Исследование этических и психологических составляющих портрета современного специалиста в области связей с общественностью



Скачать 63.46 Kb.
Дата27.04.2016
Размер63.46 Kb.
ТипИсследование
С. Н. Большаков, Н. П. Коваленко

Санкт-Петербургский гос. ун-т

Исследование этических и психологических составляющих портрета современного специалиста в области связей с общественностью

Исследование и оценка профессионально-психологического портрета специалиста в области PR основывается (в нашем случае) на методах экспертной оценки - метод «Дельфи» с элементами проективного оценивания, применяемого в психолого-акмеологической экспертизе. Экспертами являлись специалисты-практики по связям с общественностью, обладающие успешным опытом PR-деятельности в области политики и бизнеса (6 человек) и ученые, имеющие научные (прежде всего психологические) публикации по проблемам паблик рилейшнз и практический опыт консультирования и экспертизы в этой области (6 человек)**.

Эксперты отмечали, что PR как профессиональная деятельность, формируемая на системной основе, наиболее распространена в негосударственных организациях и предприятиях. В органах государственного и муниципального управления ее возможности реализуются существенно меньше и в более узком формате при организации взаимодействия со СМИ. Роль PR в деятельности организаций осознается не до конца, к тому же не все руководители понимают сущность PR и принципы реализации этой профессиональной деятельности. Нет четкого представления относительно того, какими должны быть временные или трудовые затраты у специалистов по связям с общественностью, как правильно оценивать результативность такой деятельности, особенно связанной с генерированием продуктивных РR-идей и решений, оценкой их конструктивности. Анализ результатов экспертного опроса показал, что важнейшими компетентностями специалистов по связям с общественностью являются психологическая, социологическая, экономическая, управленческая (организаторская), коммуникативная компетентность, а также компетентность, связанная с различными направлениями паблик рилейшнз (в РR-проектировании, промоушен, медиации, фасилитации и др.).

Профессиональная деятельность специалистов по связям с общественностью отличается необходимостью выполнения многообразия функций, требующих наличия разных профилей профессиональной подготовки, сущностью которых является решение психологических, коммуникационных, социальных задач.

Весьма важной является роль личностной, социальной, индивидуальной компетентности в деле достижения высокой профессиональной эффективности. Профессионализм специалистов по связям с общественностью соответствует научному статусу психологически сложных объектов. В свете принципа системности развитие профессионализма специалистов по связям с общественностью обусловлено развитием главных подсистем профессионализма личности и деятельности, нормативности деятельности и поведения и продуктивного образа «Я».

Экспертный опрос и анкетирование продемонстрировали необходимость наличия у эффективных специалистов в области PR таких составляющих, как интеллектуальные, личностно-профессиональные и личностно-деловые качества, среди которых наибольшую значимость имеют креативные, аналитические, коммуникативные и организаторские. Анкетирование позволило выделить у эффективных специалистов по связям с общественностью следующие стили деятельности: эмоциональный, рациональный, комбинированный.

Установлено, что специалисты по связям с общественностью имеют нечеткие представления относительно содержания их профессионализма, путей и средств его развития. Сами специалисты отдают предпочтение саморазвитию и самосовершенствованию, освоению креативных технологий, методов активизации поиска идей, передового опыта других РR-специалистов.

Результаты анкетного опроса показали, что специалисты по связям с общественностью выполняют бесчисленное количество трудовых функций, среди которых важнейшими являются:






Наименование трудовой функции

Частота исполнения функции

1.

эффективные коммуникации

24%

2.

организаторские функции

21%

3.

генерирование идей

15,5%

4.

психологические функции

12,5%

5.

установление контактов, оказание влияния и другие, связанные с осуществлением взаимодействий

22%

Важным результатом столь общего анализа стало определение ведущих личностно-профессиональных характеристик, присущих эффективным специалистам по связям с общественностью.






Индикаторы структуры интеллекта специалиста по СО

Важнейшие личностно-профессиональные качества специалистов по СО, обеспечивающие эффективность их деятельности

1.

креативность

21,5%

коммуникабельность

23%

2.

общая и профессиональная эрудиция

17%

креативность

20%

3.

способность анализировать и выделять главное

22%

организованность и ответственность

26%

4.

способность мысленно предвосхищать и моделировать ситуацию

12%

стремление к саморазвитию и самосовершенствованию

59%

С креативностью тесно коррелирует такое качество как инициативность. Для осуществления эффективных коммуникаций важно обаяние, позволяющее быстрее устанавливать контакты, умение располагать к себе.

Специалисты по PR настроены на взаимовыгодные и открытые коммуникации, равноправные партнерские отношения без манипуляций и ориентации на достижение одностороннего преимущества. Это свидетельствует об их приверженности принципам паблик рилейшнз, стремлении использовать в своей профессиональной деятельности этичные методы осуществления влияния.

Результаты анкетирования позволяют отметить, что эффективные специалисты по связям с общественностью выделили профессиональные умения и навыки, среди которых важнейшими являются разнообразные психологические умения (39%), журналистские умения (составлять тексты, пресс-релизы, обращения, писать тематические статьи), организаторские и коммуникативные умения. В ответах респондентов отмечена склонность к командным взаимодействиям, но с правом как специалистов управлять коммуникациями и взаимодействиями. Специалисты по связям с общественностью в профессиональной деятельности используют различные эмоциональные, рациональные и комбинированные стили взаимодействий, однако предпочитают, чтобы по отношению к ним применялись демократический стиль управления (64%) или стиль, основанный на влиянии авторитета (36%). Объясняли они это тем, что командная работа в деятельности паблик рилейшнз содержит важный творческий компонент, к тому же она основана на инициативе, ответственности, уважительном отношении к субъектам профессиональной деятельности. В силу психологической специфики такой деятельности единственно возможным является коллегиальный стиль управления. Остальные стили снизят эффективность паблик рилейшнз.

Среди главных путей развития профессионализма специалистов по связям с общественностью приоритет отдан саморазвитию и самосовершенствованию (62%), освоению опыта эффективных РR-специалистов (19%). Это обусловлено тем, что деятельность паблик рилейшнз является творческо-производственной, в которой креативный компонент играет решающую роль. Развитие креативности, по мнению респондентов, процесс сугубо индивидуальный, как и сама творческая индивидуальность. Отсюда не все методы развития креативности пригодны для конкретного специалиста по связям с общественностью, нужны поиск и апробация индивидуальных методов.

Освоение профессионального опыта других эффективных специалистов по связям с общественностью полезно прежде всего с точки зрения изучения применяемых ими новых методов и технологий. Роль повышения квалификации и профессиональной переподготовки, по мнению респондентов, не столь велика, так как они осуществляются по стандартизированным программам, в которых мало индивидуальной работы. В то же время респонденты отмечали, что любое новое знание, имеющее отношение к их деятельности, является полезным.


** Эмпирическую базу исследования составили данные экспертной оценки (12 экспертов); проводились собеседования с эффективными специалистами и групповые дискуссии, анкетирование (102 респондента на семинарах профессора Н. П. Коваленко, июль 2012, июль 2013); данные психологической диагностики (12 специалистов по связям с общественностью).
Каталог: upload -> files
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал
files -> Столяренко Л. Д. Психология
files -> Примерная тематика курсовых работ
files -> Социальная установка: понятие, структура, формирование Понятие аттитюда
files -> Детство как предмет психологического исследования. Самоценность детства
files -> 1974 Кокорина Наталья Петровна Некоторые вопросы клиники и социально-трудовой реабилитациии больных приступообразно прогредиентно-протекающей шизофрениии
files -> Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса в общем образовании


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница