Использование технологии личностно-ориентированного взаимодействия в работе педагога дошкольного образовательного учреждения



Дата14.04.2019
Размер17,6 Kb.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуализации. 

В настоящее время педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют разнообразные инновационные технологии работы. Педагогическая технология – это целостный научно обоснованный проект определенной педагогической системы от ее теоретического замысла до реализации в образовательной практике, отражающий процессуальную сторону обучения и воспитания и охватывающий их цели, содержание, формы, методы, средства, результаты и условия организации.

Для выявления сущности педагогической технологии важно понять, что ее составляет, какова структура педагогической технологии. Из определения следует, что компонентами педагогической технологии выступают:

- концептуальная основа (научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент);

- содержательная часть (цели и содержание обучения и воспитания);

- процессуальная часть (формы, методы, средства, условия организации учебно-воспитательного процесса, результаты).

Применительно к дошкольному образованию целесообразно говорить о педагогических технологиях не как о технологиях обучения, которые конечной своей целью ставят формирование у детей знаний, умений, навыков, а как о технологиях, которые помогают эти знания, умения, навыки сделать средством развития личностных качеств ребенка (активности, инициативности, самостоятельности, креативности и др.).

Развитие – это процесс качественного изменения. В дошкольном образовательном учреждении развитие ребенка происходит в ходе взаимодействия с взрослым, жизненно важную роль, которого в данный период подчеркивали многие ученые (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, М.И.Лисина и др.). Ни на одном другом возрастном этапе взрослый не играет такой роли в развитии ребенка. Поэтому целью деятельности взрослого в условиях ДОУ является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его неповторимой индивидуальности. Условием реализации такой цели является использование разнообразных педагогических технологий, одной из которых является технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Важно признать, что основной формой взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом является их совместная деятельность, которая с позиции личностно-ориентированного взаимодействия не может не быть партнерской. Дошкольный возраст связан с потребностью ребенка в доброжелательном внимании и уважительном отношении со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним. Ведь именно взгляд на ребенка как на партнера, уважение и принятие личности ребенка, сотрудничество с ним, обеспечение чувства защищенности, опора на его интересы, формирование базиса личностной культуры с сохранением индивидуальности ребенка – все это существенные компоненты личностно-ориентированного взаимодействия.

Следовательно, можно предположить, что сущность личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста заключается в умении выстраивать партнерское общение. Задачам совместной деятельности в личностно-ориентированном взаимодействии взрослого с детьми соответствуют такие образовательные ситуации, в которых идет равноправный поиск субъектами решений проблемы (задачи) в ходе совместных наблюдений, рассказов, экскурсий, дискуссий, экспериментирования и др. Эти ситуации можно с полным правом назвать развивающими, т.к. они являются таковыми как для детей, так и для взрослых: и у тех и у других развивается опыт взаимодействия с миром – расширяется круг средств и способов его познания.

Создаваемые педагогом в процессе взаимодействия с детьми ситуации, ориентированные на личностное развитие (ситуация успеха; ситуация, обращенная к личному опыту ребенка; ситуация выбора задания, способа выполнения задания, оборудования, партнера по деятельности и т.д.), должны предоставлять ребенку возможность реализовать себя как личность и ставить ребенка перед необходимостью самостоятельно принимать решения о выборе, проявлять волевое усилие для достижения цели, выражать свою индивидуальность. В процессе личностно-ориентированного взаимодействия ребенку предоставляется право выбора (возможность избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности). Предлагая ребенку совершить осознанный выбор, педагог помогает ему формировать свою неповторимость. Создаваемая ситуация выбора – это спроектированная педагогом деятельность, когда детям предоставляется возможность (для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля поведения) отдать свое предпочтение одному из вариантов задания, тому или иному оборудованию, способу действия, партнеру по деятельности. Ситуация выбора при правильном построении позволяет поставить ребенка в позицию субъекта деятельности, оказывает успешное влияние на развитие его личностных качеств (активности, инициативности, самостоятельности).

Необходимо отметить, что личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми предполагает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему, умение слушать детей внимательно с уважением; вежливо и доброжелательно отвечать на вопросы и просьбы, обсуждать проблемы; в течение дня общаться не только с группой в целом, но и с каждым ребенком индивидуально).

Машарова Т.В. выделяет три важнейших интегрированных свойства личности педагога, которые в основном определяют успешность в личностно-ориентированном взаимодействии.

1. Социально-педагогическая ориентация – осознание педагогом необходимости отстаивания интересов, прав и свобод ребенка на всех уровнях педагогической деятельности.

2. Рефлексивные способности, которые помогут педагогу остановиться, оглянуться, осмыслить то, что он делает: «Не навредить!»

3. Методологическая культура – система знаний и способов деятельности, позволяющих грамотно, осознанно выстраивать свою деятельность в условиях выбора образовательных альтернатив; одним из важных элементов этой культуры является умение педагога мотивировать деятельность своих воспитанников.

Итак, технология личностно-ориентированного взаимодействия в центре внимания педагога ставит уникальную целостную личность ребенка, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей, открытую для восприятия нового опыта, способную на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ребенку необходима педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования. Поддержка основывается на трех принципах, сформулированных Ш.А.Амонашвилли: любить ребенка, очеловечить среду, в которой он живет; прожить в ребенке свое детство.



Список литературы:

1. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. СПб, Детство-Пресс, 2012.

2. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. СПб, Детство-Пресс, 2012.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница