Использование предметов при проведении общеразвивающих упражнений



Скачать 44,16 Kb.
страница1/4
Дата05.04.2019
Размер44,16 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4


Тема: Использование предметов при проведении общеразвивающих упражнений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Понятие общеразвивающего упражнения и значение предметов при проведении упражнений………………………………………………………….4

2. Перечень предметов и их характеристика. Педагогические и гигиенические требования к ним………………………………………………………………….7

3. Использование предметов в общеразвивающих упражнениях в конкретной группе……………………………………………….............................................12

4. Методика проведения общеразвивающих упражнений в разных возрастных группах…………………………………………………………………………...13

5.Комплексы общеразвивающих упражнений с предметами для средней и старшей группы………………………………………………………………….19

Заключение…………………………………………………………………….....21

Список литературы……………………………………………………………....22

Приложение

Введение


В общей системе воспитания в России особое место занимает физическое воспитание детей дошкольного возраста. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка, с воспитанием нравственно-волевых черт личности.

Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм.

Физические упражнения являются основным и специфическим средством физического воспитания. Они представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности. У дошкольников они представлены следующими видами: гимнастикой; подвижными и спортивными играми; спортивными упражнениями; простейшим туризмом. При выполнении физических упражнений используются различные предметы (спортивный инвентарь). Изучение значения использования предметов при проведении общеразвивающих упражнений и является целью данной работы. В соответствии с заданной целью были сформулированы следующие задачи:

- изучить учебную литературу по физическому воспитанию;

- оставить перечень, используемых предметов, дать им характеристику;

- изучить методику проведения общеразвивающих упражнений с предметами;

- выявить влияние и значение различных предметов при проведении упражнений.

1.Понятие общеразвивающего упражнения и значение предметов при проведении упражнений.

Гимнастика в системе физического воспитания занимает значительное место. Специфической особенностью гимнастики является: избирательное воздействие на различные части тела, отдельные суставы, мышечные группы и даже на разные стороны их деятельности и состояния (расслабление, растяжение мышц и др.), возможность точной дозировки нагрузки, разнообразие упражнении; использование предметов, снарядов; проведение упражнении под музыкальное сопровождение. Эти особенности гимнастики позволяют использовать ее на занятиях людям всех возрастов с разной физической подготовленностью и разным состоянием здоровья (2,51).

В содержание основной гимнастики входят: строевые, общеразвивающие и основные движения:

1. Основные—ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье и упражнения, развивающие способность поддерживать равновесие. Все эти упражнения могут проводиться в зависимости от задач с использованием мелких и крупных физкультурных пособий (обручи, скакалки, мячи и др., трибуны для лазанья, цели для метания, стойки для прыжков и др.).

2. Общеразвивающие упражнения используются в целях развития и укрепления отдельных групп мышц, воспитания правильной осанки. Упражнения оказывают общефизиологическое воздействие на организм и способствуют совершенствованию координации движений и ориентировки в пространстве. Они выполняются с предметами — флажками, палками, обручами, лентами, скакалками, на гимнастической скамейке и т. п. - и без них.

3. Строевые упражнения: различные построения — в круг, колонну по одному, шеренгу и т. п., перестроения — из колонны по одному в колонну по два, по три и т. п., размыкания, смыкания и повороты. Все эти упражнения содействуют воспитанию правильном осанки у детей, развитию внимания, ориентировки в пространстве, согласованности коллективных действий дисциплины.

Совершенствование основных движений, общеразвивающих и, строевых упражнений осуществляется на физкультурных и музыкальных занятиях, на утренней гимнастике, а также в подвижных играх. (2,106)

Общеразвивающие—это специальные упражнения, предназначающиеся для развития и укрепления отдельных групп мышц — плечевого пояса, туловища, брюшного пресса, ног и др., которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе.

Многие общеразвивающие упражнения проводятся с предметами. Они создают у детей интерес к занятиям, оказывают значительное влияние на освоение движений, развитие сенсорики, двигательных качеств и способностей. Активные действия с предметами в процессе упражнений содействуют познанию цвета, веса, формы, качества материала и других свойств предметов. Действие с предметами дает возможность добиться большей отчетливости двигательных представлений, которые основываются на различных ощущениях и восприятиях.

Зрительные восприятия создают образ движения в его динамике, выразительности, пространственных отношениях. Предметы создают как бы зрительную направленность в развитии пространственных ориентировок, способствуют лучшей координации движений отдельных частей тела.

Слух позволяет выполнить движение в определенном ритме и темпе. Некоторые предметы (например, скакалка, мяч) способствуют отчетливости этих восприятий.

Мышечные ощущения сигнализируют о положении частей тела, напряжении мышц, происходит сложный процесс согласования в работе отдельных мышечных групп, коррекции выполняемого движения с заданным образцом. Использование палок, обручей и других пособий создает ощущение сопротивления. При этом физические усилия становятся отчетливее, лучше осознаются. Некоторые предметы помогают дифференцировать мышечные ощущения (резиновые, набивные мячи и др.). Предметы позволяют варьировать, уточнять, корректировать качество упражнений. Упражнения с предметами вырабатывают правильный мышечный тонус качества движений. Предметы не только разнообразят упражнения, но и помогают влиять на такие мышцы, которые трудно развивать без предметов (опускание палки на лопатки; перешагивание через палку; перенесение ног через палку сидя, не выпуская ее из рук; пролезание в обруч в положении стоя).

Предметы увеличивают нагрузку на работающие мышцы, потому что побуждают ребенка прикладывать больше усилий для преодоления веса (например, набивного мяча). Упражнения с предметами способствуют укреплению и развитию кисти и стопы (например: перекат с пятки на носок, стоя на палке; захват ступнями мешочков с песком и др. предметов, приподнимание их и перекладывание). Предметы конкретизируют задания (например, положить палку на пол) и тем самым развивают способность контролировать свои движения и сознательно управлять ими.

Поэтому развитие двигательных качеств и способностей в упражнениях с предметами происходит значительно эффективнее. Все упражнения с предметами в той или иной степени требуют работы пальцев рук. Это активизирует деятельность анализаторных систем, влияет на развитие речи, на интеллектуальное развитие в целом. Совершенствование координации движений пальцев важно для учебной деятельности ребенка в детском саду и школе.

В упражнениях с предметами решаются и воспитательные задачи: дети приучаются аккуратно, бережно обращаться с ними, организованно и быстро брать и класть их на место, уступать товарищу предмет, который хотелось бы взять самому, оказывать помощь воспитателю в их подготовке. Наряду с общим влиянием каждый из предметов в зависимости от физических свойств оказывает своеобразное воздействие — движения приобретают плавность или резкость, четкость, силу и т. п.(1,19).

2. Перечень предметов и их характеристика.

Педагогические и гигиенические требования к ним.

Общеразвивающие упражнения выполняются детьми большей частью с предметами — палками, флажками, обручами, лентами, шнурами, шестами, шарами и т. п. Кроме того, на предметах — гимнастической стенке, скамейке, стульях, бревне; у предметов — гимнастическая стенка, стена. Различные предметы позволяют многократно повторять одни и те же полезные для детей упражнения, поддерживать к ним интерес. (Например, упражнение, в котором дети поднимают руки вверх, шире плеч и опускают их вниз, может выполняться с обручем, палкой, лентой, флажками и др.) Кроме того, предмет содействует большей конкретности задания, делает движения более точными (например, палка, поднятая вверх, определяет необходимые границы при разведении рук и помогает развитию самоконтроля ребенка). Многократное повторение упражнения с предметом помогает выработать правильный мышечный тонус, сохраняющийся и в дальнейшем при выполнении упражнения без предмета (2,134).

Погремушка — первый предмет, который можно дать детям, выполняя упражнения. Погремушка вызывает радость, повышает мышечное напряжение, оказывает комплексное воздействие на анализаторы: зрительный, слуховой, тактильно-двигательный. Погремушка должна быть красочной, приятной на ощупь, легкой (лучше из пластмассы), удобной для захватывания всей кистью.

Флажки также хорошо знакомы малышам. Они бывают в руках ребенка на каждом празднике. Действия с флажками требуют большой координации кистей: их нужно держать так, чтобы они не были опасны. Смена способов держания флажка хорошо развивает кисть руки. С флажками удобно выполнять вращательные движения, покачивания, взмахи. Физическую нагрузку флажки увеличивают незначительно, поэтому они применяются преимущественно в младших и средней группах.

Кубики (6X6 см) по влиянию на характер движения сходны с погремушками и флажками, но требуют более точных и тонких движений кистей рук. В упражнениях, где нужно положить кубики в определенном месте на пол, друг на друга, рядом и т. п., особенно активно развиваются пространственные ориентировки. Ребенку нужно в динамике и довольно быстром темпе сопоставить положение кубиков по отношению к указанным ориентирам или друг к другу (например, наклониться, поставить кубики между ног, ровно, рядом). Кубики мало влияют на напряжение крупных мышц туловища, ног, поэтому используются преимущественно в младших и средней группах.

Ленты с палочками (без палочек), султанчики (пучок лент). Динамичность мягкой переливающейся ткани вызывает у детей стремление выполнять упражнение красиво. Ленты и султанчики помогают более отчетливо выделить в движении плавность, мягкость или стремительность. В младшей и средней группах употребляются ленточки и султанчики, в старших — ленты на палочках и без них.

Мячи резиновые (разных диаметров — от 20-22 до 6-8 см); волейбольные, теннисные, набивные (весом до 1 кг). Мяч — постоянный спутник игр детей, он удовлетворяет активное стремление ребенка к движениям. Упражнения с большими и малыми мячами подготавливают к метанию. Они способствуют прежде всего развитию координации, ловкости, скорости движений, быстроте двигательной реакции, развитию глазомера, ориентировки в пространстве.

Малыши знакомятся со свойствами мяча, осваивают основные приемы его ловли из разных положений. При этом хорошую нагрузку получают все мышцы туловища, ног, рук, кистей, так как ребенок активно выполняет разнообразные, быстро меняющиеся движения. Дети перекатывают их, перебрасывают и перекладывают из руки в руку, за спиной и т. п. Все упражнения с мячом хорошо развивают силу и ловкость пальцев, координацию, быстроту движения, однако нагрузка на мышцы плечевого пояса, туловища увеличивается незначительно. Упражнения с набивными мячами более полезны для развития силы мышц, формирования стопы, развития дифференцировки мышечного напряжения.

Гимнастические палки, шест (длина 60—65, 80—90 см, 2,5—3 м). В упражнениях с ними увеличивается мышечное напряжение, происходит более точная фиксация различных положений рук, туловища, головы и ног. Кроме того, дети лучше контролируют свое выполнение движений. Постоянная нагрузка на кисти, разнообразные способы хвата (двумя или одной рукой, за концы и ближе к середине, снизу и сверху) развивают силу и координацию движений пальцев. Совместные действия с длинными палками, шестом способствуют точности движений. Из всех предметов гимнастические палки используются чаще, так как они особенно конкретизируют восприятие движений, значительно повышают физическую нагрузку, влияют на формирование осанки.

Обручи. Упражнения с обручами дают интенсивную физическую нагрузку на все крупные группы мышц. Различные хваты обруча, движение его в руках развивают мышцы кистей и предплечий. Многие упражнения оказывают большее влияние на развитие координации, пространственных ориентировок, чем упражнения с палками. Упражнения с большими обручами развивают согласованность действий, координацию, Кроме того, в эти упражнения можно включать простейшие элементы художественной гимнастики.

Скакалки, веревки. Упражнения с этими предметами развивают ловкость, координацию, ритмичность движений (при подскоках). Особое влияние они оказывают на укрепление кистей и формирование стопы (в упражнениях босиком в исходном положении, наступая на скакалку, захватывая пальцами ног скакалку и т. п.). Если скакалка натягивается в прямых руках, перетягивается из одной руки в другую (при поворотах, боковых наклонах) или друг к другу (в парах), то такие упражнения хорошо развивают силу.

Гимнастические скамейки (ширина 20 см, длина 4—5 м, высота 20—25 см). В упражнениях на скамейке значительно возрастает нагрузка на определенные группы мышц, так как здесь появляются необычные исходные положения, в которых отдельные части тела закрепляются, фиксируются. При этом приходится преодолевать вес собственного тела, сопротивление опоры — мышцы и связки больше растягиваются, напрягаются. Упражнения на скамейках стоя активно влияют на развитие функции равновесия, особенно если добавляются мелкие предметы (мячи, флажки в руках и т. п.), если к тому же уменьшается площадь опоры (поднимание на носках, стояние на одной ноге). Усложняется и координация: нужно согласовывать движения разных частей тела, одновременно действовать с предметами. И все это происходит на уменьшенной и повышенной площади опоры.

Гимнастическая лестница создает возможность для увеличения нагрузки на крупные группы мышц (держась за рейку, наклоны вперед, в сторону), постоянно работают кисти при захвате реек. При этом хорошо формируется осанка (укрепляются мышцы, улучшается гибкость позвоночника) (1,20).

В дошкольном учреждении необходимо иметь достаточное количество разнообразного спортивно-игрового оборудования, чтобы обеспечить участие всех детей группы (подгруппы), их двигательную активность в процессе организованных занятий физической культурой и подвижных игр, а также в самостоятельной деятельности детей в свободное время. Важно, чтобы размеры оборудования соответствовали антропометрическим показателям детей: длине тела в положениях стоя и сидя, длине рук, ног, объему грудной клетки, головы. Только в этом случае может быть достигнута комфортность двигательных действий в спортивно-игровой среде. Габариты и вес переносного оборудования должны быть соразмерны возможностям детей, посильны для перестановки их самими детьми.

Одним из необходимых требований является обеспечение безопасности детей при использовании оборудования. Каждое пособие должно быть прочным, надежным, пригодным для эксплуатации: рейки лестниц - достаточной толщины и прочности; узлы соединений разных деталей - надежны, без острых углов и резко выступающих частей; пособия, изготовленные из дерева, - хорошо зачищены, отполированы. Обязательно должна быть обеспечена надежность и устойчивость крупных пособий (гимнастических лестниц, трибунок, перекладин и других предметов оборудования, по которым дети лазают). С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма в физкультурных залах необходимо иметь набор больших и малых матов.

Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольников изготавливается из разных материалов. Важно, чтобы эти материалы имели гигиенический сертификат не обладали бы вредными воздействиями на организм детей. Следует отметить что для дошкольников предпочтительно гимнастическое и игровое оборудование, изготовленное из дерева (5,42).

Как правило, большая часть физкультурно-спортивного оборудования используется в физкультурных залах. Эффективность применения оборудования значительно повышается при рациональном его размещении. Расстановка разных предметов оборудования зависит от их габаритов и предназначения. Так, гимнастическая стенка устанавливается стационарно, прочно крепится к стене. Канаты, шесты, веревочные лестницы укрепляются на потолке с помощью специальных приспособлений. Такие крупные предметы оборудования как гимнастические скамейки, бумы, кубы, размещаются вдоль стен помещения. Для досок, лестниц с зацепами предусматривается место, где они могут быть подвешены или положены так, чтобы не мешали играм и занятиям детей. Мелкое физкультурное оборудование - мячи, мешочки с грузом, кубики, булавы - целесообразно поместить в секционные шкафы, на специальные полки, стеллажи, в выдвижные ящики, расположенные также вдоль стен физкультурного зала. Обручи, шнуры, скакалки лучше всего разместить на стенах в разных местах зала на специальных крюках, вешалках. Оборудование должно быть расположено так, чтобы дети могли свободно подходить к нему, самостоятельно пользоваться снарядами, не мешая друг другу. Середину зала желательно оставлять свободной. На ней размещаются разнообразные пособия для проведения игр и занятий, организуемых педагогом или детьми.

3. Использование предметов в общеразвивающих упражнениях в конкретной группе.

Младшая группа. В младших группах используются погремущки, флажки, ленточки, платочки, султанчики, колечки, кубики, мячи средних размеров, стулья. Детей учат двум способам держания флажков: 1) палочка флажка составляет как бы продолжение руки; 2) палочка направлена вертикально к руке полотнищем вверх. На занятиях используют предметы, знакомые малышам. В противном случае дети могут отвлекаться. В младших группах количество используемых предметов должно соответствовать числу детей.

Средняя группа. Для работы с детьми пятого года жизни рекомендуются следующие пособия: флажки, ленты, султанчики, кубики, мячи (большие, средние, малые, набивные), косичка (короткий шнурок с петлей и пуговкой), мешочки, обручи, палки, кегли, стулья. Упражнения с палками и обручами применяются в основном во втором полугодии, когда дети становятся более самостоятельными в построениях и хорошо осваивают основные положения и движения рук. Сначала детей знакомят с простейшими положениями палки и обруча, движениями рук (вперед, вверх, за плечи, на грудь и др.). Только после этого переходят к разучиванию несложных сочетаний движений рук с различными движения туловища. В средней группе новым является использование набивных мячей (перекладывание, перекатывание, различные повороты и наклоны туловища).

Старшая и подготовительная группа. Используются разнообразные пособия: флажки, ленты (с палочками и без палочек), кубики, большие кубы, скакалки, кегли, мешочки с песком, волейбольные, веревки, палки короткие и длинные, рейки, обручи большие и малые, гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка, мячи и мячи набивные (в подготовительной группе вводится перебрасывание и ловля набивных мячей, балансирование на них, переноска их на спине, зажатыми между ногами и т.п.). Чаще применяются упражнения с предметами, которые выполняются в паре. (см. Приложение)

4. Методика проведения общеразвивающих упражнений в разных возрастных группах.

В методику проведения упражнений входят: организация детей (построение их для выполнения упражнений), подготовка, раздача пособий и непосредственно методы и приемы обучения детей движениям.

Воспитатель использует различные методы организации детей на занятии: фронтальный, групповой, индивидуальный.

Фронтальный метод - детям предлагают одинаковые для всех упражнения, которые выполняются одновременно. Применение фронтального метода целесообразно в любой части занятия, особенно при обучении детей новым упражнениям или совершенствовании уже известных. Применяется во всех возрастных группах. Способы выполнения движений при данном методе:

- все вместе;

- поочередно (небольшими группами);

- поточный способ, когда все дети делают одно и то же упражнение по очереди, друг за другом, непрерывно-поточно.

Групповой метод — применяется в тех случаях, когда на занятии сочетается процесс обучения детей воспитателем и самостоятельное совершенствование детьми уже приобретенных двигательных навыков. При этом одна группа детей обучается какому-либо двигательному действию под руководством воспитателя, другая в это время самостоятельно упражняется в другом виде движения (повторно). Этот метод целесообразно применять в старшей и подготовительной к школе группах.

В процессе занятий может быть использован индивидуальный метод—когда каждый ребенок самостоятельно выполняет данное ему задание под контролем воспитателя.

Наиболее целесообразно при обучении детей — смешанное использование разных методов организации, ведущее к повышению эффективности физкультурных занятий.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница