Исследование профессиональной направленности слушателей мма красгму



страница1/2
Дата10.02.2016
Размер0,53 Mb.
#169
ТипИсследование
  1   2
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


Факультет Клинической психологии

Кафедра клинической психологии и психотерапии с курсом ПО

КУРСОВАЯ РАБОТА

Исследование профессиональной направленности слушателей ММА КрасГМУ


Студент 401 группа __________ Смирнова Ю.М.


Руководитель __________ Живаева Ю.В.

Красноярск 2015


СОДЕРЖАНИЕ

Введение….……………………………………………………………………3



  1. Теоретические аспекты изучения профессиональной направленности на примере профессии врача…………….……………………………………………………….7

1.1 Классификации профессий …….……………………………………..7

1.2 Профессиональная направленность специальности врача…….….14

1.3 Профессиограмма врача……………………………………………..20

2. Эмпирическое исследование характеристик профессиональной направленности слушателей ММА КрасГМУ…………………………….22

2.1 Организация и методы исследования….…………………………...22

2.2 Анализ результатов исследования ….……………………………...26

Заключение…..……………………………………………………………...30

Список использованных источников……………………………………...31

Приложение А.……………………………………………………………...35

Ведение


Выбор профессии - это не одномерный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

В психологической литературе нет единого взгляда на то, как формируется выбор профессии, и какие факторы влияют на этот процесс. По этому вопросу существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно, это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и двухсторонностью самой ситуации выбора профессии.

Ряд исследователей [1] придерживается распространенной точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. В этом случае предметами исследования выступают, с одной стороны, характеристики человека как субъекта деятельности, а с другой - характер, содержание, виды деятельности и ее объект. Профессиональное самоопределение понимается здесь как процесс развитие субъекта труда. Следовательно, выбор профессии сделан правильно, если психофизиологические данные личности будут соответствовать требованиям профессии, трудовой деятельности [2].Однако, этот взгляд недооценивает активного начала личности выбирающего. В контексте понимания выбора профессии как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность [3]. Несомненно, этот подход более продуктивен, так как утверждает активность самого субъекта выбора профессии.

Существуют различные варианты определения понятия "выбора профессии», однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с требованиями профессии. Содержание определения высвечивает двусторонность явлений выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой стороны - то, что выбирают (объект выбора). И субъект, и объект обладают огромным выбором характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии.

Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что при поступлении в ВУЗ не учитывается тот комплекс психологических феноменов, который определяет успешность обучения, формирование устойчивой профессиональной направленности каждого студента. Необходим индивидуальный подход, а так же максимальное использование всего арсенала профориентационных возможностей медицинского процесса, создание и внедрение инновационных технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний студентов, но и на развитие профессионального самоопределения, т. е. деятельностно-смыслового единства у будущих специалистов.

Актуальность проблемы усиливается, когда речь касается вопросов психологической адаптации студентов в новых социально-экономических условиях и новых системах образования (психологической, профориентационной), а также изучение личностных процессов, связанных с проблемой формирования профессионального самоопределения [4]. К числу таких проблем относится и психологическое изучение процесса формирования и развития профессиональной направленности личности на том этапе профессионального самоопределения, когда выбор направления профессионального развития уже совершен, на этапе обучения в ВУЗе.

Поскольку одним из основных направлений деятельности Красноярского Медицинского Университета является подготовка медицинских работников, целью настоящей работы явилось исследование профессиональной направленности личности будущих студентов лечебного факультета, на соответствие своих ресурсов выбранной профессии.

На основании вышеизложенного материала был сделан выбор темы: «Исследование профессиональной направленности слушателей ММА КрасГМУ».

Цель исследования: Изучение характеристик профессиональной направленности слушателей ММА КрасГМУ.

Объект исследовани: профессиональная направленность как социально-психологический феномен.

Предмет исследования: показатели характеристик профессиональной направленности слушателей ММА КрасГМУ.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Подобрать диагностический инструментарий.

3. Выявить показатели характеристик профессиональной направленности слушателей ММА КрасГМУ .

4. Разработать рекомендации на соответствие выбора профессии.

В результате была выдвинута следующая гипотеза исследования: отличительной особенностью слушателей ММА является преобладание качеств, свойственных врачам.

Методы исследования:

1. Изучение литературных источников по теме исследования.

2. Метод сбора эмпирических данных: анкета «Ориентация», «Анкета профессиональной направленности» (анкета Голланда), методика экспресс – оценки профессиональных возможностей личности "Шесть Рек".

Выборка исследования: 8 человек (слушатели ММА)

База исследования: Малая медицинская академия (ММА) Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого (КрасГМУ) г. Красноярска.

Теоретико-методологической основой курсовой работы послужил вклад психолога Е.А. Климова, который в 70-х годах прошлого столетия всерьез занялся изучением проблемы профессиональной ориентации, а так же теоретическими и методическими основами профессиографии и выбора профессии.

Этапы исследования:



  1. Организация и методы исследования

  2. Анализ результатов исследования

  3. Разработка рекомендаций

Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использования и применения методик профессиональной направленности в общеобразовательных учебных учреждениях, для выявления профессиональных способностей школьников.

Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (состоящего из 38 источников), приложения, иллюстрирована двумя гистограммами; общий объем работы 42 страницы печатного текста.




  1. Теоретические аспекты изучения понятия профессиональной направленности на примере профессии врача

1.1 Классификации профессий
Для оптимизации работы по описанию большого количества профессий разрабатывались их классификации. Критериями классификаций чаще всего служила отраслевая принадлежность профессий, что создавало большие трудности в их отнесении к тому или иному классу. Позднее появились классификации, основанные на более существенных основаниях, связанных с технологическими характеристиками [23].

За рубежом наиболее популярной является классификация профессий, разработанная американским психологом Джоном Холландом. В соответствии с ней профессии делятся на 6 типов:

• реалистичный тип (рабочие в промышленности и сельском хозяйстве, техники),

• интеллектуальный тип (ученые, программисты),

• артистический тип (специалисты в сфере искусства)

• социальный тип (врачи, педагоги, психологи)

• предприимчивый тип (коммерсанты, менеджеры, журналисты, юристы, политики)

• конвенциальный тип (бухгалтеры, канцелярские служащие).

В России наиболее распространенной является классификация Е. А. Климова, которая делит профессии по предмету труда («человек-человек», «человек-техника», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ» и «человек-природа»). По целям труда (гностические, преобразующие, изыскательские), по средствам труда (ручные, механизированные, автоматизированные, функциональные), по условиям труда (в помещении, на открытом воздухе, в экстремальных условиях и в условиях повышенной ответственности). Однако в связи со сложностью использования целей, средств и условий труда в качестве критериев классификации профессий, на практике классификацию Климова сводят только к пяти типам профессий по критерию предмета труда [24]. К этому традиционному делению профессий на пять типов по критерию предмета труда мы добавили деление профессий по критерию характера труда на два класса: алгоритмический (исполнительский) и эвристический (творческий), получив ставшую популярной карту профессий, состоящую из десяти профессиональных групп [25]. Карта профессий представляет собой наглядное и метафорическое представление психологической классификации профессий и может быть использована с целью информирования клиента о видах профессий, о предъявляемых ими требованиях, возможностях трудоустройства и профессионального обучения. Любая профессия может быть одновременно отнесена на основании предмета труда – к одному из пяти типов и на основании характера труда – к одному из двух классов. Поэтому классификация профессий является двухмерной и состоит из 10-ти клеток. Пять строчек по горизонтали, обозначенных цифрами от 1 до 5, соответствуют типам профессии по предмету труда, а две колонки, обозначенные буквами «А» и «Б», соответствуют классам профессий по характеру труда. Каждая группа профессий имеет свой буквенно-цифровой индекс, например: «А1» – исполнительские профессии типа «человек-человек», «Б2» – творческие профессии типа «человек-техника» и т.д. [26].

Разумеется, ряд профессий может быть с определенной степенью условности отнесен к двум или нескольким типам и классам в зависимости от специализаций. Например, большинство практических психологов, занимающихся консультированием, тренингами, психотерапией. А так же преподаватели, несомненно, относятся к представителям профессий типа «человек-человек». Но психологическая деятельность, связанная с научными исследованиями и психодиагностикой, относится, скорее, к профессиям типа «человек-информация», нейропсихология и психофизиология – «человек-природа», арт-терапия – «человек-искусство». Профессия воспитателя учреждения дошкольного образования, в определенной мере, может быть отнесена как к исполнительскому, так и к творческому классу. Каждая группа объединяет несколько профессий, сходных между собой по наиболее существенным психологическим признакам. При этом не учитываются такие признаки, как отрасль экономики, статус предприятия, условия труда, уровень заработной платы и т.п. [27].

С целью ориентации клиента на профессии, по которым возможно трудоустройство и обучение, рекомендуется составлять карту профессий отдельно для каждого региона. Это делается на основании конкретной информации о вакантных рабочих и учебных местах, имеющихся в регионе, полученной при анализе современных банков вакансий государственной службы занятости и коммерческих агентств по трудоустройству и подбору кадров [28].

Самоопределение — это всегда утверждение собственной позиции в проблемной ситуации. Профессиональное самоопределение предполагает выработку собственной позиции в ситуации, характеризующейся большой степенью неопределенности. В самом деле, куда пойти учиться после окончания основной общеобразовательной школы? Какую выбрать профессию? Какова возможность трудоустройства по этой профессии? Каковы материальные возможности этой профессии? Чтобы определиться в проблемно-ориентационной ситуации, личности нужно соотнести свои потребности, позиции, интересы, мечты с собственными возможностями: подготовленностью, способностями, эмоционально-волевыми качествами, состоянием здоровья. Возможности, в свою очередь, необходимо соотнести с требованиями профессионального учебного заведения, профессии, специальности, конкретной трудовой функции.

Нередко согласование всех этих позиций затруднено. Если иметь в виду еще и социально-экономические факторы, позиции родственников, то становится очевидным, что профессиональное самоопределение, как правило, означает конфликт. Поскольку речь идет о самоопределении, то этот конфликт имеет внутриличностный характер. Его разрешение осуществляется путем ревизии и коррекции профессиональных устремлений, и конечно, внутриличностный конфликт может разрешаться продуктивно и деструктивно.

Сторонами внутриличностного конфликта самоопределения являются различные составляющие структуры личности. Можно выделить конфликты, обусловленные следующими факторами:

1) рассогласованием составляющих направленности: противоречиями между социально-профессиональными экспектациями и профессиональной действительностью. Так же - между мотивами профессионального роста, успеха и материального благополучия, между высоким уровнем притязаний (самооценки) и самоуважением, между неосознаваемыми мотивами (стремление к власти, подчинению) и ценностными ориентациями и др.;

2) несовпадением характера профессиональной деятельности и уровня профессиональной компетентности, порождающим внутриличностные конфликты между осознанной необходимостью в повышении квалификации и недостаточной профессиональной активностью, между неудовлетворенностью содержанием труда и нежеланием сменить профессию, между отсутствием перспектив карьеры и уровнем профессиональной компетентности и др.;

3) противоречием между направленностью личности на достижение успеха, карьеру, высокие материальные блага и недостаточным уровнем развития социально-профессиональных способностей, качеств, психофизиологических свойств, состоянием здоровья и др.;

4) несовпадением представления о своих профессиональных достоинствах и реальных профессиональных возможностей: противоречиями между «Я-возможным» и «Я-реальным», между «Я-идеальным» и «Я-деформированным». Важнейшим конфликтообразующим фактором выступает мотив соответствия самому себе. Этот мотив связан с самооценкой и обеспечивает непротиворечивость «Я-образов»;

5) противоречиями между профессиональными возможностями, потенциалом, способностями и социальными ограничениями, обусловленными возрастом, полом, этнической принадлежностью, внешностью; между потребностью в продолжение профессиональной карьеры и вынужденным уходом на пенсию и др.

Первая группа противоречий характерна для лиц, находящихся на стадии оптации, вторая проявляется на стадиях профессиональной подготовки и профадаптации, третья и четвертая — на стадиях профессионализации и мастерства, пятая группа порождает конфликты на завершающей стадии профессионального становления.

Внутриличностные конфликты в отличие от межличностных конфликтов человеком не всегда осознаются. Как правило, они проявляются в виде астенических эмоциональных переживаний, подавленного настроения, фрустрации, повышенной раздражительности, агрессивности, тревожности и др. Симптомы эмоционального неблагополучия побуждают человека к поиску путей снятия психического напряжения. Разрешение внутриличностного конфликта профессионального самоопределения требует высокой психологической компетентности и не всегда под силу самому человеку. Психологическую помощь и поддержку в разрешении этих конфликтов может оказать специально подготовленный практический психолог.

Преодоление внутриличностных конфликтов профессионального самоопределения возможно путем развития психологической компетентности, разработки альтернативных сценариев профессиональной жизни, повышения профессиональной активности. В то же время создания оптимистической профессиональной перспективы, усиления «авторства» своей профессиональной жизни, определения новых смыслов профессиональной деятельности, согласования амбивалентных установок и отношений, постоянного повышения своей квалификации, снижения уровня притязаний, самосохранения профессиональной целостности личности, предвидения возможных трудностей и потерь вынужденного увольнения или смены профессии, предупреждения возможных деформаций, кризисов и др.

Таким образом, можно выделить ряд типичных психологических проблем, порождающих внутриличностные конфликты профессионального самоопределения:

1) рассогласование идеального и реального образа профессии и самооценки: «Я-реального», «Я-возможного» и «Я-деформированного»;

2)несоответствие профессиональной квалификации уровню притязаний в области карьеры, материального и морального поощрения;

3) неправильный, вынужденный выбор профессии, места работы и должности;

4) противоречия между осознаваемыми и неосознаваемыми составляющими профессионального сознания.

Анализируя внутриличностные профессионально обусловленные конфликты, Ольшанский В.Б. приводит такие примеры: учитель считает себя прирожденным педагогом, наделенным математическими способностями, и преподает математику в старших классах. Ситуация бесконфликтная. Но вот если учительница считает себя музыкантом, но не попала ни в консерваторию, ни в театр, а вынуждена давать уроки пения, а то и просто работать в детском саду, то возникает внутриличностный конфликт. Он может приводить к разным последствиям. Продуктивное разрешение конфликта — значительное повышение профессиональной квалификации и последующее увольнение. Деструктивный вариант: учительница сама мучается и мучает других, но иных возможностей заработка нет, о переквалификации речь также не идет — вот и живет человек в состоянии постоянной фрустрации.

В процессе профессионального становления личности постоянно возникают проблемы самоопределения: при выборе профессионального учебного заведения, профессии, специальности, при включении в профессиональный коллектив и т.п. — и всегда самоопределение принимает характер конфликта, который становится основой кризисных явлений.

Природные особенности человека обладают громадной, хотя и не безграничной пластичностью. Человек может активно приспособиться к очень многим профессиям и притом с полным удовлетворением. Но есть и такие профессии, которыми человеку трудно овладеть, которые к психологической организации личности предъявляют повышенные требования (художник, водитель скоростного транспорта и др.)

Требования, предъявляемые профессией к человеку, - это требования объективные, на их основе можно разделить профессии на два типа.

Профессии первого типа предъявляют такие требования, которым могут удовлетворить люди, обладающие специальными индивидуальными чертами.

Требования профессий второго типа к человеку таковы, что с ними может справиться каждый. Различие между двумя типами профессий можно свести к единому признаку и назвать «обучаемостью». К одним профессиям активно приспосабливается любой человек, к другим - лишь некоторые индивиды.

Все люди отличаются один от другого по своим личным качествам. И среди этих качеств есть такие, которые называют профессионально ценными. Но так же следует отметить то, что любое качество в одном случае окажется профессионально ценным, а в другом - будет противодействовать успешной работе. Так, общительный, приветливый человек испытывает крайнюю неудовлетворенность работой, требующей сосредоточенности «в одиночку», и в конце концов, меняет только что полученную специальность. Это - факт несоответствия личных качеств человека требованиям профессии.

Таким образом, рассмотрев классификацию профессий и соответствие требованиям к их структуре, мы переходим к изучению профессиональной направленности врача.
1.2 Изучение профессиональной направленности специальности врача
В понятии профессиональная направленность можно выделить отдельные стороны, выражающие ее содержательную и динамическую характеристики [5]. К первой относят полноту и уровень направленности, ко второй - ее интенсивность, длительность и устойчивость. Полнота и уровень направленности несет содержательно-личностную характеристику профессиональной направленности и в значительной мере содержит ее формально-динамические особенности. Под полнотой профессиональной направленности понимается круг (разнообразие) мотивов предпочтения профессии. Избирательное отношение к профессии чаще всего начинается с возникновения частных мотивов, связанных с отдельными сторонами содержания определенной деятельности, или процессом длительности, или с какими-либо внешними атрибутами профессии. При определенных условиях значимыми для человека могут стать многие связанные с профессией факторы: ее творческие возможности, перспективы профессионального роста, престиж профессии, ее общественная значимость, материальные, гигиенические и другие условия труда. Его соответствие привычкам, особенностям характера и т. п. Это свидетельствует о том, что профессиональная направленность основывается на широком круге потребностей, интересов, идеалов, установок человека. Чем полнее профессиональная направленность, тем более многосторонний смысл имеет для человека выбор данного вида деятельности, тем разностороннее удовлетворение, получаемое от реализации данного намерения.

Таким образом, одна из форм развития профессиональной направленности состоит в обогащении ее мотивов: отдельного мотива до все более распространенной системы мотивов. Профессиональная направленность большой группы людей может включать одни и те же мотивы и все же быть различной. Это обусловлено тем, что система мотивов всегда предполагает их определенную организацию, структуру. Одни и те же мотивы могут быть различным образом организованы, находиться в различных отношениях соподчинения.

Обычно мотивы, лежащие в основе профессиональной направленности, неоднородны по происхождению, характеру связи с профессией. В этом плане правомерно выделение, во-первых, группы мотивов, выражающих потребность в том, что составляет основное содержание профессии [6]. Другая группа мотивов связана с отражением некоторых особенностей профессии в общественном сознании (мотивы престижа, общественной значимости профессии) [7].

Очевидно, что связь индивидуального сознания с профессией приобретает в данном случае более опосредованный характер. Третья группа мотивов выражает ранее сложившиеся потребности личности, актуализированные при взаимодействии с профессией (мотивы самораскрытия и самоутверждения, материальные потребности, особенности характера, привычек и т.п.) [8]. Четвертую группу составляют мотивы, выражающие особенности самосознания личности в условиях взаимодействия с профессией (убежденность в собственной пригодности, в обладании творческим потенциалом, в том, что намечаемый путь и есть "мое призвание" и т. п.) [9]. Мотивы, относимые к пятой группе, выражают заинтересованность человека внешними, объективно несущественными атрибутами профессии. Нередко именно эти мотивы порождают стремление к отдельным "романтическим" профессиям.

Для прогноза успешности профессиональной деятельности наиболее важно использовать результаты диагностики общих способностей, а не специальных способностей и не интересов [10].

Следует представлять себе, что профессионально важные качества человека, определяющие успешность деятельности, включают в себя, в первую очередь, здоровье, во вторую — квалификацию, и только в третью очередь, психологические особенности, которые состоят из мотивации и способностей личности [11].

Большинство профконсультантов обращают внимание, прежде всего, на содержание мотивации, интересов и склонностей клиента, полагая, что если он захочет, то сможет добиться чего угодно. На наш взгляд, это не совсем так. Отсутствие способностей может существенно ограничить профессиональные возможности человека, хотя наличие способностей не является гарантией успеха. В то же время, наличие или отсутствие профессиональных мотивов вообще ни о чем не говорит, ибо, в отличие от таких устойчивых характеристик личности как способности, мотивация является гораздо более динамичным свойством. С одной стороны, интерес и положительное отношение могут формироваться в процессе профессиональной деятельности, с другой стороны, человек может этот интерес терять. Слишком уж много факторов влияет на содержание мотивов. Поэтому делать какие бы то ни было прогнозы на основе знания мотивации человека затруднительно [12].

Способности так легко не изменишь. Поэтому ориентироваться на них в процессе профконсультирования более целесообразно. Однако способности, в свою очередь, тоже делятся на две группы: общие и специальные. Специальные способности определяют успешность частных, конкретных видов профессиональной деятельности. К специальным способностям относятся: организационные, педагогические, языковые, технические, математические, художественные, музыкальные, артистические, спортивные и т. д. Однако в психологии пока еще не создано ни концепции специальных способностей, которая определяла бы их структуру и механизмы, ни методик, которые могли бы их диагностировать. Поэтому на практике оценить уровень развития специальных способностей можно только с помощью экспертных оценок, а не стандартизированных тестов [13].

В отношении же общих способностей, от которых зависит успешность любой деятельности независимо от ее конкретного содержания, пока, к сожалению, еще нет четких определений, что же под этим имеется в виду. Однако анализ деятельности человека позволяет предположить, что для ее успешности в той или иной мере необходимы три вида способностей: во-первых, способности к обучению и познавательной деятельности, во-вторых, способности к общению, в-третьих, способности к саморегуляции, управлению своим состоянием и поведением. Первая категория способностей представляет собой не что иное, как интеллект, вторая и третья — основные составляющие характера. Таким образом, интеллект и характер личности, представляющие собой общие способности человека, являются его устойчивыми характеристиками, от которых зависит успешность любого вида профессиональной деятельности, и которые мы, в свою очередь, можем достаточно точно диагностировать. Поэтому учет общих способностей человека в процессе профконсультирования должен быть приоритетным относительно мотивации и специальных способностей [14].

Профессиональная деятельность врача, как правило, зачастую происходит в условиях стресса, особенности эмоционального реагирования на различные ситуации профессиональной деятельности, факторы, влияющие на профессионально-личностное развитие субъекта лечебного процесса, индивидуально-психологические особенности, присущие врачам различных специализаций – проблемы, недостаточно изученные, несмотря на высокую степень востребованности их научно-практического осмысления. Можно сказать, что вопросы психологии труда и личности врача стоят в ряду важнейших и малоизученных проблем теоретической и прикладной психологии в целом и отдельных ее отраслей, в частности [15].

В основе психологического портрета врача лежит такая психологическая характеристика личности, как стремление находится вместе с другими людьми, принадлежать к какой-либо социальной группе, устанавливать эмоциональные взаимоотношения с окружающими, быть включенным в систему межличностных взаимоотношений. В психологической литературе эта психологическая черта обозначается термином «аффилиация» [16]. В работе врача, которая отличается длительностью и интенсивностью разнообразных социальных контактов, эта черта помогает сохранить живое заинтересованное отношение к пациентам, стремление помогать им и сотрудничать с ними. А также защищает от профессиональных деформаций, равнодушия и формализма, удерживает от такого подхода к больному, когда он начинает рассматриваться как безличное анонимное «тело», часть которого нуждается в терапии. Другая важная психологическая характеристика, составляющая психологический портрет врача, — эмоциональная стабильность, уравновешенность при отсутствии импульсивности, чрезмерной эмоциональной экспрессивности, с сохранением контроля над эмоциональными реакциями и поведением в целом. Эмоциональная стабильность помогает врачу во взаимоотношениях с больным избегать «психологических» срывов, конфликтов [17]. Интенсивные эмоциональные реакции не только разрушают доверие больного, пугают и настораживают его, но и ассенизируют, утомляют. Напротив, душевное равновесие врача, его спокойная доброжелательность, эмоциональная стабильность вызывает у пациента чувство надежности, способствуют установлению доверительных отношений. В ситуации болезни, как правило, повышается уровень тревоги, приводящей к усилению эмоциональной неустойчивости, что проявляется в раздражительности, плаксивости, вспыльчивости и агрессивности. В большинстве случаев наблюдается также астения в качестве одной из наиболее распространенных и неспецифических форм психического реагирования на разнообразные внутренние и внешние психогенные факторы. Больные, с их нестабильной психикой, тревожностью, неуверенностью, беспокойством, лабильностью эмоциональных реакций нуждаются в стабилизирующей уверенности врача [18.]

Мотивация является одной, из фундаментальных проблем, как отечественной, так и зарубежной психологии. Разработка проблемы мотивации в современной психологии связана, прежде всего, с анализом источников активации человека, побудительных сил его деятельности, поведения [19].

С точки зрения психологии, мотивация – это влечение или потребность, побуждающая людей действовать с определенной целью, это внутреннее состояние, которое энергезирует, направляет и поддерживает поведение человека [20].

Цели мотивации:

- поиск стимулов к действию, то есть поиск того, что может заставить действовать: это могут быть какие-то цели, какое-то вознаграждение;

- побуждение к действию: как внутренне (человек сам себя побуждает к действию), внешнее (кто-то другой побуждает человека к действию) или смешанная мотивация. Применительно к учебной деятельности студентов в системе среднего профессионального образования под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности.

Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности [21].

Содержание формирования профессиональной мотивации личности студента может быть определено по трем основным направлениям:

- формирование потребностей и мотивов профессионального развития;

- формирование знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности по самовоспитанию и саморазвитию;

- оценка профессиональных способностей и возможностей, сравнение их с образом искомого результата (предметом, целью), планирование изменений в системе мотивации достижения [22].
1.3 Профессиограмма врача
Под профессиограммой понимается подробное систематическое и комплексное описание профессии, включающее различные характеристики трудовой деятельности, в том числе, ее цели, средства, процесс, условия и результаты [29]. Профессиограмма не сводится только к психологическому описанию, как это часто представляется некоторыми авторами. Таким образом, профессиограмма не может быть заменена набором из нескольких десятков способностей, проранжированных по степени важности. В крайнем случае, в качестве составной части профессиограммы можно представить так называемую психограмму, то есть профиль психологических качеств идеального работника, в наибольшей мере соответствующего требованиям профессии [30]. Профессия врача относится к типу: «человек – человек», ведь она связана с общением и взаимодействием с людьми. Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей, проявлять активность, общительность, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и умением понимать других людей. Дополнительный тип: «Человек – природа», поскольку работа врача связана с изучением, наблюдением за объектами живой природы, с профилактикой и лечением заболеваний человека и животных. Поэтому врачу важно иметь высокий уровень развития наблюдательности, внимательности, порой физической выносливости, а также выраженную склонность к работе с живыми организмами [31].

Профессия врача относится к классу эвристических. Она предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми. Она требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению [32]. Для успешной деятельности в качестве врача необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

• наблюдательность,

• эмпатичность (чувствительность к эмоциональному состоянию другого человека),

• организованность,

• склонность к работе с объектами природы (людьми),

• склонность к работе в сфере общения,

• склонность к сервисной работе,

• склонность к работе с информацией,

• развитые логические способности,

• развитая способность к концентрации внимания,

• высокая эмоциональная устойчивость.

Для врача недопустимы:

• брезгливость и непереносимость вида крови,

• невнимательность к людям и симптомам болезней,

• нетерпимость, эмоциональная несдержанность,

• жестокость, эгоистичность,

• рассеянность и безответственность,

• тревожность, неуверенность в себе, выраженный пессимизм [33].

Таким образом, можно сделать вывод, что врачом может быть не каждый. Это действительно призвание. Эта профессия подходит тем, кто искренне хочет помогать людям, кто умеет сопереживать, тем, кто работоспособен. Если все эти качества соединены в одном человеке, то у него есть шанс стать настоящим Врачом с большой буквы. В следующей части нашего исследования, мы покажем, соответствуют ли наши результаты вышеперечисленным качествам врача.


2. Эмпирическое исследование характеристик профессиональной направленности слушателей ММА

2.1 Организация и методы исследования
Исследование проходило на базе КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно- Ясенецкого с группой слушателей ММА, состоящей из восьми человек. Для проведения исследования нами были выбраны методики, направленные на личностную профориентацию: методика экспресс-оценки профессиональных возможностей личности "Шесть Рек" (данный экспресс-метод позволяет профконсультанту максимально быстро оценить некоторые характерологические особенности клиента, методика может использоваться для получения информации о личностных особенностях взрослого населения); анкета «Ориентация» и «Анкета профессиональной направленности».

Анкета профессиональной направленности:

Анкета разработана американским психологом Джоном Голландом и основана на его концепции, в соответствии с которой все люди делятся на шесть типов профессиональной направленности личности:

• реалистичный (Р),

• интеллектуальный (И),

• артистический (А),

• социальный (С),

• предприимчивый (П),

• конвенциальный (К).

Каждый тип личности характеризуется:

• определенными чертами характера и складом ума,

• способностями к определенным видам деятельности,

• предпочтениями определенного рода занятий,

• содержанием увлечений,

• профессиональными возможностями.

Каждому типу личности соответствует определенный тип профессий. В том случае, если человек выбирает профессию, соответствующую типу его личности, то он может достичь в ней наибольших успехов и получить наибольшее удовлетворение от работы. Однако сделать однозначный вывод о принадлежности к одному определенному типу личности можно только в том случае, если оценка этого типа на несколько баллов выше, чем оценки других типов. Более точный вывод о профессиональной направленности личности можно сделать, учитывая не максимальную оценку по одному из типов, а определяя три типа, имеющие наибольшие оценки. Дело в том, что в соответствии с теорией Голланда, шесть типов личности сгруппированы друг с другом, по степени сходства, в форме шестиугольника. Каждый тип наиболее сходен со своими соседями по шестиугольнику и наиболее отличается от противоположного в шестиугольнике типа личности. Так, например, социальный тип наиболее похож на предприимчивый и артистический, являющиеся смежными с ним, и наиболее отличается от реалистического, находящегося по другую сторону шестиугольника.

Если же три наиболее предпочитаемых типа находятся по разные стороны шестиугольника, то сделать выбор гораздо сложнее. В этом случае будет разумным привлечь для своего решения другие основания, например, другие тесты, книги или консультации.

В России наиболее часто используется сокращенный вариант анкеты Голланда, состоящий из 42 пар профессий. Испытуемый должен в каждой паре выбрать и отметить наиболее привлекательные для него профессии [34].

Анкета «Ориентация»:

Методика предназначена для диагностики профессиональных интересов, склонностей и представлений о профессиональных способностях молодежи старше 14 лет и взрослых людей. Вместе с психологической картой профессий, анкета «Ориентация» представляет собой методический комплекс «Экспресс-профориентация», позволяющий относительно быстро и легко оказывать помощь в выборе профессии в соответствии со склонностями и способностями клиентов, а также с учетом потребностей современного российского рынка труда. Анкета позволяет определить направленность клиента на ту или иную группу профессий, а карта профессий – проинформировать его о различных видах профессий, требованиях, предъявляемых ими к человеку, а также о спросе на данные профессии на рынке труда и выбрать конкретную профессию из наиболее предпочитаемой группы. Анкета не заменяет методов углубленной психологической диагностики профессиональных способностей и при необходимости может дополняться другими профориентационными методами [35].

С самого начала своего появления методика экспресс-профориентации разрабатывалась для повышения интенсивности и качества профконсультирования большого количества клиентов в условиях массовых мероприятий, таких как городские и районные ярмарки вакансий рабочих и учебных мест, дни открытых дверей и т.п. Опыт использования этой методики в таких условиях свидетельствует о том, что количество клиентов, которым профконсультант может оказать элементарные профориентационные услуги, связанные с диагностикой и информированием, составляет до нескольких десятков на одного специалиста в день. Кроме того, методика показала свою эффективность в условиях проведения групповых занятий и индивидуальных консультаций в центрах занятости, центрах профориентации, учреждениях общего и профессионального образования. Включение методики в популярные книги, посвященные выбору профессии, показало, что большинство читателей в состоянии использовать ее для самодиагностики собственных профессиональных интересов и знакомства с соответствующими профессиями.

Анкета «Ориентация» позволяет выявить профессиональные склонности людей и их представления о своих профессиональных способностях. Профессиональные склонности – это желания человека заниматься определенными видами профессиональной деятельности, потребности быть профессионалом в некоторой области трудовой деятельности. Склонности характеризуются стремлением не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. Профессиональные способности – это индивидуальные психологические особенности человека, от которых зависит возможность успешного освоения и дальнейшего осуществления профессиональной деятельности. Способности, в конечном счете, определяют умение овладевать профессиональными знаниями и навыками и выполнять соответствующую профессиональную деятельность [36].

Анкета «Ориентация» используется в случае затруднений клиента при выборе профессии для обучения или переобучения. Процедура опроса занимает от 10 до 15 минут. Анкета состоит из двух частей: «Я хочу» и «Я могу».

Методика « Шесть рек»:

Целью является определения типа личности человека. В основу опросника положена концепция "акцентуированных личностей" К.Леонгарда. По ней черты личности делятся на две группы: основную и дополнительную. Главные черты составляют стержень личности, определяют ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. При значительной выраженности они накладывают отпечаток на личность в целом и при неблагоприятных для нее социальных условиях могут деформировать ее структуру [37].

Личности, у которых отдельные из основных черт имеют высокую степень выраженности, Леонгард назвал акцентуированными. Они могут считаться нормальными, хотя чрезмерная акцентуация выводит личность за пределы нормы. В них потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательных проявлений. Социально неприемлемые проявления акцентуированных личностей, как правило, обусловливаются неблагоприятными для них жизненными обстоятельствами. Вполне возможно, что при других обстоятельствах они стали бы незаурядными людьми. Автор выделяет десять типов акцентуации: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый, гипертимный, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективно-экзальтированный, эмотивный [38].

Таким образом, рассмотрев организацию и методы исследования, мы переходим к анализу результатов.
2.2 Анализ результатов исследования
В ходе исследования профессиональной направленности выявлены следующие результаты по методике «Анкета профессиональной направленности».

Оптимальная профессиональная среда

Для 50 процентов исследуемых характерен «Социальный тип личности». Социальный тип личности способен к сопереживанию, активности, зависимости от окружающих и общественного мнения, приспособлению, решению проблем с опорой на эмоции и чувства, преобладание языковых способностей и отличается гуманностью и умением общаться. Ориентирован этот тип на общение с людьми, установление контактов с окружающими, стремление учить, воспитывать. Характерно избегание интеллектуальных проблем. Профессиональной средой этого типа в основном являются: образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обслуживание, спорт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать. Примеры конкретных профессий: Врач, педагог, психолог и т.п.

Для 25 процентов исследуемых характерен «Артистический тип личности». Он отличается воображением и интуицией, эмоционально сложным взглядом на жизнь, независимостью, гибкостью и оригинальностью мышления, хорошими двигательными способностями и восприятием. Ориентирован на эмоции и чувства, самовыражение, творческие занятия, избегание деятельности, требующей физической силы, регламентированного рабочего времени, следования правилам и традициям. Профессиональной средой этого типа, в основном: изобразительное искусство, музыка, литература. Примеры конкретных профессий: музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т.д.

Выявлено 25 процентов исследуемых, для которых характерен «Реалистичный тип личности». Для реалистичного типа личности характерны: активность, агрессивность, деловитость, настойчивость, рациональность, практическое мышление, хорошие двигательные навыки, пространственное воображение, технические способности. Выбирает сферу деятельности, направленную на конкретный результат, настоящее, вещи, предметы и их практическое использование, занятия, требующие физического развития, ловкости, отсутствие ориентации на общение. Ориентирован на профессии, связанные с техникой, сельским хозяйством, военным делом. Проявляет интерес к решению конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы. Социальные навыки нужны в минимальной мере. Конкретные профессии: механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, агроном, и т.д.

Рисунок 1 - Результаты исследования по методике «Анкета профессиональной направленности».


Предпочитаемые сферы деятельности (По методике Анкета «Ориентация»)

Для 75 процентов исследуемых характерна сфера работы с людьми. Сфера работы с людьми – «человек-человек»: чтобы успешно справляться с профессиями такой группы, необходимо быть общительным, доброжелательным и отзывчивым, отличаться выдержкой, тактом, воспитанностью, обладать хорошо развитой речью, уметь глубоко чувствовать и переживать.

Для 25 процентов исследуемых характерны следующие сферы деятельности Профессии типа «человек – техника» - это профессии, где труд работников направлен на технические объекты (машины, механизмы, материалы, виды энергии). В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы - ткани, пластмассы, пищевое сырье, полуфабрикаты. Так же им характерен тип «Человек-природа». Представителей этих профессий объединяет одно очень важное качество — любовь к природе. Но любовь не созерцательная. Которой обладают практически все люди, считая природу наиболее благоприятной средой для отдыха, а деятельная связанная с познанием ее законов и применением их.

Рисунок 2 - Результаты исследования по методике Анкета «Ориентация» Характерологические особенности

Все исследуемые отнесены к представителям типа «человек», «человек-техника», «человек – знаковая система», «человек – природа». Представители данного типа характера обычно находятся в приподнятом настроении, оптимистически относятся к своему будущему, часто переоценивают свои возможности, имеют большое количество планов, широкие интересы, легко увлекаются новым и легко отвлекаются от, ставшего уже привычным. Стремятся к активной деятельности и переменам. Испытывают стресс в ситуациях однообразия, ограничения свободы, принуждения, запретов. Реагируют на стресс вытеснением из сознания источников тревоги, игнорированием препятствий, стремлением не замечать затруднений и отрицательных сигналов, свидетельствующих о неблагополучии. Часто испытывают чувства радости. Могут восприниматься окружающими как веселые, разговорчивые, беззаботные и беспечные. Могут испытывать затруднения при систематичном, планомерном и последовательном поведении, направленном на достижение цели. Способны постояно действовать, легко приспосабливается к быстро меняющимся условиям, поддерживать контакты с широким кругом людей. Рекомендуемые типы профессий «человек», «человек-техника», «человек – знаковая система», «человек – природа».

Рекомендации:

Каждому типу личности соответствует определенный тип профессий. В том случае, если человек выбирает профессию, соответствующую типу его личности, то он может достичь в ней наибольших успехов и получить наибольшее удовлетворение от работы. Все исследуемые отнесены к представителям типа «человек», «человек-техника», «человек – знаковая система», «человек – природа» именно на тот тип, который выявлен у них им необходимо ориентироваться в выборе профессии.

Таким образом, проанализировав результаты исследования, мы переходим к заключению нашей курсовой работы.


Заключение
Профессия врача - одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный врач - это единственный человек, который большую часть своего времени проводит со своими пациентами, иногда даже жертвуя своей личной жизнью.

В ходе исследования по методике «Анкета профессиональной направленности» нами выявлено, что для 50% исследуемых характерен «Социальный тип личности», ориентированный на общение с людьми, установление контактов с окружающими, стремление учить, воспитывать. Для 25% исследуемых характерен «Артистический тип личности», ориентированный на эмоции и чувства, самовыражение, творческие занятия.

Выявлено 25% исследуемых, для которых характерен «Реалистичный тип личности», ориентированный на профессии, связанные с техникой, сельским хозяйством, военным делом.

По методике Анкета «Ориентация» выявлено, что для 75% исследуемых характерна сфера работы с людьми. Сфера работы с людьми – «человек-человек». Для 25% исследуемых характерны следующие сферы деятельности: профессии типа «человек – техника» - это профессии, где труд работников направлен на технические объекты (машины, механизмы, материалы, виды энергии).

По методике экспресс-оценки профессиональных возможностей личности "Шесть Рек" выявлены рекомендуемые типы профессий "человек", "художественный образ", – у 75% слушателей ММА и «человек», «знаковая система» - у 25% исследуемых.

Таким образом, данные полученные в результате исследования свидетельствуют о том, что школьники, которые посещают курсы ММА, обладают такими качествами, которые необходимы для того, чтобы стать врачом.


Список использованных источников


  1. Юпитов А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в ВУЗе.// Вопр. психол. - 1995. - № 4. - С. 50-56. 35. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977. – 304 с.

  2. Алишев Н. В., Широков В. Д. Общие основы построения исследования// Профориентация и профотбор молодежи на рабочие профессии/ Под ред. Н. В. Алишева. М., 1987. – 167 с.

  3. Иванчик Т. Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности// Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. Кострома, 1986. – с. 46 – 48

  4. Соломин И. Л. Профориентация и психологическая поддержка – новые возможности занятости. Сборник докладов Межрегиональной научно-практической конференции. – М.: Триада, 1999.

  5. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. – М., 1981. – 95 с.

  6. Соломин И. Л. Выявление скрытой мотивации персонала. / Третья Всероссийская конференция «Люди и организации: управление персоналом в организации, организационное консультирование, бизнес-психология» 22-24 мая 2000 года. Сборник тезисов. – СПб.: ИМАТОН-М, 2000.

  7. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1986. – 206 с.

  8. Божевич Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психолог. исследование. – М., 1968. – 464 с

  9. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. – М., 1986. – 392 с.

  10. Рудик П. А. Мотивы поведения деятельности. М.: 1988. – 136 с.




  1. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности/Отв. ред. А. А. Бодалев; АН СССР, Ин-т психологии. – М., 1988. – 191 c.

  2. Человек и профессия / Под ред. Климова Е.А.. Вып. 1-9. – Л., 1975-1986 г.

  3. Шмелев А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику. Теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. – М.: МГУ, 1983.

  4. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л.: Медицина, 1984.

  5. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.М. Методика многостороннего исследования личности. – М.: Медицина, 1978.

  6. Лисицин Ю. П. «Некоторые теоретические проблемы врачебной этики и медицинской деонтологии» Терапевтический архив; 1981;5:10-13

  7. Юдин Б. Г. (ред.). Введение в биоэтику: Учеб. пособие. М.: Прогресс-Традиция; 1998.

  8. Тайный враг престижа профессии врача // Б. К. Шамугия, к.м.н., заслуженный врач Украины, лауреат Международной премии им. Г.-Г. Реккевега, Национальный медицинский университет им. А. А. Богомольца; Медицинская газета «Здоровье Украины»

  9. Петренко В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику. Исследование форм репрезентации в обыденном сознании. – М.: МГУ, 1983.

  10. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен. – СПб.: Речь, 2001.

  11. Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И.Наумов. – 5-е изд.. - М.: Магистр, 2010. – 585 с.

  12. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Воронеж, Модэк, 1996, 256 с.

  13. Бодалев А., Столин В. Общая психодиагностика. – СПб.: Речь, 2000.

  14. Человек и профессия / Под ред. Климова Е.А.. Вып. 1-9. – Л., 1975-1986 г.

  15. Степанов А.Н., Соломин И.Л., Калугин С.В. Методика экспресс-профориентации клиентов службы занятости. – СПб, 1994, 16 с.].

  16. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л.: Медицина, 1984.

  17. Психология популярных профессий / Под ред. Головей Л.А. – СПб.: Речь, 2003, 256 с.

  18. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2 издание. – СПб: Питер, 2003, 464 с.

  19. Ганглер П., Вриэс Д., Акота И., Бальчюнене И. и др. Отбор студентов как гарантия профессионализма будущего врача // Cathedra. - 2004. - № 9. - С. 50-53.

  20. Максимова Т. М. Социальное расслоение в среде медицинских работников как проблема охраны здоровья населения. Здравоохр. Рос. Федерации. 2004; 3: 35—38.

  21. Алексеев А.И., Долгинцев В.И., Сафонова Н.И. Роль некоторых факторов в выборе профессии врача // Здравоохранение РФ. - 1982. - № 3. - С. 37-39.

  22. Борисов В. Изучение психологии личности студента - постоянная задача медицинских институтов // Здравоохранение РФ. - 1972. - № 7. - С. 36-38.

  23. Витенко И.С. Актуальные психолого-педагогические проблемы медицинского образования в Украинской ССР. – Киев, Ивано-Франковск, 1990. - С. 121-122.

  24. Собчик Л.Н. Человек и профессия (методическое пособие по психодиагностике). Серия: выпуск 17. – М.: Фолиум, 1995.

  25. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. Руководство по репертуарным личностным методикам. – М.: Прогресс, 1987.

  26. Похилько В. И. Психодиагностика индивидуального сознания. / Общая психодиагностика // Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. – М.: МГУ, 1987.

  27. Степанов А.Н., Бендюков М.А., Соломин И.Л. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда. – СПб.: Литера плюс, 1995, 224 с.

  28. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев: Наукова думка, 1981.

ПРИЛОЖЕНИЕ А


Каталог: nirs -> files
files -> Студент 401 группа Островская Е. В
files -> Глава Теоретические аспекты изучения самосознания больных пожилого возраста с ибс
files -> 2 Исследование показателей жизнестойкости у больных с диагнозом инсульт
files -> Студент 401 группа Павличенко Т. Ю
files -> Исследование проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей младшего школьного возраста
files -> Студент группа 401 Злобина Д. С
files -> Исследование Игровой и Интернет зависимостей детей подросткового возраста
files -> Исследование показателей психологического благополучия пациентов госпиталя ВОВ
files -> Исследование различий в акцентуациях характера у подростков входящих в различные группы здоровья
files -> Организация работы школьного врача


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница