Исследование организационных аспектов деятельности ученического самоуправления



Скачать 479.78 Kb.
страница1/3
Дата02.06.2016
Размер479.78 Kb.
ТипИсследование
  1   2   3
Департамент образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
c:\users\tanya\pictures\mgpu_logo.png
Научно-образовательный центр социально-педагогических стратегий развития образовательного пространства
http://www.mgpu.ru/materials/рќрћр¦_logo.jpg
Отдел моделирования государственно-общественного управления образованием

Система мониторинга деятельности ученического самоуправления в общеобразовательных организациях

Москва 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

  1. Исследование организационных аспектов деятельности ученического самоуправления………………………………………………….8

    1. Исследование организационных условий деятельности органов ученического самоуправления……………………………………………………..10

    2. Выявление действующих механизмов организации и функционирования системы ученического самоуправления…………………………………………..11

    3. Исследование представлений учащихся школы о деятельности ученического самоуправления……………………………………………………..12

  1. Исследование социально-психологических аспектов функционирования системы ученического самоуправления……………..15

2.1.Тест «Способность личности к самоорганизации»………………………17

2.2.Методика определения уровня развития самоуправления в коллективе…………………………………………………………………………21

2.3.Методики «Мотивы участия школьников в коллективной деятельности»……………………………………………………………………28

2.4.Определение ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ)

коллектива…………………………………………………………………………35

2.5.Исследование психологического климата в коллективе учащихся………..37

Литература…………………………………………………………………………43

Введение

Проблема организации самоуправления школьников в Российской педагогической науке и практике существует со времен советской действительности. Поэтому естественно, что сегодня система самоуправления несет печать этой действительности. С одной стороны именно в те годы родились многие педагогические инициативы, ставшие образцом педагогического мастерства. Однако такой положительный опыт организации самоуправления детей и подростков школьного возраста присутствовал только в условиях внешкольной деятельности. Например, блестящим примером самоорганизации детского коллектива на основе деятельности по самообслуживанию и производству товаров и услуг были коммуны А.С.Макаренко. Организация самоуправления в лагере «Орленок» под руководством О.С. Газмана [1]. Коммунарская методика Иванова и т.д. – все это было не в школе.

С другой стороны, на протяжении многих лет проблемы самоуправления школьников носили определенный политический оттенок. Именно в те годы родилась массовая политическая форма самодеятельности и самоорганизации детей - пионерское движение. Чтобы поставить самодеятельную пионерскую организацию под строгий партийный контроль ее загнали в школьные стены, где она со временем стала формальной организацией, в которой подавлялись индивидуальные инициативы школьников, а также любые проявления самодеятельности учащихся, направленные на защиту своих интересов.

Ученическое самоуправление в советской школе работало в таких формах, как «учкомы», «штабы» и другие органы, которые должны были помогать администрации школы решать проблемы учеников, а точнее, проблемы с учениками. Такое «самоуправление» полностью подчинялось администрации, работало под её руководством. По сути дела, такая организация в школе уже не являлась самоуправляющейся.

Сейчас во многих школах делаются попытки «возродить» формы самоуправления, успешно работавшие в советское время. Для практики авторитарного, недемократического управления, которая пока весьма распространена во многих школах, характерно подавление начал самоуправления в школе или превращение его в чисто декоративную и полностью послушную воле администрации форму. Прошлые традиции мешают правильно понять суть современного самоуправления. Однако нужно понимать принципиальную разницу между советским и современным подходом к самоуправлению.

В последние годы во многих общеобразовательных учреждениях России успешно применяются различные формы самоуправления, действуют разнообразные модели ученического самоуправления. Однако представления об ученическом самоуправлении формируются по-разному. В современной теоретической и методической литературе нет единого мнения в определении термина «школьное самоуправление». Поэтому теоретики и практики часто по-разному воспринимают одни и те же педагогические факты, явления или одним и тем же термином называют разные понятия. Речь идет о таких понятиях как «самоуправление», «ученическое школьное самоуправление», «соуправление» и др. Разное толкование данных понятий - одна из причин того, что работники школ, методических учреждений и органов управления образованием затрудняются определить сущность самоуправления, его назначение и функции в жизни школы.

В Российской педагогической энциклопедии самоуправление рассматривается как участие детей в управлении и руководстве делами своего коллектива [8]. В связи с этим, многие педагоги выделяют в самоуправлении функции самоконтроля и самообслуживания в ученическом коллективе. Поэтому так распространены такие организационные формы как дежурство учеников по школе и столовой, проверка учащимися наличия сменной обуви и дневников у школьников. Однако, в таком случае, ученическое самоуправление выполняет функции администрации и отстаивает интересы педагогического коллектива, нежели коллектива учащихся. Большая часть педагогов считает основным направлением в развитии ученического самоуправления - организация внеклассной работы, когда учащихся привлекают к проведению школьных мероприятий. В таких случаях важно понимать, что такая форма будет только тогда иметь отношение к самоуправлению, когда внешкольные мероприятия инициированы учащимися, а не навязаны им педагогами. Лишь немногие педагоги в организации основ самоуправления усматривают возможность учащихся реализовать свое право на активное участие в управлении школой, несмотря на то, что в законе РФ «Об образовании» такое право четко прописано.

Словарь – справочник «Управление школой» характеризует школьное самоуправление как: «Демократический принцип, а также форма, способ организации внутренней жизнедеятельности, предусматривающий наличие и участие в общей системе организационного управления особых звеньев, выражающих, представляющих и защищающих специфические интересы и потребности отдельных групп и членов школьного сообщества (коллектива)» [10]. Д.В. Рогаткин также определяет школьное самоуправление как способ реализации права учеников, родителей и педагогов на участие в управлении образовательным учреждением. По мнению автора, ученическое самоуправление призвано взаимодействовать с действующей системой управления школой, дополнять ее, а иногда и добиваться корректировки проводимого ею курса, решая при этом свои специфические задачи [6]. При этом существование и работа органов самоуправления является частью системы сдержек и противовесов против высокой концентрации властных полномочий и администрирования, не учитывающих интересов учащихся.

Несмотря на различия в понимании сущности ученического самоуправления, мнения педагогов и ученых схожи в одном, что ученическое самоуправление может стать эффективным средством воспитания и социализации учащихся. Однако необходимо понимать, что это станет возможным только в случае, если самоуправление учащихся будет выражаться в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений. Таким образом, участие обучающихся в ученическом самоуправлении будет способствовать формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволит повысить социальную компетенцию; развить социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях.

Кроме того, нельзя забывать и то, что сегодня школьное самоуправление - это способ осуществления права на участие в управлении образовательным учреждением и влияния учащихся и их родителей, как самой заинтересованной в образовании категории граждан, на повышение качества образования и эффективность функционирования образовательного учреждения. Самоуправление не может подчиняться школьной администрации, наоборот, оно, в определенной степени, должно влиять на её работу.

Сегодня в каждой школе есть масса вопросов, которые имеют разные варианты решения, и от выбора которых зависит жизнь учеников. Нужно стремиться решать большинство этих вопросов с учетом мнения ученического самоуправления. Самый простой способ организации в школе системы ученического самоуправления - это, не дожидаясь самоактивизации учащихся, определить круг вопросов, который школьная администрация не будет решать без совета с представителями школьников. Если перед тем, как принимать решения, касающиеся учеников, будет учитываться мнение ребят, то ученики увидят, что самоуправление - это не формальность, это способ повлиять на политику школы. Это будет способствовать повышению активности и заинтересованности учащихся, так как появится возможность для проявления их инициативы и выражения собственного мнения. Кроме того, учащимся будет небезразлично, кто представляет их интересы в органах ученического самоуправления, что предотвратит формализацию их деятельности.

Таким образом, ученическое самоуправление в настоящее время должно стать:



  1. системой самоорганизации, самоуправления школьников, в основе которой должна лежать определенная степень свободы и самостоятельности, не только в сферах внеклассной и внеурочной образовательной деятельности, но и в учебной деятельности.

  2. Системой участия учеников в управлении образовательным учреждением в целях повышения эффективности его функционирования и качества образования.

  3. Системой воспитания и социализации личности школьника.

Данные материалы исследования ученического самоуправления в образовательных учреждениях, представленные ниже, позволят определить проблемы и возможности существования самоуправления в рамках современной школы, в основе которого должно быть заложено не принуждение, а проявление инициативы, не подчинение одних другим, а равенство и сотрудничество. Исходя из перечисленных задач, поставленных перед современной системой ученического самоуправления и ее основных функций, можно выделить основные показатели, которые позволят выявить степень эффективности системы ученического самоуправления в том или ином образовательном учреждении. К таким показателям относятся определенные организационные аспекты, а именно, механизмы, формы и технологии работы органов ученического самоуправления и их взаимодействия с педагогическим или родительским коллективом в процессе соуправления школой. А также социально-психологические показатели деятельности ученического самоуправления, если рассматривать данную систему как эффективное средство гармонизации взаимоотношений в образовательном пространстве школы, а также воспитания и социализации личности школьника. …….

  1. Исследование организационных аспектов деятельности ученического самоуправления

К организационным аспектам построения эффективной системы самоуправления относятся, прежде всего, созданные условия, механизмы и формы взаимодействия в общей системе соуправления образовательным учреждением.

Необходимыми условиями, созданными в образовательном учреждении, без которых невозможна организация эффективной системы самоуправления, являются:

  • преодоление авторитарности в школьном коллективе;

  • создание специальных условий для усвоения учащимися управленческого опыта совместно с педагогами и руководителем;

  • предоставление возможности для самостоятельной деятельности учащихся по принятию решений и их реализации;

  • создание в образовательном учреждении механизмов взаимодействия всех участников образовательного процесса, способствующих совместной выработке и принятию решений в интересах оптимального развития образовательного учреждения с указанием меры ответственности всех участников, принимающих решение;

  • открытость администрации в управлении, стимуляция, поддерживающая инициативу педагогов, учащихся и их родителей;

  • систематическое выявление и поддержка инициативных групп и лидеров по отдельным направлениям работы;

  • делегирование организацию отдельных направлений работы сотрудникам и учащимся.

К организационным механизмам деятельности ученического самоуправления относятся:

  • выявление и обмен мнениями членов школьного сообщества по важнейшим направлениям функционирования школы;

  • способы и формы объективной оценки учащимися различных проектов и идей в образовательном процессе;

  • способы и формы достижения согласия членов школьного сообщества по обсуждаемым вопросам;

  • способы координации деятельности, организации взаимодействия всех школьных коллективов и объединений взрослых и детей;

  • способы и формы гуманизации и гармонизации взаимоотношений педагогов, учащихся и родителей.

Исходя из вышеизложенного, под организационными аспектами ученического самоуправления понимаются специально создаваемые внешние условия. А также механизмы и формы взаимодействия субъектов соуправления и самоуправления (учащиеся, учащиеся-лидеры, педагоги-наставники, родители, администрация), определяемые характером и содержанием организаторской задачи, высокой степенью самостоятельности и творческого отношения учащихся к способам ее решения.

Цель исследования организационных аспектов деятельности ученического самоуправления: определение основных механизмов и форм организации работы органов ученического самоуправления; выявление степени реализации основных функций ученического самоуправления в образовательной организации.

Задачи:

  1. Определить степень влияния ученического сообщества на функционирование и развитие образовательного учреждения.

  2. Определить степень реализации прав учащихся на участие в управлении образовательным учреждением.

  3. Определить организационные формы взаимодействия участников образовательного процесса в решении проблем школьной жизни.

  4. Выявить наиболее проблемные области в организации и функционировании системы ученического самоуправления.

Результаты исследования организационных аспектов деятельности ученического самоуправления формируются на основе анализа и обобщения результатов анкетирования и опросов, которые позволят выявить основные проблемы в организации системы ученического самоуправления, а также определить основные действующие механизмы и формы работы органов ученического самоуправления.


    1. Исследование организационных условий деятельности органов ученического самоуправления

Участниками исследования могут быть как представители учащихся, так и педагогов. В этом случае будет полезно сравнить мнение педагогов с мнением учащихся по вопросам данного исследования.

Инструкция. Внимательно ознакомьтесь с каждым утверждением, представленным в левом столбце таблицы. В какой степени (0,1,2,3,4,5) каждое утверждение соответствует действительному положению дел в вашей школе? Отметьте баллами от 0 до 5 степень соответствия данных утверждений с реальными условиями деятельности ученического самоуправления в вашей школе.

Область оценки

Оценка (0,1,2,3,4,5 баллов)

Руководство школы стимулирует активность и инициативу учащихся, направленных на совершенствование работы учреждения




Работа органов ученического самоуправления в нашей школе заранее планируется и осуществляется по плану




Деятельность органов ученического самоуправления в нашей школе направлена на защиту прав и интересов всех учащихся




Органы ученического самоуправления в нашей школе реально влияют на повышение качества работы нашей школы




Учащимся нашей школы предоставляется информация о планируемой и осуществляемой деятельности органов ученического самоуправления




К процессу планирования мероприятий или каких-либо изменений в нашей школе привлечены учащиеся




Создание и поддержка комфортных условий в нашей школе осуществляется педагогами и другими сотрудниками совместно с учащимися и их родителями.




Потребности, мнения, интересы всех учащихся в нашей школе постоянно изучаются и учитываются.




Органы ученического самоуправления систематически предоставляют всем учащимся нашей школы отчет о своей деятельности




Органы ученического самоуправления эффективно взаимодействуют с педагогическим коллективом нашей школы.






    1. Выявление действующих механизмов организации и функционирования системы ученического самоуправления в образовательном учреждении.

Опросный лист для представителей ученического актива школы


  1. Какие органы ученического самоуправления созданы в вашей школе кроме ученического совета?

2. Как часто собирается ученический совет в вашей школе?





  1. Каким образом вы узнаете мнение, предложения учащихся школы о работе Ученического совета и о деятельности вашего образовательного учреждения?



  1. Какие вопросы в вашей школе доверяют учащимся решать самостоятельно?



  1. Какие проблемы в школе являются предметом совместного решения педагогов и учащихся?



  1. Проводятся ли в вашей школе мероприятия с целью взаимодействия учащихся и педагогов по вопросам планирования жизнедеятельности образовательного учреждения?



  1. Как вы думаете, деятельность ученического самоуправления в вашей школе интересна многим учащимся или только активистам?


1.3.Исследование представлений учащихся школы о деятельности органов ученического самоуправления
Учащимся, не являющимся представителями ученического актива школы, раздают опросные листы (1 и 2), в которых необходимо подчеркнуть один из вариантов ответа.
Инструкция: «Перед вами два опросных листа. Вам нужно внимательно прочитать варианты ответов на вопросы и подчеркнуть тот ответ, который в большей степени соответствует вашему мнению».
Опросный лист №1

    1. Что в твоем понимании означает ученическое самоуправление?

- Я не знаю точно, что это такое.
- Это возможность для учащихся выразить и отстоять свою точку зрения по важным вопросам школьной жизни.
- Это формально организованная деятельность для принятия решений, нужных администрации школы.
 
  2. Какие вопросы в первую очередь должны решать органы ученического самоуправления?
- Организация досуга и свободного времени учащихся. 

- Организация и расширение возможностей общения с друзьями, сверстниками.


- Качество получаемого в школе образования.
- Установление контакта с другими детскими, подростковыми и молодежными организациями.

     3. Как ты относишься к ученическому самоуправлению в школе?


 - Я рад(а), что кто-то из моих друзей участвует в этой работе.
 - Мне все равно, есть органы ученического самоуправления или их нет.
 - Для меня важно быть участником творческого союза или совета школы.
 - Не вижу необходимости в самоуправлении.
 - Мне бы очень хотелось войти в состав совета школы, но точно знаю, что мне это не удастся сделать.
 - Затруднюсь ответить.

Опросный лист № 2

  1. Учитывается ли твое мнение или предложения по вопросам планирования образовательной деятельности в школе (расписание, мероприятия и конкурсы, проектная деятельность, кружки, секции и т.д.)?

Да Нет


  1. Направляет ли ученический совет свои запросы, предложения в администрацию школы?

Да Нет


  1. Известны ли тебе идеи или решения администрации по преобразованию школы?

Да Нет


  1. Есть ли в вашей школе помещение для заседаний актива ученического самоуправления?

Да Нет



  1. Есть ли в вашей школе место, где актив ученического самоуправления размещает информацию о своей деятельности?

Да Нет


  1. Существует ли у органов ученического самоуправления план работы и четкий график заседаний?

Да Нет


  1. Считаешь ли ты себя активным участником ученического самоуправления?

Да Нет

  1. Участвуют ли представители органов ученического самоуправления совместно с педагогами и родителями в обсуждениях и принятии решений по вопросам организации образовательного процесса в школе?

Да Нет

  1. Проводит ли ученический актив встречи с директором школы или другими представителями администрации?

Да Нет

  1. Участвуют ли учащиеся вашей школы в дисциплинарных расследованиях?

Да Нет

  1. Участвуют ли учащиеся вашей школы в разрешении конфликтных вопросов между учениками, учителями и родителями?

Да Нет

  1. Участвовал(а) ли ты в выборах представителей ученического совета?

Да Нет



  1. Каталог: files
    files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
    files -> Актуальность исследования
    files -> Рабочая программа дисциплины
    files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
    files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
    files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
    files -> Программы
    files -> Выпускных квалификационных работ


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница