрограммные, многопрограммные и многопользовательские системы;

  • по системам автоматизации проектирования – использованию в качестве объекта отдельной задачи или элемента экономической информационной системы;

  • по типу носителя информации: бумажная технология - входные и выходные документы; и безбумажная - сетевая технология, современная оргтехника, электронные деньги, документы;

  • по степени типизации операций: пооперационные технологии означают, что за каждой операцией закрепляется рабочее место с техническим средством; и попредметные - подразумевают выполнение всех операций на одном рабочем месте;

  • по виду решения задач;

  • по виду запускаемых процессов обработки различной информации;

  • по типу технологии.

Благодаря мультимедийности и интерактивности функций, использование видеотехнологий в наше время является неотъемлемой частью процесса производства и распространения телепродукции в целом, и познавательных передач в частности.

Для просветительских программ, использующих современные ИТ, характерны следующие черты: глобальность характера связей, появление новых сетевых форм организаций, высокие темпы экономических и социальных изменений, обеспечение развития новых интеллектуальных форм собственности и управление сетью на основе коллективного взаимодействия34.

Эффективными приемами воздействия на общественное сознание в арсенале современных информационных технологий структуры просветительских программ являются35:

-необходимость создания организации, способной возглавить кампанию и сплотить аудиторию;

-использование символик, оказывающих эмоциональное воздействие;

-использование лозунгов, преподносящих сложные проблемы в виде простых, легко запоминающихся стереотипов;

-организацию событий, привлекающих внимание общественности, провоцирующих дискуссии, что тем самым структурирует общественное мнение;

-опережение оппонента в интерпретации события так, чтобы изложенная первичная оценка события была воспринята как единственно правильная точка зрения;

-необходимость постоянного и непрерывного использования в ходе любой кампании всех возможных каналов влияния на общественное мнение и пропаганды новых идей и убеждений.

Основными видами информационных технологий в современных просветительских программах являются:

- черные информационные технологии, использование которых основано на обмане, фальсификации и т.д. на основе приемов и методов нейролингвистического программирования;

- желтые информационные технологии - компьютерные баннеры, лозунги, используемые с целью привлечения внимания, оскорбительных для большинства населения данного государства элементов;

-серые информационные технологии - положительная или отрицательная реклама в Интернет, скрывающая свой источник, не содержащая прямой лжи и направленная на подсознание реципиента;

- белые ИТ – все лицензированные средства, основанные на открытой рекламе в сети;

- вирусные ИТ - основаны на потребности потребителей делиться информацией;

- социальные ИТ - социальная реклама в сети, направленная на формирование, поддержку и развитие нужных отношений, формирование позитивных моделей поведения и т.д.36

Интернет – это глобальная международная ассоциация информационных сетей, которая имеет информационные центры, обслуживающие огромное количество пользователей. Данные центры предоставляют документацию, распространяют программы, тексты книг, иллюстрации, коммуникационный сервис, электронную почту, службу новостей, передают файлы и т.д. Технологии Интернета активно используется в образовательных, научных целях, в бизнесе. Посредством Интернета многочисленные фирмы предоставляют разнообразные виды сервиса: базы данных и базы знаний, рекламу продукции и услуг, консультации и др. Интернет является главным достижением информационной индустрии ХХ века.

Благодаря развитию Интернета, у специалистов в области телевидения и обычных потребителей появилась возможность передавать информацию с помощью современных информационно-коммуникационных технологий; расширять территорию действия традиционных средств массовой информации; создавать новые средства массовой информации, а также оперативно обновлять информацию37. Возможности техники зачастую превращаются из орудий в объекты творческого, эстетического поиска художника.

Интернет как главный информационный инструмент масс-медиа в современных просветительских программах является частью интернет-маркетинга – спектра мероприятий, направленных на привлечение целевой аудитории на сайт, увеличение продаж через интернет, на повышение узнаваемости брэнда, сюжета телепередачи и т.д.38

В процессе трансляции современных просветительских программ интернет-маркетинг специализируется на продвижении на рынок определенного сюжета. Главное в интернет-маркетинге – это правильно позиционировать передачу, подготовить грамотную концепцию подачи информации о нем. Если первый шаг сделан успешно, то нужно не испортить впечатление, когда аудитория заинтересуется. Необходимо грамотно разместить в сети именно ту информацию, которую потребители надеются найти, исходя из содержания рекламных ссылок и описания телепрограммы в поисковых системах.

Интернет-маркетинг являет собой неотъемлемую часть любой комплексной кампании, реализующей современные просветительские программы, и выполняет следующие функции:39

-предоставляет аудитории возможность быстро, удобно получить информацию о телепрограмме;

-экономит средства и время, так как в отличие от привычных рекламных медиа (печатных, радио и телевидения), вход в интернет является минимально затратным;

-позволяет значительно расширить деятельность ведущих просветительской программы;

-представляет совершенно четкую статистическую картину эффективности современных просветительских программ.

Успешность представлений современных просветительских программ посредством Интернет стала возможной, благодаря высокому спросу на информационные технологии, которые стали доступными большей части населения мира. Таким образом, исследование специфики и жанровых особенностей просветительских программ на телевидении позволило определить, что система ценностей, составляющая основу духовной культуры общества, является связующей нитью между разными поколениями, и обеспечивает стабильность состояния и развития общества.

Если в процессе социально-экономических трансформаций не учитывается специфика культурных традиций, то общество обречено на духовный кризис и его трагические последствия во всех сферах жизни. Поэтому просветительские программы, выступая пропагандистом духовно-нравственных ценностей и традиций российской культуры, решает важную на сегодняшний день задачу стабилизации и гармонизации отношений в обществе.

Телевидение, как социальный институт, в условиях рыночных отношений может и должен осуществлять свою культурно-просветительскую функцию. Смыслом этой его функции является воплощение на телевизионном экране отечественной духовной культуры, а также уверенность в том, что духовное наследие нации переходит из поколения в поколение. За годы советской власти, с точки зрения специфики телевидения, национальная культура наиболее ярко обогатилась опытом создания культурно-просветительских программ.



Вывод к I главе: Современный динамизм жизни во многом задаёт тон информационным пристрастиям человека. У среднестатистического россиянина не остаётся иного выхода, как стать пассивным потребителем той экранной продукции, которую ему предоставляют те или иные телерадиокомпании. Культурно-познавательные передачи постепенно исчезают с горизонтов большинства каналов. Руководства компаний зачастую отказываются от производства такой познавательной продукции из финансовых соображений. Причинами такой перегруппировки приоритетов являются нежелание тратить капиталы телеканалов на «нечто», пусть и очень полезное для общества, что себя не окупит. Такова, к сожалению, маркетинговая политика множества телевизионных медий в жёстких условиях кризисного времени.

Но, как известно, исключения есть всегда, и познавательный жанр телепередач продолжает радовать своих почитателей на других, не столь рейтинговых среди населения каналах. Речь идёт о телеканале «Культура», который в отличии от других каналов с непонятными аббревиатурами, в своём названии несёт определённый смысл и раскрывает зрителям сферу деятельности.

Канал «Культура», выступая пропагандистом духовно-нравственных ценностей и традиций российской культуры, решает важную на сегодняшний день задачу стабилизации и гармонизации отношений в обществе. В ситуации, когда между российскими каналами идет жесткая конкурентная борьба, в результате которой подлинные образцы отечественного искусства оказываются вытеснеными на периферию духовной жизни, некоторые просветительские программы, транслируемые на канале «Культура», демонстрируют способность к подвижничеству в духовном развитии общества, воссоздавая единое информационно-культурное пространство страны и приумножая культурное наследие российского народа в условиях коммерциализации и глобализации СМИ.


1 Князев А. Основы тележурналистики и телерепортажа: Учеб. Пособие. - Бишкек: Изд-во КРСУ, 2001. – С.160

2 Егоров В.В. Телевидение: Теория и практика. – с. 31.

3 В.М. Березин, МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ: СУЩНОСТЬ, КАНАЛЫ, ДЕЙСТВИЯ. М.: РИП-холдинг, 2003 г.

4 Дивильковский Э. Апология негатива от российского телевидения. // Литературная газета. – 15 июня 2009, №23. – С. 9.

5 Ефимов Э. Два телевидения - две культуры//Телевидение вчера, сегодня, завтра.-1981.-Вып.1.- С.54

6 Ильченко С.Н. Отечественное телевидение на рубеже столетий – СПб: СПбГУ, 2010. – М.: Инфра-М, 2008. – с. 57.

7 Архив Российской газеты: Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (Текст)

http://www.rg.ru/oficial/doc/min_and_vedom/mim_bezop/doctr.shtm



8 Кемарская И.Н. Телевизионный редактор. – М.: Просвещение, 2009. – с. 34.

9 Вартанов А. С. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ТВОРЧЕСТВА НА ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПОДМОСТКАХ, Учебное пособие. Москва, Высшая школа, 2003

10 Новикова А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия. – М.: Алетейя, 2008. – с. 43.

11 А.Ахтырский, Просветительские и научно-образовательные программы советского радио

http://ikci.net/archives/date/2008/06/page/11



12 Осмысление медиакратии // Журналист. – 30 июня 2007, №25. – С. 13.

13 А.Ахтырский, Просветительские и научно-образовательные программы советского радио

http://ikci.net/archives/date/2008/06/page/11



14 Там же:

http://ikci.net/archives/date/2008/06/page/11



15 А.Ахтырский, Просветительские и научно-образовательные программы советского радио

http://ikci.net/archives/date/2008/06/page/11



16 Там же:

http://ikci.net/archives/date/2008/06/page/11




17 Там же:

http://ikci.net/archives/date/2008/06/page/11




18 А.Ахтырский, Просветительские и научно-образовательные программы советского радио

http://ikci.net/archives/date/2008/06/page/11




19 А.Ахтырский, Просветительские и научно-образовательные программы советского радио

http://ikci.net/archives/date/2008/06/page/11



20 Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. – М.: Наука, 2007. – с. 87.

21 Егоров В. Телевидение: Страницы истории, Аспект Пресс, 2004 г.

22 Егоров В. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ТЕЛЕВИДЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КОММЕНТАРИИ. ФСТР.1997.

http://evartist.narod.ru/text2/09.htm#%D0%B7_07



23 Егоров В. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ТЕЛЕВИДЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КОММЕНТАРИИ. ФСТР.1997.

http://evartist.narod.ru/text2/09.htm#%D0%B7_07



24 Там же.

25 Борецкий Р.А. Телевизионная программа. М., 1967, с.27.

26 Большая Советская Энциклопедия

http://bse.sci-lib.com/article093450.html



27 Кузнецов Г.В. Телевизионная журналистика: критерии профессионализма: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: МГУ, 2008. – с. 115.

28 Сладкомедова Ю.Ю. Проблемы культуры в современном радиовещании: анализ программ и передач. // Гуманитарные чтения РГГУ. - 2009. - М., 2009.

29 Российское телевидение между спросом и предложением: в 2-х т. Т. 1-2. / Под ред. А.Г. Качкаевой, И.В. Кирии. – М.: Инфра-М, 2009. – с. 116.

30 Информационно-аналитическое агентство РосБизнесКонсалтинг. Анализ предпочтений российской телеаудитории // Режим доступа – Электронный ресурс [Web: http://www.rbk.ru]

31 Информационно-аналитическое агентство РосБизнесКонсалтинг. Анализ предпочтений российской телеаудитории:

http://www.rbk.ru



32 Информационно-аналитическое агентство РосБизнесКонсалтинг. Анализ предпочтений российской телеаудитории:

http://www.rbk.ru




33 Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. – М.: ИнфоАрт, 2008.

34 Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. – М.: ИнфоАрт, 2008.

35 Фомичева И.Д. Индустрия рейтингов. Введение в медиаметрию: Учебное пособие для студентов вузов. / Под ред. И.Д.Фомичева. – М.: Аспект Пресс, 2004. – с. 56.

36 Засурский Я.Н. Система СМИ России. – М.: МГУ, 2006. – с. 68.

37 Массовая коммуникация в условиях научно-технической революции. / Под ред. Б.М. Фирсова. – СПб: ПИТЕР, 2009. – с. 66.

38 Жуков С. Массовая культура и ее назначение в обществе. // Социально-гуманитарные знания. – 13 апреля 2007, №12. – с. 78.

39 Жуков С. Массовая культура и ее назначение в обществе. // Социально-гуманитарные знания. – 13 апреля 2007, №12. – с. 79.



Каталог: media -> UserPortfolio -> portfolio
media -> Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал
media -> Маргарита Валерьевна Донцова
media -> Вестник Моск ун-та. Сер. 14. Психология. №2006. с. 82-89
media -> Вестник Московского университета. Серия 14 — Психология, №4, 2004, с. 61-69
media -> Образовательный стандарт высшего образования Алтгту система воспитания студентов
media -> Технологии организации образовательной деятельности в инновационном вузе [Текст] / С. Ф. Жилкин [и др.]; авт ред. А. В. Князева; Тольяттинский гос ун-т. Тольятти, 2007. 375 с. 100 экз
media -> Технология кейс-стади Обзор Существуют различные обозначения этой технологии обучения. В зару­бежных публикациях можно встретить «метод изучения ситуаций»
media -> Шондина ирина анатольевна педагогические условия развития эмпатического потенциала
portfolio -> Выбранная тема, как представляется, будет актуальной всегда, поскольку пути совершенствования судебной речи бесконечны. Речь, язык занимают особенное место в деятельности юриста. Юрист это знаток права


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница