Использование технологий психолого-педагогического сопровождения студентов с целью развития профессионально-значимых качеств личности



Скачать 277.37 Kb.
Дата15.02.2016
Размер277.37 Kb.
ТипРеферат
БОУ ОО СПО «Орловский автодорожный техникум»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
Педагог-психолог

Жилина Наталья Витальевна

Орел 2014

В методической разработке рассматривается актуальная проблема формирования профессиональных черт личности будущих специалистов в области технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта в процессе их обучения в техникуме. В методических рекомендациях приводится профессиональная характеристика техника в соответствии с ФГОС СПО по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», раскрывается система психологического сопровождения процесса формирования профессионального самосознания. Данная модель представляет интерес для психологов и специалистов, интересующихся проблемами профессионального становления личности.



Содержание




Введение…………………………………………………………………..

4

1.

Психолого-педагогическое сопровождение на этапе профессионального образования……………………………………………………

5


2.

Основные принципы психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса……………………………………………………

6


3.

Модель выпускника техникума по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»…………………..

7


4.

Модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся по специальности « Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»……………………………………………………

10





Заключение……………………………………………………………….

15




Список используемых источников……………………………………...

17




Приложения………………………………………………………………

18






Введение


В настоящее время весьма актуальными являются требования к профессиональной подготовке специалистов, которые связаны с необходимостью переосмысления целей образования в направлении от парадигмы усвоения знаний, умений и навыков к созданию психолого-педагогических условий для профессионального становления студентов, которые обеспечивали бы их готовность к саморазвитию, личностной и профессиональной самореализации в изменяющихся условиях.

Нарастающие темпы развития новых технологий, быстрое «устаревание» информации, резкое усложнение, автоматизация и компьютеризация производственных процессов, высокая вероятность возникновения нестандартных ситуаций в производственной и социальной сферах − все это требует от выпускника  помимо профессиональных знаний, умений и навыков еще и специальных способностей, умений и свойств личности, обеспечивающих ему гибкость и динамизм профессионального поведения, креативность в профессиональной деятельности, самостоятельность в поиске и освоении новой информации и нового профессионального опыта, а также способность к принятию адекватных решений в нестандартных ситуациях в условиях дефицита времени и навыки оптимального взаимодействия с другими участниками производственного процесса и совместной профессиональной деятельности в коллективе.




1. Психолого-педагогическое сопровождение на этапе профессионального образования


Эффективность профессиональной подготовки студентов во многом детерминирована отношением к выбранной профессии и вытекает из представлений о ее ценности, личной и социальной значимости. Далеко не все студенты осведомлены о специфике приобретаемой профессии, что является одной из основных причин кризисов профессионального самоопределения. Вместе с тем общеизвестные характеристики студенчества – формирование мировоззрения, системы ценностей, смыслов, самосознания, нравственности, духовности, поиски смысла своей жизни, гармоничное сочетание интеллектуальной и социальной зрелости – позволяют рассматривать студенческий возраст как сензитивный период становления структуры профессионального самоопределения, развития профессиональной идентичности.

Технология психологического сопровождения на стадии профессионального образования, например с помощью психологической службы в техникуме, будет различной для разных этапов обучения.

В программу работы психолога входит:

1) диагностика готовности к учебно-познавательной деятельности, мотивов учения, ценностных ориентаций, социально-психологических установок;

2) помощь в развитии учебных умений и регуляции своей жизнедеятельности;

3) психологическая поддержка обучающихся в преодолении трудностей самостоятельной жизни и выстраивании комфортных взаимоотношений с однокурсниками и педагогами;

4) психотехнические упражнения, деловые игры на развитие и формирование профессионально-значимых качеств специалиста по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта;

5) консультирование студентов, разочаровавшихся в выбранной специальности;

6) коррекция профессионального самоопределения при компромиссном выборе профессии.

Для этого необходимы технологии развивающей диагностики, психологического консультирования, коррекции и поддержки личностного и интеллектуального профилей.



2. Основные принципы психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса


В содержательном плане суть идеи психолого-педагогического обеспечения в свете новых требований и указанных компетенций – этоинтегральный подход как к вопросам обучения, воспитания, развития, так и к процессам социализации и индивидуализации, обеспечивающим полноценное и своевременное социальное развитие.

Основные принципы психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса можно свести к следующему:

- принцип диалогичности,предполагающий эмоциональную и личностную открытость субъектов общения, безоценочность, доверительность и искренность выражения чувств и состояний, что создает единое эмоциональное «событие», особое психологическое пространство, в котором разворачивается творческий процесс развития и саморазвития;

- принцип амплификации,утверждающий направленность взрослых на широкое развертывание и максимальное обогащение содержания деятельности и общения студентов. В самом точном смысле слово амплификация означает лишь одно: содействие в превращении деятельности студента, заданной взрослым через систему культурных образцов, в самодеятельность, направленную на творческое переосмысление (переконструирование) этих образцов, главным результатом которой становится порождение нового образа себя и своих возможностей.

В организационном плане полноценное построение психолого-педагогического обеспечения базируется на следующих принципах:

- системности – существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности;

- целостности – рассмотрение личности субъекта деятельности в целом, во всём разнообразии её познавательных, мотивационных, эмоциональных проявлений;

- целесообразности – любое психолого-педагогическое воздействие на личность (на процесс деятельности) должно быть осознанным и подчинено поставленной цели;

- причинной обусловленности – воздействие должно быть направлено на причину явления, а не на его следствие;

- своевременности – воздействие должно быть проведено вовремя и в наиболее благоприятных для его высокой эффективности условиях;

- непрерывности и преемственности в решении задач сопровождения с учетом определенной ступени образования, особенностей развития и др.

3.Модель выпускника техникума по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»


Профессиональное самосознание рассматривается как осознание будущим специалистом себя как профессионала, где отражается система профессиональных отношений и установок, целостный образ себя как субъекта профессиональной деятельности. Профессиональное самосознание понимается как личностное образование, принадлежащее субъекту. Большинство выпускников школ не имеет четких представлений о себе, своей профессии и своем месте в жизни.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями,соответствующими основным видам профессиональной деятельности:



  1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

  2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств.

3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.

4. Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

5. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ.

6. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.

Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

- ОК 1 -понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- ОК 2 - организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- ОК 3 - принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

- ОК 4 - осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

- ОК 5 - использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- ОК 6 - работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- ОК 7 - брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

- ОК 8 - самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

- ОК 9 - ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Психологические требования, предъявляемые к технику: зрительное восприятие мелких дефектов поверхностей, особенностей движущихся объектов; слуховой анализ состояния работающего оборудования; хорошо развитая быстрая реакция на происходящее; и интеллектуальность, связанная с переработкой и анализом большого объёма информации; логичность мышления; наблюдательность; долговременная и оперативная память.

Для студентов актуальным является представление о себе как о будущем профессионале, занимающем определенную социальную позицию, поэтому в структуре личностного самоопределения на первый план выходят социальное и профессиональное самоопределения. Так, успешность профессиональной адаптации человека также связана с особенностями формирования у него психических образов (моделей) как профессии в целом, так и профессиональной деятельности. Психологическая модель профессии включает следующие составляющие (или субмодели):

1) модель профессиональной среды (как система образов предмета труда, алгоритма деятельности и т. д.);

2) модель профессиональной деятельности (как система образов взаимодействия субъекта труда с профессиональной средой, а также образов целей, результатов, способов их достижения и др.);

3) модель субъекта деятельности (как совокупность образов, отражающих систему свойств и отношений личности).

Усвоению модели профессиональной среды и модели профессиональной деятельности, вхождению в профессию для студентов способствует активная позиция во время учебных занятий, производственных практик. Формированию модели субъекта деятельности во многом способствует грамотное сопровождение психолога.




4. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»


Цель: способствовать формированию и развитию профессионально-значимых качеств обучающихся по специальности190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспортапутем психологического сопровождения.

Задачи:


  1. Развитие профессионально-личностной направленности.

  2. Формирование устойчивой мотивации учебных и профессиональных достижений.

  3. Создание ориентации на самостоятельность в профессионально-личностном становлении.

  4. Формирование навыков самостоятельного контроля и адекватной самооценки.

Объектом психолого-педагогического сопровождения являются студенты, обучающиеся по специальности СПО Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

Предметом деятельности педагога-психолога являются психологические особенности личностно-профессионального развития.


План работы по психологическому сопровождению студентов

п/п


Форма

взаимодействия



Задачи

Психологический

инструментарий



1.

Диагностика личностных особенностей студентов.

Изучение индивидуальных психологических характеристик.

Басс-Дарки (агрессия), тест-опросник Шмишека(акцентуации характера), темперамент и социотип (Хейманс), методика ценностных ориентаций М.Рокича.

2.

Коррекционный тренинг.

Коррекция личностных проблем и нарушения психоэмоционального состояния.


Упражнения тренинга:«Знакомство», «Великий мастер», «Спутанные цепочки», «Дар убеждения», «Моль», «Зеркало», «Луноход», «Его сильная сторона», «Мы похожи».

3.

Диагностика познавательной деятельности.

Изучение особенностей познавательной деятельности.

Тест Амтхауэра, методика развития интеллекта Адлера, нейропсихологические методики ( Е.Д. Хомская), тест пространственного мышления А.Я.Цукаря.

4.

Организация и проведение тренинговых занятий.

Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, сенсорики, перцепции. Оценка переключения и распределения внимания.

Упражнения тренинга: «Вавилонская башня», «Лего», «Абстрактное мышление», «Пазлы», «Коллективный счёт».

«Красно-чёрная таблица» Горбова-Шульте.



5.

Диагностика адаптации студента к новойобразовательной среде.


Изучение проблемы взаимоотношений в группе, с педагогами.

Социометрия Дж.Морено, МетодикаЭ.М.

Александровской «Изучение социально-психологической адаптации», тест К. Роджерса «Адаптация», Карта Скотта, методика исследования межличностных отношений Р.Жиля.



6.

Проведение адаптационных тренингов: «Давайте знакомиться», «Рецепт хорошей группы».

Сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.

Упражнения тренингов: «Смысл моего имени», «Поиск сходства», «Я беру с собой в поход», «Несмеяна», «Построимся», «Кто быстрее?», «Дом», «Руки», «Слепой и поводырь», «Подарок».

7.

Проведение конкурса «Самая лучшая группа».

Раскрытие творческого потенциала, вовлечение во внеурочную деятельность. Знакомство с обучающимися других курсов, оптимизация процесса адаптации.




8.

Презентация «Твоя будущая специальность».

Расширение знаний обучающихся о будущей специальности.




9.

Диагностика первоначальной профессиональной ориентации.

Формирование способностей к самопознанию, саморазвитию и самореализации.

Метод пиктограмм, «Карта интересов» А.Е.Голомштока, ДДО (дифференциально-диагностический опросник) Е.А.Климова. (Прил.1)

10.

Проведение профориентационного тренинга и профориентационного тренинга-игры «Как стать успешным».

Повышение уровня профессиональной зрелости, с использованием собственных ресурсов студентов и имеющейся информации.

Упражнения тренинга: «Диалектика», «Мои сильные и слабые качества», «Мой выбор», «Перекрёстный допрос».

Упражнения тренинга-игры «Цепочка профессий», «Жизненные ценности», «Крокодил», «Сотворённый мир», «Могу,хочу,надо», «Я Самый успешный».



11.

Диагностика профессиональной направленности.

Проверка готовности к выбранной профессии и развитие мотивации к достижению позитивных жизненных целей.

Опросник профессиональной направленности (по структуре личности К.К.ПЛАТОНОВА), Методика сопоставления реальных и идеальных профилей специальности В.Д.Шадри, Тест мотивации достижений Ю.М.Орлова, Тест самоактуализации личностиЭ.Шострома, Тест «Могу ли я быть руководителем?». (Прил.2)

12.

Проведение профориентационного тренинга «Человек-техника».

Способствовать развитию профессионального самоопределения, формировать качества конкурентоспособного специалиста.

Упражнения тренинга: «Числовые ряды», «Абстрактное мышление», «Пространственноевосприятие», «Строим автомобиль», «Встреча через 10 лет». (Прил.3)

13.

Проведение деловой игры «Поиск работы и трудоустройство»

Актуализация знаний по технологии поиска работы и трудоустройства. Разработка персонального потфолио. Усвоение базовых коммуникативных приёмов и техник самопрезентации.



Психологическое сопровождение студентов в процессе развития профессиональных качеств личности осуществляется не только в непосредственной форме взаимодействия с обучающимися, но и в комплексном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.



Педагог-психолог, осуществляя сопровождение, взаимодействует в первую очередь с родителями (законными представителями) студентов. Это взаимодействие организуется в виде индивидуальных консультаций, участия в родительских собраниях с сообщениями «Из школы в техникум», «Роль родителей в формировании профессионально-значимых черт личности», «Вместе к успеху», «Технология карьеры».

В реализации модели психолого-педагогического сопровождения обучающихся по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» задействованы кураторы групп, преподаватели, администрация техникума, методическая служба. В арсенале педагога- психолога выступление на педагогических советах, заседаниях цикловой комиссии профессиональных дисциплин, проведение семинаров-практикумов «Адаптация студентов к новой образовательной среде», «От студента к профессионалу», «Ресурсы профессионального роста».




Заключение


В современных условиях работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом техникума, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в техникуме по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

Реализация модели психолого-педагогического сопровождения студентов, обучающихся по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», позволяет повысить качество профессионального образования, что, в конечном итоге, приводит к успешной адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности, построению собственной профессиональной карьеры, повышению конкурентоспособности и востребованности выпускников на рынке труда. Данная модель является универсальной и может быть рекомендована для внедрения в учреждениях среднего профессионального образования.



Список используемых источников





  1. Андреева Г. М. Психология социального познания. - М. : Аспект Пресс, 2005.

  2. Андрушкевич В. Э., Борейма В.Б. Психология самоопределения и трудо-

устройства: Учебно-методическое пособие.- Томск,2000.

  1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты.-М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. С.27-117.

  2. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.

  3. ДеркачА.А.,Орбан Л.Е. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности.-М.:РАГС,1995.-с.5-6.

6.Ермолаева Е.П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессигенеза // Психологический журнал.- 1998. -Т. 19. -№ 4.- С. 80–87.

7. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Изд-во «Логос», 2002. -342 с.

8. Макартычева Г. И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения.-СПб.:Речь, 2007.

9.Нагорная А.Г. Формирование готовности к планированию профессиональной карьеры у студентов вуза:Автореф.дис.канд.пед.наук.-Санкт-Петербург,2011.-24с.

10.Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях. / Под ред. Л. М.Митиной - М.: Логос, 2010.- 145 с.

11.Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. – М.: “Институт практической психологии”. Воронеж: НПО “Модэк”, 1997, 56 с.




Приложения

Приложение 1



Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)

Для диагностики профессиональной направленности личности используется опросник Е.А.Климова «Дифференциально-диагностический опросник». Он предназначен для подростков. Позволяет определить склонности человека к работе в различных видах профессиональной деятельности.

Все существующие профессии и специальности можно разделить на пять типов.

Самыми распространенными являются профессии, где предметом труда выступает техника. Обозначим этот тип буквой «Т» («человек — техника»). К нему относятся все профессии, связанные с обслуживанием техники, ее ремонтом, установкой и наладкой, управлением, в том числе и управлением подъемных и транспортных средств: слесарь-ремонтник, наладчик технологического оборудования, водитель, техник, механик.

Сюда же входят и профессии по производству и обработке металлов, их механической сборке и монтажу, а также по сборке и монтажу электрооборудования: слесарь-механик, токарь, сталевар, сборщик часов, инженер-физик и др. В тех случаях, когда труд специалиста направлен на монтаж, ремонт сооружений, конструкций – эти профессии тоже относятся к этому типу: архитектор, строитель, сантехник и др.

К этому же типу профессии относятся профессии по обработке и использованию неметаллических изделий, полуфабрикатов, промышленных товаров: огранщик алмазов, ткач, столяр и др.; по переработке сельхозпродукции: пекарь, кондитер и др.; по добыче и обработке горных пород, грунтов: проходчик, шахтер и др.

Следующий тип профессий – «человек — человек» («Ч»). Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание людей. Он связан с управлением, руководством людьми или коллективом. К этому типу профессий относятся, например, экскурсовод, учитель, продавец и др.

Особо выделяется тип профессий «человек — природа» («П»). Конечно, любой предмет на Земле и сам человек, относится к природе. Когда мы связываем деятельность человека с природой, имеется в виду живая природа и, прежде всего, растительные и животные организмы, микроорганизмы. Конечно, это не значит, что специалисты этого типа профессий не связаны с техникой, но для них она выступает средством, а не основным предметом труда. Примером таких профессий являются: микробиолог, рыболов, тракторист, ветврач, доярка, цветовод и др.

Часто объектом труда выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т.п.. Такие профессии относятся к типу «человек — знаковая система» («3»). Это, например, корректор, экономист, стенографистка, машинистка, чертежник, топограф.

Некоторым людям нравятся профессии, которые связаны с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актерской деятельностью. Это профессии типа «человек — художественный образ» («X»): модельер, витражист, фотограф-художник, музыкант, артист, актер, журналист и др.

Если вы готовы, переходите к инструкции.
Инструкция

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)Е.А. Климова состоит из 20 пар вопросов.

«Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Однако если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Вариант (а или б). Ответ в форме знака плюс поставьте в соответствующую клеточку листа ответов»




Первый вариант

Второй вариант

1а. Ухаживать за животными.

2а. Помогать больным

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т. п.)

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

6а. Выращивать животных (молодняк)

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

8а. Сообщать людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т. д.)

9а. Ремонтировать различные изделия (одежду, технику), жилище

10а. Лечить животных

11а. Выводить новые сорта растений

12а. Разбирать споры и ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

13а. Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

15а. Составлять точные описания, отчёты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

18а. Организовывать туристические походы, экскурсии, групповые выходы в театры, музе.

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

20а. Вести борьбу с болезнями растений, вредителями леса, сада



1б. Обслуживать приборы, машины (следить, регулировать)

2б. Составлять таблицы, схемы для вычислительных машин

3б. Следить за состоянием и ростом растений

4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать

5б. Обсуждать художественные книги (пьесы, концерты)

6б. Тренировать товарищей (или младших школьников) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7б. Управлять каким-либо грузовым (подъёмным или транспортным) средством — подъёмным краном, трактором, тепловозом и др.

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке спектаклей, концертов)

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10б. Выполнять вычисления, расчёты

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.)

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13б. Изучать микроорганизмы

14б. Оказывать людям медицинскую помощь

15б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

16б. Принимать и осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19б. Чертить, копировать чертежи, карты

20б. Работать на клавишных машинах (компьютере, телетайпе и др.)




Бланк ответов

человек-природа (Ч-П)

человек-техника (Ч-Т)

человек-человек (Ч-Ч)

человек-знаковая сис-ма (Ч-З)

человек-худож.образ (Ч-Х)

1а

3б

6а

10а

11а

13а

16а

20а



1б

4а

7б

9а

11б

14а

17б

19а



2а

4б

6б

8а

12а

14б

16б

18а



2б

5а

9б

10б

12б

15а

19б

20б



3а

5б

7а

8б

13а

15б

17б

18б



сумма:

сумма:

сумма:

сумма:

сумма:

После заполнения бланка ответов подсчитываются итоговые числовые значения по пяти группам профессий. Колонки, набравшие наибольшее количество баллов будут соответствовать тем группам профессий, которые более подходят для конкретного человека, а набравшие меньшее количество — которые не подходят.

Приложение 2

Тест «Могу ли я быть руководителем?»

1. Составляешь ли ты план дел на каждый день?

А Да, я просто не могу без этого;

Б Составляю, если набежало много разных дел;

В Иногда пытаюсь составлять;

Г Еще чего!

2.Рассчитываешь ли ты время выполнения каждой работы?

А Обязательно;

Б Да, хотя бы приблизительно;

В Иногда, когда работы много, а времени нет;

Г Нет, не вижу в этом необходимости.

3. Прежде чем принять какое-либо серьезное решение, советуешься ли ты с другими?

А Да, с каждым, кто на мой взгляд, может дать хороший совет;

Б Решение принимаю самостоятельно, а потом советуюсь, чтоб не обижались;

В Нет, я все же лучше знаю, что мне нужно;

Г Да, но только со старшими или с теми от кого зависим.

4. Если тебе кажется, что ты что-то делаешь лучше или быстрее других, не возникает ли у тебя желание все сделать в одиночку?

А Нет, понимаю, что как не старайся, а вместе все ж получится быстрее;

Б Возникает, но я об этом промолчу, чтобы не обидеть;

В Нет, так как, возможно, мне это только кажется;

Г Понятно, возникает, но не буду же я за всех пахать.

5. Добиваешься ли ты принятия твоей точки зрения, даже если ее не разделяют?

А Добиваюсь до тех пор, пока ко мне не приведут бесспорные доказательства моей правоты;

Б Да, чтобы не уронить свой авторитет;

В Нет, что толку спорить с бестолковыми людьми;

Г Нет, ведь большинство не может ошибаться.

6. Как ты относишься к критике и замечаниям в свой адрес?

А Спокойно обдумываю все услышанное и, если нахожу критику справедливой, стараюсь не повторять своих ошибок;

Б Сначала раздражаюсь, но, успокоившись, обдумываю, что из услышанного справедливо, а что нет;

В Если замечание делает человек, которого я уважаю, то не злюсь, а в других случаях – просто не обращаю внимания.

Г Начинаю искать «бревно в глазу» у того, кто меня критикует.

Ключ к тесту

больше А -- у тебя очень неплохие шансы стать руководителем. Ты, как правило, умело организуешь свой рабочий день, не принимаешь решений сгоряча, уважаешь чужое мнение, хотя всегда имеешь свое. При выполнении совместной работы ты не тянешь одеяло на себя. У тебя есть такие нужные боссу качества, как умеренная самокритичность, сдержанность и доброжелательность. Единственное, на что стоит обратить внимание -- некоторая склонность к компромиссам. Иногда она вызвана не столько интересами дела, сколько нежеланием портить отношения.

больше Б -- Пожалуй, для руководителя тебе немножко не хватает сосредоточенности и организованности. Из-за этого многое из задуманного ты не доводишь до конца. Вряд ли можно отнести к твоим достоинствам прямолинейность при отстаивании своей точки зрения. Хотя все это в некоторой степени компенсируется искренностью, желанием "не держать камень за пазухой", а также умением признавать свои ошибки, пусть не сразу. Главный совет -- работай над собой и искореняй недостатки, и у тебя все получится!

больше В – В отсутствии желания планировать свою работу тебя не упрекнешь, как, впрочем, и в умении это делать. Даже если ты составляешь план, то нет никакой гарантии, что ты будешь ему следовать. Мнение о своих способностях у тебя, мягко говоря, неплохое, и в то же время почему-то нет уверенности в том, что твое мнение -- самое правильное. Отсюда поступки: то ты упрямо стоишь на своем, то сдаешься при малейшем сопротивлении. Критику в свой адрес чаще всего воспринимаешь как происки врагов, хотя не всегда в этом признаешься. Вывод: для того, чтобы думать о руководящей работе, тебе нужно чуть больше организованности, интереса к чужому мнению и чуть меньше думать о себе.

больше Г -- Твоя главная беда состоит в привычке ориентироваться на мнение сверху. Даже если ты понимаешь, что "верх" (начальник, учитель, дворовой лидер и т.д.) неправ, ты не станешь возражать, а уж тем более отказываться от выполнения указаний. Отсюда и все остальное: раз можно следовать указаниям, то зачем думать самому, что-то там организовывать, спорить, "высовываться". К замечаниям в свой адрес ты относишься не то чтоб равнодушно, они тебя задевают, но менять что-либо ты все равно не станешь. При совместной работе ты, как правило, выполняешь только то, что тебе поручили. Но если у тебя появится интерес к делу, то ты можешь проявить и самостоятельность, и настойчивость, и организаторские способности. Вот и постарайся найти для себя такую "нишу".  






Приложение 3



Профориентационный тренинг «Человек-техника»

Тренинговое занятие основано на использовании специальных игр и упражнений с последующим обсуждением процесса и результатов их выполнения. Занятие с использованием тренинговых элементов предназначено для побуждения подростка к выбору и формированию навыков решения проблем.

Цель профориентационого тренинга является получение и освоение подростком инструментов для самостоятельного и ответственного выбора профессии.

Когда мы говорим о том, может ли человек овладеть той или иной профессией или не может, то пришли к выводу, что человек пригоден к профессии, если обладает профессионально важными качествами.

Какими качествами должен обладать подросток тип, которого «Человек - техника»? Тип профессий «Человек - техника» является самым большим по объему и самым разнообразным. Сюда относятся все профессии, включающие в процесс трудовой деятельности различного рода манипуляции с объектом или сам объект.

Для выполнения такой трудовой деятельности человеку необходимо иметь пространственно – образные представления, уметь оперировать объектом в уме, иметь его пространственно- временную развертку – техническое мышление, концентрацию и переключение внимания, а так же зрительно – моторную координацию, ловкость движений, ручную умелость.

В ходе профориентационного тренинга ребята могут проверить некоторые из этих качеств.

Упражнение№1 «Числовые ряды».

Исследование логического аспекта математического мышления.

«Внимательно прочитай каждый ряд чисел и в свободных клеточках напиши такие два числа, которые продолжат данный числовой ряд».
Упражнеие№2 «Абстрактное мышление». Серия фигур задания расположена в определенной последовательности. Испытуемый должен продолжить, серию, выбрав соответствующую фигуру из 5 предложенных.
Упражнение№3 «Пространственное восприятие». Дана развертка геометрического тела. Испытуемый должен определить, какая фигура получится при складывании этой развертки.
Упражнение № 4 «Строим автомобиль». Время: 10 мин

Процедура проведения: Группа делиться на 2-3 команды по считалочке: умные – милые - красивые. Выбираются листочки с заданиями, согласно которым командам следует построить автомобиль, где каждой деталью, которого оказывается кто-либо из её участников. Примеры: скорая помощь, камаз, пожарная машина.

Анализ: понравилось ли вам это упражнение и с какими трудностями при выполнении столкнулись?

Упражнение № 5 «Встреча через 10 лет». Время: 10 мин

Процедура проведения: Членам группы предлагается представить себе ситуацию, когда «вы встретились через 10 лет. Как это будет происходить? Какое личностное развитие за этот период у вас произошло?». Для обсуждения даётся 5 мин. Затем, проигрывание заданной ситуации.

Анализ: трудно ли вам было представить себя через 10 лет?

Выходная рефлексия: Время: 10 мин.

- с каким настроением уходите с тренингового занятия?

- было ли вам интересно и что понравилось лучше всего?

-чего вы узнали нового о своихтоварищах?



Такие и другие задания часто используются в профориентированных тренингах. Проводя профориентационные тренинги педагог реализует на практики знания, умения, навыки подростка. Создает условия для осознания собственного роста (интеллектуального, нравственного, эстетического, творческого и т.д.), стремление к более сложной и совершенной деятельности – результат.
В свою очередь студент получает – конкретный выбор профессии, в котором реализуются их знания, умения, познавательные возможности.
Каталог: userfiles
userfiles -> Б гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая часть
userfiles -> Приложения (по Мероприятию 19) Приложение 1 Методика диагностических организационно деловых игр
userfiles -> Приложение 2 Поэтапная методика оценки управленческих компетенций в ходе проведения диагностических организационно-деловых игр Этап Составление перечня управленческих качеств
userfiles -> Приложение 3 Аналитический отчет по результатам анализа степени включенности родителей школьников в образовательный процесс на основе экспертного оценивания и с помощью объективных показателей
userfiles -> По Мероприятию 22 Приложение 1
userfiles -> Разработка концепции перехода к двухуровневой подготовке в вузе разработка миссии вуза
userfiles -> Кодекс педагога мбдоу №25


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница