Использование театрализованных игр как средство коррекции и развития речи у дошкольников на логопедических занятиях



Дата22.02.2016
Размер74.5 Kb.
Тарарацкая Светлана Павловна

учитель-логопед

МКДОУ детский сад №153 г.Тверь

Использование театрализованных игр как средство коррекции

и развития речи у дошкольников на логопедических занятиях
Речь человека – это особый психический процесс познания окружающей действительности. Выражение наших мнений и представлений, это одно из средств формирования нашего сознания.

Речь – это сложная нейродинамическая функция, которая объединяет в себе систему совместной работы всех анализаторов с различными участками головного мозга и ЦНС. Нарушение одного из звеньев этой системы ведет к различным стойким дефектам речи. Поэтому не случайно в толковом словаре, Ожигов Сергей Иванович дает такое определение речи: «речь – это способность говорить, выражать словами мысль»[1].

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важных задач в общей системе образования и воспитания.

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задавать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношение с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

Уже к шести годам, а иногда и раньше, дети имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся молчаливыми, замкнутыми, застенчивыми, раздражительными. В некоторых случаях речевая патология может привезти к задержке психического развития.

Нам нужно воспитать полноценную личность, поэтому надо устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом и подготовить его к школе.

К сожалению, приходиться отметить, что количество детей с речевой патологией из года в год увеличивается. Причем речевые нарушения стали более тяжелыми. В основном это системные нарушения, такие как Общее недоразвитие речи, при котором нарушены все компоненты: звукопроизношение, словарь, грамматика, связная речь.

Работая с детьми, которые имеют ОНР - I, II, III уровня мы пришли к выводу, что не смотря на активную коррекцию речевых нарушений, дети с большим трудом используют на практике, полученные на занятиях знания.

В решении этой проблемы мне пригодился опыт работы воспитателя и руководителя театральной студии. Ведь именно театр является одним из эффективных способов коррекционно-развивающего воздействия на ребенка.

Данные возможности театрализованной игры известны давно, хотя и используются далеко не полно. Ведущие специалисты коррекционной педагогике, такие как Граборов А.Н., Шаховская С.В., Смирнова З.Н., Селиверстов В.И. отмечали, что драматизация обеспечивает повышение активности детей, поддерживает их внимание, способствует сознательному усвоению учебного материала.

Исходя из этого, мною была составлена система работы по применению театрализованной игры в логопедической работе . Сама система работы не предполагает развитие профессиональных актерских умений. Главной целью работы является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов. Исходя из основной цели, были выделены следующие задачи:

- развитие речи детей и коррекция её нарушений;

- развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники-конкурсы;

- обеспечение понимания детьми способов коррекции речи;

- развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы;

- развитие эстетических способностей.

И хочу подчеркнуть, что коррекционная и театрализованная деятельность - взаимосвязаны!

С первых этапов логопедических занятий с детьми проводится работа по обучению правильному речевому дыханию, развитию и укреплению артикуляционного аппарата, мимики, навыкам словообразования, построения предложений, использованию грамматических категорий. Навыки и умения, полученные на логопедических занятиях, с успехом закрепляются через перевоплощение в сказочных персонажей или полюбившихся детьми героев во время игр-драматизаций.

Большое влияние театрализованная игра оказывает на развитие речи, так как игровая ситуация требует от каждого ребенка, включенного в неё, определенной способности к коммуникации. Это мощнейшая сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации. С помощью театрализованной игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества[3].

Например, при изучении лексической темы «Осень» ( средняя логопедическая группа) я использую в работе такие театрализованные игры как: «Осенние листочки», «Ветерок», «Дождь», «Солнышко и дождик» и др.[4] в этих играх дети изображают как кружатся осенние листочки, как они шуршат, как качаются под ветром деревья, как люди прячутся от непогоды. Т.е. через эти игры дети учатся правильно дышать, развивается фонематический слух, мимика, идет согласование речи и движения, воспитывается любовь к прекрасному, к природе и т.д.

В коррекционной работе с речевыми детьми всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Учитывая склонность дошкольников к подражанию, наглядным формам мышления, очень полезно использовать различные виды театра, такие как: пальчиковый, настольный, кукольный, перчаточный, теневой, театр на фланелеграфе, а так же дидактическую игрушку Квака, которая используется при коррекции артикуляционных расстройств. Манипулируя языком Кваки, можно демонстрировать артикуляционные движения, уклады, изменения тонуса мышц. При этом дети могут ощупать язык игрушки, подключая к работе тактильный анализатор.

Работая с Квакой, можно заметить ещё одну закономерность: если у ребенка не получается какое-то упражнение выполнить языком, оно не получится и рукой. И если вначале научить его делать это упражнение рукой, вставленной в рот игрушки, то выполнить его языком становится легче.

Для более успешного решения своих коррекционных задач я большое внимание уделяю совместной работе с родителями, привлекая их к участию в театрализованной деятельности. Родители помогают в изготовлении костюмов, декораций, активно посещают детские спектакли и принимают в них участие. Все это вызывает не только положительные эмоции у детей, укрепляет в них уверенность в своих силах, но и помогает сделать родителей нашими союзниками.

Успешная работа логопеда во многом зависит и от взаимосвязи с воспитателями группы и узкими специалистами. Без помощи музыкального руководителя, инструктора по физкультуре, воспитателя изостудии и других педагогов было бы трудно закрепить полученные детьми знания и навыки на практике.

Итак, исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы, что целенаправленное, систематическое использование театрализованных игр в работе логопеда по коррекции речи, помогает в более короткие сроки закрепить, автоматизировать все речевые навыки, полученные детьми на занятиях. Ребенок становится более раскрепощенный, эмоциональный, уверенный в себе, что поможет наилучшим образом подготовить его к школе, что и является конечной целью логопеда. Все это подтверждается результатами проводимой диагностики.
Список литературы:


  1. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка» 22-е издание 1992 г.

  2. Е.В.Мигунова «Театральная педагогика в детском саду» Москва 2009г.

  3. О.В.Трошин, И.В.Голубева «Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития» // Логопед 2009 №1.

  4. «Игры в логопедической работе с детьми» под редакцией кандидата педагогических наук В.И.Селиверстова. Москва «Просвещение» 1974г.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
СЦЕНАРИЙ №1

Дело было в лесу.
Вед. Тихо в сказочном лесу и только волшебницы птички летают по лесу и наводят порядок.

Звучит музыка. Вылетают две птички. Летают по сцене, «зажигают» волшебное дерево, поправляют цветы и ёлки.

1 птичка.

Там, где речка-баловница

По камням течет, струится

Там, где лес густой шумит

Дом бревенчатый стоит.

2 птичка.

Подойду-ка я к окошку

И послушаю немножко…

Тишина… все крепко спят.

Лес баюкает козлят.

Птички улетают. Выходит сказочный лес.

Лес.

Шу-шу-шу-шу,

Ой, что знаю, что скажу:

Стала модницей коза,

Красит губы и глаза

Носит новые сапожки,

Сшила новый сарафан, чтоб понравиться всем нам.

Шу-шу-шу-шу,

Ой. Что знаю, что скажу:

Серый волк здесь пробегал,

По секрету мне сказал,

Что сегодня всех подряд

Переловит он козлят

Зубы точит, точит, точит,

Съесть их хочет, хочет, хочет.

Ой, беда, беда, беда.



Лес уходит. Открывается занавес. Домик козлят. Спят козлята и мама коза. Коза просыпается и будит козлят.

Коза. Козлятушки, пора вставать!

Козлята просыпаются и садятся в доме.

Коза. Милые мои козлята,

На работу я спешу,

Каша здесь, капуста рядом,

Ешьте, очень вас прошу.



Козленок. Не волнуйся. Все съедим

Мы одни здесь посидим.



Коза. Ох, волнуюсь я за вас,

Слезы капают из глаз.



Коза уходит, козлята машут рукой.

1козл. Жаль, что мама в лес ушла.

2 козл. У неё свои дела.

3 козл. Целый день опять без мамы!!!

4 козл. Ну не хнычь, не будь упрямым!

5 козл. Ну, козлята, дверь закроем!!

Все. И такое здесь устроим!!!

Козлята резвятся.

Вед. Так козлята плясали, что устали. Сели отдыхать, свою маму поджидать.

Звучит грозная музыка. Выходят волки. Впереди Волк – Водряга, за ним его помощники. Идут, принюхиваются, прислушиваются.

1 волк. Целый день по лесу ходим.

И еды мы не находим.



2 волк. Пусто, пусто в животе

Есть так хочется уж мне.



3 волк. Стой, Водряга, чуешь запах?

Останавливаются, принюхиваются.

1 волк. Где-то здесь таится ужин.

Очень-очень нам он нужен.



Оглядываются, замечают дом козлят.

2 волк. Ой, смотри-ка, дом стоит.

3 волк. И козленок там сидит.

1 волк. И еще, еще. Еще!!

Все. (радостно) Вот и ужин. Хорошо!!

Стучат в дом.

Водряга. Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук.

Отворите. Я ваш друг.

Попросила ваша мать

Вам корзинку передать.

2 волк. В ней брусника, земляника.

Свежий мед душистый!



3 волк. Эй, козлята! Эй, ребята!

Открывайте быстро!!



1 козленок. Ой, как хочется клубнички,

Меда, сладкой землянички!



2 козленок. Нет, козляткам волк не друг.

Что за гости утром вдруг?



3 козленок . прочь от наших дверей,

Уходите в лес скорей!



Водряга (зло). Ну, козлятушки, смотрите,

Волка, не перехитрите!



Волки уходят. Звон колокольчиков. На сцену выбегают гномики.

Козленок. Ой, кто вы?

1 гномик. Мы добрые гномы лесные,

Приходим к вам в сказки и сны мы



2 гномик. Мы елки в лесу охраняем,

И клады в земле добываем.

Мы добрые, старые гномы

Теперь-то вы знаете, кто мы?



Козленок. Вы волшебники?

1 гном. Мы не волшебники, мы только учимся

Но можем делать маленькие чудеса.



2 гном. Вот вам волшебный колокольчик.

Если случится беда, позвоните в него

И мы обязательно придем на помощь.

Козленок. Спасибо, вам, добрые гномики.

Гномики уходят.

Выходят волки. Впереди, Водряга переодетый почтальоном. Один из волков наклеивает марку на конверт.

Водряга. Все, наклеил? Дай сюда! (забирает конверт, укладывает в сумку).

1 волк. (восхищенно) Ой, Водряга, голова!

2 волк. Это надо так придумать!

Как козлят перехитрить!



1 волк. Почтальоном нарядился!

Чтобы дверь к ним отворить.



Подкрадываются к домику козлят.

Водряга. У козляток тихий час!

Постучу–ка к ним сейчас!



Стучит.

Козленок. Кто там?

Волк. Почта. Здесь живут Козловы?

Козленок. Здесь.

Волк. Все на месте? Все здоровы?

Козленок. Все.

Волк. Вам. Козловы, телеграмма.

Козленок. Нам её прислала мама?

Волк. Нет. Её бабуля шлет,

Что в лесу одна живет.

Шлет в придачу сто рублей.

Распишитесь поскорей.



Козленок (открывает дверь). Проходите, проходите!

Волк заходит, срывает шапку, грозно рычит.

Козленок. Ой. Спасите, помогите!

Козлята прячутся. Волк ходит, рычит: «Попрятались, испугались». Один козленок выглядывает и звенит в колокольчик.

Козленок. Гномики, скорей придите

И от волка нас спасите.



Выбегают гномики с волшебными палочками. Окружают волка.

1 гном. Стань добрым.

2 гном. Стань ласковым.

3 гном. Стань красивым.



4 гном. И справедливым.

Волшебная музыка.

Волки кружатся на месте.

Волк. Ой. Ой. Ой.

Что со мной?

Козлят не буду я ловить.

Буду с ними я дружить.



Козлята выбегают. Радуются. Усаживают волка за стол.

1 Гном. Лесное время 16 часов.

Через час. А может раньше

Ваша мамочка придет.

2 гном. Дом в порядок приведите,

А не то вам, попадет.



Все герои наводят порядок в доме. Рассаживаются. Выходит мама-коза.

Коза. Сколько у вас гостей,

Сколько у вас друзей!!



Козленок. В доме нашем хватит места

Если нет обиды в нем.

Никому не будет тесно

Если дружбой полон дом.



Коза. Шире круг, шире круг

Музыка зовет

Всех друзей и всех подруг

В шумный хоровод.



Хоровод. Все герои встают на поклон.

СЦЕНАРИЙ №2



«У сороки-белобоки новоселье».

(старшая группа)
На сцене дом сороки. Накрытый стол, печь. Сорока спит.

Вед. Как сорока-белобока

На заре вставала,

На заре вставала

Стряпню затевала.



Музыка. Сорока встает, потягивается, одевает фартук и начинает накрывать на стол.

Сорока.

Воды наносила,

Тесто замесила,

Печку затопила.



Сорока накрывает на стол, а в это время прилетают сорочата, садятся за стол.

Сорока.

Этому дала чашку,

Этому дала ложку,

Положила каши

Всем понемножку.

Кашу на пол не кидайте

Клюв водичкой умывайте.

Сорока улетает, а сорочата едят кашу.

Вед.

А каша-то у сороки вкусная

До чего же сладкая.

Едят сорочата кашу

Ложки облизывают.

Сорочата едят кашу.

1 сор. После завтрака нам нужно

За работу взяться дружно.



2 сор. Я цветочки все полью!

Чашки, ложки уберу!



3 сор. В руки веник я возьму

И квартиру подмету!



4 сор. Наша мамочка придет

Ни пылинки не найдет.



Под музыку сорочата убираются в квартире. Подметают пол, протирают посуду, вытирают пыль. После того как убрались, садятся.

Прилетает сорока.

Вед. Сорока-белобока

Где была?



Сорока.

Далеко!


Кашу мешала

За стол созывала

У дома скакала

Гостей поджидала.



Сорока залетает в дом. вылетает ворона.

Вед. А ворона-баробона

По лесу летала

На сорокину стряпню

Гостей созывала.



Ворона вылетает, каркает. Подлетает к гостям, приглашает их жестом в гости.

Ворона. Ой вы, плашки-канарейки!

Вы скорее собирайтесь

Нынче у нас прсздник,

Шумное веселье

У сороки-белобоки

В доме новоселье!



Ворона залетает в дом.

Вед. Журавль услышал,

Из болота вышел,

Сапоги начистил,

В гости отправился!



Выходит журавль, «чистит» сапоги, идет важной походкой. Проходит в дом сороки, кланяется, садится.

Вед. А за ним, а за ним

Прыгают лягушки

Смешные хохотушки.

Выбегают лягушки, квакают.

1 ляг. Мы лягушечки, ква-ква,

Как зеленая трава.



2 ляг. Голоса настроили,

В гости отправились!



Лягушки заходят в дом.

Вед. Утка разоделась,

В лужу погляделась!



Утка. Ах, какая славная!

В гости поспешу (иду).



Выходит мама утка, смотрится в лужу, прихорашивается. За ней выходят утята.

Вед. А за ней по улочке

Маршируют уточки

Топают вразвалочку,

Крякают считалочку.



Выходят уточки, поют песню «Наша мама капитан».

Вед. Вот воробышек по улице идет,

В левом крылышке он скрипочку несет,

Правым крылышком наигрывает,

С ноги на ногу попрыгивает.



Выходит воробей, играет на скрипке.

Воробей. Ой вы, пташки-канарейки,

Начищаетесь, наряжайтесь,

В гости собирайтесь!

Воробей проходит в дом.

Вед. Вдруг – чили, чили, чили –

Гости поздние пришли!



Проходят остальные гости.

Вед. Тут сорока-белобока

На порог скакала,

Дорогих своих гостей

В горницу пускала.



Сорока. Вот, друзья, мы здесь живем!

1 гость. Ах, какой красивый дом!

Много здесь игрушек,

Звонких погремушек.

2 гость. Комнаты все светлые,

Стены разноцветные.



3 гость. Стульчики дубовые,

Занавески новые.



4 гость. Ложки расписные,

Яркие, резные.



5 гость. Инструменты мы возьмем

И сыграем, и споем!



Исполняется оркестр.

Вед. И пошел тут пир –

Шумное веселье.

У сороки-белобоки

В доме новоселье!



Все гости играют на музыкальных инструментах.

Вед. А пока плясали, пели,

Длинноногий журавель

Тут никак уж не стерпел:

Отодвинул кружку,

Хап!..

И съел лягушку!



Лягушка в это время прячется за столом. Все гости изображают ужас и удивление.

Вед. Рассердилась сорока,

Да как затопочет,

Рассердилась белобока,

Да как застрекочет…



Сорока. Не бывать тому

У меня в дому!

Где это видано,

Чтобы гостей ели сами гости!!



Вед. Журавушка задрожал,

Длинный клюв разинул,

Воробышек прискакал

И лягушку вынул!

Обрадовались гости!

Тут взялись играть грачи,

Музыканты-трубачи.

И все пташечки-канареечки

Опрокинули скамеечки

И пошли ходить

Полечку водить!

Все гости встают и выходят на полянку.

Исполняют польку «Мы пойдем с тобой на право».

В конце польки все встают на поклон.

Вед. Вот и сказка отзвучала,

Мы начнем её с начала

Или новую начнем?

Но сначала отдохнём.



Поклон. Представление артистов.



Каталог: upload
upload -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
upload -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
upload -> «Организация исследовательской деятельности в процессе обучения биологии»
upload -> Государственный образовательный
upload -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
upload -> Сборник тезисов докладов и методических материалов круглого стола психологов (11-12 ноября 2015 года) Екатеринбург 2015
upload -> Название кафедры
upload -> Мультикультурное образование в сша, канаде и австралии
upload -> Департамент образования и молодежной политики


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница