1
Л.С.Выготский (в Мышление и речь Экспериментальное исследование развития понятий. Развитие процессов, ведущих к образованию понятий, уходит корнями в
глубокое детство, но интеллектуальные функции, необходимые для этого, вызревают, складываются и развиваются только у подростка (9-12 лет. А до этого возраста мы наблюдаем интеллектуальные образования лишь скудные, хотя и эквивалентные в функциональном отношении образования. Они выполняют сходную задачу. Образование понятий – центр психологических изменений, составляющих кризис созревания.
Функциональное (!!) употребление слова или другого знака в качестве средства направленности внимания (на объект, расчленение и выделение (те. анализ) признаков объекта (знака, их абстрагирования и синтеза (стем, что уже ребенок знал) является главной частью процесса образования в целом. Образование понятия или (!) приобретение словом (знаком) значения (нужного sic et nunc- здесь и сейчас) является результатом сложной самостоятельной деятельностью оперирование словом или другим знаком, те. поиск нужного sic et nunc, к этой специфической мысли, чтобы выразить, означить ее. В этой деятельности участвуют все основные интеллектуальные функции. → Образование понятий – особый
способ мышления и главным, определяющим его фактором является не ассоциация, невнимание (Мюллер), не суждение и представление
(Бюлер), а только лишь функциональное (к месту, к мысли, sie et nunc) употребление слова или другого знака в качестве того средства, которое побуждает подростка схватить, овладеть собственным психологическим процессом, который и выполнит задачу выражения мысли, выражения чувства (в балетном па деде жестом) и т.д. Ассоциация, внимание, суждение, память – все психические
функции работают на этот процесс, ноне создают его. Процессы ассоциации, внимания и т.д. сами опосредуются с помощью процесса употребления нужного функционального специфического слова (для sic et nunc). Те. образование понятий = приобретение словом (знаком) значения, схватывания ребенком смысла слова - знака. Ни накопление ассоциаций, ни накопление все большего объема произвольного внимания и групп представлений (презентаций) не приводят к образованию понятий.
Понятие невозможно без слов, понятийное мышление не существует вне речевого мышления. Новым в речевом мышлении подростка является специфическое, к месту, в
2 масть как в
смысл употребление слова, функциональное приложение знака, который, обретя значение (!!!), становится понятием. В отличие от созревания инстинктов и врожденных влечений, генерируемых изнутри ребенка, триггер или сила, побуждающая запуск процесса (образования понятий, заложена вне подростка. Эта сила – задача врастания в
культурную, профессиональную, социальную и общественную среду взрослых. Если среда (школьная, семейная, образовательная среда) не ставит перед подростком задачи развития интеллекта, то оно (это развитие интеллекта) до высших форм НЕ ДОХОДИТ. Образование понятий у подростка – функция социально-культурного развития, которое является и содержанием и
способами мышления ребенка. Сигнификативное, возникающее влет, употребление слова (сигнификат – значение, обозначение знака/слова), те. употребление его в качестве средства образования понятий – именно это является психологическим триггером, стартером важнейшего интеллектуального переворота на границе «детство/подростковость». Процесс образования понятий – это
овладение (ребенком) развитием собственных психологических процессов посредством функционального (к месту, к смыслу) употребления слова и знака. Этот процесс – не следствие накопления низших функций он, тем более, не усложненная до предела низшая форма. Этот процесс отличается от ассоциаций не числом связей, а являет собой принципиально новый тип деятельности (интеллектуальной. Его отличие – в переходе от непосредственных интеллектуальных процессов (ассоциации, внимания и т.д.) к опосредованным с
помощью знаков операциям. Путь, приводящий к развитию понятий, состоит из трех ступеней, а каждая из них из нескольких фаз.