Исследование профессионально важных качеств операторов машиностроительных и транспортно-энергетических производств проведено



Скачать 169.52 Kb.
Дата19.04.2016
Размер169.52 Kb.


Ел-Грейд, В.В. Егоров, А.Г. Давыдовский, к. биол. н., доцент,

К.Д. Яшин, к.т.н., доцент

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ОПЕРАТОРОВ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ И ТРАНСПОРТНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ

Проведено эмпирическое исследование значимости профессионально важных качеств, необходимых для успешной работы операторов. Полученные результаты позволили составить перечень доминирующих профессионально важных качеств для операторов, на основе которого разработаны компьютерные методики оценки наличия и степени развития этих качеств у кандидатов в операторы.

Ключевые слова: операторы, профессиональный психологический отбор, психофизиологические профессионально важные качества, профессиограмма, комплекс тестовых компьютерных методик для применения в профотборе опасных операторских профессий

M. El-Greyd, V.V. Yegorov, A.G. Davidovsky, K.D. Yashin

RESEARCH OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF OPERATORS OF MACHINE-BUILDING AND TRANSPORT-POWER MANUFACTURES

Empirical research of the importance of the professional important qualities necessary for successful work of operators. The received results have allowed to make the list of dominating is professional-important qualities for operators on which basis computer techniques of an estimation of presence and degrees of development of these qualities at candidates for operators are developed.

Keywords: operators, professional psychological selection, psycho physiological professionally important qualities, профессиограмма, a complex of test computer techniques for application in professional selection of dangerous operator professions
Введение

Проблема надежности действий человека на опасных машиностроительных и транспортно-энергетических производствах изуче­на гораздо меньше, чем проблема их точности и скорости. Досконально точно нельзя сказать: сколько времени оператор может выполнять те или иные действия с заданной точностью; как изменяется его надежность в течение рабочего дня; в каких условиях человек начинает рабо­тать ненадежно; каковы причины ненадежности и т.д. Бесспорно, что надежность, не менее чем скорость и точность реакций, зависит от индивидуальных особенностей оператора, уровня его подготовки и ряда других факторов. Поэтому вряд ли можно надеяться на то, что исследователи выведут для человека некоторый абсолютный коэффициент надежности, который окажется справедливым для всех условий. Некоторые люди будут существенно снижать показатели надежности при наступлении угрожающей, опасной, чрезвычайной или экстремальной ситуации. Для них такая реакция – естественна. Другие же – под влиянием ситуаций, параметры которых выходят за рамки нормальных, будут обладать особой концентрацией ума и продуманностью действий. Человек существенно уступает машинным звеньям систем управления по категории надежности. Действительно, он достаточно быст­ро утомляется; точность и скорость его действий изменяются под влиянием большого числа разнообразных причин. Тем не менее, человека часто преднамеренно включают в организованную систему управления имен­но для того, чтобы повысить ее надежность. Это происходит потому, что человек не скован схемой системы управления. Таким образом, становится особенно актуальным исследование параметров и критериев надежной деятельности операторов опасных производств, в частности операторов машиностроительных и транспортно-энергетических производств (далее операторов).


Анализ современных зарубежных разработок

В работах [1-8] отмечается, что доля человеческих ошибок при нарушениях технологии и аварийных ситуациях в различных отраслях промышленности все еще очень существенна. Эта доля в машиностроении колеблется от 20 до 70 %, а в энергетике – от 70 до 90 %. Надежность механического и электронного оборудования за прошедшие 20 лет значительно возросла. Важнейшие узлы автоматизированных систем управления и контроля дублируются и даже трехкратно резервируются. При этом природа человека остается неизменной. Разработка сложнейших компьютеризованных систем, их обслуживание, координация взаимодействия персонала различных служб породили новые источники человеческих ошибок. Такая ситуация вынуждает разработчиков современной промышленной техники рассматривать человеческий фактор как центральный при обеспечении безопасности ее эксплуатации.

Для эффективной профессиональной деятельности операторов требуется повышенное внимание, быстрота, точность двигательных реакций и ряд других психофизиологических качеств. В связи с этим, особую актуальность приобретает профессиональный отбор специалистов на должность операторов систем управления сложными техническими комплексами и опасными технологическими процессами. Психофизиологический отбор является составной частью профессионального отбора, и он, в первую очередь, направлен на выявление лиц, которые по профессиональным способностям и индивидуальным психофизиологическим качествам не соответствуют конкретным требованиям их будущей профессиональной деятельности. В последнее время в сфере профессионального (психофизиологического) отбора все чаще используются подходы, аналогичные методу когнитивной надежности и анализа ошибок (cognitive reliability and error analysis method – CREAM). Когнитивная надежность характеризуется способностью оператора принимать адекватные и эффективные решения в условиях информационных нагрузок и дефицита времени. Подобные методы позволяют выявить у кандидатов в операторы склонность к ошибочным действиям в экстремальных условиях.

Основными задачами системы психофизиологического обеспечения профессионального отбора операторов являются: 1) психофизиологическая оценка кандидатов при приеме на работу; 2) психофизиологическая оценка кандидатов из числа действующего персонала при переводе на новую должность; 3) плановая психофизиологическая оценка в процессе текущей деятельности; 4) психофизиологическая оценка действующего персонала для коррекции негативных функциональных состояний и профилактических мероприятий. Система психофизиологического обеспечения профотбора операторов состоит из пяти базовых модулей и включает: оценку личностных характеристик (сфера отношений и поведения); оценку психологических способностей и высших психических функций (когнитивная сфера); оценку психоэмоциональной устойчивости и психофизиологических процессов (эмоциональная сфера); оценку взаимодействия при работе в группе (сфера поведения); медико-функциональную оценку состояния человека (психофизиологическая сфера). Проведение аварийных тренировок на специальных тренажерах позволяет наблюдать за поведением операторов или обучаемых. Системный анализ ошибок и их динамики с течением времени позволяет оптимизировать подбор персонала, как для индивидуальной, так и для групповой деятельности. Методология системного анализа позволяет выстроить логическую последовательность от определения целей к разработке компетенций и методов их оценки (с последующей разработкой моделей компетенций и моделей их оценки).



Парадигма исследования

В публикациях [9-15] излагается дифференциально-деятельностный подход к проблеме минимизации производственных рисков. На его основе мы подходили к решению задачи по разработке системы оценки требуемых психофизиологических возможностей и уровня подготовки для кандидатов на работу в качестве операторов, с целью недопущения к труду лиц, не обладающих требуемыми психическими и физиологическими ресурсами, недостаток которых может привести к риску совершения ошибок. В русле дифференциально-деятельностного подхода было проведено специальное эмпирическое исследование.

Актуальность темы исследований заключается в том, что методика проведения работы по выявлению профессионально важных психофизиологических качеств операторов будет целесообразно для любой профессии, относящейся к типу опасных.

Научная новизна исследования состоит в том, что в результате проведения специального эмпирического исследования впервые получен перечень статистически значимых для профессии оператора четырнадцати профессионально важных психофизиологических качеств. Разработан специальный комплекс компьютерных диагностических методик проективного типа, позволяющих определить наличие и степень развития у претендентов на обучение профессии оператора четырнадцати профессионально важных психофизиологических качеств.

Цель настоящей работы заключается в исследовании роли различных психофизиологических качеств, необходимых для успешной работы операторов, и выявлении необходимого уровня подготовки кандидатов на должность операторов. Для достижения цели исследования необходимо было решить следующие задачи: 1) выявить конкретный перечень психофизиологических профессионально важных качеств, значимых для работы операторов; 2) составить полигон распределения частот значимости качеств в работе операторов (на основе мнений респондентов, оценивших важность предъявленных качеств); 3) определить зависимость ранговых мест распределения профессионально значимых качеств операторов от количества респондентов, выставивших соответствующее ранговое место; 4) разработать комплекс компьютерных диагностических методик в соответствие с выявленными профессионально значимыми качествами операторов.

В качестве респондентов в исследовании участвовали 48 операторов, имеющих стаж работы более трех лет. Исследование было предпринято для выявления из всего спектра имеющихся психофизиологических качеств именно тех, которые будут являться профессионально важными для операторов машиностроительных и транспортно-энергетических опасных производств. Программа исследований включала методику экспертных оценок, последовательный просмотр каждым респондентом списка предъявленных пятидесяти четырех психофизиологических качеств, специально подобранных нами. Работа с первичной информацией, предварительная статистическая обработка данных осуществлялась в табличном процессоре Microsoft Excel 2010, функционирующем под управлением операционной системы Microsoft Windows 2007, при помощи пакета статистического анализа данных Statistica и SPSS.



Результаты исследований

Испытуемым на первом этапе предлагалось оценить пятьдесят четыре психофизиологических качества по дихотомической шкале: важно рассматриваемое качество в деятельности оператора, либо неважно. Результаты экспертной оценки представлены на рис.1. На этом рисунке: 1 - пространственная ориентация; 2 - словарный запас; 3 - способности к абстрагированию; 4 - способности выносить суждение и умозаключение; 5 - способности к обобщению; 6 - быстрота реакции; 7 - настойчивость; 8 - самообладание; 9 - целеустремленность; 10 - уверенность в себе; 11 - надежность; 12 - исполнительность; 13 - принципиальность; 14 - справедливость; 15 - устойчивость работы; 16 - обучаемость; 17 - умение отстаивать собственные интересы; 18 - экстернальность-интернальность; 19 - эмоциональная комфортность; 20 - геометрические способности; 21 - математические способности; 22 - комбинаторное мышление; 23 - пространственное воображение; 24 - способность к запоминанию и воспроизведению наглядно-образной информации; 25 - уровень общего интеллекта; 26 - способность к быстрому устному счету; 27 - распределение внимания; 28 - эмоциональность; 29 - социальная эмоциональность; 30 - оперативно-динамическая память; 31 - способность к формированию динамического образа ситуации; 32 - уровень развития волевой регуляции; 33 - точность; 34 - общительность ; 35 - способность к выделению главного (опорных точек) в ситуации; 36 - психологическая стрессоустойчивость; 37 - интеллектуальная лабильность; 38 - способность к эмпатии; 39 - устойчивость в отношении психологического давления; 40 - практичность; 41 - самостоятельность; 42 - внушаемость; 43 - эрго-напряженность; 44 - дипломатичность; 45 - способность фокусировать внимание (концентрация); 46 - умение устанавливать и поддерживать контакт с различными категориями людей; 47 - уровень утомляемости умственной; 48 - способность к взятию ответственности за собственные решения; 49 - эргичность; 50 - социальная активность; 51 - пластичность; 52 - социальная пластичность; 53 - социальный темп; 54 - способностьк принятию ситуативных решений.



Рис 1. Зависимость значимых качеств в работе операторов от числа респондентов, подтвердивших важность предъявленных качеств

Представленная на рисунке 1 картина оценки пятидесяти четырех предъявленных качеств доказывает неоднозначность роли качеств в эффективном и бесперебойном труде операторов. Возможно, существуют профессии, для которых роль большинства этих качеств была бы изрядно выше (например, профессия пилота, водителя такси и т.д.), но трудовая деятельность оператора современных сложнейших машиностроительных и транспортно-энергетических комплексов весьма специфична. Ведь оператор относится к профессиям, связанным с повышенной ответственностью и вероятностью возникновения напряженных, чрезвычайных и даже экстремальных ситуаций.

Для выяснения основных тенденций был построен полигон распределения частот на основе мнений респондентов, оценивших важность предъявленных качеств (рис. 2.). Такое распределение полученных данных по их значениям является более наглядным, чем на рис.1. Количественными значениями частот послужила численность респондентов, отметивших предъявленные качества как важные в работе операторов. Из представленного полигона распределения частот наглядно видно, что из пятидесяти четырех анализируемых качеств четырнадцать, находящихся в районе центрального пика (с качества 19 по качество 32) отличаются большими частотами – от тринадцати до тридцати шести. В то время как оставшиеся сорок рассмотренных качеств лежат в диапазоне от 0 до 8.

Из сорока восьми опрошенных респондентов от 27% до 75% указали на данные основные четырнадцать качеств. Поэтому на втором этапе испытуемым предлагалось проранжировать уже определенные качества в порядке убывания их значимости в деятельности операторов. Результаты ранжирования представлены на рис.3., где 1 - быстрота реакции (время реакции); 2 - надежность; 3 - точность; 4 - устойчивость работы (к внешним воздействиям); 5 - способность фокусировать внимание (концентрация); 6 - способность к принятию ситуативных решений; 7 –

Рис. 2. Полигон распределения частот значимости качеств в работе операторов

способность к взятию ответственности за собственные решения; 8 - способность к формированию динамического образа ситуации; 9 - распределения внимания; 10 - уровень утомляемости умственной; 11 - психологическая стрессоустойчивость; 12 - оперативно-динамическая память; 13 - способность к выделению главного (опорных точек) в ситуации; 14 - интеллектуальная лабильность.

Соблюдение описанных процедур может являться достаточным основанием для обоснования практической значимости выявленных четырнадцати профессионально значимых психофизиологических качеств как первостепенно важных в целях эффективной работы операторов. Промышленное оборудование машиностроительных и транспортно-энергетических производств как отраслей, причисляемых к опасным, развивается в направлении надежности и технологичности. Вместе с тем усложняются работы по эксплуатации оборудования. Введение систем



Рис.3. Зависимость ранговых мест распределения профессионально значимых качеств от количества респондентов (в процентах), выставивших соответствующее ранговое место

автоматизированного управления, увеличивающиеся объемы производства пропорционально повышают требования к качеству подготовки специалистов опасных профессий, в частности операторов. Согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, а также данным профессиограммы оператора, претенденты на работу по данной опасной профессии должны иметь: хорошие зрение и слух, эмоционально-волевую устойчивость, наглядно-действенное мышление, устойчивое внимание, наблюдательность, решительность, самокритичность, высокую дисциплинированность и работоспособность.

Но с течением времени требования к специалистам опасных профессий должны быть пересмотрены, как с учетом прошлого опыта, так и с учетом современных достижений науки и техники.

Таблица 1. Соответствие комплекса разработанных компьютерных методик выявленным профессионально значимым качествам операторов

п\п


Перечень качеств

Методики исследования

1

Быстрота реакции

Оценка времени реагирования на световой сигнал

Оценка точности реагирования в совмещенной деятельности

2

Надежность

Оценка степени надежности

3

Точность соблюдения параметров

Оценка правильности выполнения и времени сенсомоторных реакций выбора

Оценка реакции на движущийся объект

Оценка воздействия на движущуюся стрелку при достижении ей неподвижной метки

4

Устойчивость работы (к внешним воздействиям)

Оценка степени концентрации внимания

Оценка простой сенсомоторной реакции на визуальные сигналы

Оценка работоспособности при зрительно-моторной реакции

5

Способность фокусировать внимание

Оценка избирательности внимания

Оценка концентрации и устойчивости внимания

6

Распределение внимания

Оценка произвольности внимания

Оценка переключаемости внимания

7

Оперативно-динамическая память

Оценка процессов воспроизведения и узнавания

Оценка оперативной памяти

Оценка возможностей оперативно-динамической памяти

Оценка возможностей зрительной кратковременной памяти

8

Способность к формированию динамического образа ситуации

Оценка степени устойчивости представлений

Оценка возможности контроля за динамическими процессами в ходе выполнения дополнительных задач

9

Способность к выделению главного в ситуации

Оценка способности исключения избыточной информации

Оценка процесса идентификации зрительных стимулов

10

Психологическая стрессоустойчивость

 Оценка степени психологической стрессоустойчивости

11

Способность к принятию ситуативных решений

Оценка прогностических способностей

Оценка степени индивидуальности восприятия

12

Уровень утомляемости умственной

Оценка способности к решению простых математических задач

13

Способность к взятию ответственности за собственные решения

 Оценка стратегий принимаемых решений

14

Интеллектуальная лабильность

Оценка способности переключения внимания на решения поступающих задач

Поэтому, согласно разработанному дифференциально-деятельностному подходу, на основе результатов проведенного исследования, мы разработали соответственно для каждого выявленного профессионально значимого психофизиологического качества адекватные компьютерные методики оценки наличия и степени развития этих качеств у кандидатов в операторы (табл.1).

Таким образом, для каждой опасной профессии целесообразно провести аналогичные исследования, результаты которых позволят значительно снизить риск появления на опасных производствах неадекватных людей, имеющих противопоказания для работы в сложных напряженных условиях деятельности. Таких ошибок легче всего избежать еще на этапе профессионального отбора кандидатов для обучения по данным профессиям.



Выводы

В результате проведения эмпирического исследования получен перечень статистически значимых для профессии оператора четырнадцати профессионально важных психофизиологических качеств. На основе полученного перечня разработан специальный комплекс компьютерных диагностических методик, позволяющих определить наличие и степень развития у претендентов на обучение профессии оператора четырнадцати профессионально важных психофизиологических качеств. Подбор методик для профессионального психологического отбора операторов целесообразно проводить на основе изучения конкретных выявленных экспериментально профессионально важных качеств профессионалов, имеющих большой опыт работы.

Методы определения профессиональной пригодности специалистов, занятых на опасных работах, требующих повышенного внимания, быстрой реакции и высокой ответственности (профессиональный психологический отбор операторов) эффективны для использования тогда, когда они интерпретируются в комплексе и носят характер проективной деятельности. Проведение исследований по выявлению из всего спектра известных психофизиологических качеств именно тех, которые будут являться профессионально важными для операторов машиностроительных и транспортно-энергетических производств, актуальны в настоящее время для любой профессии, относящейся к типу опасных.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Leveson, N. New Accident Model for Engineering Safer Systems / N. Leveson // Safety Science. – 2004. – V. 42, №4. – pp. 237–270.

  2. Inaccurate cost data and weaknesses in fleet management planning hamper cost effective operations. – United States General Accounting Office. Report to Congressional Requesters. – GAO-04-645. – 2004. – 109 p.

  3. Reason, J.T. Managing the risks of organizational accidents / J.T. Reason // Aldershot, Hants, England; Brookfield, Vt., USA: Ashgate, 1997. – 252 p.

  4. Salminen, S. Human errors in fatal and serious occupational accidents in Finland / S. Salminen, T. Tallberg // Ergonomics. – 1996. – V. 39. – № 7. – pp. 980–988.

  5. O Hare, D. Cognitive failure analysis for aircraft accident investigation / D. O Hare, M. Wiggins, R. Batt, D. Morrison // Ergonomics. – 1994. – №37. – pp. 1855–1869.

  6. Hollnagel, E. Human reliability analysis: context and control / E. Hollnagel // London; San Diego, CA: Academic Press, 1993. – 326 p.

  7. Машин, В.А. Классификация функциональных состояний и диагностика психоэмоциональной устойчивости на основе факторной структуры показателей вариабельности сердечного ритма / В.А. Машин, М.Н. Машина // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. – 2004. – Т. 90. – №12. – С. 1508–1521.

  8. Машин, В.А. Процедура профессионального отбора на оперативные должности. (На материале отбора персонала для АЭС) / В.А. Машин, М.Н. Машина // Вопр. психологии. – 2005. – №3. – С. 52–56.

  9. Ел-Грейд, М. Информационная модель деятельности операторов газотранспортных предприятий для снижения риска совершения ошибок в их работе / М. Ел-Грейд, К.Д. Яшин, В.В. Егоров // Доклады БГУИР. – 2010. – №2(54). – С.121–126.

  10. Егоров, В.В. К проблеме снижения риска совершения ошибок в работе операторов систем автоматизированного управления газораспределительных станций / В.В. Егоров, М. Ел-Грейд // Вестник Белорус. нац. техн. ун-та. – 2011. – №2. – С. 38–45.

  11. Ел-Грейд, М. Обмен опытом в области охраны труда важнейший фактор развития международных связей / М. Ел-Грейд. // Обучение, осведомленность и компетентность работников по вопросам охраны труда основа повышения культуры производства и профилактики производственного травматизма: сб. докл. / М-во труда и соц. защиты; под ред. В.В. Короля. – Гомель, 2009. – С. 96–97.

  12. Ел-Грейд, М. Разработка информационных ресурсов для отбора персонала топливозаправочных станций / М. Ел-Грейд, К.Д. Яшин, В.В. Егоров // Управление информационными ресурсами: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 25 ноябр. 2009 г. / Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь; редкол.: В.А. Богуш [и др.]. – Минск, 2009. – С. 14–16.

  13. Егоров, В.В. Исследование уровней профессиональных возможностей операторов газораспределительных станций и эффективности их трудовой деятельности / В.В. Егоров, М. Ел-Грейд // Энергоэффективные технологии. Образование. Наука. Практика: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 20-21 мая 2010 г. В 3-х т., Т.1/ Белорус. нац. техн. ун-т; под. ред. В.Л. Соломахо – Минск, 2010. – С. 51–55.

  14. Yashin, K. Training organization of gas transport companies highly qualified technicians / K. Yashin, V. Egorov, M. El-Greyd, T.Zhurauliova // Высшее техническое образование: проблемы и пути развития: материалы V Междунар. науч.-метод. конф., Минск, 24–25 нояб. 2010 г. / Белорус. гос. ун-т информатики и радиоэлектроники; редкол.: Е.Н. Живицкая [и др.]. – Минск, 2010. – С. 198–199. (Организация подготовки высококвалифицированных технических специалистов газотранспортных предприятий)

  15. Яшин, К.Д. Информационные ресурсы для определения степени развития профессионально-значимых качеств операторов // К.Д. Яшин, В.В. Егоров, М. Ел-Грейд // Управление информационными ресурсами: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 10 февр. 2011 г. / Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь; редкол.: А.В.Ивановский [и др.]. – Минск, 2011. – С. 64–66.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница