Исследование Формирования самосознания в подростковом возрасте Ученицы 9 класса «А» Левиной Анны Савина О. О



Дата24.04.2016
Размер62,5 Kb.
ТипИсследование
ГОУ Гимназия №1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»




Исследование
Формирования самосознания в подростковом возрасте
Ученицы 9 класса «А»

Левиной Анны


Руководитель: Савина О.О.

Москва


2012-2013

Оглавление


  1. Введение

  2. Глава 1. Самосознание и его аспекты

    1. Терминология (определение понятий «самосознание», «самооценка», «личность»)

    2. Структура самосознания (образы «Я», самооценка, уровни значимости элементов)

    3. Динамика самосознания (происхождения, онтогенез, филогенез самосознания)

  3. Глава 2. Самосознание и подростки. Особенности самосознания в подростковом возрасте

  4. Заключение

  5. Список литературы


Введение

Аннотация исследования. Подростковый возраст-возраст интенсификации процессов становления самосознания личности, в это время начинается переход к самостоятельности, ответственности человека за собственные поступки, решения, рефлексия своих переживаний и действий и других людей. Обозначенный переход сопровождается серьезными переменами и переоценкой себя и окружающих.
Актуальность исследования.

  • Эта тема важна для гимназии, поскольку важной целью гимназического образования является воспитание людей, умеющих и готовых делать ответственные выборы в своей жизни, эффективно взаимодействовать с другими людьми, быть социально компетентными.  

  • Все учащиеся гимназии (в частности я) являются подростками и, следовательно, сейчас происходит процесс самосознания.


Цель исследования. Реферат будет представлять обзор литературы на  тему развития самосознания в старшем подростковом возрасте, изучение гендерных особенностей самосознания, в частности самооценки личности.
Задачи исследования:

  1. Определить понятие «самосознание», «самооценка», «личность». Так же изучить его компоненты, уровни, образы, их структуру, измерения, фокусы внимания. Изучить динамику самосознания.

  2. Изучить особенности развития самосознания в подростковом возрасте, проблемы этого процесса, гендерные особенности (если они существуют), самооценку личности.


Разработанность темы довольно высока, есть много научных книг, написанных на эту тему. Книга В.В. Столина «Самосознание личности» полностью описывает теорию самосознания. И.С.Кон в своей книге «В поисках себя» описывает самосознание, его аспекты, уровни, структуру, историю самосознания, развитие самосознания в течение жизни человека. Учебники О.П. Солодиловой и Шаповаленко по возрастной психологии описывают формирование самосознания непосредственно в подростковом возрасте, гендерные особенности самосознания, самооценку человека в подростковом возрасте, влияет ли подростковый возраст на резкие изменения в самосознании.

Объект исследования: самосознание подростков

Предмет исследования: формирование самосознания в подростковом возрасте

Глава 1- Теория самосознания

И.С. Кон определяет самосознание так: самосознание есть интерпретация субъективноого опыта индивида в свете прошлой истории его жизненных переживаний, и особенно наиболее устойчивых ее черт.

Так же, говоря о самосознании, важным термином является «самость», или результат долгосрочной памяти, составляющей список субъективных переживаний человека. «Я»- это рефлексируемая самость, субъект собственного развития. Открытие «Я»-знание о существовании своей самости. Саморазвитие-это сознательное изменение или намеренное сохранение самости. Самосознание так же можно определить как знание своей самости. Соответственно, самооценка, самоуважение, самопринятие определяются как оценка, уважение и принятие своей самости.

Самосознание имеет строгую иерархическую структуру. Компонентами рефлексивного «Я» являются существительные и прилагательные, совокупность которых составляет образ «Я». Структура этих компонентов строится по степени их важности, по степени осознанности, они являются последовательными и логически согласованными.

Образы «Я»:


  1. Устойчивость (стабильность или изменчивость представлений о себе)

  2. Уверенность в себе (наличие возможности достижения своих целей)

  3. Самоуважение (принятие своих целей, осознание своей ценности в обществе)

  4. Кристаллизация (легкость изменений положений о себе)

Фокусы внимания помогают понять, на чем сосредоточено внимание личности (на себе или на обществе, окружающих).

В структуре самосознания можно выделить:

1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как дей­ствующий субъект»);

2) осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»);

3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);

4) эмоциональное, чувственное представление о себе.

Самосознание включает в себя:


  1. Самопознание (теоретическая часть самосознания)

  2. Самоотношение (отношение к себе)

http://www.sevpsiport.com/psistatii/354-samosoznanie-4-urovny-v-strukture-samosoznania-tri-plasta-soznania

Когнитивная (познаваемая) система самости состоит из 4 основных закона, принципа:



  1. Интериоризация, усвоение оценок окружающих людей. Это принцип самости, который основывается на групповой оценке. Если группа оценивает человека высоко, то его самооценка часто повышается, и наоборот. Это довольно устойчивый показатель, то есть довольно влиятельный. Общий уровень притязаний увеличивается, часто выходят за грани тех качеств, которые отметила группа. Механизмы оценивания довольно сложны. Они зависят от статуса человека, принадлежности к определенной референтной группе, от личного отношения к человеку. Самооценка необязательно основывается на мнении группы, человек может основывать свои выводы на предыдущем опыте, мнение более важных референтных групп, на итогах своей работы. Так же самооценка зависит от отношений в коллективе, от коллектива в целом.

  2. Социальное сравнение. Элементы нашего «Я» часто выглядят описательными, но часто они являются относительными, сравнительными. Человек сравнивает свое прошлое «Я» с настоящим, свои притязания с достижениями. У.Ждейм вывел следующую формулу: Самоуважение=Успех/Притязания. Чем выше уровень притязаний, тем труднее стать успешным в чем-либо и удовлетворить их=>самоуважение понижается. Люди чаще обращают внимание на какие-либо качества, которые отделяют их от большинства. Индивидуальность часто воспринимается как отличие от других. Социальное сравнение - двусторонний процесс. Человек как сравнивает себя с другими, так и оценивает других по себе. Человек часто приписывает другим людям свои черты, считая их «нормальынми», «обычными».

  3. Самоатрибуция. Человек берет информацию для понимая самости из трех омновных источников:

      • Из восприятия своих внутренних состояний

      • Наблюдения своего поведения

      • Обстоятельства, в которых человек себя так ведет

Чем путанее внутренние сигналы, тем чаще человек опирается на свое поведение в тех или иных ситуациях для формирования неких выводов о себе. Как и социальное сравнение, самоатрибуция очень избирательна и в отборе причин, и в их интерпретации, и в отборе терминов для их описания. Выведены 4 психологических стратегии в объяснении своих успехов:

      • Склонность приписать свою неудачу неодушевленным и неконтролируемым силам. Склонность приписать свою удачу собственным заслугам

      • Склонность приписать свою неудачу объективным причинам (недостатку времени, информации)

      • Склонность приписать неудачу отсутствию или незначительности мотивации

      • Умаление ценности успеха

Неудача чаще основывается на внешних причинах, тогда как успех приписывается себе и своим способностям.

  1. Смысловая интеграция жизненных переживаний-более емкое понятие, подчеркивает целостность «Я», системность. Она так же подчеркивает его ценностно-смысловой характер, неразрывную связь познаваемых аспектов самости с мотивационными аспектами.

Динамика самосознания

Развитие самосознания идет параллельно эмоциональному и умственному. Главной предпосылкой является взаимодействие с обществом и взрослыми, которые вырабатывают определенное отношения к окружающим. Уже к трем месяцам ребенок интересуется окружающими объектами и отличает себя от других. В последующие полгода ребенок начинает узнавать себя. До года проявляется отделение своих признаков. Проявление ребенка способности к разделению явлений происходит, когда он осознает свою гендерную принадлежность, примерно к полутора годам. В два-три года ребенок точно осознает пол окружающих людей, различает исключительно по внешним признакам (одежде). В этом возрасте дети оценивают окружающих слишком эгоцентрично, исходя из того, что человек сделал хорошего конкретно ему. В процессе взросления оценки сменяются на более обобщенные и основательные. Ребенок чаще исходит из тех же критериев оценивания, что и его родители (авторитеты). При поступлении в школу появляются новые авторитеты-учителя, ситуация становится сложнее, но ориентация на взрослого остается. К шести-семи годам ребенок окончательно осознает половую необратимость, поэтому мальчики и девочки зачастую выбирают разные игры и партнеров в них. Дети этого возраста оценивают людей однозначно. Дети узнают о своих качествах гораздо раньше, чем приобретает возможность анализировать их. Ребенок не усваивает все качества пассивно, как скажут ему взрослые, а в процессе общения со сверстниками, во время игры. Описания детей всегда почти на треть длиннее описания других людей, симпатии и антипатии занимают первое место при описаниях. По результатам исследований, дети часто приписывают хорошие поступки более привлекательным детям и наоборот. В подростковом возрасте доминирующей позицией является деятельность, она чаще встречается в описаниях. Таким образом, от элементарного осознаия «Я» и «не-Я» ребенок переходит к осознанию себя как объекта внимания, деятельности, обладателя тех или иных черт, которые делают его индивидуальным. В процессе взросления образы «Я» изменяются и становятся:



  1. Более многокомпонентными

  2. Более обобщенными

  3. Более индивидуальными, подчеркивая свою уникальность

  4. «Я» становится более устойчивым

  5. Возникает и увеличивается противопоставление между наличным и желаемым «Я»

  6. Меняется важность каждого из компонентов самости

Каталог: files -> referat -> ref-16153
ref-16153 -> Реферат на тему: Исследование формирования самосознания в подростковом возрасте Ученицы 9 класса
referat -> Реферат Преимущества и недостатки различных стилей руководства. Психологические типы руководителей. Эффективный психологический портрет
referat -> Организационное лидерство: понятие и сущность
referat -> Диплом по психологии Стратегии поведения подростков в конфликтах с родителями
referat -> Формирование детской речи. Что такое детская речь и зачем её изучать
referat -> Дипломная работа «Исследование явления высокотемпературной сверхпроводимости»
referat -> «Война миров»
referat -> Реферат Психологические проявления лжи в общение людей ученица 9 класса «Б» Меркулова Анастасия
referat -> Программа дпо «Преподаватель высшей школы»
referat -> Сочинение по литературе соседствует с его творческой работой по истории, изобилующей грубейшими грамматическими ошибками


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница