Общие правила проведения тестирования
1 начинать исследование нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнить задание, надо
стараться до начала «исследования вызвать улыбку», создать «хорошее настроение».
2 Общая инструкция для испытуемого. У испытуемого не должно возникнуть впечатления, что его
экзаменуют. Начинать надо примерно так: «Я хотел бы о чем-нибудь поговорить с тобой. Ты, в принципе,
не возражаешь, нет? Ну, хорошо. Давай я о чем-нибудь спрошу тебя. Если знаешь, ответишь, если нет – не
беда. О чем тебя спросить?» таким образом, все должно начинаться как бы с «экспромта». Вход в работу
для ребенка должен быть незаметен, как в игру.
3 При постановке вопроса следует уделять большое внимание точности формулировки и четкости в
произношении.
4 Любой ответ, кроме явно отрицательного, нужно поощрять: «правильно», «молодец», «очень хорошо» и т.д.
5 Неудачные ответы необходимо обязательно «амортизировать», чтобы не вызвать отрицательного
отношения к дальнейшему исследованию. Если испытуемый говорит «не знаю», надо ответить «Ну что ж,
это не имеет значения», «да, это тебе рановато знать» и т.д.
6 Если вместо ответа испытуемый молчит, необходимо любым способом стимулировать его к ответу вообще,
а не к какому-либо конкретному. Не подсказывать, не наводить на определенный ответ! Но не переходить к
следующему заданию, если на предыдущее не было ответа.
7 Если дается два непротиворечивых ответа, но разного качества – оценивать по лучшему из них. В случае
противоречивых высказываний, спросить: «Ну, так как правильно?»
8 Вопрос повторяется полностью в первоначальной формулировке, если в течение 10-15 сек, не было ответа.
Исключение – 6-й субтест («Повторение цифр»). В 3-м субтесте («Арифметическом») можно повторить
задачу по просьбе исследуемого, но время отсчитывать с момента первого прочтения.
9 Дополнительные ответы ставятся только в тех случаях, когда ответ испытуемого невозможно оценить в 0
или 1 балл. При ответе, находящемся между 1 и 2 баллами. Дополнительный вопрос не задается, и ответ
оценивается в 1 балл. Форма постановки дополнительного вопроса должна быть самой общей: «Расскажи
мне еще что-нибудь об этом?», «Скажи мне что-нибудь еще?»
10 При тестировании нередки случаи, когда ребенок выполнил задание неправильно, но не подозревает этого,
а время, положенное на его выполнение не истекло. Экспериментатору в этих случаях необходимо сделать
вид, что он еще не видел результата, так как чем-то занят. Испытуемому же в течение положенного времени
для этого задания необходимо говорить: «Я пока занят, а ты занимайся своим делом, старайся все сделать
аккуратно, хорошо».
11 Стремясь дать возможно большее количество ответов, и в то же время не перегрузить текст
повторениями, нами в записи контрольных ответов введена система альтернативных слов, частей фраз или
полных фраз. Наряду с основными определениями, в тексте в скобках приводятся альтернативные слова,
выражения, замена на которые не изменяют данную оценку. Альтернативные выражения ограничиваются с
обеих сторон скобками и стоят сразу после замещаемого слова. Слова-задания набраны прописными
буквами. Стоящая после них цифра «1:» или «2:» означает оценку в баллах тех ответов, которые следуют за
этой цифрой. Ответы, следующие за цифрой «0:», считаются неудовлетворительными. После знака «?:»
следуют ответы, на которые необходим дополнительный вопрос в общей форме. В ряде случаев приводятся
нестандартные дополнительные вопросы. Они также как и примечание для экспериментатора выделены
разрядкой. Если после дополнительного вопроса качество ответа не изменяется, ответ оценивается в «0»
баллов. Равноценные ответы разных испытуемых разделяются точкой.
Поделитесь с Вашими друзьями: |