Использование современных педагогических технологий в развитии творческих способностей детей



страница1/5
Дата04.04.2019
Размер78 Kb.
  1   2   3   4   5
Использование современных педагогических технологий в развитии творческих способностей детей
Изучение педагогического опыта деятельности внешкольных учреждений Российской Федерации подтверждает, что целью их деятельности является обновление содержания дополнительного образования и поиск таких педагогических технологий, которые способствуют развитию творческих способностей обучающихся.

Известно, что можно выделить два уровня способностей:



  • репродуктивный;

  • творческий.

Ребенок, находящийся на первом уровне, быстро овладевает определенной деятельностью и осуществляет ее по образцу. На втором уровне учащийся создает новое, оригинальное при помощи самостоятельной деятельности.

Говорить о развитии личности можно только тогда, когда она проявляет себя в креативной (творческой) деятельности.

В психологической науке существует ряд проблем, которые являются актуальными, и интерес к которым сохраняется на протяжении многих лет. Одной из таких проблем является креативность (творческость). Проблема креативности является одной из основных для психологии личности в ее развитии. Огромный интерес к ней обусловлен острой социальной потребностью в творческих людях, в развитии творческой продуктивности в целом. Именно эта потребность оправдывает разработку многих и многих теорий креативности.

Существуют различные подходы к определению истоков креативности, и чаще всего творческость отождествляют с интеллектуальными достижениями. Креативность считается многими авторами (Ф. Баррон, Е. П. Торренс, Дж. Гилфорд, С Медник и др.) одной из составных частей интеллектуальной одаренности. Взгляды на природу креативности менялись на протяжении многих лет, однако единым было то, что креативность рассматривали как аспект интеллекта, поэтому определяющей характеристикой является успешное решение поставленной задачи. В качестве отдельного направления исследований креативности может быть выделен личностный подход, в рамках которого исследуются характерологические, эмоциональные, мотивационные, коммуникативные качества личности творческих людей. К этому направлению могут быть отнесены работы К. Тэйлор, К. Косе, Э. Роу и других. В современных исследованиях предпринимается попытка преодолеть ограниченность указанных подходов, креативность признается многоугольным явлением, включающим как интеллектуальные, так и неинтеллектуальные (личностные, социальны) факторы.

Такой подход к креативности, как к интегральному явлению, был осуществлен А. М. Матюшкиным, выдвинувшим концепцию креативности как общей психологической предпосылки творческого развития. В соответствии с этой концепцией выделяют следующие структурные компоненты: доминирующая роль внутренней мотивации; исследовательская творческая активность, выражающаяся в постановке и решении проблем; возможность достижения оригинальных решений и действий; способность к созданию эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки. На наш взгляд, эта концепция наиболее полно представляет все важные аспекты, содержащиеся в структуре креативности.

При всем имеющемся многообразии подходов в изучении творческости ее суммарная характеристика заключается в том, что креативность - это способность создавать нечто новое, оригинальное.

Проанализировав многочисленные работы (Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, К. Роджерса, К.Е. Изарда, Э. Эриксона и др.) и взяв за методологическую основу идеи А.М. Матюшкина, мы постарались определить ряд условий, стимулирующих развитие творческой направленности личности ребенка.

Проблема развития личности средствами творчества непроста, противоречива и многоаспектна. Сложность заключается в сущности этого явления, так как у психологов и дидактов складываются разные точки зрения на само понятие «креативность».

Сущность творчества понимается представителями различных областей знания почти одинаково. Оно заключается в создании человеком в процессе деятельности чего-то нового, противоположного шаблонному, застывшему, стереотипному; он овладевает и перерабатывает уже существующую информацию, опыт только ему присущим путем, созидая и себя как личность.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница