Исследование Сирье Гроссманн-Лоот Таллинн 2011



Скачать 212.33 Kb.
Дата22.02.2016
Размер212.33 Kb.
ТипИсследование
EDUCLUSTER Finland LTD

Наталиа Голованова



Гиперактивный ребёнок в школе

Исследование


Руководитель: Сирье Гроссманн-Лоот


Таллинн 2011


Содержание

1. Теоретическая часть




  • признаки гиперактивности

  • как выявить гиперактивного ребёнка

  • причины возникновения

2. Практическая часть. Коррекция.


3. Заключение

Теоретическая часть

Работая в школе, педагоги часто сталкиваются с детьми, которых характеризует чрезмерная двигательная активность, непоседливость, импульсивность, неумение сосредоточиться на выполнении одного дела. Все эти признаки характеризуют гиперактивное поведение. Ученики, отличающиеся гиперактивным поведением, часто вызывают нарекания со стороны учителей в школе, так как на уроках, не умея ждать своей очереди, выкрикивают; не дослушав вопроса, или дают первый пришедший в голову ответ; не умеют сосредоточиться на выполнении задания. Значимая проблема гиперактивного ребенка - его отвлекаемость. Заинтересовавшись чем-то, он забывает о предыдущем и ни одно дело не доводит до конца. Он любопытен, но не любознателен, ибо любознательность предполагает некоторое постоянство интереса. Часто такие дети становятся инициаторами ссор и драк, поскольку не только очень подвижны, но и часто неловки и даже неуклюжи, тело ребёнка как бы не «вписывается» в пространство, поэтому нередко задевают, толкают окружающих, роняют окружающие предметы, а в силу своей импульсивности не всегда могут конструктивно разрешить возникшую ситуацию. Они подвижны, вспыльчивы, раздражительны, безответственны, часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Своим поведением гиперактивные расторможенные дети возбуждают класс, затрудняя проведение учебных занятий. Такой ученик постоянно находится в движении, независимо от того, чем он занимается: математикой, физкультурой или проводит свободное время. Однако результативность подобной чрезмерной активности не всегда имеет высокое качество, многое начатое просто не доводится до конца. Внешне создаётся впечатление, что ученик очень быстро выполняет задания и, действительно, быстрым и активным является каждый этап его действий , но в целом у него много лишних, побочных, ненужных и даже каких-то навязчивых движений и идей. Несмотря на то, что нередко у таких детей «живая» мимика, быстрая речь, подвижные глаза, они часто оказываются как бы вне ситуации: застывают, выключаются, «выпадают» из деятельности и из всей ситуации, т.е. «уходят» из неё, а затем, спустя некоторое время, снова в неё возвращаются. По данным разных авторов гиперактивное поведение встречается довольно часто: от 2 до 20% учащихся характеризуются чрезмерной подвижностью, расторможенностью.К сожалению, таких детей зачастую считают просто непослушными и невоспитанными и пытаются воздействовать на них строгими наказаниями в виде бесконечных запретов и ограничений. В результате ситуация только усугубляется, так как нервная система гипердинамичного ребенка просто не справляется с подобной нагрузкой и срыв следует за срывом. Поэтому с первых дней пребывания такого ребенка в школе педагогу необходимо наладить совместную работу с его родителями и психологом.Гиперактивность относится к тем нарушениям развития, которые можно считать типичными для здоровых детей. Говоря о гиперактивности, имеют в виду не выраженную патологию, а случаи, вполне укладывающиеся в популяционные распределения нормальных признаков и, следовательно, в представление о широкой вариативности форм индивидуального поведения и развития. Синдром (синдром - медицинское понятие, означающее комплекс взаимосвязанных признаков), характеризующийся гиперактивностью и дефицитом внимания, очень различен по причинам возникновения и проявлениям. Для детей, имеющих нарушение поведения, характерны повышенное двигательное беспокойство, невнимательность, эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, раздражительность, т.е. на первый план выступает недостаточность регуляции активного внимания и тормозящего контроля. Такие школьники обозначаются педагогами как «трудный» ученик из группы риска.

В последние годы достигнуты большие успехи в изучении одной из самых актуальных проблем детской психологии - синдрома дефицита внимания/гиперактивности у детей. Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома у детей и его большой социальной значимостью. Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе. Наблюдение за такими детьми и их обследование дает возможность определить уровень интеллектуального развития ребенка, а кроме того, возможные нарушения со стороны перцепции, визуально-двигательной координации, внимания. Обычно результаты психологического исследования доказывают, что уровень интеллекта таких детей соответствует возрастной норме Наряду с трудностями обучения, синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Следует отметить, что синдром дефицита внимания наблюдается как у детей, так и у взрослых. В последние годы доказана его генетическая природа.. Следует подчеркнуть две особенности СДВГ. Во-первых, ярче всего он проявляется у детей в возрасте от 6 до 12 лет и, во-вторых, у мальчиков он встречается в 7-9 раз чаще, чем у девочек.

Что такое гиперактивность?

"Гипер…" - (от греч. Hyper - над, сверху) - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово "активный" пришло в русский язык из латинского "activus" и означает "действенный, деятельный".

Гиперактивное поведение детей отличается следующими признаками


  • Часто наблюдается беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутиться, вертится.

  • Встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

  • Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.

  • Обычно не может тихо, спокойно воспринимать учебный материал или заниматься чем-либо на досуге.

  • Находится в постоянном движении и ведет себя так, "как будто к нему прикрепили мотор".

  • Часто бывает болтлив.

  • Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.

  • Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

  • Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы ).

.

Исходя из опыта работы в школе, можно сказать, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Известный американский психологи В. Оклендер так характеризуют этих детей: "Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов" . Учителям и психологам знаком портрет такого ребенка.


Как выявить гиперактивного ребенка?

Для выявления гиперактивных детей, необходимо составить портрет гиперактивного ребенка.

Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу и родителям важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой. Приведенная ниже таблица 1 поможет в этом. Кроме того, поведение тревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений.
Таблица 1. Критерии первичной оценки проявления гиперактивности
и тревожности у ребенка.

Критерии оценки

Гиперактивный ребенок

Тревожный ребенок

Контроль поведения

Постоянно импульсивен

Способен контролировать поведение

Двигательная активность

Постоянно активен

Активен в определенных ситуациях

Характер движений

Лихорадочный, беспорядочный

Беспокойные, напряженные движения

Чтобы выявить гиперактивного ребенка в классе, необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями.

Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка


Критерии гиперактивности

Дефицит активного внимания



  1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

  2. Не слушает, когда к нему обращаются.

  3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

  4. Испытывает трудности в организации.

  5. Часто теряет вещи.

  6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

  7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность



  1. Постоянно ерзает.

  2. Проявляет признаки беспокойств (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

  3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

  4. Очень говорлив.

Импульсивность

1.Начинает отвечать, не дослушав вопрос.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.


  1. Не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза).

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, но одних уроках он успешен, на других - нет).

При первичном выявлении детей с СДВГ педагог может воспользоваться следующей анкетой.



Анкета.

Высокая двигательная активность



утверждение

да

нет

1

Беспокоен в движениях (барабанит пальцами, забирается куда-либо)

 

 

2

Ерзает на месте

 

 

3

Находится в постоянном движении

 

 

4

Очень говорлив

 

 

5

Спит меньше чем другие дети, даже в младенчестве

 

 

 

Дефицит активного внимания

 




утверждение

да

нет

1

Непоследователен в поведении

 

 

2

Имеет трудности в организации

 

 

3

Имеет много незаконченных проектов

 

 

4

Не слышит, когда к нему обращаются

 

 

5

С большим энтузиазмом берется за задания, но не заканчивает их

 

 

6

Теряет вещи

 

 

7

Избегает задач, которые требуют умственных усилий и скучных заданий

 

 

8

Часто бывает забывчив

 

 

 

Импульсивность

 




утверждение

да

нет

1

Не может регулировать свои действия

 

 

2

Не умеет подчиняться правилам

 

 

3

Отвечает до того, как его спросят

 

 

4

Не может дождаться своей очереди в игре, на занятии

 

 

5

Часто вмешивается в разговор, прерывает говорящего

 

 

6

Плохо сосредотачивает внимание

 

 

7

Не может отложить вознаграждение

 

 

8

Вариативность поведения: на одних занятиях спокоен, на других- нет

 

 

Если у ребенка постоянно наблюдается более шести признаков из предложенной схемы, то можно говорить о предположительном диагнозе. Опыт свидетельствует, что школьную неуспеваемость гиперактивных детей несправедливо относить на счет их умственной неполноценности, а их недисциплинированность невозможно скорректировать сугубо дисциплинарными методами. Источники гиперактивности следует искать в нарушениях нервной системы и в соответствии с этим планировать коррекционные мероприятия.

Исследования в этой области привели ученых к выводу, что в данном случае причиной нарушений поведения выступает дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Анализ возраст­ной динамики показал, что признаки расстройства наиболее выра­жены в дошкольном и младшем школьном возрастах: наибольший процент детей с синдромом отмечается в 5—10 лет. Таким образом, пик проявле­ния синдрома приходится на период подготовки к школе и начало обучения.

Причины формирования и проявления гиперактивного поведения.

Чаще гиперактивности сопутствуют проблемы по взаимоотношению с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

У гиперактивных детей отмечаются некоторые поведенческие особенности: беспокойство (69,7%), невротические привычки (69,7%). Тики, назойливые движения, двигательная активность и неловкость и т.д. В школьном обучении дети обнаруживают меньшую эффективность, нарушение чтения, правописания, письменной графики. Они трудно адаптируются к школе, часто имеют разнообразные проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, не умеют сдерживать свои желания, что осложняет положение в коллективе и не может не сказаться на успешности обучения и формировании соответствующего поведения. Дезадаптирующие особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмах психики, и, прежде всего самоконтроля как важнейшего условия при формировании произвольных форм поведения

Дети, которые обнаруживают отдельные симптомы гиперактивного поведения или все их разнообразие, иногда просто избегают болезненных для них ощущений. Ребенку, который неспособен или не желает выражать сдерживаемые чувства, естественно, трудно быть спокойным и сосредоточенным, концентрировать внимание, хотя он не имеет при этом перцептивных и неврологических двигательных расстройств. Часто тревожные дети испытывают страх перед тем, что их заставят участвовать в какой-либо деятельности. Они постоянно переходят от одного занятия к другому и выглядят так, как будто они не способны остановиться на чем-нибудь одном или целиком сосредоточить свое внимание на избранном объекте. Такие дети - боязливые, раздражительные, тревожные - могут производить впечатление гиперактивных детей со всеми следствиями, вытекающими их этого ярлыка.

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности:





  • Наследственность.




  • Здоровье матери.




  • Беременность и роды.

  • .

  • Дефицит жирных кислот в организме.




  • Окружающая среда.




  • Дефицит питательных элементов.




  • Питание.




  • Отношения внутри семьи.

Исследования, проведенные учеными, показали, что две трети детей, характеризующихся как гиперактивные - это дети из семей высокого социального риска. К ним относятся семьи:



  • с неблагополучным экономическим положением (один или оба родителя безработные, неудовлетворительные материально-бытовые условия, отсутствие постоянного места жительства);

  • с неблагоприятной демографической ситуацией (неполные и многодетные семьи, отсутствие обоих родителей);

  • семьи с высоки уровнем психологической напряженности (постоянные ссоры и конфликты между родителями, трудности во взаимоотношениях между родителями и детьми, жесткое обращение с ребенком);

  • семьи, ведущие асоциальный образ жизни (родители страдают алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни, совершают правонарушения).


Практическая часть
Работая учителем, могу сделать вывод, что в последнее время количество гиперактивных детей в школе увеличивается, почти в каждом классе есть такие ученики.

Есть такой ученик и в моём первом классе.

Кирилл ученик, которого невозможно не заметить. Отличается от других детей беспокойным поведением, как на перемене, так и во время урока. Он очень подвижный и всегда в курсе событий, которые происходят в классе и на этаже нашего корпуса. Мальчик всегда готов к активным действиям и всегда первый, если куда- то надо идти. По характеру Кирилл общительный и всегда готовый помочь, но недружелюбен к одноклассникам, которые не вызывают у него симпатии, дразнит их и обзывает, пугает угрожающими жестами. Из-за своей неловкости иногда задевает их физически, что приводит к непредвиденным конфликтным ситуациям. С трудом находит себе друзей. Его интересы быстро меняются, а от рутинной работы, которая требует усидчивости, он быстро устает и она его раздражает. Его соседка по парте, тихая и спокойная девочка, действует на него успокаивающе. Если Кирилл прослушал, она объясняет ему задания, и спокойно относится к тому, что он иногда подглядывает к ней в тетрадь.

Кирилл физически развит хорошо. Его любимый предмет физкультура. На этом уроке он может удовлетворить свою потребность в движении, чаще быть замеченным учителем и одноклассниками и получить похвалу. Он с нетерпением ждёт этого урока, переспрашивая, нет ли причины для его отмены. Еще не случалось такого, чтобы он отказался идти на урок физкультуры. Но неоднократно наблюдались случаи, когда мальчик во время урока ссорился с одноклассниками и с криками отходил в сторону, наблюдая за дальнейшим ходом урока со стороны. Он очень спортивный, ему нравится соревноваться и побеждать. Кирилл с удовольствием ходит в спортивную секцию.

Хотя Кирилл очень подвижный и активный, все же его движения немного неуклюжи. Работы, требующие точности, например, рисование или вырезание, наклеивание и письмо даются ему сложно. Когда он не доволен выполненным, бурно выражает свои эмоции, высказывает желание поменять тему или вид деятельности. Хотя его работы на фоне всех кажутся неопрятными, всё же уроки искусства ему нравятся, особенно привлекают творческие задания, связанные с фантазированием (рисуем карту места, где спрятан клад). Почерк неравномерный и очень растянутый. Формы букв и их соединение друг с другом не соответствуют нормам правописания, необходимо постоянно напоминать как та или иная буква пишется, как правильно их соединять. Пишет очень медленно и крепко держит ручку. Данный процесс быстро надоедает и тогда Кирилл пишет совсем беспорядочно, лишь бы скорей выполнить задание, не заботясь о том, что получится в итоге. Рука устает быстро. Неохотно выполняет письменные задания. На уроке математики запись заданий так же вызывает затруднения.

Кирилл может сидеть спокойно короткий промежуток времени, не больше 10 минут. Постоянно ерзает, качается на стуле, мешает остальным, отвлекая их внимание разговорами шёпотом, а так же передвигает рабочие принадлежности по парте или пытается найти что-то под партой. Постоянно должно быть под рукой что-то, что можно вертеть или теребить в руках (ручка, карандаши, лист учебника и т.д.). Положительным моментом на уроке для него являются физкультминутки, он выполняет их с удовольствием. Иногда во время урока я прошу его помочь мне, подать или подержать то или иное пособие.

При выполнении заданий, связанных с мышлением, часто не сдержан, выкрикивает с места, перебивая одноклассников, а затем быстро теряет интерес. Учитывая это, даю ему задания поэтапно, контролируя выполнение каждого этапа и задания в целом.

На перемене всегда подвижен, бегает, затевает игры, возвращается в класс запыхавшийся с лицом красного цвета. Иногда в ходе игры из-за его неловкости возникают конфликтные ситуации. Прослеживается поведение, нарушающее нормы.

Кириллу больше нравится действовать, что-то быстро сделать, чем рассуждать. Если надо прикладывать усилия, это раздражает мальчика, он становится импульсивен. Часто повышает голос, когда его кто- то не понял или кто-то с ним не согласен. Это тоже вызывает импульсивное поведение. Часты конфликты с определённой группой одноклассников, как говорилось ранее, не вызывающих симпатии у мальчика. Решает проблему кулаками. Часто раздражается по пустякам. В последнее время его поведение приобрело характерную черту, когда выходит из себя, начинает кричать, замахиваться, обещает больше в школу не приходить. За дверью в присутствии учителя успокаивается, через какое-то время возвращается в класс и садится на свое место. Если кто-то в это время смотрит на него, то он говорит ему обидные слова. Быстро обижается, постоянные конфликтные ситуации на перемене. Никогда не соглашается с тем, что он был виноват.

Часто на уроках Кирилл рассеян, не слышит, когда к нему обращаются. При выполнении самостоятельной работы мальчик какое-то время отвлекается на посторонние дела, сразу не приступает к заданию, учитель помогает Кириллу настроиться на рабочий лад. В то время, когда у других детей все готово, у него задание не выполнено. Всегда последний сдает работу. Его темп работы очень медленный и внимания хватает на короткое время. Нуждается в дополнительном объяснении заданий. Делает с удовольствием посильные для него задания. Проблемы с вниманием сказываются на учебной деятельности. У Кирилла присутствуют проблемы с письмом и чтением. Развитие речи ниже уровня необходимого для первоклассника. Читает и пишет медленно, особые затруднения испытывает при письме букв, слов, предложений. Если наскучило задание, начинает рассматривать картинки. Ему нравится слушать, любит, когда кто-то ему читает.

На данный момент Кирилл воспитывается в полной семье (два года назад после продолжительного отсутствия папа вернулся в семью). Взаимоотношения с отцом своеобразные, мальчик его боится. По словам Кирилла, папа наказывает его физически и заставляет читать и пересказывать неинтересные, с его точки зрения, книги. При первой беседе с папой выяснилось, что он хочет вырастить настоящего мужчину, и у него для этого есть свои методы. От консультации психолога категорически отказался, сказав, что справится сам. Мама Кирилла прислушивается к советам и после неоднократных бесед помогла убедить папу в необходимости посещения детского психолога. Мальчик доверяет маме, но о конфликтных ситуациях в школе практически не рассказывает.

В течение шести месяцев наблюдаю за Кириллом, стараюсь создать условия физической среды, направленные на успешное пребывание мальчика в школе. Совместно с Кириллом проводятся короткие обсуждения его поведения в различных ситуациях, в ходе которых имеет место и похвала. Часто говорим о регулировании взаимоотношений с одноклассниками. При необходимости пытаюсь успокоить его, взяв за руку. Мальчик находится в поле зрения учителя, так как сидит на первой парте перед доской, и у меня есть возможность контролировать его эмоции, а также в ходе урока сразу дать ему дополнительные разъяснения к учебному материалу, если в этом есть необходимость. Он всегда может обратиться ко мне за помощью и сам может стать моим помощником на уроке (собрать тетради, отбить ритм на уроке музыки, встать «следующим» на уроке математики и т. д.). Положительно на него влияют минутки активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями и релаксацией. При выполнении классом самостоятельной работы использую для Кирилла поэтапное объяснение, стараюсь контролировать выполнение каждого этапа. Иногда, при выполнении задания по родному языку, даю мальчику облегчённый вариант упражнения. Стараюсь чаще хвалить Кирилла, это приносит ему радость и соответственно желание успешно продолжать работу. Очень любит соревновательные моменты урока, в последнее время пытается спокойно дождаться своей очереди, но пока это не всегда получается. В дальнейшем надеюсь на тесное сотрудничество с семьёй, которое должно обязательно включать обмен информацией, и на квалифицированную помощь со стороны психолога, что поможет Кириллу адаптироваться в школе.

:


Заключение

Наличие гиперактивного ребенка в классе с первых же минут осложняет жизнь всего коллектива. Он мешает вести урок, вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает учителя. Безусловно, даже очень терпеливого педагога такое поведение может вывести из себя. Удастся ли установить контакт с таким ребенком, во многом зависит от стратегии и тактики взрослого. Нельзя одновременно от такого ученика требовать сосредоточенности, усидчивости и внимания, ведь именно эти качества у него в дефиците. В целом приемы модификации поведения детей с гиперактивностью можно свести к следующим:



  • В своих отношениях с ребенком придерживайтесь "позитивной модели". Хвалите его, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это укрепляет уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самоценность.

  • Избегайте повторения слов "нет" и "нельзя"

  • Разговаривайте с ребенком всегда сдержанно, спокойно, мягко.

  • Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтоб он мог его завершить.

  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

  • Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

  • Договориться с родителями ребёнка о поддержании дома четкого распорядка дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать установленному режиму.

  • Рекомендовать родителям избегать по возможности скопления людей, пребывания в крупных магазинах, на рынках и т.д., что оказывает на такого ребенка чрезмерно стимулирующее, возбуждающее воздействие.

  • Во время игр ограничивайте ребенка одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

  • Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

  • Предоставьте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры.



Список используемой литературы



  1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях.

  2. Болотовский Г. «Гиперактивный ребёнок:развитие, воспитание, обучение.»

  3. Материалы лекций. Лекторы: Т. Ояла, Т. Ореллана, Р. Хирвонен, Т.Пильбака-Рёнка

  4. Роомельди М., Халдре Л., Суси А., Метсик Л., Кыргесаар Р. «Гиперактивный ребёнок»

  5. Сайты: www.nourost.ru www.rebenok.com www.deti-66.ru




Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница