Использование возможностей интерактивных технологий в управлении общеобразовательным учреждением
Лебедева Н.А., заместитель директора по ИКТ МОУ «Сакмарская СОШ»
Современная школа, как система, становится все сложнее: выросло многообразие внешних связей, происходит усложнение структуры самой школы, растет и динамично меняется многообразие задач, стоящих перед школой. Информационные процессы оказывают влияние на все составляющие образовательной системы: содержание образования и воспитания, деятельность педагогических и вспомогательных кадров, решение финансово-хозяйственных вопросов, а также определяют систему ориентиров и точек роста образовательной системы в целом. Существует два основания для использования в управлении образовательным учреждением информационных технологий:
-
они позволят значительно снизить потери времени, которое затрачивается на решение организационных задач;
-
обеспечат администрации и педагогам постоянный доступ к надежной и всесторонней информации, без чего невозможно принимать обоснованные решения в нужное время и в необходимом направлении.
Использование в образовательном учреждении информационных технологий позволит оптимизировать сложившиеся каналы сбора информации и обеспечить полное удовлетворение информационных потребностей руководителей и педагогов. Качество информационного обеспечения управления образовательным учреждением один из важных факторов, определяющих действенность принимаемых управленческих решений.
Во времена, когда Интернет шагает по стране, перед школой возникает немало вопросов. Например, как показать свою индивидуальность учебного заведения на страницах одноименного Интернет-сайта. Сайт школы, в первую очередь, это «визитная» карточка школы, презентация учебного заведения в глобальной сети. Но помимо этого школьный сайт — это интернет-пространство самих школьников, а также неформальное общение, обсуждение волнующих тем и, конечно, обмен интересной информацией. Достижения и направления деятельности школы могут быть доступны для каждого пользователя сети Интернет. Школьный сайт является информационной средой, содержащей методические материалы и информационные ресурсы.
Сайт школы открывает широкие возможности расширения информационной среды для всех субъектов образовательного процесса, позволяет осуществлять маркетинговую функцию управления школой (эта функция становится всё более важной в современном управлении образовательным учреждением). Что должно быть на сайтах, решает каждое образовательное учреждение самостоятельно, но на каждом школьном сайте есть элементы интерактивности — система регистрации, опрос, форум.
Если говорить о нашем сайте, то это продукт коллективного творчества заинтересованных людей: административной команды, учителей информатики, родителей, учащихся и социальных партнеров. Наш сайт размещен на домене второго уровня. В рейтингах школ Рунета мы занимаем 316 место из 3961. На наш сайт в течение месяца выходили с 735 различных ПК.
Все компоненты сайта регулярно пополняются и обновляются. Сайт содержит справочную информацию, интересующую: родителей, педагогов, детей, выпускников. Сайт школы позволяет решать вопросы «открытости» образовательного процесса для родителей, социума: выложены документы, необходимые для приёма ребёнка в школу, Советы родителям (например: «Как подготовить ребёнка к экзаменам») и т.д. Очень важно, что наш сайт отражает происходящие в школе события: конкурсы, мероприятия, общественную жизнь школы, новости образования, олимпиады. Информация о результатах, поздравления создают ситуацию публичного признания успехов участников олимпиад и конкурсов. Публикация статей в разделе «Стенгазета» позволяет самореализоваться и получить оценку читателей. Сайт значительно расширяет этот круг.
Школьный сайт — это «живое», интересное, доступное для всех средство общения. Заранее нами было задумано специальное виртуальное пространство «Форум», где зарегистрированный пользователь может не только познакомиться с информацией, но и оставить свое мнение по тому или иному вопросу. Учащиеся и учителя на сайте школы активно используют один из видов информационного сервиса сети Интернет-общение на форуме по различным темам (например, ЕГЭ, подготовка к экзаменам, участие в конкурсах и т.д.). С самого начала работы сайта был установлен счетчик посещений, наиболее используемыми разделами оказались «Новости», «Расписание», «Методичка», «Все о ЕГЭ», «Всеобуч» и «Документы».
Сайт нашей школы доступен для различных групп пользователей. Родители получают информацию о качестве работы образовательного учреждения, ведут дистанционную беседу на форуме с администрацией и учителями, внося свои предложения по решению какого-либо вопроса.
На сайте нашей школы можно найти:
-
Официальную информацию по организации учебного процесса: расписание уроков, звонков, таблицы с анализом успеваемости, Устав, Положения, программы, новости, объявления.
-
Новости школьной жизни.
-
Нормативные документы.
-
Историю школы в воспоминаниях и летописях.
-
Фото школы и фотоальбом школьного музея.
-
Информацию о школьных и муниципальных мероприятиях.
-
Страницу подготовки к ЕГЭ и ГИА.
-
Результаты олимпиад и конкурсов.
-
Информацию для родителей и педагогов.
В перспективе мы планируем использовать школьный сайт для качественного и эффективного решения задач управления школой, например, для организации дистанционных педагогических совещаний, родительских собраний, проведения конкурсов.
Учитывая бурное развитие процессов компьютеризации образовательного пространства, можно сказать, что чем раньше информационный сайт войдет в школьную жизнь, тем более востребован он будет в дальнейшем.
Школьный сайт имеет разделы и функции, позволяющие улучшить систему администрирования учебно-воспитательного процесса. Администрация школы с помощью раздела «Новости» может оперативно информировать учеников, учителей, родителей о текущих мероприятиях, обсуждать насущные проблемы, осуществлять диагностические процедуры. Школьный сайт полезен для взаимодействия с отделом образования, другими школами региона, образовательными фондами и организациями, связанными с деятельностью школы. На сайте имеются ссылки на сайт Министерства образования Оренбургской области, на федеральные и региональные образовательные порталы, что позволяет педагогическому коллективу более продуктивно использовать время для поиска нужной информации. Также на нашем сайте есть страница «Дистанционное обучение», на этой странице размещены ссылки, позволяющие учащимся, родителям, учителям и любому человеку, посетившему наш сайт, получить дополнительное образование в дистанционной форме. Например, пройдя по ссылке «Дистанционные курсы для школьников» можно пройти обучение платное или бесплатное по курсам информационных технологий при «Интернет-университете информационных технологий».
На нашем сайте есть ссылки на блог кустового методического объединения зам. директоров по УВР и блог РМО учителей информатики. Блог — это электронный дневник и основным отличием блога от простого сайта является живое общение. То есть, вы пишете в блоге о чём-то, а приходящие на него люди могут комментировать эти записи, делиться своим мнением с автором блога и другими читателями. А если тема интересна, то они подпишутся на обновления этих комментариев, а значит обязательно придут на Ваш блог ещё и не один раз.
На блоге учителей информатики материалы размещаются согласно плану, так как в районе информатику ведут в основном совместители и не всегда могут попасть на заседание. Благодаря блогу они могут ознакомиться с материалом и в комментариях высказать свое мнение по каждому конкретному вопросу. Иными словами, ведение блога дает возможность публикации отзывов (комментариев) посетителями, что делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами.
Говоря об интерактивных технологиях в управлении ОУ, мне хотелось остановиться на внедрении в школу системы электронных журналов и электронных дневников. Проект «Электронная учительская» — одно из перспективных решений в области информатизации практической деятельности образовательных учреждений. В нашей школе было установлен программный комплекс, обеспечивающий управление образовательным учреждением («1С: ХроноГраф Школа 2.5»), программный комплекс, обеспечивающий планирование учебного процесса и оперативное управление им (система составления и ведения расписания) «ХроноГраф 3.0 Мастер». Работа по ведению электронного журнала организована следующим образом: на сервере формируются списки учащихся классов и групп, списки преподавателей, расписание учебных занятий, данные тематического (поурочного) планирования, данные о родителях или лицах, их заменяющих, для каждого учащегося с электронными адресами (при их наличии) и т.д. На основе этих данных автоматически создаются журнальные страницы всех учебных единиц (классов и групп) по всем предметам у всех преподавателей. Преподаватели-предметники получают сформированные журнальные страницы на свои КПК в режиме установочного сеанса синхронизации данных с сервером и пользуются ими в дальнейшем вместо обычных журналов и персональных записных книжек.
На КПК разработан простой программный интерфейс, который не только во многом повторяет обычный «бумажный» журнал, но и имеет дополнительные сервисные возможности, помогающие преподавателю выбрать учащихся для опроса, определить количество отсутствующих учащихся во время прохождения той или иной темы, передать электронное письмо родителям и так далее. Но все-таки возникла необходимость ведения электронных дневников учащихся. Наша школа долго выбирала какой системе электронных дневников отдать предпочтение — электронному дневнику «Баллов Нет» или «Дневник.ру», но все же выбрали второй вариант, т. к., Интернет-проект «Дневник.ру» — официально зарегистрированный оператор персональных данных. Доступ в систему осуществляется только по специальному коду, полученному в образовательном учреждении. Ведение электронных дневников и журналов успеваемости предполагает строгое разграничение прав доступа для пользователей. Система разработана таким образом, чтобы информация об ученике могла быть доступна только его родителям.
Во-вторых, «Дневник.ру» полностью бесплатный и для школ, и для пользователей. Отсутствует какая-либо плата, как за подключение, так и за ежедневное использование Дневника.
В-третьих, Дневником можно пользоваться сразу после подключения. Со стороны школы не требуется никаких дополнительных расходов на оборудование, обучение, поддержку и прочее. Для работы с Дневником необходим только компьютер с доступом в Интернет и интернет-браузер. Никаких специальных программ устанавливать не требуется.
Интернет-проект «Дневник.ру» позволяет создать единую информационно-образовательную сеть для основных участников образовательного процесса.
Он представляет собой современный и удобный инструмент взаимодействия учителей, родителей и учащихся.
С помощью сервисов Интернет-проекта «Дневник.ру» пользователь, имеющий к нему доступ, может оперативно получить необходимую ему информацию, связанную с процессом обучения.
Интернет-проект «Дневник.ру» реализует следующие возможности:
-
ведение электронных дневников;
-
ведение электронного журнала;
-
выдача и получение домашних заданий;
-
использование ресурсов библиотеки художественной литературы, медиатеки.
В «Дневник.ру» есть все основные функции социальных сетей, которые адаптированы для использования в школах, и позволяют общаться между собой ученикам, учителям, родителям.
Потенциальные пользователи электронного дневника, электронного журнала успеваемости — это родители, школьники, учителя.
Для родителей электронный дневник в рамках Интернет-проекта «Дневник.ру» дает возможность наладить эффективное взаимодействие с образовательным учреждением, в котором учится их ребенок. Он позволяет оперативно получать самую свежую и достоверную информацию обо всех мероприятиях и событиях школьной жизни, ознакомиться с новостями, а также уточнить расписание занятий или домашнее задание по любому из предметов. При помощи электронного дневника родители смогут смотреть оценки своего ребенка, узнавать о его успехах и достижениях, контролировать посещаемость занятий. Также существует возможность интерактивного общения родителей с администрацией школы.
Для современных школьников система электронного дневника — это удобная форма просмотра расписания школьных предметов на всю неделю и текущих домашних заданий, а также она позволяет им быть в курсе всех событий школьной жизни. Дневник дает ученику возможность просматривать свою статистику и рейтинги по оценкам за определенные периоды времени. Он создает дополнительную мотивацию учащегося к повышению успеваемости и закреплению достигнутых успехов. Электронный дневник призван вызвать интерес у школьников к самому процессу обучения и активному участию в школьных мероприятиях.
Для учителей электронный дневник — это быстрый и удобный способ общения с родителями учеников, оперативный способ донесения информации ученикам и родителям. С данным проектом мы начали работать с начала четвертой четверти и уже получили одобрение родительской общественности. Планируем продолжить данную работу в следующем учебном году.
Таким образом, главным является процесс обучения, а внедрение информационно-коммуникационных технологий в практику управления школой — это лишь мощный инструмент, позволяющий решать новые дидактические задачи.
Хочется закончить свое выступление следующими словами Медведева Дмитрия Анатольевича: «Надо признаться, ещё несколько лет назад, когда мы начинали внедрять интернет в школах, она была ниже низшего, и это была просто психологическая проблема. Сейчас, какую бы школу я ни посещал, учителя с гордостью говорят: мы всем этим уже владеем, мы не боимся компьютеров и почти не боимся детей. Так что результаты налицо. Тем не менее, внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс идёт ещё достаточно медленно, нужна система методической и технической поддержки педагогов на местах. Есть национальная инициатива «Наша новая школа». Она предусматривает переход к самым эффективным образовательным технологиям».
Поделитесь с Вашими друзьями: |