Использование потенциала культурно-исторического наследия Тульского края в процессе повышения квалификации педагога как воспитателя



Скачать 90.45 Kb.
Дата20.04.2016
Размер90.45 Kb.
Дьячкова Т.В.,

ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО»
Использование потенциала культурно-исторического наследия Тульского края в процессе повышения квалификации педагога как воспитателя
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определено: «Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты мо­лодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире».

«Важная проблема, касающаяся непосредственно педагога-воспитателя, заключается в духовном воспитании самих педагогов. Сегодня вполне закономерен вопрос: где взять развитых в духовном отношении педагогов, которые могли бы приняться за столь тонкое и ответственное дело и успешно его выполнить? Чтобы вывести систему духовно-нравственного воспитания в регионе на качественно новый уровень, необходимо повышение профессиональной компетенции педагогов-воспитателей». [2]

Сегодня необходимо определить меру индивидуальной нравственной ответственности педагога, помогая ему самому ответить на вопрос: с чем он идет к детям, какие идеи и ценности он хочет и призван нести.

Для формирования духовных начал деятельности педагога необходимо использование потенциала культурно-исторического наследия родного края. Мы считаем актуальным в процессе повышения квалификации педагога как воспитателя освоение народного опыта воспитания и внедрение его в практику современного педагога, обращение к народной культуре, памятникам старины. Совершенно неоценима радость открытия Человека в истории родного края.

В Тульской области имеется богатейшее историко-культурное наследие, включающее в себя традиционные виды ремесел и промыслов, а также фольклор и обычаи. «Тульский край – это земля, воспетая Л. Н. Толстым и. А.С. Хомяковым, В. А. Жуковским и. К. Д. Ушинским, представленная на полотнах В. Д. Поленова и Г. Г. Мясоедова, давшая миру талантливых ученых и изобретателей, государственных деятелей». [4]

На территории Тульской области немало достопримечательностей, связанных с именами писателей В. Вересаева, Г. Успенского, ученого А. Т. Болотова, изобретателей С. Мосина и Н. Белобородова, командира легендарного крейсера «Варяг» В. Руднева.

Туляки бережно хранят и возрождают историко-культурное наследие края. В настоящее время в области действуют 4 музея федерального значения: Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», Государственный военно-исторический и природный заповедник «Куликово поле», Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова, Тульский государственный музей оружия, а также 30 музеев областного значения. Всего на территории области под охраной государства находятся свыше 900 памятников истории и культуры.

Образовательные программы повышения квалификации педагогов-воспитателей различных категорий насыщены историко-культурным содержанием, освещающим вопросы истории, искусства, литературы, традиций родного края. Важно и то, что мы стараемся использовать культурную среду, проводя курсы, организуя сборы, встречи в памятных местах Тульского края: источник блаженной Ефросинии Колюпановской в Алексинском районе, родина святой блаженной Матроны Московской село Себено Кимовского района, усадьба славянофила А.С. Хомякова в Богучарово Ленинского района, Жабынская Введенская пустынь в Белёвском районе, Свято-Казанский женский монастырь, домовая церковь и Дворец-музей графов Бобринских в Богородицком районе и др.

Погружение в культурную среду дает возможность педагогам черпать из первоисточников богатейший материал для воспитания детей и молодежи в духе национальных традиций.

Наряду с обязательными разделами программ педагогам предлагаются разнообразные модули в виде спецкурсов. В настоящее время на кафедре разработаны образовательные модули для дистанционного обучения педагогов, позволяющие использовать воспитательный потенциал культурно-исторического наследия нашего региона.

«Чтобы определиться в современном понимании духовно-нравственного воспитания, повышая квалификацию педагогов в своих спецкурсах, семинарах, лекциях, рассматриваем концептуальные основы духовно-нравственного воспитания с точки зрения православной педагогики, представляем трактовки духовного воспитания в православной христианской традиции, рассматриваем становление православной педагогики от практики духовного наставничества к мирской». [2] Сегодня с педагогами ведется работа по ознакомлению с православной литературой, текстами известных педагогов–философов, священнослужителей, точками зрения отечественных деятелей православия, используя при этом электронные ресурсы духовно-нравственного содержания, имеющиеся на кафедре и библиотеках города.

В настоящее время комплектуется электронный банк опыта педагогов нашего региона по реализации «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России». Сложилась определенная практика проведения мастер-классов, региональных педагогических мастерских, круглых столов по проблемам духовно-нравственного воспитания.

В свою очередь, участие в работе курсов повышения квалификации, мотивирует педагогические коллективы в образовательных учреждениях к созданию банка методических разработок, сборников материалов по этнопедагогике, рабочих тетрадей для учащихся по краеведению, методических пособий по проведению различного рода конкурсов и викторин, программ по проблемам духовно-нравственного воспитания с включением регионального компонента.

Развитие практики подготовки педагогических команд учреждений дополнительного образования детей расширяет внешние интеграционные связи учреждений, а благодаря профессиональным экскурсиям, педагоги не только устанавливают взаимообогащающее сотрудничество, но и имеют возможность изучать и открывать для себя родной край, его историю, красоту и ценность. Главная трудность не в том, чтобы понимать, «что такое хорошо и что такое плохо», а в том, чтобы это понимание обрело для педагогов личностный смысл. Наш земляк К.Д. Ушинский писал: «Хорошо рассуждать о добродетели не значит еще быть добродетельным; быть справедливым в мыслях не значит еще быть справедливым на деле».

Сегодня с уверенностью можно сказать, что в процессе профессионального общения педагогов-воспитателей Тульского региона складываются и проявляются чувства доброты, порядочности, благородства, уважения друг к другу.

Тульские педагоги имеют богатейший материал для воспитания детей и молодежи в духе национальных традиций, на произведениях наших выдающихся земляков, говорящих о добре, взаимопомощи, любви к Родине. Наследие замечательных представителей нашего края невозможно рассматривать без традиции русской старины, семейных преданий, образа матери и прочной основы веры в Россию и христианство. «Выньте христианство из истории Европы, буддизм из истории Азии, и вы ничего не поймете ни в Европе, ни в Азии», отмечал Алексей Степанович Хомяков, инициатор гармоничного воспитания и образования на национальных традициях. Задача современного педагога-воспитателя заключается в том, чтобы дать воспитанникам полноту знаний, активно использовать факты из истории и культуры родного края.

Непосредственное взаимодействие различных педагогических практик в сфере духовно-нравственного воспитания способствует созданию единого культурно-образовательного пространства нашего региона. Мы представляем педагогам практику организации и проведения совместных проектов, проблемных семинаров педагогов и священнослужителей в сфере использования культурно-исторического наследия края.

В ходе курсовой подготовки мы имеем возможность познакомиться с опытом педагогов-воспитателей нашего региона:



  • подготовка и реализация проектов «Нам силу дает наша малая Родина», «Светочи России», «Тула – наш общий дом», «Спешите делать добро» и др.;

  • реализация целевой долгосрочной программы патриотического воспитания и гражданского становления «Память сердца, память души», включающей в себя следующие образовательные маршруты: «Городское краеведение», «Дети войны», «Некрополи Тульского края», «Летопись земли Тульской», «Литературное краеведение», «Родословие», «Музееведение», «Традиции православия», «Этнография»;

  • работа научных обществ краеведов (краеведческие конференции «Тула – наш общий дом», «Есть город в России», «Тула – город–герой»; краеведческие регаты «Поле русской славы»);

  • практика духовно-нравственного развития на основе православной культуры (преподавание курса «Основы православной культуры» на базе УДОД и школ области);

  • участие воспитанников УДОД в выставках ДПИ, литературных конкурсах и викторинах в рамках сотрудничества с епархией Тульской области;

  • проведение «Уроков доброты» для воспитанников и педагогического коллектива (многолетний опыт Богородицкого Дворца детского (юношеского) творчества, в основу которого положен поучительный и интересный литературный и исторический памятник «Жизнь и приключения А. Болотова, описанные самим им для своих потомков»);

  • организация культурно-образовательного досуга через приобщение детей к миру красоты и добра, воспитание норм поведения в обществе.

В рамках реализации программы повышения квалификации, педагоги активно презентуют коллегам богатейший опыт участия в ставших уже традиционными праздниках, ярмарках, выставках, отражающих самобытность русского народа. Известны в области и далеко за ее пределами всероссийский праздник "Славься, поле Куликово", посвященный годовщинам Куликовской битвы, региональные литературно-песенные и фольклорные праздники, посвященные жизни и творчеству Льва Николаевича Толстого, поэта и религиозного философа Алексея Степановича Хомякова, основоположника русской агропромышленной науки Андрея Тимофеевича Болотова, поэта-романтика Василия Андреевича Жуковского и композитора Александра Сергеевича Даргомыжского.

Педагоги области и их воспитанники – свидетели и участники возрождения исконно-русских традиций нашей области, таких, как массовые народные гуляния в Ясной Поляне, Епифанская ярмарка «На Дону стоим! Дон славим!» в с. Епифань, фестиваль крапивы в с. Крапивна. На родине филимоновской игрушки организуется летний лагерь "Поляна", где дети и педагоги из Тульской, Орловской, Рязанской, Калужской и Московской областей обучаются секретам изготовления народной игрушки, знакомятся с традиционной народной культурой средней полосы России. На базе музея "Тульские самовары" постоянно ведутся занятия с педагогами и учащимися в рамках программы "Музейная педагогика".

Как материальные носители истории, хранители культурного наследия, характера и духа народа, памяти о нашем богатом прошлом, музеи нашего региона делают неразрывной связь времён и поколений. Проведение занятий курсов повышения квалификации на базе музейных комплексов и музеев образовательных учреждений позволяет «каждому педагогу прикоснуться к духовному опыту предыдущих поколений, помогает сделать своими союзниками тех, кто жил до нас на Тульской земле, воспользоваться их опытом в различных областях науки и культуры».[3] При этом мы имеем уникальную возможность использовать музейные фонды учебно-методических материалов (аудиовизуальные средства, тексты лекций, конспекты уроков и занятий, методические разработки классных часов, учебные видеофильмы и др.). За последние 3 года обрели свою актуальность материалы интерактивных музеев общеобразовательных учреждений, таких, как «Судьба человека», «Марья-искусница», «Русская изба».

В 2010 году подготовлены и выпущены 7 сборников авторских программ педагогов дополнительного образования Тульской области «Радуга творчества». В ближайшее время в планы кафедры входит обобщение и представление опыта работы образовательных учреждений и педагогов Тульской области в научно-методическом сборнике «Традиции и инновации в духовно-нравственном воспитании».

Убедительным доказательством результативности обучения на курсах повышения квалификации является профессиональный рост педагогов в послекурсовой период, победы в конкурсе «За нравственный подвиг учителя» (Шепотько Г.А., Бородина Н.Я), материалы публикаций. Педагоги отмечают, что после прохождения курсов повышения квалификации они не просто выходят на иной уровень своей профессиональной деятельности, но и становятся «проводниками» идей духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи в своих педагогических сообществах.

Привлечение к повышению квалификации педагогов опытных православных педагогов, врачей, священнослужителей, авторитетных общественных деятелей, ученых, представителей культуры и искусства нашего региона, позволило создать такие направления в системе дополнительного образования детей, как духовный театр, православное краеведение.

Педагоги Тульского края с большим интересом относятся к народному творчеству, истории и национальному искусству своего края. Творческое наследие великих земляков вдохновляет современных педагогов на написание собственных поэтических сборников. Жизнь и творчество наших выдающихся земляков, великих тружеников и мыслителей, радетелей о родной земле и благе Отечества, помогает многим современным педагогам и их воспитанникам обрести свое «нравственное лицо» и место в жизни.
Литература
1. Григорьева А.И. Педагог как профессиональный воспитатель: теория и технология поддержки профессионального развития педагога школы. – Тула: ИПК и ППРО ТО, 1999. – 144 с.

2. Духовно-нравственное воспитание учащейся молодёжи: от теории к практике: Методические рекомендации / Авт.- сост. А.И., Григорьева, Л.В. Заика, О.Ю. Кожурова и др. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2009. – 35 с.



3.Патриот и гражданин (опыт духовно-нравствен­ного воспитания) / Под ред. Н.Е. Орлихиной; Составитель Л.В. Заика. – Тула: ИПК и ППРО ТО, 2008. – 106 с.

4. Пеньков В.В. История Тульского края. – Тула: Издательский Дом «Пересвет», 2003. – 276 с.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница