Использование приемов здоровьесбережения в работе с педагогами



Скачать 127.88 Kb.
Дата20.04.2016
Размер127.88 Kb.
МБДОУ ЦРР – детский сад №1 п.Новый

Пономарева Ирина Владимировна

старший воспитатель, педагог - психолог

Использование приемов здоровьесбережения в работе с педагогами

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. В последние годы проблема сохранения психологического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Психологическое здоровье и профессиональная деятельность два взаимно обуславливающих явления. Здоровый и эмоционально благополучный педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремиться к совершенствованию. Однако у некоторых современных педагогов в их профессиональной деятельности отмечается состояние эмоциональной напряженности, которое проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижении работоспособности. В отдельных случаях эмоциональная напряжённость достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья. Но профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева и раздражения, регулировать свое состояние и поведение. Однако практика показывает, что большинство педагогов не владеют навыками укрепления и сохранения своего психологического здоровья. Это проявляется в том, что педагог перестаёт «гореть» на работе, вроде бы всё делает, но без особого усердия, часто жалуется по разным причинам и заявляет об усталости: от работы, от домашних обязанностей, а не редко и от собственных детей. Существует множество различных методов и приемов снятия эмоционального напряжения. Например, дыхательные упражнения, релаксации, приемы арттерапии, аутотренинг и ароматерапия, приемы позитивного мышления. Польза позитивного мыш­ления очевидна. О том, что его применение исполняет мечты, помогает достичь успеха, благополу­чия, уважения, любви, гармонии подтверждается многими людьми. Однако при всей своей легкости этот путь требует работы: над волей, над старым мышлением, над не­гативными мыслями, ленью и всем тем, что мешает профессиональному долголетию.

Мы предлагаем вам несколько упражнений, которые помогают снять нервное напряжение, стабилизировать эмоциональное состояние.

Упражнение «Знакомство» (формирование положительной самооценки, положительного отношения к себе). Участники по очереди называют свое имя и отчество, и дают себе характеристику по первым буквам своего имени – отчества или, по договоренности, на любую букву, на все буквы. Например, имя Ольга Ивановна – ослепительная, инициативная.

Упражнение «Вверх по радуге»
Цель: стабилизация эмоционального состояния.
Участники встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге. А выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется трижды.

Упражнение «Дыхательная релаксация»
Цель:
освоение способов саморегуляции через управление дыханием.
Наиболее простой способ – это дыхание на счёт. Нужно предложить педагогам принять удобную позу, закрыть глаза и сосредоточиться на дыхании. На четыре счёта делается вдох, на четыре счёта – выдох.

Упражнения для стабилизации дыхания

«Мячик на воде». Руки слегка приподнимаются вместе с воображаемым мячиком. На вдох – руки вместе с мячом опускаются.



Упражнение «Передышка»

Цель: высвобождение дыхания.

Обычно, когда мы расстроены, то начинаем сдерживать дыхание. Отложить в сторону все дела, в течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Закройте глаза. Если хотите, посчитайте до пяти, пока делайте вдох и до семи, пока делаете выдох (затрата большого количества времени на выдох создает мягкий, успокаивающий эффект).

Представьте, как во время этого глубокого неторопливого дыхания, все Ваши беспокойства и неприятности улетучиваются.

Упражнение «Внутренний луч»

Цель: снятие напряжения, обретение внутренней стабильности.

Примите удобную позу сидя или стоя, в зависимости от того, где упражнение будет выполняться.

Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным, расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщинки, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, спадают брови, «охлаждаются глаза», ослабляются зажимы в уголках губ, опускаются плечи, освобождается шея и грудь. Внутренний луч формирует новую внешность спокойного человека, удовлетворенного собой, своей жизнью и профессией. Выполняя упражнение, вы получите удовольствие, даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я буду делать все хорошо! У меня все получится!»

Упражнение «Дерево»

Цель: выработка внутренней стабильности. Создание баланса нервно – психических процессов, освобождение от травмирующей ситуации.

По дороге домой в транспорте или дома представьте себя деревом. Детально проигрывайте в сознании образ этого дерева: его мощный и гибкий ствол, переплетающиеся ветви, колышущуюся на ветру листву, открытость кроны солнечным лучам и влаге дождя, циркуляцию питательных соков по стволу, корни, прочно вросшиеся в землю. Важно почувствовать питательные соки, которые корни вытягивают из земли. Земля – это символ жизни, а корни – это символ стабильности, связи человека с реальностью.



Упражнение «Стряхни»
Цель: научить избавляться от мешающих и неприятных эмоций.
Ведущий. Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места, и начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и плохие мысли о самих себе – слетает с вас как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги – с носков до бедер. А затем потрясите головой. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее и веселее.

«Что себе подарить?»

Рефлексивная деятельность повышает самооценку, расширяет представления о самом себе, способствует закреплению доброжелательных отношений в группе.

Сегодня мы будем с вами рисовать. Каждый из вас нарисует картину-подарок самому близкому человеку. Как вы думаете, кому? Кому вы можете доверить самый важный секрет? Кто знает о вас все и даже немножко больше? Конечно, это вы сами. Сегодня мы и займемся рисованием подарка самому себе. Это будет ваза с букетом цветов.

Психолог рисует на большом листе, на мольберте, а участники – на своих листах. Психолог делает большой рисунок для того, чтобы помочь участникам в создании собственного натюрморта.

Для начала мы определимся с формой вазы, ее дизайном. Теперь наполним вазу цветами. Сначала мы нарисуем серединки цветов, большие и круглые; разместите пять серединок-кружков в любом месте над вазой. Добавьте цветам стебли, покажите, что они стоят в вазе. Давайте подумаем, какой формы могут быть лепестки у наших цветов: округлые, с зубчиками, длинные, совсем маленькие. Закрасьте лепестки разными цветами, как вам нравится. Главное условие – чтобы при взгляде на рисунок у вас улучшалось настроение.

Теперь подумайте и запишите на белых карточках качества, которые вам больше всего нравятся в людях.

После этого составляется общий список: психолог на большом листе записывает все предложения.

Есть ли у вас качества из этого списка? Выберите себе в подарок те качества, которые у вас есть. Постарайтесь выбрать пять качеств. Вернитесь к своему рисунку. Давайте дадим ему название «Мои достоинства». Разместите в серединках нарисованных вами цветов те качества, которые вы выбрали для своего букета. Для того, чтобы заполнить серединки цветов, нарисованных психологом, можно предложить группе совместно выбрать те качества, которые есть у большинства присутствующих.

Посмотрите на свой букет: он показывает все то, чем вы сегодня можете гордиться.



Упражнение «Подарок»
Цель:
развитие навыков эмпатии, позитивная обратная связь.
Всем очень приятно получать подарки, но дарить подарки вдвойне приятнее. Я предлагаю вам подарить что – нибудь друг другу, но подарок должен быть не материальным. Например, я хочу вам подарить хорошее настроение.

Вообще не существует единственно правильного способа справиться со стрессом или эмоциональным напряжением, каждый должен выбрать то, что подходит лично ему. Главное научить педагогов различным приемам, которые помогут им сохранить свое здоровье и педагогическое долголетие.




Правила для обретения душевного равновесия.

1. Верьте, что жизнь вас не оставит – «Кривая выведет вас всегда». Персидский поэт Низами формулируют это так: «За темнотой придет сиянье света, ты в это верь и будь неколебим».

2. Поймите, что пережить вашу неприятность можете только вы, не перекладывайте ее на плечи других, из этого ничего хорошего не получится. Примите случившееся, как неизбежное.

3. Поделитесь с кем – нибудь своими переживаниями. Не замыкайтесь на своих проблемах, и побольше общайтесь с людьми.

4. Найдите образец: человека, который выстоял в подобной или еще более сложной ситуации. Подумайте, как он справляется с проблемами.

5. Если вам показалось, что вас хотели обидеть, не делайте скоропалительных выводов. Вы сейчас очень возбуждены и можете все неправильно истолковать.

6. Сделайте выводы. Примите поражение как ценный урок, подаренный вам жизнью. Теперь вы знаете, что так поступать (полагаться на таких людей, не учитывать каких – то обстоятельств) не следует – в другой раз учтите ваше новое знание.

7. Не предавайтесь «генерализации» и «катастрофизации». Если вас предал один человек, это совсем не значит, что «все такие» (генерализация). Если вы получили отрицательный отзыв о своей работе – это еще не катастрофа.

8. Не «пережевывайте» бесконечно случившиеся. Оставьте его для истории и вспомните, что вокруг множество дел, требующих ваших рук и ума.

9. Практикуйте психотехнические упражнения, позволяющие управлять своим эмоциональным состоянием.

10. Старайтесь выглядеть как можно лучше (так, чтобы нравиться себе) и прилагайте для этого соответствующие усилия.

11. Если все же вы чувствуете, что у вас недостаточно сил, чтобы справиться с бедой и вам потребуется помощь, не стесняйтесь ее попросить. Не надо этого стыдиться. Как правило, большинство из нас с удовольствием помогут человеку, попросившему об этом. Важно также различать огорчения, причиняемые какими – либо рядовыми повседневными неприятностями, помочь разобраться в которых может друг или подруга, и серьезные разочарования и стрессы, когда требуется помощь профессионала, и тогда стоит обратиться к психологу или к психотерапевту.



В момент хандры полезно вспоминать высказывание: «Если вы горюете о потере лодки – вспомните о «Титанике»


Каталог: institute -> kafedrs
institute -> П. Б. Салин*, В. А. Юрга Аннотация
institute -> Семинара студентов и аспирантов «теоретические и прикладные аспекты изучения современного медийного пространства 1»
institute -> Лекция «Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе»
institute -> Рабочая программа дисциплины деловые коммуникации Направление подготовки 080200 «Менеджмент» Профиль подготовки
institute -> Психофизиологические технологии как фактор повышения эффективности производства
kafedrs -> Моделирование содержания воспитания в логике историко-педагогического процесса
institute -> Учебный план дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации педагогических работников
institute -> Исследовательская работа преподавателей кафедры скиСУ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница