Использование средств икт для создания единой информационной образовательной среды



Скачать 297.8 Kb.
Дата21.04.2016
Размер297.8 Kb.

новые информационные технологии

Использование средств ИКТ для создания единой информационной
образовательной среды

М.А. Сурхаев, кандидат педагогических наук, докторант ИСМО РАО



П
роцесс информатизации образования переходит на новый уровень. Проблемы, которые еще вчера носили определяющий характер процесса внедрения ИКТ в процесс обучения, сегодня носят второстепенный характер, и на передний план выдвигаются новые задачи. Современный этап информатизации образования характеризуется тем, что благодаря в том числе приоритетному национальному проекту «Образование», на техническом уровне внедрение ИКТ в образование уже достигло или скоро достигнет достаточно высокой ступени. Информатизация образования – это процесс, который в принципе не может быть завершен, поскольку техника стремительно морально устаревает. Но тем не менее можно говорить о том, что определенный уровень в этом направлении достигнут, и дальнейшее развитие этой стороны процесса информатизации образования можно рассматривать как бесконечный процесс стремления к совершенству.

Сегодняшний уровень внедрения ИКТ достиг такого состояния, что техническая составляющая информатизации образования перестала быть главной проблемой в этой области. Программное обеспечение, позволяющее использовать возможности современных технических средств в образовательном процессе, также стремительно развивается. Количество такого рода программных средств многократно увеличивается с каждым годом. И количество постепенно переходит в качество. Имеющиеся на сегодняшний день средства способны удовлетворить потребности любого участника образовательного процесса. Кроме того, имеется широкий выбор инструментальных средств, позволяющих создавать собственные образовательные ресурсы.

Сегодня назрела необходимость создания единой информационной образовательной среды, основанной на возможностях ИКТ. И конечно, подготовки учителя, способного и готового работать в такой среде. Речь уже не идет о необходимости использования ИКТ в современной образовательной среде, поскольку эта сторона процесса информатизации образования тормозится из-за того, что новые ИКТ не могут органично вписываться в традиционное образовательное пространство, поскольку этот процесс происходит искусственно. Многие исследователи рассматривают и анализируют возможности средств ИКТ в современном образовательном пространстве. Другие говорят о необходимости усовершенствования этих средств для повышения их эффективности в современных условиях. Но на самом деле необходимо изменить саму образовательную среду с учетом возможностей, предоставляемых новыми средствами ИКТ. Иначе получается, что информатизация образовательного процесса зачастую ограничивается использованием демонстрационных и контролирующих программ. А наиболее перспективные средства ИКТ, такие как моделирующие программные средства, не находят должного применения.

Информационная среда на основе ИКТ должна создаваться не как альтернатива существующему информационному пространству. А должна его дополнять, но при этом стать главной составляющей образовательного информационного пространства. Этот подход на первый взгляд является революционным. На самом же деле эволюция развития общества находится на таком уровне, что создание информационной образовательной среды как базиса образовательного процесса является насущной необходимостью и органично вписывается в современную образовательную доктрину. «Так же, как развитие техники существенно повлияло на формы взаимодействия человека с природой, так и развитие информатики оказывает революционное воздействие на информационное взаимодействие человека с внешним миром… Принципиально новым явлением в формировании информационного пространства процесса обучения стала возможность моделирования и конструирования информационных сред на компьютере» [1].

По сравнению с традиционным образовательным пространством, информационная среда, созданная на основе средств ИКТ, дает возможность сохранения, дополнения и многократного использования образовательного информационного ресурса. Причем информационный ресурс, методика и опыт его использования в новой информационной среде сохраняются в динамической форме и имеют возможность развиваться и дополняться.

Такая гибкая и динамически развивающаяся структура среды позволяет максимально эффективно использовать ее содержание. Она позволяет учитывать индивидуальные особенности как учащегося, так и учителя, в отличие от традиционного методического опыта, который жестко зафиксирован для конкретных условий. В таких условиях «…прямая передача опыта обычно не удается. То, что естественно для одного человека, для человека с другим психическим складом становится искусственным и непродуктивным» [1].

Если говорить об истории развития средств ИКТ и использовании их в образовательном процессе, то можно выделить три этапа.

Первый этап связан с появлением собственно компьютеров. Под компьютеризацией понималось изучение компьютера и выработка навыков работы с ним. На компьютерах работал узкий круг специалистов.

Второй этап – это появление и развитие программного обеспечения, облегчающего работу с компьютером. Параллельно происходит развитие аппаратного обеспечения. Под информатизацией образования понимается введение курса информатики в школах и вузах. Главный упор делается на программирование.

Третий этап связан с моделированием реальной действительности из самых разных предметных областей. «…Интерфейсы стали моделировать обычную «бескомпьютерную» деятельность: картотеки, книжные полки, поверхность рабочего стола, тетради для записей». Это дает возможность работать за компьютером пользователям без специальной подготовки. Область применения компьютеров неограниченно растет. Моделируются также самые различные процессы, изучение которых в реальных условиях невозможно провести. «Если на первом этапе компьютер породил новую область и предмет обучения, то в настоящее время программное обеспечение и компьютер строятся так, чтобы наиболее адекватно моделировать предметную область» [1].

Созданная таким образом виртуальная реальность отличается неограниченным доступом участников образовательного процесса к любым ресурсам, имеющимся в данной модели. Это создает плодотворную почву для организации самостоятельной деятельности обучаемого и активизации его познавательной деятельности.

«Учебная деятельность исторически сложилась не как свободная, не как творческая самодеятельность учащихся, а как деятельность, которая осуществляется ими под прямым или косвенным принуждением взрослых» [1]. Информационная среда может выступать в качестве инструмента для самостоятельной работы учащихся. «Роль учителя здесь не связана с принуждением. Скорее это роль, которую исполняет в игре более опытный ребенок – демонстрация приемов игр, инициирование ее начала и паритетное участие» [6].

Таким образом, кроме традиционных субъектов образовательного процесса включается в работу третий субъект – среда. Для того чтобы использование этой самой среды было возможным и эффективным, необходимо, чтобы учитель хорошо ориентировался в ней. Проблема подготовки учителя-предметника к использованию средств ИКТ является одной из наиболее актуальных и острых проблем, стоящих перед внедрением единой информационной образовательной среды в школу.

Необходимо подготовить педагогические кадры, способные адекватно реагировать на современные условия и применять в своей профессиональной деятельности интенсивно развивающиеся информационные технологии. Необходимо изменить систему подготовки будущих учителей, для того чтобы они успешно работали в новой информационно-коммуникационной образовательной среде, которая стремительно приходит на смену традиционной образовательной среде. Для этого необходимо пересматривать некоторые подходы к подготовке учителя. А именно:

- учитывать изменения в функции учителя в формирующейся новой информационно-коммуникационной образовательной среде;

- вести подготовку учителя в области средств ИКТ, ориентируясь на дидактические возможности этих средств и их роли в изменении профессиональной деятельности учителя;


- усилить подготовку учителей в области дистанционных технологий;

- подготовить учителя к работе в личностно-ориентированной модели обучения;

- усилить подготовку учителя по работе с проектной технологией, в том числе по технологии привлечения учащихся к сетевым проектам;

- усовершенствовать подготовку учителя к сетевому взаимодействию со своими коллегами, учащимися, родителями;

- подготовить учителей к продолжению образования, совершенствованию имеющихся знаний и умений, в том числе пользуясь сетевыми сообществами.

Что же касается технической и финансовой составляющих этого процесса, можно говорить, что государство, наконец, обратило внимание на необходимость выделения сил и средств для развития школы в этом направлении. В приоритетном национальном проекте «Образование» очень большое внимание уделяется информатизации образования. Так, в рамках этого проекта правительство обеспечило подключение всех российских школ к Интернету. И это не единственный пункт нацпроекта «Образование», касающийся информатизации образования. Возможно, это напрямую не скажется на внедрении единой информационной среды в школу, но задаст вектор развития, в целом направленный на увеличение средств ИКТ, используемых в образовательном процессе.

Литература



  1. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Информационная среда обучения. – СПб, 1997.

  2. Кузнецов А.А. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. http://stsndart.edu.ru/17/874.doc.

  3. Российская Федерация. Совет при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. Приоритетный национальный проект «Образование».

http://rost.ru/projects/education/education_main.shtml.

  1. Российская Федерация. Федеральная целевая программа развития образования на 2006–2010 годы. http://www.fcpro.ru/content/view/13/78/.

  2. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. Современное состояние. Векторы развития. – М., 2000.

  3. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: книга для учителя. – М., 1987.



К проблеме использования новых информационных технологий в образовательном процессе

Т.А. Болдова, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков Московского
педагогического государственного университета



О
дним из основных вопросов развития образовательного процесса в педагогических университетах является внедрение новых информационных технологий в процесс подготовки будущих преподавателей. Важную роль в этом процессе играет формирование мультимедиа-компетенции, необходимой для использования интернет-технологий, что во многом гарантирует подготовку высококвалифицированных педагогических кадров. Но от такой концепции введения и использования новых технологий большинство учебных заведений еще далеки, при этом формы введения интернет-технологий часто противостоят существующим учебным планам и образовательным структурам. Значит, необходимо проанализировать, какой будет форма использования интернет-технологий в процессе обучения иностранным языкам, какими компетенциями должны обладать преподаватели, чтобы быть готовыми использовать весь потенциал Интернета, и как нужно строить и развивать эти компетенции для дальнейшего изменения системы образования.

Если расширить содержание методической подготовки студентов, позволяющей овладеть умениями использовать интернет-технологии для решения информационно-поисковых, коммуникативных и профессионально-методических задач, то это даст возможность сформировать мультимедиа-компетенцию как необходимый компонент в подготовке студента – будущего преподавателя иностранного языка.

Мультимедиа-компетенция определяется как способность использовать новые информационные технологии в процессе овладения иностранным языком, т.е. изучать язык и обучать ему в мультимедийной, интерактивной и гипертекстовой среде [1].

Экранная культура способствует небывалой диверсификации и мультипликации источников образования, поэтому на роль авторитетного источника знаний о мире наряду с преподавателем претендуют новые информационные технологии. Образование в информационном обществе должно быть не только средством усвоения готовых общепризнанных знаний, но и способом информационного обмена личности с окружающими людьми; обмена, который предполагает усвоение, передачу, генерирование информации.

По мнению современных учёных, единственной философской теорией, способной заниматься виртуальной реальностью – информационной средой www – является теория конструктивизма, согласно которой картину мира с видимыми, слышимыми, ощущаемыми вещами можно открыть лишь через отношения, которые человек сам конструирует и выстраивает между внутренними сигналами при решающей роли внимания.

В парадигме обработки информации Андерсон [3] различает пять видов информационной парадигмы: информационное описание; иерархический разбор; дробление информации; динамика развития информации; «физическое» представление информации в сети www. Он описывает принципы интеграции человека в информационно-обрабатывающую систему, раскрывает процесс понимания информации.

Понять информацию означает произвести в точной последовательности её когнитивную обработку: определить цели, разложить их на более мелкие, сделать выбор необходимых операций для разрешения поставленной проблемы.

Немецкие учёные, исходя из основных значений предварительных знаний в теории конструктивизма, говорят о том, что новый учебный материал существует не как информация, которую следует передавать, а как информация, которая ассимилируется с предварительными знаниями самого обучаемого, при этом знания возникают в социальном контексте [6].

В последнее время в научной среде усилились дебаты относительно вопроса о конструктивизме как о новой парадигме обучения. Это происходит из-за того, что исследователи и практики «думают» не всегда одинаково, когда говорят о конструктивистских понятиях. Многие понимают под конструктивизмом лишь радикальный конструктивизм, когда человек воспринимает знания, опираясь на конструкцию и интерпретацию. Другие исследователи утверждают, что знания не «трансформируются», и что знания – это не копия реальности, а конструкция самого человека [5].

Происходят изменения от главенства инструкции (обучение) к главенству конструкции (изучение). Знания при этом оцениваются как конструкции, созданные самим человеком. Процесс обучения понимается как активно-конструктивный и собственно-управляемый, в ходе которого люди конструируют свои знания, а знания определяются не как эксплицитные знания, знание фактов (know that), а как процедурные (know how), имплицитные знания. Согласно конструктивистской парадигме обучения [4], под понятием «know how» понимается связь практических знаний, необходимых для исследования и использования баз данных сети и программных продуктов. Знания «know why» определяют понимание смысла сетевых программ, их содержания; они важны для осмысления деятельности в сети. Происходят изменения от главенства инструкции (обучение) к главенству конструкции (изучение). Знания при этом оцениваются как конструкции, созданные самим человеком.

Говоря о влиянии компьютера на учебную деятельность, В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и А.Г. Крицкий [2] утверждают, что новые информационные технологии опосредствуют учебную деятельность (вынося ее вовне), тем самым создаются предпосылки для развития важнейших мыслительных процессов: рефлексии, анализа, планирования и понимания. Деятельность видоизменяется. Становится возможной визуализация работы с трехмерной и многомерной графикой; идёт процесс ускорения экстериоризации замысла, а также его материализация в виде схем, таблиц, анимаций, видеоклипов. Ускоряется получение результатов на основе шаблонных преобразований различных ситуаций; расширяются возможности осуществления поисковых действий в информационном массиве сети www; есть возможность возврата к промежуточным этапам с одновременным рассмотрением сразу нескольких вариантов преобразования изучаемого объекта.

Если в каждом возрасте у человека работают свои модели объяснения мира, то и обучение должно проходить по-разному. Во всех познавательных процессах прослеживаются два аспекта: ассимиляция (изменение картины мира с целью приспособления её к собственным мыслительным примерам) и аккомодация (приспособление собственного мыслительного примера для согласования его с внешним миром). Таким образом, обучение характеризуется как интерактивный, динамический процесс, в котором новые знания приобретаются при участии самих обучаемых, когда они могут исследовать информационные источники и ресурсы, а не просто получать формальные инструкции.

Вольф [6] выделяет знания-умения, позволяющие применять полученную информацию в практической деятельности, и знания-трансформации, через которые полученные ранее знания переносятся на решение новых проблем (уровень творчества).

Образы превращаются в смысл, появляются структуры, которые переводят язык людей на язык предметов и наоборот. Люди, создавшие сетевые материалы, не появляются на экране, они не выражают своего мнения, поэтому пользователи сами решают, что хотел сказать (показать) автор. Пользователь должен уметь замечать и расшифровывать увиденное им на экране, понимать аутентичный материал, понимать зашифрованный зрительный и вербальный код.

Приближая таким образом обучение к естественной ситуации общения, можно более эффективно формировать у обучаемых новые, специфические для каждого изучаемого языка смыслообразующие и фонационные механизмы, умения оперировать всеми новыми "чужими" языковыми ресурсами.

Литература

1. Болдова Т.А. Методика обучения студентов старших курсов иностранному языку в телекоммуникационных сетях с использованием интернет-технологий (немецкий язык, языковой вуз)// дисс…канд. пед.наук. – Москва, 2004.

2. Давыдов В.В., Рубцов В.В., Крицкий А.Г. Психологические основы организации учебной деятельности, опосредствованной использованием компьютерных систем // Психологическая наука и образование. – 1996. – № 2.

3. Anderson J.R. Kognitive Phsychologie. Heidelberg. Spektrum, 1989.

4. Klimsa P. Multimedia aus psycholologischer und didaktischer Sicht. In: Issing/Klisma (Hrsg), 1997.

5. Mandl H., Gruber H., Renkl A. Situiertes Lernen in multimedialen Lernumgebungen: In: Issing/Klimsa (Hrsg), 1997.

6. Wolff D. Kognitionspsychologische Grundlagen neuer Ansätze in der Fremdsprachendidaktik. In: InfoDaf 23, 1998.





ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В КУРСЕ МЕТОДИКИ
ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ

И.М. Агибова, доктор педагогических наук, доцент, декан физико-математического факультета Ставропольского государственного университета,
В.К. Крахоткина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей физики Ставропольского государственного университета,
О.В. Боброва, сотрудник кафедры общей физики Ставропольского государственного
университета



Н
овые технологии постепенно внедряются в учебный процесс общеобразовательной школы. Важным направлением этой работы является разработка цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и определение возможностей их использования на базовом уровне и в профильной школе, а также разработка методики их применения. ЦОР принципиально расширяют возможности преподавателя в выборе средств и методов обучения, что предоставляет ученику широкие возможности для эффективного усвоения изучаемого материала и формирования креативного мышления. Синтез мультимедиа-компонентов, интерактивных форм взаимодействия и компьютерного моделирования обеспечивает возможность восприятия информации на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне, что способствует более прочному усвоению материала. В то же время данные программы не заменяют традиционные печатные пособия и демонстрационный эксперимент, а создают дополнительный информационный канал получения знаний.

Однако учителя общеобразовательных учреждений не всегда могут эффективно использовать ЦОР в учебном процессе. Поэтому в процессе методической подготовки в университете будущих учителей необходимо научить работать с современными коллекциями цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и сформировать специальные знания и умения по их использованию в учебном процессе. В процессе обучения студенты должны научиться:



  • ориентироваться в электронных программах;

  • уметь оформлять уроки в виде презентаций;

  • создавать свои текстовые и мультимедиа объекты;

  • проводить аттестацию учеников;

  • использовать ЦОР для проведения фронтальных лабораторных работ, в качестве дополнения демонстрационного эксперимента.

В коллекцию цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), используемых нами в курсе «Методика преподавания физики», входят:

  • библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7–11 класс», ООО «Кирилл и Мефодий»;

  • библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7–11 класс», ООО «Дрофа», ЗАО «1С»;

  • электронное издание по дисциплине «Физика» для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ) 10–11 класс, ЗАО «1С»;

  • электронное издание «Физика–10», «Илекса-Москва»;

  • лаборатория «L-микро»;

  • лаборатория «Архимед».

Нами разработана программа по курсу методики преподавания физики для студентов 4 курса специальности 010701–Физика. Курс «Методика преподавания физики» изучается в 7-м и 8-м семестрах (лекции – 38 часов, практические занятия – 40 часов, самостоятельная работа студентов – 42 часа). Формы контроля – зачёт в 7-м семестре, экзамен в 8-м семестре, курсовая работа в 9-м семестре.

Курс состоит из двух взаимосвязанных частей: общие и частные вопросы теории и методики обучения физике в средней школе.

К общим вопросам относятся: предмет; методы исследования дидактики физики; категории методики преподавания физики (цели, методы, формы организации учебного процесса). Особое внимание уделяется технологии обучения физике в основной общеобразовательной школе и школах различного профиля.

Частные вопросы методики обучения физике включают технологии построения курса физики базовой общеобразовательной школы.

В лекционном курсе, посвящённом частным вопросам методики преподавания физики, рассматриваются следующие вопросы.

Особенности структуры и содержания курса физики основной школы

Стандарт по физике. Ознакомление учащихся с научными методами познания, с фундаментальными физическими теориями. Структура курса физики 7­–9 классов. Содержание курса физики 7–9 классов. Анализ учебников и учебных пособий по физике для 7–9 классов. Анализ компьютерных программ.

Особенности методики обучения физике в основной школе

Методика изучения основных тем курса физики 7 класса: «Движение и взаимодействие тел», «Работа и мощность», «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».

Методика изучения основных тем курса физики 8 класса: «Тепловые явления», «Электрические явления», «Световые явления».

Методика изучения основных тем курса физики 9 класса: «Законы взаимодействия и движения тел», «Механические колебания и волны. Звук», «Электромагнитные явления», «Строение атома и атомного ядра».

Материал курса тесно связан с курсом дидактики и с изученными ранее общими вопросами методики преподавания физики.

В лекционном курсе приводится сравнительный анализ существующих обучающих компьютерных программ по курсу физики средней школы и возможные формы их использования в учебном процессе.

На практических занятиях студентам предлагаются задания, имитирующие их будущую профессиональную деятельность. В процессе выполнения заданий студенты должны использовать различные средства обучения, в том числе ЦОР, оформлять результаты работы в виде презентации к отдельным урокам физики.



Планы практических занятий, которые предлагались студентам Ставропольского государственного университета, приведены ниже.

Методика изучения темы «Взаимодействие тел»

  1. Методика введения понятия «масса» в 7 классе с использованием программы «библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7–11 класс»» (ООО «Кирилл и Мефодий», ЗАО «1С»).

  2. Методика введения понятия «плотность вещества» с использованием программы «библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7–11 класс»» (ООО «Кирилл и Мефодий», ЗАО «1С»).

  3. Методика введения понятия «сила» с использованием программы «библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7–11 класс»» (ООО «Дрофа», ЗАО «1С»).

  4. Предложите задания, которые помогут учащимся разграничить понятия «сила тяжести» и «вес тела» с использованием программ: «библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7–11 класс»» (ООО «Кирилл и Мефодий», ЗАО «1С»); «библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7–11 класс»» (ООО «Дрофа», ЗАО «1С»), электронное издание «Физика – 10» («Илекса-Москва»).

  5. Методика изучения понятия «сила трения» с использованием программы «библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7–11 класс»» (ООО «Дрофа», ЗАО «1С»).

  6. Разработайте и проведите урок-исследование по теме: «Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике».

Методика изучения темы «Тепловые явления»

  1. Методика изучения вопроса «Виды теплопередачи».

  2. Методика введения понятий «количество теплоты» и «удельная теплоёмкость вещества».

  3. Подготовьте фрагмент урока по теме «Удельная теплоёмкость вещества» с использованием программы «библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7–11 класс»» (ООО «Кирилл и Мефодий», ЗАО «1С»).

  4. Методика изучения темы «Плавление и отвердевание кристаллических тел» с использованием программы «лаборатория «L-микро»».

  5. Методика введения понятий «испарение» и «конденсация».

  6. Подготовьте вариант введения понятий «испарение» и «конденсация» с использованием программ: «лаборатория «L-микро»»; «библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7–11 класс»» (ООО «Дрофа», ЗАО «1С»).

  7. Подберите мультимедийные методические материалы, которые помогут изучить вопрос «Двигатель внутреннего сгорания».

  8. Разработайте и проведите урок по теме: «Испарение и конденсация» (проблемное изложение материала) с использованием программы «лаборатория «L-микро»».

  9. Составьте контрольную работу по теме «Тепловые явления».

Методика изучения темы «Электрические явления»

  1. Методика введения основных понятий электростатики. Роль демонстрационного эксперимента при введении понятий.

  2. Методика введения понятий электростатики с использованием программы «библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7–11 класс»» (ООО «Кирилл и Мефодий», ЗАО «1С»).

  3. Методика введения понятий «электрический ток» и «электрические цепи».

  4. Методика введения понятия «напряжение» с использованием лаборатории «L-микро», «Электричество-1».

  5. Методика использования лаборатории «L-микро», «Электричество-1» в процессе введения понятий «сила тока» и «напряжение».

  6. Методика введения понятия «электрическое сопротивление проводников».

  7. Методика изучения закона Ома для участка цепи (разработайте урок по данной теме).

  8. Подберите мультимедийные методические материалы, которые помогут изучить вопрос «Закона Ома для участка цепи».

  9. Методика изучения вопроса «Работа и мощность электрического тока».

  10. Разработайте урок по теме «Расчёт сопротивления проводников».

Методика изучения темы «Световые явления»

  1. Методика изучения вопросов «Оптические явления. Источники света. Прямолинейное распространение света». Демонстрационный и лабораторный эксперимент при изучении данных вопросов.

  2. Подготовьте фрагмент урока по теме «Прямолинейное распространение света» с использованием программы «библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7–11 класс»» (ООО «Кирилл и Мефодий», ЗАО «1С»).

  3. Методика изучения вопросов «Законы отражения и преломления света». Подберите демонстрации, которые необходимо показать на данных уроках, используя лабораторию «L-микро».

  4. Подберите мультимедийные методические материалы, которые могут быть использованы при введении вопроса «Законы отражения и преломления света».

  5. Методика изучения вопросов «Линзы. Построение изображений, даваемых линзой».

  6. Подготовьте и проведите урок – изучение нового материала по теме «Линзы. Построение изображений, даваемых линзой» – с использованием программ: «библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7–11 класс»» (ООО «Дрофа», ЗАО «1С»); «лаборатория «L-микро»».

  7. Подберите материал и проведите урок по теме «Глаз. Зрение».

Методика изучения темы «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер»

  1. Методика изучения вопроса «Модель атома. Опыт Резерфорда» с использованием программ: «библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7–11 класс»» (ООО «Дрофа», ЗАО «1С»); «библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7–11 класс»» (ООО «Кирилл и Мефодий», ЗАО «1С»).

  2. Методика изучения вопроса «Радиоактивные превращения атомных ядер».

  3. Подготовьте презентацию к уроку «Радиоактивные превращения атомных ядер».

  4. Методика изучения вопросов «Альфа- и бета- распад. Правило смещения» с использованием программ: «библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7–11 класс»» (ООО «Кирилл и Мефодий», ЗАО «1С»); «библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7–11 класс»» (ООО «Дрофа», ЗАО «1С»).

  5. Подготовьте фрагмент урока по теме «Энергия связи. Дефект масс», используя мультимедийные методические материалы, которые помогут изучить данный вопрос.

  6. Методика изучения вопроса «Цепная реакция» с использованием программ: «библиотека электронных пособий «Физика 7–11 класс»» (ООО «Кирилл и Мефодий», ЗАО «1С»); «библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7–11 класс»» (ООО «Дрофа», ЗАО «1С»).

  7. Проанализируйте лабораторные работы по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер». Предложите возможный вариант проведения этих работ.

Так, например, при рассмотрении вопроса «Введение понятия «плотность»» с использованием программы «библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7–11 класс»» (ООО «Кирилл и Мефодий», ЗАО «1С»), студенты предлагают традиционную методику изложения вопроса, а также готовят презентации к уроку. Например, используя программу, предлагают учащимся рассчитать плотность вещества при заданном объёме, изменяя массу тела. С помощью программы демонстрируются таблицы плотностей твёрдых, жидких, газообразных веществ, рассказывается об измерении плотности жидких веществ с помощью ареометра.

Рассказывая о единицах измерения массы, вводится понятие эталона массы, при этом демонстрируются видеофрагменты из программы «библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7–11 класс»» (ООО «Кирилл и Мефодий», ЗАО «1С»).

Разработанные уроки с использованием компьютерных программ апробируются в ходе педагогической практики.

Тематика курсовых и выпускных квалификационных работ, которые выполняют студенты-физики на 5 курсе, также тесно связана с проблемой использования в учебном процессе инновационных технологий вообще и цифровых образовательных ресурсов в частности.



  1. Разработка содержания курса по выбору «Интернет как средство познания достижений современной физики» для учащихся 11 класса.

  2. Использование инновационных технологий в процессе преподавания темы «Законы постоянного тока» в 10 классе физико-математического профиля.

  3. Методика применения компьютерных технологий в процессе преподавания физики в профильной школе.

  4. Физический эксперимент с использованием НИТ в курсе физики 10 класса (профильная школа).

  5. Содержание лабораторного практикума по электродинамике для учащихся 11 класса с использованием НИТ.

  6. Содержание лабораторного практикума для 10 класса с использованием новых информационных технологий.

  7. Содержание фронтальных лабораторных для 7–9 классов с использованием новых информационных технологий.

  8. Содержание лабораторного практикума по оптике для учащихся 11 класса с использованием НИТ.

  9. Особенности использования компьютерных технологий в процессе обучения физике в 7–9 классах.

В процессе выполнения подобных заданий:

    • активизируется учебный процесс и повышается уровень усвоения предметов методического цикла;

    • происходит индивидуализация процесса обучения, что позволяет построить индивидуальные траектории обучения;

    • формируется информационная культура современного преподавателя физики;

    • в целом уровень подготовки преподавателя физики приводится в соответствие с современным уровнем развития информационных технологий и средств вычислительной техники.



Педагогические условия формирования информационной культуры студентов
экономических специальностей вуза

М.Л. Груздева, кандидат педагогических наук, доцент, докторант Волжского государственного инженерно-педагогического университета, г. Н.Новгород



И
нформационная культура формируется у студентов экономических специальностей в процессе обучения информатике и при использовании современных информационно-коммуникационных технологий в освоении общепрофессиональных и специальных дисциплин. Особую роль при этом играют педагогические условия формирования информационной культуры специалиста.

Под педагогическими условиями понимается совокупность взаимосвязанных условий, необходимых для создания целенаправленного воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающего формирование информационной культуры в процессе подготовки специалиста экономического профиля.



1. Актуализация потребности овладения информационной культурой на основе внутреннего творческого проецирования студента на профессию.

Рассматриваемое условие направлено на преодоление внутренних барьеров, перестройку сознания студента, его психологическую готовность работать в информационной среде, повышение квалификации студента в области использования информационных и коммуникационных технологий. Это достигается за счет формирования установки, интереса, сильной мотивации, повышенной активности студентов в применении информационных технологий в своей деятельности. Потребность студентов использовать средства информационных и коммуникационных технологий должна приносить им удовлетворение, не вызывать больших усилий по организации занятий с компьютерной поддержкой.

Большую роль в этом случае играет внутреннее творческое проецирование студента на будущую профессию, что позволяет сформировать внутреннюю готовность к изучению нового, а также способствует творческому преломлению изучаемого материала. Осознание себя как будущего специалиста и стремление к совершенству в профессиональной деятельности, с одной стороны, формирует готовность и потребность осваивать профессионально важные дисциплины, а с другой стороны, формирует желание изучать инновационные подходы и вносить личностные творческие элементы в изучаемый материал.

2. Моделирование проблемных профессиональных ситуаций в системе учебной и внеучебной деятельности будущего экономиста.

Современные международные требования к уровню информационной подготовки экономистов могут быть реализованы только в случае системного характера этой подготовки, включающей как преподавание теоретико-методологических основ информатизации общества, так и прикладных информационных дисциплин, что позволит обеспечить успешную профессиональную и личностную самореализацию выпускников высшей школы в современной информационной среде. Именно поэтому для студентов экономического профиля необходимо преподавание целого комплекса дисциплин социальной информатики.

Особую роль в формировании информационной культуры студентов экономического профиля играет усиление интегративного подхода при изучении теории как путем чтения обобщающих проблемных лекций при сокращении лекций функционально-тематического характера, так и на основе разработки и использования приемов целостного подхода к анализу проблемной ситуации. На начальных этапах необходимо требовать детального обоснования применения информационных технологий в разрешении проблемной ситуации, что в дальнейшем будет способствовать быстрому принятию студентом оптимальных решений.

Необходимым условием успешного овладения студентом информационной культурой является развитие его творческих способностей, которое необходимо осуществлять через включение обучаемых в ситуации, требующие новых, нетрадиционных подходов в области применения информационных технологий [1]. В механизмах творчества особую роль играет взаимодействие логических и интуитивных элементов деятельности. Задача вуза состоит не только в том, чтобы развивать логику студента, но и стимулировать проявление интуиции в творчестве, а это возможно только в случае владения информационной культурой на высоком уровне.

Во внеурочной деятельности необходимо создание ситуаций, требующих самостоятельного решения разнообразных творческих задач, различные "конкурсы идей", деловые игры, моделирующие жизненные ситуации. Для развития творческого потенциала будущему специалисту необходимо включаться в исследовательскую и экспериментальную деятельность. Компьютерно-зависимые ситуации, требующие комплексного решения, стимулируют исследовательскую деятельность будущих специалистов.

3. Создание комфортной информационно-образователь-ной среды.

Под информационно-образовательной средой будем понимать системно организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанную с человеком как субъектом образовательного процесса [2].

Информационно-образовательная среда предполагает:


  • наличие компьютерных залов свободного доступа с достаточным количеством компьютеров;

  • наличие образовательных баз данных на основе современных информационных и коммуникационных технологий, содержащих научную, методическую, психологическую, техническую, справочную литературу, содержательную учебную информацию различного вида и другие материалы;

  • наличие профессионально направленного программного обеспечения, позволяющего студенту приобрести навыки применения информационных технологий в будущей профессии;

  • наличие локальной сети и доступа к ресурсам сети Интернет.

Возникает необходимость в разработке учебных пособий, методического, программного и организационного обеспечения информационно-образовательной среды. В этих условиях особенно актуальными становятся задачи поиска рационального состава и содержания учебно-методического обеспечения.

4. Развитие компьютерно-ориентированного мышления.

Основной задачей высшей школы является не столько предъявление некоторого объема новых знаний, сколько формирование определенного образа мышления – компьютерно-ориентированного, позволяющего студентам самостоятельно и успешно ориентироваться в потоке новой информации. Процесс информатизации общества не только повышает минимальный уровень необходимых знаний, умений и навыков, но и требует от сегодняшнего специалиста способности применения системного подхода к решению конкретной проблемы, умению самостоятельно и творчески применять информационные и коммуникационные технологии. Таким образом, необходимо формирование у будущего экономиста такого стиля мышления, который подразумевает своевременную актуализацию, творческое преломление знаний в области информатики при решении профессиональных задач.



5. Реализация дифференцированного подхода на основе первичной диагностики уровня элементарной компьютерной грамотности.

Такого рода диагностика учитывает особенности мотивационной сферы личности, когнитивного развития, сформированность умений и навыков применения информационных и коммуникационных технологий.

Одна из проблем, с которыми сталкиваются преподаватели – это разный уровень базовой компьютерной грамотности студентов-первокурсников. Для решения данной проблемы рационально, например, создавать группы корректирующего обучения для студентов первого года обучения. Такое обучение требует разработки специальных педагогических методик и творческого подхода преподавателя.

6. Индивидуально-творческое освоение ценностного потенциала информационной культуры.

Данное педагогическое условие подразумевает:

а) включение студентов в организацию образовательного процесса, в постановку совместно с преподавателем задач на занятия, планирование их решения, дальнейшую реализацию и оценку выполненных действий;

б) создание условий выбора – уровня изучения программного материала (низкий соответствует программным требованиям), формы проведения занятия, тестов и др.

На наш взгляд, выделенные педагогические условия должны в максимальной степени способствовать формированию профессиональной информационной культуры будущих специалистов экономического профиля.

Литература



  1. Шипулина Л.А. Формирование профессионализма будущих экономистов средствами новых информационных технологий: Дис … канд. пед. наук / Л.А. Шипулина. – Ставрополь, 2004.

  2. Иноземцева Ж.В., Орлов В.А. Информационная среда профессиональной подготовки специалиста. Ч. 2. / Сб. науч. тр. по материалам заседания УМО ВУЗов России «Профессиональная подготовка экономистов в условиях современной информационной среды». – Тамбов: ФА при Правительстве РФ, ТГТУ, 1997.







Каталог: sites -> default -> files
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Выпускных квалификационных работ
files -> Федеральное государственное бюджетное
files -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
files -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
files -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
files -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница